Научная статья на тему 'Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода'

Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3326
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СИСТЕМНЫЕ ФАКТОРЫ / КОМПОНЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE / HEALTH / INDIVIDUAL / HEALTHY LIFESTYLE / SYSTEMATIC FACTORS / COMPONENTS / MOTIVATION / VALUES / FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трещева Ольга Львовна, Карпеев Анатолий Георгиевич, Криживецкая Олеся Владимировна, Терещенко Алексей Анатольевич

В статье представлена характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода с выделением системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов, определяющих функционирование целостной системы, которая, в свою очередь, состоит из компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного и деятельностного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The description of personal health level by using systematic approach

The following article introduces the description of personal health by using systematic approach, which emphasizes on system-developing, system-filling, and system-conditioning factors. These factors determine functioning of the system as a whole, which consists of the following components: personal-motivational, cognitive, and functional.

Текст научной работы на тему «Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

*

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

УДК 79685 О. Л. ТРЕЩЕВА

А. Г. КАРПЕЕВ О. В. КРИЖИВЕЦКАЯ А. А. ТЕРЕЩЕНКО

Омский государственный университет путей сообщения

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ХАРАКТЕРИСТИКА

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ

С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

В статье представлена характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода с выделением системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов, определяющих функционирование целостной системы, которая, в свою очередь, состоит из компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного и деятельностного.

Ключевые слова: культура здоровья личности, здоровый образ жизни, системные факторы, компоненты, мотивация, ценности, деятельность.

Важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником созидания личности служит мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человеческого опыта.

В демократическом обществе, в котором разностороннее развитие личности становится объек-

тивной необходимостью, ставится задача передать каждому молодому человеку все основные элементы человеческой культуры. В этом глубокий смысл системы всеобщего и непрерывного образования.

Какова же сущность человеческой культуры, тех источников, которые наполняют и формируют личность?

В работах И. Я. Лернера [1], М. Н. Скаткина [2] показана четырехкомпонентная структура культу-

ры. Это, прежде всего, знания о человеке, обществе, природе, технике; второй компонент — установленные и выверенные в опыте способы деятельности; третий компонент — опыт творчества; и, наконец, четвертый и очень важный компонент — эмоционально-ценностные отношения к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе духовные ценности и идеалы, отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности. Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т.е. развивает и воспитывает.

В узком смысле культура — это, прежде всего, те образцы поведения, деятельности и взаимодействия с другими людьми, которых придерживаются индивиды, населяющие общую территорию, погруженные в определенную жизненную среду. Следовательно, культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.

Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной науке существуют сотни ее определений. Из всех подходов к ее определению наиболее значимыми, по мнению В. М. Выдрина, являются следующие:

— культура — творение человека, то, что не создано в таком виде природой;

— культура — это мера и способ развития человека;

— культура — это качественная характеристика деятельности человека и общества;

— культура — это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей [3].

Рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, имеется в виду всестороннее его совершенствование, включая интеллектуальное, физическое, психическое духовное, эстетическое развитие. Человек развивается в процессе деятельности и конкретных ее видов, основными среди которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая [4]. На основе этих видов деятельности формируются и дополнительные, среди которых, по нашему мнению, особое место и гуманную значимость для человека имеет оздоровительная деятельность, которая, в свою очередь, может являться качественной характеристикой культуры здоровья личности. При этом качественная характеристика деятельности человека в целом свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность, а ее способы, качества, степень разумности и полезности для человека и общества в целом характеризуют степень ее культурности. В этом смысле оздоровительная деятельность, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья, организацию здорового образа жизни, преобразовывает человека, совершенствует его отношение к самому себе, природе и обществу, формирует культуру здоровья личности.

Деятельность неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Анализируя различные классификации потребностей можно выделить два класса: естественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной

мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.

Культурные человеческие потребности не даны, а только заданы природой, они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях.

К числу наиболее общих социальных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного развития сил, способностей и дарований каждого человека, сохранения и укрепления его здоровья. Степень сформи-рованности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности, которые, в свою очередь, формируются главным образом в системе образования и общественных отношений в течение всей человеческой жизнедеятельности.

Культура здоровья, как важнейшая составляющая общей человеческой культуры, — одна из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле. Вместе с тем культура здоровья личности включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа жизни.

Рассматривая соотношение понятия культуры здоровья с определением общей культуры, следует выделить приоритет духовно-нравственных ценностей и мотивационных установок на здоровье, находящих свое выражение в менталитете здорового образа жизни. При этом развитие духовного мира человека, его творческих способностей, отношение к труду, к социальной среде является стратегией образования в изменении образа жизни с целью сохранения и приумножения индивидуального здоровья.

Важными характеристиками категории «здоровье» являются количество и качество здоровья, которые позволяют человеку реализовывать свои биологические и социальные функции, а также представляют собой потенциал для долговременной активной творческой деятельности человека. При этом одним из условий наращивания потенциала здоровья (или его сохранения при наличии серьезных (необратимых отклонений) является наличие морально-волевых и ценностно-мотивационных установок на здоровье и ЗОЖ [5].

Целостное понимание здоровья подразумевает не только единство организма, это организм и личность со свойственным им уровнем развития психофизиологических функций, степенью развитости мышления, определенным менталитетом, позволяющие проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности, которая, в свою очередь, определяется стратегией жизни человека, степенью его господства над обстоятельствами жизни. Иными словами, личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жиз-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

ни (в нашем понимании — здоровым образом жизни). Таким образом, здоровый образ жизни — это совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по сохранению здоровья. Сущностью ЗОЖ является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества. Причем здоровый образ жизни имеет индивидуальную адресность. Индивидуализация ЗОЖ с учетом природных задатков, потребностей, социальных и климатических условий является основным принципом в формировании культуры здоровья личности и позволяет перевести так называемый обобщенный «здоровый образ жизни» в индивидуализированный «здоровый стиль жизни» [6, 7].

Здоровый стиль жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У разных личностей, при одинаковом наборе базовых потребностей, присутствует свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Помимо этого каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обусловливают различные жизненные стили. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности, а также оптимальные способы реализации этих потребностей. В контексте этого интерес представляет утверждение А. Н. Маслоу [8], что самоактуализация, стремление к развитию своих способностей, к личностному росту есть потребность высшего уровня человека, превращающаяся в мотив поведения при условии удовлетворения нижележащих потребностей. Самоактуализация выступает не только целью и результатом, но и процессом актуализации потенциальных возможностей личности. Развитая потребность в самоактуализации ориентирует на ведение здорового стиля жизни как необходимого условия полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности. Но здоровый стиль жизни только тогда отвечает своему определению, когда имеются условия для удовлетворения не только жизненно необходимых потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции.

Исходя из анализа стилевых черт, с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, М. Я. Виленский [6] выделяет следующие критерии здорового стиля жизни: организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания,); гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены); коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность); адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и обще-

нии, конгруэнтность); культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде); ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала); эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний локус контроля, оптимизм); индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и.самоуважения, чувствительность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).

Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний о своем организме и способов совершенствования здоровья. При этом освоение здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья, реализуемых в повседневной жизнедеятельности.

Рассматривая культуру здоровья с позиций системно-структурного подхода [9], мы представляем ее в виде целостной системы с присущим ей внутренним содержанием, внешними условиями и интегральным результатом, выражаемые согласованностью системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов.

Системообразующими факторами являются состояние индивидуального здоровья человека в его динамике и практико-ориентированный здоровый стиль жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиций наращивания или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.

Системонаполняющими компонентами культуры здоровья являются: духовно-нравственные ценности (в том числе ценности здоровья и ЗОЖ) и менталитет здорового стиля жизни; валеологическая грамотность (знание причин и механизмов формирования здоровья, организации ЗОЖ, навыки оздоровительной деятельности); оздоровительные технологии, направленные на физическое и психическое совершенствование личности.

Системообусловливающие факторы формирования культуры здоровья носят объективный и субъективный характер. К числу объективных можно отнести социальные и биологические факторы. Социальными факторами, на наш взгляд, являются: уровень социально-экономического развития общества, материальное благополучие граждан и уровень их жизни, государственная политика в области охраны здоровья, наличие «моды» на здоровье, задаваемой государственными и общественными структурами, развитие системы образования, здравоохранения, физического воспитания и др. к биологическим системообусловливающим факторам культуры здоровья личности можно отнести: генетически детерминированные и приобретенные предпосылки физического и психического развития личности, возрастные особенности и гетерохрон-

ность психофизиологических функций организма, условия существования индивида в конкретной экосистеме. Наиболее значимыми субъективными факторами являются мотивация на здоровье и наличие волевых качеств, необходимых для проявления активности личности, стремления к самосовершенствованию и самореализации, преодоления собственной инертности.

Исходя из структуры личности, можно выделить следующие компоненты культуры здоровья личности:

— мотивационно-личностный компонент — включает в себя развитие потребности в повышении уровня здоровья, мотивов здорового стиля жизни, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования;

— когнитивный компонент представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений;

— деятельностный компонент обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.

Таким образом, культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового стиля жизни, который позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассматривать специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности.

Культура здоровья личности, возникая на определенном уровне субъектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней, позволяет активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармонизации

всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.

Библиографический список

1. Лернер, И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер. — М., 1995. — 49 с.

2. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. — М., 1998. — 95 с.

3. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. — СПб., 1999. — 324 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1975. — 304 с.

5. Щедрина А. Г. Педология — наука о детстве в формировании здорового образа жизни / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 2010. — 220 с.

6. Виленский, М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 11. — С. 2 — 7.

7. Манжелей, И. В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта / И. В. Манжелей, В. Н. Потапов. — М., 2010. - 192 с.

8. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу. — М., 1999. — 496 с.

9. Трещева, О. Л. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования / О. Л. Трещева. — Омск, 2002. — 268 с.

ТРЕЩЕВА Ольга Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС).

КАРПЕЕВ Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры.

КРИЖИВЕЦКАЯ Олеся Владимировна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ОмГУПС.

ТЕРЕЩЕНКО Алексей Анатольевич, доцент кафедры физического воспитания и спорта ОмГУПС. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.06.2013 г.

© О. Л. Трещева, А. Г. Карпеев, О. В. Криживецкая,

А. А. Терещенко

Книжная полка

Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-8297-0316-5.

В учебном пособии представлен материал, расширяющий и дополняющий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», ее важнейшей дидактической составляющей — «Основы здорового образа и стиля жизни». Здоровый образ жизни наиболее значим для студента, поскольку концентрирует личностно ориентированную направленность его жизнедеятельности, помогает самостоятельно и грамотно ее проектировать и организовывать. Пособие адресовано студентам, изучающим учебную дисциплину «Физическая культура», а также широкому кругу молодежи.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.