Научная статья на тему 'Соотношение международного и внутригосударственного права в осуществлении защиты прав человека'

Соотношение международного и внутригосударственного права в осуществлении защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
816
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / ООН / UN / ОБСЕ / OSCE / СОВЕТ ЕВРОПЫ / COUNCIL OF EUROPE / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД / EUROPEAN COURT OF JUSTICE / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Валерий Витальевич

Рассматривается соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека, анализируются конкретные законы Российской Федерации и Европейского союза. Отмечается, что в настоящее время одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF THE INTERNATIONAL AND INTERNAL LAW IN IMPLEMENTATION OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

The paper considers the relationship and interaction of international and domestic law for the protection of human rights, analyzes specific laws of the Russian Federation and the European Union. Noted that currently one of the most important processes in the mechanism of protection of human rights is the convergence of different legal systems of national legislation with international law.

Текст научной работы на тему «Соотношение международного и внутригосударственного права в осуществлении защиты прав человека»

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)

52

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

УДК 343.811

соотношение международного и внутригосударственного права в осуществлении защиты прав человека

В.В. Андреев

Рассматривается соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека, анализируются конкретные законы Российской Федерации и Европейского союза. Отмечается, что в настоящее время одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

Ключевые слова: международное право; права человека; конституция; ООН; ОБСЕ; Совет Европы; Российская Федерация; Европейский Суд; правовая система.

V.V. Andreyev. RATIO OF THE INTERNATIONAL AND INTERNAL LAW IN IMPLEMENTATION OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS

The paper considers the relationship and interaction of international and domestic law for the protection of human rights, analyzes specific laws of the Russian Federation and the European Union. Noted that currently one of the most important processes in the mechanism of protection of human rights is the convergence of different legal systems of national legislation with international law.

Keywords: international law; human rights; the constitution; the UN; OSCE; Council of Europe; the Russian Federation; the European Court of Justice; the legal system.

Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права в области защиты прав человека представляет собой одну из актуальных проблем юридической науки и практики. Проблема прав человека сложна, всеобъемлюща и многопланова. Для нее характерны международно-правовые, политические, экономические, социальные, культурные, юридические и другие аспекты. Конституция Российской Федерации (ст. 2) объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Конституционное закрепление обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека есть выражение сущности нового конституционного строя, в котором власть принадлежит суверену - многонациональному народу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, при этом каж-

дый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Российская Федерация является участницей многих важнейших международных соглашений в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других. Проблема защиты прав человека уже давно вышла за национальные рамки и приобрела универсальный характер, а приоритет прав человека в системе социальных ценностей закреплен в универсальных и европейских правовых документах. Одна из авторитетных международных организаций, поставившая в центр своей деятельности развитие демократии, уважение прав человека и верховенство закона - Совет Европы. Созданная в 1949 г. эта организация является самой представительной международной организацией европейского

континента. Деятельность Совета Европы заметно активизировалась в последние годы в связи с увеличением количества членов этой организации за счет стран Центральной и Восточной Европы. Совет Европы 4 ноября 1950 г принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод - основополагающий европейский договор. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г №54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [1]). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Как и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, решения Европейского Суда в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, включая право на доступ к суду и справедливое правосудие, являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами - при применении соответствующих норм права. Так, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин на VIII международном форуме по конституционному правосудию «Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в практике конституционных судов стран Европы» отметил: «В силу статьи 32 Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский Суд по правам человека имеет право решать все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Поэтому правовые позиции Европейского Суда, изла-

гаемые им в решениях при толковании положений Конвенции и Протоколов к ней и сами прецеденты Европейского Суда признаются Российской Федерацией как имеющие обязательный характер» [9].

Задача Европейского Суда по правам человека заключается в том, чтобы унифицировать на европейском пространстве защиту прав человека, способствовать своими решениями позитивным изменениям в функционировании важных механизмов современного демократического общества, содействовать приведению требований европейского стандарта прав человека к идеалу. В ведении Суда находятся вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Во-первых, это межгосударственные дела: любое государство может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении Конвенции и Протоколов к ней другим государством, причем с обеих сторон выступают государства - члены Совета Европы. Во-вторых, это индивидуальные жалобы. Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одним из государств, входящих в Совет Европы, их прав, признанных в Конвенции или Протоколах к ней. В-третьих, это консультативные заключения: Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

В настоящее время Европейский Суд рассматривает все вопросы, связанные с обращением, включая и вопросы приемлемости. При этом можно выделить основные условия приемлемости: 1) Суд принимает к рассмотрению жалобы, поступающие: от любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской конвенцией; государства - участника в случае межгосударственных жалоб; 2) в Суде рассматриваются только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством; 3) рассмотрению подлежат жалобы, связанные с нарушением только тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней; 4) заявителем должны быть исчерпаны все внутренние средства защиты; 5) заявление в Европейский Суд необходимо подавать в течение шести месяцев со

54

вестник Российского университета кооперации. 2013. №4(14)

дня вынесения последнего решения в государстве - ответчике; 6) жалоба должна быть обоснованной, т.е. именно на заявителя возлагается обязанность доказать нарушение его права со стороны государства; 7) нарушение права должно произойти на территории, которая находится под юрисдикцией Европейского Суда;

8) жалоба не может быть анонимной и не может содержать оскорбительных высказываний;

9) нельзя подавать жалобы по одному и тому же делу одновременно в два (и более) международных органа.

За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами - членами Совета Европы решений Суда. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров - исключению государства из состава Совета Европы. В соответствии со ст. 46 Конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство - участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы.

Конституционный Суд Российской Федерации впервые сослался на постановления Европейского Суда в своем постановлении от 23 ноября 1999 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская Церковь прославления», указав, что постановления Европейского Суда по правам человека от 25 мая 1993 г. и от 26 сентября 1996 г. разъясняют характер и масштаб обязательств государства, вытекающих из ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [2].

В п. 2.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан

разъясняется: в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем международный договор Российской Федерации имеет приоритет перед законом при наличии коллизии между ними [3].

В последние годы Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при рассмотрении дел стали более активно и уверенно использовать практику Европейского Суда по правам человека, что является позитивным моментом в работе над гарантиями защиты прав человека в государстве. О необходимости применения правовых позиций Европейского Суда говорится и в специальном Информационном письме ВАС РФ от 20 декабря 1999 г. № С1-7/ СМП-1341 «Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие» [4], в которых суд ориентировал арбитражные суды на соблюдение положений, сформулированных Европейским Судом и направленных на защиту имущественных прав и права на правосудие. Кроме того, на это указывается в п. 10-15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [5], п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» [6], в преамбуле и п. 1 и 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [7].

В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» указывается, что в силу п. 1 ст. 46 Конвенции, где записано, что Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами, эти постановления в отношении Российской Федерации, принятые окончательно, являются обязательными для всех органов государственной власти Российской Федерации, в том числе и для судов. Из указанного постанов-

ления Пленума и Конвенции о защите прав человека и основных свобод усматривается положение, согласно которому для Российской Федерации юридически обязательное значение имеют только постановления, принятые Европейским Судом в отношении Российской Федерации. В то же время следует отметить, что правовая система Европейского Суда является living system («живой»), так как она основана на прецедентах и изменяется с принятием каждого нового решения. Это означает, что каждый обращающийся в Европейский Суд заявитель, восстанавливая свои нарушенные права, потенциально может изменить представления о содержании того или иного права, а также изменить правовую действительность своей страны. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства - ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств -участников Конвенции. Поэтому в настоящее время одним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

Список литературы

1. О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней: федер. закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 14, ст. 1514.

2. Конституционный Суд. По делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого п. 3 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская Церковь прославления»:

постановление от 23 ноября 1999 г. № 16-П // Рос. газ. 1999. 16 дек.

3. Конституционный Суд. По делу о проверке конституционности положений ст. 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамск-нефтехим» и «Хакасэнерго»: постановление от 5 февраля 2007 г. № 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2007. № 1.

4. Высший Арбитражный Суд. Об основных положениях, применяемых Европейским Судом по правам человека при защите имущественных прав и права на правосудие: информационное письмо от 20 декабря 1999 г. № С1-7/СМП-1341 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 2.

5. Верховный Суд. Пленум. О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации: постановление от 10 октября 2003 г. № 5 // Бюллетень ВС РФ. 2003. № 12.

6. Верховный Суд. Пленум. О судебном решении: постановление от 19 декабря 2003 г. № 23 // Рос. газ. 2003. 26 дек.

7. Верховный Суд. Пленум. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление от 24 февраля 2005 г. № 3 // Рос. газ. 2005. 15 марта.

8. Конституция. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

9. Зорькин В.Д. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в реализации Конвенции о защите прав человека и основных свобод // Имплементация решений Европейского Суда по правам человека в практике конституционного правосудия. М., 2006.

АНДРЕЕВ Валерий Витальевич - доктор исторических наук, профессор, ректор. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

ANDREYEV, Valery Vitalyevich - Doctor of Historical Sciences, Professor, Rector. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.