Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ: КАРНАЙ, СУРНАЙ И НОГОРА'

СООТНОШЕНИЕ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ: КАРНАЙ, СУРНАЙ И НОГОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карнай / сурнай / ногора / национальная традиция / музыкальные инструменты. / karnai / surnai / nogora / national tradition / musical instruments.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курбонова Мукаммал Мамуровна

музыкальные инструменты издревле играли важную роль в духовной жизни узбекского народа, тесно переплетаясь с повседневным образом жизни. У них также есть особенность в формировании мировоззрения людей. Особенное искусство исполнения на инструменте сформировалось нашими предками на протяжении веков как уникальное эстетическое средство, вызывающее большой интерес не только в музыкальной науке, но и в современном музыкальном творчестве. А изучение всех его особенностей и граней поможет обогатить практику игры на инструменте. В данной статье представлена информация о карнае, сурнае и ногора, которые считаются одними из древних национальных музыкальных инструментов узбекского народа. В то же время говорится также об участии и важности этих инструментов в проведении национальных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF SPIRIT AND IMPACT INSTRUMENTS WITH NATIONAL TRADITIONS: KARNAI, SURNAI AND NOGORA

musical instruments have played an important role in the spiritual life of the Uzbek people since ancient times, closely intertwined with the daily way of life. They also have a peculiarity in shaping people's worldview. Especially the art of performing on an instrument was formed by our ancestors over the centuries as a unique aesthetic means that arouses great interest not only in musical science, but also in modern musical creativity. And the study of all its features and facets will help enrich the practice of playing the instrument. This article provides information about karnai, surnai and nogara, which are considered to be one of the ancient national musical instruments of the Uzbek people. At the same time, they also talk about the participation and importance of these instruments in carrying out national traditions.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ: КАРНАЙ, СУРНАЙ И НОГОРА»

СООТНОШЕНИЕ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ: КАРНАЙ, СУРНАЙ И НОГОРА

Курбонова М.М.

Курбонова Мукаммал Мамуровна - заведующий кафедрой, кафедра народного творчества, Ферганский областной филиал Институт искусств и культуры Узбекистана, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальные инструменты издревле играли важную роль в духовной жизни узбекского народа, тесно переплетаясь с повседневным образом жизни. У них также есть особенность в формировании мировоззрения людей. Особенное искусство исполнения на инструменте сформировалось нашими предками на протяжении веков как уникальное эстетическое средство, вызывающее большой интерес не только в музыкальной науке, но и в современном музыкальном творчестве. А изучение всех его особенностей и граней поможет обогатить практику игры на инструменте. В данной статье представлена информация о карнае, сурнае и ногора, которые считаются одними из древних национальных музыкальных инструментов узбекского народа. В то же время говорится также об участии и важности этих инструментов в проведении национальных традиций.

Ключевые слова: карнай, сурнай, ногора, национальная традиция, музыкальные инструменты.

RELATIONSHIP OF SPIRIT AND IMPACT INSTRUMENTS WITH NATIONAL TRADITIONS: KARNAI, SURNAI AND NOGORA Kurbonova M.M.

Kurbonova Mukammal Mamurovna - Head of the Department, DEPARTMENT OF FOLK ART, FERGHANA REGIONAL BRANCH INSTITUTE OF ARTS AND CULTURE OF UZBEKISTAN, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: musical instruments have played an important role in the spiritual life of the Uzbek people since ancient times, closely intertwined with the daily way of life. They also have a peculiarity in shaping people's worldview. Especially the art of performing on an instrument was formed by our ancestors over the centuries as a unique aesthetic means that arouses great interest not only in musical science, but also in modern musical creativity. And the study of all its features and facets will help enrich the practice of playing the instrument. This article provides information about karnai, surnai and nogara, which are considered to be one of the ancient national musical instruments of the Uzbek people. At the same time, they also talk about the participation and importance of these instruments in carrying out national traditions.

Keywords: karnai, surnai, nogora, national tradition, musical instruments.

УДК 788.1 789.1

У каждого цивилизованного, культурного народа есть родной язык, традиции, литература, традиционные, материальные и духовные богатства. Узбекский народ обладает собственным духовным и материальным достоянием как одна из древнейших культур в мире. От наших предков мы унаследовали народные древние традиции. Это стоит того, чтобы гордиться ими. И наш священный человеческий долг -знать и сохранять эту древнюю культуру, традиции и передавать их следующим поколениям.

Выполняя наши национальные традиции, обычаи, мы всегда сопровождаемся национальными музыкальными инструментами. Особенно в праздновании радостных дней велика важность национальных инструментов как карнай, сурнай и ногора. Есть такие традиции, праздники, которые не проходят без участия этих инструментов. То есть на свадьбах, хашарах, народных гуляниях, праздниках Навруз звуки карная, сурная и ногора, безусловно, являются особенными [1]. По сути, человек рождаясь приходит в мир и живет в гармонии с национальными традициями и обычаями до конца своей жизни. Например, национальная традиция, проводимая на рождение новорожденного и празднике его колыбели (бешик туй), на празднике обрезания (суннат туй), на свадьбе, существовала с древних времен [2]. И самое главное в этом то, что ни один из этих ритуалов не обойдется без участия карнай, сурнай и ногора. Дело в том, что эти традиционные инструменты символизируют духовные переживания, радость владельца праздника и означает, что он также призывает других разделить эту радость. Конечно, все, кто слышал звук карнай, сурнай и ногора, понимают, что в этом доме радостный день, и владельцы хотят поделиться этой радостью с другими, и что приглашают всех на праздник. Так у людей сильнее развиваются чувства привязанности, доброты, дружбы, братства.

Теперь мы коснемся каждого из этих музыкальных инструментов отдельно.

Карнай - один из древнейших инструментов. Это тип инструмента, который используется на открытом воздухе, в полях. Из миниатюр XVI-XVII веков, а также из "Хамсы" Амира Хусрава Дехлави мы знаем, что

карнай -очень древний инструмент. Он звучал в основном перед вступлением воинов в бой и, в свою очередь, придавал войску боевой дух. На миниатюрах, выполненных в 1527 году по произведениям Алишера Навои, и на иллюстрациях Мухаммада Мурада Самарканди, выполненных по произведению "Шохнома", изображены два вида карная: 1. Локтеподобный карнай. 2. Прямой карнай [3].

В конце XIX века во дворце эмира Бухары играли на локтевых карнаях. Из-за распада эмирата этот вид карная постепенно исчез. В настоящее время используются только прямые карнаи. Карнай изготовлен из металлолатунного сплава. В древние времена карнай использовался для спортивных соревнований, а также для военных походов, массовых праздников. Это мнение подтверждается изображениями, выполненными в иранских миниатюрах XVII-XVIII веков. В древности и сейчас карнай, помимо сольного исполнения, образует своеобразный ансамбль с сопровождением сурнай, ногора и дойра. Эти ансамбли работают на праздниках Навруз, народных гуляниях, праздниках, свадьбах и других мероприятиях.

Сурнай - это также инструмент, предназначенный для игры на открытом воздухе, и считается древним. То, как он выглядел и расширялся в XIX веке, сохранил свой внешний вид в полной мере и сегодня. Верхняя сторона инструмента сурнай тонкая, а к нижней расширяется, образуя конусообразное расширение. Вырезается из ореха или абрикосового дерева. Он имеет семь отверстий сверху и одно отверстие снизу, который, во время исполнения произведения, закрывается и открывается одним пальцем.

Часть, на которой будет звучать звук, готовится отдельно и называется "най пачок" и устанавливается на сурнае каждый раз перед игрой. В древности сурнай служил в основном для сбора народа в качестве помощника канатоходцев. Этот инструмент имеет довольно громкий звук по сравнению с инструментами най и кушнай [4]. Наряду с барабанщиками, домбристами, исполнителями карная, исполнители сурная исполняли различные мелодии под канатом и развлекали публику. Сурнай на больших праздниках, свадьбах радовала сердце, поднимала дух своим привлекательным, звонким, громким звуком. В этой мелодии есть возможность сыграть не только праздничные, но и скорбящие мелодии. Например, такие мелодии, как "Наво", "Наврузи Аджам", "Муножот", "Мушкулот". Если эти мелодии исполняются мастерами-музыкантами, то сердце слушателя успокоится. Сурнай - один из таких магических инструментов. Один из секретов высокого уровня, умелого исполнения в сурнае, это выполнение обратного дыхания (дамнафас), то есть посредством непрерывного выдувания. Такой метод не встречается в других музыкальных инструментах. Сурнай образует своеобразный ансамбль, особенно в сопровождении карная, ногора и дойра. Сольное исполнение на сурнае также становится популярным. Его возможности исполнения довольно обширны и разнообразны. Диапазон звучания сурная - от звука «фа» первой октавы до звука «ми» третьей октавы.

Ученый и известный музыкант Фаробий дает ряд сведений о музыкальном инструменте сурнай. Речь идет о том, что он был сделан из абрикоса или тутового дерева и был широко распространенным музыкальным инструментом того времени [5].

Ногора (барабан) - это инструмент, изготовленный из двух разных по размеру керамики. Он покрыт кожей лошади или теленка. Кожа натягивается на основание барабана тонкими лентами и фиксируется. Большой барабан называется «бум», малый барабан «бак» или «рез» ногора. Барабаны такого вида называются «куш ногора» и чаще исполняются на гуляниях, праздниках, свадьбах. На куш ногоре играют ударами палочек, сделанных из двух одинаковых по длине веток деревьев. Размер между «бум» и «бак» составляет примерно квартовый интервал [6]. Одна линия ноты используется для представления длин нот ногора Значок, расположенный ниже линии, «бум» относится к большому ногора, а значок, расположенный выше линии, «бак» относится к маленькому ногора. Кроме того, в древности использовался и сольный барабан (дол ногора). Он был больших размеров и звучал перед вступлением хана и эмиров в битву или во время приветствия, когда они триумфально возвращались с битвы. Ногора использовался в основном на праздниках, гуляниях, свадьбах, проводимых под открытым небом, в составе ансамблей, состоящих из карная, сурная и дойры.

Список литературы /References

1. Саттор М. Узбек удумлари. "Фан", 1993.

2. Исмоилов X Узбек тйлари. "Узбекистан", 1992.

3. Носиров Р. Чолгу ижрочилиги. Ташкент, 2008.

4. Ражабий Ю. Узбек халк мусикаси. 1-я часть. Ташкент, 1966.

5. Вахидов Ю.К. Древние инструменты, перечисленные в древних рукописях. "Проблемы современной науки и образования". № 12 (157), 2020.

6. Кароматов Ф. "Узбекская инструментальная музыка". Ташкент, 1972.

7. Курбанова М.М. "Дирижёры Узбекистана" "Проблемы современной науки и образования". № 12 (157), 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.