YAK 159.9 ББК 88.94
И.А. ВЕРЧЕНКО, К.Ю. ГАЛУШАК
I.A. VERCHENKO, K.U. GALUSCHAK
СООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
INDICATORS CORRELATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF SCHOOL CHILDREN AND STUDENTS
В статье определяется актуальность исследования проблемы психологического здоровья; рассмотрены критерии психологического здоровья обучающихся; разработана карта наблюдения за их психологическим здоровьем; представлены результаты исследования особенностей психологического здоровья школьников и студентов. Авторами статьи выявлено соотношение показателей психологического здоровья студентов и школьников.
The article determines the relevance of the research problem of psychological health of students; the criteria of psychological health of students are considered; the map of psychological health monitoring of students is worked out; the results of psychological health study of schoolchildren and students are presented. The authors defined the correlation of psychological health indicators of students and schoolchildren.
Ключевые слова: психологическое здоровье, критерии психологического здоровья, компоненты психологического здоровья - когнитивный, эмоциональный, коммуникативный, мотивационный, ценностный, духовно-нравственный.
Key words: psychological health, psychological health criteria, components of psychological health - cognitive, emotional, communicative, motivational, value, spiritual and moral.
Проблема здоровья и его определения является фундаментальной для многих наук. В условиях острой потребности современного общества в оздоровлении социокультурной среды как никогда становятся актуальными проблемы воспитания и образования граждан по вопросам психологического здоровья [1].
По данным современных исследований [5], уровень здоровья человека на 15-20% обусловлен генетическими факторами, на 25% его определяют экологические условия и на 50-55% - условия образа жизни самого человека.
В сохранении и формировании психологического здоровья первостепенная роль принадлежит самому человеку, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и социальных отношений. В связи с этим важной задачей педагога является поддержание и развитие психологического здоровья обучающихся как фактора успешного освоения учебной, общественной, культурно-нравственной и других видов деятельности. В соответствии с требованиями современных законов (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 27.07.2010 г.; Проект Федерального закона РФ «Об охране психологического здоровья граждан в Российской Федерации»; ФГОС) образовательная среда требует создания психологических условий с опорой на внутренний личностный потенциал, в результате которого происходит ее комплексная оптимизация и формирование целостности [6].
Впервые о психологии здоровья заговорил В.М. Бехтерев [3]. Он подчеркивал, что борьба за свободу личности есть борьба за ее здоровое развитие. Общество, которое строится на принципах самоуправления, должно, прежде всего, побеспокоиться о создании здоровых условий для жизнедеятельности личности.
В современную отечественную психологию понятие «психологического здоровья» было введено И.В. Дубровиной. По мнению автора, психологическое здоровье предполагает:
- психическое здоровье как результат полноценного психического развития и развития личности;
- осознание растущим человеком особенностей и качеств своего психического и личностного развития;
- отношение к осознаваемым психическим и личностным особенностям и качествам;
- гуманистическую направленность личности и формирующегося мировоззрения [4].
При анализе психологического здоровья мы опирались на модель, предложенную И.О. Бабушкиной (рис. 1.) [2].
Рис. 1. Психологическая структура здорового образа жизни (И.О. Бабушкина)
Мы исходим из представлений о том, что отношение к здоровью - одна из сторон «Я-концепции». Переживание чувства здоровья связано не только с отсутствием заболеваний, но и с наличием полноценного физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет оптимально осуществлять общественную и учебно-профессиональную деятельность.
Для диагностики психологического здоровья обучающихся нами была разработана карта наблюдения, включающая в себя показатели когнитивного, эмоционального, коммуникативного, мотивационного, ценностного и духовно-нравственного компонентов (табл. 1).
В нашем исследовании приняли участие 82 школьника 9-11 классов МБОУ СОШ № 3 и № 6 г. Сургута и 112 студентов 1-4 курсов БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет».
Таблица 1
Карта наблюдения за психологическим здоровьем обучающихся
Критерии психологического здоровья Единицы наблюдения Ф.И.О. обучающегося Ф.И.О. обучающегося Ф.И.О. обучающегося
Когнитивный Знает правила поведения на уроке и вне его
Эмоциональный Проявляет тревожность
Преобладает хорошее настроение
Коммуникативный Активно участвует в групповой работе
Обращается за помощью к одноклассникам
Доброжелателен и дружелюбен
Избегает разговоров
В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы
Одноклассники считаются с его мнением и обращаются за помощью
Мотивационный Проявляет интерес к учебной работе
Временами проявляет отсутствие интереса
Вял, безынициативен
Активен на занятиях
Ценностный Личностная значимость процесса учения
Духовно-нравственный Стремится к саморазвитию
Честный, совестливый
Показатели сформированности компонентов психологического здоровья школьников и студентов представлены на рисунках 2 и 3 соответственно.
□Высокий уровень НСредний уровень
ОНизкий уровень
Рис. 2. Показатели психологического здоровья школьников, %
На рисунке 2 видно, что большинство школьников имеют средний показатель сформированности психологического здоровья (45%); высокий уровень психологического здоровья характерен для 23,2% обучающихся. При этом исследование показало, что у 31,8% испытуемых низкий уровень психологического здоровья, что говорит о недостаточной сформированности большинства изучаемых его компонентов.
■ Высокийуровень ■Среднийуровень Ниший уровень
Рис. 3. Показатели психологического здоровья студентов, %
Высоким уровнем психологического здоровья обладают 30,4% студентов, что указывает на полноценное личностное развитие, высокий уровень самосознания, гуманистическую направленность; средний уровень психологического здоровья имеет 46,4% студентов, данный уровень предполагает недостаточное осознание особенностей и качеств своего психического и личностного развития. При этом 23,2% испытуемых характеризуются низким уровнем, связанным с нарушением гармонизации отношений с самим собой и окружающими, преобладающими пессимистическими настроениями, суетливостью, тревожностью и т.д.
Сравнительный анализ показателей психологического здоровья школьников и студентов показывает, что для большинства испытуемых характерен средний уровень сформированности психологического здоровья, что говорит в целом об адекватном поведении, не всегда устойчивом внимании и интересе на занятиях, иногда о колебаниях настроения и пр. Сравнительные результаты сформированности компонентов психологического здоровья представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели сформированности компонентов психологического здоровья
студентов и школьников
Компоненты психологического здоровья Студенты Школьники
Абс. Отн. Абс. Отн.
Когнитивный 85 75,9 21 25,6
Эмоциональный 58 51,7 18 21,9
Коммуникативный 82 73,2 50 60,9
Мотивационный 84 75 32 39
Ценностный 72 64,3 15 18,3
Духовно-нравственный 68 60,7 12 14,6
Из таблицы 2 видно, что показатели психологического здоровья студентов превышают показатели школьников по всем компонентам. Среди компонентов психологического здоровья школьников преобладают: коммуникативный, связанный с доброжелательными отношениями в коллективе; мотивационный, проявляющийся в интересе к учебной работе; когнитивный, предполагающий знания о поведении на уроке и вне его. Студенты продемонстрировали наиболее высокие результаты по тем же трем компонентам, при этом довольно высокие показатели наблюдаются в ценностной и духовно-
нравственной сферах, что указывает на стремление к достижению целей, ориентацию на саморазвитие.
Таким образом, исследование психологического здоровья школьников и студентов показало, что почти треть испытуемых имеет низкие показатели хотя бы по одному из изучаемых компонентов. Наиболее сформированными явились когнитивный, коммуникативный и мотивационный компоненты, при этом в студенческой выборке имеются высокие показатели сформиро-ванности ценностного и духовно-нравственного критериев психологического здоровья.
Выявление состава и раскрытие содержания критериев психологического здоровья - один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть возможность практического применения рекомендаций, сформулированных на основе такого нового направления, как психология здорового образа жизни обучающихся.
Литература
1. Ананьев, В.А. Концептуальные основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб. : Речь, 2006. - 384 с.
2. Бабушкина, И.О. Психологическое сопровождение здорового образа жизни студентов педагогических специальностей [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.О. Бабушкина. - Нижний Новгород, 2011. - 28 с.
3. Васильева, О.С. Психология и культура здоровья: базовые понятия, концепции и подходы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / О.С. Васильева. - Ростов н/Д : Изд-во Южного федерального ун-та, 2011. - 176 с.
4. Дубровина, И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования [Текст] : монография / И.В. Дубровина ; Моск. психол.-соц ун-т. -М. : ИД РАО, 2014. - 455 с.
5. Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества [Текст] / Институт психологии, Российская академия наук ; отв. ред. А.Л. Журавлев, В.И. Воловикова и др. - М. : Институт психологии РАН, 2014. - 317 с.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании». - Режим доступа: http: //sinncom.ru /content/ reforma/index5. htm.
References
1. Ananyev VA. Conceptual foundations of health psychology. Saint-Petersburg, Speech, 2007, 384 p.
2. Babushkina I.O. Psychological support of healthy lifestyle of students of pedagogical specialties: author. dis. ... Ph.D. (Psichology). Nizhny Novgorod, 2011, 28 p.
3. 3asilyeva O.S. Psychology and culture of health: basic concepts, concepts and approaches. Rostov-on-Don, Publishing House of Southern Federal University, 2011, 176 p.
4. Dubrovina I.V Practical psychology in the labyrinths of modern education. Mos-kow, Publishing house of the Russian Academy of education, 2014, 455 p.
5. Psychological health of personality and spiritual and moral problems of modern Russian society / Institute of psychology, Russian Academy of Sciences ; resp. eds. A.L. Zhuravlev, V.I. Volovikova (et al.). Moskow, Institute of psychology RAS, 2014, 317 p.
6. National doctrine of education in the Russian Federation [Electronic resource] // Specialized educational portal "Innovations in education". Available at: : http: //sinncom.ru/content/reforma/index5.htm.