СООТНОШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
© Комарова О.Н.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В статье отражены результаты теоретического и экспериментального исследования соотношения интеллектуальных и волевых характеристик в структуре личности. Проанализированы подходы к изучению проблемы взаимосвязи интеллекта и воли, установлены психологиче-ские механизмы взаимосвязей интеллекта и волевых свойств как целостности, дана типологическая характеристика групп студентов с точки зрения их интеллектуально-волевых свойств.
Проблема взаимосвязи и взаимообусловленности интеллекта и воли нашла свое отражение в работах многих психологов (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, A.B. Веденов, В.И. Селиванов, E.H. Баканов, Б.М. Теплов и др.). Выготкий Л.С. указывал, что отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной и волевой сторон представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии [2].
В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается мысль о том, что один и тот же процесс может быть и обыкновенно бывает и интеллектуальным, и волевым. Всякий волевой процесс включает в себя интеллектуальные моменты, а интеллектуальные, в свою очередь, сплошь да рядом бывают волевыми [4].
Многие исследователи утверждают, что интеллектуальные возможности предполагаются волей как необходимое условие: где нет развитого интеллекта, там не может быть и воли. Чхартишвили Ш.Н. писал, что в волевом поведении широко используются возможности интеллекта, вследствие чего волевое поведение является одновременно и интеллектуальным [5].
Как указывал В.К. Калин, волевая регуляция начинается с интеллектуального акта - осознания проблемной ситуации и им же заканчивается в момент полного разрешения проблемной ситуации. Формирование информационной основы волевой регуляции он считает одной из важнейших функций интеллекта. Наиболее выпукло, по мнению В.К. Калина, взаимодействие воли и интеллекта появляется в процессе принятия решения: «... понимание проблемной ситуации - это функция интеллекта и аспект регуляции предметного содержания деятельности, а уж затем необходимо подавить эмоции, связанные с мотивацией, «толкающей» на продолжение поиска - функция воли» [3].
Рассматривая взаимосвязь волевых проявлений и интеллекта в проблемных ситуациях, В.И. Агапов указывал на важность роли взаимодействия мышления и воли в разрешении этого конфликта. При характерных
* Доцент кафедры Общей и практической психологии, кандидат психологических наук, доцент.
пробелах в знаниях, операционной недостаточности мышление и связанное с ним воображение «восстанавливают» волевой комплекс для организованных действий субъекта в проблемных ситуациях. Управляемость воли достигается за счет мыслительного механизма сличения и оценки воображаемых, гипотетических решений, найденного и объективно требуемого самой логикой проблемной ситуации. Эти оценки совпадений и расхождений предполагаемого и реального, субъективного и объективного направляют волю субъекта, отменяют одни волевые действия и формируют новые [1].
Ряд психологов рассматривали волевые качества личности как условия умственного развития. Они указывали на значимость волевой регуляции в осуществлении интеллектуальных действий.
Решение задачи требует определенного волевого усилия для преодоления встающих перед мышлением трудностей. Поэтому существенное значение для успеха в интеллектуальной работе имеют настойчивость, целеустремленность (волевые качества личности).
Основная мысль проводимых исследований заключается в следующем: волевое действие представляет собой действие, регулируемое мыслительными процессами, функция которых состоит в получении знаний о закономерных связях и отношениях, необходимых для волевой регуляции. Следовательно, волевая регуляция вытекает из интеллектуального уровня и без него невозможна, и далее, где нет развитого интеллекта, там не может быть воли.
Таким образом, волевые и интеллектуальные свойства личности, не представляя собой гомогенную структуру, должны анализироваться в субъекте психической деятельности как гармонично организованная целостность.
Представляется важным в конкретном исследовании рассмотреть взаимосвязь когнитивных и волевых особенностей личности, т.к. когнитивная сфера обладает многочисленными возможностями, способствующими инициации волевого механизма личности, создавая условия для раскрытия волевых качеств характера личности.
Для решения поставленных задач нами были подобраны и модифицированы методики, направленные на диагностику интеллекта, а также волевых и личностных параметров личности. Всего в исследовании приняли участие 289 испытуемых.
Для изучения интеллекта студентов нами использовалась методика АСТУР (тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников). Целостная картина результатов исследования выглядит следующим образом: 12,5 % студентов имеют высокий уровень интеллектуального развития, 13,8 % - низкий уровень развития, 73,7 % - средний уровень. Имеет место отставание в развитии такой логической операции как установление аналогий и родовидовых отношений. Кроме того, невысокое развитие имеют навыки нахождения правил построения числового ряда. Наиболее успешно студенты справились с заданиями на выявление общей осведомленности и с субтестом на пространственные представления.
Похожие результаты были получения при использовании Стандартных Прогрессивных Матриц Равена (низкий уровень интеллектуального развития имеют 15,2 % испытуемых, 65,1 % - средний уровень, 19,7 % - высокий).
В зависимости от уровня развития интеллектуального коэффициента в ММР1 (дополнительная шкала) нами были так же выявлены три группы студентов: с низким показателями - 20,42 %, со средними - 63,32 %, с высокими - 16,3 %.
Для оценки уровня развития волевых качеств был использован опросник ВКЛ. Полученные данные позволили разделить испытуемых на три группы: с высоким (21,1 %), средним (71,3 %) и низким (7,6 %) уровнем развития волевых качеств.
Для доказательства существенности (неслучайности) экспериментально обнаруженных различий ме^ду группами испытуемых применялся критерий Манна-Уитни. Различия ме^ду студентами с низким и средним интеллектом получены по шкалам «настойчивость», «организованность», «готовность преодолевать трудности». Для испытуемых первой группы характерна недостаточная степень развития ведущих волевых качеств (развитие таких качеств как самостоятельность, решительность, готовность преодолевать трудности не достигло даже 50 %-го уровня), что является причиной отрицательного отношения к встречающимся трудностям, стремления их избежать. Студенты этой группы мало активны, безынициативны, несамостоятельны, нуждаются в постоянной опеке и внешних педагогических воздействиях, так как при встрече с трудностями, как правило, отказываются от достижения цели.
Испытуемые со средним интеллектуальным развитием достигли среднего уровня развития волевых качеств (наиболее развиты организованность, выдержка). Они последовательны в своих поступках, умеют планировать и прогнозировать свои действия. Так же, как и студенты первой группы, они не стремятся к преодолению трудностей, делают это лишь по необходимости. Настойчивость в достижении поставленной цели проявляется у них избирательно и связана, как правило, с наличием интереса.
Для испытуемых с высоким интеллектуальным коэффициентом характерно умение самостоятельно ставить перед собой цели и проявлять настойчивость в их достижении, а также позитивное отношение к трудностям, готовность их преодолевать. Данные качества позволяют студентам этой группы добиваться успехов в различных видах деятельности. Они эффективно действуют не только под влиянием педагога, но и самостоятельно, отличаются выдержкой, отсутствием нервозности, положительным эмоциональным тонусом.
Мы утверждаем, что в какой-то момент времени при решении задачи, стоящей перед личностью, человеку мало иметь хорошие умственные способности, нужно иметь что-то еще. Это «что-то» в эксперименте проявилось как решительность, самостоятельность и способность решать проблему, несмотря на возникающие препятствия (отличия ме^ду второй и третьей группами). Эти качества, безусловно, относятся к волевым характеристикам, ко-
торые включаются в определенный момент с помощью главного инструмента человека - интеллекта. Что касается личностных особенностей - здесь преобладают две группы: первая - испытуемые склонны действовать преимущественно импульсивно, полагаясь на интуицию, умеют «поймать» нужный момент, решительны и напористы. Вторая группа - просчитывают и учитывают все до мелочей, упорно и настойчиво добиваются результата. Таким образом, волевой акт преломляется через призму личностных особенностей и имеет у разных людей различную окраску. Но в основе своей механизм один: стратегия достижения успеха, решительность и настойчивость.
Для обработки результатов нами был использован коэффициент корреляции рангов Спирмена. Методика Равена достигла положительной значимой корреляции со шкалой самостоятельности в ВКЛ; шкала интеллектуальной эффективности (1е) ММР1 имеет положительную значимую корреляцию со шкалами настойчивости, решительности, готовности преодолевать трудности; шкала интеллектуального коэффициента (1ф ММР1 положительно коррелирует со шкалами самостоятельности, выдержки (самообладания), решительности, готовности преодолевать трудности; результаты АСТУР показывают значимую корреляцию со шкалами выдержки, решительности, величины волевого развития в целом.
Математическая обработка данных методом факторного анализа выявила общий фактор, включающий показатели шкал и 1е в ММР1, АС-ТУР, а также такие волевые свойства, как организованность, настойчивость, решительность, готовность преодолевать трудности. Можно предполагать, что полученный фактор составляет тот важный механизм, который обеспечивает достижение результата и реализацию цели действия.
Таким образом, воля - это не самостоятельное психическое образование, а интегративный паттерн свойств и качеств личности, возникающий в нужный момент времени и являющийся «двигателем», своеобразным акцептором действия, которое мы можем назвать волевым. Оно направлено на достижение результата в условиях определенной иерархии мотивов деятельности.
В данном аспекте анализируя данные мы не можем сказать, что у второй группы испытуемых (со средним показателем нет волевых качеств, или что у них не хватает интеллектуального потенциала для решения задач. Но у них, в отличие от группы студентов с высоким уровнем интеллектуального развития, страдает тот самый «пусковой механизм» или, может быть, проводник, по которому происходит передача от намерения к действию. Мы можем условно оценить его как совокупность мотивацион-ных компонентов и тех самых волевых качеств личности, которые и создают возможность и способность человека действовать и достигать результата.
Ключевые моменты, вытекающие из анализа результатов, полученных в нашем исследовании:
- во-первых, установлена и математически обоснована взаимосвязь ме^ду интеллектом и волевыми характеристиками личности;
- во-вторых, группы испытуемых с низким и средним интеллектом отличаются между собой, в основном, по стратегии организации своей деятельности - по стремлению к успеху или избеганию неудач. Усилия членов второй группы направлены на задачу, ее решение, достижение успеха. Они умеют взять на себя ответственность за свои проявления и быть последовательными в своих действиях;
- в-третьих, группа студентов, имеющих высокий интеллект, к этим характеристикам добавляют умение в критический момент, когда одного интеллектуального потенциала уже недостаточно, включить волевые компоненты - решительность, самостоятельность, готовность преодолевать трудности, умение организовать эту деятельность в соответствии с запросами общества, а также эффективно взаимодействовать при этом с другими людьми.
Список литературы:
1. Агапов В.И. О взаимодействии воли и мышления в проблемных ситуациях // Проблемы психологии воли. - Рязань, 1974. - С. 16-18.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.
3. Калин В.К. Воля. Эмоции. Интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. - Симферополь, 1983. - С. 171-175.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.,1999. - 705 с.
5. Чхартишвили Ш.Н. Проблема воли в психологии // Вопросы психологии. - 1967. - № 4. - С. 72-81.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЫБОРА ПАРТНЁРА ДЛЯ ДОЛГОСРОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТКАМИ КОЛЛЕДЖА
© Кормилицин A.B.*, Батухтин A.B.4, Кочурина H.A.*, Рудин И.В.*
Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Томский медико-фармацевтический колледж, г. Томск Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
В представленной работе даётся описательная характеристика социальной и биологической компоненты выбора партнёра для долгосроч-
* Студент кафедры Психологии и развития личности ТГПУ.
* Преподаватель ТМФК, кандидат медицинских наук.
" Старший преподаватель кафедры Нормальной физиологии СибГМУ, кандидат медицинских наук.
* Профессор кафедры Психологии развития личности ТГПУ, доктор медицинских наук.