Научная статья на тему 'Проблемы деятельности Уполномоченного по правам ребенка по защите права ребенка жить и воспитываться в семье на примере Тамбовской области'

Проблемы деятельности Уполномоченного по правам ребенка по защите права ребенка жить и воспитываться в семье на примере Тамбовской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА / ОМБУДСМАН / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / MINOR / COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS / OMBUDSMAN / FAMILY / UPBRINGING / TAMBOV REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шатурина А. В., Шатурина Н. А.

В статье говорится об одной из приоритетных задач государства защите прав и интересов несовершеннолетних граждан. Ставятся проблемы реализации несовершеннолетними своего права жить и воспитываться в семье. Анализируется деятельность института Уполномоченного по правам ребенка на примере Тамбовской области (детского омбудсмана) как одного из важнейших механизмов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE ACTIVITY OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS TO PROTECT THE RIGHT OF A CHILD TO LIVE AND BE RAISED IN A FAMILY ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION

The article refers to one of the priority tasks of the state the protection of the rights and interests of minors. The problems of minors ' realization of their right to live and be raised in a family are raised. The article analyzes the activity of the Institute of the Commissioner for children's rights on the example of the Tambov region (children's Ombudsman) as one of the most important mechanisms for protecting the rights and legitimate interests of minors.

Текст научной работы на тему «Проблемы деятельности Уполномоченного по правам ребенка по защите права ребенка жить и воспитываться в семье на примере Тамбовской области»

данского кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Рос. газета. -2015. -30 июня. - № 140. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [Электронный ресурс] // Рос. газета. - 2005. -15 марта. - № 50. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 27 декабря 2018 г.) [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 2 августа 2019 г.) [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4921. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru

Шатурина А.В.

студент ФГБОУ ВО«ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия Шатурина Н.А. старший преподаватель ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Россия

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВА РЕБЕНКА ЖИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬСЯ В СЕМЬЕ НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье говорится об одной из приоритетных задач государства - защите прав и интересов несовершеннолетних граждан. Ставятся проблемы реализации несовершеннолетними своего права жить и воспитываться в семье. Анализируется деятельность института Уполномоченного по правам ребенка на примере Тамбовской области (детского омбудсмана) как одного из важнейших механизмов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, Уполномоченный по правам ребенка, омбудсман, семья, воспитание, Тамбовская область.

Shaturina A.V.

student FGBOU VO «LSPU named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky»

Lipetsk, Russia Shaturina N.A. senior lecturer FGBOU VO «LSPU named after P.P. Semenov-Tyan-Shansky»

Lipetsk, Russia

PROBLEMS OF THE ACTIVITY OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS TO PROTECT THE RIGHT OF A CHILD TO LIVE AND BE RAISED IN A FAMILY ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION

Abstract: the article refers to one of the priority tasks of the state - the protection of the rights and interests of minors. The problems of minors ' realization of their right to live and be raised in a family are raised. The article analyzes the activity of the Institute of the Commissioner for children's rights on the example of the Tambov region (children's Ombudsman) as one of the most important mechanisms for protecting the rights and legitimate interests of minors.

Key words: minor, Commissioner for children's rights, Ombudsman, family, upbringing, Tambov region.

Актуальные вопросы в сфере обеспечения прав детей, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и гражданского общества принятия мер, направленных на улучшение положения детей и их защиту. Для решения проблем обеспечения достойной жизни подрастающего поколения требуется неукоснительное соблюдение прав и законных интересов детей и комплексная работа в этом направлении со стороны государства.

Институт специализированного (отраслевого) Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации существует не так давно.

Впервые в России он был учрежден в 2009 г. Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при президенте Российской Федерации по правам ребенка» [3].

За время своего существования институт Уполномоченного по правам ребенка показал свою важность и эффективность, несмотря на звучавшую многочисленную критику со стороны его противников [4, с. 59].

Важным шагом в развитии института специализированного Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации явилось принятие Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27 декабря 2018 г № 501-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ) [2].

Согласно положениям Федерального закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» детский омбудсмен в России должен будет обеспечивать гарантии государственной защиты прав и законных интересов детей, а также соблюдение прав детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» помимо регулирования полномочий федерального детского омбудсме-на, регулирует также и полномочия омбудсменов по правам детей в субъектах РФ.

Защищая и отстаивая права детей, институт Уполномоченного по правам ребенка является существенным элементом механизма в региональной детской политике. Это обусловлено координирующей ролью, которую играет данный институт, подходя комплексно к решению детских проблем. Задача института Уполномоченного по правам ребенка заключается в том, чтобы держать в поле зрения всех структур государственной власти и гражданского общества проблемы защиты и обеспечения прав детей. Эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка обеспечивается поддержкой и реализацией его предложений по улучшению положения детей, защите их прав со стороны органов исполнительной власти области. Детский омбудсмен региона акцентирует внимание общества на вопросах нарушения прав и свобод детей, объединяя усилия муниципальной и государственной власти для решения этих задач.

Деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области осуществляется по следующим направлениям:

защита конкретного ребенка или группы детей путем оказания им помощи в предотвращении нарушений их прав и законных интересов или их восстановлении;

взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными органами, общественными

и волонтерскими организациями Тамбовской области по вопросам обеспечения прав и законных интересов детей;

проведение независимых проверок деятельности организаций и учреждений с целью выявления обстоятельств, приводящих к нарушению прав несовершеннолетних;

консультирование и правовое просвещение жителей, в том числе детского населения Тамбовской области, по вопросам защиты прав, свобод и законных интересов ребенка;

привлечение к достижению целей и решению задач по защите прав и законных интересов детей общественных структур при Уполномоченном по правам ребенка;

проведение областных семинаров, «круглых столов», совещаний по проблемам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка;

представление опыта работы региона по отдельным направлениям на общероссийском уровне: Всероссийских съездах Уполномоченных по правам ребенка, совещаниях, конференциях и иных мероприятиях;

взаимодействие с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка по вопросам защиты прав и законных интересов детей Тамбовской области.

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении в атмосфере любви и счастья. Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства является приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии.

В Тамбовской области реализовано значительное число мер, направленных на совершенствование системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье.

В прошедшем году на условиях софинансирования с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в области реализованы:

комплекс мер по развитию в области системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций на 2018-2019 годы;

проект «Действуем вместе!», направленный на содействие успешной адаптации воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обществе через

внедрение социальной технологии «наставничество». За прошлый год сформировано 19 пар «наставник-наставляемый» по долгосрочному наставничеству и 11 пар по краткосрочному наставничеству.

При поддержке Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ» (Санкт-Петербург) реализован:

проект «Навигация», направленный на профилактику социального сиротства через работу с кровными семьями;

проект «Сообщество равных», направленный на совершенствование системы сопровождения замещающих семей и поиск эффективных форм взаимодействия замещающих родителей и специалистов.

При поддержке Фонда президентских грантов проект «ЯсемьЯ», направленный на поддержку молодых семей, одиноких матерей из числа выпускников организаций для детей - сирот.

С участием АНО «Новые технологии развития» (Москва) проект «Социальный кластер - эффективный механизм социализации сирот старшего возраста», направленный на социализацию воспитанников и выпускников организаций для детей - сирот через проектную деятельность.

Совместно с Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (Москва) реализован проект «Добрые перемены. Защита прав и реабилитация детей-сирот, находящихся в детском доме и переживших травму жестокого обращения в семье», направлены на повышение качества оказания психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей [5].

В прошедшем году началась работа по изучению мнения детей в оценке проводимых для них мероприятий, с целью последующего учета этого мнения в принятии решений, затрагивающих их интересы. Изучение мнения детей осуществлялось по трем направлениям:

в работе с воспитанниками и выпускниками организаций для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в рамках проекта «Социальный кластер - эффективный механизм социализации сирот старшего возраста»);

с детьми, воспитывающимися в замещающих семьях (в рамках проекта «Сообщество равных»);

детьми из семей, находящихся на ранней стадии кризиса (в рамках проекта «Навигация»).

Практически все дети, участвующие в оценке мероприятий, подтвердили, что семья представляет для них главную ценность. По ито-

гам этой работы Управлением образования и науки области планируется разработать методическое пособие для специалистов, работающих с семьей, и замещающих родителей.

Одним из важных направлений по сохранению семьи является проведение профилактической работы с женщинами из группы риска по отказу от новорожденных детей.

В области выстроена система межведомственного взаимодействия между специалистами здравоохранения и сотрудниками органов профилактики социального сиротства.

Координирующую, мониторинговую и методическую функцию выполняет стажировочная площадка на базе ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница».

За прошедший год 538 беременных женщин обратились к специалистам кабинета медико-социальной поддержки за помощью и были направлены в центры социального обслуживания населения, из них 255 беременных женщин взяты на социальное сопровождение (75,4 %).

Принимаемые меры способствуют ежегодному снижению отказов от новорожденных детей.

На территории области выявлено 13 женщин, которые имели намерение отказаться от своего новорожденного ребенка (за аналогичный период 2017 года было выявлено 16 намерений).

Предотвращено 6 отказов от новорожденных (46,2 %), все 6 детей вернулись в кровную семью.

Отказались от своего новорожденного ребенка 7 женщин (53,8 %), 5 детей усыновлены в учреждении здравоохранения, 2 - помещены в ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка».

Основная причина отказов от детей - отсутствие материальных возможностей воспитывать и растить ребенка. Но не всегда заявленная причина является истинной. Как правило, за отказом стоит отсутствие потребности в родительстве и заинтересованности в воспитании ребенка, а также привычный асоциальный образ жизни.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности. Однако не всегда нахождение ребенка в родной семье соответствует его интересам. И если в семье возникает ситуация, представляющая опасность для жизни, здоровья или психического состояния ребенка, принимаются неотложные меры. В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его

здоровью орган опеки и попечительства вправе в соответствии со статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации немедленно отобрать ребенка у родителей на основании акта об отобрании ребенка.

За год при непосредственной угрозе жизни и здоровью, в порядке ст. 77 СК РФ, органами опеки и попечительства произведено отобрание 24 детей.

Мониторинг показал, что практически во всех случаях отобрание производилось в установленном законом порядке, на основании постановления администрации города (района), с уведомлением прокурора и соблюдением семидневного срока направления в суд иска о лишении родительских прав.

Ситуации, в которых находились дети, действительно создавали угрозу их жизни и здоровью. Учитывая, что главной причиной лишения (ограничения) родительских прав является уклонение родителей от исполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка, создание своими действиями или бездействием условий, представляющих угрозу жизни и здоровью детей, то приоритетной задачей профилактики социального сиротства сегодня является организация надлежащей деятельности по раннему выявлению и реабилитации неблагополучных семей.

В целом в области наметились положительные тенденции по сохранению кровной семьи. Уменьшилось общее число детей, родители которых лишены родительских прав (2018 г. - 128 детей, 2017 г. -139 детей).

Сохраняется тенденция сокращения количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, проводимые аппаратом Уполномоченного проверки выявляют многочисленные нарушения в работе администраций учреждений по этому направлению деятельности.

В ходе проверки соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в ТОГБУ для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Центр поддержки семьи и помощи детям «Аистенок» выявлена неудовлетворительная работа при реализации функций по сохранению кровных связей и проведению реабилитационной работы с родителями в целях восстановления их в родительских правах.

Мониторинг случаев отмены решений о передаче детей в замещающие семьи демонстрирует позитивную динамику снижения. Орга-

нами опеки и попечительства принято решение об отмене передачи 16 детей в семьи (2017 г. - 23). Вместе с тем ситуацию нельзя охарактеризовать как благополучную до тех пор, пока такие факты будут иметь место. Вторичное сиротство наносит серьезную травму и без того надорванной и уязвимой психике ребенка.

Подавляющее большинство случаев возврата связано с отсутствием взаимопонимания между опекуном и опекаемым - 6; по состоянию здоровья опекуна - 1; по состоянию здоровья детей - 1, ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей - 7, в связи с нарушением имущественных прав ребенка-1.

Проведенный анализ показал, что, как правило, отстранение опекунов происходит из-за недостаточного контроля за поведением ребенка, его учебой, а также его здоровьем, физическим, психическим, духовным и нравственным развитием. Не всегда, несмотря на проводимую работу специалистов, удается нормализовать ситуацию в семье.

Контроль за деятельностью опекунов, в соответствии с законодательством, осуществляют органы опеки и попечительства. Аппаратом Уполномоченного ежегодно осуществляются проверки работы органов опеки и попечительства по контролю за выполнением опекунских обязанностей опекунами, приемными родителями и патронатными воспитателями с выездом в семьи.

Эти и другие факты свидетельствуют о еще слабой активности ряда органов опеки и попечительства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей в приемных семьях. В целях минимизации фактов отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью и предотвращения возврата детей в интернатные учреждения считаем необходимым:

- принять меры по усовершенствованию деятельности органов опеки и попечительства по созданию эффективной и профессионально работающей системы подготовки кандидатов в замещающие родители;

- сопровождать замещающие семьи в целях профилактики отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью;

- создать реестр лиц, которые не могут быть усыновителями или опекунами по причине того, что были лишены или ограничены в родительских правах, отстранены от обязанностей опекуна и бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

- проводит обязательное психологическое обследования лиц, выразивших желание принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и близких родственников;

- установления обязательности подготовки близких родственников;

- установления юридического и фактического состава семьи лиц, выразивших желание принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (реально проживающих в одном жилище лиц), присутствие которых может оказать влияние на воспитание детей, и определение требований, которым члены семьи должны соответствовать [5].

В ст. 7, 38 Конституции РФ [1] детству гарантируется государственная защита. Вопросом национальной безопасности является придание приоритетного значения защите прав и интересов ребенка. Создание института уполномоченного по правам ребенка является важной и благородной задачей. Для успешного функционирования данного института необходимо сконцентрировать усилия специалистов различных областей, в первую очередь юристов, которые должны обеспечить нормативно-правовую базу деятельности этого правозащитного механизма. Опыт свидетельствует, что данный институт должен развиваться и совершенствоваться. Его задачи - решение значимых для детей возникающих проблем, обеспечение гарантий прав и интересов несовершеннолетних в России.

Список литературы

1. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг: с изменениями на 2015 год. - М.: Эксмо, 2015. - 64 с.

2. Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации: Фе-дер. закон Рос. Федерации от 27 декабря 2018 г № 501-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 53 (ч. I). - Ст. 8427.

3. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 36. - Ст. 4312.

4. Иванов Р.Ю. О законодательном регулировании правового статуса специализированного Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации / Р.Ю. Иванов // Государственная служба и кадры. - 2019. - № 1. -С. 59-61.

5. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области в 2018 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Тамбовской области. - Режим доступа: URL: http://tamdeti.ru/cmsdiv-doklads.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.