Научная статья на тему 'Соотношение понятий "норма", "девиация", "гармония", "творчество" и их значение в современном образовательном процессе'

Соотношение понятий "норма", "девиация", "гармония", "творчество" и их значение в современном образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / NORM / ДЕВИАЦИЯ / DEVIATION / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ПОВЕДЕНИЕ / BEHAVIOUR / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERNITY / CREATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колесникова Галина Ивановна

Автор указывает, что понятия «норма», «девиация», «гармония», «творчество» близки по своей сути, поскольку описывают в иных аспектах один феномен человеческое поведение, но на разных уровнях его проявления. Поведение определяется целью и смыслом человеческой жизни. Автор предлагает определить их (цель и смысл) как непрерывный творческий процесс раскрытия Себя в себе и явления Себя миру. Однако в процессе своей жизнедеятельности влекомый поисковой активностью человек должен выбрать вектор своего движения: на разрушение (девиантный) или созидание (гармонический). И в данном выборе большое значение имеет система образования и её вершина университетское образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the notions of "norm", "deviation", "harmony", and "creativity" and their significance in the modern educational process

The author points out that the concepts of «norm», «deviation», «harmony», and «creativity» are similar in nature, as they describe at different angles the same phenomenon, i.e. the human behaviour, considered at different levels of its manifestation. Behaviour is determined by the purpose and meaning of human life. The author proposes to define them (i.e. the meaning and purpose) as a continuous creative process of uncovering oneself to oneself and manifesting oneself to the world. However, in the course of his life the individual driven by the search activity must choose a vector of his movement towards destruction (i.e. the deviant one) or towards creation (i.e. the harmonic one). In this choice the education system and the university education as its highest point are of great importance.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий "норма", "девиация", "гармония", "творчество" и их значение в современном образовательном процессе»

вопросы теории образования

Колесникова Г.И.

соотношение понятий «норма», «девиация»,

«гармония», «творчество» и их значение в современном образовательном процессе

Понятия «норма», «девиация», «гармония», «творчество» близки по своей сути, поскольку описывают в иных аспектах один феномен - человеческое поведение - на разных уровнях его проявления. Данные уровни различаются оценочной нюансированностью, которая определяется, в первую очередь, приемлемостью каждого из видов поведения в отдельности с позиции общества, к которому принадлежит индивид.

Другими словами: «норма», «девиация», «гармония», «творчество» являются социокультурными образованиями, определяющими человеческое поведение, с одной стороны, с позиции адаптированости индивида в общество, с другой, приемлемости данного вида поведения для общества как единой структуры.

Соответственно, нормальным будет признано поведение человека при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок признаваемых большинством на социальном, правовом и моральном уровнях. При этом в данном контексте невозможно обойти такие важные вопросы, которые не раз поднимались мыслителями и в рамках религиозно-философских и философских трактатов, и в художественных произведениях: а на сколько на самом деле соотносятся нормы общества с тем, что нормально для отдельно взятой личности. Ведь по сути, в качестве критерия «нормы» берется некое усреднённое большинство. При этом именно при попытке осознания взаимосвязанности выделенных нами категорий («норма», «девиация», «гармония», «творчество») в развитии конкретной личности возникает необходимость их «прочтения» в гносеологическом (процесс познания и развития личности), онтологическом (решение личностью основных вопросов бытия через выбор ориентиров и проблемы выбора), общественно-историческом (роль личности в истории и влияние конкретной исторической ситуации на личность) контекстах. И тоже будет справедливо при рассмотрении данных категорий в ракурсе образовательного процесса в высшей школе, поскольку данный процесс, активизируя познавательную активность

личности, создаёт (должен создавать) благоприятную ситуацию для решения личностью онтологических проблем на индивидуальном уровне в конкретной исторической ситуации.

Рассмотрим последовательно каждую из выделенных категорий.

Понятие «нормы» в культурологическом и эстетическом аспектах тесно связано с понятиями «идеал» - образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений то, что представляет собой высшую цель деятельности или совершенное воплощение чего-либо, и «идеальный» - образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему». Следовательно, идеальная поведенческая норма предполагает на внешнем уровне - соответствие поведения индивида всем принятым видам норм; внутреннем - гармоническое согласие индивида с самим собой в сочетание с творческой реализацией своего потенциала.

Как мы видим, идеальная поведенческая норма включает в себя понятия «гармония». Гармония - (harmonía) - связь, соразмерность, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом [1]. Несмотря на отсутствие официально признанных в психологии определений «гармония», «гармонизация», «гармоничная личность» - тема гармонического соотношения частей и целого оказала сильное влияние на такие теории личности как, например, аналитическая теория личности Юнга, гуманистические теории Фромма, Маслоу, основные положения Эриксона относительно природы человека, переплетаясь с такими понятиями как «самоактуализация» и «самоактуализирующаяся личность».

Под самоактуализирующейся личностью принято понимать человека, вышедшего на уровень самоактуализации. Термин же «самоактуализация» трактуется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Отличительной чертой подобной самоактуализирующейся личности от других, по Маслоу [2], является ее вовлеченность в какое-либо дело, во что-то находящееся вне нее самой, тем, что она будет определять как призвание, в библейско-проповедническом смысле слова.

В своей работе «Самоактуализация» Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя: полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; представление жизни как процесса постоянного выбора; наличие «Я», которое может самоактуализироваться; быть честным, брать на себя ответственность; быть нонконформистом; реализовывать свои потенциальные возможности; быть открытым высшим переживаниям; разоблачать собственную психопатологию. Как писал Пауэлл в 1992 году: «Быть во всем живым - значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний» [3, 42]. И, в унисон идеям Маслоу, он предлагает пять шагов, которые, как он считает, необходимо сделать, чтобы прийти к полноте жизни: принять себя, быть собой, забыть себя в любви, верить, принадлежать. Но он делает одну очень существенную оговорку, а именно: каждый из этих шагов не только основан на успехе предыдущего, но каждый такой переход не является окончательным, сделанным раз и навсегда, и предполагает

неоднократное возвращение к каждому из них.

Следовательно, ничто и никогда не является законченным и окончательным и впереди всегда есть идеал, к которому следует стремиться. А чтобы началось это восхождение, и в этом сходятся и представители экзистенциально-гуманистического направления и трансперсонального, и эзотерического, оно должно начаться с того, что человек с чувством радости примет себя таким, каков он есть. Однако до этого уровня радостного принятия Себя личность должна пройти длинный и тернистый путь, ведущий через бездну своей души.

Анализ современных подходов к проблеме гармонизации личности выявил их внутреннее единство. Так, например, в социальной психологии понятие «гармонизации личности» можно рассматривать как процесс приспособления (адаптации) личности к социуму, где критерием адаптированности будет выступать успешность ее (личности) взаимодействия, с одной стороны, с группами (малыми и большими) и со второй, с другими личностями. С позиции когнитивно-бихеви-орального подхода, в котором личность предстает как некая структура с набором когнитивных навыков, а понятие духовности исключается, гармонизация будет пониматься как усвоение индивидуумом успешных стратегий поведения. в рамках экзистенциально-гуманистического подхода - критерием гармонической личности являются три основных параметра: жизнь в социуме исходя из своих глубинных критериев и установок, в основе которых лежат общечеловеческие духовные ценности, следование своей миссии (предназначения), творческая реализация своего потенциала.

То есть, внутреннее единство при исследовании и попытках понять саму суть процесса гармонизации личности/гармонической личности заключается в рассмотрении его/её как одного из главных и необходимых условий для развития творческого потенциала субъекта в процессе его транскультуральной эволюции. Кроме того, данное единство заключается не только в понимании личностной гармонии в отношении к социуму, но также и во внутреннем единстве личности, устремленной на познание Абсолюта и себя в нем.

Чаще всего гармонизация личности происходит через творчество. И здесь надо уточнить: традиционно понятие «творчество» ассоциируется с различными видами искусств. Но если обратиться к истокам, то творчество, понимаемое как создание нового возможно в любой профессии и не только возможно, но и должно быть, ибо без творческого начала труд становится рабским и лишённым смысла. Проявление творческого потенциала личности происходит в творчестве, которое можно представить в виде формулы: «проблема - творческий процесс - результат», где возникновение и развитие творческого процесса обусловлено личностными особенностями, ведущим из которых является высокий уровень поисковой активности.

Поисковая активность имеет определенные биологические предпосылки. Данное «стремление к поиску» обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам и стоящих на разных ступенях развития, однако при анализе четко прослеживается следующая взаимосвязь: чем сложнее и совершеннее становится

нервная система, тем интенсивнее она развивается. То есть, и в основе поведения человека как биологического вида лежит поисковая активность.

Ротенберг и Бондаренко в работе «Потребность в поиске и ее смысл» [4 ,с.216-226], высказывают мысль о том, что одним из механизмов, обеспечивающих разноплановость в развитии особей/индивидов, является различный от рождения уровень поисковой активности. Более того, чтобы это свойство успешно реализовалось в мире и не приводило к гибели, мозг должен обладать большими и разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации из памяти для регуляции усложняющегося поведения.

Косвенное подтверждение подобного положения, на наш взгляд, представляют результаты исследований Л.В.Крушинского и П.В.Симонова, в которых показано, что выраженная исследовательская активность у животных сочетается с высокой способностью к экстраполяции и с хорошо развитым социальным поведением, которые проявляются, прежде всего, в том, что именно те животные, которые наиболее активно ведут себя в незнакомой обстановке, проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чувствительны к призывам о помощи, исходящим от других особей, демонстрируя готовность покинуть собственную зону комфорта.

На основе результатов данных исследований можно сделать предположение о том, что поисковая активность инициирует, прежде всего, адаптивное развитие нервной системы, а последняя, вследствие этого претерпевая качественные изменения, расширяет сферу для применения данной способности, что в свою очередь, стимулирует поиск.

Как можно заметить из полученной спиралевидной схемы развития общебиологическое значение потребности в поиске и ее биологическая природа не противоречат имеющимся фактам о несовпадении, степени развитости данной потребности у разных субъектов. Данный факт в полной мере можно объяснить тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию данной потребности, как и любой другой, а окончательное ее формирование происходит в процессе индивидуального развития.

С этой позиции стремление к поисковой активности возможно рассматривать как некую движущую силу саморазвития и самосовершенствования. Однако Роттенберг и Бондаренко придерживаются мнения о том, что потребность в поиске сильнее развита и имеет большее общебиологическое и социальное значение для совокупности индивидов, чем для индивидуального развития. Однако данное утверждение находится в противоречии с социокультурной историей, где, с одной стороны, безусловно, поисковая активность в ее минимизированном количестве, необходимом для адаптации социуму, проявляет себя у большинства индивидов, в то время, как ее максимальное, творческое проявление, требующее кроме ее потенциального присутствия и условий для развития еще и определенных личностных свойств, встречается достаточно редко и социализированным большинством, как правило, не приветствуется. И в этой связи уместно вспомнить жизнь и трагический конец джордано Бруно, Бетховена, долгое забвение

творческого наследия Баха.

Ф.Фарли выделил особый тип личности, который назвал «Т-личность», определив ее как «искатель возбуждения». Люди данного типа, по его определению, могут либо проявлять высокую степень творческой активности, либо демонстрировать деструктивное, а в отдельных случаях и криминальное поведение. Симонтон определил семь базовых векторов творческой личности. Сопоставление данных векторов с особенностями поведения девиантов аддиктивного типа однозначно указывает на их сходство в некоторых аспектах. Доказательством сходства структур творческих и девиантных типов личностей служит всплеск творческой активности у бывших девиантов и их значимых близких. Общим основанием, подтверждающим верность и концепции Ф.Фарли, и концепции Си-монтона, на наш взгляд, выступает именно поисковая активность, которая в обоих случая, безусловно, превышает средний уровень, и выход которой в позитивное для личности и общества направление или негативное во многом зависит как от иных особенностей личности, так и от социальной ситуации, в которой данная личность находится.

С развитием техники периодически предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере. Это обусловлено тем, что при правильной организации использования компьютера значительно расширяются возможности человеческого творчества в области постановки и решения новых задач. Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений - направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляцию творчества: «брейнсторминг» («мозговой штурм») - метод для стимулирования научного творчества (Уоттс А.); метод «алгоритм изобретения» (Альтшуллер Г.С.); методики для инициирования творческого процесса при помощи сновидений (Колесникова Г.И.). Кроме того, известны данные психологических исследований, результатом которых стало выявление прямой зависимости между способностью индивида видеть сны и его творческим потенциалом (Стрифон Каплан-У.).

В творческом процессе особое место занимает творческое воображение. Кроме воображения, творческий процесс включает в себя интенсивную работу мышления, пронизанную эмоциональностью и направляемую волей. Но творчество, безусловно, не может быть сведено к какому-либо одному из этих свойств, представляя собой их совокупность, из неоднозначного соединения которых и формируется многомерная структура творческого процесса.

Одним из первых творческих процессов, с которым знакомится личность, безусловно, является процесс познания, начинающийся с рождения и продолжающийся, в идеале, всю жизнь.

Особая роль при этом принадлежит высшей школе, поскольку личность, в данный возрастной период, находясь в поиске своего призвания, своего предназначения в этом мире наиболее открыта и готова к уже осознанному познанию. И

именно при правильно организованном процессе обучения, нацеленном на активизацию поисковой активности, а через неё творческого потенциала, возможно ориентирование (или переориентирование) личности с негативного (девиантного) вектора жизни на позитивный (творческий). Ведь в идеальном (должном) варианте бытия предназначение высшей школы заключается не в передаче некой суммы знаний (что не оспаривается и само собой разумеется), а в формировании самодостаточной, саморазвавающиейся и автономной личности

Выводы.

1. Структура личности как вида ограничена биологическими потребностями, как социального существа - материальными и духовными.

2. В высшей устремленности личность в процессе своего экзистенциального развития движется к гармонии, под которой в данном контексте следует понимать стремление личности к равновесному (гармоничному) состоянию себя с собой и миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как высшей точке развития (проявления) в результате своего существования в мире.

3. Стремление к гармонии является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни. И, таким образом, цель и смысл человеческой жизни возможно определить как непрерывный творческий процесс раскрытия Себя в себе и явления Себя миру.

4. Творчество и девиации - разные возможные варианты проявления одного явления - поисковой активности, которая присуща каждому человеку, как биологическому виду и весь вопрос в том, в какое именно направление будет направлена данная энергия: на разрушение или на творчество.

5. Принятие в качестве жизненного ориентира личностью творчества возможно только в результате системного и целенаправленного воспитания и образования, в котором высшей школе принадлежит особое значение, поскольку именно в её стенах завершается процесс формирования творческой личности, устремленной на созидание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова Г.И. Гармонизация иррациональных составляющих личности (научная монография). Saarbrucken (Germany) : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. ISBN 978-3-8473-3062-2

2. Маслоу А. Самоактуализация // Психология человеческих проблем / Сост. К.В.Сельченок. Минск: Харвест, 1998. 448с. С. 20-34.

3. Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни //Психология человеческих проблем. Минск, 1998.

4. Ротенберг В.С., Бондаренко С. Потребность в поиске и ее смысл // Психология человеческих проблем. Минск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.