вопросы теории образования
Колесникова Г.И.
соотношение понятий «норма», «девиация»,
«гармония», «творчество» и их значение в современном образовательном процессе
Понятия «норма», «девиация», «гармония», «творчество» близки по своей сути, поскольку описывают в иных аспектах один феномен - человеческое поведение - на разных уровнях его проявления. Данные уровни различаются оценочной нюансированностью, которая определяется, в первую очередь, приемлемостью каждого из видов поведения в отдельности с позиции общества, к которому принадлежит индивид.
Другими словами: «норма», «девиация», «гармония», «творчество» являются социокультурными образованиями, определяющими человеческое поведение, с одной стороны, с позиции адаптированости индивида в общество, с другой, приемлемости данного вида поведения для общества как единой структуры.
Соответственно, нормальным будет признано поведение человека при котором он соблюдает всю совокупность социально-культурологических установок признаваемых большинством на социальном, правовом и моральном уровнях. При этом в данном контексте невозможно обойти такие важные вопросы, которые не раз поднимались мыслителями и в рамках религиозно-философских и философских трактатов, и в художественных произведениях: а на сколько на самом деле соотносятся нормы общества с тем, что нормально для отдельно взятой личности. Ведь по сути, в качестве критерия «нормы» берется некое усреднённое большинство. При этом именно при попытке осознания взаимосвязанности выделенных нами категорий («норма», «девиация», «гармония», «творчество») в развитии конкретной личности возникает необходимость их «прочтения» в гносеологическом (процесс познания и развития личности), онтологическом (решение личностью основных вопросов бытия через выбор ориентиров и проблемы выбора), общественно-историческом (роль личности в истории и влияние конкретной исторической ситуации на личность) контекстах. И тоже будет справедливо при рассмотрении данных категорий в ракурсе образовательного процесса в высшей школе, поскольку данный процесс, активизируя познавательную активность
личности, создаёт (должен создавать) благоприятную ситуацию для решения личностью онтологических проблем на индивидуальном уровне в конкретной исторической ситуации.
Рассмотрим последовательно каждую из выделенных категорий.
Понятие «нормы» в культурологическом и эстетическом аспектах тесно связано с понятиями «идеал» - образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений то, что представляет собой высшую цель деятельности или совершенное воплощение чего-либо, и «идеальный» - образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему». Следовательно, идеальная поведенческая норма предполагает на внешнем уровне - соответствие поведения индивида всем принятым видам норм; внутреннем - гармоническое согласие индивида с самим собой в сочетание с творческой реализацией своего потенциала.
Как мы видим, идеальная поведенческая норма включает в себя понятия «гармония». Гармония - (harmonía) - связь, соразмерность, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом [1]. Несмотря на отсутствие официально признанных в психологии определений «гармония», «гармонизация», «гармоничная личность» - тема гармонического соотношения частей и целого оказала сильное влияние на такие теории личности как, например, аналитическая теория личности Юнга, гуманистические теории Фромма, Маслоу, основные положения Эриксона относительно природы человека, переплетаясь с такими понятиями как «самоактуализация» и «самоактуализирующаяся личность».
Под самоактуализирующейся личностью принято понимать человека, вышедшего на уровень самоактуализации. Термин же «самоактуализация» трактуется как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Отличительной чертой подобной самоактуализирующейся личности от других, по Маслоу [2], является ее вовлеченность в какое-либо дело, во что-то находящееся вне нее самой, тем, что она будет определять как призвание, в библейско-проповедническом смысле слова.
В своей работе «Самоактуализация» Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя: полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; представление жизни как процесса постоянного выбора; наличие «Я», которое может самоактуализироваться; быть честным, брать на себя ответственность; быть нонконформистом; реализовывать свои потенциальные возможности; быть открытым высшим переживаниям; разоблачать собственную психопатологию. Как писал Пауэлл в 1992 году: «Быть во всем живым - значит быть открытым ко всей гамме человеческих переживаний» [3, 42]. И, в унисон идеям Маслоу, он предлагает пять шагов, которые, как он считает, необходимо сделать, чтобы прийти к полноте жизни: принять себя, быть собой, забыть себя в любви, верить, принадлежать. Но он делает одну очень существенную оговорку, а именно: каждый из этих шагов не только основан на успехе предыдущего, но каждый такой переход не является окончательным, сделанным раз и навсегда, и предполагает
неоднократное возвращение к каждому из них.
Следовательно, ничто и никогда не является законченным и окончательным и впереди всегда есть идеал, к которому следует стремиться. А чтобы началось это восхождение, и в этом сходятся и представители экзистенциально-гуманистического направления и трансперсонального, и эзотерического, оно должно начаться с того, что человек с чувством радости примет себя таким, каков он есть. Однако до этого уровня радостного принятия Себя личность должна пройти длинный и тернистый путь, ведущий через бездну своей души.
Анализ современных подходов к проблеме гармонизации личности выявил их внутреннее единство. Так, например, в социальной психологии понятие «гармонизации личности» можно рассматривать как процесс приспособления (адаптации) личности к социуму, где критерием адаптированности будет выступать успешность ее (личности) взаимодействия, с одной стороны, с группами (малыми и большими) и со второй, с другими личностями. С позиции когнитивно-бихеви-орального подхода, в котором личность предстает как некая структура с набором когнитивных навыков, а понятие духовности исключается, гармонизация будет пониматься как усвоение индивидуумом успешных стратегий поведения. в рамках экзистенциально-гуманистического подхода - критерием гармонической личности являются три основных параметра: жизнь в социуме исходя из своих глубинных критериев и установок, в основе которых лежат общечеловеческие духовные ценности, следование своей миссии (предназначения), творческая реализация своего потенциала.
То есть, внутреннее единство при исследовании и попытках понять саму суть процесса гармонизации личности/гармонической личности заключается в рассмотрении его/её как одного из главных и необходимых условий для развития творческого потенциала субъекта в процессе его транскультуральной эволюции. Кроме того, данное единство заключается не только в понимании личностной гармонии в отношении к социуму, но также и во внутреннем единстве личности, устремленной на познание Абсолюта и себя в нем.
Чаще всего гармонизация личности происходит через творчество. И здесь надо уточнить: традиционно понятие «творчество» ассоциируется с различными видами искусств. Но если обратиться к истокам, то творчество, понимаемое как создание нового возможно в любой профессии и не только возможно, но и должно быть, ибо без творческого начала труд становится рабским и лишённым смысла. Проявление творческого потенциала личности происходит в творчестве, которое можно представить в виде формулы: «проблема - творческий процесс - результат», где возникновение и развитие творческого процесса обусловлено личностными особенностями, ведущим из которых является высокий уровень поисковой активности.
Поисковая активность имеет определенные биологические предпосылки. Данное «стремление к поиску» обнаруживается у животных, принадлежащих к разным видам и стоящих на разных ступенях развития, однако при анализе четко прослеживается следующая взаимосвязь: чем сложнее и совершеннее становится
нервная система, тем интенсивнее она развивается. То есть, и в основе поведения человека как биологического вида лежит поисковая активность.
Ротенберг и Бондаренко в работе «Потребность в поиске и ее смысл» [4 ,с.216-226], высказывают мысль о том, что одним из механизмов, обеспечивающих разноплановость в развитии особей/индивидов, является различный от рождения уровень поисковой активности. Более того, чтобы это свойство успешно реализовалось в мире и не приводило к гибели, мозг должен обладать большими и разносторонними возможностями в усвоении, реорганизации и извлечении информации из памяти для регуляции усложняющегося поведения.
Косвенное подтверждение подобного положения, на наш взгляд, представляют результаты исследований Л.В.Крушинского и П.В.Симонова, в которых показано, что выраженная исследовательская активность у животных сочетается с высокой способностью к экстраполяции и с хорошо развитым социальным поведением, которые проявляются, прежде всего, в том, что именно те животные, которые наиболее активно ведут себя в незнакомой обстановке, проявляют минимальную агрессивность по отношению к собратьям в условиях стресса и наиболее чувствительны к призывам о помощи, исходящим от других особей, демонстрируя готовность покинуть собственную зону комфорта.
На основе результатов данных исследований можно сделать предположение о том, что поисковая активность инициирует, прежде всего, адаптивное развитие нервной системы, а последняя, вследствие этого претерпевая качественные изменения, расширяет сферу для применения данной способности, что в свою очередь, стимулирует поиск.
Как можно заметить из полученной спиралевидной схемы развития общебиологическое значение потребности в поиске и ее биологическая природа не противоречат имеющимся фактам о несовпадении, степени развитости данной потребности у разных субъектов. Данный факт в полной мере можно объяснить тем, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию данной потребности, как и любой другой, а окончательное ее формирование происходит в процессе индивидуального развития.
С этой позиции стремление к поисковой активности возможно рассматривать как некую движущую силу саморазвития и самосовершенствования. Однако Роттенберг и Бондаренко придерживаются мнения о том, что потребность в поиске сильнее развита и имеет большее общебиологическое и социальное значение для совокупности индивидов, чем для индивидуального развития. Однако данное утверждение находится в противоречии с социокультурной историей, где, с одной стороны, безусловно, поисковая активность в ее минимизированном количестве, необходимом для адаптации социуму, проявляет себя у большинства индивидов, в то время, как ее максимальное, творческое проявление, требующее кроме ее потенциального присутствия и условий для развития еще и определенных личностных свойств, встречается достаточно редко и социализированным большинством, как правило, не приветствуется. И в этой связи уместно вспомнить жизнь и трагический конец джордано Бруно, Бетховена, долгое забвение
творческого наследия Баха.
Ф.Фарли выделил особый тип личности, который назвал «Т-личность», определив ее как «искатель возбуждения». Люди данного типа, по его определению, могут либо проявлять высокую степень творческой активности, либо демонстрировать деструктивное, а в отдельных случаях и криминальное поведение. Симонтон определил семь базовых векторов творческой личности. Сопоставление данных векторов с особенностями поведения девиантов аддиктивного типа однозначно указывает на их сходство в некоторых аспектах. Доказательством сходства структур творческих и девиантных типов личностей служит всплеск творческой активности у бывших девиантов и их значимых близких. Общим основанием, подтверждающим верность и концепции Ф.Фарли, и концепции Си-монтона, на наш взгляд, выступает именно поисковая активность, которая в обоих случая, безусловно, превышает средний уровень, и выход которой в позитивное для личности и общества направление или негативное во многом зависит как от иных особенностей личности, так и от социальной ситуации, в которой данная личность находится.
С развитием техники периодически предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере. Это обусловлено тем, что при правильной организации использования компьютера значительно расширяются возможности человеческого творчества в области постановки и решения новых задач. Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений - направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляцию творчества: «брейнсторминг» («мозговой штурм») - метод для стимулирования научного творчества (Уоттс А.); метод «алгоритм изобретения» (Альтшуллер Г.С.); методики для инициирования творческого процесса при помощи сновидений (Колесникова Г.И.). Кроме того, известны данные психологических исследований, результатом которых стало выявление прямой зависимости между способностью индивида видеть сны и его творческим потенциалом (Стрифон Каплан-У.).
В творческом процессе особое место занимает творческое воображение. Кроме воображения, творческий процесс включает в себя интенсивную работу мышления, пронизанную эмоциональностью и направляемую волей. Но творчество, безусловно, не может быть сведено к какому-либо одному из этих свойств, представляя собой их совокупность, из неоднозначного соединения которых и формируется многомерная структура творческого процесса.
Одним из первых творческих процессов, с которым знакомится личность, безусловно, является процесс познания, начинающийся с рождения и продолжающийся, в идеале, всю жизнь.
Особая роль при этом принадлежит высшей школе, поскольку личность, в данный возрастной период, находясь в поиске своего призвания, своего предназначения в этом мире наиболее открыта и готова к уже осознанному познанию. И
именно при правильно организованном процессе обучения, нацеленном на активизацию поисковой активности, а через неё творческого потенциала, возможно ориентирование (или переориентирование) личности с негативного (девиантного) вектора жизни на позитивный (творческий). Ведь в идеальном (должном) варианте бытия предназначение высшей школы заключается не в передаче некой суммы знаний (что не оспаривается и само собой разумеется), а в формировании самодостаточной, саморазвавающиейся и автономной личности
Выводы.
1. Структура личности как вида ограничена биологическими потребностями, как социального существа - материальными и духовными.
2. В высшей устремленности личность в процессе своего экзистенциального развития движется к гармонии, под которой в данном контексте следует понимать стремление личности к равновесному (гармоничному) состоянию себя с собой и миром, которое не является изначально ей данным, но к которому она стремится как высшей точке развития (проявления) в результате своего существования в мире.
3. Стремление к гармонии является изначально присущим природе человека, смыслообразующим стержнем в структуре человеческой жизни. И, таким образом, цель и смысл человеческой жизни возможно определить как непрерывный творческий процесс раскрытия Себя в себе и явления Себя миру.
4. Творчество и девиации - разные возможные варианты проявления одного явления - поисковой активности, которая присуща каждому человеку, как биологическому виду и весь вопрос в том, в какое именно направление будет направлена данная энергия: на разрушение или на творчество.
5. Принятие в качестве жизненного ориентира личностью творчества возможно только в результате системного и целенаправленного воспитания и образования, в котором высшей школе принадлежит особое значение, поскольку именно в её стенах завершается процесс формирования творческой личности, устремленной на созидание.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесникова Г.И. Гармонизация иррациональных составляющих личности (научная монография). Saarbrucken (Germany) : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. ISBN 978-3-8473-3062-2
2. Маслоу А. Самоактуализация // Психология человеческих проблем / Сост. К.В.Сельченок. Минск: Харвест, 1998. 448с. С. 20-34.
3. Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни //Психология человеческих проблем. Минск, 1998.
4. Ротенберг В.С., Бондаренко С. Потребность в поиске и ее смысл // Психология человеческих проблем. Минск, 1998.