УДК 371.21:159.953
И. Ю. Соколова
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлены выявленные в процессе анализа философской и психолого-педагогической и др. литературы теоретико-методологические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системе непрерывного образования, предусматривающие реализацию в образовательном процессе: антропоцентрического, системнодеятельностного, личностно ориентированного, системного психолого-педагогического (психодидактического) подходов; принципов единства сознания и деятельности, единства сознания, личности и деятельности, принципов здоровьесбережения; педагогически обоснованного комплекса деятельностей и общения, который обеспечивал бы активное взаимодействие развивающейся личности с ее социальным окружением; трех взаимосвязанных составляющих процесса развития человека - социализацию, индивидуализацию, персонализацию; самопознание обучающимися своих индивидуально-психологических особенностей, что является основанием их самовоспитания и саморазвития.
Ключевые слова: антропоцентрический, системно-деятельностный, личностно ориентированный, системный психолого-педагогический подходы, принципы развития личности, принципы здоровьесбережения.
Проблема формирования, становления, развития личности и сохранения ее здоровья была и является предметом исследований многих зарубежных и отечественных ученых - философов, психологов, педагогов, социологов. При этом разные авторы по-своему определяют понятия: «личность», «формирование», «становление», «развитие личности», «потенциальные, творческие возможности личности».
С позиций современной философии развитие человека в онтогенезе включает три взаимосвязанные составляющие, три ипостаси единого процесса: социализацию - освоение социального опыта и знаний, делающих индивида способным жить и действовать в данном обществе; индивидуализацию - формирование качеств, отличающих одного индивида от другого; персонализацию - становление личности. При этом человеческая индивидуальность формируется при взаимодействии природных задатков, социальных условий и культуры. Поэтому социализация есть индивидуализация человека, понимаемая как возникновение специфических для данного индивида личностных качеств, черт, особенностей.
Следует подчеркнуть, что в современной философии процессы становления человека и личности не отождествляются: развитие человека - более общий процесс возделывания родовых качеств человека, а становление личности - процесс, обращенный вовнутрь, к сущностным силам человека.
Одним из важных философско-методологических оснований проблемы становления личности является антропоориентированный подход к изучению личности, в соответствии с которым человек рассматривается как природно-общественное и духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей. Предвестником философской антропологии явля-
ется И. Кант (мысли о самоценности человека и человеческой личности), его последователи -М. Шеллер («человек - существо, превосходящее само себя и мир»), русские религиозные философы
Н. А. Бердяев («человек прежде всего существо творческое»), В. Соловьев (идея о всеединстве, движении к взаимозависимому миру через сотрудничество в различных областях человеческой деятельности и культуры). Центральной идеей философской антропологии является идея самосозида-ющего, выходящего за свои пределы, принципиально незавершенного человека.
Философы-экзистенциалисты (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Х. Ортега-и-Гассет и др.) видят главным в проблеме развития и становления человека вопросы его смысла жизни, внутренней свободы личности, ответственности за выбор жизненного пути [1].
С позиций философии экзистенциализма личность рождается, становится при решении экзистенциальной задачи поиска и обретения смысла жизни, роли и места человека в сложном мире, процессе выбора жизненного пути. Происходит длинная вереница рождения личности или, как писал М. М. Бахтин, «человека в человеке». По мнению Ж.-П. Сартра, человек становится личностью через выбор своего бытия, делая себя сам, и несет полную ответственность за свое существование [2, с. 323].
С. Л. Франк и В. Франкл видят связь духовного становления человека с поиском и обретением смысла жизни. Так, по мнению С. Л. Франка, осмысление жизни человека осуществляется через реализацию высших духовных ценностей, самодвижение к Богу, утверждение и обогащение самого себя [3]. В. Франкл считает, что смысл жизни индивидуален, зависит от отношения человека к различным жизненным ситуациям и обретается человеком в каждой жизненной ситуации индивидуально, по-
скольку уникальны субъект, ситуация и путь обретения смысла жизни. Общей характеристикой отношений человека служат ценности. Из них наиболее важны - преодоление ситуации и изменение своего отношения, поскольку, по существу преодолевая самого себя, человек становится субъектом смысла жизни [4].
С точки зрения Э. Фромма, постоянный внутренний конфликт разрешается либо возвращением человека к «животному миру» (потеря свободы и индивидуальности, растворение личного достоинства человека в толпе, банде), либо достижением внутренней гармонии через развитие собственно человеческих сил и потенций [5], потенциала человека.
По мнению М. С. Кагана, в структуре личности можно выделить пять потенциалов, соотношением которых она определяется:
1)гносеологический, характеризуется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире, природном и социальном, и самопознанием. Получение этой информации зависит от природного ума, образованности и практического опыта личности;
2) аксиологический, определяется обретенной в процессе социализации системой ценностных ориентаций - идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями как единства психологических и идеологических моментов сознания личности и ее самосознания;
3) творческий, характеризуется полученными и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действиям, труду - созидательному и (или) разрушительному, продуктивному и репродуктивному, а также мерой их реализации в той или иной (или нескольких) сферах деятельности;
4) коммуникативный, выражается мерой и формами общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых с другими людьми. Содержание межличностного общения определяется в системе социальных ролей.
5) художественный, проявляется уровнем, содержанием, интенсивностью художественных потребностей и тем, как человек их удовлетворяет. Ху -дожественная активность личности развертывается в творчестве, профессиональном или самостоятельном, и в «потреблении» произведений искусства.
«Таким образом, - резюмирует М. С. Каган, -личность определяется не своим характером, темпераментом, физическими качествами..., а тем, что и как она знает; что и как она ценит; что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет» [6].
Анализ результатов исследований философов позволил выявить философско-методологические основания развития, становления личности в системе образования, жизнедеятельности в целом. К ним относятся следующие.
1. Антропоориентированный подход к изучению личности, в соответствии с которым человек рассматривается как природно-общественное и духовно-практическое существо в совокупности своих сущностных сил и родовых способностей.
2. Развитие человека в онтогенезе включает три взаимосвязанные составляющие единого процесса: социализацию - освоение социального опыта и знаний, индивидуализацию - формирование качеств, отличающих одного индивида от другого; персонализацию - становление личности.
3. Современная философия различает процессы: развитие человека как более общий процесс возделывания родовых качеств человека и становление личности как процесс, обращенный вовнутрь, к сущностным силам человека.
4. С позиций философии экзистенциализма личность рождается, становится при решении экзистенциальной задачи поиска и обретения смысла жизни, роли и места человека в сложном мире, процессе выбора жизненного пути.
5. В ходе становления личности происходит развитие ее потенциала: гносеологического, аксиологического, творческого, коммуникативного, художественного, а также, по нашему мнению, потенциалов саморегуляции, саморазвития, самореализации, самоактуализации.
В решение проблемы развития личности значительный вклад внесли отечественные и зарубежные психологи - Б. Г. Ананьев, Л. И.Анциферова, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Б. И. Додонов, Л. В. Занков, А. Коссаковски, Н. С. Лейтес, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, М. А. Холодная, Р. Кет-телл, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, Я. Стреляу и др. При этом работы классиков отечественной психологии - Б. Г. Ананьева [7], А. Н. Леонтьева [8], С. Л. Рубинштейна [9] являются теоретико-методологическим основанием, способствующим решению проблемы развития взрослого человека
В исследованиях Б. Г. Ананьева главной является проблема индивидуального развития человека. Он рассматривал его как внутренне противоречивый процесс (гетерохронность развития психических функций и зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда) и подчеркивал, что целостность индивидуального развития человека обеспечивается становлением индивидуальности - высшего синтеза его различных свойств [7].
К. А. Абульханова-Славская понимает развитие личности как становление ее отношений к миру, обществу, труду, другим людям, к самому себе и отмечает, что эти «отношения образуют основные направления, по которым осуществляется развертывание личности, ее жизненных ценностей, согласно которым она организует свою жизнь» [10, с. 27].
Л. И. Анциферова определяет личность как самое динамичное и пластичное образование, в котором стабильность, устойчивость сочетаются с удивительной гибкостью, непрерывным обогащением ее потенций, огромными компенсаторными резервами, возможностями перестройки, взаимозаменяемости, взаимодополнениями образующих ее компонентов. Она видит развитие личности в ее направленности, желании будущего [11].
Л. И. Божович, анализируя условия формирования гармоничной личности, которой свойственен высокий уровень согласованности между сознанием человека и его бессознательными психическими процессами, пишет: «Гармоничность достигается только в том случае, когда сознательное стремление человека находится в полном соответствии с его непосредственными, часто даже не осознаваемыми им самим желаниями» [12].
В связи с этим одним из основных условий формирования гармонически развитой личности, по нашему мнению, является обучение ее той предметной, профессиональной деятельности, к которой у нее наиболее выражены склонности. Это будет способствовать развитию направленности и мотивации на учебную и соответствующую профессиональную деятельность.
Для непрерывного развития личности в процессе жизнедеятельности важной оказывается точка зрения А. В. Брушлинского [13] о единстве сознания и деятельности, психическом, как непрерывном, процессе, на основе которого формируются психические состояния и свойства личности. Проводя параллель между формированием мышления и психики в целом, он отмечает, что психика развивается на протяжении всей жизни человека, что это непрерывный процесс, при котором сначала формируются какие-то зародыши будущих, все более сложных мотивов и способностей, а затем и последние в их развитом виде.
Значение исследования Б. И. Додонова не только в том, что он, исследуя эмоциональную направленность человека, выразил новый взгляд на типологию личности, но и дал рекомендации, как воспитывать гармоничную личность. По его мнению, «многосторонность» необходимо развивать не путем преодоления «односторонних» увлечений, эмоциональных приверженностей, а на основе их воспитания и закрепления («этих пламенных стра-
стей к чему-либо») с последующим превращением в тот рычаг, с помощью которого подтягивается к высокому уровню развития вся личность в целом, во всем богатстве ее потенциальных возможностей [14].
Проблеме становления личности в процессе обучения посвящено исследование А. Коссаков-ского с соавторами. Развитие личности рассматривается ими как развитие у нее психических компонентов ориентировки и регуляции деятельности, что позволяет по мере взросления действовать самостоятельно и творчески. При этом к подфункциям ориентировки и регуляции деятельности относятся: познание; оценивание; переживание; мотивация; принятие решений; контроль и запоминание; в основе которых лежат когнитивные, эмоциональные и мотивационные образования, процессы и состояния [15].
Результаты этих исследований могут быть учтены при организации в различных образовательных системах процесса обучения, направленного на развитие личности и формирование психологической готовности к обучению в последующей образовательной системе или к профессиональной деятельности.
Б. Ф. Ломов, рассматривая личность как продукт и субъект общественных отношений, отмечает, что системообразующей характеристикой личности является направленность, и «развитие личности - это социальный процесс, который вряд ли может быть понят вне связи с другими процессами разных масштабов, протекающих в обществе» [16].
По мнению А. В. Петровского, для всестороннего развития подрастающего поколения необходимо формирование педагогически обоснованного комплекса деятельностей и общения, который обеспечивал бы активное взаимодействие развивающейся личности с ее социальным окружением; что развитие человека (в самом общем виде) можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду и интеграцию в ней. При этом, если внутри предыдущего возрастного периода не подготовили (за счет успешной интеграции) переход к новому периоду, то возникают условия для кризисного развития личности, и адаптация в новой группе становится затрудненной [17, с. 63]. Сказанное может проявляться как при поступлении учащихся в школу, студентов в вуз, так и в профессиональной деятельности по окончании вуза, если у выпускника не была сформирована психологическая готовность к профессиональной деятельности.
Проведенный выше анализ предложенных разными авторами подходов и теорий развития личности позволяет сделать такие выводы.
1. Методологическим основанием развития личности в образовательных системах является реали-
зация в процессе обучения антропоцентрического, системно-деятельностного, системного психологопедагогического подходов.
2. Принцип единства сознания и деятельности, разработанный в исследованиях С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева и др., а также принцип единства сознания, личности и деятельности К. К. Платонова [18] становятся основополагающими в решении проблемы становления личности.
3. Развитие психических процессов и функций происходит гетерохронно с возникновением «сен-зитивных» периодов, когда при меньших энергетических затратах обеспечивается более эффективное развитие психических функций, личности в целом. Так, сензитивным периодом развития воображения и фантазии ребенка считается возраст 5-7 лет, логического мышления - 10-13 лет. Сен-зитивным периодом развития личности в целом является возраст 18-20 лет, т. е. это студенты младших курсов вуза.
4. Для всестороннего развития подрастающего поколения необходимо формирование педагогически обоснованного комплекса деятельностей и общения, который обеспечивал бы активное взаимодействие развивающейся личности с ее социальным окружением. При этом внутри предыдущего возрастного периода необходимо подготовить переход к новому периоду, чтобы предотвратить возникновение условий для кризисного развития личности.
5. Высокообразованной и гармоничной личности для развития в любой образовательной системе необходимо применение таких технологий, методов и форм обучения, которые обеспечивали бы развитие потенциальных возможностей личности, ее мировоззрения, интеллекта, профессиональных, творческих способностей.
6. Самопознание школьником, студентом своих
индивидуально-психологических особенностей,
сильных и слабых сторон является основой самовоспитания и саморазвития личности, развития ее способностей к саморегуляции, самообразованию, самоактуализации.
7. Одна из важнейших задач обучения в любой образовательной системе - это формирование направленности личности, в частности профессиональной направленности студентов, являющейся основанием для развития их психологической готовности к профессиональной деятельности.
Анализ философско-методологических оснований и теорий развития личности, разработанная нами концепция обеспечения качества подготовки специалистов в вузе [19], согласно которой качество обучения и подготовки специалистов следует оценивать по уровню развития их научного мировоззрения, общего интеллекта - разных интеллек-
туальных способностей (для выпускников технических вузов еще и технического интеллекта) и сформированности психологической системы деятельности - психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или в производственных условиях, а также диагностика [20] потенциальных возможностей, личностных и интеллектуальных особенностей школьников и студентов, их склонностей к определенной предметной, профессиональной деятельности позволили нам с позиций системного психолого-пе-дагогического подхода выявить условия развития личности и сохранения ее здоровья в образовательном процессе в системах общего, среднего и высшего профессионального образования [30]. К ним относятся:
- активная позиция личности учащегося, самопознание, способствующее самовоспитанию, саморазвитию и самореализации, самоактуализации;
- обеспечиваемая педагогом эффективность образовательного процесса, его ориентация на учет возрастных особенностей развития физиологических и психических функций обучающихся, сензитивных периодов их развития, развитие в процессе обучения функций правого и левого полушарий головного мозга, что обеспечивает проявление разных способностей личности;
- создание творческой образовательной среды в предметных областях знаний и образовательной системе в целом;
- организация учебного процесса в соответствии с выявленными и обоснованными нами принципами здоровьесбережения (следование законам развития природы, мироздания; гармония с окружающей средой; единство телесной, душевной и духовной природы человека; поисковая активность; аксиологическая самореализация самоидентификация);
- применение технологий обучения, обеспечивающих развитие личности и сохранение ее здоровья, по сути дела, инновационных технологий.
Определение понятия «здоровье» предлагается многими авторами. Так, И. Р. Голубев (1978) считает, что «здоровье - это процесс самосохранения и саморазвития биологических, физиологических и психических функций организма, обеспечивающих активность». «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 1975). И. И. Брехман (1980), основатель направления «валеология», отмечает, что «здоровье человека - это такое состояние человеческого организма, которое позволяет человеку в полной степени выполнять свои социальные и биологические функции». По мнению В. П. Казначее-
ва (1980), «состояние здоровья индивида - процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций при оптимальной социально-трудовой активности и максимальной продолжительности (активной) жизни» [21].
Таким образом, за здоровьем закреплено физическое (физиологическое), духовное (в основном психическое) и социальное благополучие.
Быть здоровым, раскрыть свой творческий потенциал означает постичь культуру здоровья: научиться управлять физическим телом (культура физическая), физиологическими процессами организма (физиологическая), чувствами и эмоциями, контролировать мысли и слова (психологическая), понимать законы природы и осознавать высшее «Я» в себе (духовная). Культура здоровья направлена на интеграцию знаний, способствующих развитию мировоззрения человека, расширению состояния сознания, повышению адаптивности, проявлению творчества, и имеет личную направленность [22].
Анализ научной литературы, исследования отечественных и зарубежных авторов по проблемам развития личности и сохранения ее здоровья определил:
- основные закономерности становления личности в онтогенезе (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.);
- современные концепции о физиологическом развитии детей (И. И. Аршавский, Л. И. Божович, Д. И. Фельдштейн);
- современные концепции валеологического образования (В. П. Казначеев, В. В. Колбанов, Л. Г. Татарникова);
- проблемы ЗОЖ (В. И. Брехман, Т. П. Васильева, И. В. Пичугина);
- здоровье как интегративную характеристику личности человека (О. С. Васильев, В. В. Колбанов, В. П. Казначеев, Г. С. Никифоров, Ф. Р. Филатов);
- взаимосвязь психологического здоровья человека, его здорового существования с духовностью (Б. С. Братусь, М. Люшер, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. М. Розин, В. И. Слободчиков, В. Франкл, Э. Фромм);
- развитие человека как активного субъекта, преобразующего мир и самого себя (К. А. Абульха-нова-Славская, Л. И. Анциферова, С. Л. Рубинштейн), а также эталоны здоровья (античный - здоровье как внутренняя согласованность; адаптационный - здоровье как приспособленность индивида к окружающей среде; антропоцентрический - здоровье как всесторонняя самореализация, раскрытие творческого и духовного потенциала личности)
и позволил нам выявить и обосновать следующие принципы здоровьесбережения [23]:
1. Следование основным законам развития природы, в соответствии с которыми в процессе активной жизнедеятельности человека происходит формирование его потенциальных, творческих возможностей и которые являются средством достижения целей в жизни человека. Для этого организм включает функциональные системы, работающие также по единым законам, обеспечивая постоянство внутренней среды, мобилизуя все обменные процессы в нем в соответствии с поставленной задачей.
2. Гармония с окружающей средой. Опираясь на мнение А. А.Чижевского о том, что жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное, что космические факторы, врываясь в физические и химические процессы, происходящие в планетарной оболочке, вызывают соответствующие изменения в физико-химических, физиологических отправлениях организма, отражаясь на его психическом и социальном поведении, можно предположить, что причиной заболеваний является нарушение взаимодействия человеческого организма с планетой Земля, всеми ее царствами природы, со всей Вселенной, насыщенной постоянно движущейся энергией, и болезнь следует рассматривать как нарушение потока энергии.
3. Гармония телесной, душевной и духовной природы человека, здесь болезнь можно анализировать как подавленную жизнь души и нереализованные в течение жизни способности человека. А здоровье -это не только постоянное поддержание равновесия души и тела, но и жизнь в согласии с природой. Это максимально возможное раскрытие духовности, что является самой важной жизненной задачей любого человека, и от того, насколько он выполнит эту задачу, зависит его здоровье.
4. Поисковая активность, является основным компонентом поведения, обеспечивающим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям и, следовательно, здоровьесбережению. Низкая поисковая активность, по мнению В. С. Ро-тенберга [24], не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.
5. Аксиологический. В процессе жизнедеятельности у каждого человека формируется система ценностных ориентаций, являющихся аксиологической функцией сознания, которые определяют его поведение. Интегральной аксиологической функцией сознания становится цель и смысл жизни человека. Высшие ценностные ориентиры, став осознанными, являются источником здоровья человека.
6. Самоактуализация, самореализация, проявляются в стремлении человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личност-
ных возможностей и являются высшей потребностью человека. По мнению Б. Ф. Ломова, жизнь для самоактуализирующейся личности - это процесс постоянного выбора: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализация - та сила, что заставляет человека развиваться на самых различных уровнях: от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов (по К. Роджерсу). Таким образом, самоактуализация как саморазвитие и реализация собственного потенциала - это полноценная жизнь и здоровье, а недостаточная (по тем или иным причинам) самореализация неизбежно вызывает заболевания.
7. Самоидентификация, данный принцип связан с соответствующей потребностью человека в само-индентификации - сохранении самого себя, своей индивидуальности, невзирая на обстоятельства, в сохранении представления о самом себе, желании оставаться в согласии с самим собой. Эта потребность является стержнем, вокруг которого строится все поведение человека. Неудовлетворенная в силу тех или иных обстоятельств потребность в самоидентификации часто может стать причиной неврозов, так как, по мнению В. С. Ротенберга, любые невротизирующие ситуации неизбежно затрагивают глубокие пласты личности и так или иначе связаны с представлением человека о самом себе.
Все эти принципы, на наш взгляд, являются основополагающими в культуре здоровья личности, и следование им способствует сохранению здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Кроме
того, они являются значимым теоретическим основанием организации образовательного процесса (как процесса обучения и воспитания), направленного на развитие личности и сохранение ее здоровья в любой образовательной системе. Так, человек сам может реализовывать в жизни первые три принципа, если у него в процессе воспитания и обучения будут сформированы соответствующего уровня сознание и мировоззрение. Четыре других принципа могут применяться в процессе познавательной и любой другой деятельности личности, если она проектно-исследовательская, в целом творческая.
Реализация в образовательном процессе представленных выше психолого-педагогических условий развития личности и сохранения ее здоровья может быть обеспечена при разработке и применении в процессе обучения трех групп психолого-пе-дагогических технологий обучения - исследования, проектирования и организации учебного процесса, а также разнообразного дидактического материала, в том числе контролирующего, представленного в учебно-методических и учебно-диагностических комплексах, разработанных автором и его аспирантами и соискателями [25].
Собственный опыт и исследования аспирантов [26-29] свидетельствуют о том, что реализация рассмотренных условий в процессе обучения школьников, студентов разным предметам способствует развитию их потенциальных возможностей, интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей и сохранению здоровья в системах общего, среднего и высшего профессионального образования.
Список литературы
1. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. М.: Наука, 2001.
2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм. М., 1953.
3. Франк С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла / под ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
6. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1996. 338 с.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977. 604 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946. 704 с.
10. Абульханова-Славская К. А Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 19-44.
11. Анциферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1980. С. 3-19.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
13. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. 230 с.
14. Додонов Б. И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 21-31.
15. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковского и др. Пер. с нем. М.: Педагогика, 1981. 224 с.
16. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Наука, 1991. 297 с.
17. Петровский А. В. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 1986. 303 с.
18. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
19. Соколова И. Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса. Томск: ТГПУ, 2006. 308 с.
20. Соколова И. Ю. Мониторинг качества образования как средство развития личности / Образование в Сибири. 2002. № 1. С. 42-49.
21. Казначеев С. В. К вопросу формирования стратегии междисциплинарного изучения здоровья человека / Мат-лы регион. науч.-практ. конф. «Интегральный подход к формированию здоровья человека». Новосибирск, 2000. С. 6-8.
22. Терехина Л. А. О формировании культуры здоровья в образовательном процессе вуза / Сб. тр. V Всерос. конф. студентов, аспирантов, молодых ученых.Томск: ТГПУ, 2003.
23. Соколова И. Ю., Терехина Л. А. Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса вуза / Сб. тр. Всерос. конф. «Модернизация послевузовского образования». Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. С. 35-38.
24. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг, обучение здоровье. М.: Просвещение, 1989. 240 с.
25. Соколова И. Ю. Потенциальные возможности личности и их развитие в системе непрерывного образования // Социальный психолог. Вып. 2 (16), 2008. С. 93-97.
26. Богданова О. В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза. Томск: ТГПУ, 2005. 19 с.
27. Никифорова И. Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003. 186 с.
28. Салосина И. В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2007. 22 с.
29. Степанченко Ю. В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественно-научного знания на основе биосфероцентрического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2007. 22 с.
30. Соколова И. Ю. Системный психолого-педагогический подход к оценке и обеспечению качества подготовки специалистов, развитию и сохранению здоровья личности в образовательных системах // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. № 10 (88). С. 49-54.
Соколова И. Ю., доктор педагогических наук, профессор кафедры.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 23.11.2009.
I. Y. Sokolova
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES RELEVANT TO DEVELOPMENT AND HEALTH PRESERVATION OF A PERSON IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
The paper deals with theoretical and methodological bases relevant to the development and health preservation of a person in the system of lifelong education. The bases were introduced in the process of philosophical and psychological literature analysis. Theoretical and methodological bases are meant for the implementation of the following: anthropocentric, system-based, person-oriented and psychological didactic - system psychological and pedagogical approaches; principles of mind and activity unity, unity of mind, person and activity; set of actions and communication is pedagogically proved which is supposed to provide an active interrelation of a developing personality with its social surroundings; three interrelated components of the human being development - socializing, individualization, personalization; self-actualization of learners individual peculiarities that is considered to be their self-education and self-development.
Key words: anthropocentric, system-based, person-oriented and psychological didactic - system psychological and pedagogical approaches; principles of mind and activity unity, unity of mind, person and activity; health preservation.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]