Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ'

СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стрельницкая А.А.

В статье рассматривается соотношение эмоциональной направленности личности и механизмов психологической защиты у студентов. Исследуются эмоциональная направленность и механизмы психологической защиты у студентов 2 курса двух специальностей. Приводятся результаты эмпирического исследования в сравнении двух специальностей по методикам Б. И. Додонова «Предпочитаемые переживания», Р. Плутчика «Индекс жизненного стиля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE EMOTIONAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL AND THE MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE IN STUDENTS

The article deals with the correlation of the emotional orientation of the individual and the mechanisms of psychological defense in students. The emotional orientation and mechanisms of psychological defense in students of two courses of two different specialties are investigated. And also results of empirical research in comparison of two specialties are given on methods B.I. Dodonova «Preferred experiences», R. Plutchik «Index of life style».

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.922

Стрельницкая А. А. студент 2 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Бородина И.И.

старший преподаватель Россия, г. Симферополь

Strelnitskaya AA

Student 2 course, direction of training "Psychology" GBOU VK RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol supervisor Borodina I.I.

senior lecturer

СООТНОШЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У

СТУДЕНТОВ

THE RATIO OF THE EMOTIONAL ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL AND THE MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL

DEFENSE IN STUDENTS Аннотация: В статье рассматривается соотношение эмоциональной направленности личности и механизмов психологической защиты у студентов. Исследуются эмоциональная направленность и механизмы психологической защиты у студентов 2 курса двух специальностей. Приводятся результаты эмпирического исследования в сравнении двух специальностей по методикам Б. И. Додонова «Предпочитаемые переживания», Р. Плутчика «Индекс жизненного стиля».

Annotation: The article deals with the correlation of the emotional orientation of the individual and the mechanisms of psychological defense in students. The emotional orientation and mechanisms of psychological defense in students of two courses of two different specialties are investigated. And also results of empirical research in comparison of two specialties are given on methods B.I. Dodonova «Preferred experiences», R. Plutchik «Index of life style».

Ключевые слова: эмоциональная направленность, механизмы психологической защиты, профессиональное становление, личность.

Key words: emotional orientation, mechanisms of psychological defense, professional formation, personality.

Актуальность рассмотрения эмоциональной направленности личности и психологических механизмов защиты у студентов в профессиональном становлении определяется выявлением оптимального соответствия личности к требованиям выбранной профессии, а также для определения соотношения двух компонентов и их влияния на выбор профессии. Взаимное соответствие человека и его рабочей деятельности важный аспект изучения, в связи с тем,

что в среднем человек работает весь период взрослости.

У разных людей профессиональное становление происходит индивидуально и по большей части может зависеть от выбора труда в период оптации. Ученые занимавшиеся профессиоведением (А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов и др.) говорят о необходимости создания для личности условий, в которых человек может стать полноценным субъектом в своей профессиональной деятельности. Подход такого рода предполагает не только выявление психологических особенностей, направленностей и склонностей личности к определенным видам деятельности, но и ориентацию на личностные механизмы человека в выборе профессии, которые регулируют профессиональное становление в полной мере. Отечественные ученые Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович говорят о том, что направленность личности является новообразованием периода старшего подросткового возраста, в это время у человека формируется уже устойчивая внутренняя позиция.

Целью данной статьи является выявить и описать соотношение эмоциональной направленности личности и психологических защит у студентов.

Профессиональное становление является формой личностного становления индивида, которое рассматривается через призму профессиональной деятельности [2]. Показателями профессионального становления являются формальные критерии: дипломы специалиста, сертификат повышения квалификации, должности; и неформальные: неординарное мышление, умение применить нестандартное средство для решений задачи, востребованность труда [3]. В процессе профессионального становления личность проходит через определенные этапы, которые помогают ему усовершенствоваться в своей профессиональной деятельности и помочь наработать опыт и мастерство в своем деле. Отечественные ученые говорят о том, что направленность личности является новообразованием периода старшего подросткового возраста, в это время у человека формируется уже устойчивая внутренняя позиция. Для различных типов профессий эмоциональная направленность имеет различные составы, которые в определенной степени подходят для каждой профессии индивидуально, а какие-то мешают профессиональному становлению.

На рабочую деятельность индивида, могут влиять его защитные механизмы, проецируя, вытесняя или другими способами помогая справляться с трудностями и негативными моментами. Также, эмоциональная направленность во многом определяет выбор человека, его интересы и стремления. Они могут служить мотивом для личности и толкать его к желаемым ощущением как в профессиональной деятельности, так и в обыденной жизни.

Для выявления особенностей личностного развития студентов в контексте их профессионального становления было проведено исследование эмоциональной направленности и механизмов психологической защиты у 30

студентов, в том числе 14 из них составили студенты Севастопольского Государственного университета, обучающиеся по специальности «Кораблестроитель», еще 16 студентов Крымского инженерно-педагогического университета специальности «Психология». Возраст испытуемых 18-20 лет. Для данного исследования мы взяли методики Б. И. Додонова «Предпочитаемые переживания» и Р. Плутчика «Индекс жизненного стиля».

У будущих психологов эстетическая, коммуникативная, гностическая и акизитивная направленность личности преобладала у 6 % студентов, альтруистическая направленность преобладала у 31 % студентов, романтическая и праксическая у 13 % студентов, глорическая у 19% обследуемых. В обследуемой группе не выявлены гедонистическая и пугническая направленности личности. Можно заметить, что у большинства студентов этого направления преобладает альтруистическая эмоциональная направленность.

Для будущих кораблестроителей характерна праксическая направленность личности (21 % студентов) и гедонистическая (29 %). Эстетическая, коммуникативная, пугническая, романтическая и глорическая направленность была выявлена у 7% опрошенных, акизитивная у 15%. Среди них не выявлены гностики и альтруисты.

Для будущих психологов выявлены следующие виды психологических защит, как вытеснение (19%испытуемых), регрессия (6%), проекция (44%), компенсация (12%), рационализация (19%). Не проявились в этой группе обследуемых замещение, отрицание, гиперкомпенсация. Мы видим, что проекция как механизм психологической защиты преобладает у большинства студентов специальности «Психология».

Для студентов специальности «Кораблестроитель» получены следующие результаты: вытеснение преобладало у 22% испытуемых, регрессия у 7%, отрицание у 14%, проекция у 14%, компенсация у 7%, рационализация у 36%. Не продемонстрированы замещение и гиперкомпенсация. У большего количества студентов преобладает механизм психологической защиты- рационализация.

Можем предположить, что у испытуемых студентов-психологов с преобладающим механизмом проекции выявлена альтруистическая эмоциональная направленность. Она служит для того, чтобы справляться, через помощь другим, со своими неосознаваемыми проблемами.

Также, как у студентов специальности «Кораблестроитель» преобладает рационализация. Этот механизм психологической защиты позволяет воспринимать только ту часть информации, и делать такие выводы, благодаря которым собственное поведение осознается как хорошо контролируемое в сочетании с гедонистической эмоциональной направленностью, которая характеризуется удовлетворением потребности телесной и душевном комфорте.

Не смотря на различие теоретических подходов к определению

эмоциональной направленности личности (личностный и деятельностый подход отечественной психологии) и психологических защит (психодинамический подход) можно говорить о целостности личностного функционирования как на основе осознания и ценности устойчивых эмоциональных переживаний, так и вытеснения негативных, защите психики от них.

Использованные источники:

1. Бородина И. И. Трансформации мотивационной сферы личности будущего психолога в процессе профессиональной подготовки // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах: Том 2 / Отв. ред. Богоявленская Д. Б. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 28 - 30.

2. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

3. Романова Е.С., Гребенников Л.Г. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. - Талант, 1996. - 144 с.

4. Смирнова, Г. Е. Методика Додонова Б.И. «Определение общей эмоциональной направленности личности». // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - 100 а

Стяжкина С.Н., д.м.н.

профессор Бабикова М.А. студент Кудрявцева Е.В. студент Ибрагимова Д.М.

студент

Ижевская государственная медицинская академия РОЛЬ НЕДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ДИСПЛАЗИИ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ ТКАНИ В ПАТОГЕНЕЗЕ ГЕМОРРОЯ Аннотация: Геморрой это заболевание, при котором происходит патологическое расширение вен геморроидального сплетения в виде узлов, которые располагаются под эпителием в области заднего прохода и под слизистой оболочкой ампулы прямой кишки.

Геморрой широко распространен: от этого заболевания страдают 37% населения экономически развитых стран, среди больных проктологического профиля он занимает первое место по обращаемости (от 34 до 41%). В пользу того, что геморрой является весьма существенной социальной и экономической проблемой говорит так же и тот факт, что внушительное количество пациентов (10-15%) - это лица молодого и трудоспособного возраста.

Ключевые слова: медицина, геморрой,синдром дисплазии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.