Научная статья на тему 'Соотношение общительности, социального интеллекта и творческих способностей студентов'

Соотношение общительности, социального интеллекта и творческих способностей студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
400
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЛИЧНОСТЬ / CREATIVITY / SOCIAL INTELLECT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дузькрятченко А. В.

Представлен сравнительный анализ показателей социального интеллекта и общительности студентов РУДН филологического факультета обучающихся по специальности «журналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of sociability, social intellect and creative abilities of students

Comparative analysis of social intellect and sociability of students majoring in journalism at PEUR.

Текст научной работы на тему «Соотношение общительности, социального интеллекта и творческих способностей студентов»

СООТНОШЕНИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

А.В. Дузькрятченко

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Представлен сравнительный анализ показателей социального интеллекта и общительности студентов РУДН филологического факультета обучающихся по специальности «журналистика».

Ключевые слова: творческие способности, социальный интеллект, личность.

В современных условиях особенно актуальным становится изучение соотношения общительности, социального интеллекта и творческих способностей, так как в наше время необходимы уникальные изобретения и решения, но автор просто не сможет реализовать их на практике, если он не умеет общаться и обладает низким социальным интеллектом. Многие исследования говорят о том, что успешность человека в нынешнем обществе на 70% зависит от социального интеллекта и только на 30% от IQ.

Несмотря на большое количество исследований общительности креативности и социального интеллекта, их взаимосвязь остается до сих пор не изученной.

В нашем исследовании изучаются творческие способности, социальный интеллект и общительность студентов РУДН филологического факультета, обучающихся по специальности «Журналистика», так как, на наш взгляд, успешность работы журналиста напрямую зависит от этих качеств.

В эмпирическом исследовании приняло участие 150 студентов в возрасте от 18 до 23 лет, из них 90 девушек и 60 юношей.

Мы разделили испытуемых на три группы: с высокой, низкой и средней креативностью. В дальнейшем изучались две группы испытуемых — с высокой и низкой креативностью.

При сравнении различий в проявлении социального интеллекта исследуемых групп наиболее значимыми оказались показатели, характеризующие коммуникативные особенности испытуемых (23,2 и 37,5). Испытуемые с высокой креативностью оказались значительно более социально адаптивны и адекватны в понимании поведения окружающих людей. Они с большей точностью способны предвосхищать дальнейшие поступки окружающих, предсказывать развитие событий (5,8 и 9,7); лучше читают невербальные послания, осознают их и сравнивают с вербальными (6,6 и 10,8); более тонко разбираются в речевой экспрессии (5,6 и 8,7); лучше ориентируются в межличностном общении — у них в гораздо большей степени, чем у испытуемых с низкой креативностью, развита социальная чувствительность, эмпатия, социальная интуиция, умение реализовать психологическую близость в общении (5,2 и 8,3).

Различия в проявлении общительности между представителями двух анализируемых групп проявляются уже в установочно-целевом компоненте, интегрирующем цели, установки, намерения и общую программу инструментальносмыслового обеспечения и реализации отношений в конкретных условиях общения и деятельности. Свою общительность высококреативные испытуемые в гораздо большем объеме, чем низкокреативные испытуемые, используют для достижения как общественно значимых (стремление быть нужным и любимым человеком, обретение хороших и верных друзей, достижение общественного признания в группе и т.п.) (22,1 и 26,2), так и личностно значимых целей (удовлетворение своих планов и желаний, достижение материального благополучия, совершенствование себя и своих способностей и т.п.) (22,5 и 24,6).

В содержательно-смысловом блоке различия между испытуемыми двух групп отмечаются по следующим позициям. Высококреативных испытуемых значительно сильнее мотивируют к общению социоцентрические побуждения (желание оказать внимание и сочувствие другим людям, поддержать их, необходимость заниматься делами группы совместно с другими людьми и т.п.) (21,6 и 31,7), чем представителей группы низкокреативных. Последние значительно более эгоцентрически мотивированы на общительность, т.е. их сильнее побуждает к общению стремление лучше узнать самих себя, избежать одиночества, желание развлечься, повеселиться и т.п. (16,9 и 11,1).

Представители обеих групп в целом хорошо понимают, что представляет собой общительность. Вместе с тем испытуемые с низкой креативностью проявили гораздо более осмысленное ее понимание, чем высококреативные испытуемые (28,5 и 26,1).

Высококреативным испытуемым свойственно значительное преобладание предметности над субъектностью (26,9 и 25,0), т.е., общаясь, они больше ориентируются на деятельность и ее успешность, чем на личностно значимые результаты. Они значительно более ориентированы на развитие способности лучше понимать других людей и уметь налаживать отношения с ними, на решение деловых и практических вопросов, на достижение успехов в деятельности с помощью собственной общительности. У представителей группы низкокреативных студентов тенденция обратная (23,4 и 24,0), однако данное различие статистически не значимо и лишь намечает тенденцию.

В инструментально-стилевом блоке различия проявляются в том, что высококреативные испытуемые значительно чаще, чем низкокреативные, испытывают позитивные эмоции, когда находятся в окружении людей, радуются, когда удается понять другого человека, переживают удовлетворение, открывая в ходе общения нечто новое в себе (24,6 и 30,0).

У высококреативных испытуемых мы наблюдаем преобладание аэргичности над эргичностью (17,1 и 22,4), что свидетельствует об их предпочтении ограничивать круг друзей и знакомых лишь немногим числом людей, в то время как у низкокреативных мы наблюдаем противоположную тенденцию к постоянному расширению контактов, поиску новых встреч и знакомств, стремлению занимать лидерские позиции в группах общения (20,7 и 18,0).

В рефлексивно-оценочном компоненте, выполняющем функцию сличения исходных намерений и реального результата в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы, мы также отмечаем определенную специфику. По нашим данным, для низкокреативных испытуемых оказалось более характерно переживание различного рода трудностей, связанных, с одной стороны, с недостаточным развитием коммуникативных навыков (не всегда могут поставить себя на место собеседника, найти общую тему для разговора, искренне сделать комплимент, оказать воздействие на другого человека, когда это необходимо и т.п.) (20,8 и 13,2), а с другой — с эмоционально-личностными трудностями, когда общение осложняется из-за внутренней неуверенности, стеснительности, застенчивости, страха оказаться в неловком положении и т.п. (20,9 и 13,1).

Обобщая данные сравнительного анализа, можно сказать, что высококреативные испытуемые значительно превосходят низкокреативных по уровню развития социального интеллекта. Они проявляют гораздо больше интереса к глубокому познанию других людей и, как следствие, лучше понимают их поведение. Низкокреативные испытуемые, напротив, склонны к более поверхностным контактам, меньше интересуются миром окружающих и, как следствие, оказываются значительно менее адаптивны в различных социальных ситуациях. Различия между представителями обеих групп проявляются как в содержательно-смысловом, так и в инструментально-стилевом аспектах.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. — М., 1962.

[2] Артемьева Т.П. Проблема способностей: личностный аспект // Психол. журнал. — 1984. — № 3.

[3] Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. — М.: МГУ, 1986.

[4] Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и психология личности. — Киев: Вища школа, 1978.

[5] Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов н/Д.: изд-во Ростов. ун-та, 1983.

[6] Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей / Общая психодиагностика. — М., 1987.

CORRELATION OF SOCIABILITY, SOCIAL INTELLECT AND CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS

A.V. Duzkryatchenko

Social and Differential Psychology Chair Peoples’ Friendship University of Russia Miklucho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

Comparative analysis of social intellect and sociability of students majoring in journalism at PEUR. Key words: creativity, social intellect, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.