Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ / ПОДРОСТКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

Материалы VI Национального конгресса с международным участием «Здоровые дети — будущее страны»

соотношение индивидуальных и групповых музыкальных предпочтений в подростковом возрасте

Посохова Светлана Тимофеевна, Баулина Мария Алексеевна

Санкт-Петербургский государственный университет, 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7-9

svetpos@mail.ru st086463@student. spbu.ru

ключевые слова: музыкальные предпочтения, подростки.

Введение. Подростковый возраст известен как период интенсивных физических и психологических трансформаций, повышающих чувствительность к любым внешним оценкам поведения, высказываний или внешнего вида подростков. При этом наибольшее значение имеет точка зрения сверстников, что заставляет каждого подростка искать пути сближения с ними. Увлечение музыкой выходит за рамки регулирования настроения. Демонстрируя определенное музыкальное поведение, показывая свою приверженность какому-либо направлению или жанру музыки, подростки поддерживают позитивные отношения со сверстниками. Так, осведомленность подростков в сфере популярной музыки повышает их положение среди сверстников. Согласно теории социальной идентичности H.Tajfel (1971) музыка используется подростками для формирования позитивной социальной идентичности и группового сравнения, и как следствие — для активизации межгрупповой дифференциации. Более того, предпочитаемая музыка может стать значимой причиной для межличностной (я бы здесь написала «межгрупповой») дифференциации подростков, принадлежащих одной группе. Такой эффект создает фанатская музыкальная культура, которая делит слушателей определенного стиля или жанра на «настоящих» и «обычных» внутри, казалось бы, любителей одной музыки, которая должна объединять их.

цель исследования. Проведенное исследование было направлено на установление взаимосвязей между личным и групповыми музыкальными предпочтениями подростков.

Материалы и методы. Выборку исследования составили 107 человек — учащихся одного из педагогических колледжей Санкт-Петербурга, средний возраст которых составил 16 лет. Подростки не обучались в музыкальных школах, не занимались музыкой с преподавателем или самостоятельно, не были участниками подростковых музыкальных групп. Подростки дали добровольное согласие на участие в исследовании и были осведомлены о его конфиденциально-

Использовался опросник «Music Preferences Questionnaire — MPQ» (Sikkema, 1999) для определения музыкальных предпочтений и музыкальных потребностей. Подросткам предлагалось построить рейтинг личных предпочтения девять музыкальных стилей: поп. рок (инди, альтернативная), хип-хоп (рэп), R&B (соул, фанк), тяжелый рок (heavy metal, панк), электронная музыка (хаус, техно), фолк (народная музыка), классическая музыка и джаз (блюз). Затем необходимо было составить рейтинг этих же стилей, который, по их мнению, существует в группе.

Для статистической обработки применялись дескриптивный анализ, корреляционный анализ по методу Спирмена.

Согласно полученным результатам, подростки обладают широким спектром личных музыкальных предпочтений. В топ наиболее предпочитаемых стилей входят хип-хоп, поп-музыка и рок. Число подростков, предпочитающих эти стили, колеблется в пределах 14,5%, 14,4% и 12,0% от количества всех участников исследования. Корреляционный анализ показал статистически достоверную связь предпочтений этих музыкальных стилей и их важности для жизни подростков. Чем выше предпочтение этих музыкальных стилей, тем они более значимы для жизни в целом (при р < .0,05-0,01). Для тех, кто предпочитает хип-хоп, музыка важна и в жиз-

forcipe

том 5 спецвыпуск 2 2022

eISSN 2658-4182

Материалы VI Национального конгресса с международным участием

«Здоровые дети — будущее страны»

ни, и в общении. Предпочитающие этот стиль подростки чаще всего слушают ее с друзьями, что подтверждает социальное влияние популярности этого стиля (при р < .0,05-0,01). Рок музыку чаще все слушают в одиночестве (при р < .0,05).

Хип-хоп, поп-музыка и рок признавались подростками наиболее предпочитаемыми также среди сверстников. Подростки считали, что хип-хоп предпочитают 16,0% сверстников, поп-музыку — 15,2%, а рок — 11,5%. Удалось установить взаимосвязи между личным предпочтением хип-хопа, поп-музыки и их ценности у сверстников для жизни. Личное предпочтение хип-хопа сочетается с оценкой его значимости для общения, которую разделяет группа сверстников (при р < .0,05-0,01).

Совпадение личной и групповой оценки выявлено и в отношении наименее предпочитаемых музыкальных направлений. Речь идет о фолк-музыке и тяжелом роке. Личное предпочтение этих стилей отмечают 9,0% и 8,1% подростков, групповые предпочтения приписываются 8,3% и 9,0% подростков. При этом предпочтение тяжелого рока связано со значимостью для общения подростков (при р < .0,05).

Обнаружено совпадение личной и групповой значимости музыки для подростков в их жизни и в общении.

Заключение. Музыкальные предпочтения можно рассматривать как важную составную часть не только самоидентичности, но и социальной идентичности подростков. В них заложен потенциал как объединения, так и отчуждения. Наибольшим предпочтением в подростковой среде пользуется энергично-ритмичная музыка, которая оказывается значимой для сближения со сверстниками, особенно в сфере общения.

FORCIPE

VOL. 5 SUPPLEMENT 2 2022

ISSN 2658-4174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.