УДК 371.21:159.953 + 371.71
И. Ю. Соколова
КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДОВ
На основе сопоставительного анализа оценки и обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональном образовании с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов обоснован вывод о необходимости совместного применения этих подходов для обеспечения качества подготовки специалистов, развития их личностного потенциала в системах профессионального образования - среднего, высшего.
Ключевые слова: качество подготовки специалистов, профессиональное образование, системный психо-лого-педагогический подход, компетентностный подход.
Качество обучения и подготовки специалистов, развитие личности и сохранение ее здоровья было и является одной из основных задач систем общего и профессионального образования - начального, среднего и высшего. Решению этой проблемы посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых - философов, психологов, педагогов.
Цель нашего исследования - создать с позиций системного и компетентностного подходов концепцию повышения качества подготовки специалистов в вузе. При этом мы предлагаем понятие «качество подготовки специалистов» в профессиональном образовании оценивать по трем интегральным характеристикам - уровням:
- развития научного мировоззрения - научной картины мира, а также отношений личности к миру, природе, другим людям, к самому себе;
- развития общего интеллекта - различных интеллектуальных, в том числе творческих способностей (для студентов технического вуза технического интеллекта - пространственного мышления и воображения, взаимосвязи логического и практического мышления, его оперативности и т. д.);
- сформированности психологической системы деятельности (ПСД) — психологической готовности к профессиональной деятельности, проявляющейся в наличии мотивации, информационной базы деятельности (знаний), способностей целепо-лагания, программирования, принятии решений, развитии профессионально-важных качеств в той или иной сфере деятельности [1; 2].
Желательно, чтобы для каждого студента это была сфера той деятельности, к которой у него наиболее выражена склонность, так как это является одним из основных условий формирования мотивации познавательной и будущей профессиональной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что склонности личности к той или иной сфере деятельности связаны со свойствами нервной системы и выраженностью функций полушарий головного мозга (ФСА) о чем свидетельствуют исследо-
вания психофизиологов [3], наши наблюдения и результаты проведенного корреляционного анализа [1; 2].
Такое представление о качестве обучения и подготовки специалистов в вузе отличается от традиционного. Предлагаемая структура оценки качества подготовки специалистов соответствует тенденциям развития современного общества, уровень которого определяется его интеллектуализацией, информатизацией и гуманизацией. Эта структура согласуется с понятием «качество трудового потенциала», значимыми компонентами которого являются интеллектуальный и профессионально-квалификационный параметры. Ориентируясь на структуру оценки подготовки, можно замерить, качественно оценить уровень подготовки специалистов к разным сферам профессиональной деятельности, используя соответствующие тесты и методики. Выделенные компоненты качества подготовки специалистов позволяют преподавателям и студентам ставить как стратегические, так и тактические цели обучения. Например, педагог, разрабатывая новые технологии, формы и методы обучения, будет ориентироваться не только на формирование знаний, умений, навыков, компетенций, но и на развитие мировоззрения, интеллектуальных, профессиональных, творческих способностей студентов, профессионально-важных качеств, соответствующих их профессиональным склонностям. Такая структура оценки качества обучения и подготовки специалистов является основой для саморазвития, самореализации студентов в системах общего и профессионального образования.
Согласно разработанной нами концепции качество обучения и подготовки специалистов в вузе обеспечивается при применении психолого-педа-гогических технологий обучения - исследования, проектирования, взаимодействия. Посредством этих технологий в образовательном процессе реализуются принципы гуманизации образования, развития и саморазвития личности, основные психологические концепции и дидактические принци-
пы обучения, концепция формирования психологической системы деятельности и учитываются индивидуально-психологические особенности и склонности студентов к разным сферам профессиональной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Качество подготовки специалистов в вузе и его обеспечение с позиций системного психолого-педагогического подхода
Обеспечить реализацию концепции повышения качества подготовки специалистов в колледже, вузе, по нашему мнению, можно следующим образом:
При индивидуализации обучения, личностно ориентированном обучении - с учетом их индивидуально-психологических особенностей, в частности когнитивных стилей, и склонностей к предметной, профессиональной деятельности. Обучение осуществляется в основном по индивидуальным планам, составленным для студентов в соответствии с их склонностями к будущей профессиональной деятельности, на основании учебных планов по той основной специальности, по которой студент учится в вузе.
При составлении индивидуальных планов обучения предполагается одинаковая теоретическая подготовка студентов по разным дисциплинам с последующим освоением теоретических знаний при выполнении заданий-задач, курсовых и дипломных проектов, соответствующих склонностям студентов к определенной профессиональной деятельности, что способствует развитию их общего
(и технического) интеллекта и профессиональных способностей.
В процессе изучения разных дисциплин применяются методы, формы, технологии обучения, которые педагоги разрабатывают с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся в восприятии и переработке информации, в частности когнитивных стилей, и реализуют основные психологические концепции и дидактические принципы обучения, концепцию формирования психологической смены деятельности (ПСД).
Учебный процесс направлен не только на формирование системы знаний, компетенций, компетентностей, но и на развитие интеллектуального и творческого потенциала, профессиональных способностей и качеств студентов.
Развитие интеллекта учащихся в процессе обучения осуществляется в ориентации на структуру интеллекта, предложенную М. А. Холодной [4]. При этом эффективное развитие разных интеллектуальных способностей может обеспечиваться при реализации в учебном процессе основных психологических концепций обучения, активизации и эффективности познавательной деятельности учащихся и оптимальном функционировании подструктур учебной деятельности: отношений, поведения, познавательной деятельности, психических состояний и физиологического обеспечения [5].
Формирование психологической системы деятельности у студентов может осуществляться в соответствии с концепцией В. Д. Шадрикова [6], согласно которой в процессе обучения у студентов формируются компоненты ПСД - мотивация, целе-полагание, программирование, знания как информационная база деятельности, блок принятия решений, контроля и профессионально-важные качества.
Представленная нами концепция является теоретическим основанием для разработки рабочих программ, дидактических материалов, учебно-методических (в том числе компьютерных) комплексов. Это дидактическое и технологическое обеспечение создает творческую образовательную среду [7], где происходит развитие личностного потенциала, интеллектуальных, профессиональных и творческих способностей студентов [1; 2].В настоящее время можно констатировать, что в рамках нашей научной школы разработаны различные модели формирования таких сред (О. В. Богдановой [8], Л. Б. Гиль [9], В. Ю. Зюбанова [10], Т. В. Ивановой [11], И. Г. Никифоровой [12], Л. В. Павленко [13], И. В. Салоси-ной [14], Ю. В. Степанченко [15] и др.).
В связи с модернизацией высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса возникла необходимость реализации в системах образования компетентностного подхода и соответствующих изменений в оценке качества под-
готовки выпускаемых колледжами и вузами специалистов - магистров и бакалавров.
Компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели-векторы образования: обучаемость (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей, по мнению Э. Ф. Зеера [16], выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества.
Наше мнение согласуется с точкой зрения М. А. Холодной в том, что компетентность - это один из видов интеллектуальной одаренности, а «компетентные - это лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных видов деятельности, имеющие большой объем предметно-специфических знаний и значительный практический опыт работы в соответствующей области» [4], и с мнением Э. Ф. Зеера относительно того, что «компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений», а компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. При этом компетентности теоретического уровня обобщения отражают внутренние связи и отношения предметов и явлений действительности, их конкретизации выражаются в понятиях, законах, принципах, а эмпирические компетентности - внешние свойства предметов и явлений. Они имеют прикладной, действенный характер [16].
Для системы профессионального образования актуальными являются базовые компетентности, к которым следует отнести комплекс универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения и включающих общенаучные, общепрофессиональные категории, понятия, законы, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества. К ним относятся:
- общенаучные - понятия, основные законы природы, общества и деятельности человека;
- социально-экономические - основы экономики и организационного поведения;
- гражданско-правовые;
- информационно-коммуникационные;
- политехнические, естественно-научные основы техники и технологий, принципы функционирования автоматизированных производств, система контроля и управления ими;
- общепрофессиональные, присущие группе профессий.
При разработке ФГОС высшего профессионального образования нового поколения авторы опирались на дифференциацию компетенций вы-
пускников вузов - общие универсальные и основные профессиональные компетенции. В соответствии с этим на рис. 2. представлена компетентност-ная модель выпускника вуза, отражающая связи компетенций со знанием.
Рис. 2. Компетентностная модель выпускника вуза
Принимая во внимание, что в отечественной психологии личность рассматривается как открытая динамическая система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью, Э. Ф. Зеер вводит понятие «мета-качества» - это способности, качества, свойства личности, обуславливающие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека [16] и выделяет две группы мета-качеств широкого радиуса функционирования, востребованные при выполнении многообразных видов учебно-познавательной и социальнопрофессиональной деятельностей. К ним относятся познавательные, регуляторные и коммуникативные качества.
В первую группу мета-качеств входят наблюдательность, аттенционные (внимание), имажини-тивные (воображение), мнемические (память), мыслительные качества, работоспособность, организованность, ответственность, надежность, самостоятельность, социально-профессиональная мобильность и др.
Вторая группа метапрофессиональных качеств разнесена по группам профессий. Так, для профессий группы «человек - человек» актуальны такие качества, как эмпатия, рефлексивность, толерантность, аттрактивность, асертивность, коммуникабельность, практический интеллект и др. [16].
Между конструктами компетентностного подхода, как следует из их характеристик, существует тесная взаимосвязь.
При оценке качества подготовки специалистов с позиций компетентностного подхода нужно вы-
явить компонентный состав компетенций/компетентностей, критерии и показатели их оценки, необходимые специалистам, выпускаемым вузом, для успешной деятельности в соответствующей профессиональной сфере, опираясь при этом на общую классификацию компетенций/компетентностей, представленную в монографии В. М. Ростовцевой [17].
Согласно этой классификации выделено 10 групп компетенций / компетентностей, в каждой из которых выделяются различные подгруппы и соответствующие им компоненты.
Принимая во внимание сказанное выше, сопоставим оценку качества подготовки специалистов в вузе, в частности техническом, и обеспечивающие его условия с позиций системного психолого-педа-гогического и компетентностного подходов, которые представлены в таблице 1.
Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы:
1. Оценка качества подготовки специалистов в вузе, в частности техническом, как с позиций системного, так и компетентностного подходов осуществляется в ориентации на интегративные критерии и показатели. Но при компетентностном подходе чаще оценивается готовность к деятельности.
2. Предлагаемая же нами с позиций системного
подхода оценка качества выпускаемых вузом специалистов позволяет оценить не только их психологическую готовность к социально-профессиональным сферам деятельности, но и личностное развитие - интеллектуальное, профессиональнотехническое, творческое с применением как педагогических тестов оценки качества знаний, так и разнообразных психологических тестов, валидных и стандартизированных. Так, о развитии мировоззрения специалистов, выпускаемых колледжами, вузами, можно судить по результатам выполнения субтеста «Синергия» самоактуализационного теста [18], тестов Л. В. Шавининой «Экологический прогноз земли через 50 лет» [19] и Т. Лири «Типы межличностных отношений»; уровень развития интеллекта, интеллектуальных способностей
школьников - применяя тесты «ШТУР», а студентов по тестам Г. Айзенка, Р. Амтхауэра, Д. Векслера, тестов НИИКСИ - оценки технического интеллекта, В. И. Андреева - конкурентоспособности, творческого потенциала, готовности к саморазвитию, самообразованию.
3. По результатам психологической диагностики
индивидуально-психологических особенностей
учащихся (потенциальных, личностных, интеллектуальных) можно провести корреляционный, факторный анализы, позволяющие установить взаимосвязи и влияние одних характеристик на другие, что важно для анализа и прогнозирования результатов
обучения при применении различных подходов, технологий, средств обучения. Например, на рис. 2 представлен график, отражающий корреляционные связи одной из значимых интеллектуальных способностей, - пространственного мышления с другими способностями и стилями представления и решения проблем, в т. ч. стилями решения стратегических проблем - идеалистических и аналитических.
Рис. 2. Взаимосвязи между интеллектуальными способностями и стилями представления и решения проблем по результатам корреляционного анализа
4. При реализации в системах общего и профессионального образования системного психологопедагогического подхода к обучению с применением соответствующих технологий и специально разработанных дидактических средств обучения обеспечивается активная и эффективная учебно-познавательная деятельность учащихся - школьников, студентов, развитие их личностного потенциала, творческих, интеллектуальных, профессиональных способностей и качеств. Это подтверждено результатами исследований, выполненных автором [1, 2, 5] и его аспирантами [8-13].
5. Применение контекстно-компетентностного подхода к обучению с разработкой соответствующих технологий и дидактических средств обучения способствует формированию у студентов компетенций, компетентностей при подготовке к профессиональной деятельности, что подтверждено результатами исследований, выполненных аспирантами под руководством автора [14, 20].
Таким образом, по нашему мнению, для оценки и обеспечения качества обучения и подготовки специалистов, их развития в системах общего и профессионального образования следует применять как компетентностный, так и предлагаемый нами системный психолого-педагогический подход, принципы которого согласуются с принципа-
ми личностно-развивающего обучения Э. Ф. Зеера [21]. Сопоставление этих принципов представлено в таблице 2.
Исследования автора, его аспирантов и соискателей свидетельствуют о том, что реализация системного подхода с применением разнообразных дидак-
тических средств и технологий в процессе обучения разным дисциплинам способствует развитию интеллектуальных [9], профессиональных [8; 10-13; 15] способностей, компетенций и компетентностей студентов [14; 21], качеству их подготовки в системах профессионального образования [22; 23].
Таблица і
Оценка качества подготовки специалистов в техническом вузе с позиций системного психолого-педагогического и компетентностного подходов
Оценка качества подготовки специалистов в вузе с позиций двух разных подходов Системный психолого-педагогический подход Компетентностный и контекстный подходы
Оценка качества подготовки специалистов в вузе, в частности техническом Уровень развития научного мировоззрения, интеллекта общего и технического, сформированность психологической системы деятельности (ПСД) -психологической готовности к профессиональной деятельности Ключевые компетенции - межкуль-турные информационно-коммуникационные, способность учиться всю жизнь и др. Компетентности - общенаучные, информационно-коммуникационные и пр, мета-качества
Методы оценки качества подготовки специалистов в вузе Психологические тесты: личностные, интеллектуальные, технических способностей, ценностных ориентаций, педагогические тесты оценки качества знаний и др. Разрабатываемые педагогами тесты оценки компетенций, компетентностей, частично психологические тесты оценки личностных качеств обучающихся
Критерии оценки качества подготовки специалистов Психологические требования к личности инженера различного должностного статуса (исследования Э. С. Чугуновой) Уровень развития компетентностей, компетенций, мета-качеств - учебнопознавательных, социально-профессиональных
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие качество подготовки специалистов 1. Гуманизация образования проявляется в выявлении личностного, творческого потенциала студентов, их развитии в процессе личностно ориентированного, развивающего обучения с учетом склонностей к инженерно-технической, инженерногуманитарной деятельности. 2. Формирование психологической культуры студентов: интеллектуальной, общения и взаимодействия с партнерами, сохранения здоровья. 3. Профессионализм педагога, проявляющийся в создании технологий, учебников, в т. ч. компьютерных, творческой образовательной среды в предметной области знаний Предлагаемые условия - внедрение инновационных технологий в научно-образовательный учебный процесс, становление инновационного научно-образовательного процесса на основе компетентностного подхода
Дидактическое обеспечение качества подготовки специалистов, эффективности учебного процесса, активной познавательной деятельности студентов Учебно-методические, в том числе компьютерные комплексы, включающие: программу, крупноблочное представление учебной информации в виде информационной, структурно-логической, классификационной схем, вопросы, задачи-задания Дидактические средства обучения, способствующие развитию соответствующих компетенций/компетентностей обучающихся
Психолого-педагогические технологии обучения, обеспечивающие качество подготовки специалистов, их интеллектуальное, профессиональное, творческое развитие Технологии: исследования индивидуально-психологических особенностей и склонностей студентов к инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности; проектирования учебного процесса с учетом междисциплинарных связей, учебного предмета (программ, учебной информации, учебников, в т. ч. компьютерных, учебно-методических комплексов; организации учебного процесса -активной познавательной деятельности студентов с учетом их индивидуально-психологических особенностей и склонностей к профессиональной деятельности, оценивания и контроля качества подготовки специалистов, их интеллектуального и профессионального развития в т. ч. в творческой образовательной среде и центре творчества и здоровья вуза Предполагается: внедрение новых информационных технологий (НИТ); переход на модульно-рейтинговую систему обучения и контроля знаний (по 100-балльной шкале оценок в системе зачетных единиц); внедрение технологии группового проектного обучения; создание студенческих научно-инновационных центров; проведение деловых игр как инновационных технологий и др.
Таблица 2
Сопоставление принципов системного психолого-педагогического подхода И. Ю. Соколовой [1] и
личностно-развивающего Э. Ф. Зеера [21]
№ Принципы обеспечения качества обучения, подготовки специалистов, развития личности в системах общего и профессионального образования Принципы личностно-развивающего профессионального образования по Э. Ф. Зееру
1 Гуманизация образования Гуманистическая направленность
2 Образование в соответствии со склонностями к профессиональной деятельности Вариативность образования
3 Развитие и саморазвитие личности Центрация образования на развитие и саморазвитие личности
4 Личностно ориентированное и совместное в группах-диадах образование Сочетание автономности с коллективными (групповыми) формами образования
5 Обеспечение качества обучения, подготовки специалистов, развития и сохранения здоровья личности в образовательных системах Соразвитие личности, образования и деятельности
6 Реализация в образовательном процессе психологических концепций обучения
7 Сохранение здоровья личности в системах общего и профессионального образования
Список литературы
1. Соколова И. Ю., Кабанов Г. П. Качество подготовки специалистов в техническом вузе и технологии обучения. Томск: Изд-во ТПУ, 2003. 203 с
2. Соколова И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пос. Томск: Изд-во ТПУ, 2011. 332 с.
3. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. 305 с.
4. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск - Москва, 1997. 295 с.
5. Соколова И. Ю. Психолого-педагогические условия активизации и эффективности познавательной деятельности учащихся // Вестн.
Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2004. С. 152-155.
6. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
7. Соколова И. Ю. , Кабанов Г. П. Создание творческой образовательной среды в предметной области знаний // Вестн. УМО по профессиональному образованию: Вып.1 (37). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2005. С. 131-136.
8. Богданова О. В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза. Томск: ТГПУ, 2005.
19 с.
9. Гиль Л. Б. Развитие интеллектуальных умений и способности к саморазвитию студентов технического вуза в процессе математической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2010. 23 с.
10. Зюбанов В. Ю. Активизация самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе иноязычной подготовки на основе компьютерного комплекса: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2007. 22 с.
11. Иванова Т. В. Индивидуально-ориентированная система иноязычной подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2003. 20 с.
12. Никифорова И. Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2003. 186 с.
13. Павленко Л. В. Оптимизация иноязычной подготовки студентов-юристов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2009. 23 с.
14. Салосина И. В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2007. 22 с.
15. Степанченко Ю. В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественно-научного знания на основе биосфероцентрического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2007. 22 с.
16. Зеер. Э. Ф., Павлова A. M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
17. Ростовцева В. М. Компетенции и компетентности: герменевтический аспект в контексте диверсификации современного образования. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. 261 с.
18. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я. и др. Самоактуализационный тест. М.: МГУ, 1987.
19. Шавинина Л. В. Психологические особенности организации познавательного опыта интеллектуально одаренной личности: канд. дис. Киев, 1993.
20. Петрова Г. А. Формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов-экономистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. КузГПА, 2010. 23 с.
21. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006. 170 с.
22.Тарбокова Т. В. Дидактическая система активизации познавательной самостоятельности как средство эффективности математической подготовки студентов технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк / КузГПА, 2009. 22 с
23. Фикс Н. П. Теоретическое обоснование и опыт применения автоматизированного учебно-методического комплекса (на материалах ТОЭ): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Томск: ТГПУ, 2002. 163 с.
Соколова И. Ю., доктор педагогических наук, профессор кафедры, практический психолог Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 25.11.2011.
I. Y. Sokolova
SPECIALIST TRAINING QUALITY IN VOCATIONAL EDUCATION; ITS ESTIMATION, AND PROVIDING FROM A PERSPECTIVE OF COMPREHENSIVE AND COMPETENCY BUILDING APPROACHES
The paper is based on comparative analysis of estimation and providing of specialist training quality from a perspective of psychology-pedagogical and competency building approaches. The conclusion made concerns the necessity of these approaches implementation for specialist training quality providing; their personal potential development in terms of secondary and higher vocational education.
Key words: specialist training quality, vocational education, comprehensive psychology-pedagogical and competency building approach.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]