ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Belozerova L.A.
candidate of biological sciences, associate professor ofpsychology,
Ulyanovsk state pedagogical university Zabegalina S.W.
candidate ofpsychological science, assistant professor of the chair psychology, Ulyanovsk state pedagogical university
Белозерова Лилия Алмазовна
кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии, ФГБОУВО «УлГПУим. И.Н.Ульянова» Забегалина Светлана Викторовна
кандидат психологических наук, старший преподаватель
кафедры психологии, ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова»
THE EMOTIONAL ORIENTATION OF STUDENTS THE EMERGING
EMOTIONAL BURNOUT ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ С ФОРМИРУЮЩИМСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ
Summary: The authors show the issue of emotional orientation of the students the emotional burnout. It was found that the majority of surveyed students syndrome of emotional burnout is in the process offormation. Emotional burnout manifested of the students as a stress reaction to an emotionally-intense conditions ofprofes-sional learning. It has a negative impact on all aspects of the emotional spheres, including the emotional orientation of the person. In this study the authors found an inverse correlation between the final level of burnout and severity of altruistic, communicative, romantic, hedonistic and acquisition emotional orientation of the students.
Key words: emotional burnout, person, emotional orientation of the personality, the students, the stress reaction, adaptation.
Аннотация: В статье авторы поднимают проблему эмоциональной направленности у студентов с эмоциональным выгоранием. Установлено, что у большинства обследованных студентов синдром эмоционального выгорания находится в процессе формирования. Эмоциональное выгорание проявляется у них как стресс-реакция на эмоционально-напряженные условия профессионального обучения. Оно оказывает негативное воздействие на все аспекты эмоциональной сферы, в том числе, эмоциональной направленности личности. В ходе исследования авторами установлена обратная корреляционная связь между итоговым уровнем эмоционального выгорания и выраженностью альтруистической, коммуникативной, романтической, гедонистической и акизитивной эмоциональной направленности студентов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, личность, эмоциональная направленность личности, студенты, стресс-реакция, адаптация.
Профессиона
льное становление является сложным гетеро-хронным процессом, который реализуется на протяжении большей части жизненного пути человека. Трудности адаптации к любой профессиональной деятельности уже на стадии освоения, а, в дальнейшем, ее длительное выполнение без профессионального и личностного роста, деформирует личность, что, в свою очередь, препятствует ее самоактуализации, ведет к психоэмоциональной неудовлетворенности, снижает ее адаптивность и устойчивость, отрицательно сказывается на эффективности деятельности и качестве жизни [9, 10]. В результате несоответствия между личностью и профессией может развиваться эмоциональное выгорание. Оно представляет собой симптомокомплекс эмоциональных, моти-вационно-установочных и ценностных переживаний, возникающих при рассогласовании между
личностью и профессиональной деятельностью [5, 11].
Посредством эмоциональных переживаний человек субъективно выделяет события, которые затрагивают его ценностные ориентации и устремления. Способность личности устойчиво поддерживать требуемое от нее эмоционально насыщенное отношение к объектам своей профессиональной деятельности во многом зависит от ее эмоциональной направленности.
Эмоциональную направленность можно рассматривать в двух аспектах:
1. Как одну из сторон направленности личности - ее проекцию на эмоциональную сферу человека, отражающей ее социальные потребности и мотивы, которые являются доминирующими в направленности личности;
2. Как закрепившуюся психологическую установку личности на переживания, которые выступают как специфические ценности, в качестве относительно самостоятельный потребности в определенных эмоциональных переживаниях [7].
Согласно классификации Додонова Б.И. [6] можно выделить следующие 10 типов эмоциональной направленности личности:
Альтруистическая, основанная на потребности в содействии, помощи и покровительстве другим людям;
Коммуникативная, возникающая на основе потребности в общении;
Глорическая - выражение потребности в самоутверждении, славе;
Праксическая - основана на переживаниях, вызываемых деятельностью;
Пугническая - происходит от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе;
Романтическая, базирующаяся на стремлении ко всему необычайному, таинственному и необыкновенному;
Эстетическая, основанная на переживаниях чувства прекрасного, гармонии с окружающим, тяге к произведениям искусства;
Гностическая, возникающая на основе потребности в когнитивной гармонии, разрешении проблемной ситуации;
Гедонистическая - базируется на переживаниях, связанных с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте;
Акизитивная - выражение потребности к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящей за пределы практической нужды в них.
В исследовании Доценко О.Н. и Обознова А.А. [7] доказано, что при соответствии эмоциональной направленности и требований профессии будет формироваться прогрессивно-творческий путь профессионального развития личности, в случае несоответствия - дезадаптивно-деформирующий, сопровождающийся эмоциональным выгоранием.
Учитывая, что выгорание оказывает негативное воздействие на все аспекты мотивационной и эмоциональной сферы, оно, по нашему мнению, будет сопровождаться изменением эмоциональной направленности личности студентов.
В исследовании приняли участие 100 студентов, в возрасте 21 - 23 лет, обучающихся на педагогических специальностях Ульяновского государственного педагогического университета.
Исследование эмоционального выгорания студентов проводилось нами с использованием методики В.В. Бойко [4]. В ходе проведения анализа научных источников, нами было установлено, что данная методика обладает достаточно высокой надежностью и валидностью не только для трудящихся, но и для студентов, что подтверждается рядом исследований с ее применением [1, 2, 12]. Методика представляет собой опросник, который включает в себя 84 суждения, позволяющих диагностировать следующие три фазы синдрома эмоционального выгорания: напряжение, резистенция и истощение. Каждая включает в себя четыре симптома. Если по результатам опроса сумма баллов составляет 9 и менее баллов, то это указывает на несложившийся симптом; если 10-15 баллов -складывающийся симптом, а 16 и более баллов -сложившийся симптом. Для определения показателей каждой из трех фаз суммируются данные выраженности каждого из четырех симптомов в фазе. Если испытуемый набирает 36 и менее баллов, то это указывает, что фаза не сформировалась; если 37-60 баллов - фаза в стадии формирования, а 61 и более баллов указывает на сформированность фазы. В заключение находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма показателей всех симптомов.
Для исследования эмоциональной направленности студентов применялась «Методика исследования эмоциональной направленности личности» (анкета Б. И. Додонова) [6]. Она представляет собой перечень эмоциональных переживаний, которые респондентам необходимо проранжировать в зависимости от того, какие они больше всего любят испытывать.
Все респонденты заполняли бланки опросников индивидуально. Полученный в ходе исследования материал был подвергнут статистическому анализу с применением пакетов компьютерной обработки данных «Statistika 6.0». Для оценки достоверности различий между исследуемыми группами нами был использован критерий Манна-Уитни. Для определения связей между уровнем выгорания и личностными особенностями студентов был применен коэффициент корреляции Пирсона.
В ходе исследования было установлено, что у большинства обследованных студентов (48%) синдром эмоционального выгорания находится в процессе формирования, либо не сформирован (34%) (см. Рис. 1).
Рисунок 1. Степень сформированности эмоционального выгорания (ЭВ) у студентов
Признаки сформировавшегося эмоционального выгорания выявлены у 18% респондентов.
Наши результаты подтверждают данные других научных исследований [2, 12, 13], в которых доказано, что эмоциональное выгорание выявляется уже у студентов, что обусловлено неприятием учебной и будущей профессиональной деятельности, длительными эмоциональными нагрузками, высокой частотой межличностных контактов,
стрессом, неизбежно возникающими в процессе обучения [3, 8].
Результаты исследования эмоциональной направленности показали высокие уровни альтруистической, романтической и коммуникативной направленности у студентов без эмоционального выгорания. В то же время у студентов со сформировавшимся эмоциональным выгоранием наиболее выраженными оказались значения альтруистической и эстетической направленности.
в о н н Эмоциональная направленность
дту с у и л <и аазк о с альтруистическая коммуникативная праксическая романтическая гедонистическая гностическая эстетическая акизитивная глорическая пугническая
без ЭВ 10,0± 9,8± 7,8± 9,7± 8,3± 7,3± 8,8± 8,7± 3,1± 5,6±
1,10 1,32 1,32 1,33 2,50 2,00 1,81 2,87 1,85 1,90
с ЭВ 8,1± 7,3± 6,6± 7,2± 5,8± 6,8± 8,1± 5,6± 4,0± 4,0±
1,82 2,45* 2,27 2,57* 2,70* 2,20* 2,18* 2,84 2,31 2,40
Таблица 1. Показатели эмоциональной направленности у студентов без эмоционального выгорания (без ЭВ) и со сформировавшимся синдромом (с ЭВ)
Примечание: полужирным шрифтом выделены значения с достоверными различиями (р<0,01); * - отмечены значения, различия между которыми попали в зону неопределенности.
Нами установлены достоверно более высокие значения альтруистической эмоциональной направленности у студентов без эмоционального выгорания в сравнении со студентами, имеющими эмоциональное выгорание. В содержательном плане данная направленность характеризует стремление к оказанию содействия и помощи другим людям, что позволяет получать студентам положительные эмоции, необходимые для успешного освоения профессией педагога, требующей альтруистического поведения.
Также в ходе исследования были выявлены достоверные различия в уровне акизитивной эмоциональной направленности между экспериментальными выборками, при этом в группе студентов с эмоциональным выгоранием, он был достоверно ниже. Данная направленность отражает потребность к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них, что, в свою очередь, требует от человека больших энергетических ресурсов на их поиск, приобретение, которых у «выгорающих» студентов, вероятно, недостаточно.
Эмпирические результаты не позволили определить достоверность различий в коммуникативной, гедонистической и романтической направленности у студентов обеих выборок. Возможно, что потребность в общении, дружеских отношениях, в сочувствующем собеседнике, и в телесном и душевном комфорте, которые лежат в основе коммуникативной и гедонистической направленности, являются базовыми для личности, поэтому их удовлетворение является приоритетным, в том числе и для «выгорающих» студентов. Романтическая направленность основывается на стремлении ко всему необычайному, таинственному, поэтому ее можно рассматривать как ресурсную для получения личностью приятных переживаний, эмоций.
Нами не были выявлены достоверные различия в уровне эстетической, гностической, пракси-ческой, пугнической и глорической эмоциональной направленности между студентами с
эмоциональным выгоранием и без него. То есть обследуемые обеих эмпирических выборок нуждаются в переживаниях гармонии с миром, чувства прекрасного, понимания и разрешения сложных проблем, преодоления опасности, в ценностных переживаниях, связанных с реализацией деятельности. При этом уровень потребности в самоутверждении, славы, почета был представлен достаточно низко у всех обследуемых, что, возможно связано со спецификой профессии учителя.
Анализ корреляционных связей между итоговым показателем синдрома эмоционального выгорания и эмоциональной направленностью показал их наличие с отрицательным знаком между альтруистической, коммуникативной, романтической, гедонистической и акизитивной эмоциональной направленностью с уровнем эмоционального выгорания студентов (см. Рисунок 2).
Рисунок 2. Взаимосвязи итогового показателя эмоционального выгорания (ЭВ) и показателей эмоциональной направленности (ЭН) студентов (сплошной чертой обозначены достоверные положительные связи, штриховой - достоверные отрицательные) (корреляция значима на уровне 0,05)
Вполне объяснимо, что чем выше уровень эмоционального выгорания у студентов, тем ниже их социальная потребность в содействии, помощи другим, общении и дружеских отношениях. Романтические, гедонистические и акизитивные эмоции можно рассматривать в качестве ресурса для получения позитивных эмоций. Однако, они являются неэффективными при эмоциональном выгорании, так как требуют больших энергетиче-
ских ресурсов, которых у выгоревших студентов нет.
Таким образом, в ходе исследования установлено, что у студентов педагогического направления подготовки возможно формирование эмоционального выгорания уже на стадии освоения профессии. Анализ результатов показал наличие обратной корреляционной связи между итоговым уровнем эмоционального выгорания и выраженно-
siSiil Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #12, 2016 стью альтруистической, коммуникативной, роман- ональной направленности студентов. тической, гедонистической и акизитивной эмоци-
Список литературы:
1. Алексеева Е. Е. Анализ причин эмоционального выгорания у будущих педагогов-психологов / Е.Е. Алексеева // Психология образования: проблемы и перспективы. Материалы Первой междунар. научн. практ. конф. - М., 2004. - №7. - С. 307-308.
2. Алексеева Е.Е. Психофизиологические и психологические маркеры эмоционального выгорания студентов педагогических и психологических специальностей / Е.Е. Алексеева // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 3. - С. 211 - 214.
3. Белозерова Л.А., Сафукова Н.Н. «Эмоциональное выгорание» как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий / Л.А. Белозерова, Н.Н. Сафукова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 2. С. 25 - 27.
4. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. -СПб.: Питер, 1999. - 434 с.
5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
6. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
7. Доценко О.Н., Обознов А.А. Эмоциональная направленность личности как фактор выгорания и удовлетворенности профессиональной деятельностью / О.Н. Доценко, А.А. Обознов // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коомуникативных профессий. -Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. - С. 107-115.
8. Забегалина С.В., Белозерова Л.А. Психологический стресс и эмоциональная напряженность как факторы дисфункциональных изменений личности / С.В. Забегалина, Л.А. Белозерова. - В сборнике: Практическая психология: актуальные вопросы и опыт исследований. сборник материалов международного научного е-симпозиума. - Киров, 2015. - С. 10 - 23.
9. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. - М.: Академический Проект, Деловая книга, 2005. - 240с.
10. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание. - 1996.- 308 с.
11. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Психологический журнал. -2001. - №1. - С. 90 - 101.
12. Фишман Б.Е., Гольцова Н.В. Реальность эмоционального выгорания у студентов медицинского колледжа / Б.Е. Фишман, Н.В. Гольцова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9. - С. 2774-2778.
13. Черникова Т.В. Эмоциональное выгорание у студентов-выпускников медицинского вуза как проекция их профессиональной мотивации / Т.В. Черникова // Известия Волгоград. Госуд. Пед. Университета. - 2012. - Т. 74. - № 10. - С. 143-148.