► НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 373.1 ББК 74.2
СООТНЕСЕННОСТЬ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
THE EDUCATIONAL ACTION AND COMPETENCE CORRELATION
Балашова Елена Андреевна
Аспирант ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», заместитель директора по УВР МОУ Ефимовской ООШ Павлово-Посадского района Московской области E-mail: [email protected]
Balashova Elena A.
Post-graduate student at Moscow City University, Deputy Director for OIA at MEI Efimovskaya school, Pavlovo-Posadsky district, Moscow region
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье анализируется соотношение понятий «универсальные учебные действия» и «компетенции/компетентность». На основе анализа места, занимаемого данными категориями в основных положениях системно-деятельностного и компетентностного подходов, роли учебных действий в становлении компетентной личности и текстов нормативных документов сделан вывод о существовании системы, объединяющей три рассматриваемые категории.
Abstract. The article analyzes the correlation of the "universal learning activities" and "competence/competency" concepts. Basing on the analysis of the niche occupied by these categories in the main provisions of the system-activity and competence approaches, and the role of training activities in the formation of a competent person and texts of normative documents, a conclusion has been made about the existence of a system combining the three categories considered.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, компетенция, компетентность, Федеральный государственный образовательный стандарт, основа, подход.
Keywords: universal educational activities, competence, competency, Federal state educational standard, basis, approach.
В текстах многих педагогических изданий за последние годы все чаще используются понятия «универсальные учебные действия» (далее - УУД) и «компетенции/компетентность». Эти термины присутствуют и в текстах Федеральных государственных стандартов начального и основного общего образования (далее - ФГОС). Различные авторы рассматривали понятия УУД и «компетенции/компетентность» изолированно, что представляется не совсем верным. Так, большой вклад в раскрытие сущности первого понятия внесли А. Г. Асмолов, Т. В. Беглова, М. Р. Битянова и др. Вместе с тем и раскрытию понятия «компетенции/компетентность» в педагогической литературе уделено большое внимание. Важную роль здесь сыграли работы И. А. Зимней, А. В. Хуторского, Е. В. Гончаровой и др. Остановимся подробнее на соотнесенности УУД с компетенцией/компетентностью.
Прежде чем попытаться выявить связи, существующие между указанными категориями, остановимся подробно на их трактовке в текстах ФГОС. Образовательные стандарты основаны на системно-деятельностном подходе, основоположниками которого являются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов и А. Г. Асмолов. Согласно ФГОС этот подход предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, необходимых для жизни в информационном, демократическом обществе, как цель и результат образования, которые достигаются на основе усвоения УУД;
• социальное проектирование и конструирование;
• преемственность всех ступеней общего образования;
• обеспечение планируемыми результатами (в том числе УУД) основы для самостоятельного освоения новых компетенций.
В рамках системно-деятельностного подхода подробнее рассмотрим понятие УУД, которое изначально следует охарактеризовать как компонент деятельности, так как, согласно основоположнику деятельностного подхода А. Н. Леонтьеву, «человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий...» [1]. Это свидетельствует о том, что УУД являются элементами учебной деятельности. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапред-метный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; создают условия для преемственности всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности независимо от ее специально-предметного содержания.
В широком значении под УУД понимается умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая мотивы, цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора) [2].
В более узком (психологическом) значении УУД можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений [3]. Как отмечает О. Б. Ермакова, УУД - это одновременно цель,
результат и условие достижения образовательных целей [4]. В конечном счете, понятие УУД является ключевым в системно-деятельностном подходе, ставшем базисом для ФГОС.
Однако разработчики стандартов помимо системно-деятельностного основывались еще и на компетентностном подходе [5, с. 141]. Его разработчиками стали Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова и А. В. Хуторской. И системно-деятель-ностный, и компетентностный подходы нацелены не только на усвоение обучающимися информации (что было главной целью при знаниевом подходе), но и на моделирование компетентного выпускника (в соответствии с «портретом», описанным во ФГОС), способного активно адаптироваться к изменениям, происходящим в современном обществе, применять освоенные в школе компетенции в различных видах деятельности.
В рамках компетентностного подхода рассматриваются понятия «компетенции» и «компетентность» в различных ракурсах. Мы не разделяем точку зрения, согласно которой содержание этих понятий совпадает, потому что компетентность является высшей степенью овладения каким-либо видом деятельности, а овладение компетенциями - лишь ступенью в становлении компетентной личности.
Еще несколько слов о компетентности, которую следует понимать как способность выполнять какие-либо действия на основе компетенций двух видов: практических и теоретических (навыковая и интеллектуальная составляющие компетентности), то есть полученного опыта и приобретенных знаний («знание в действии»). Овладение компетенциями, которые скреплены мотивами, этическими чувствами (регуляторами поведения), ценностными ориентациями, привычками и пр. - это основа компетентности. Кроме того, И. А. Зимняя, например, отмечает, что «компетенции выявляются в компетентностях» [3].
В результате анализа понятий УУД и «компетенции/компетентность» в рамках двух родственных подходов мы выявили соотнесенность этих понятий. Не только УУД, но и компетенции/компетентности являются деятельностными категориями. Рассмотрев сущность компетентности, УУД мы можем отнести к практическим компетенциям как один из компонентов. Компетентным может считаться человек, который не только имеет достаточный опыт деятельности, но и обладает специальными знаниями для успешного применения приобретенного жизненного опыта. Только в этом случае субъект деятельности может эффективно действовать в меняющихся условиях, приспосабливаться к происходящим изменениям, самосовершенствоваться, непрерывно учиться, что возможно только при развитом умении учиться, то есть сформированном комплексе УУД.
Причем эффективность деятельности достигает своего максимума только в случае отлично развитой навыковой составляющей компетентности, а формирование соответствующего навыка невозможно без обучения, совершения учебных действий, в том числе универсальных (УУД). Доказав наличие соотнесенности понятий УУД и компетенции/ компетентность в рамках системно-деятельностного и компетентностного подходов, обосновав включение УУД в структуру компетенций, еще раз обратимся к текстам основных нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность.
В ходе анализа текстов ФГОС выявлено, что в них используют понятия и УУД, и «компетенции/компетентность». Примером может служить то, что термин УУД встречается в нескольких разделах: «развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий» (п. 7 ФГОС НОО); требования к метапредметным результатам обучения, «включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)» (п. 9 ФГОС НОО, п. 8 ФГОС ООО) и не только (см. п. 16, 19 ФГОС НОО, п. 11, 14, 18, 24 ФГОС ООО) [6; 7].
В качестве примера использования термина «компетенция» также приведем несколько фрагментов текстов ФГОС: школа закладывает основу для «усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций» (п. 7 ФГОС НОО); к личностным результатам отнесены «ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции», а УУД обеспечивают «овладение ключевыми компетенциями» (п. 9 ФГОС НОО, п. 8, 21 ФГОС ООО); также в текстах упоминаются различные разновидности компетенций, формируемые в школе (п. 19 ФГОС НОО, п. 10, 11, 18 ФГОС ООО) [6; 7].
В случае употребления термина «компетентность» указывается читательская компетентность (п. 12 ФГОС НОО) и другие ее разновидности (п. 26, 28 ФГОС НОО, п. 9, 10, 11, 18, 21, 25, 26 ФГОС ООО) [1; 6]. По итогам проведенного анализа текстов можно сделать вывод, что УУД - фундамент овладения компетенциями, компетенции - производные, а совокупность компетенций - основа компетентности. «Портреты выпускников», представленные в стандартах, — это перечень ключевых компетенций, которыми должны овладеть все обучающиеся в процессе обучения в школе.
Это еще раз доказывает, что стандарты разработаны на основе двух подходов: не только системно-деятельностного, но и компетентностного. Причем анализируемые нами понятия в текстах ФГОС [6; 7] приводятся во взаимосвязи. Так, освоение УУД рассматривается как основа для самостоятельного овладения новыми компетенциями, а на основе Программы развития УУД осуществляется и усвоение УУД, и формирование компетенций и компетентностей. Существует иерархически структурированная система «УУД -компетенции - компетентность», построение которой является одной из приоритетных задач педагога.
О связи УУД и компетенций свидетельствует и то, что, например, А. В. Хуторской выделяет следующие основные ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и личностная [5]. Следует отметить сходство предложенной им классификации с делением УУД на личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные во ФГОС [1; 6]. Следовательно, личностным УУД соответствует личностная, ценностно-смысловая, общекультурная и социально-трудовая компетенции; коммуникативным УУД - коммуникативная, а познавательным УУД - учебно-познавательная и информационная компетенции.
В заключение можно сделать вывод о соотнесенности учебных действий и компетенций/компетентности, при которой на основе УУД формируются компетенции, в свою очередь являющиеся базисом для становления компетентности. Это утверждение подкрепляется тем, что три рассматриваемые категории являются деятельностными по своей сущности, объединены в иерархическую систему, а также фигурируют в основных нормативных образовательных документах при характеристике планируемых результатов обучения в школе.
Список литературы
1. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения в 2 т. - М., 1983. - Т. 2. - С. 154-156.
2. Александрова В. Г., Богуславский М. В. Новые рубежи педагогической реальности: аксиология, духовность, гуманизм. - М.: МГПУ, 2007. - 311 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. - URL: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 21.06.2018).
4. Ермакова О. Б. Формирование универсальных учебных действий на материале ведущих учебно-методических комплексов для начальной школы // Педагогические технологии. - 2011. - № 1. - С. 30-38.
5. Формирование универсальных учебных действий школьников: построение педагогического исследования: [моногр.] / [авт.-сост. Н. Д. Андреева и др.]; ФГОБУ ВПО «Ростовский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена», Науч.-исслед. ин-т общ. образования. - 2-е изд., испр. - СПб.: Свое изд-во, 2014. - 197 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 21.06.2018).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - URL: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 21.06.2018).
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интер-нет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423. htm (дата обращения: 21.06.2018).
References
1. Leontiev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya in 2 vols. Moscow, 1983. Vol. 2. Pp. 154-156.
2. Aleksandrova V. G., Boguslavskiy M. V. Novye rubezhi pedagogicheskoy realnosti: aksi-ologiya, dukhovnost, gumanizm. Moscow: MGPU, 2007. 311 p.
3. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezultata sovremen-nogo obrazovaniya. Internet-zhurnal "Eydos". 2006. 5 May. Available at: http://www. eidos.ru/journal/2006/0505.htm (accessed: 21.06.2018).
4. Ermakova O. B. Formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy na materiale vedu-shchikh uchebno-metodicheskikh kompleksov dlya nachalnoy shkoly. Pedagogicheskie tekhnologii. 2011, No. 1, pp. 30-38.
5. Andreeva N. D. et al. (Comp.) Formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy shkolnikov: postroenie pedagogicheskogo issledovaniya: [monogr.] St. Petersburg: Svoe izd-vo, 2014. 197 p.
6. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obra-zovaniya. Available at: http://MWHo6pHayKw.p4)/n;oKyMeHTbi/922 (accessed: 21.06.2018).
7. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obra-zovaniya. Available at: http://MWHo6pHayKw.p^/npKyMeHTbi/543 (accessed: 21.06.2018).
8. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A. et al. Kak proektirovat univer-salnye uchebnye deystviya v nachalnoy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 2008. 151 p.
9. Khutorskoy A. V. Klyuchevye kompetentsii i obrazovatelnye standarty. Internet-zhurnal "Eydos". 2002. 23 Apr. Available at: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (accessed: 21.06.2018).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 6