ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В РОССИИ К.В. Лазарева, магистрант
Научный руководитель: А.Ф. Хурматуллина, канд. экон. наук, доцент Уфимский филиал Финуниверситета (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-2-124-127
Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «франчайзинг», определены характеристики франчайзинга как договорных отношений, его отличие от коммерческой концессии. Дана характеристика основных показателей состояния и развития франчайзинга в России. Сформулированы проблемы, характерные для рынка франчайзинга и выявлены основные тенденции развития.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, коммерческая концессия, эффективное развитие франчайзинга.
В современных условиях экономики вопросы развития франчайзинга приобретают все большую актуальность, поскольку данный способ ведения бизнеса позволяет снизить различные риски как для франчайзера, так и для франчайзи.
В научной литературе существует множество различных подходов к понятию «франчайзинг». Так, в современном экономическом словаре под редакцией Райзберга Б.А. дано следующее определение: «франчайзинг - это смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера» [4]. Похожее определение с позиции формы ведения бизнеса дается в статье Гуру-нян Т.В.: «франчайзинг представляет собой особую форму возмездной передачи интеллектуальных прав, прежде всего, на средства индивидуализации, для масштабирования деятельности франчайзера и организации бизнеса франчайзи» [3]. Согласно определению Российской ассоциации франчайзинга, под франчайзингом следует понимать «способ организации бизнес-отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна из сторон (фран-чайзи) получает от другой (франчайзера) официальное разрешение на использова-
ние знака обслуживания, фирменного стиля, деловой репутации, ноу-хау и готовой бизнес-модели за определенную плату -роялти» [8].
В настоящее время в российском праве отсутствует понятие «франчайзинг». В Гражданском кодексе закреплено понятие коммерческой концессии, по которому одна сторона предоставляет другой за вознаграждение право использовать комплекс исключительных прав. Как справедливо отмечают Белоусов В.Н., Баянова Ж.Л., несмотря на то, что «у истоков возникновения института коммерческой концессии в нашей стране стояла зарубежная модель франчайзинга», франчайзинг, в отличие от коммерческой концессии, «включает не только отношения по передаче комплекса исключительных прав, но и отношения по постоянному сопровождению деятельности пользователя (франчайзи), предоставлению необходимого оборудования, сырья, материалов, что направлено на достижение определенной предпринимательской цели» [2]. Франчайзинг сочетает опыт, профессионализм, репутацию и желание дальнейшего развития одних (франчайзеров) с предпринимательским талантом, здоровыми амбициями, желанием работать и развиваться других (франчайзи).
Таким образом, несмотря на отсутствие единого подхода к определению понятия «франчайзинг», большинство авторов сходятся во мнении, что:
1) франчайзинг - это способ ведения бизнеса, при котором одна сторона передает другой за плату комплекс исключительных прав на определенный вид бизнеса;
2) франчайзер осуществляет постоянное сопровождение деятельности франчайзи и после передачи исключительных прав;
3)франчайзинг позволяет значительно снизить риски, так как есть уже готовая бизнес-модель, благодаря которой фран-чайзи получает прогнозируемую окупаемость, возврат вложенных инвестиций.
Развитие франчайзинга в России берет свое начало с 1990-х гг. Первыми крупными франчайзерами были иностранные компании, такие как Baskin Robbins, Reebok, Nike и другие. Из отечественных компаний первой, имеющей схожие признаки с франчайзингом, была «Дока-пицца». Компания 1С в 1990-е годы выпустила свой франчайзинговый договор, в соответствии с которым, покупатель, приобретая программу 1С, сразу становился фран-
350D 300D 2500 2000 1500 1000 500 0
Количество занятых в сфере франчайзинга также увеличилось: в 2022 году насчитывалось 1,24 млн. сотрудников, что больше на 9% по сравнению с прошлым годом. Это связано не только с открытием новых точек, работающих по франшизе, но и со снятием коронавирусных ограничений в некоторых сферах бизнеса, что повлекло за собой увеличение сотрудников на действующих точках.
Сферы деятельности, в которых применяется франчайзинг, разнообразны, и представлены как традиционными направ-
чайзи-дилером, и у компании появилось 30 тысяч франчайзи [6]. Немаловажное значение в становлении франчайзинга в России сыграла деятельность созданной в 1997 году Российской ассоциации франчайзинга: выставки, форумы, каталоги франшиз знакомили предпринимателей с новым направлением в экономике.
На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз, что на 5% больше по сравнению с 2022 годом (см. рис.). Рост количества франшиз связан также и с опасениями предпринимателей по отношению к зарубежным брендам. Как отмечает Российская ассоциация франчайзинга, сейчас франчайзинг в стране на 95% состоит из отечественных брендов и в общем понимании импортозамещён [9].
Оборот рынка франчайзинга в 2022 году составил 2,78 трлн. рублей, что больше на 19% по сравнению с 2021 годом, что объясняется также ростом среднего чека конечного потребителя практически во всех сферах.
2023 гад
лениями, так и новыми (табл.). Среди последних следует отметить франшизы в сфере развлечений и отдыха (квизы, кве-сты, развлекательные парки).
Как видно из таблицы, на начало 2023 года доля розничной торговли имеет тенденцию к спаду. Наибольшее количество новых компаний появилось в сфере общественного питания, причем фастфуд в этой категории занимает целых 19% от общего числа франшиз в России. Половину на российском рынке франшиз занимают услуги бизнесу и населению.
Рис. Количество франшиз в России, единиц [9]
1810 I
Таблица. Структура франчайзинга в ^ России в динамике [9]
Сферы применения франчайзинга Доля в структуре рынка франчайзинга (в %)
2019 2020 2021 2022 2023
Непродовольственная розница 22 22 17 15 13
Продовольственная розница 7 7 9 8 7
Общественное питание 24 24 22 24 26
Услуги бизнесу и населению 43 43 48 49 50
Производство и строительство 3 3 4 4 3
Иное 1 1 0 0 1
Последствия пандемии и западные санкции оказали серьезное влияние на рынок франшиз. В течение всего 2022 года спрос на франшизы был нестабилен, а предложение росло в цене. В 2022 году около 280 франчайзинговых сетей прекратили свою деятельность в России, это на 70% больше, чем в 2021 году. При этом около 400 сетей стали предлагать свою франшизу на рынке. Это были как новые бренды, так и компании, которые провели ребрендинг и продолжили работать под новым товарным знаком [9]. Доля российских компаний с франчайзинговыми точками за границей в 2022 году в целом снизилась на 3,6 процентных пункта до 35,4% [5].
Еще одной характерной тенденцией для франчайзинга за рассматриваемый период является подорожание франшиз: некоторые франшизы, работавшие в ценовом сегменте до 1 млн рублей, переместились в сегмент 1-3 млн. рублей. Так, в сфере общественного питания, открытие ресторана стало в среднем на 15% - 30% дороже по сравнению с началом 2022 года. Наибольший рост количества франшиз наблюдается в сегменте 3-6 млн. рублей с 14% (начало 2022 года) до 21% (начало 2023 года) [9]. В целом, рост стоимости франшиз объясняется ростом издержек компаний по многим позициям.
Согласно данным Российской ассоциации франчайзинга, к 2025 году планируется приумножить количество организаций, которые будут работать по договору франшизы за 200 тыс. ед., что приведет к увеличению рабочих мест с 500 тыс. до 2 млн. [7].
Указанные тенденции свидетельствуют о том, что франчайзинг сильно подвержен
влиянию трансформационных процессов в экономике. Для снижения негативных воздействий кризисных явлений и обеспечения эффективного развития франчайзинга в России на федеральном уровне необходимо:
- совершенствование законодательства в части уточнения содержания и соотношения понятий «франчайзинг» и «коммерческая концессия»;
- создание действенных механизмов субсидирования франчайзи, ориентированных на развитие франчайзинга как способа ведения бизнеса не только за счет увеличения количества франшиз, а их качества, для поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
- разработка методологии ведения и организация статистического учета деятельности франчайзи и франчайзеров, включая и их общее количество, распределение по отраслям и регионам;
- создание условий для тиражирования лучших практик франчайзинга на региональном уровне.
На региональном и местном уровне для поддержки развития франчайзинга необходимы реализация региональных программ развития франчайзинга; содействие предпринимателям в продвижении национального и регионального продукта посредством инструментов франчайзинга; информационные кампании по популяризации франчайзинга среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предложенные меры и улучшение общей экономической ситуации в стране будут способствовать эффективному развитию франчайзинга.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021, с изм. от 08.07.2021). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 12.11.2023).
2. Белоусов В.Н., Баянова Ж.Л. Институт коммерческой концессии в России и франчайзинг за рубежом: соотношение, проблемы правового регулирования и варианты их решения // Baikal Research Journal. - 2022. - №3.
3. Гурунян Т.В. Развитие франчайзинговой формы организации бизнеса в России, в том числе и для субъектов МСП // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - №4.
4. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 512 с.
5. Интерес к российским франшизам в 2022 году вырос на 67%. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://incrussia.ru/news/russian-franchising-grows-up/ (дата обращения: 24.10.2023).
6. История российского франчайзинга. Часть первая. - Режим доступа: https://businessmens.ru/franchise/article/franchise-school/istoriya-rossiyskogo-franchayzinga-chast-pervaya (дата обращения: 24.10.2023).
7. Официальный сайт Российской ассоциации франчайзинга. Преимущества франчайзинга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusfranch.ru/franchisees/preimushchestva_franchayzinga/ (дата обращения: 11.10.2023).
8. Российская ассоциация франчайзинга. Что такое франчайзинг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://msfranch.m/franchisees/chto_takoe_franchayzing#:~:text=Франчайзинг0/o20-%20способ%20организации%20бизнес-отношений,за%20определенную%20плату%20-%20роялти (дата обращения: 10.10.2023).
9. Российский франчайзинг 2023: статистика от franshiza.ru. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://franshiza.ru/article/read/statistika_franchisinga_2023/ (дата обращения: 10.10.2023).
FRANCHISING DEVELOPMENT TRENDS IN RUSSIA K.V. Lazareva, Graduate Student
Supervisor: A.F. Khurmatullina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ufa branch of the Financial University (Russia, Ufa)
Abstract. The article considers various approaches to the definition of the concept of "franchising", defines the characteristics of franchising as a contractual relationship, its difference from a commercial concession. The characteristics of the main indicators of the state and development offranchising in Russia are given. The problems characteristic of the franchising market are formulated and the main development trends are identified.
Keywords: franchising, franchisor, franchisee, commercial concession, effective development of franchising.