Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.5 УК РФ, СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ'

СООТНОШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.5 УК РФ, СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП / ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ / ВЗЯТКА / СУБЪЕКТ / СМЕЖНЫЙ СОСТАВ / КОНТРАКТНАЯ СЛУЖБА / ОТГРАНИЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогова Евгения Викторовна, Игнатьева Наталья Владимировна

Рассматривается преступление, предусмотренное ст. 200.5 Уголовного кодекса РФ, которое является относительно новым для уголовного права России (статья введена в УК РФ в 2018 г). Отмечается, что цели криминализации деяния, связанного с подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, его сущность, а также конструкция состава преступления обнаруживают наибольшее сходство с составами преступления по ст. 290, 291, 204 УК РФ. Подчеркивается, что до настоящего времени ни Верховный Суд РФ, ни теоретики уголовного права не дали разъяснений о порядке применения данной нормы, о ее отграничении от смежных составов преступлений (в данной работе такое отграничение изучено подробно, что, на наш взгляд, представляет практическую ценность).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогова Евгения Викторовна, Игнатьева Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE CRIME PROVIDED FOR IN ARTICLE 200.5 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH RELATED CORRUPTION CRIMES

The crime provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation is relatively new to the criminal law of Russia. The article was introduced into the Criminal Code of the Russian Federation in 2018. The purposes of criminalization of an act related to bribery of a contract service employee, a contract manager, a member of the procurement commission, its essence, as well as the construction of the corpus delicti, show the greatest similarity with such crimes like 290, 291, 204 of the Criminal Code of the Russian Federation. To date, neither the Supreme Court of the Russian Federation nor the theorists of criminal law have provided explanations on the procedure for applying this rule, on its separation from related crimes. In this paper, such a distinction has been studied in detail, which in our opinion is of practical value.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.5 УК РФ, СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»

УДК 343.3/.7

СООТНОШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 200.5 УК РФ, СО СМЕЖНЫМИ СОСТАВАМИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Рогова Е. В.

Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск, Россия

Игнатьева Н. В.

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск, Россия

Аннотация. Рассматривается преступление, предусмотренное ст. 200.5 Уголовного кодекса РФ, которое является относительно новым для уголовного права России (статья введена в УК РФ в 2018 г). Отмечается, что цели криминализации деяния, связанного с подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, его сущность, а также конструкция состава преступления обнаруживают наибольшее сходство с составами преступления по ст. 290, 291, 204 УК РФ. Подчеркивается, что до настоящего времени ни Верховный Суд РФ, ни теоретики уголовного права не дали разъяснений о порядке применения данной нормы, о ее отграничении от смежных составов преступлений (в данной работе такое отграничение изучено подробно, что, на наш взгляд, представляет практическую ценность).

Ключевые слова: коммерческий подкуп, закупки, государственные нужды, взятка, субъект, смежный состав, контрактная служба, отграничение.

THE RATIO OF THE CRIME PROVIDED FOR IN ARTICLE 200.5 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH RELATED CORRUPTION CRIMES

Rogova E. V.

Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutorapos Office of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation

Ignatieva N. V.

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Irkutsk, Russian Federation

Abstract. The crime provided for in Article 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation is relatively new to the criminal law of Russia. The article was introduced into the Criminal Code of the Russian Federation in 2018. The purposes of criminalization of an act related to bribery of a contract service employee, a contract manager, a member of the procurement commission, its essence, as well as the construction of the corpus delicti, show the greatest similarity with such crimes like 290, 291, 204 of the Criminal Code of the Russian Federation. To date, neither the Supreme Court of the Russian Federation nor the theorists of criminal law have provided explanations on the procedure for applying this rule, on its separation from related crimes. In this paper, such a distinction has been studied in detail, which in our opinion is of practical value.

Keywords: commercial bribery, procurement, state needs, bribe, subject, related staff, contract service, delineation.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок является относительно новым составом преступления, введенным в Уголовный кодекс РФ1 в 2018 г. Криминализация данного вида деяний вызвана необходимостью уголовно-правового воздействия

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 24.02.2022) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

на так называемые откаты при осуществлении поставок товаров, выполнении работ, оказании услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые передавались представителям заказчика, не являющимся должностными лицами и лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Проблема разграничения преступлений относится к числу наиболее сложных и вместе с тем недостаточно разработанных теорий

Глагол Ъ правосудия

уголовного права. Трудности при этом главным образом объясняются тем, что определенное преступление всегда имеет ряд общих признаков с другими преступлениями. Как верно подчеркнул В. Н. Кудрявцев, для того чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо очень четко представить себе разграничительные линии между ним и смежными преступлениями [1, с. 148].

Смежными со ст. 200.5 УК РФ составами преступлений являются уголовно наказуемые деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 184, 290, 291, 204, 200.5, 200.7 и 309 УК РФ.

В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона от 23 апреля 2018 г. № 99-ФЗ1 данный вид преступлений тесным образом сопряжен с преступлениями в сфере экономической деятельности и отнесен законодателем к этой группе. При этом законодатель в этой же пояснительной записке неоднократно обращает внимание на тесную связь подкупа работника контрактной службы со взяточничеством и коммерческим подкупом. Анализируя спектр общественных отношений, являющихся объектом преступлений, предусмотренных ст. 200.5 УК РФ, можно сделать вывод, что подкуп работника контрактной службы тесно граничит с преступлениями против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп») и преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 290 «Получение взятки» и ст. 291 «Дача взятки» УК РФ).

Принимая во внимание идентичный механизм совершения преступлений и единые основания уголовно-правового запрета, в теории и на практике существует объективная необходимость в отграничении преступления, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, от смежных составов преступлений, предусмотренных ст. 204, 290 и 291 УК РФ.

Заметим, что указанные преступления обнаруживают ряд общих признаков, наличие которых осложняет процесс их отграничения. К их числу относятся: единая правовая природа, основанная на использовании полномочий

1 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон РФ от 23 апр. 2018 г. № 99-ФЗ / / Гарант : справочная правовая система.

конкретными лицами; один и тот же предмет преступления, к которому относятся деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, имущественные права; единый механизм совершения, основанный на даче (получении) незаконного вознаграждения.

В этой связи особое значение приобретает правильное установление критериев, используя которые исследуемые преступления необходимо отграничивать друг от друга.

Положения теории уголовного права основываются на том, что смежные составы преступлений в первую очередь отличаются друг от друга по объекту (родовому, видовому или непосредственному), т. е. по тем общественным отношениям, которые охраняются уголовным законом от преступных посягательств, которым причиняется вред или создается угроза причинения вреда в результате совершения преступления и на причинение вреда, которым направлено преступление.

Так, видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ), к которым относится подкуп работника контрактной службы, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование экономики, социальной сферы, здравоохранения, реализацию национальных проектов и государственных программ, внутреннюю и внешнюю безопасность России, целевое и экономное расходование бюджетных средств.

Видовым объектом преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ), к которым относятся дача и получение взятки, является система общественных отношений, обеспечивающих создание и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, отвечающих требованиям ответственности, профессионализма, честности и компетентности. Эти отношения возникают как внутри государственного аппарата, так и между указанными органами и учреждениями и другими субъектами.

Видовым объектом преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), к которым относится коммерческий подкуп, являются общественные отношения, обеспечивающие правильную деятельность коммерческих и иных

глаголъ правосудия

организаций как равноправных субъектов гражданско-правовых и других отношений. Видовыми признаками объекта коммерческого подкупа следует считать нормальную, т. е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, уполномоченного на то коммерческой или иной организацией.

Непосредственным объектом подкупа работника контрактной службы выступают отношения, складывающиеся при осуществлении своих полномочий контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, работником контрактной службы или иным представителем заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Деятельность таких лиц, в свою очередь, напрямую основана на делегировании им части полномочий государственного или муниципального заказчика. То есть по сути преступления, связанные с подкупом лиц, указанных в ст. 200.5 УК РФ, совершаются вопреки интересам государства или муниципального образования. Аналогичная позиция высказывается и Э. А. Прохоровым [4, с. 152], который указывает, что первичный вред причиняется именно государственным интересам.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 290 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную деятельность государственной власти и соблюдение интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, неподкупность власти и ее авторитет среди граждан.

Непосредственным объектом коммерческого подкупа являются «общественные отношения, обеспечивающие беспристрастное (т. е. не основанное исключительно на личных интересах и предпочтениях) управление деятельностью коммерческой организации» [3, с. 13]. Так, С. Д. Макаров отмечает: «Непосредственным объектом коммерческого подкупа следует считать урегулированные нормативно-правовыми актами общественные отношения между коммерческой или иной организацией (не являющейся государственным или муниципальным органом или учреждением) и ее служащим, наделенным этой организацией полномочиями в отношениях с иными лицами принимать юридически и экономически значимые решения и осуществлять деятельность

от имени организации и в интересах этой организации, когда такие решения и деятельность способны породить, изменить или прекратить правоотношения с иными субъектами, повлечь иные юридически значимые последствия для организации, а равно иных лиц» [2, с. 12].

Другим отличительным признаком является характеристика субъектов исследуемых составов преступлений.

Так, субъектами незаконного получения подкупа (ч. 4 ст. 200.5 УК РФ) выступают лица, являющиеся работниками контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иными уполномоченными лицами, представляющими интересы заказчика в данной сфере.

Субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, которыми, согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 % голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах РФ, других вой-

Глагол Ъ

правосудия

сках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, которые, согласно примечанию к ст. 285 УК РФ, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции:

— в государственных органах;

— органах местного самоуправления;

— государственных и муниципальных учреждениях;

— государственных внебюджетных фондах;

— государственных корпорациях;

— государственных компаниях;

— публично-правовых компаниях;

— на государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

— в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем 50 % голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 % состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»);

— в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Субъектом незаконного получения коммерческого подкупа (ч. 3 и 4 ст. 204 УК), в соответствии с примечанием к ст. 201 УК РФ, признается лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, за исключением организаций, указанных в п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ, либо в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления либо государственным или муниципальным учреждением, т. е. выполняющее функции единоличного исполнительного органа либо члена совета директо-

ров или иного коллегиального исполнительного органа, или лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

Таким образом, основное отличие субъектов получения подкупа (взятки) заключается в виде организаций, в которых они работают. В то же время, отмечая, что деятельность субъекта подкупа, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, осуществляется в тех же организациях, что и субъектов получения взятки и коммерческого подкупа, основные отличия между ними следует проводить по характеру осуществляемой деятельности. Так, если субъект получения взятки, коммерческого подкупа осуществляет юридически значимую деятельность, реализуя организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия, а также функцию представителя власти, то служебная деятельность субъекта подкупа, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ, напротив, не обладает таким характером и осуществляется кругом лиц, предусмотренных диспозицией данной статьи. Если такие субъекты в связи с получением подкупа будут осуществлять вышеуказанные юридически значимые функции, то ответственность за содеянное при наличии к тому оснований должна наступать по правилам статей, устанавливающих ответственность за взяточничество или коммерческий подкуп.

Определенные отличия рассматриваемых составов преступлений также обусловлены юридико-техническими особенностями конструирования указанных составов преступлений, которые вместе с тем не имеют определяющего значения при их соотношении и отграничении.

К числу таких отличий относятся следующие.

Так, при описании способа совершения преступления в ст. 200.5 и 204 УК РФ законодатель не предусмотрел получение субъектом предмета подкупа лично или через посредника, как это сделано в ст. 290 УК РФ.

При описании действий (бездействия) в ст. 200.5 УК РФ также не содержится указания на вид и характер полномочий субъекта подкупа. Однако такие полномочия должны находиться во взаимосвязи с совершением тех или иных действий или бездействия в сфере муниципальных или государственных закупок, на что указывает текст уголовного закона: «за со-

глаголъ правосудия

вершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».

В то же время во взяточничестве и коммерческом подкупе такие действия прямо отнесены законодателем к входящим в служебные полномочия субъекта преступления либо к тем, совершению которых может способствовать его должностное положение.

Во взяточничестве также предусмотрено получение незаконного вознаграждения за общее покровительство или попустительство по службе, на что отсутствует указание в ст. 200.5 УК РФ.

С учетом изложенного, проанализировав проблемы отграничения подкупа работника контрактной службы от смежных составов преступлений, необходимо констатировать, что рассмотренные преступления, имеющие общую социальную природу, отличаются друг от друга прежде всего по объекту и субъекту преступления.

Так, если будет установлено, что подкуп был осуществлен в сфере государственных и муниципальных закупок, необходимо определить положение лица, которому передан предмет подкупа или который получил подкуп. Если такое лицо является должностным или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, то содеянное требует квалификации с учетом установленных обстоятельств либо по ст. 290, 291, либо по ст. 204 УК РФ. Если же лицо является работником контрактной службы, либо контрактным управляющим, либо членом комиссии по осуществлению закупок, либо лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или

оказанных услуг, либо иным уполномоченным лицом, представляющим интересы заказчика, и при этом не является должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, то ответственность должна наступать по ст. 200.5 УК РФ.

Список литературы

1. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд. перераб. и доп., М., 2004. 304 с.

2. Макаров С. Д. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 1999. 204 с.

3. Максимов С. В. Уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях, и коммерческий подкуп // Уголовное право. 1999. № 1. С. 8—16.

4. Прохоров Э. А. «О сущности преступного деяния, предусмотренного ст. 200.5 УК РФ» // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 7. С. 151—153.

Рогова Евгения Викторовна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации (Россия, г. Иркутск), e-mail: Rev-80@yandex.ru

Rogova Evgeniya Viktorovna - Doctor of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines, Irkutsk Law Institute (Branch) of the University of the Prosecutor Office of the Russian Federation (Irkutsk, Russian Federation), e-mail: Rev-80@yandex.ru

Игнатьева Наталья Владимировна - адьюнкт, Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации (Россия, г. Иркутск), e-mail: Ignatiewa.natalya2013@yandex.ru

Ignatieva Natalia Vladimirovna - adjunct, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Irkutsk, Russian Federation), e-mail: Igna-tiewa. natalya2 013@yandex. ru

Глагол Ъ правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.