ИЬ'е
roc
развитие российского законодательства
защита экологических прав человека и гражданина в условиях глобализации
Гейт Н. А.
Синопсис:
Ключевые слова:
доцент кафедры корпоративного и предпринимательского права Юридического факультета им. М. М. Сперанского Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
В статье рассматриваются юридические аспекты обеспечения прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду и влияние процессов глобализации на экологическую ситуацию в нашей стране. Проведён анализ экологического законодательства Российской Федерации и указано на необходимость устранения пробелов в нем и внесения поправок в целях обеспечения прав граждан на возмещение ущерба в случаях техногенных катастроф и иных экологических бедствий. экология; экологические права; права человека; экологическое законодательство; экологическое бедствие; информация о рисках; Европейский суд
Примерно одна шестая часть территории России, на которой проживают более 60 млн. человек, является экологически неблагополучной1' Снижение численности здорового населения и увеличение смертности по причине ухудшения состояния окружающей среды
1 Миронов 0.0. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М.: Юриспруденция, 2002. С. 8.
2 Percival R. V.,Schroeder Cr.H.,Miller A.S.,Leape J.P. Environmental Regulation: Law, Science, and Policy //Law & Business, 2009.
представляют прямую угрозу обществу и государству. Нарастание экологических проблем к семидесятым годам ХХ века достигло такого масштаба, что человечество было вынуждено осознать, что нерациональное использование природных ресурсов и дальнейшее загрязнение окружающей природной среды ведет к катастрофе2. Это привело к принятию серии мер на национальном и международном уровне, направленных на спасение деградирующей природы.
Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, принятая 14 июня 1992 г на Конференции ООН, подтвердила право человека на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. В Декларации предусматривается обязанность государств разрабатывать национальные законы об ответственности за экологические правонарушения, о компенсации экологического ущерба и обеспечивать механизм реализации экологических прав человека и гражданина. Определение права человека на благоприятную окружающую природную среду, - это признание возможности для каждого человека существовать при таком состоянии биосферы земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.
Сегодня термин «экологические права» применяется в качестве собирательного наименования для всех тех полномочий граждан и общественных объединений, которые закреплены в Законах РФ «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и целом ряде других нормативных актов3. Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой. Термин широко употребляется в популярной лексике, в практике экологического движения.
Право на благоприятную окружающую среду составляет основу экологических прав граждан и является по современным нормам одним из фундаментальных, естественных прав человека, так как обеспечивает его право на жизнь (ст. 3 Всеобщей декларации прав человека).
Исходя из складывающейся зарубежной судебной практики видно, что экологические права граждан нарушаются как организациями, которые являются непосредственными источниками причинения вреда, так и государственными органами, которые не публикуют информацию об экологи-
3 Например, темы в учебниках: «Экологические права граждан» - см.: Боголюбов С.А. Экологическое право. М.: Норма, 2001. С. 92 - 156, Дубовик О.Л. Экологическое право. М.: Проспект, 2003. С. 160 - 165; «Эколого-правовой статус человека» - см.: Бринчук М.М. Экологическое право. М.: Юрист, 2003. С. 116 - 141; «Право на благоприятную окружающую природную среду» - см.: Крассов О.И. Экологическое право. М.: Норма, 2004. С. 75 - 95.
4 Environmental Law: Seminar for Judges. Washington (DC). Oct. 19-20, 2000.
ческой обстановке и отменяют программы по улучшению состояния окружающей среды4.
Экологические права носят наднациональный характер. уязвимость и подвижность экологической ситуации не может быть преодолена усилиями одного государства. в этой связи повышается значимость международно-правового регулирования отношений в сфере охраны и защиты окружающей среды. одним из залогов последовательного движения человечества по пути минимизации экологических правозащитных рисков, на наш взгляд, является системная концептуальная разработка данной проблематики объединенными усилиями государствоведов, юристов-экологов и ученых различных стран.
Посильным вкладом в предстоящее теоретическое построение могло бы стать определение понятия «экологические правозащитные риски». Под ними предлагается понимать деятельность органов публичной власти и институтов гражданского общества по защите экологических прав человека и гражданина, в процессе которой преодолевается неопределенность ситуаций, связанных с совокупностью факторов, определяющих состояние окружающей среды и влияющих на достижение поставленных правозащитных целей.
С учетом значимости решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеют положения Конституции РФ об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41)5. Право на информацию, связанную с состоянием окружающей среды, закреплено в нескольких законодательных актах. так, граждане имеют право на информацию о факторах, влияющих на здоровье (ст. 19 «основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»). в ст. 8 Федерального закона «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарноэпидемиологической службы РФ и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности (ст. 18 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
5
САПП РФ. 1993. N29. ст. 2675
Вопросы защиты экологических интересов населения могут быть решены в законодательстве об экологически неблагополучных территориях, включая процесс образования и правовой статус зон экологического бедствия, комплекс норм, направленных на обеспечение льготных социальноэкономических условий проживания населения на данных территориях.
Учитывая существенные юридические особенности экологического вреда, причиняемого здоровью населения, необходимо внести ряд поправок в экологическое, гражданское, гражданско-процессуальное и иное законодательство, направленных на выравнивание процессуального положения пострадавших граждан с виновниками причинения вреда, что необходимо для практической реализации существующих норм общего характера.
Принцип доступа к информации, например, в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает реализацию одного из основополагающих экологических прав, закрепленных ст. 42 Конституции РФ, - права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Нарушение данного права влечет применение мер юридической ответственности, в частности ответственности административной и уголовной.
В Основном законе России предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан, а также определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав: судебная защита прав и свобод;
право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и других лиц; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или другими лицами;
право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Следовательно, жалоба после отказа лицу во всех судебных инстанциях Российской Федерации может быть направлена в международные организации, например, в Комитет ООН по правам человека, созданный в соответствии с международным Пактом о гражданских и политических правах. Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, а государство обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или любые другие заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах. Комитет не вправе выносить обязательные решения, но публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб.
Органом международной защиты прав и свобод граждан выступает Европейский Суд по правам человека (учрежден в 1959 г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод) Юрисдикция Суда охватывает дела, связанные с толкованием и примене-
нием Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной, т. е. и в отношении России.
Обращение (петицию) в Суд вправе подавать как государство, так и физическое лицо, однако оно сначала должно пройти через Европейскую Комиссии по правам человека, которая стремится «достичь дружественного урегулирования».
Конституционная гарантия, если нарушение прав и свобод сопровождается причинением вреда человеку, состоит не только в восстановлении нарушенного права, но и в возмещении причиненного человеку материального и морального вреда (ст. 53 Конституции). Сегодня сложно поддается оценке вред, нанесенный людям в результате производственных аварий и испытаний, связанных с использованием атомной и ядерной энергии (Семипалатинский полигон, Чернобыль, гибель подводной лодки «Комсомолец», аварии на заводе производственного объединения «Маяк» в Челябинске, в Арзамасе). Человек, подвергшийся экологическому правонарушению (радиационному воздействию), нуждается в социальной защите, в том числе путем официального закрепления его права на меры социальной поддержки.
Государство выделяет средства не только на ликвидацию последствий катастроф, но и на оказание пожизненной помощи пострадавшим людям, которая не всегда в полном объеме соответствует размеру нанесенного вреда здоровью, имуществу и морального вреда. Научные исследования по определению объема причиненного вреда координировали и проводили многие научно-исследовательские институты, в том числе и институты РАН и РАМН.
Используется опыт, накопленный рядом зарубежных стран в области социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию. Много полезных результатов получено в работе по соглашениям между США и Францией, странами СНГ, а также после реализации под эгидой МАГАТЭ Международного чернобыльского проекта с участием около 200 независимых ученых из 23 стран и международных организаций.
Пункт. 2 ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, в нашей стране не должны издаваться. В тоже время Конституцией допускается возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, что может осуществляться только в строго установленных Конституцией целях и в той мере, в какой это необходимо, и не тождественны отмене или умалению прав и свобод.
За внешней помпезностью природоохранной политики нашего государства социалистического периода стоят трагические события и по-
Полянская Г.Н. Законы об охране природы - новая форма природоохранного законодательства: Правовые вопросы охраны природы в СССР. М., 1976
следствия, которые замалчивались в официальных источниках. В начале 80-х ггХХ в. принимаются решения об осуществлении экологически опасных проектов, таких как переброска части северных рек в бассейн Волги, освоение целины и т. д.
Ученые-юристы уже в то время отмечали, что часто природоохранные законы «были недостаточно увязаны с остальным действующим законодательством, практически не подкреплены подзаконными правовыми нормами и не всегда в достаточной мере согласованы нормативные положения союзного законодательства с республиканским»6.
Во главу угла при создании управленческих и контрольных структур в области природопользования и природоохраны ставились политика, идеология и воззрения отдельных лидеров на механизм управления природой и наукой. Достаточно вспомнить высказывание «вождя всех народов» о том, в обозримый исторический период природные ресурсы неисчерпаемы7. А.К. Голиченков делает вывод о том, что на протяжении всего социалистического периода продолжалось упорное развитие ведомственно-отраслевой системы органов, выполняющих экологическую функцию и это несмотря на очевидную несостоятельность постулата «охраняет природный ресурс, тот кто использует»8.
Основным общим недостатком российского законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализацию норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояние окружающей среды - эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды9.
В свете вступления России во Всемирную торговую организацию. происходящей трансформации общественных экономических отношений, введения многообразия форм собственности на природные ресурсы, следует внести изменения в нормативные акты по вопросах определения и защиты экологических прав человека и гражданина, поскольку именно в этом состоит важнейшее условие формирования передового экологического законодательства на современном этапе, его гармонизации с прогрессивным международным и национальным законодательством.
7 Сталин И. В. О диалектиком и историческом материализме. М, 1953.
8 Голиченко А. К. Экологический контроль: теория и практика правового регулирования. Дис. док. юрид. наук. М. , 1992
9 СП СССР. 1973. № 2. Ст. 6; СП СССР. 1979. № 2. Ст. 6: СП СССР. 1988. № 6. Ст. 14