Соотношение понятий «система газоснабжения» и «имущественный комплекс» в законодательстве Российской Федерации
А.Е. Гришина
соискатель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета, начальник отдела сделок с недвижимостью ОАО «Сызраньгаз» (г. Сызрань)
Анастасия Евгеньевна Гришина, [email protected]
Особой разновидностью недвижимости в гражданско-правовой сфере являются комплексы взаимосвязанных недвижимых и движимых вещей, используемых по общему назначению как единое целое. В реалиях современной жизни правовая природа возникновения, оборот и критерии отнесения вещей к понятию «комплекс» вызывают не только юридико-правовой, но и жизненноприкладной интерес.
В первую очередь представляется интересной природа происхождения комплексов вещей. Вправе ли собственник имущества самостоятельно, по своей воле «объединить» существующие у него вещи и иное имущество и объявить их единой сложной вещью? Некоторые авторы полагают, что сама по себе воля собственника без реальных действий не может являться способом создания новых вещей1. Не вызывает сомнения тот факт, что вещи материальны, они создаются в процессе производства, а реально существующие вещи приобретаются в гражданском обороте. Так, в главе 14 «Приобретение права собственности» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве первичного способа приобретения права называется изготовление или создание новой вещи с соблюдением закона и иных правовых актов (п. 1 ст. 218 ГК РФ). Необходимым условием приобретения прав на возведенный объект недвижимости являются отвод зе-
мельного участка в установленном законом порядке, разрешение на строительство, соблюдение строительных и градостроительных норм и правил (ст. 222 ГК РФ). Право на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права (ст. 219 ГК РФ). После того как объект недвижимости реально создан и право на него зарегистрировано, он может быть вовлечен в оборот, и права на него приобретаются вторичными способами: на основании сделок и в порядке правопреемства (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Иначе говоря, воля собственника свободна в отношении сделок с объектом, а не в отношении его создания.
Что же является основанием приобретения права при объединении «по воле собственника» нескольких объектов недвижимости в единую сложную недвижимую вещь? Решение собственника как способ приобретения вещного права главой 14 ГК РФ не предусмотрен. Решения о создании (учреждении и реорганизации) могут приниматься собственником как учредителем лишь в отношении организаций (юридических лиц). Утвержденный собственником передаточный акт или разделительный баланс будет основанием для приобретения права реорганизованного юридического лица в порядке правопреемства, то есть для приобретения права на существующее имущество вторичным способом.
1 Пискунова М. Г. Понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 1.
Принятие каких-либо решений о создании имущественных комплексов как объектов гражданских прав, которым придавалось бы юридическое значение, российским законодательством не предусмотрено. Следовательно, существует иная объективная причина возникновения имущественных комплексов.
Теперь вернемся к понятию «имущественный комплекс». К имущественным комплексам закон относит предприятия и кондоминиумы. И хотя термин «кондоминиум» в настоящее время уже не используется законодателем и заменен на более соответствующий современности термин «многоквартирный дом», в настоящей работе используем прежнее понятие. Предприятие как экономический феномен - явление историческое, представляющее собой форму (способ) функционирования производительных сил на определенном этапе развития общества. В экономической литературе нет единства мнений относительно определения предприятия и выделения его существенных признаков. Это объясняется тем, что, во-первых, предприятие как функционирующий сложный экономический организм многогранно и наряду с экономическим имеет социальный, политический и юридический аспекты. Во-вторых, объективно существует значительная дифференциация предприятий по количественным и качественным признакам: «под единое понятие... попадают... гиганты промышленности,.. базы, мастерские и другие мелкие производственные предприятия»2 с разнообразным профилем деятельности.
Множественность и разноплановость элементов предприятия, а также характерная изменчивость его состава вовсе не говорят о том, что оно представляет собой бессистемный, разрозненный конгломерат вещей и иных объектов. Элементы предприятия находятся во внутренней связи, обусловленной целевыми, организационными, техническими, технологическими и иными
функциями, предполагается их использование по общему назначению, следовательно, они образуют хозяйственную систему, организованное единство. В результате предприятие как система - «это не просто сумма частей, а целостный комплекс, характеризующийся новым качеством, не присущим составляющим элементам»3. Анализ гражданского законодательства позволяет утверждать, что единство предприятия имеет в том числе юридический характер. Такой вывод очевиден исходя из следующих положений законодательства:
• ГК РФ признает оборотоспособными предприятия в целом, а не только их отдельные элементы (п. 2 ст. 132 ГК РФ), что объясняет специальное выделение норм о продаже и аренде предприятия в главах этого кодекса, посвященных купле-продаже и аренде;
• по общему правилу при ипотеке предприятия право залога распространяется в том числе на имущество, приобретенное в период ипотеки (п. 2 ст. 340 ГК РФ);
• момент передачи всех составных элементов предприятия при его продаже совпадает (этот момент определяется днем подписания передаточного акта обеими сторонами) (п. 2 ст. 563 ГК РФ).
Ю.С. Поваров предлагает следующее определение понятия «предприятие»: предприятие есть эксплуатируемый имущественный комплекс, включающий в себя вещи, права и обязанности, образующие относительное хозяйственное и юридическое единство, и используемый для осуществления предпринимательской деятельности в определенной сфере4.
Исходя из данного ГК РФ определения предприятия его основными признаками являются:
• объединение имущества (образование комплекса) для определенного вида предпринимательской деятельности;
2 Триггер А. А. Правовое положение строительного предприятия // Советское государство и право. 1968. № 5. С. 90.
3 Лаптев В. В. Правовая организация хозяйственных систем. М., 1978. С. 6-7.
4 См.: Поваров Ю. С. Предприятие как объект гражданских прав. Самара : Издательство «Самарский университет», 2002. С. 13.
• фактическое ведение предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли от использования этого имущества («предприятие на ходу»).
На фактическое ведение предпринимательской деятельности в первую очередь указывают обязательства, договоры, права требования и долги, которые включаются в состав предприятия. Иные комплексы недвижимых и движимых вещей, не задействованных в предпринимательской деятельности, предприятием (так называемым «бизнесом») не являются. Предприятия могут образовываться на базе заводов, автозаправочных станций, ресторанов и т. п., если это имущество будет «оживлено» предпринимательской деятельностью его собственника. Так, В.В. Витрянский характеризует продажу предприятия «на ходу» в целом как передачу не только зданий и оборудования, но и привязанных к материальной основе производства прав и обязанностей продавца5.
Однако следует заметить, что в настоящее время создается много объектов, которые не предназначены для использования в предпринимательской деятельности, например музеи, выставки, больницы, социальнобытовые организации и т. д. Часто у собственников нет возможности, желания или профессионального умения извлекать прибыль из созданных объектов, и они продаются, или с ними совершаются другие гражданско-правовые сделки. Некоторые собственники осуществляют перепрофилирование объектов с учетом экономических потребностей. В этот период объекты не действуют, что говорит об отсутствии предпринимательской деятельности как основного признака предприятия. Такие объекты не подпадают под категорию предприятия как имущественного комплекса, так как не используются в предпринимательской деятельности или не созданы для использования в предпринимательской деятельности. Поэтому нормы, регламентирующие правовой статус предприятия и сделки с ним,
регулировать их не могут. Отсюда можно сделать вывод, что, по мнению законодателя, предприятие, которое не используется в предпринимательской деятельности, предприятием не является. Возникает вопрос: каким образом законодатель регулирует и будет регулировать отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок с такими объектами?
Очевидно, что, несмотря на уже существующее многообразие научных категорий, для полноценного и эффективного регулирования имущественного оборота их не достаточно. Изложенное свидетельствует о необходимости формирования новой правовой категории - «комплекс имущества» и ее включения в отечественное гражданское законодательство. Понятие «комплекс имущества» нельзя свести к понятию сложной вещи. Эта правовая категория - явление более емкое, чем сложная вещь. Сложная вещь состоит из реальных, наличных вещей, а «комплекс имущества» образуют не только вещи, но и иное имущество, а также имущественные права и обязанности.
Вместе с тем очевидна необходимость в признании особым объектом недвижимости технологических имущественных комплексов (например газопроводов с установленными на них компрессорными, газораспределительными станциями и иным оборудованием, установок по переработке нефти и иного сырья и т. д.). От предприятия этот комплекс отличается тем, что в его состав входят только вещи, но не права и обязанности. При этом составляющие его вещи разнородны (недвижимость - земельный участок, здания, сооружения; движимость - оборудование и т. д.), но объединены единым хозяйственным назначением, что делает целесообразным его использование в качестве единого объекта имущественного оборота6. Подтверждением изложенной концепции являются, в частности, нормы пункта 2 статьи 340 и пункта 1 статьи 1013 ГК РФ, где сказано, что предметом ипотеки и доверительного управления может быть предприятие или другие имуще-
5 Витрянский В. В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М. : Статут, 1999. С. 266.
6 Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. М., 2003. С. 8, 29-30.
ственные комплексы, то есть под понятие «предприятие», как уже указывалось, не подпадают все виды имущественных комплексов - объектов гражданских прав.
Так может ли быть объявлен единой сложной вещью производственно-технологический комплекс?
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть определения понятий, входящих в этот термин. Комплекс - это совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое7. Производство - это процесс создания материальных благ8. Технология - это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции9.
Исходя из норм гражданского законодательства критерием отнесения вещи к недвижимому имуществу являются не производственный и технологический признаки, то есть не назначение, а физическое свойство вещи, а именно прочная связь с землей. При этом законодатель никоим образом не ограничивает собственника в выборе назначения недвижимого имущества и его роли в производственном процессе.
Бесспорно, в технологическом и производственном аспектах производственнотехнологический комплекс, представляющий собой совокупность недвижимых и движимых вещей, составляет единое целое.
Следует заметить, что отечественное законодательство употребляет термин «имущественный комплекс» для обозначения системы газоснабжения («имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для до-
бычи, транспортировки, хранения, поставок газа»10) и газораспределительной системы («имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потреби-телям»11). В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» единая система газоснабжения как имущественный производственный комплекс находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Таким образом, налицо критерий технологического и производственного единства объектов, связанных общим назначением -добыча газа и доставка его потребителям. Однако правовое единство объектов недвижимости в системе газоснабжения - вопрос спорный. Что касается организационной и экономической взаимосвязей производственных объектов, то представляется, что такая зависимость может быть только между юридическими лицами (например дочерними и зависимыми обществами) и их филиалами. Между объектами гражданских прав (вещами) организационной и экономической связей быть не может12.
7 Советский энциклопедический словарь. М. : Издательство «Советская энциклопедия», 1980. С. 621.
8 Там же. С. 1078.
9 Там же. С. 1338.
10 О газоснабжении в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ // Российская газета. 1999. 8 апреля.
11 Там же.
12 Пискунова М. Г. Понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 1.
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (далее Закон - № 122-ФЗ)13 закреплено, что единый производственнотехнологический комплекс организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности организации-должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого производственно-технологического комплекса, устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Все входящее в производственнотехнологический комплекс имущество (движимое и недвижимое) является ограниченно оборотоспособным: оно не может быть отчуждено в период внешнего управления (ст. 17 Закона № 122-ФЗ), его продажа в ходе конкурсного производства осуществляется только на торгах единым лотом, причем обязательным условием является обеспечение сохранения единства производственнотехнологического комплекса в соответствии с его целевым назначением (ст. 20 Закона № 122-ФЗ).
Таким образом, с точки зрения гражданского права законодательство, регулирующее деятельность субъектов топливноэнергетического комплекса, ограничивает оборот некоторых движимых и недвижимых вещей, принадлежащих определенным юридическим лицам, но отнюдь не вводит понятие «производственнотехнологический комплекс» как новый объект гражданских прав. Единым объектом гражданских прав, единой вещью, обладающей правовым режимом недвижимости, производственно-технологический комплекс признать нельзя. В гражданско-правовом смысле производственно-технологический комплекс системы газоснабжения является
совокупностью вещей (движимых и недвижимых) с различным правовым режимом, общим признаком которых является ограниченная оборотоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ : в редакции от 27 июля 2006 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ : в редакции от 2 февраля 2006 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410.
3. О газоснабжении в Российской Федерации : Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ // Российская газета. 1999. 8 апреля.
4. Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса : Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3179.
5. Витрянский В. В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М. : Статут, 1999.
6. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. М., 2003.
7. Лаптев В. В. Правовая организация хозяйственных систем. М., 1978.
8. Пискунова М. Г. Понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 1.
9. Поваров Ю. С. Предприятие как объект гражданских прав. Самара : Издательство «Самарский университет». 2002.
10. Триггер А. А. Правовое положение строительного предприятия // Советское государство и право. 1968. № 5.
13 Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливноэнергетического комплекса : Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3179.