Научная статья на тему 'Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг»'

Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
франчайзинг / франшиза / франчайзер / франчайзи / коммерческая концессия / договор коммерческой концессии / правообладатель / пользователь / franchising / franchise / franchisor / franchisee / commercial concession / commercial concession agreement / copyright holder / user

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салтанат Абдулаевна Умаханова

В статье рассматривается история возникновения и развития франчайзинговых отношений в США, история заимствования данного формата ведения бизнеса в Россию, а также путем соотношения основных понятий двух договоров, выводятся отличия, на основании которых можно восполнить недостатки в правовом регулировании этих отношений в отечественном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the concepts of “commercial concession” and “franchising”

The article examines the history of the emergence and development of franchise relations in the United States, the history of borrowing this format of doing business in Russia, as well as by comparing the basic concepts of the two contracts, the differences are deduced on the basis of which it is possible to fill in the shortcomings in the legal regulation of these relations in domestic legislation.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг»»

Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 161—163. State service and personnel. 2023;(5): 161 — 1 63.

Научная статья УДК 347.44 ББК 67

https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-161-163 NIION: 2012-0061-05/23-287

EDN: https://elibrary.ru/IRBPWW MOSURED: 77/27-008-2023-05-487

Соотношение понятий «коммерческая концессия»

и «франчайзинг»

Салтанат Абдулаевна Умаханова

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия, solta.cc@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается история возникновения и развития франчайзинговых отношений в США, история заимствования данного формата ведения бизнеса в Россию, а также путем соотношения основных понятий двух договоров, выводятся отличия, на основании которых можно восполнить недостатки в правовом регулировании этих отношений в отечественном законодательстве.

Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, франчайзер, франчайзи, коммерческая концессия, договор коммерческой концессии, правообладатель, пользователь

Для цитирования: Умаханова С.А. Соотношение понятий «коммерческая концессия» и «франчайзинг» // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 161 — 163. https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-161-163 EDN: https://elibrary.ru/IRBPWW

Original article

The relationship between the concepts of "commercial concession"

and "franchising"

Saltanat A. Umakhanova

Dagestan State University, Makhachkala,

Russia, solta.cc@mail.ru

Abstract. The article examines the history of the emergence and development of franchise relations in the United States, the history of borrowing this format of doing business in Russia, as well as by comparing the basic concepts of the two contracts, the differences are deduced on the basis of which it is possible to fill in the shortcomings in the legal regulation of these relations in domestic legislation.

Keywords: franchising, franchise, franchisor, franchisee, commercial concession, commercial concession agreement, copyright holder, user

For citation: Umakhanova S.A. The relationship between the concepts of "commercial concession" and "franchising" // State service and personnel. 2023. (5): 161 —163. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-161-163 EDN: https://elibrary.ru/IRBPWW

Институт коммерческой концессии в законодательстве Российской Федерации появился сравнительно недавно. Его появлению мы обязаны институту англо-американской системы права — франчайзингу. Практически 100 лет существования франчайзинговых отношений в США и Европе засвидетельствовали эффективность этой системы построения бизнеса и обозначили его доходность в силу использования истории и репутации уже известного бренда.

© Умаханова С.А., 2023

Такая популярность спровоцировала появление на рынке фирм-мошенников, продающих франшизы-пустышки, что подстегнуло в 60—70-х годах XX века Международную Ассоциацию франчайзинга и региональные управленческие организации заняться ужесточением существующих и внедрением новых правил регулирования отношений в этой отрасли. Именно в этот период и произошел прорыв в развитии данного вида отношений за рубежом.

Что касается отечественного опыта, то до 1990 года в СССР не было понятия о свободном

№ 5/2023

Государственная служба и кадры

предпринимательстве, поэтому в Россию отношения франчайзинга пришли только через век после зарождения их в США. Первыми опробовали новую отрасль предприятия быстрого питания и магазины с товарами для отдыха и спорта. Однако заимствованный институт приживался долго и не совсем гладко. Несовершенство законодательства и непонимание понятия «франчайзинг» тормозили развитие этой отрасли вплоть до 1996 года, пока вторая часть Гражданского кодекса с закрепленным в ней понятием коммерческой концессии не вступила в силу. Это был новый виток, положивший начало появлению на российском рынке франчайзеров-гигантов уже известных на мировом рынке, таких как Coca-Cola и Macdonalds.

Невозможно отрицать существующую на сегодняшний день терминологическую запутанность и неоднозначное понимание природы коммерческой концессии как таковой. Суть двух разных по своей природе договоров «франчайзинг» и «коммерческая концессия» свелась к единой, вводя в заблуждение, в первую очередь, потребителей в нашей стране. Однако в свое время именно понятие «коммерческая концессия» наиболее точно соответствовало смыслу понятия «франшиза». Так оно и закрепилось в отечественном законодательстве.

В США законы о франчайзинге представляют собой комбинацию федеральных законов и законов штата, которые регулируют регистрацию и продажу франшиз, а также юридические отношения между франчайзерами и франчайзи. Федеральная комиссия по торговле США в 1979 году установила определение понятия франчайзинг, под которым понимается соглашение, при котором франчайзер предоставляет франчайзи право покупать его продукцию и использовать его торговое наименование1. Взамен франчайзи производит единовременный платеж и периодические выплаты на условиях, изложенных в соглашении о франчайзинге. Контракт помогает защитить интеллектуальную собственность франчайзера и гарантирует, что франчайзинговая деятельность соответствует товарному знаку франчайзера. Содержание контракта может существенно отличаться в зависимости от вида бизнеса, однако, есть некоторые элементы, которые являются постоянными, например, территория и границы франшизы. Компания должна стратегически распределять свои франшизы. Наличие двух франшиз очень близко друг к другу может оказаться невыгодным и повлечь за собой закрытие точек. Каждое место расположения выбирается специально для охвата определенной территории и гарантирует для обеих сторон отсутствие слишком большой конкуренции меж-

1 Amended Franchise Rule // 1979

ду ними, что несомненно даст лучшие результаты для дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.

Следующий обязательный элемент — это обучение и поддержка. Чтобы гарантировать, что все франшизы работают должным образом, франчайзер обязуется проводить обучения для всех новых франчайзи. Оно включает в себя единообразную деловую практику, а именно подробное руководство по эксплуатации - полную документацию, позволяющую франчайзи и его персоналу правильно и эффективно функционировать; идентичные технологии - все запатентованные технологии бренда, используемые для поддержки деятельности; единый фирменный стиль, где каждый элемент брендинга в точности одинаков, в том числе логотип, графика, тон, озвучка и цветовая схема; шаблоны для маркетинга и рекламы, где отличаются только адрес и номера телефонов; единая четкая политика в социальных сетях, которая защитит франчайзера от любых юридических проблем, возникновение которых возможно в условиях современного кризиса; непосредственно обучение тому, как работает система, как достичь операционный успех на начальном этапе и, по мере роста компании, на постоянной основе. Выполнение всех указанных условий обеспечивает выполнение стандарта, которого хочет придерживаться компания.

Еще один обязательный элемент — это срок действия соглашения, который может варьироваться, но обычно составляет 10 или 20 лет в зависимости от предпочтения франчайзера. В некоторых случаях франчайзер может включить для франчайзи возможность продления соглашения на дополнительный срок. Эта возможность гарантирует сторонам стабильность и непрерывность работы, минимизирует риски и неопределенности и закладывают основу для процветающего долгосрочного партнерства на взаимовыгодных условиях.

Не обходят стороной при заключении договора и стоимость франшизы. Большинство владельцев франшиз платят первоначальный взнос за франшизу на этапе запуска, за которым следует роялти — плата, выплачиваемая франчайзеру за постоянное использование его бренда и интеллектуальной собственности. Они гарантируют, что франчайзер получает фиксированный ежемесячный доход от своего бизнеса. Размер определяется исходя из прибыльности бренда и потенциального дохода, на который может рассчитывать франчайзи. Договором могут быть предусмотрены различные другие расходы, например, рекламные бай-ины.

В отечественном законодательстве легального определения понятию «коммерческая концес-

№ 5/2023

сия» не дается, несмотря на существование в ГК РФ целой главы, посвященной ей [4]. Исходя из смысла статьи 1027 Гражданского кодекса РФ, договор коммерческой концессии - это соглашение, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства [3]. Следует учитывать, что термин «коммерческая концессия» гораздо шире по своему содержанию чем, термин «договор коммерческой концессии». Договор является юридическим фактом, необходимой предпосылкой, основанием возникновения правоотношения. Договор опосредует отношения коммерческой концессии, придавая им правовую форму и потому, нельзя приравнивать эти понятия. Учитывая пользование огромным спросом в современном гражданском праве коммерческой концессии необходимо дать определения используемым терминам, а также определить, через их содержание, соотношение используемых понятий, расширив в гражданском кодексе терминологическую базу данного правоотношения.

По мнению ряда авторов, договор коммерческой концессии более ограничен по своему содержанию [5] в отличие от договора франчайзинга, который представляет собой систему, имеющую много других составляющих элементов. При коммерческой концессии, как правило, предоставляются только торговая марка и знак обслуживания. Помимо этого, коммерческая концессия не подразумевает столь высокий уровень коммуникаций между правообладателем и пользователем, а именно техническое, консультативное и иное содействие. Отсутствует в этих отношениях и полный контроль, характерный для франчайзинга. Степень сотрудничества и кооперация сторон являются важными условиями, которые не предусмотрены нашим законодателем.

В российском законодательстве договор коммерческой концессии регулируется только ГК РФ. Однако с развитием данного формата ведения бизнеса этого уже недостаточно. Наблюдается необходимость внесения дополнений в 54 главу

ГК РФ, принятия Федерального закона «О коммерческой концессии» с унификацией терминологии и вложения правильного содержания в понятия, устранения противоречий между смыслами гражданско-правовых норм отечественного законодательства и нормами международного права, а также создание благоприятных условий для работы с иностранными инвестициями путем внедрения общепризнанных технологий заключения данных видов договоров за рубежом.

Список источников

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: принят Государственной-Думой 21 октября 1994 года. Текст: электронный / КонсультантПлюс.

2. Правила франшизы. 1979. Федеральная торговая комиссия США.

3. Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевс-кого. М., 2007.

4. Еремин А.А. Некоторые проблемы правового регулирования договора коммерческой концессии в свете изменений Гражданского кодекса РФ / Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2015. № 4.

5. Гелашвилли Е.В. Договор коммерческой концессии: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. 22 с.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (Part one): Federal Law No. 51-FZ of 30.11.1994: adopted by the State Duma on October 21, 1994. Text: electronic / ConsultantPlus

2. Amended Franchise rules. 1979. US Federal Trade Commission

3. Commentary to the Civil Code of the Russian Federation, Part One (article-by-article) / Edited by S.P. Grishaev, A.M. Erdelevsky. M., 2007.

4. Eremin A.A. Some problems of legal regulation of a commercial concession contract in the light of amendments to the Civil Code of the Russian Federation / Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2015. No. 4.

5. Gelashvilli E.V. Commercial concession agreement: Autoref. diss. cand. jurid. sciences'. Krasnodar, 2007. 22 p.

Статья поступила в редакцию 27.10.2023; одобрена после рецензирования 10.11.2023; принята к публикации 28.11.2023.

The article was submitted 27.10.2023; approved after reviewing 10.11.2023; accepted for publication 28.11.2023.

№ 5/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.