Соотношение должного и сущего в науке корпоративного права и корпоративного законодательства
Сидорова Валентина Николаевна,
докторант, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса СПбГУП, [email protected]
В статье рассматриваются проблемные вопросы науки корпоративного права и корпоративного законодательства в части правового регулирования института права корпоративной собственности. Автор полагает, что институт права корпоративной собственности нуждаются в своем перспективном развитии и совершенствовании в рамках отрасли гражданского права. Также автор делает вывод о том, что эффективное регулирование экономико-правовых связей и отношений субъектов корпоративного права и корпоративного законодательства в условиях применения новейших цифровых технологий нуждается в разработке представителями экономической и юридической науки новых единых междисциплинарных экономико-правовых принципов.
Ключевые слова: корпоративное право, корпоративное законодательство, институт права корпоративной собственности, экономико-правовые связи и отношения, единые междисциплинарные экономико-правовые принципы.
X
2
о
о см
00
О!
Динамичное изменение гражданского законодательства, а также развитие корпоративного права и корпоративного законодательства обусловило необходимость теоретического и практического осмысления проблемы института права корпоративной собственности. Современная наука гражданского права выделяет два критерия классификации юридических лиц на корпорации и унитарные организации: членство и наличие высшего органа. Наука корпоративного права и корпоративного законодательства в качестве «должного»:
- предлагает дефиницию корпорации как «вид юридического лица, учредители (участники) которого обладают правом участия (членства) и формируют его высший орган (общее собрание участников, съезд, конференцию или иной представительный (коллегиальный) орган), определяемый уставом корпорации в соответствии с законом» [1 а 50];
- определяет корпоративное законодательство в узком и широком смысле: «в узком смысле слова - это совокупность федеральных законов, в широком смысле - совокупность федеральных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы корпоративного права (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти)» [1 с. 87];
- понимает под субъектами корпоративных правоотношений лиц, имеющих право быть участниками корпоративных отношений, урегулированных нормами права, к которым относятся: «1) корпорации; 2) участники (члены) корпораций; 3) члены органов управления корпораций; 4) третьи лица, взаимодействующие с корпорацией (в случаях, предусмотренных законодательством)» [1 с. 50];
При этом необходимо отметить, что современная наука корпоративного права и корпоративного законодательства не содержит и не раскрывает определений «корпоративная собственность» и «институт права корпоративной собственности». Проведенный анализ современных достижений науки корпоративного права и корпоративного законодательства приводит к выводу о том, что «сущее» (существующее) положение дел, сложившееся в правотворческой и правоприменительной практике, весьма отличается от «должного», ре-
комендуемого наукой корпоративного права. Результаты проведенного анализа нашли отражение в работах автора [2, 3 и др.] и позволяют выделить следующие отличительные особенности:
1. Под корпорацией - субъектом права корпоративной собственности, автором понимается гражданско-правовая организация корпоративного типа, т.е. организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, основанная ее участниками (членами) на согласованных условиях, включая условия управления, для достижения общих целей.
Организации корпоративного типа следует классифицировать на три однотипных группы организаций, основанных на членстве:
- коммерческие организации корпоративного типа с правом юридического лица;
- некоммерческие организации корпоративного типа с правом юридического лица;
- организации корпоративного типа без права юридического лица, участниками которых является множественность, т.е. группа лиц (простое товарищество - договор о совместной деятельности, фермерское хозяйство корпоративного типа без права юридического лица, корпоративный договор части членов корпорации, акционерное соглашение части акционеров и др.).
Отсутствие в главе 4 подраздела 2 ГК РФ «Лица» субинститута «Организации корпоративного типа без права юридического лица» представляется пробелом в законодательстве и требует внесения изменений в действующую редакцию Гражданского кодекса РФ [4].
2. Корпоративное (специальное) законодательство является составной частью системы гражданского законодательства, что находит отражение в отдельных правовых нормах статей ГК, отдельных статьях, правовых институтах и субинститутах, подотраслях (суботраслях) ГК РФ, например:
- отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), регулируются гражданским законодательством (п. 1 ст. 2 ГК РФ);
- специальные (корпоративные) законы, регламентирующие правовой статус и деятельность организаций корпоративного типа, входят составной частью в гражданское законодательство, которое находится в ведении РФ (ст. 3 ГК РФ);
- корпоративный договор (ст.67.2 ГК РФ);
- акционерное соглашение (ст. 32.1. ФЗ «Об акционерных обществах» [5]) и др.
3. Гражданское законодательство (ГК РФ) и корпоративное (специальное) законодательство, как и наука гражданского и корпоративного права, не содержат и не раскрывают понятие «институт права корпоративной собственности». Однако представляется, что по основаниям формальной юридической логики «институт права корпоративной собственности» должен найти юридическое закрепление в системе правовых норм, регулирующих отношения права собственности и образующих подотрасль гражданского
права - «Право собственности и другие вещные права» (раздел II, главы 13-20, статьи 209-306 ГК РФ).
4. В юридической науке и гражданском законодательстве необходимо выделять корпоративную собственность и собственность членов корпорации. Особенно ярко необходимость этого выделения проявляется в институте несостоятельности (банкротства) юридического лица.
5. Институт права корпоративной собственности, нуждаются в своем перспективном развитии и совершенствовании в рамках отрасли гражданского права.
На основании изложенного представляется возможным предложить два варианта развития института права корпоративной собственности в системе российского гражданского права и гражданского законодательства: упрощенный и перспективный.
Вариант первый (упрощенный).
1. Внести минимально необходимые изменения без специального выделения института права корпоративной собственности в подотрасли «Право собственности и другие вещные права» (раздел II ГК РФ).
2. Признать корпоративной организацией любую организацию корпоративного типа, основанную на членстве, включая организации корпоративного типа без права юридического лица с множественностью/группой лиц - участников/членов, действующих, например, на основании договора о совместной деятельности (договор простого товарищества - ст. 1041 ГК РФ);
3. В основу классификационных характеристик конкретной корпорации в качестве основных классифицирующих признаков должен быть положен не тип организации (корпоративная или унитарная), а ее гражданско-правовые характеристики: организационно-правовая форма (АО, ООО, НКО, группа участников/членов и др.), форма собственности (частная, государственная, смешанная), структура органов управления и цель деятельности.
4. Принять предложенную наукой корпоративного права дефиницию корпоративного законодательства, под которым понимается:
- в узком смысле «совокупность федеральных законов»;
- в широком смысле - «совокупность федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы корпоративного права» [1 с. 49].
5. Признать, что перечисленные в п. 4 акты корпоративного законодательства, по сути, являются актами специального гражданского законодательства, регулирующего статус и правоотношения р организаций корпоративного типа в зависимости от Д их организационно-правовой формы и формы соб- Ч ственности; С
6. Признать, что члены корпорации: А
6.1. Имеют обязательственное право требова- Н
ния на долю в имуществе корпорации (уставном и у складочном капитале; паевом, неделимом и ином А
Н
2 о о
2
00
О!
фондах и др.) в соответствии с ГК РФ, специальными законами об организационно-правовой форме корпораций, учредительными документами и соглашениями.
6.2. Приобретают право собственности на долю в имуществе корпорации в случаях:
- выхода или исключения из корпорации;
- продажи акций (при этом рыночная стоимость акций может быть ниже номинальной, указанной при их эмиссии);
- в случае банкротства корпорации. Данный вопрос в достаточной мере регулируется ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- в иных случаях, предусмотренных учредительными документами, не противоречащими действующему законодательству [6].
Вариант второй (перспективного развития института).
Исследование проблем правового регулирования отношений собственности всегда являлась одним из актуальных направлений науки гражданского права. Актуальность этой проблематики в настоящее время обусловлена тем обстоятельством, что еще не закончена задуманная более десяти лет назад реформа гражданского законодательства. На основе Концепции развития гражданского законодательства РФ, одобренной в 2009 г. Советом при Президенте РФ, в период с 2012 г. по 2017 г. включительно было принято девять федеральных законов, которыми внесены системные изменения в ГК РФ. С момента одобрения Концепции прошло уже более десяти лет, но пока еще реформа далека от завершения, не принят закон о внесении изменений в раздел II «Право собственности и другие вещные права» части первой ГК РФ. За это время возникли новые проблемы, которые требуют своего законодательного разрешения. Речь идет, в частности, о перспективах концептуального развития института права корпоративной собственности.
Концепция развития института права корпоративной собственности. Ни в Концепции развития законодательства о недвижимом имуществе 2002/2003 г.г., ни в Концепции развития гражданского законодательства РФ 2009 г. [7 с. 10] право корпоративной собственности не получило абсолютно никакого отражения - в этих документах о нем вообще не упоминается. Не было положений о корпоративной собственности и в проекте Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 47538-6/5, который посвящен обновлению раздела II части первой ГК РФ «Право собственности и другие вещные права» [8]. Представляется необходимым восполнить имеющийся пробел, дополнив раздел II ГК РФ новой главой - 18.1. «Право собственности и другие вещные права корпоративных организаций».
С 01.10.2019 г. в России вступит в силу Федеральный закон № 34-Ф3 от 18.03.2019 г. [9], которым в Гражданский кодекс РФ была внесена ст. 141.1. «Цифровые права». Цифровые права как «право цифровой экономики», представляют собой
не только цифровые технологии, но и новые научные, законотворческие и практические направления в юриспруденции и экономической деятельности. Однако, несмотря на объективно имеющееся отставание права, цифровые технологии уже вызвали новые направления в развитии экономической и юридической науки, а также изменения в системе действующего законодательства и правоприменительной практики. К числу этих направлений, в частности, относятся:
- хроноэкономика как наука об управлении экономическими системами в реальном масштабе времени.
- цифровая (электронная) экономика. Под цифровой (электронной, веб-, интернет-) экономикой понимается экономическая деятельность, основанная на цифровых технологиях, связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией, производимых и сбываемых ими электронными товарами и услугами.
- конституционная экономика как относительно новое научное направление, «базирующееся на комплексном и одновременном конституционно-правовом и экономическом анализе проблем экономического развития и экономического обеспечения конституционных прав и свобод граждан».
- цифровые деньги (виртуальные валюты, крип-товалюты, электронная наличность). Автору представляется очевидным, что задачи по юридическому урегулированию вопросов оборота цифровых денег должны решаться на международном уровне - усилий только экономистов и юристов для этого будет явно недостаточно.
Краткий анализ основных характеристик перечисленных выше цифровых технологий позволяет сделать вывод о том, что они не только являются новым прогрессивным инструментом и требуют новых научных подходов в политике, экономике и праве, но и нуждаются в специальном прогнозировании возможных экономико-правовых последствий их практического применения. В практике корпораций воздействие на экономический результат законов экономики и права неразрывно, поэтому в условиях применения цифровых технологий для эффективного развития экономики государства особенно важным представляется устранение противоречий в понятийном аппарате экономической и юридической науки с учетом необходимости признания:
- факта объективно существующих взаимосвязи, взаимозависимости и взаимопроникновения экономики и права, что позволяет отнести связи и отношения субъектов экономического и юридического (гражданского, коммерческого, предпринимательского, хозяйственного) оборота, целью деятельности которых является извлечение прибыли, к экономико-правовым связям и отношениям;
- политического, юридического, экономического и социального значения собственности для всех субъектов;
- традиций и потребностей российского гражданского права, которые выражаются в незыблемости собственности именно как вещного и неотъемлемого права личности [10].
На основании изложенного автор делает вывод о том, что эффективное регулирование экономико-правовых связей и отношений субъектов корпоративного законодательства в условиях применения новейших цифровых технологий нуждается в совместной разработке представителями экономической и юридической науки новых единых междисциплинарных экономико-правовых принципов. Подробнее позиция автора по этому вопросу изложена в ряде публикаций [11 и др.].
Литература
1. Корпоративное право: Учебный курс. В 2 т. / Отв. ред. И.С. Шиткина. Т. 1.- М.: Статут, 2017.976 с.
2. Сидорова В.Н. Органы корпорации, система управления и проблемы принятия управленческих решений (на примере публичного акционерного общества). Ж. Гражданское право № 4, 2019. С.9-12;
3. Сидорова В.Н. Деньги как финансовые средства и объекты права корпоративной собственности: проблемы теории, законодательства, практики. Ж. Юридическая наука. № 7. 2019. С. 45- 50.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 03.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2019).
5. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 15.04.2019) «Об акционерных обществах».
6. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2019)
7. Витрянский В.В. Реформа российского гражданского законодательства: промежуточные итоги. М.: Статут, 2016. - 431 с.
8. Предполагается, что названный законопроект может быть принят как Федеральный закон в течение 2019 года.
9. Федеральный закон от 18.03.2019 N 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
10. Право собственности. Проблемы теории./ С.С. Алексеев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010.- 240с. С. 6-9.
11. Сидорова В.Н. О роли экономики и права в эпоху цифровых технологий. Ж. Хроноэкономика. № 4 (17). Июль 2019. С. 24-28. https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=59638
The ratio of due and existing in the science of corporate law
and corporate law Sidorova V.N.
of St. Petersburg state University
The article deals with the problematic issues of the science of corporate law and corporate law in terms of legal regulation of the Institute of corporate property law. The author believes that the Institute of corporate property law needs its long-term development and improvement within the field of civil law. The author also concludes that the effective regulation of economic and legal relations and relations between subjects of corporate law and corporate law in the application of the latest digital technologies requires the development of new interdisciplinary economic and legal principles by representatives of economic and legal science.
Keywords: corporate law, corporate law, Institute of corporate property law, economic and legal relations, unified interdisciplinary economic and legal principles. References
1. Corporate law: Training course. In 2 vol / Ed. edited by I. S.
Shitkina. Vol.1.- Moscow: Statute, 2017.- 976 p.
2. Sidorov V. N. The officers of the Corporation, control system and
problems of managerial decision-making (for example public joint-stock companies). J. Civil law No. 4, 2019. C. 9-12;
3. Sidorova V. N. Money as financial means and objects of corpo-
rate property rights: problems of theory, legislation, practice. J. Legal science. No. 7. 2019. P. 45 - 50.
4. The civil code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994
N 51-FZ (edition of 03.08.2018, with izm. from 03.07.2019) (Rev. and DOP., entry. in force with 01.06.2009).
5. Federal law of 26.12.1995 N 208-FZ (ed. of 15.04.2009) "On joint
stock companies".
6. Federal law of 26.10.2002 N 127-FZ (ed. of 03.07.2009) "On
insolvency (bankruptcy)" (with izm. and DOP., entry. in force with 03.07.2009)
7. Vitryansky V. V. Reform of the Russian civil legislation: interim
results. M.: Statute, 2016. - 431 p.
8. It is assumed that the bill can be adopted as a Federal law during
2019.
9. The Federal law of 18.03.2009 N 34-FZ "About modification of
part one, the second and article 1124 of part three of the Civil code of the Russian Federation".
10. Ownership. Problems of theory./ S. S. Alekseev.- 3rd ed., pere-rab. I DOP. - M.: Norm: Infra-M, 2010.- 240C. P. 6-9.
11. Sidorova V. N. On the role of Economics and law in the digital age. J. Chronosequence. № 4 (17). July 2019. Pp. 24-28. https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=59638
5
-C
m
о
a
А У
т; А