ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
*
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
УДК 79685 О. Л. ТРЕЩЕВА
А. Г. КАРПЕЕВ О. В. КРИЖИВЕЦКАЯ А. А. ТЕРЕЩЕНКО
Омский государственный университет путей сообщения
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
В статье представлена характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода с выделением системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов, определяющих функционирование целостной системы, которая, в свою очередь, состоит из компонентов: мотивационно-личностного, когнитивного и деятельностного.
Ключевые слова: культура здоровья личности, здоровый образ жизни, системные факторы, компоненты, мотивация, ценности, деятельность.
Важнейшая социальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником созидания личности служит мировая культура — духовная и материальная, отражающая все богатство накопленного человеческого опыта.
В демократическом обществе, в котором разностороннее развитие личности становится объек-
тивной необходимостью, ставится задача передать каждому молодому человеку все основные элементы человеческой культуры. В этом глубокий смысл системы всеобщего и непрерывного образования.
Какова же сущность человеческой культуры, тех источников, которые наполняют и формируют личность?
В работах И. Я. Лернера [1], М. Н. Скаткина [2] показана четырехкомпонентная структура культу-
ры. Это, прежде всего, знания о человеке, обществе, природе, технике; второй компонент — установленные и выверенные в опыте способы деятельности; третий компонент — опыт творчества; и, наконец, четвертый и очень важный компонент — эмоционально-ценностные отношения к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе духовные ценности и идеалы, отношения к другим людям и самому себе, потребности и мотивы общественной, научной, трудовой и профессиональной деятельности. Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т.е. развивает и воспитывает.
В узком смысле культура — это, прежде всего, те образцы поведения, деятельности и взаимодействия с другими людьми, которых придерживаются индивиды, населяющие общую территорию, погруженные в определенную жизненную среду. Следовательно, культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.
Культура является наиболее сложным феноменом в современной науке. Об этом свидетельствует тот факт, что в отечественной и зарубежной науке существуют сотни ее определений. Из всех подходов к ее определению наиболее значимыми, по мнению В. М. Выдрина, являются следующие:
— культура — творение человека, то, что не создано в таком виде природой;
— культура — это мера и способ развития человека;
— культура — это качественная характеристика деятельности человека и общества;
— культура — это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей [3].
Рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, имеется в виду всестороннее его совершенствование, включая интеллектуальное, физическое, психическое духовное, эстетическое развитие. Человек развивается в процессе деятельности и конкретных ее видов, основными среди которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая [4]. На основе этих видов деятельности формируются и дополнительные, среди которых, по нашему мнению, особое место и гуманную значимость для человека имеет оздоровительная деятельность, которая, в свою очередь, может являться качественной характеристикой культуры здоровья личности. При этом качественная характеристика деятельности человека в целом свидетельствует о том, что не сама по себе деятельность, а ее способы, качества, степень разумности и полезности для человека и общества в целом характеризуют степень ее культурности. В этом смысле оздоровительная деятельность, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья, организацию здорового образа жизни, преобразовывает человека, совершенствует его отношение к самому себе, природе и обществу, формирует культуру здоровья личности.
Деятельность неразрывно связана с потребностями, поскольку вся история человеческого общества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению его потребностей. Анализируя различные классификации потребностей можно выделить два класса: естественные, докультурные и человеческие социальные, культурные. К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности размножения, защиты потомства. Они в полной
мере присущи как животным, так и человеку, но в человеческом обществе они детерминированы социальными условиями.
Культурные человеческие потребности не даны, а только заданы природой, они формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности. Уровень их сформированности и осознанности зависит от качества деятельности человека по удовлетворению осознанной им нужды, необходимости в материальных и духовных, физических и психических, интеллектуальных и эмоциональных ценностях.
К числу наиболее общих социальных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного развития сил, способностей и дарований каждого человека, сохранения и укрепления его здоровья. Степень сформи-рованности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности, которые, в свою очередь, формируются главным образом в системе образования и общественных отношений в течение всей человеческой жизнедеятельности.
Культура здоровья, как важнейшая составляющая общей человеческой культуры, — одна из основных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле. Вместе с тем культура здоровья личности включает в себя не только объективные результаты деятельности людей, проявляющиеся в уровне здоровья человека и общества, но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности, направленной на организацию индивидуального здорового образа жизни.
Рассматривая соотношение понятия культуры здоровья с определением общей культуры, следует выделить приоритет духовно-нравственных ценностей и мотивационных установок на здоровье, находящих свое выражение в менталитете здорового образа жизни. При этом развитие духовного мира человека, его творческих способностей, отношение к труду, к социальной среде является стратегией образования в изменении образа жизни с целью сохранения и приумножения индивидуального здоровья.
Важными характеристиками категории «здоровье» являются количество и качество здоровья, которые позволяют человеку реализовывать свои биологические и социальные функции, а также представляют собой потенциал для долговременной активной творческой деятельности человека. При этом одним из условий наращивания потенциала здоровья (или его сохранения при наличии серьезных (необратимых отклонений) является наличие морально-волевых и ценностно-мотивационных установок на здоровье и ЗОЖ [5].
Целостное понимание здоровья подразумевает не только единство организма, это организм и личность со свойственным им уровнем развития психофизиологических функций, степенью развитости мышления, определенным менталитетом, позволяющие проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности, которая, в свою очередь, определяется стратегией жизни человека, степенью его господства над обстоятельствами жизни. Иными словами, личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жиз-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014
ни (в нашем понимании — здоровым образом жизни). Таким образом, здоровый образ жизни — это совокупность духовных ценностей и фактических деятельностных форм по сохранению здоровья. Сущностью ЗОЖ является обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем, связей индивида и общества. Причем здоровый образ жизни имеет индивидуальную адресность. Индивидуализация ЗОЖ с учетом природных задатков, потребностей, социальных и климатических условий является основным принципом в формировании культуры здоровья личности и позволяет перевести так называемый обобщенный «здоровый образ жизни» в индивидуализированный «здоровый стиль жизни» [6, 7].
Здоровый стиль жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У разных личностей, при одинаковом наборе базовых потребностей, присутствует свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Помимо этого каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между различными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обусловливают различные жизненные стили. Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности, а также оптимальные способы реализации этих потребностей. В контексте этого интерес представляет утверждение А. Н. Маслоу [8], что самоактуализация, стремление к развитию своих способностей, к личностному росту есть потребность высшего уровня человека, превращающаяся в мотив поведения при условии удовлетворения нижележащих потребностей. Самоактуализация выступает не только целью и результатом, но и процессом актуализации потенциальных возможностей личности. Развитая потребность в самоактуализации ориентирует на ведение здорового стиля жизни как необходимого условия полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности. Но здоровый стиль жизни только тогда отвечает своему определению, когда имеются условия для удовлетворения не только жизненно необходимых потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции.
Исходя из анализа стилевых черт, с точки зрения их оптимальности для субъекта жизнедеятельности, М. Я. Виленский [6] выделяет следующие критерии здорового стиля жизни: организационный (наличие у личности полноценной жизненной стратегии, а не кратковременных тактик выживания,); гигиенический (рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены); коммуникативно-деятельностный (богатая палитра различных видов деятельности, регулярная оздоровительная деятельность, способность к продуктивному общению, поисково-творческая активность); адаптационно-ролевой (гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, гибкость в поведении и обще-
нии, конгруэнтность); культурно-эстетический (широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде); ценностно-мотивационный (приоритет ценностей здоровья и саморазвития, наличие идеологического идеала); эмоционально-волевой (эмоционально-психологическая устойчивость, внутренний локус контроля, оптимизм); индивидуально-личностный (высокий уровень самопринятия и.самоуважения, чувствительность к себе, способность сохранять свою уникальность и творчески реализовывать ее).
Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация формирования здоровья, культура знаний о своем организме и способов совершенствования здоровья. При этом освоение здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья, реализуемых в повседневной жизнедеятельности.
Рассматривая культуру здоровья с позиций системно-структурного подхода [9], мы представляем ее в виде целостной системы с присущим ей внутренним содержанием, внешними условиями и интегральным результатом, выражаемые согласованностью системообразующих, системонаполняющих и системообусловливающих факторов.
Системообразующими факторами являются состояние индивидуального здоровья человека в его динамике и практико-ориентированный здоровый стиль жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиций наращивания или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний.
Системонаполняющими компонентами культуры здоровья являются: духовно-нравственные ценности (в том числе ценности здоровья и ЗОЖ) и менталитет здорового стиля жизни; валеологическая грамотность (знание причин и механизмов формирования здоровья, организации ЗОЖ, навыки оздоровительной деятельности); оздоровительные технологии, направленные на физическое и психическое совершенствование личности.
Системообусловливающие факторы формирования культуры здоровья носят объективный и субъективный характер. К числу объективных можно отнести социальные и биологические факторы. Социальными факторами, на наш взгляд, являются: уровень социально-экономического развития общества, материальное благополучие граждан и уровень их жизни, государственная политика в области охраны здоровья, наличие «моды» на здоровье, задаваемой государственными и общественными структурами, развитие системы образования, здравоохранения, физического воспитания и др. к биологическим системообусловливающим факторам культуры здоровья личности можно отнести: генетически детерминированные и приобретенные предпосылки физического и психического развития личности, возрастные особенности и гетерохрон-
ность психофизиологических функций организма, условия существования индивида в конкретной экосистеме. Наиболее значимыми субъективными факторами являются мотивация на здоровье и наличие волевых качеств, необходимых для проявления активности личности, стремления к самосовершенствованию и самореализации, преодоления собственной инертности.
Исходя из структуры личности, можно выделить следующие компоненты культуры здоровья личности:
— мотивационно-личностный компонент — включает в себя развитие потребности в повышении уровня здоровья, мотивов здорового стиля жизни, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих процесс саморазвития, самовоспитания, самосовершенствования;
— когнитивный компонент представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития, совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений;
— деятельностный компонент обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.
Таким образом, культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового стиля жизни, который позволяет согласовать норму и вариативность, индивидуальность и заданность, рассматривать специфику активности личности в реализации здорового образа жизни в индивидуальной жизнедеятельности.
Культура здоровья личности, возникая на определенном уровне субъектности и творчества в процессах жизнедеятельности, образует целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и являющуюся средством самоактуализации в ней, позволяет активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей и уровня здоровья, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящих к гармонизации
всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.
Библиографический список
1. Лернер, И. Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И. Я. Лернер. — М., 1995. — 49 с.
2. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. — М., 1998. — 95 с.
3. Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю. Ф. Курамшина, В. И. Попова. — СПб., 1999. — 324 с.
4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М., 1975. — 304 с.
5. Щедрина А. Г. Педология — наука о детстве в формировании здорового образа жизни / А. Г. Щедрина. — Новосибирск, 2010. — 220 с.
6. Виленский, М. Я. Методологический анализ общего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М. Я. Виленский, С. О. Авчинникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — № 11. — С. 2 — 7.
7. Манжелей, И. В. Субъекты и среда физического воспитания и спорта / И. В. Манжелей, В. Н. Потапов. — М., 2010. - 192 с.
8. Маслоу, А. Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу. — М., 1999. — 496 с.
9. Трещева, О. Л. Формирование культуры здоровья в условиях современного образования / О. Л. Трещева. — Омск, 2002. — 268 с.
ТРЕЩЕВА Ольга Львовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС).
КАРПЕЕВ Анатолий Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретических и прикладных физико-математических дисциплин Сибирского государственного университета физической культуры.
КРИЖИВЕЦКАЯ Олеся Владимировна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта ОмГУПС.
ТЕРЕЩЕНКО Алексей Анатольевич, доцент кафедры физического воспитания и спорта ОмГУПС. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.06.2013 г.
© О. Л. Трещева, А. Г. Карпеев, О. В. Криживецкая,
А. А. Терещенко
Книжная полка
Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с. - Гриф МО РФ. - ISBN 978-5-8297-0316-5.
В учебном пособии представлен материал, расширяющий и дополняющий Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по дисциплине «Физическая культура», ее важнейшей дидактической составляющей — «Основы здорового образа и стиля жизни». Здоровый образ жизни наиболее значим для студента, поскольку концентрирует личностно ориентированную направленность его жизнедеятельности, помогает самостоятельно и грамотно ее проектировать и организовывать. Пособие адресовано студентам, изучающим учебную дисциплину «Физическая культура», а также широкому кругу молодежи.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ