Научная статья на тему 'Соотношение права социального обеспечения и экологического права'

Соотношение права социального обеспечения и экологического права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1149
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА / ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ / РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ПРАВО НА ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ / INTERACTION OF BRANCHES OF LAW / THE RIGHT TO A SOCIAL ENVIRONMENT / THE RIGHT TO A DIGNIFIED LIFE / AIR POLLUTION / PRESERVATION OF THE HEALTH OF THE NATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхатдинов Владимир Шамильевич, Листопад Оксана Федоровна

Исследуется соотношение права социального обеспечения и экологического права по предмету и методу регулирования. Оно прослеживается при реализации гарантированных ст. 7 Конституции РФ прав человека на достойную жизнь и свободное развитие. Выявлено, что один из общих элементов в предмете правового регулирования рассматриваемых отраслей это охрана здоровья граждан. В число мероприятий по охране здоровья человека входит устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Право социального обеспечения регулирует общественные отношения по сохранению здоровья граждан в части предоставления им бесплатной медицинской помощи, а отрасль экологического права осуществляет охрану здоровья человека путем сохранения благоприятной окружающей среды. В праве социального обеспечения используется императивный метод правового регулирования в силу специфики правового статуса субъектов (отсутствие между ними отношений равенства и подчиненности). В экологическом праве применяется как императивный, так и диспозитивный метод правового регулирования. Авторы подчеркивают, что необходимость взаимодействия рассматриваемых отраслей становится особенно актуальной при реализации политики государства в области охраны здоровья граждан в целях устранения разрыва показателей здоровья населения России и экономически развитых стран. В нормативных актах стратегического планирования на первый план выводится задача повышения роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для выполнения поставленной задачи необходимы улучшение условий жизни российских граждан и сохранение благоприятной окружающей среды. При этом авторы обращают внимание на ряд проблем, осложняющих сохранение здоровья граждан в Российской Федерации, и предлагают ряд дополнительных мер социальной защиты в целях смягчения отрицательных последствий на здоровье граждан в случае их проживания на экологически неблагоприятных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATION BETWEEN SOCIAL SECURITY LAW AND ENVIRONMENTAL LAW

The correlation of social security law and environmental law with regard to the subject and method of regulation is investigated. It can be traced in the implementation of human rights to a decent life and free development guaranteed by Art. 7 of the Constitution of the Russian Federation. It was revealed that one of the common elements in the subject of legal regulation of the considered branches of law is protection of the health of citizens. Among the measures of protection of human health is the elimination of the harmful effects of environmental factors. The social security law regulates public relations to preserve the health of citizens in terms of providing them with free medical care, and the environmental law protects human health by maintaining a favorable environment. In the social security law, an imperative method of legal regulation is used due to the specifics of the legal status of the subjects (the absence of equality and subordination between them). In environmental law, both the imperative and the dispositive methods of legal regulation are used. The authors emphasize that the need for interaction between the considered branches of law becomes especially relevant when implementing state policy in the field of protecting the health of citizens in order to bridge the gap between the health indicators of the population of Russia and economically developed countries. In strategic plans, the task of enhancing the role of human capital as the main factor in economic development is brought to the forefront. To achieve this goal, it is necessary to improve the living conditions of Russian citizens and maintain a favorable environment. At the same time, the authors draw attention to a number of problems that complicate the preservation of the health of citizens in the Russian Federation, and offer some social protection measures in order to mitigate the negative effects on the health of citizens if they live in ecologically unfavorable territories.

Текст научной работы на тему «Соотношение права социального обеспечения и экологического права»

В. Ш. Шайхатдинов, О. Ф. Листопад

Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург)

СООТНОШЕНИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Исследуется соотношение права социального обеспечения и экологического права по предмету и методу регулирования. Оно прослеживается при реализации гарантированных ст. 7 Конституции РФ прав человека на достойную жизнь и свободное развитие. Выявлено, что один из общих элементов в предмете правового регулирования рассматриваемых отраслей - это охрана здоровья граждан.

В число мероприятий по охране здоровья человека входит устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания. Право социального обеспечения регулирует общественные отношения по сохранению здоровья граждан в части предоставления им бесплатной медицинской помощи, а отрасль экологического права осуществляет охрану здоровья человека путем сохранения благоприятной окружающей среды. В праве социального обеспечения используется императивный метод правового регулирования в силу специфики правового статуса субъектов (отсутствие между ними отношений равенства и подчиненности). В экологическом праве применяется как императивный, так и диспозитивный метод правового регулирования.

Авторы подчеркивают, что необходимость взаимодействия рассматриваемых отраслей становится особенно актуальной при реализации политики государства в области охраны здоровья граждан в целях устранения разрыва показателей здоровья населения России и экономически развитых стран. В нормативных актах стратегического планирования на первый план выводится задача повышения роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для выполнения поставленной задачи необходимы улучшение условий жизни российских граждан и сохранение благоприятной окружающей среды. При этом авторы обращают внимание на ряд проблем, осложняющих сохранение здоровья граждан в Российской Федерации, и предлагают ряд дополнительных мер социальной защиты в целях смягчения отрицательных последствий на здоровье граждан в случае их проживания на экологически неблагоприятных территориях.

Ключевые слова: взаимодействие отраслей права, право социального обеспечения, экологическое право, здоровье нации, развитие человеческого потенциала, право на благоприятную окружающую среду, право на достойную жизнь, загрязнение воздуха, сохранение здоровья нации

DOI: 10.34076/2410-2709-2020-2-75-83

Основная функция права - регулировать общественные отношения, устанавливать правила поведения для человеческого сообщества путем закрепления правовых норм. Одной из ценных характеристик любого общества является организованность, упорядоченность его отношений [Теория государства и права 2004]. Веками формировавшаяся стройная правовая система с логичным делением на отрасли (каждая со

своими предметом, принципами и методом правового регулирования) позволяет правоприменителю упорядочивать и стабилизировать общественные отношения в соответствии со структурой конкретной отрасли.

Следует отметить, что в процессе регулирования общественных отношений нередко требуется комплексное взаимодействие норм нескольких отраслей права. С. С. Алексеев в связи с этим отмечал: «Комплексное

правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы» [Теория государства и права 2004].

Взаимодействие отраслей права социального обеспечения и экологического права прослеживается при реализации гарантированных ст. 7 Конституции РФ прав человека на достойную жизнь и свободное развитие. Закрепление их в Основном законе и определяет Российскую Федерацию как социальное государство, где обеспечивается государственная поддержка семьи, материн-

Конституционно гарантированное право на охрану здоровья граждан может быть реализовано только при одновременной реализации другого конституционного права - права на благоприятную окружающую среду

ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, охраняются труд и здоровье людей, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Перечисленные в ст. 7 Конституции РФ государственные гарантии входят в предмет регулирования права социального обеспечения. Так, указанная отрасль права регламентирует следующие общественные отношения:

пенсионные отношения: обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца и др.), финансируемое за счет страховых взносов. Существуют государственное пенсионное обеспечение - за счет средств федерального бюджета (пожизненное содержание судей, пенсии за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальные пенсии) и дополнительное пенсионное обеспечение - выплата пенсий гражданам определенных категорий сверх размеров, установленных законами о страховых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении;

отношения по обеспечению социальными пособиями - денежные выплаты компенсаторного характера гражданам в определенных жизненных ситуациях, установленных законом;

отношения по социальному обслуживанию - деятельность социальных служб, которая направлена на предоставление услуг нуждающимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

отношения по социальной поддержке -меры, предоставляемые гражданам отдельных категорий в соответствии с законом в целях реализации конституционных основ социальной защиты граждан. Указанная поддержка оказывается детям, инвалидам, лицам пожилого возраста, гражданам, имеющим особые заслуги перед государством, гражданам, претерпевшим лишения, и т. п.;

отношения по государственной социальной помощи - предоставление исключительно малоимущим субъектам (имеющим доход ниже прожиточного минимума) социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»);

оказание медицинской помощи, в рамках права социального обеспечения это сохранение здоровья граждан путем оказания им бесплатной медицинской помощи (оказание платной помощи регулируется нормами гражданского права) [Шайхатдинов 2012];

процедурные, процессуальные правоотношения, которые развивают перечисленные материальные отношения, входящие в предмет права социального обеспечения [Григорьев, Шайхатдинов 2019].

Предметом экологического права являются отношения:

1) собственности на природные объекты и ресурсы;

2) в сфере природопользования - учет принципа рационального природопользования;

3) по охране окружающей среды от деградации;

4) по защите экологических прав - человек, его здоровье, имущественные интересы входят в состав объектов экологического права наряду с ресурсами и объектами природы [Бринчук 2010].

В предмете экологического права явно просматриваются следующие объекты, подлежащие охране: природа в целом, природные ресурсы, а также сам человек, его жизнь и здоровье. Придерживаясь антро-поцентристского подхода, С. А. Боголюбов отмечает: «Сама охрана окружающей среды не является самоцелью. Ее главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, экологических условий для жизни, труда и отдыха населения... Жизнь и здоровье человека - основная цель охраны окружающей природной среды, всего экологического права» [Боголюбов 2004: 64-65].

Как видим, один из общих элементов в предмете правового регулирования рассматриваемых отраслей права - охрана здоровья граждан; этот элемент является основополагающим в правовой конструкции «достойная жизнь и свободное развитие человека».

В ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, проводимых для поддержания и (или) восстановления здоровья граждан и включающих в себя предоставление медицинских услуг, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию. В план мероприятий по профилактике охраны здоровья человека входит устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» среда обитания человека состоит из физических, химических, биологических и иных показателей, которые в совокупности должны обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических

систем, природных и природно-антропоген-ных объектов с целью сохранения здоровья человека и его самого как биологического вида.

Таким образом, отрасль права социального обеспечения регулирует общественные отношения по сохранению здоровья граждан в части предоставления им бесплатной медицинской помощи, а отрасль экологического права осуществляет охрану здоровья человека путем сохранения благоприятной окружающей среды, которое является одним из элементов в конструкции бесплатной медицинской помощи.

Э. Г. Тучкова отмечает, что система гарантий прав граждан на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи «носит комплексный характер, а правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе их реализации, обеспечивается нормами различных отраслей права, в системе которых формируются соответствующие правовые образования в виде самостоятельных институтов (либо подинститутов) той или иной отрасли права» [Право на бесплатную медицинскую помощь 2019].

Так, конституционно гарантированное право на охрану здоровья граждан может быть реализовано только при одновременной реализации другого конституционного права граждан в сфере экологической отрасли - права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства» и обеспечивается государством путем установления норм права. С. С. Алексеев указывал, что «право как юридический феномен может быть названо юридическим „определителем" дозволенного простора правомерного поведения». А такое правомерное поведение, в свою очередь, формируется государством путем применения установленных в праве приемов и способов, называемых методом правового регулирования. Принято выделять административно-правовой (императивный) и гражданско-правовой (диспозитивный) методы правового регулирования. Императивный

метод предполагает субординацию участников отношений за счет определенного набора приемов и способов (обязывание, запрет), диспозитивный - равенство сторон и свободу выбора вариантов поведения. Специфика общественных отношений той или иной отрасли права и определяет применяемый метод правого регулирования.

В. Ш. Шайхатдинов указывает на специфический правовой статус субъектов в праве социального обеспечения и отсутствие равенства и подчиненности между ними, и считает это главной чертой метода правового регулирования отрасли права социального обеспечения в целом [Григорьев, Шайхатдинов 2019: 39]. В. М. Филиппова, поддерживая данную позицию, отмечает, что в силу отсутствия равенства участников между ними не может быть договорных отношений, закрытый список прав и обязанности субъектов правоотношений закреплен в нормативных правовых актах, при этом государство выступает обязанным субъектом, и содержание его прав нормативный акт устанавливает императивно. Содержание прав граждан по общему правилу возникает в силу волеизъявления самих граждан исключительно в соответствии с нормами права. При этом в рамках возникшего таким образом правоотношения закон может возлагать на гражданина и определенные обязанности (процедурного или процессуального характера) [Право социального обеспечения 2019: 45-46].

В экологическом праве применяются оба метода правового регулирования С. А. Боголюбов при этом отмечает, что в ряде случаев усиливается применение императивных средств в целях охраны природных ресурсов и всей окружающей среды [Боголюбов 2019: 28-29].

Таким образом, имея общий предмет -сохранение здоровья граждан, рассматриваемые отрасли не имеют единого метода правового регулирования, так как охрана здоровья населения входит в систему законодательства о здравоохранении и регламентируется нормами различных отраслей права. Необходимо учитывать, что «система права» и «система законодательства» не тождественные понятия. У отрасли права

есть единый предмет и метод регулирования, а отрасли законодательства, регулируя определенные сферы жизни и деятельности, единого метода регулирования не имеют. [Общая теория права 1998: 197-200]. Так и общественные отношения в сфере сохранения здоровья нации регулируются отраслью права социального обеспечения в части бесплатного оказания медицинской помощи, лекарственной помощи и предоставления санаторно-курортного лечения, а отраслью экологического права - в части сохранения благоприятной среды обитания населения.

Поскольку взаимосвязь отраслей права отражена в законодательстве, можно проследить взаимодействие рассматриваемых отраслей по уровню правового регулирования. Согласно ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита (включая социальное обеспечение), природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Итак, положения конституционной нормы, гарантирующей обеспечение здоровья граждан, реализуются, в том числе, посредством экологического законодательства и законодательства в сфере социального обеспечения, и правовое регулирование данных отраслей отнесено к компетенции органов государственной власти как Российской Федерации, так и ее субъектов.

Необходимость взаимодействия рассматриваемых отраслей становится особенно актуальной при реализации политики государства в области охраны здоровья граждан в целях устранения разрыва в показателях здоровья населения России и экономически развитых стран. От этого зависит ответ на вопрос о том, сумеет ли Россия в ближайшее время выйти из демографического кризиса и будет ли достигнута поставленная перед страной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» цель осуществить прорыв в социально-экономической сфере и вывести Россию в первую пятерку развитых стран. Для этого необходимо, во-первых, обеспечить устойчивый естествен-

ный рост численности населения Российской Федерации; во-вторых, повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет (к 2030 г. - до 80 лет) и др.

При этом право на сохранение здоровья и право на благоприятную окружающую среду входят в стандарты, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека.

Также охрана здоровья человека входит в основу новой конструкции, разработанной экспертами Программы развития ООН (ПРООН), - индекса человеческого развития (последнее определяется как «процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью», осуществлять другие цели, которые, по их мнению, обладают ценностью)1. Концепция развития человеческого потенциала пришла на смену концепции экономического развития, которая на первое место ставила показатель валового национального продукта, а человек в ней выступал вторичным элементом системы, ее «винтиком» и движущей силой.

В настоящее время развитие человеческого потенциала ставится выше экономических показателей. Россия в 2018 г. заняла 49-е место в рейтинге стран мира по Индексу человеческого развития (из 189 стран). В первую пятерку вошли Норвегия, Швейцария, Ирландия, Германия и Австралия.

Имплементация данной международной конструкции привела к изменениям в системе отечественного законодательства. На национальном уровне также осуществляется переход от экспортно-сырьевой экономики к социально-ориентированной. Одна из мер его реализации - улучшение условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Согласно Указу Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» одним из основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности выступает развитие человеческого потенциала.

В нормативных правовых актах в рамках стратегических ориентиров долгосрочного социально-экономического развития на первый план выводится задача увеличения роли человеческого капитала как основного

1 URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info (дата обращения: 23.04.2019).

фактора экономического развития. В разделе III «Развитие человеческого потенциала» Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года раскрывается суть понятия «благоприятные условия жизнедеятельности», в том числе через следующие элементы:

улучшение демографических показателей; модернизация здравоохранения и образования;

развитие пенсионной сферы и социальной помощи;

создание благоприятной окружающей среды и др.

24 декабря 2018 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам утверждены паспорта национальных проектов, мероприятия в соответствии с которыми направлены на увеличение человеческого капитала, улучшение комфортной среды для жизни и экономический рост.

Для повышения показателей в данной сфере утверждено 13 приоритетных национальных проектов:

национальный проект «Здравоохранение», нацеленный на снижение смертности населения и ликвидацию кадрового дефицита в медицинских учреждениях;

национальный проект «Демография», выполняющий функцию по увеличению ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет, суммарного коэффициента рождаемости, доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, увеличению до 55 % доли граждан, систематически занимающихся физической культурой;

национальный проект «Образование», нацеленный на формирование социально ответственной личности;

национальный проект «Культура», одна из целей которого - увеличение на 15 % числа посещений организаций культуры;

национальный проект «Жилье и городская среда», направленный на снижение в два раза количества городов с неблагоприятной средой;

национальный проект «Экология», благодаря которому можно снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха, повысить качество питьевой воды для населения, осуществить экологическое оздоровление водных объектов, обеспечить баланс выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100 % к 2024 г.

Следует отметить, что, обеспечивая рост одного из показателей человеческого потенциала - здоровья человека, - государство получает возможность улучшать, «дотягивать» до нужного уровня и все остальные запланированные показатели, в том числе в сфере культуры, образования, демографической ситуации и продолжительности жизни. Таким образом, здоровье человека является первичным элементом в системе развития человеческого потенциала, обеспечение указанного элемента необходимо для достижения всех остальных показателей. Ясно, что человек, не имеющий здоровья физического и психологического, не будет заинтересован ни в образовательной сфере деятельности, ни в трудовой, ни культурной. Не обеспечив здоровье нации, так же невозможно улучшить демографическую ситуацию в стране или поднять продолжительность жизни населения.

В целях развития указанных проектов 28 января 2019 г. утвержден План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации с 2019 по 2024 годы. Согласно ему развитие человеческого потенциала возможно при достижении определенного качества жизни, включающего повышение продолжительности жизни, снижение смертности населения. Для этого Минздрав устанавливает конкретные задачи на определенный период, в частности снижение смертности от новообразований, от болезней системы кровообращения. Однако установленные в ведомственном акте показатели не смогут быть достигнуты до тех пор, пока не будет обеспечена благоприятная среда обитания населения в регионах.

Так, в государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018 году», подготовленном в 2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, отмечается, что население не менее 40 субъектов РФ пьет воду, не соответствующую нормативам качества питьевой воды, и дышит атмосферным воздухом, качество которого также не соответствует нормам. По данным Роспотребнадзора, в 2019 г. «приоритетными факторами, формирующими медико-демографические потери», оставались

«химическое, биологическое и физическое загрязнение среды обитания».

Таким образом, на загрязненных территориях государственные задачи по снижению заболеваний, в том числе онкологических, с тем объемом мероприятий, в котором они могут быть реализованы в более экологически благоприятных территориях, нельзя выполнить в связи с вредным воздействием на человека неблагоприятных условий окружающей среды. В этом случае государство вынуждено нести дополнительные финансовые затраты с учетом необходимости проведения дополнительных мероприятий для реализации проектов. Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вредным воздействием на человека окружающей среды признается такое воздействие факторов среды обитания, которое создает угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений. И. В. Ковалев также отмечает, что «высокие уровни загрязнения объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почвы, воздуха рабочей зоны) создают реальную угрозу для здоровья будущих поколений, оказывая вредное влияние на репродуктивное здоровье как женщин, так и мужчин» [Ковалев 2003].

Достигнуть результатов в части улучшения здоровья граждан, проживающих на территории с загрязненной средой обитания, можно только путем совместной работы отрасли социального обеспечения и отрасли экологического права.

На наш взгляд, дополнительными мерами социальной защиты в целях смягчения отрицательных последствий для здоровья граждан в случае их проживания на экологически неблагоприятных территориях могут стать:

индексация доходов граждан, компенсирующая проживание на экологически неблагоприятной территории;

дополнительное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение населения загрязненных территорий;

обязательное направление детей в период каникул в регионы с благоприятной средой обитания в целях сохранения их здоровья и реализации норм Федерального закона от

24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Кроме того, в целях снижения смертности населения и повышения ожидаемой продолжительности жизни в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимо обеспечить рост доли граждан, ведущих здоровый образ и систематически занимающихся физической культурой и спортом, начиная с детского возраста, чему должна способствовать инфраструктура населенных пунктов (здесь требуется, в том числе, обеспечение придомовых территорий спортивными площадками). Однако необходимо учитывать, что во время физической нагрузки увеличиваются количество воздуха, проходящего через легкие, и частота дыхательных циклов (вдох, выдох, дыхательная пауза) за минуту. Если загрязнение воздуха на данной территории повышенное, высокое или очень высокое, то человек получает большие порции воздуха с превышением химических элементов, и это оказывает негативное влияние на его здоровье. Таким образом, в регионах с неблагоприятными экологическими условиями нецелесообразно устанавливать открытые спортивные комплексы, а нужно строить закрытые, со специальной принудительной вентиляцией, удаляющей из воздуха вредные примеси. При этом конструирование «крытых площадок с принудительной вентиляцией» будет более затратно для государства, чем обеспечение населения открытыми спортивными комплексами в «шаговой» доступности.

Сохранение здоровья граждан в Российской Федерации осложнено наличием не только экологически неблагоприятных территорий, но и климатически сложных зон проживания. К ним относят районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним, соответствующий перечень утвержден постановлением Совета министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029. В последнее

время в этом перечне дополнительно выделяют особо суровые климатические области Арктики. Сохранение здоровья населения в таких условиях требует от государства дополнительных мероприятий, так как данная природная среда оказывает негативное влияние на здоровье населения и сверх этого может осложняться неблагоприятной экологической составляющей.

В связи с этим И. В. Ковалев пишет: «Установлено, что среди населения, проживающего в районах размещения предприятий горно-химической и горно-металлургической промышленности на Крайнем Севере, распространенность злокачественных новообразований, врожденных пороков развития, аллергозов, а также хронических заболеваний респираторной системы существенно превышает ожидаемые показатели. Дополнительные затраты на оказание медицинской помощи больным, страдающим этими заболеваниями, составляют в среднем 24 % от общей суммы расходов, выделяемых государственной системе здравоохранения из местного и областного бюджетов и фонда ОМС» [Ковалев 2003]. В научной литературе уже является общеизвестным понятие синдрома «северного» напряжения, когда проживание и работа в северных широтах влияют на организм человека на клеточном уровне. В особенности неблагоприятные условия влияют на неприспособленное к ним пришлое население трудоспособного возраста.

В контексте современных требований такую сложную задачу, как обеспечение здоровья нации, можно решать исключительно путем комплексного взаимодействия отраслей права, в том числе экологического права и права социального обеспечения. В. Н. Си-нюков в связи с этим отмечает, что «заметна тенденция воспринимать отечественное законодательство как единую, конкретную социальную организацию, действующую в большом промежутке времени и на большой территории. Это по-настоящему современный подход» [Синюков 2018].

Список литературы

Боголюбов С. А. Экологическое право. М.: Юрист, 2004. 482 с.

Боголюбов С. А. Экологическое право. М.: Юрайт, 2019. 304 с.

Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Эксмо, 2010. 668 с.

Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2019. 428 с.

Ковалев И. В. Факторы риска нарушений здоровья и системы обеспечения медицинской помощью населения, проживающего в районах Крайнего Севера с развитой промышленностью: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2003. 324 с.

Общая теория права / под ред. А. С. Пиголкина. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. 384 с.

Право социального обеспечения / под ред. М. В. Филипповой. М.: Юрайт, 2019. 406 с.

Право на бесплатную медицинскую помощь / под ред. Э. Г. Тучковой, Т. С. Гусевой. М.: Проспект, 2019. 200 с.

Синюков В. Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // Lex Russica. 2018. № 10. С. 18-29.

Теория государства и права / под ред. С. С. Алексеева, В. Д. Перевалова. М.: Норма, 2004. 496 с.

Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. М.: Юрайт, 2012. 573 с.

Владимир Шамильевич Шайхатдинов - почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Управления научных исследований Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: professor-ekb@yandex.ru.

Оксана Федоровна Листопад - магистр юриспруденции, старший преподаватель кафедры земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета. 620137, Российская Федерация, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21. E-mail: u1062@list.ru.

The Relation Between Social Security Law and Environmental Law

The correlation of social security law and environmental law with regard to the subject and method of regulation is investigated. It can be traced in the implementation of human rights to a decent life and free development guaranteed by Art. 7 of the Constitution of the Russian Federation. It was revealed that one of the common elements in the subject of legal regulation of the considered branches of law is protection of the health of citizens.

Among the measures of protection of human health is the elimination of the harmful effects of environmental factors. The social security law regulates public relations to preserve the health of citizens in terms of providing them with free medical care, and the environmental law protects human health by maintaining a favorable environment. In the social security law, an imperative method of legal regulation is used due to the specifics of the legal status of the subjects (the absence of equality and subordination between them). In environmental law, both the imperative and the dispositive methods of legal regulation are used.

The authors emphasize that the need for interaction between the considered branches of law becomes especially relevant when implementing state policy in the field of protecting the health of citizens in order to bridge the gap between the health indicators of the population of Russia and economically developed countries. In strategic plans, the task of enhancing the role of human capital as the main factor in economic development is brought to the forefront. To achieve this goal, it is necessary to improve the living conditions of Russian citizens and maintain a favorable environment. At the same time, the authors draw attention to a number of problems that complicate the preservation of the health of citizens in the Russian Federation, and offer some social protection measures in order to mitigate the negative effects on the health of citizens if they live in ecologically unfavorable territories.

Keywords: interaction of branches of law, the right to a social environment, the right to a dignified life, air pollution, preservation of the health of the nation

References

Alekseyev S. S. Perevalov V. D. (eds.) Teoriya gosudarstva i prava [Theory of State and Law], Moscow, Norma, 2004, 496 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bogolyubov S. A. Ekologicheskoye pravo [Environmental Law], Moscow, Yurist, 2004, 482 р.

Bogolyubov S. A. Ekologicheskoye pravo [Environmental Law], Moscow, Yurayt, 2019, 304 р.

Brinchuk M. M. Ekologicheskoye pravo [Environmental Law], Moscow, Eksmo, 2010, 668 р.

Filippova M. V. (ed.) Pravo sotsial'nogo obespecheniya [The Right to Social Security], Moscow, Yurayt, 2019, 406 р.

Grigor'yev I. V., Shaykhatdinov V. Sh. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [The Right to Social Security], Moscow, Yurayt, 2019, 573 р.

Kovalev I. V. Faktory riska narushenii zdorov'ya i sistemy obespecheniya meditsinskoi pomoshch'yu naseleniya, prozhivayushchego v rayonakh Kraynego Severa s razvitoi promyshlennost'yu [Risk Factors for Health Disorders and Medical Care Systems for the Population Living in Areas of the Far North With Developed Industry]A autoabstr. of doct. med. sc. thesis, Saint Petersburg, 2003, 324 р.

Pigolkin A. S. (ed.) Obshchaya teoriya prava [General Theory of Law], Moscow, MGTU im. N. E. Baumana, 1998, 384 р.

Sinyukov V. N. Zakonodatel'stvo v Rossii: problemy sotsial'noi integratsii [Legislation in Russia: Problems of Social Integration], Lex Russica, 2018, no. 10, рр. 18-29.

Shaykhatdinov V. Sh. Pravo sotsial'nogo obespecheniya [The Right to Social Security], Moscow, Yurayt, 2012, 573 р.

Tuchkova E. G., Guseva T. S. (eds.) Pravo na besplatnuyu meditsinskuyu pomoshch' [The Right to Free Medical Care], Moscow, Prospekt, 2019, 200 р.

Vladimir Shaykhatdinov - honored worker of higher school of the Russian Federation, doctor of juridical sciences, professor, chief researcher of the Management research department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: u1062@list.ru.

Oksana Listopad - master of jurisprudence, senior lecturer of the Land and environmental law department, Ural State Law University. 620137, Russian Federation, Yekaterinburg, Komsomol'skaya str., 21. E-mail: u1062@list.ru.

Дата поступления в редакцию / Received: 09.01.2020

Дата принятия решения об опубликовании / Accepted: 01.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.