Научная статья на тему 'Соотношение концепции естественных прав гражданина и правового регулирования национальной безопасности'

Соотношение концепции естественных прав гражданина и правового регулирования национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
естественные права / гражданин / общество / государство / национальная безопасность / угроза / ограничение / баланс интересов / natural rights / citizen / society / state / national security / threat / restriction / balance of interests

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рудакова Ольга Николаевна

В статье рассматривается проблема соотношения обеспечения национальной безопасности и соблюдения естественных прав граждан Российской Федерации, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the Concept of Natural Rights of a Citizen and Legal Regulation of National Security

The article deals with the problem of the correlation between ensuring national security and observing the natural rights of citizens of the Russian Federation guaranteed by the Constitution of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Соотношение концепции естественных прав гражданина и правового регулирования национальной безопасности»

Соотношение концепции естественных прав гражданина и правового регулирования национальной безопасности

РУДАКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: olg.rudackova8@mail.ru

Correlation of the Concept of Natural Rights of a Citizen and Legal Regulation of National Security

RUDAKOVA OLGA NIKOLAEVNA,

Adjunct of the 3rd Faœlty (Training of Sdentifk and Pedagogiœl Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: olg.rudackova8@mail.ru

УДК 342.7

Аннотация. В статье рассматривается проблема соотношения обеспечения национальной безопасности и соблюдения естественных прав граждан Российской Федерации, гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: естественные права; гражданин; общество; государство; национальная безопасность; угроза; ограничение; баланс интересов.

Annotation. The article deals with the problem of the correlation between ensuring national security and observing the natural rights of citizens of the Russian Federation guaranteed by the Constitution of the Russian Federation.

Keywords and phrases: natural rights; citizen; society; state; national security; threat; restriction; balance of interests.

Естественные права граждан Российской Федерации стали вектором развития государства в духовно-нравственной, политической, социальной, экономической сферах. Состояние естественных прав граждан при обеспечении национальной безопасности является основным показателем правовой зрелости общества и государства. Ограничение естественных прав человека становится свидетельством дисбаланса в отношениях триады «человек — общество — государство».

Концепция естественных прав человека всегда строилась на основании приоритетов над позитивным правом, и во главу угла ставились права, свободы и законные интересы человека, однако в условиях возникновения угроз, в том числе национальной безопасности, условия их реализации неизбежно меняются. Об этом говорит ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает возможность ограничения прав человека, в том числе в целях обеспечения безопасности государства.

В Российской Федерации отсутствует официальное определение понятия «безопасность». В Конституции Российской Федерации под безопасностью понимаются основания ограничения прав человека (ст. 13, 55, 56 и 74), предмет ведения (п. «м» ст. 71, п. «б» и «д» ч. 1 ст. 72) и функция главы государства (ст. 82) и органа власти (ст. 114).

Отсутствует определение безопасности и в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», однако в ст. 1 Федерального закона определены основные виды безопасности, среди которых безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность и безопасность личности1.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, дается определение национальной безопасности, которая понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета страны, ее независимости, государственной целостности, социально-экономического раз-вития2.

Таким образом, безопасность любого вида в первую очередь связана с безопасностью государства. Большинством авторов, которые занимаются проблемами безопасности, интересы личности рассматривают как одну из частей интересов общества и государства, что способствует их конкуренции [3, с. 19].

Данная конкуренция заставляет усомниться в том, что естественные права человека каким-то образом влияют на обеспечение национальной безопасности, так как судебная практика изобилует исками о признании незаконными ограничения правомочий субъективных прав в целях обеспечения национальной безопасности [1, с. 92]. Более того, в научных источниках популярно мнение, что конституционная норма о признании высшей ценно -стью прав и свобод человека на данный момент не получила воплощения в социальной деятельности ни за рубежом, ни в России [2, с. 19]. С учетом общественной практики и особенностей современной эпохи научное сообщество

1 О безопасности : Федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.06.2023).

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.06.2023).

на протяжении длительного времени не может прийти к консенсусу в поиске идеальной модели взаимодействия естественных прав человека и национальной безопасности.

Нельзя не согласиться с тем, что современный мир столкнулся с угрозами глобального характера, которые за последнее десятилетие только увеличиваются. Угрозы несут опасность для государств, народов и даже всего человечества. Все это способствует развитию новых подходов к правовому функционированию государства и общества, а также трансформации теории естественных прав человека [1, с. 79].

Идеи трансформации прав человека имели свое начало 11 сентября 2001 г., когда опасность международного террора кардинально изменила шкалу ценностей. Система обеспечения национальной безопасности основывалась на идее того, что либеральная концепция прав и свобод человека нарушает безопасность государства и народа, проживающего на его территории.

Исследователи делают глобальный вывод о том, что «четвертое поколение — это правовой ответ вызову XXI века, когда речь пойдет о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества» [4, с. 120]. Данное мнение поддерживает Г. Б. Романовский, считая, что в условиях борьбы с современными угрозами реализация принципов прав и свобод человека является проблематичной [11, с. 8]. Н. Н. Аверьянова полагает, что однозначное восприятие прав и свобод человека как высшей ценности «является правовой утопией» [1, с. 83], которая может быть опасной при возникновении угроз, в том числе угрозы национальной безопасности. Автор понимает национальную безопасность как состояние защищенности народа, проживающего на территории Российской Федерации. При возникновении негативных явлений, потенциально опасных для целого общества, интересы отдельной личности являются второстепенными. В связи с этим Е. А. Кузьмина предлагает уделить в Конституции Российской Федерации больше внимания правам народа [7, с. 3], поскольку в условиях глобальных угроз государство в первую очередь должно обеспечить возможность жизнедеятельности всех своих граждан.

По мнению ученых, утверждающих, что безопасность государства является приоритетным направлением при обеспечении национальной безопасности, такой статус безопасности государства является условием и основой успешной деятельности государства во всех сферах. Они полагают, что без дееспособного государства невозможно ни развитие обще-

ства, ни надежное предоставление гарантий, условий для жизни, развития и самовыражения человека. Это мнение подкрепляется стратегическими целями национальной безопасности, на которые было обращено внимание выше. Тем самым определяется, что, обеспечивая безопасность государства, возможно обеспечить безопасность обществу и противодействие различным угрозам [5].

Приведенные аргументы в еще большей степени подвергают сомнению фактическую приоритетность естественных прав человека. Однако сложно не согласиться с тем, что несоблюдение государством базовых обязательств по соблюдению естественных прав человека способно привести к дискредитации благих начал, заложенных в борьбе с многочисленными угрозами при обеспечении национальной безопасности.

Мы разделяем позицию В. А. Кузенкова, который настаивает, что нельзя абсолютизировать безопасность государства [6, с. 33] и необходимо осознавать, что содержание государственной безопасности предопределяет следование интересам человека, а составляющие государственной безопасности в первую очередь основываются на безопасности личности. Данное положение отражено в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где основной ценностью декларируется человек, его права и свободы, и тем самым предполагается, что естественные права человека как высшая конституционная ценность не могут быть ограничены. Таким образом, конституционные ценности должны оставаться незыблемыми [8, с. 70] и неприкасаемыми при любых обстоятельствах в мире и должны являться ориентиром при принятии мер по обеспечению национальной безопасности. Ведь ценность является ориентиром, который указывает не как делать, а к чему стремиться [9, с. 345].

Важно отметить, что создание и поддержание на должном уровне правовой основы обес-

печения национальной безопасности является основной предпосылкой эффективного обеспечения национальной безопасности [10, с. 21]. Однако приоритетность естественных прав в данных правовых основах должна существовать не формально, а быть основным критерием в обеспечении национальной безопасности. Принятие этого посыла в обеспечении национальной безопасности способно удержать баланс между человеком, обществом и государством, где естественные права будут основополагающими.

Сложно не согласиться с тем, что в обществе и государстве, где безопасность естественных прав человека обеспечивается минимально, иные права имеют относительную ценность. Соблюдение безопасности народа и государства невозможно там, где отсутствует режим безопасности, гарантирующий жизнь и здоровье каждого гражданина.

Таким образом, влияние естественных прав гражданина значимо лишь в нормативных правовых актах Российской Федерации, что же касается практического их применения, то количество исков об ущемлении естественных прав человека растет в геометрической прогрессии. Все это способствует утверждению в научном сообществе идеи о приоритетности иных субъектов конституционно-правовых отношений. Представляется необходимым сформировать новую модель национальной безопасности государства, которая отвечала бы условиям современности. Важно выходить на новый уровень развития, на котором необходимо находить компромисс вариантов, соблюдение баланса между интересами национальной безопасности и естественными правами граждан, где права граждан будут в приоритете. Для эффективного обеспечения национальной безопасности требуется защита именно естественных прав гражданина, поскольку они являются наиболее уязвимыми.

Список литературы:

1. Аверьянова Н. Н. Поиск новой модели взаимодействия прав человека и безопасности // Права человека и безопасность в современном мире: гибридные угрозы и новые вызовы / Н. Н. Аверьянова, Д. С. Ве-лиева, Е. А. Капитонова и др. М., 2021.

2. Арбузкин А. М. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью? // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 2.

3. Велиева Д. С., Пресняков М. В. Юридическая безопасность и правовая определенность

личности: конституционно-правовой аспект // Права человека и безопасность в современном мире: гибридные угрозы и новые вызовы / Н. Н. Аверьянова, Д. С. Велиева, Е. А. Капитонова и др. М., 2021.

4. Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. 9-е изд., стер. М., 2013.

5. Володин А. В. Государственная безопасность — основной приоритет национальной безопасности Российской Федерации // Армия и общество. 2012. № 2 (30). URL: https://

суЪег1ешпка.ги/аг11с1е/п^08иёаг81уеппауа-Ье20ра8п081:-08п0уп0у-ргюгке1:-па18юпа1п0у-Ъе20ра8П0811-г0881у8к0у-Геёега1811 (дата обращения: 05.03.2023).

6. Кузенков В. А. Конституционно-правовые основы обеспечения государственной безопасности в Российской Федерации : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

7. Кузьмина Е. А. Проблемы закрепления прав российского народа в Конституции России // Конституционное и муниципальное право.2013. № 9.

8. Малюшин А. А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики : монография. М., 2013.

9. Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости / под ред Г. Н. Комковой. М., 2009.

10. Редкоус В. М. Проблемы формирования административно-правовой основы обеспечения национальной безопасности в государствах — участниках СНГ // Национальная безопасность в условиях глобализации: формы и средства реализации : статьи I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тамбов, 2022.

11. Романовский В. Г. Конституционные ограничения прав человека в целях противодействия терроризму в России и за рубежом : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.