УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10158
ББК 67 © С.А. Анохин, 2020
Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
СУЩНОСТЬ ФРАНЧАЙЗИНГА И СПЕЦИФИКА ЕГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
Сергей Александрович Анохин, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы определения понятия «франчайзинг»; исследуется специфика его правового регулирования в России; проводится анализ элементов договора коммерческой концессии. По результатам исследования выявляются проблемные моменты правового регулирования франчайзинговых отношений; предлагаются меры по совершенствованию отечественного законодательства.
Ключевые слова: франчайзинг, договор коммерческой концессии, договор франчайзинга, франшиза, франчайзер, франчайзи.
THE ESSENCE OF FRANCHISING AND THE SPECIFICS OF ITS LEGAL REGULATION IN RUSSIA
Sergey A. Anokhin, Associate Professor of Civil and Labour Law, Civil Process, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the definition of the concept of «franchising», examines the specifics of its legal regulation in Russia, analyzes the elements of a commercial concession agreement. According to the results of the study, the problematic aspects of legal regulation of franchising relations are identified and measures are proposed to improve domestic legislation. Keywords: franchising, commercial concession agreement, franchise agreement, franchise, franchisor, franchisee.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Анохин С.А. Сущность франчайзинга и специфика его правового регулирования в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(3): 152—154.
Франчайзинг как особый инструмент осуществления предпринимательской деятельности появился в России в конце 80-х гг. XX в. и в современной экономике играет важную роль. По данным российской ассоциации франчайзинга, за 10 лет количество занятых в сфере франчайзинга выросло с 300 тыс. до 1 млн человек, число франшизных брендов — с 400 до 2,2 тыс., франчайзинговый оборот составляет около 6 млрд USD в год1.
Франчайзинг представляет собой вид организации предпринимательской деятельности. Этимологически слово «франчайзинг» происходит от английского franchising — право, привилегия. Впоследствии это слово закрепилось в англоязычных государствах, а слово «концессия» произошло от латинского concession, означающее уступку, разрешение. Исторически термин «концессия» имел иное значение, чем то, которое сложилось в современной практике. Изна-
чально сферой применения концессии являлась сфера частно-государственного партнерства либо привлечения иностранного капитала в развитие промышленности и сырьевой сферы. Еще один термин «франшиза» — от французского «йапсЫБе» — льгота, привилегия. По своей сути эти три термина равнозначны, и различия между ними обусловлены, в первую очередь, особенностями транскрипции терминов при переводе на русский язык англоязычной или франкоязычной литературы.
А.А. Еремин определяет франчайзинг следующим образом: «франчайзинг представляет собой форму продолжительного делового сотрудничества, в рамках которого более крупная и известная фирма (франчайзер или правообладатель) передает по до-
1 Российская ассоциация франчайзинга // URL://https://rus-franch.ru/presscenter/
152
Вестник Московского университета МВД России
№ 3 / 2020
говору право менее известной и более мелкой фирме (франчайзи или пользователю) лицензию (которая по-другому называется франшиза). Переданная лицензия предназначена для производства или реализации товарной продукции, предоставления работ или услуг под товарным знаком (маркой) правообладателя в указанном регионе (стране) и на оговоренных в договоре условиях и сроке» [2, с. 5].
В целом, исследование литературы показало, что у отечественных ученых нет общей теоретико-методологической базы и обоснования термина «франчайзинг». Данное обстоятельство можно объяснить низкой правовой регламентацией франчайзинга в отечественном законодательстве и отсутствием нормативно-закрепленных определений термина «франчайзинг» и франчайзинговых отношений.
Франчайзинг, как юридическая категория, по сути своей, обладает следующими признаками:
1) франчайзинг — это договор;
2) механизм франчайзинга предполагает, что одно лицо, называемое франчайзер, имеет возможность предоставить другому лицу, которое называется франчайзи, специально оговоренное в контракте право, дающее возможность применять при ведении бизнеса полный комплекс «принадлежащих франчайзеру исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товарной продукции или услуг и (или) предприятий»;
3) цель использование механизма франчайзинга — рост рынка сбыта товарной продукции или услуг предприятия, который будет осуществлен путем замены непосредственного его участия в правовых отношениях со сторонними лицами другим хозяйствующим субъектом [3, с. 24].
По своему содержанию термины «франчайзинг» и «франшиза» соответствуют содержанию определенных в гл. 54 Гражданского кодекса РФ терминов «коммерческая концессия» и «договор коммерческой концессии».
Термин «коммерческая концессия» применяется в Гражданском кодексе РФ. Договор коммерческой концессии — это договор, по которому один из субъектов предпринимательской деятельности (правообладатель), который имеет отработанную на практике систему ведения промышленной (коммерческой) деятельности в определенной сфере, предоставляет другому субъекту предпринимательской
деятельности (правополучателю) право пользования этой системой (объект исключительного права) за оговоренное вознаграждение (возмездно) на указанных в договоре условиях2.
Исследование правовой природы договора коммерческой концессии показало, что он является достаточно сложным. Его конструкция содержит элементы нескольких договоров: договора имущественного найма, лицензионного договора, агентского договора, договора о совместной деятельности. Специфической особенностью договора коммерческой концессии является его предмет. Так, исходя из ст. 1027 ГК РФ, предмет договора коммерческой концессии — это комплекс исключительных прав, которые передаются с целью организации предпринимательской деятельности. Исключительные права могут быть отнесены к двум категориям. В первую очередь, — это право на товарный знак и фирменное наименование. По своей природе данные имущественные права являются общеизвестными и открытыми. Во вторую очередь, — это имущественные права на методы и способы ведения предпринимательской деятельности. Данные права являются ноу-хау правообладателя и относятся к закрытой информации. Права на объекты, которые относятся к промышленной собственности и принадлежат правообладателю, должны обязательно быть оформлены лицензией [1, с. 86].
Характерной чертой договора коммерческой концессии является ряд ограничений, которые также характерны и для агентского и дистрибьюторского договоров. Основным условием является территориальность деятельности пользователя. В целом, перечень всех существующих ограничительных условий, которые можно применять при заключении договора коммерческой концессии, указан в п. 1 ст. 1033 ГК РФ3.
Негативным моментом описанных ограничений является то, что при некоторых обстоятельствах такие ограничения приводят и к ограничению конкуренции, а иногда и нарушают антимонопольное законодательство.
Кроме того, что франчайзинг регулируется законодательно на уровне федерального и муници-
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. II) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г., с изм. от 28 апреля 2020 г.) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3 Там же.
№ 3 / 2020
Вестник Московского университета МВД России
153
пального законодательства, различные ассоциации международного уровня разрабатывают собственные кодексы поведения, которые также регулируют деятельность франчайзинговых компаний.
Несмотря на достаточно динамичное развитие российского франчайзинга, в целом внедрение данной формы бизнес-партнерства в отечественную экономику сталкивается со значительными трудностями. В правовых публикациях признается как недостаточность регулирования франчайзинга на основе имеющихся положений ГК РФ, так и несовершенство обозначенных норм гл. 54 ГК РФ. Ввиду чего ставится вопрос о необходимости дальнейшего развития правовой базы франчайзинга в России.
Так, ст. 1034 ГК РФ, в которой установлена субсидиарная ответственность франчайзера по предъявляемым к франчайзи требованиям, явно составлена с нарушением основного принципа франчайзин-говой схемы — а именно, независимость франчайзера и франчайзи.
Как один из недостатков законодательного регулирования договора коммерческой концессии, можно отметить, что бессрочный договор одна из сторон может расторгнуть с уведомлением за полгода без объяснения причин его расторжения (ст. 1037 ГК РФ). В этом случае, франчайзи могут получить огромные убытки.
Приведем некоторые предполагаемые изменения гл. 54 ГК РФ. В гражданском законодательстве предлагаем:
♦ закрепить законодательно термин «франчайзинг» (в ГК РФ);
♦ запретить заключение бессрочных договоров и заключать договор на франчайзинг только на определенный срок, так как основным предметом договора на франчайзинг являются исключитель-
ные нрава (на эти нрава действия охранных документов ограничены но сроку);
♦ исключить подлежащее передаче но договору нраво на фирменное наименование, так как оно является нравом неотчуждаемым и фактически «именем» юридического лица.
В заключение можно отметить, чтобы изменить коммерческую концессию во франчайзинг необходимо кардинально переработать гл. 54 TK РФ. Думается, что разработка и принятие специального закона о франчайзинге будут способствовать дальнейшему эффективному внедрению франчайзинговых схем в развитие малого бизнеса в России.
Литература
1. Ворожевич А.С., Гринь О.С., Kрнеев В.А. и др. Право интеллектуальной собственности: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Новоселовой. Т. 3. М.: Статут, 2018.
2. Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Теория и практика применения. М.: Юстицинформ, 2017.
3. Юрицин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: итоги и перспективы правового регулирования. М.: Юстицинформ, 2018.
References
1. Vorozhevich A.S., Grin' O.S., Korneev V.A. i dr. Pravo intellektual'noy sobstvennosti: Uchebnik / Pod obshch. red. L.A. Novoselovoy. T. 3. M.: Statut, 2018.
2. Eremin A.A. Franchayzing i dogovor kommerc-heskoy kontsessii. Teoriya i praktika primeneniya. M.: Yustitsinform, 2017.
3. Yuiitsin A.A. Franchayzing i dogovor kommerc-heskoy kontsessii: itogi i perspektivy pravovogo reguli-rovaniya. M.: Yustitsinform, 2018.
154
Вестник Московского университета МВД России
№ 3 I 2020