Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 467-475 Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 4, pp. 467-475
https://soziopolit.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-4-467-475, EDN: QPTLGV
Научная статья УДК 327:323(470+571)
Соотечественники в современной политической повестке России
О. В. Бахлова Е. Н. Макшаева
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева, Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68
Бахлова Ольга Владимировна, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведе-ния, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3849-8321
Макшаева Евгения Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, [email protected]
Аннотация. Внутренние и внешние вызовы в социальной, культурно-гуманитарной, миграционной и иных плоскостях превращают категорию соотечественников в одну из системообразующих в политической повестке России. Цель исследования - определить ключевые смысловые акценты в интерпретации властью проблематики соотечественников за рубежом как ее актуального компонента. Качественный и формализованный анализ официальных документов, включая материалы выступлений главы государства, действующие нормативные правовые акты и законопроекты, позволил выявить усиление концептуализации, видоизменение смысловых характеристик понятия «соотечественник» и масштабирование проблемы с точки зрения пространственной локализации. Опорные для данной области идеи - «государства-цивилизации» и Русского мира. Характерна увязка с широкой трактовкой задач по обеспечению суверенитета и безопасности страны.
Ключевые слова: соотечественники за рубежом, политическая повестка, публично-властные решения, государство-цивилизация, Русский мир
Для цитирования: Бахлова О. В., Макшаева Е. Н. Соотечественники в современной политической повестке России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 4. С. 467-475. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-4-467-475, EDN: QPTLGV
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article
Compatriots within the modern political agenda of Russia O. V. Bakhlova , E. N. Makshaeva
National Research Mordovia State University, MRSU, 68 Bolchevistskaya St., Saransk 430005, Russia Olga V. Bakhlova, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3849-8321 Evgenia N. Makshaeva, [email protected]
Abstract. Internal and external challenges in social, cultural, humanitarian, migration and other spheres turn the category of compatriots into one of the systemically important ones on Russia's political agenda. The purpose of the study is to identify key semantic accents in the interpretation by the authorities of the problems of compatriots abroad as its actual component. A qualitative and formalized analysis of official documents, including materials from speeches of the head of state, current normative legal acts and draft laws, revealed the strengthening of conceptualization, modification of semantic characteristics of the concept of "compatriot" and scaling of the problem from the point of view of spatial localization. The ideas that support this field are the "state-civilization" and the Russian world. It is characterized by a link with a broad interpretation of the tasks of ensuring the sovereignty and security of the country. Keywords: compatriots abroad, political agenda, public-power rulings, state-civilization, Russian world
For citation: Bakhlova O. V., Makshaeva E. N. Compatriots within the modern political agenda of Russia. Izvestiya of Saratov University. Sociology. Politology, 2024, vol. 24, iss. 4, рр. 467-475 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-4-467-475, EDN: QPTLGV
This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)
Постановка проблемы
Проблематика, связанная с соотечественниками, многослойна во внешнем и внутрен-
нем измерениях. В обоих измерениях проявляется влияние разноплановых факторов - общесистемных и конъюнктурных. Русскоязычная (российская) диаспора - одна из самых боль-
ших (третья-четвертая) в мире, составляя порядка 25-30 млн чел. [1]. Существенное количество соотечественников проживает в странах бывшего Советского Союза, обладая в них неодинаковыми возможностями и статусом. В рассматриваемой плоскости присутствуют как консолидирующие, так и фрагментирую-щие начала, вытекающие из геополитических и внутриполитических императивов и побуждений. С одной стороны, мы наблюдаем артикуляцию идеи Русского мира, ее продвижение на практике, что воплощается на данный момент прежде всего в воссоединении ряда бывших территорий Украины с Россией, расширение концептуальных основ и механизмов государственной политики РФ в данной области (миграционной, гуманитарной и др.). С другой стороны, остаются непроясненными нормативно и доктринально важные понятия и категории (в том числе «Русский мир»), происходит дробление диаспоры. В либеральном дискурсе популярны ссылки на выделение группы Global Russians и ее едва ли не маргинализацию российской властью [2]. Нарастающее противоборство с коллективным Западом, инициирование им русофобских кампаний, «культуры отмены» на фоне продолжающейся реструктуризации мироустройства, осознание трудностей, возникающих при адаптации мигрантов и их интеграции в российское общество, конфликтные ситуации на этнополитиче-ской и этноконфессиональной почве, перекосы в структуре внешней миграции и прочее почти неизбежно превращают значение и роль соотечественников в одно из средоточий общероссийской политической повестки.
Исследовательский интерес к обозначенной проблематике достаточно выражен. Авторы обращаются к анализу правовых и институциональных аспектов, эволюции политики Российской Федерации в отношении соотечественников [3-4]. Предпринимаются попытки определить ее потенциал и перспективы [5-6]. Примечательна артикуляция защиты прав соотечественников в современной ситуации в контексте антироссийских акций, усиления противоречивости глобального межцивилиза-ционного и межгосударственного взаимодействия, общемировой турбулентности в целом [7-9]. Нередко соответствующие вопросы изучаются в ракурсе применения Россией «мягкой силы» [10-12]. Характерны акценты на задаче сохранения соотечественниками общероссийской культурной идентичности [13]. В фокусе
внимания - положение соотечественников на постсоветском пространстве, включая отдельные страны СНГ [14-16].
В зарубежном дискурсе высказывается мнение о том, что контекстуализация русской диаспоры определяется и ограничивается видением национальной идентичности, поддерживаемым властью по сравнению с другими конкурирующими представлениями о российской идентичности; борьба за защиту соотечественников ассоциируется с утверждением Россией своей роли лидера «самобытной цивилизации, которая простирается за пределы ее национальных территорий» [17, р. 50, 60]. Аргументируются контекстуальность дискурса о защите соотечественников и увязка эволюции политики РФ в отношении русской диаспоры с эволюцией более широкой концепции «Русского мира», их трансформации «в установление геополитических границ» по мере ухудшения отношений между Россией и Западом [18].
Таким образом, проблематика соотечественников рассматривается в научной литературе в довольно широком проблемном поле. Распространена ее интерпретация в геополитическом ключе, хотя и с разных позиций; иностранными авторами - в большей степени с упором на «неоимперскую» политику России, отечественными - на «кризисную» и «цивили-зационную» геополитику. Требуется, на наш взгляд, детализация корреспондирующих сюжетов и линий репрезентации обозначенной тематики в посылах и инициативах власти, их воплощения в рамках законодательной инсти-туционализации. Цель исследования - выявить ключевые смысловые акценты в интерпретации властью проблематики соотечественников за рубежом как компонента актуальной политической повестки России. Хронологические рамки - 2018 / 2021-2024 гг., охватывающие завершившийся срок президентских полномочий и деятельность Государственной Думы Федерального Собрания (ГД ФС) РФ VIII созыва.
Главными источниками исследования послужили нормативные правовые акты Российской Федерации в области внешней политики, гуманитарной политики за рубежом, государственной политики в отношении соотечественников за рубежом; материалы официального сайта Президента России; официального сайта Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ФС РФ; Системы обеспечения законодательной деятельности (СОЗД).
Основные методы - качественный и частотный контент-анализ документов, позволившие выделить принципиально важные смысловые блоки транслируемой повестки, показать ее некоторые значимые количественные параметры.
Актуализация темы соотечественников Президентом России
Результаты поискового запроса на официальном сайте Президента РФ с ключевым словом «соотечественники» свидетельствуют о довольно частом обращении главы государства к соответствующей проблематике. Так, в течение завершившегося срока президентских полномочий (интервал поиска - с 7 мая 2018 г. по 6 мая 2024 г.) выявлено 287 результатов (всего по состоянию на 23 июня 2024 г. - 932)1. Для сравнения: поиск по родственной категории «Русский мир» дал 566 результатов (всего - 2072)2.
Категория «соотечественники» находится в обширной тематической экспозиции, сконцентрированной на событиях внутреннего и международного масштаба, знаменательных датах отечественной истории (1160-летии зарождения отечественной государственности, 80-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, 34-й годовщине вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана и др.) и современности (начало специальной военной операции (СВО) России, День воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с Россией и пр.). Само понятие «соотечественники» применяется Президентом РФ в разных контекстах; оно адресуется в том числе «народу нашей великой Родины», «всем, кого объединяет большая историческая Россия»3. Во внешнем измерении проблематика соотечественников интерпретируется в ракурсе задач развития и укрепления гуманитарного сотрудничества, давних традиций дружбы и взаимоуважения, связывающих россиян с другими народами, популяризации
1 Соотечественники // Президент России : [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/search?since=07.05.2018&tili= 06.05.2024&query=соотечественники ; http://www.kremlin. ru/search?query=соотечественники (дата обращения: 23.06.2024).
2 Русский мир // Президент России : [сайт]. URL:. http://www.kremlin.ru/search?since=07.05.2018&till=0 6.05.2024&query=Русский+мир ; http://www.kremlin. ru/search?query=Русский%20мир (дата обращения: 23.06.2024).
3 Обращение Президента Российской Федерации // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/69390 (дата обращения: 20.06.2024).
русского языка и литературы, укрепления русскоязычного информационного пространства, сбережения исторического, творческого, духовного наследия Русского мира, противодействия антироссийской истерии, русофобской кампа-нии4. «Русский мир» - одна из определяющих категорий в президентской повестке, связанной с соотечественниками. В трактовке главы государства «Русский мир объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры независимо даже от национальной или религиозной принадлежности»5. Концептуализация президентской повестки также осуществляется на базе идеи «государства-цивилизации». Проводится мысль, что «Российскую цивилизацию невозможно свести к одному общему знаменателю, но её нельзя и разделить, потому что она существует только в своей целостности, в духовном и культурном богатстве»6.
Однако в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ проблематика соотечественников не артикулирована. Анализ посланий за период 2019-2024 гг. позволил установить, что о соотечественниках упоминается лишь в двух из них. Причем в Послании 2023 г. связь с обозначенной проблематикой скорее опосредованная, так как речь идет о представителях бизнеса - гражданах России: по словам президента, одна из возможностей выбора для крупного российского бизнеса - «быть со своей Родиной, работать для соотечественников»7. В Послании 2024 г. прослеживается непосредственная фокусировка на соотечественниках (Донбасса и Новороссии) в контексте СВО8.
4 Участникам и гостям первого конгресса Международного движения русофилов // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/letters/70671 (дата обращения: 20.06.2024) ; Участникам торжественной церемонии открытия XV Ассамблеи Русского мира. «Миссия русского слова в многополярном мире» // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/letters/72664 (дата обращения: 20.06.2024).
5 Пленарное заседание Всемирного русского народного собора // Президент России : [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/72863 (дата обращения: 20.06.2024).
6 Заседание дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/72444 (дата обращения: 20.06.2024).
7 Послание Президента Российской Федерации от 21.02.2023 г. // Президент России : [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/49010 (дата обращения: 20.06.2024).
8 Послание Президента Федеральному Собранию //
Президент России : [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/
events/president/transcripts/messages/73585 (дата обраще-
ния: 20.06.2024).
В целом характерна корреляция с вопросами обеспечения суверенитета и безопасности России, не только с гуманитарными соображениями.
Соотечественники в программных документах российских политических партий
Проблематика соотечественников определенным образом репрезентируется и политическими партиями Российской Федерации. Укажем на относительно недавнюю попытку конституирования партии «Соотечественники России», необходимость которой аргументировалась отсутствием партии, которая бы выражала права, свободы и законные интересы соотечественников в действующих органах власти9. Однако большинство парламентских партий РФ, фактически включенных в систему публично-властных отношений, к данным вопросам обращаются в том числе посредством инициирования законопроектов соответствующими группами депутатов. В их программных документах неоднократно встречается понятие «соотечественники». Так, в «Народной программе» партии «парламентского большинства» -Всероссийской политической партии «Единая Россия» (ЕР) в разделе «Внешняя и оборонная политика» один из ориентиров - «Последовательно отстаивать интересы русскоязычных граждан в других странах и наших соотечественников за рубежом, оказывая им поддержку в осуществлении их прав, обеспечивая защиту их интересов, а также помогая в сохранении общероссийской культурной идентичности»10. Применение инструмента поискового запроса на федеральном сайте партии с искомым ключевым словом дало более чем внушительное число результатов - 2425. В частности, ЕР активно освещает свои проекты и начинания, которым оказывается партийная поддержка («Всемирные игры юных соотечественников», Всероссийский урок «Русская весна в Севастополе», международный форум «За свободу нации» и пр.). Большое внимание ею уделяется патриотическим акциям и мероприятиям - соответствующие материалы также включены в названное количество результатов11.
9 Политическая партия «Соотечественники России» / О нас. URL: https://pp-sr.su/o-nas/ (дата обращения: 20.06.2024).
10 Народная программа «ЕДИНОЙ РОССИИ» // Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» : [сайт]. URL: https://er.ru/party/program (дата обращения: 20.06.2024).
11 Соотечественники // Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» : [сайт]. URL: https://er.ru/ search?q=соотечественники (дата обращения: 23.06.2024).
Защита соотечественников за рубежом, их широкая репатриация фиксируются в качестве программных положений политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (КПРФ)12. На партийном сайте также представлено значительное количество материалов - 1630; во многих из них акцентируется важность законодательного обеспечения прав и интересов соотечественников за рубежом; проводится связь с идеей «Русского мира», обострением международной ситуации на современном этапе и негативными последствиями распада Советского Союза13.
Для другой парламентской партии левого спектра - Социалистической политической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За Правду» (СРЗП) - проблематика соотечественников традиционно находится в фокусе постоянных и предвыборных документов. «Справед-ливоросы» предлагают активно защищать права соотечественников, принять закон о помощи гражданам России, оказавшимся в экстремальных условиях за рубежом14. Развернутая формулировка их предложений содержится в рабочем варианте программы СРЗП, в том числе выдача паспортов РФ всем представителям коренных народов России, проживающих сегодня за ее пределами. Проблематика соотечественников часто сопрягается с проблематикой патриотизма и интерпретируется в ракурсе интеграционной политики РФ. Граждане и соотечественники провозглашаются основой достижений России. Как и КПРФ, СРЗП артикулирует последствия краха СССР - «цивилизационной катастрофы 1991 года»15. Пожалуй, тематика соотечественников наиболее ярко и многогранно репрезентируется в программных документах именно СРЗП. В то же время материалы официального партийного сайта по ней довольно скудны.
12 Программа партии // Коммунистическая партия Российской Федерации : [сайт]. URL: https://kprf.ru/ party/program (дата обращения: 23.06.2024) ; Десять шагов к власти народа // Коммунистическая партия Российской Федерации : [сайт]. URL: https://kprf.ru/party-live/ cknews/203630.html (дата обращения: 23.06.2024).
13 Соотечественники // Коммунистическая партия Российской Федерации : [сайт]. URL: https://kprf.ru/ (дата обращения: 23.06.2024).
14 Программа партии // Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ
- ЗА ПРАВДУ» : [сайт]. URL: https://storage.spravedlivo. ru/pf59/075833.pdf (дата обращения: 23.06.2024).
15 Программа Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА
ПРАВДУ». Рабочий вариант // Социалистическая политическая партия « СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ
- ЗА ПРАВДУ» : [сайт]. URL: https://storage.spravedlivo. ru/sr73/113270a.pdf (дата обращения: 23.06.2024).
В свою очередь, понятие «соотечественники» нетипично для программатики оппонентов «левых» - Политической партии ЛДПР -Либерально-демократической партии России. Вместе с тем ЛДПР отличает акцент на «русском вопросе»; например, в ее предвыборной программе 2021 г. среди намечаемых внешнеполитических установок - «Добиться исключения стран Прибалтики из Евросоюза за дискриминацию русских»16. Материалы партийного сайта позволяют составить более четкое представление о специфике позиции партии. Подобно своему идеологическому «противнику» - КПРФ - ЛДПР концентрируется на вопросах продвижения идеи «Русского мира», законодательной работы фракции, возвращения соотечественников в Россию, оказания адресной помощи и пр. Соотечественники воспринимаются как «наши люди» [19].
Также не свойственно употребление рассматриваемой категории и политической партии «Новые люди» (НЛ). В ее программе она не фигурирует. С другой стороны, на сайте НЛ достаточно подробно и концептуально разъясняется позиция партии по миграционной проблематике. Здесь показательна следующая формулировка: «...переселение русского этноса обратно в Россию является одной из важных задач текущего правительства»17.
Следует подчеркнуть, что интерес к проблематике соотечественников характерен и для ряда непарламентских партий. Примечательный пример - Всероссийская политическая партия «РОДИНА». В данной плоскости ею центрируется «русский вопрос». Представители партии тоже выступают за наведение порядка в сфере миграционной политики, в частности за определение «разницы» между соотечественником и гастарбайтером [20]. Оговоримся, тем не менее, что в силу незначительности влияния непарламентских партий на процесс разработки и принятия публично-властных решений данный аспект нами более подробно в данном исследовании не будет анализироваться.
16 Программа политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (ЛДПР) // Политическая партия Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) : [сайт]. URL: https://minjust.gov.ru/ uploaded/files/programma-ldpr-prinyataya-hhhiii-sezdom-ldpr-25-06-2021.pdf (дата обращения: 23.06.2024).
17 В «плавильном котле». Модели межнациональных отношений // Партии «Новые люди» : [сайт]. URL: https://new-onthology.ru/2021/05/26/в-плавильном-котле-модели-межнацио/?utm_source=newpeople (дата обращения: 23.06.2024).
Содержание и направления законодательной институционализации повестки, связанной с соотечественниками
Транслируемая политическими акторами повестка в рассматриваемой области уточняется и детализируется на заседаниях различных органов (государственных, совещательных, консультативных) и ведомств. В частности, Государственного Совета, Межведомственной комиссии по реализации Госпрограммы по оказанию содействия переселению соотечественников, Комиссии по вопросам гражданства, Совета по межнациональным отношениям, Совета по делам казачества и пр. Данное обстоятельство еще раз подчеркивает сопряжение множества целевых ориентиров и механизмов. Формируется перечень президентских поручений, предполагающих конкретные решения и действия, направленные на решение актуальных задач. Так, по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека 4 декабря 2023 г. Правительству РФ среди прочего было поручено подготовить совместно с Министерством иностранных дел РФ и Советом и представить предложения по вопросам обеспечения прав соотечественников, постоянно проживающих за рубежом, и принятия дополнительных мер по их репатриации в случае незаконной депортации из иностранных, в том числе недружественных, государств с учетом реализации Указа Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 87218. Соответственно, осуществляется корректировка определенных нормативных правовых актов, концептуально-стратегических и программных документов РФ, включая действующую государственную программу.
Кроме того, в последние годы было принято несколько новых важных документов в данной плоскости. Среди них - Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, одно из основных направлений которой - оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом. Значительная роль отводится их организациям19.
18 Перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека // Президент России : [сайт]. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/73277 (дата обращения: 20.06.2024).
19 Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом : утв. Указом Президента Российской Федерации от 17.10.2022 № 747 // Президент России :
[сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48280 (дата обращения: 20.06.2024).
Пристальное внимание соотечественникам уделено и в редакции Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 г. Здесь показательна непосредственная увязка с идеей « Русского мира»20.
Выявленные ориентиры и сюжеты непосредственно воплощаются и в законодательной деятельности ФС РФ. На основе результатов анализа информации СОЗД обозначим некоторые важные элементы институционализации исследуемой повестки в законодательной плоскости (таблица).
Приведены сведения лишь о вступивших в силу законопроектах, наиболее примечательных в плане закрепления определенных стержневых компонентов институционализируемой повестки. Их направленность понятна даже по названиям (законопроекты № 261335-8 и № 293751-8). Законопроект № 49269-8 воплотился в результате довольно длительного обсуждения в Федеральный закон «О гражданстве». В нем, в частности, предусматривается возможность для иностранного гражданина или лица без гражданства, имеющих статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи участника данной программы, подать заявление о приеме в гражданство РФ без учета требования п. 1 ч. 1 ст. 15, т. е. постоянного проживания в РФ со дня принятия решения о выдаче вида на жительство в
20 Концепция внешней политики Российской Федерации : утв. Указом Президента Российской Федерации 31.03.2023 № 229 // Министерство иностранных дел Российской Федерации : [сайт]. URL: https://www.mid.ru/ru/ detail-material-page/1860586/?lang=ru (дата обращения: 20.06.2024).
РФ и до дня подачи заявления о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет (ст. 16)21.
В основном законопроекты в интересующей нас плоскости предполагают внесение изменений в действующее законодательство. Тематически законопроекты охватывают вопросы государственного строительства и конституционных прав граждан. В качестве как ответственного, так и профильного думского комитета чаще всего выступает Комитет по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. В партнерстве с ним (в качестве профильного комитета) - комитеты по государственному строительству и законодательству; по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений; по делам национальностей. Говоря о специфике информационного сопровождения законодательной деятельности указанного Комитета, подчеркнем, что материалы, расположенные на его официальном сайте в соответствующем разделе22, недостаточно оперативно обновляются. Это касается прежде всего данных об определенных мероприятиях - страновых конференциях, круглых столах и прочих, а также аналитической информации. С другой стороны, довольно наглядна одна из его рубрик «Новости
21 Законопроект № 49269-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/49269-8 (дата обращения: 20.06.2024) ; О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 28.04.2023 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
22 Соотечественники // Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками : [сайт]. URL: https://komitet.info/compatriots/ (дата обращения: 20.06.2024).
Законы, подписанные Президентом РФ в течение VIII созыва Государственной Думы
Наименование законопроекта Дата внесения Дата последнего события
Законопроект № 49269-8 «О гражданстве Российской Федерации» 29 декабря 2021 г. 28 апреля 2023 г. (опубликован)
Законопроект № 261335-8 «Об особенностях правового положения граждан Российской Федерации, имеющих гражданство Украины» 19 декабря 2022 г. 18 марта 2023 г. (опубликован)
Законопроект № 293751-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О беженцах" и статьи 8 и 15-1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (об исключении граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики из числа иностранных граждан)» 10 февраля 2023 г. 13 июня 2023 г. (опубликован)
Сост. по: Система обеспечения законодательной деятельности : [сайт]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/oz/pc h?settingslistofbills%5Blist%5D=d8a8afd5-205a-4da0-8404-10fb3384ce94#data_source_tab_pch (дата обращения: 23.06.2024).
Русского мира»23. В ней содержится обзор многочисленных событий и проектов, реализуемых в самых разных частях мира. В том числе из этой рубрики можно почерпнуть информацию о заседаниях координационных советов соотечественников, хотя логичнее было бы ее размещение в рубрике «Координационные советы по проблемам соотечественников».
Значительное количество законопроектов было снято с рассмотрения, отклонено в первом чтении либо отозвано инициатором по тем или иным причинам. В частности, в них намечались: признание соотечественников, проживающих за пределами РФ, носителями русского языка; расширение правовых оснований для признания носителями русского языка граждан Белоруссии и Украины; введение упрощенного порядка приобретения гражданства РФ лицами, проживающими на территории страны-члена НАТО или на территории Украины. Содержание и направленность подобных законопроектов, в первую очередь, обусловлены воздействием внешних факторов.
Среди законопроектов, работа над которыми не завершена по состоянию на 23 июня 2024 г., отметим появление ряда важных инициатив, предусматривающих корректировки понятия «соотечественник». Например, в законопроекте № 502425-8 (внесен депутатом Госдумы М. Н. Матвеевым, фракция КПРФ) сделан акцент на общности русского языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев - такого уточнения нет в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ. Кроме того, в него включено упоминание об украинцах и белорусах как части триединого с государствообразующим русским народа24. В законопроекте № 95462-8 (внесен депутатом Госдумы К. Ф. Затулиным, фракция «Единая Россия») предложено, в частности, уточнить (в ст. 2 Федерального закона) перечень народов, исторически проживающих на территории РФ, включив в него в том числе представителей «белорусского и украинского народов, связан-
23 Новости Русского мира // Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками : [сайт]. URL: https://komitet.info/press/rusnews/ (дата обращения: 20.06.2024).
24 Законопроект № 502425-8 // Система обеспечения
законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/502425-8 (дата обращения: 20.06.2024) ; О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры»25. Данная константа коррелирует с одним из трендов президентского дискурса.
Общая тенденция законодательной ин-ституционализации вопросов, составляющих актуальную политическую повестку, - включение определенных сюжетов в отдельные нормативные правовые акты либо коррекция ранее введенных в них предписаний. И в законодательных актах, и в концептуально-стратегических документах, утвержденных подзаконными НПА, внимание к соотечественникам объективно усиливается. Можно утверждать, что его фиксация законодателем и представителями политического сообщества становится одной из опорных точек для измерения предлагаемой акторами шкалы политических ценностей.
Подводя итог, отметим, что интерпретация темы соотечественников в современной политической повестке России обретает все более зримые черты концептуализации. Фундаментом в этом ракурсе выступают идеи «государства-цивилизации», «Русского мира» и «триединства» русских, украинцев и белорусов. Во многом их продвижение обусловлено последствиями событий «Русской весны» и СВО России. Из содержания официальных документов Российской Федерации в данной области явствует, что восприятие Россией проблематики соотечественников глобализируется - она репрезентируется не только в разрезе региональных процессов (в рамках постсоветского пространства), но фактически - в масштабах всего мира. Подобного рода установления фиксируются и в Концепции внешней политики.
В материалах президентского сайта такая тенденция также прослеживается. В выступлениях главы государства присутствуют сюжеты, корреспондирующие с обоснованием важности налаживать и активизировать коммуникации с широким кругом субъектов из Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока и др. Типичны отсылки к происходящим в мире изменениям. Распространены аргументы геополитического, исторического и культурно-ци-вилизационного свойства. Центральное место в силу совокупности причин занимают вопросы положения соотечественников в ближнем зарубежье. Аналогичная позиция репрезентируется и парламентскими партиями. Несмотря
25 Законопроект № 95462-8 // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/95462-8 (дата обращения: 20.06.2024).
на различия в их идеологических платформах, обнаруживается довольно много сходных черт в понимании политического и общегосударственного значения категории «соотечественники». В инициировании законопроектов в данной области проявляют активность представители различных партий, особенно выделяются ЕР и КПРФ.
Фокус законодательной повестки последнего времени - обеспечение правовыми средствами интеграции соотечественников в пространство России. Большинство законопроектов в данной области ориентировано на упрощение получения российского гражданства лицами, которые могут быть отнесены к соотечественникам, уточнение самого этого понятия, существенных идентификационных параметров. Однако принятие многих из них «подвисает», затягивая принятие необходимых решений. Некоторые законопроекты еще ожидают своего детального обсуждения. Текущая повестка комитета Госдумы, являющегося ответственным в рассматриваемой области, свидетельствует о достаточной насыщенности соответствующими вопросами. В целом напрашивается системное обновление Федерального закона от 24 мая 1999 г. сообразно общей системе геополитических и геоцивилизационных координат Российского государства. Внутриполитические потребности ведущих акторов также могут сказаться на дальнейшем процессе институционализации рассматриваемой повестки, особенно в преддверии парламентских выборов 2026 г. Полагаем, тем не менее, что на данный момент степень имплементации транслируемой повестки в публично-властных решениях пока недостаточна.
Список литературы
1. Короткова Я. Крупные русскоязычные диаспоры в мире // Международная жизнь. 2017. 20 ноября. URL: https://interaffairs.ru/news/show/18787 (дата обращения: 15.04.2024).
2. Агеева В. Д. Global Russians как российская «мягкая сила» // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20, № 1. С. 91-106. https://doi.org/10.31278/1810-6439-2022-20-1-91-106, EDN: AXXQOI
3. Луков Е. В., Безгачева В. В. Соотечественники в стратегических приоритетах современной России (1992-2018): федеральный и региональный аспекты // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 64. С. 42-52. https://doi. org/10.17223/19988613/64/6, EDN: FDCFUI
4. Сазонова О. А. К вопросу о правовом регулировании государственной политики России в отноше-
нии соотечественников за рубежом // Россия: общество, политика, история. 2023. № 3 (8). С. 205-219. https://doi.org/10.56654/ROPI-2023-3(8)-205-219, ЕБ№ GSSLSR
5. Борисов А. В. К дискуссии о перспективах гуманитарной политики России на постсоветском пространстве // Проблемы постсоветского пространства. 2021. Т. 8, № 2. С. 192-206. https://doi.org/10.24975/ 2313-8920-2021-8-2-192-206, ЕБ№ BLKTFC
6. Хазов Е. Н., Илюхин С. В. Государственная политика в отношении добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и перспективы ее развития // Международный журнал конституционного и государственного права. 2023. № 2. С. 48-52. ЕБ№ ХЛМЕи
7. Демин В. Н. Вопросы защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, в контексте нарастающей русофобии в политике стран Запада // Дипломатическая служба. 2024. № 1. С. 64-68. Ш^:// doi.org/10.33920/vne-01-2401-08, ЕБ№ аБиоиЛ
8. Карпович О. Г., Смагина Л. А. Меры по повышению эффективности методов защиты прав российских соотечественников за рубежом // Международное публичное и частное право. 2023. № 2. С. 6-10. https://doi.org/10.18572/1812-3910-2023-2-6-10, ЕБМ SRWTSR
9. Скутина С. Г. Инструментарий реализации государственной политики по переселению соотечественников, проживающих за рубежом в контексте современной российской миграционной повестки // PolitBook. 2024. № 1. С. 166-177. Ш^:// doi.org/10.24412/2227-1538-2024-1-166-177, ЕБ№ WOOUEG
10. Коньков А. Е. Мягкая сила для России: от восприятия к навыкам латентного управления // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2020. Т. 22, № 2. С. 205-221. https://doi.org/10.22363/2313-1438-2020-22-2-205-221, ЕБ№ HGBVFV
11. Томберг И. Р. Русский мир как элемент «мягкой силы» России в странах Центральной Азии // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2023. № 1 (35). С. 91-104. ЕБ№ .^ХШ
12. Алборова М. Б., Савченкова М. И. Диаспоральная дипломатия как элемент политики «мягкой силы» России, практика города Москвы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2024. Т. 24, вып. 2. С. 215-222. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2024-24-2-215-222, ЕБ№ БWCIQC
13. Кондукторова Н. А. К вопросу о свободном выборе в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией соотечественников за рубежом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 118-122. https:// doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-1-118-122, ЕБМ CKERCU
14. Правовое положение соотечественников, проживающих в странах постсоветского пространства: сравнительный анализ / К. Ф. Затулин, В. Г. Егоров, А. В. Докучаева [и др.]. М. : Прометей, 2023. 850 с. EDN: XIRYZP
15. Симонян Р. Х. Русскоязычная диаспора в странах Балтии: современное состояние и перспективы // Балтийский регион. 2022. Т. 14, № 2. С. 144-157. https://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-2-9, EDN: MGUTXX
16. Хоперская Л. Л. Поддержка соотечественников - конституционная обязанность российского государства: Опыт работы с соотечественниками в Киргизской Республике. М. : Просвещение-Союз, 2021. 352 с.
17. Degirmen Dysart B. The Politics of Russian 'Diaspora': From Compatriots to a Russian World // Turkish Jour-
nal of Diaspora Studies. 2021. Vol. 1, iss. 1. P. 49-63. https://doi.org/10.52241/TJDS.2021.0004
18. Pieper M. Russkiy Mir: The Geopolitics of Russian Compatriots Abroad // Geopolitics. 2018. Vol. 25, iss. 3. P. 1-24. https://doi.org/10.1080/14650045.2018. 1465047
19. Леонид Слуцкий: Россия вернет соотечественников домой // Политическая партия Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) : [сайт]. URL: https://ldpr.ru/event/342891 (дата обращения: 23.06.2024).
20. Журавлев: Нужно четко определить разницу между соотечественником и гастарбайтером! // Всероссийская политическая партия «РОДИНА» : [сайт]. URL: https://rodina.ru/novosti/ZHuravlev-Nuzhno-chetko-opredelit-raznicu-mezhdu-sootechestvennikom-i-gastarbajterom (дата обращения: 23.06.2024).
Поступила в редакцию 04.07.2024; одобрена после рецензирования 29.08.2024; принята к публикации 25.09.2024; опубликована 29.11.2024
The article was submitted 04.07.2024; approved after reviewing 29.08.2024; accepted for publication 25.09.2024; published 29.11.2024