Научная статья на тему 'Соотношение договоров перевозки и транспортной экспедиции'

Соотношение договоров перевозки и транспортной экспедиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
927
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибраимов А. С.

The Author of the item conducts the analysis of the agreements of transportation and transport expedition and contributes the offers on possible contributing the changes into legislation, directed on expansion and revision of the list of the services, rendered by shipping agent. Suggestions of the offer will be favorable image both on activity shipping agent, and on activity carrier cargo on rail-freight traffi cs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение договоров перевозки и транспортной экспедиции»

А. С. ИБРАИМОВ

начальник отдела систематизации законодательства и анализа правоприменительной практики Института законодательства РК

СООТНОШЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПЕРЕВОЗКИ И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Правовое положение договора перевозки груза определено главой 34 Гражданского кодекса Республики Казахстан. Согласно статье 689 ГК Республики Казахстан по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу.

То есть у перевозчика в силу заключенного с грузоотправителем договора возникает обязанность по доставке груза в предусмотренное договором место.

Согласно Закону Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» грузоотправителем является лицо, указанное в перевозочных документах и отправляющее груз. При этом грузоотправителем часто выступают продавцы товаров, заключившие договора купли-продажи с покупателями, находящимися на удаленном расстоянии от него.

Учитывая это, перевозчик является лицом, посредством которого осуществляется исполнение договора купли-продажи, особенно договора поставки продукции.

Согласно статье 458 ГК по договору поставки продавец (поставщик), являющийся предпринимателем, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. При этом поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю по договору или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. Доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором, и на определенных договором условиях.

Таким образом, договор перевозки груза, заключенный между перевозчиком и грузоотпра-

вителем, который одновременно является поставщиком товара в договоре поставки, действует, как правило, в период действия договора поставки товара. Поэтому заключение договора перевозки груза в большинстве случаев, за исключением может быть перевозки груза для личных надобностей и других случаев, связано с исполнением условий договора поставки товара. Тем более, что при заключении договора поставки товара у поставщика существует обязательство по вручению товара покупателю, что предусмотрено статьей 463 ГК Республики Казахстан. Учитывая это, поставщику для исполнения этой обязанности необходимо решить вопрос о транспортировке товара покупателю. При этом необходимо учитывать, что договор перевозки груза оформляется путем составления транспортной накладной, которая оформляется на разовую перевозку груза, составляемой на основании плана перевозок грузов. Поэтому грузоотправителю необходимо как минимум за 1 месяц, а то и более до отправки груза подать заявку на перевозку груза. Так, согласно правилам перевозок грузов, месячное планирование перевозок грузов в вагонах, контейнерах осуществляется на основании месячных заявок по плану перевозок грузов, представляемых грузоотправителями не позднее, чем за 14 дней до начала планируемого месяца.

Таким образом, исполнение договора поставки продукции с транспортировкой ее железнодорожным транспортом покупателю затягивается на 2 и более месяцев и получатель груза получит его тоже через несколько месяцев после заключения договора поставки продукции.

Поэтому актуальным остается вопрос о сокращении сроков подачи заявки по плану перевозок грузов. Решение этого вопроса будет способствовать более ускоренному экономическому развитию страны.

В настоящее время для надлежащего выполнения обязательств по поставке товара покупателю коммерческая организация зачастую заключает с перевозчиком договор об организации перевозок

грузов, по которому перевозчик обязуется принимать к перевозке предъявляемые грузы. Так, согласно статье 692 ГК Республики Казахстан перевозчик и грузоотправитель при необходимости осуществления систематических перевозок могут заключать длительные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, а также иные условия организации перевозки, не предусмотренные законодательными актами.

Однако заключение договора об организации перевозок груза не решает всех проблем, возникающих в процессе транспортировки груза до получателя, так как поставщику самостоятельно необходимо оформлять все документы и осуществлять другие процедуры, связанные с отправкой товара. Естественно проведение этих процедур отнимает у грузоотправителя дополнительное время и средства, которые он мог бы потратить на свою основную производственную деятельность.

Очевидно, что грузоотправителю в этом случае необходимо искать посредника, который бы выполнил за него весь объем работ по отправке груза.

Гражданский кодекс предусматривает в качестве такого посредника при перевозке груза экспедитора.

Так, согласно статье 708 ГК Республики Казахстан по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза. При этом в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение

груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

Таким образом, экспедитор может взять на себя выполнение всего объема операций и услуг, связанных с отправкой груза и стать посредником между продавцом товара, грузоотправителем и перевозчиком. Тем более, что договор транспортной экспедиции относится к договорам об оказании услуг и состоит в общем ряду с договорами хранения, поручения, комиссии и т.п.

Кроме того, договор транспортной экспедиции содержит элементы, характерные для договоров оказания услуг, к примеру, договора перевозки, поручения, комиссии, то есть договор транспортной экспедиции является комплексным договором оказания самых разных услуг, связанных с перевозкой груза. Так, утверждение, что договор транспортной экспедиции содержит элементы договора поручения усматривается из определения договора транспортной экспедиции, согласно которому экспедитор обязуется от имени клиента заключить договор перевозки груза.

Однако договор транспортной экспедиции не исчерпывается выполнением представительских обязательств, а может и не содержать вовсе элементы, характерные для договора поручения, исчерпываясь выполнением отдельных, связанных с перевозкой операций (погрузка - выгрузка, хранение, получение разрешительных документов, выполнение таможенных формальностей и т.п.).

Кроме того, следует учесть, что помимо заключения договора перевозки экспедитор может преследовать также такую цель, как обеспечение перевозки груза.

Из изложенного можно сделать вывод, что по договору транспортной экспедиции, экспедитор может оказывать практически любые услуги, связанные с перевозкой груза.

Тем более, что Правилами деятельности экспедиторов на железнодорожном транспорте, утвержденным приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 28 июля 2004 года № 296-1, определено значительное количество операций, которые может выполнять экспедитор:

1) заключение договора перевозки от имени клиента или от своего имени;

2) организация перевозок грузов от места отправления до места назначения;

3) оформление транспортной железнодорожной накладной и (или) комплекта перевозочных документов, в том числе единых международных

перевозочных документов;

4) оформление заявки на переадресовку груза;

5) предъявление груза к перевозке;

6) получение груза;

7) доставка груза со склада клиента до железнодорожной станции и от железнодорожной станции до склада клиента;

8) организация погрузки, выгрузки (разгрузки), перегрузки груза на железнодорожной станции и на складах клиента;

9) сортировка груза;

10) комплектование отправок (консолидация, деконсолидация груза);

11) маркировка, перемаркировка, упаковка груза;

12) ремонт транспортной тары и упаковки;

13) уведомление клиентов об отправке, продвижении (в том числе о пересечении грузом границы), прибытии и выдачи груза, а также о перегрузке груза на другие транспортные средства в пунктах перевалки;

14) контроль за продвижением груза в пути следования;

15) обеспечение клиентов съемным оборудованием и контейнерами, необходимыми для перевозки груза;

16) предоставление клиентам и перевозчику запорно-пломбировочных устройств;

17) расчет и оплата провозных платежей, сборов и штрафов, погрузочно-разгрузочных, складских и иных работ;

18) подписание коммерческого акта;

19) оформление претензий на основании коммерческих актов и иных документов;

20) разработка и согласование с перевозчиком технических условий погрузки и крепления груза;

21) хранение, складирование груза;

22) организация сопровождения и/или охраны груза в пути следования;

23) розыск утерянного груза по истечении сроков доставки;

24) консультационные услуги в области перевозок груза;

25) оформление таможенных документов;

26) иные услуги, связанные с перевозкой груза.

Кроме этого, экспедитор на железнодорожном транспорте мог бы осуществлять следующие функции:

подготовка груза к перевозке;

получение разрешительных документов от уполномоченных органов для перевозки груза;

представлять заявку по плану перевозок грузов;

проверка предоставленных вагонов на пригодность для перевозки груза;

представлять внеплановые заявки; ходатайствовать об изменении условий погрузки грузов;

Учитывая, что зачастую грузоотправителем выступает продавец товара, а покупателем грузополучатель, в данном случае у экспедитора может еще более увеличиваться объем выполняемых операций.

Так, согласно ГК Республики Казахстан покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товара, поставленного в соответствии с договором поставки. Принятый покупателем (получателем) товар должен быть им осмотрен в срок, определенный законодательными актами, договором поставки или обычаями делового оборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятого товара в порядке, установленном законодательными актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товара незамедлительно письменно уведомить поставщика. В случае получения поставленного товара от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товара сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять этот товар от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта. Когда покупатель (получатель) в соответствии с законодательными актами или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика.

Таким образом, экспедитор может взять на себя выполнение функций, связанных с приемом груза получателем.

К таким функциям, связанным с приемом груза, могут быть отнесены также: осмотр груза;

проверка количественно-качественных характеристик груза;

уведомление перевозчика или поставщика о

выявленных несоответствиях.

С учетом изложенного для оптимизации и совершенствования работы железнодорожного транспорта представляется целесообразным, чтобы весь объем работ, связанный с организацией перевозок, начиная с получения груза от продавца и доставки его до покупателя товара, осуществлял бы экспедитор.

В этом случае перевозчик (Акционерное общество «Национальная компания «Казахстан темiр жолы») стал бы уделять внимание исключительно своим, предусмотренным законодательством функциям, а именно функциям по перевозке груза со станции отправления до станции получения.

Исходя из этого следует, что экспедитор освобождает от выполнения несвойственных функций не только перевозчика грузов на железнодорожном транспорте, но и продавца товара от доставки грузов на пункты отправки и получателя груза от выполнения всех функций по приему груза.

Учитывая, что в этом случае для выполнения всех своих обязательств экспедитору необходимо заключение нескольких договоров (хранение, перевозка, заключение договора с экспедитором, находящемся в месте получения груза и т.д.) экспедитор имеет право заключения необходимых договоров от своего имени и под свою ответственность перед клиентом.

Более того, экспедитор мог бы заключать договор о длительном транспортно-экспеди-ционном обслуживании клиента, по которому экспедитор от своего имени или от имени перевозчика заключил бы договор об организации перевозок грузов с перевозчиком, в котором могли быть определены объемы, сроки, порядок предоставления транспорта и предъявления груза, порядок расчетов и другие условия по перевозке грузов.

Таким образом, экспедитор, как один из основных участников перевозочного процесса, способствует развитию не только перевозочной, но и транспортной деятельности. Тем более, что согласно принятых концепций и программ в транспортной сфере значение деятельности экспедитора существенно повышается.

Так, в соответствии с Концепцией развития международных транспортных коридоров Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 апреля 2001 года № 566, значительное внимание уделяется транспортно-экспедицион-ным компаниям. Согласно этой концепции все

большее развитие получают мультимодальные перевозки. При этом стержневым элементом данных видов перевозок являются экспедиторские компании и мультимодальные транспортные операторы. Формирование казахстанских участков международных транспортных коридоров является веским аргументом в пользу принятия мер государственной поддержки национальных операторов внешнеторговых мультимодальных перевозок и транспортно-экспедиторских компаний, обеспечивающих логистические принципы доставки грузов, полный сервис и контроль их продвижения по всему маршруту следования на основе сквозных тарифных ставок.

В целях реализации указанной концепции, транспортной стратегией Республики Казахстан до 2015 года предусматривается создание региональных транспортно-логистических центров и терминальных комплексов в транспортных узлах регионов Казахстана для более качественного обслуживания международных и транзитных перевозок.

В связи с чем экспедиторы могут формироваться и развиваться в создаваемых транспортно-логистических центрах.

Кроме того, экспедитор, осуществляя операции и оказывая услуги, которые являются неосновными для перевозчика, способствует развитию конкуренции на железнодорожном транспорте. При этом экспедиторы, которые стремятся выполнять как можно больше функций, характерные для перевозчиков, являются потенциальными кандидатами для превращения их в полноценных перевозчиков, что вытекает из положений Законов Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» и «О естественных монополий». Появление такой возможности обуславливается еще тем, что большинство операций, которые выполняет в настоящее время единственный перевозчик на железнодорожном транспорте - акционерное общество «Национальная компания «Казахстан темiр жолы» целесообразно сохранить за оператором магистральной сети в целях сохранения единого технологического цикла перевозочного процесса.

Так, учитывая положения Закона Республики Казахстан «О железнодорожном транспорте» оператор магистральной железнодорожной сети будет оказывать услуги по предоставлению в пользование магистральной железнодорожной

сети, организации пропуска подвижного состава по ней и управления перевозочным процессом. А перевозчик скорее всего будет заниматься организационными вопросами, такими, как поиск клиентов, заключение договоров с участниками перевозочного процесса и т.д.

На основании изложенного можно сделать вывод, что экспедиторы, которые стремятся вы-

полнять операции, являющиеся составной частью перевозочного процесса будут наиболее готовы, чтобы перепрофилировать свою деятельность на перевозочную. Осуществление этой задачи кроме всего прочего будет способствовать форсированному появлению реальной конкуренции в основной (перевозочной) деятельности на железнодорожном транспорте.

* * * * *

Мацала авторы тасымалдау мен келттЫ экспедициялар шарттарына талдау жасап, экспедитор керсететт цызметтер т1зтмтщ кецейт, нацтылануына багытталган усыныстар енг1зед1. Аталган усыныстар экспедиторлардъщ да, тем1ржол кел1гтде ЖYктердi тасымалдаушылардъщ цызмет1не де тиiмдi эсер етпек.

The Author of the item conducts the analysis of the agreements of transportation and transport expedition and contributes the offers on possible contributing the changes into legislation, directed on expansion and revision of the list of the services, rendered by shipping agent. Suggestions of the offer will be favorable image both on activity shipping agent, and on activity carrier cargo on rail-freight traffics.

Институт законодательства Республики Казахстан представляет:

Теоретические проблемы развития системы законодательства Республики Казахстан: тенденции и перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции 12 апреля 2007 г. - Астана: ТОО «Институт законодательства РК», 2007 - 366 стр.

к

Настоящий сборник материалов подготовлен по результатам проведенной Институтом законодательства Республики Казахстан и Министерством юстиции международной научно-практической конференции на тему: «Теоретические проблемы развития системы законодательства Республики Казахстан: тенденции и перспективы». Потребность в применении системного подхода к урегулированию общественных отношений и в координации законотворческой работы обуславливают целесообразность и необходимость принятия и реализации отраслевых Концепций развития законодательства.

Участники международной научно-практической конференции обсудили разработанные сотрудниками Института отраслевые Концепции совершенствования законодательства, перспективы развития законодательства и правотворческой деятельности в Республике Казахстан.

Материалы сборника предназначены для практикующих юристов, преподавателей, магистрантов, аспирантов, студентов юридических факультетов учебных заведений, а также работников юридических служб государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.