УДК 349.6:001.891.3 А. П. Гетьман,
д-р юрид. наук, профессор, академик Национальной академии правовых наук Украины, г. Харьков;
В. В. Костицкий, д-р юрид. наук, профессор, член-корр. Национальной академии правовых наук Украины, г. Киев
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ
Статья посвящена экологическим правам человека, которые относятся к фундаментальным естественным правам, имеющим непревзойденное значение в современных условиях глобализационных процессов общественного бытия. Проанализировано понятие экологических прав, их объем, место в общей системе прав человека и гражданина. Особое внимание уделено классификации принципов международного экологического права.
Раскрыто законодательное обеспечение экологических прав человека, гарантии и механизм их реализации в национальном и международном праве.
Ключевые слова: экологические права, международные стандарты экологических прав, классификация экологических прав, механизм реализации экологических прав, международное экологическое право.
Верховной Радой Украины 31 октября 1995 г. принят Закон «О присоединении Украины к Уставу Совета Европы», в котором подтверждается преданность Украины идеалам и принципам, которые являются общим достоянием европейских народов, и признается, что интересы сохранения и дальнейшего воплощения в жизнь этих идеалов нуждаются в более тесном единстве между всеми европейскими странами. С учетом содержательной составляющей этого Закона правовые ценности и понимание юридической природы прав человека и основных свобод приобретают признаки объединительного фактора национальной правовой системы Украины с правовыми системами других стран-членов Совета Европы. Украина не может стоять в стороне от этого процесса, в частности, во всех вопросах однозначного толкования и применения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), а также норм прецедентного права Европейского суда по правам человека при определении содержания и объема соответствующих конституционных положений при их реализации [22, с. 126-127].
Права человека рассматриваются как определяющие основы правового статуса и принадлежат ему от рождения, а потому они являются естественными, неотчуждаемыми и выступают необходимым элементом гражданского общества и правового государства. На общетеоретическом уровне понятие «права человека» рассматривается учеными как соответствующим образом нормированная свобода, потребности человека, его интересы, форма существования, способ проявления морали и т. п. [См.: 13, с. 37; 14, с. 12; 15, с. 27; 23, с. 16].
Классификация прав человека имеет большое значение для понимания феномена историзма в процессе становления законодательного регулирования его экологических прав. Принятые в 1966 г. международные пакты о правах социальных, экономических и
культурных, гражданских и политических сформулировали соответствующую классификацию, которая была отражена в их названиях и означала значительный шаг вперед праворегулятивной практики и общественной науки. Именно в этих международно-правовых документах отдельные права человека были объединены в такие группы, как социально-экономические, политические и личные.
В юридической научной литературе наблюдается широкий спектр точек зрения и предложений по классификации прав человека, однако их анализ выходит за рамки данной публикации. Приведем лишь предложенную П. М. Рабиновичем классификацию, в основу которой положено содержание потребностей человека: физические (или жизненные) права - это возможности человека, необходимые для его физического существования, удовлетворения биологических и материальных потребностей; личные права -возможности сохранения, проявления, развития и защиты морально-психологической индивидуальности человека, его мировоззрения и духовности; культурные (гуманитарные) права - возможности доступа к духовным достижениям человечества, их усвоения, использования и участия в дальнейшем их развитии; экономические права - возможности человека реализовывать свои способности и получать средства к существованию, участвуя в производстве материальных и других благ; политические права - возможности человека участвовать в государственной и общественной жизни, влиять на деятельность различных государственных органов, а также общественных объединений политического направления [18, с. 26].
Приведенная классификация важна учитывая единство и взаимозависимость ее компонентов. Она охватывает собой и такую разновидность прав человека, как его экологические права.
Сегодня экологические права человека являются одной из высших ценностей. Развитие правовой мысли о них связано с пониманием международным сообществом необходимости не только сохранения и эффективного использования ресурсной базы окружающей среды, но и создания условий своего существования, потребности дышать чистым воздухом, пить чистую воду, потреблять экологически безопасную пищу и удовлетворять другие биологические и духовные потребности. С учетом указанного во многих странах мира экологические права признаются не только самостоятельными правами, но и жизненно необходимой основой в деле правового обеспечения удовлетворения биологических и эколого-эстетических потребностей человека [11, с. 3].
В последние годы исследования экологических прав человека занимают одну из ведущих позиций в научной концепции экологического права Украины и других стран. Предметом изучения является понятие экологических прав, их объем, место в общей системе прав человека и гражданина, механизм реализации экологических прав, гарантии судебной защиты, отдельные разновидности, международно-правовые стандарты и т.п. Отдельно анализируются конституционные экологические права человека и гражданина. Это свидетельствует об огромном спросе со стороны государства, стремящегося стать демократическим, правовым и быть полноправным членом среди стран Европейского Союза, на теоретические и методологические разработки такого правового явления, как экологические права человека.
В действующем экологическом законодательстве Украины понятие экологических прав отсутствует. Только ст. 9 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» содержит перечень экологических прав граждан Украины, который не является исчерпывающим. Среди них право на: безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду; участие в обсуждении и внесении предложений относительно проектов нормативно-правовых актов, материалов относительно размещения, строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды; внесение предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридическим лицам, которые участвуют в принятии решений по этим вопросам; осуществление общего и специального использования
природных ресурсов; объединение в общественные природоохранные формирования; свободный доступ к информации о состоянии окружающей природной среды; представление в суд исков граждан к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие негативного влияния на окружающую природную среду и др. Как видим, приведенный перечень экологических прав граждан Украины, предусмотренный в экологическом законодательстве, является достаточно разноплановым [19].
В отличие от законодательства, которое не содержит легального понятия экологических прав, в юридической литературе встречается немало доктринальных определений экологических прав человека и гражданина, имеющих различия не только чисто терминологические, но и концептуальные.
По мнению А. В. Анисимовой, которая одна из первых украинских ученых после принятия Конституции провела научное исследование экологических прав граждан Украины, данные права представляют собой предусмотренную законодательством совокупную меру возможного поведения относительно принадлежности экологических объектов, их использования, воспроизводства и охраны окружающей природной среды. Гражданам предоставляется юридическая возможность: пользоваться природной средой как естественной сферой обитания, пригодной для жизни; добиваться от государства, всех юридических и физических лиц исполнения своих обязанностей по использованию, воспроизводству и охране окружающей природной среды, обеспечения нормального его состояния, что положительно влияет на здоровье населения; обращаться в необходимых случаях к государственной или общественной защите своего нарушенного субъективного права. Как считает автор, некоторые экологические права можно отнести к естественным правам, существующие неотъемлемо от жизнедеятельности граждан, независимо от их правового закрепления [2, с. 11-12].
Несколько иной точки зрения по этому вопросу придерживается Н. Р. Кобецкая, которая подчеркивает, что следует различать понятия «права граждан в сфере экологических отношений» и «экологические права граждан». Экологические права - более узкое понятие, чем права человека в сфере экологических отношений, включающее все полномочия граждан, которые так или иначе связаны с окружающей средой, природными ресурсами. Экологические права, в ее понимании, - это качественно новая группа прав граждан, отличающаяся от ранее существовавших прав природопользования прежде всего направленностью на удовлетворение экологических, а не материальных, духовных или эстетических потребностей и интересов. Начальным и исходным моментом экологических прав является возможность человека пользоваться незагрязненной средой, проживать в экологически сбалансированной природной среде. Автор различает две группы прав граждан в сфере экологических отношений - экологические права граждан и права на использование природных ресурсов [9, с. 6]. Кстати, аналогичное мнение высказала и российская ученая М. И. Васильева, по убеждению которой экологические права нужно рассматривать в двух аспектах: как право на безопасную окружающую среду и как конгломерат полномочий, прав и обязанностей в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды [5, с. 50].
В некоторых научных исследованиях рассмотрение экологических прав ограничивается перечнем, содержащимся в Конституции Украины, и охватывает возможность человека и гражданина проживать в безопасной для жизни и здоровья окружающей среде, а также возмещение причиненного нарушением этого права вреда; свободный доступ к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта; право на распространение этой информации и запрет на ее засекречивания [7, с. 5]. По нашему убеждению, такое ограничение является не совсем уместным, поскольку не дает полного представления о содержании и системе экологических прав, их взаимосвязи и взаимообусловленности, принципах построения и механизме реализации, соотношении с другими разновидностями прав индивида.
Многие отечественные и зарубежные ученые-юристы определяют экологические права сквозь призму их институциональности. В частности, В. И. Андрейцев рассматривает понятие экологических прав граждан как совокупность юридических возможностей и средств, направленных на удовлетворение потребностей граждан в использовании природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности [1, с. 7]. К. В. Медведев экологические права определяет как солидарные (коллективные), принадлежащие как всему человечеству, так и отдельному человеку, который принадлежит к определенному сообществу, являющиеся достижением компромисса между экологическими и экономическими интересами с целью сохранения жизни человечества на Земле, опосредующие гарантированную обществом и государством правовую возможность удовлетворения человеком собственных биологических, эстетических и производственных потребностей в процессе его взаимодействия с окружающей средой [12, с. 53].
Некоторые российские ученые-правоведы экологические права формулируют как признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение его различных потребностей при взаимодействии с природой [4, с. 116], или совокупность закрепленных в международных актах, Конституции, специальном экологическом и смежном с ним законодательстве прав индивида, то есть человека и гражданина, реализуемых в процессе их взаимодействия с окружающей средой и обеспечивающих удовлетворение основных потребностей в этой сфере [8, с. 188]. Отдельные ученые рассматривают экологические права сквозь призму правовых норм, правоотношений и правового статуса: а) как правовой институт; б) как элемент содержания экологических правоотношений; в) как элемент правового статуса субъектов в экологическом законодательстве [6, с. 238].
Предложенные определения экологических прав имеют важное значение в решении мировоззренческих концепций охраны окружающей среды, основанных на идее решения экологических проблем в интересах конкретного человека и всего человечества.
В современной научной литературе, посвященной исследованию проблем окружающей среды, в определенной степени сформирован устойчивый научный подход к определению места международного экологического права в системе охраны окружающей среды.
Ощутимый вклад в развитие международной правовой охраны окружающей среды внес выдающийся российский ученый О. С. Колбасов, который высказывался за создание такой новой отрасли международного права, как право окружающей среды [10, с. 19, 20]. Международное экологическое право ряд ученых рассматривает как совокупность норм права, которые на основе общепризнанных принципов и норм международного права регулируют межгосударственные общественные отношения по сохранению, рациональному использованию международных экологических ресурсов и защите прав человека на благоприятную окружающую среду [16, с. 490]; как совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между его субъектами по обеспечению рационального использования природных ресурсов Земли и охраны глобальной окружающей среды от вредных воздействий в интересах настоящего и будущих поколений людей [4, с. 616].
Более удачное, на наш взгляд, определение международного экологического права как совокупности принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в сферах охраны окружающей среды и рационального природопользования [20]. Принципы международного экологического права составляют фундамент развития правовой регламентации охраны окружающей среды, формирования государственной экологической политики в рамках национальных государств, осуществления сотрудничества разных стран между собой и международными организациями, обеспечения ими осуществления хозяйственной и любой иной деятельности на суверенной территории способом, который не предусматривал бы (или, по крайней мере,
минимизировал бы) причинения вреда окружающей среде или нарушения природоохранного законодательства.
Среди ученых--юристов существуют различные подходы к классификации принципов международного экологического права. Большинство ученых принципы международного экологического права разделяют на две группы - основные и специальные [20]. Основными считаются общие принципы международного права, касающиеся экологии косвенно, в частности: обобщающий - принцип мирного сосуществования; принцип поддержания мира и международной безопасности, предусматривающей обеспечение территориальной целостности, мирное разрешение международных споров, международной ответственности стран; принцип международного сотрудничества; принцип защиты прав человека, народов и наций. Специальными являются принципы, имеющие отношение к проблемам экологии непосредственно, а именно: защита окружающей среды в интересах нынешнего и будущих поколений; общий принцип экологической безопасности; недопустимость задачи трансграничного вреда; экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов планеты; недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды; защита экосистем Мирового океана; контроль за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды; международно-правовая ответственность государств за нанесение вреда окружающей среде.
Подобной является классификация принципов международного экологического права, предложенная М. М. Брынчук [4, с. 620-621], который разделяет их на общепризнанные принципы международного права, в частности, принципы уважения государственного суверенитета, суверенного равенства всех государств, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела другого государства, мирного разрешения споров и др., и специальные принципы современного международного права окружающей среды. К последним, по его мнению, относятся: право каждого на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой; приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития; устойчивое, экологически обоснованное социально-экономическое развитие; ровная экологическая безопасность; запрет экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологических ситуациях на национальном или региональном уровнях; предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях; научно-техническое сотрудничество в сфере охраны окружающей среды; контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды; мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за ущерб, нанесенный окружающей среде.
При рассмотрении принципов международного экологического права следует иметь ввиду 27 социально-экологических принципов, сформулированных в Декларации Рио (Декларация Рио-де-Жанейро о природной среде и развитии) на международной конференции в 1992 г. Все они призваны обеспечить комплексность подхода к проблеме окружающей среды, формированию основ экологической политики на межгосударственном и национальном уровнях. По нашему мнению, важнейшими в контексте создания условий для развития экологического права являются принципы, которые одновременно выражают экологические права и свободы человека. Именно осознание на общепланетарном уровне необходимости обеспечения экологической безопасности в интересах нынешнего и будущих поколений как принципа экологической политики современных государств и составляющей их ответственности перед человеком и обусловили общемировое движение по охране окружающей среды.
В числе таких важных правоустанавливающих и правотворческих принципов надо назвать право человека на благоприятные условия окружающей среды (некоторые ученые основополагающим называют право человека на безопасную окружающую среду). Именно эти два института - необходимость сохранения окружающей среды для нынешнего и
будущих поколений людей и право человека на благоприятную окружающую среду стали источником приведенных в Декларации Рио международно-правовых принципов охраны окружающей среды, которые можно объединить в следующие группы: принцип устойчивого развития как условие экологической безопасности; учитывание суверенитета государств в обеспечении экологической безопасности; учитывание социальных и демографических проблем в международной правовой охране окружающей среды; учитывание требований экологической безопасности в национальном законодательстве; взаимное сотрудничество и информирование государств с целью обеспечения экологической безопасности; принципы, связанные с учетом вопросов охраны окружающей среды в деятельности по обеспечению международной безопасности и предупреждения войн.
Отдельные принципы международной правовой охраны окружающей среды детализируются в соответствующих источниках международного экологического права. Здесь можно отметить Руководящие принципы обеспечения доступа к экологической информации и участия общественности в процессе принятия решений в сфере охраны окружающей среды [21], которые являются фундаментом формирования всеобъемлющей стратегии по охране окружающей среды [3, с. 26-31]. Эта стратегия должна базироваться на приоритетах человека. Такой гуманистический подход на глобальном уровне находит свое проявление не только в развитии международного экологического права, но и в ускоренном формировании национального экологического законодательства.
Отметим также быстрое реагирование национальных законодателей современных государств на изменение экологической ситуации, глобальные экологические катастрофы, требования представителей национального и мирового общественного экологического движения путем принятия адекватных правовых актов, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений в экологической сфере. Дальнейшее развитие экологического законодательства в мире происходит путем принятия законодательных актов, направленных на упорядочение отношений в конкретных сферах охраны окружающей среды. Усилия национального законодательства направляются на создание правовых механизмов охраны атмосферного воздуха, воды, почвы, контроля за ядовитыми веществами, обращения с отходами и т. д., в основе которых - прежде всего забота о жизни и здоровье человека.
Одним из явных признаков развития экологического законодательства на национальном уровне сейчас стало формирование законов комплексного характера, особенно в странах с развитой экономикой. Такими, например, являются: Основной закон о борьбе с загрязнением окружающей среды (Япония, 1967 г.), Закон об охране окружающей среды (Швеция, 1969 г.), Закон о государственной политике в области окружающей среды (США, 1970 г.), Закон об охране природы (Франция, 1976 г.), Закон об охране природы и ландшафтном планировании (Германия, 1976 г.) [См.: 4, с. 597, 17]. Высокоразвитые общества таким образом демонстрируют собственную способность адекватно реагировать на вызовы с учетом последствий возможного и реального негативного влияния на окружающую среду.
Заслуживает внимания опыт Европейского Союза в формировании международной экологической политики и международного экологического законодательства, особенно стратегической позиции ЕС по окружающей среде, которая была юридически закреплена в Договоре о Европейском сообществе и заключается в декларировании стремления Европейского Сообщества к высокой степени охраны окружающей среды, улучшения ее качества, повышения уровня и качества жизни людей. В дальнейшем это стало исходной точкой для формирования экологической политики и экологического права ЕС, а в дальнейшем - обязанностью для имплементации национальным экологическим законодательством государств-участников.
Как отдельный межотраслевой комплексный институт в контексте усиления контроля за соблюдением экологического законодательства со стороны общества в
экономически развитых странах формируется законодательство, направленное на защиту и создание механизмов реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, который одновременно становится принципом, положенным в основу развития национального экологического права современных государств.
Отметим, что сегодня в конституциях большинства государств юридически закреплены естественные права человека, в том числе экологические. Важнейшими из них являются право на жизнь, на благоприятную для жизни окружающую среду (ст. 55 Конституции Республики Татарстан, ст. 35 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики, ст. 45 Конституции Эстонии, ст. 43 Конституции Республики Македония, ст. 37 Конституции Республики Молдова, ст. 72 Конституции Республики Словения, ст. 42 Конституции Российской Федерации), терминологическое формулирование которого имеет свои национальные особенности. Так, Конституция Бельгийского королевства в п. 4 ст. 23 (1831 г.) закрепила право бельгийцев на здоровую окружающую среду, а ст. 66 Конституции Португалии (1976 г.) сформулировала право всех жить в здоровой для людей окружающей среде.
В современных конституциях многих государств мира вопросы охраны окружающей среды рассматриваются как взаимная обязанность человека и государства. Праву на экологически чистую окружающую среду соответствует конституционное закрепление соответствующих обязанностей граждан. Статья 53 Конституции Эстонии (1992 г.) предусматривает обязанность последних компенсировать вред, нанесенный окружающей среде, и устанавливает обязанность каждого бережно относиться к жизненной и природной среде. Подобные положения конституции устанавливают прямо либо косвенно. Например, ст. 43 Конституции Республики Македония наряду с обязанностью каждого охранять окружающую среду предусматривает обязанность государства обеспечивать условия для реализации гражданами своих прав на благоприятную окружающую среду. Статья 3 Конституции Украины общей обязанностью государства провозглашает сохранение прав и свобод человека, в том числе права на экологическую безопасность. Статья 126 Конституции Республики Молдова обязанностью государства устанавливает рациональное использование земли и других природных ресурсов в соответствии с национальными интересами (п. 2 "е"). Конституция Республики Словения предусматривает, что государство должно способствовать сохранению своего естественного и культурного наследия (ст. 5). В соответствии со статьей 18 Конституции Венгрии государство признает и воплощает в жизнь право каждого на благоприятную окружающую среду. Статья 9 Конституции Португальской Республики основной задачей государства закрепляет охрану природы и окружающей среды, сохранение природных ресурсов.
Право человека на чистую и благоприятную для жизни окружающую среду в конституциях современных стран рассматривается как правовое основание юридического закрепления экологической функции государства, которой корреспондируют экологические права и обязанности. Следовательно, сохранение окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений в современной теории права и конституционной практике считается общей обязанностью государства, гражданского общества и каждого отдельного человека. Такой подход можно рассматривать как международно-правовой экологический императив, принятый почти всеми государствами мира.
Таким образом, наряду с доминированием прав и свобод человека и гражданина экологическое право сегодня развивается на новой глобальной этике, носителями которой стали ученые и общественные деятели в сфере охраны окружающей среды. Сама глобализация предполагает создание новой этики постиндустриального общества, в основе которой отказ от индивидуализма с его представлением о праве на исключительность. Такая этика должна ориентироваться на приоритет коллективных, общечеловеческих интересов, стремление сохранить и передать планету Земля следующим поколением целостной и в облагороженном виде.
Итак, следует отметить общие для развития современного международного экологического права и национальных правовых систем особенности: взаимовлияние прогрессивных экологических идей национального и международного экологического права; конституционное закрепление в ряде стран естественного права человека на жизнь и благоприятную для жизни окружающую среду; закрепление в конституциях ряда стран экологической функции государства; сохранение окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений как общий долг государства, гражданского общества и каждого человека.
Список литературы: 1. Андрейцев В. I. Еколопчне право. Загальна частина : курс лекцш в схемах / В. I. Андрейцев. - К. : Вентур^ 1996. - 208 с. 2. Ан1с1мова Г. В. Здшснення громадянами еколопчних прав : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / Г. В. Ашамова. - Х., 1996. - 22 с. 3. БазылевН. И. Глобализация национальной экономики: сущность, тенденции, последствия / Н. И. Базылев // Вестник БГЭУ. - 2002. - № 6. - С. 2631. 4. БринчукМ. М. Экологическое право : учебник / М. М. Бринчук. - [2-е изд., перераб. и доп.] / М. М. Бринчук. - М. : Юрист, 2003. - 670 с. 5. Васильева М. И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве / М. И. Васильева // Государство и право. -1999. - № 8. - С. 49-62. 6. Голиченков А. К. Экологические права и обязанности в их новейшем понимании / А. К. Голиченков // Актуальные проблемы теории права и государства и экологического права. - М., 2000. - Вып. 2. - С. 32-37. 7. Грицкевич С. Г. Конституцшш еколопчш права людини й громадянина та !х забезпечення органами внутршшх справ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / С. Г. Грицкевич. - К., 2002. - 24 с. 8. Дубовик О. Л. Экологическое право : учебник / О. Л. Дубовик. - [2-е изд., перераб. и доп.]. - М. : Велби : Проспект, 2006. - 688 с. 9. КобецькаН. Р. Еколопчш права громадян Украши : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / Н. Р. Кобецька. - К., 1998. - 17 с. 10. Колбасов О. С. Экология: политика - право : правовая охрана природы в СССР / О. С. Колбасов. - М. : Наука, 1976. - 230 с. 11. Медведев К. В. Еколопчш права громадян Украши: гаранта !х судового захисту : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / К. В. Медведев ; Кшв. нац. ун-т iм. Т. Шевченка. - К., 2012. - 214 с. 12. Медведев К. В. Еколопчш права громадян Украши: гаранта !х судового захисту : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 / К. В. Медведев. - К., 2012. - 17 с. 13. Милн А. Права человека и человеческое многообразие / А. Милн, М. В. Кладницкая // Международное сотрудничество и права человека. - М., 1989. 14. Мюллерсон Р. А. Права человека: идеи, нормы, реальность / Р. А. Мюллерсон. -М. : Юрид. лит., 1991. - 160 с. 15. Нерсесянц В. С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древних до Декларации 1789 г.) / В. С. Нерсесянц // Права человека в истории человечества и в современном мире. - М., 1989. - С. 21-29. 16. Петров В. В. Экологическое право России : [учеб. для вузов] / В. В. Петров. - М. : БЕК, 1995. - 557 с. 17. Право окружающей среды в экономически развитых странах [Электронный ресурс] -Режим доступа : http://www.duma-magadan.ru. 18. Рабтович П. М. Основш права людини: загальнотеоретична характеристика / П. М. Рабшович // Вюник Академп правових наук Украши. - Х., 1994. - № 2. - С. 22-28. 19. Про охорону навколишнього природного середовища : Закон Украши вщ 25 червня 1991 р., № 1264-ХП // Вщомосп Верховно! Ради Украши. - 1991. - № 41. - Ст. 546. 20. Разумова Е. Р. Экология: учебн. курс (учебн.-метод. комплекс) / Е. Р. Разумова ; Моск. ин-т экономики, менеджмента и права. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://e-college.ru. 21. Руководящие принципы по обеспечению доступа к экологической информации и участия общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды : (София, 23-25 окт. 1995 г.) // Верховна Рада Украши : офщ. веб-портал [Электронный ресурс]. - Режим доступу : http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/995_810. 22. Шевчук С. Судовий захист прав людини: практика Свропейського Суду з прав людини у контекст захщно! правово! традицп / С. Шевчук. - Вид. 2-е, випр., допов. - К. : Реферат, 2007. - 848 с. 23. Шейканов Н. А.
Правовое обеспечение интересов личности / Н. А. Шейканов. - Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. - 200 с.
ЕКОЛОГ1ЧН1 ПРАВА ЛЮДИНИ В НАЦЮНАЛЬНШ I М1ЖНАРОДН1Й ПРАВОВ1Й ДОКТРИН1 Гетьман А.П., Костицький В.В.
Статтю присвячено екологiчним правам людини, якi належать до фундаментальних природних прав, що мають неперевершене значення в сучасних умовах глобалiзацiйних процеав суспiльного буття. Проаналiзовано поняття еколопчних прав, !х обсяг, мiсце в загальнш системi прав людини i громадянина. Значну увагу придiлено класифшацп принципiв мiжнародного екологiчного права.
Розкрито законодавче забезпечення еколопчних прав людини, гаранта й мехашзм ix реалiзащi в нацiональному й мiжнародному правь
Ключовг слова: еколопчш права, мiжнароднi стандарти екологiчниx прав, класифiкацiя еколопчних прав, мехашзм реалiзацii екологiчниx прав, мiжнародне екологiчне право.
ENVIRONMENTAL HUMAN RIGHTS IN NATIONAL AND INTERNATIONAL LEGAL DOCTRINE Getman A. P., Kostitsky V. V.
The article is devoted to environmental human rights, which belong to the fundamental natural rights having unsurpassed value in modern conditions of globalization processes of social being. The concept of the environmental rights, their volume, a place in the general system of human rights and the citizen is analyzed. Special attention is paid to classification of principles of the international environmental law.
Legislative provision of environmental human rights, guarantees and mechanism of their realization in national and international law is revealed.
Key words: environmental rights; international standards of environmental rights; classification of environmental rights; mechanism of implementation of environmental rights; international environmental law.
Поступила в редакцию 18.12.2013 г.