Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СВОБОДНОМ ВЫБОРЕ В ПОЛЬЗУ ДУХОВНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И ПРАВОВОЙ СВЯЗИ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ'

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОМ ВЫБОРЕ В ПОЛЬЗУ ДУХОВНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И ПРАВОВОЙ СВЯЗИ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООТЕЧЕСТВЕННИК / СООТЕЧЕСТВЕННИК ЗА РУБЕЖОМ / СВОБОДНЫЙ ВЫБОР / ДУХОВНАЯ / КУЛЬТУРНАЯ И ПРАВОВАЯ СВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондукторова Надежда Александровна

Введение. Действующее понятие «соотечественник за рубежом» дополнено условием о свободном выборе в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией. Целью работы является исследование данного условия в контексте обозначенного понятия. Теоретический анализ. Выявлено, что свободный выбор - это совершенное лицом действие, свидетельствующее о желании возникновения правоотношений, базирующихся на духовной, культурной и правовой связи с государством в целях признания соотечественником за рубежом. Признание соотечественником за рубежом базируется на свободном выборе как акте самоидентификации, выраженном в различных видах деятельности лица в России и за ее пределами. Эмпирический анализ. Обозначены две ключевые проблемы, возникающие в процессе признания лица соотечественником за рубежом: невозможность реализации в полной мере правового статуса соотечественника в иностранных государствах и злоупотребление возможностью получения данного статуса в Российской Федерации. Результаты. Появление в законодательстве о правовом статусе соотечественников за рубежом конструкции «свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией» оценивается положительно, однако требует дополнения обязательным условием о владении русским языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF FREE CHOICE IN FAVOR OF SPIRITUAL, CULTURAL AND LEGAL TIES OF COMPATRIOTS ABROAD WITH THE RUSSIAN FEDERATION

Introduction. The current concept of “compatriot abroad” is supplemented by the condition of free choice in favor of spiritual, cultural and legal ties with the Russian Federation. The purpose of the work is to study this condition in the context of the designated concept. Theoretical analysis. The author has revealed that free choice is an action committed by a person, indicating the desire for the emergence of legal relations based on spiritual, cultural and legal ties with the state in order to be recognized as a compatriot abroad. Recognition of compatriots abroad is based on free choice as an act of self-identification, expressed in various types of activities of a person in Russia and abroad. Еmpirical analysis. The author identifies two key problems that arise in the process of recognition of a person as a compatriot abroad: the impossibility of fully realizing the legal status of a compatriot in foreign countries and the abuse of the possibility of obtaining this status in the Russian Federation. Results. The appearance of the construction of “free choice in favor of spiritual, cultural and legal ties with the Russian Federation” in the legislation on the legal status of compatriots abroad is evaluated positively. However, it requires an addition of a mandatory condition of proficiency in the Russian language.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СВОБОДНОМ ВЫБОРЕ В ПОЛЬЗУ ДУХОВНОЙ, КУЛЬТУРНОЙ И ПРАВОВОЙ СВЯЗИ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 118-122 Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 118-122

https://eup.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-1-118-122, EDN: CKERCU

Научная статья УДК 342.71

К вопросу о свободном выборе в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией соотечественников за рубежом

Н. А. Кондукторова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Кондукторова Надежда Александровна, ассистент кафедры теории государства и права, grishchenko.kz@gmail.com, https://orcid. org/0000-0002-2606-9044

Аннотация. Введение. Действующее понятие «соотечественник за рубежом» дополнено условием о свободном выборе в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией. Целью работы является исследование данного условия в контексте обозначенного понятия. Теоретический анализ. Выявлено, что свободный выбор - это совершенное лицом действие, свидетельствующее о желании возникновения правоотношений, базирующихся на духовной, культурной и правовой связи с государством в целях признания соотечественником за рубежом. Признание соотечественником за рубежом базируется на свободном выборе как акте самоидентификации, выраженном в различных видах деятельности лица в России и за ее пределами. Эмпирический анализ. Обозначены две ключевые проблемы, возникающие в процессе признания лица соотечественником за рубежом: невозможность реализации в полной мере правового статуса соотечественника в иностранных государствах и злоупотребление возможностью получения данного статуса в Российской Федерации. Результаты. Появление в законодательстве о правовом статусе соотечественников за рубежом конструкции «свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией» оценивается положительно, однако требует дополнения обязательным условием о владении русским языком.

Ключевые слова: соотечественник, соотечественник за рубежом, свободный выбор, духовная, культурная и правовая связь Для цитирования: Кондукторова Н. А. К вопросу о свободном выборе в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией соотечественников за рубежом // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2023. Т. 23, вып. 1. С. 118-122. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2023-23-1-118-122, EDN: CKERCU

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

The issue of free choice in favor of spiritual, cultural and legal ties of compatriots abroad with the Russian Federation N. A. Konduktorova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia

Nadezhda A. Konduktorova, grishchenko.kz@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-2606-9044

Abstract. Introduction. The current concept of "compatriot abroad" is supplemented by the condition of free choice in favor of spiritual, cultural and legal ties with the Russian Federation. The purpose of the work is to study this condition in the context of the designated concept. Theoretical analysis. The author has revealed that free choice is an action committed by a person, indicating the desire for the emergence of legal relations based on spiritual, cultural and legal ties with the state in order to be recognized as a compatriot abroad. Recognition of compatriots abroad is based on free choice as an act of self-identification, expressed in various types of activities of a person in Russia and abroad. ЕтрГЫ analysis. The author identifies two key problems that arise in the process of recognition of a person as a compatriot abroad: the impossibility of fully realizing the legal status of a compatriot in foreign countries and the abuse of the possibility of obtaining this status in the Russian Federation. Results. The appearance of the construction of "free choice in favor of spiritual, cultural and legal ties with the Russian Federation" in the legislation on the legal status of compatriots abroad is evaluated positively. However, it requires an addition of a mandatory condition of proficiency in the Russian language.

Keywords: compatriot, compatriot abroad, free choice, spiritual, cultural and legal connection

For citation: Konduktorova N. A. The issue of free choice in favor of spiritual, cultural and legal ties of compatriots abroad with the Russian Federation. Izvestiya of Saratov University. Economics. Management. Law, 2023, vol. 23, iss. 1, pp. 118-122 (in Russian). https://doi. org/10.18500/1994-2540-2023-23-1-118-122, EDN: CKERCU

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Кондукторова Н. А., 2023

Введение

Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» был принят 24 мая 1999 г. [1]. С того момента он претерпел некоторые изменения, которые выразились не только в образовании новых органов, институтов и создании государственных программ, но и в изменении самого содержания понятия «соотечественник за рубежом». Наиболее любопытным с теоретической точки зрения стало введение в конструкцию указанного понятия условия самоидентификации данного субъекта путем осуществления свободного выбора в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией. Приходится признать, что подобный выбор не является стандартным и широко распространенным в конституционно-правовых отношениях.

В связи с изложенным целью настоящей работы выступает исследование понятия «соотечественник за рубежом», его нормативной модификации и значения в рассматриваемой правовой конструкции свободного выбора в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией.

Теоретический анализ

В самых ранних редакциях вышеупомянутого Закона в понятие «соотечественник за рубежом» вкладывался только признак гражданской принадлежности. Речь шла о признании соотечественниками тех, кто имеет российское гражданство и проживает за рубежом; тех, кто стал гражданином иностранного государства в результате распада Советского Союза; и тех, кто когда-то состоял в гражданстве Российского государства, российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, но приобрел гражданство в другом государстве или стал лицом без гражданства; а также потомков лиц из вышеуказанных категорий [1].

Однако Федеральным законом от 23.07.2010 № 179-ФЗ было изменено содержание понятия «соотечественник за рубежом» [2]. В пояснительной записке отмечалось, что цель внесения изменений - отражение современных подходов Российского государства к взаимодействию с соотечественниками, выраженному в переходе от гуманитарной помощи к партнерству и сотрудничеству. Инициаторами законопроекта о внесении поправок предлагалось уточнить исследуемое понятие для исключения возможности отнесения к соотечественникам всех лиц, являющихся гражданами бывших союзных республик [3]. В новой редакции ст. 1 Федерального закона от

24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» появились следующие формулировки: соотечественниками признаются лица, «...относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации.» и «.сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией.» [1].

Вопрос о принадлежности лица к определенному народу является дискуссионным, в особенности в сравнении с принадлежностью к какой-либо национальности. Однако в контексте данного нормативного акта законодатель сделал акцент на принадлежности к определенной народности (традиционно проживающей на территории РФ), что, безусловно, в первую очередь определяется историческими и культурными аспектами происхождения человека, на которые он влиять не в силах.

Однако термин «свободный выбор», исходя из буквального толкования, предполагает наличие осознанной воли в определении того или иного варианта действия. В контексте понятия «соотечественник за рубежом» свободный выбор представляет собой совершенное лицом действие, свидетельствующее о желании возникновения правоотношений, базирующихся на духовной, культурной и правовой связи с государством.

С точки зрения юридической техники наличие союза «и» между словами «духовной», «культурной» и «правовой» предполагает одновременное использование всех трех компонентов при реализации исследуемой нормы.

Таким образом, законодатель хотел подчеркнуть важность не только соответствия установленным формальным критериям (национальная и гражданская принадлежность), которые от самого лица не зависят, но и подкрепленное действиями желание быть частью русского мира.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: что представляет собой в контексте признания соотечественником за рубежом духовная, культурная и правовая связь?

Эмпирический анализ

Законом разъясняется, что признание соотечественниками по указанным выше основаниям является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию русской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской

Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите их прав, либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией [1].

В этом случае речь идет о различных видах деятельности соотечественников, связанных с развитием и распространением русской культуры за рубежом. В иностранных государствах, несмотря на все трудности, по-прежнему функционируют русскоязычные школы, где изучаются русские литература и история (в конце октября 2022 г. в Мадриде прошел I Международный конгресс «Русская школа в условиях современных вызовов» [4]). Соотечественники за пределами Российской Федерации чтят историческую память, ежегодно принимая участие в акции «Бессмертный полк» (в 2022 г. акция состоялась на Кубе, в Ливане, Сербии, Венесуэле, Китае и многих других государствах по всему миру [5]). Несмотря на декларируемую отмену русской культуры за рубежом, за пределами России все еще ждут выступлений отечественных исполнителей с классическими концертными программами [6].

Правовая же связь соотечественников с Российской Федерацией базируется на действующем законодательстве. В частности, в 2020 г. в Конституции Российской Федерации в ч. 3 ст. 69 появилась важная норма. Она устанавливает, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности [7]. Также в нормативную базу по данному вопросу входят Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [8], ранее упомянутый Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [1] и иные документы. Однако что представляет собой по содержанию правовая связь соотечественников с Россией?

Устойчивая правовая связь лица с государством уже обозначена в российском законодательстве единым термином - гражданство [9]. Ученые определяют гражданство как двустороннюю связь лица с государством, содержание которой составляют не взаимные права и обязанности как таковые, а лишь определенное их сочетание, характеризующееся особыми качествами [10, с. 22-23] (в связи с этим в федеральном законодательстве используется термин «устойчивая связь»).

Правовой статус соотечественников не тождественен правовому статусу гражданина Российской Федерации. Однако по аналогии мы можем определить правовую связь лица с государством как совокупность их взаимных прав и обязанностей.

В соответствии с законодательством соотечественники имеют право на получение поддержки со стороны России в экономической, социальной и культурной сферах, на участие в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом [11] и получение льгот в связи с этим, участие в общественных объединениях и т.д. Согласно принципу единства прав и обязанностей Российская Федерация гарантирует и обеспечивает вышеуказанные права. Но есть ли у соотечественников перед Российским государством какие-либо обязанности? На наш взгляд, исходя из всего вышеизложенного, существует группа обязанностей, присущих соотечественникам, основу которых составляет владение русским языком и вытекающие из этого: распространение русского языка, использование его в повседневной жизни, укрепление и развитие русской культуры, уважение исторической памяти.

Однако при реализации вышеуказанных норм возникают некоторые проблемы.

1. Правовой статус соотечественника за рубежом напрямую связан с его статусом как гражданина иностранного государства. В связи с этим воплощение в реальности идеи свободного выбора, особенно в аспекте распространения русского языка и культуры, является затруднительным для соотечественников из ряда государств. В частности, мы можем говорить о препятствовании использования в повседневной жизни русского языка, дискриминации в трудовой сфере по национальному признаку, закрытии русскоязычных школ, запрете на исполнение за рубежом произведений отечественных композиторов и т.д. И до тех пор, пока лицо имеет подданство иностранного государства, проявить себя в полной мере как соотечественник по отношению к России для некоторых граждан является почти невозможным.

2. Следующая проблема вытекает из факта злоупотребления иностранными гражданами возможностями, предоставляемыми Россией для своих соотечественников. В соответствии с ч. 7 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, которые являются участниками государственной программы по оказанию содей-

ствия добровольному переселению в Российскую Федерации соотечественников, проживающих за рубежом, могут обратиться с заявлением о принятии в гражданство РФ в упрощенном порядке. В отношении них не действуют нормы о пяти годах непрерывного проживания на территории России с момента получения вида на жительство, о подтверждении владения русским языком, о наличии законного источника средств к существованию [9]. Так как факт свободного выбора (в контексте Закона) трудно подтвердить какими-либо документами, всегда будет иметь место пренебрежение данным правилом. В результате практически любое лицо, желающее получить гражданство в упрощенном порядке, может воспользоваться положением о свободном выборе и признать себя соотечественником, не имея на самом деле стремления стать частью русского мира. Как итог, предоставление Российской Федерацией права признания себя соотечественником становится не способом борьбы с последствиями распада Советского Союза, а лишь этапом миграционного процесса отдельно взятого иностранного гражданина или лица без гражданства.

Обе проблемы показывают недостатки существующего механизма реализации права соотечественников на возвращение в Россию. В первом случае выход из ситуации возможен на международном уровне посредством согласованных действий государств по недопущению нарушения прав соотечественников - граждан этих стран. Однако в современной ситуации подобное видение решения проблемы кажется утопичным. В связи с этим на сегодняшний день мы можем лишь говорить о возможности смещения акцентов в национальной политике России с поддержки соотечественников за рубежом в сторону еще большего объединения соотечественников на своей территории.

Решением проблемы злоупотребления правом на возвращение является возобновление обязательной процедуры признания носителем русского языка. Свободное знание русского языка и использование его в бытовой жизни должно быть ключевым критерием для признания лица соотечественником. Именно язык является базой духовной, культурной и правовой связи с государством, в пользу которой соотечественники совершают свой выбор в стремлении стать частью русского мира.

Результаты

Подводя итог изложенному, следует заключить, что включение в понятие «соотечественник за рубежом» критерия свободного выбора в

пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией является обоснованным. Данный критерий позволяет признать таковыми не всех лиц, подходящих по признаку гражданской и национальной принадлежности, а только тех из них, кто актом самоидентификации может подтвердить свое намерение стать частью русского мира. Однако для недопущения злоупотребления данной возможностью, предоставляемой Российской Федерацией, необходимо включить требование о знании русского языка в число обязательных условий признания лица соотечественником за рубежом.

Список литературы

1. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом : федер. закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 22, ст. 2670 ; 2013. № 30 (ч. I), ст. 4036.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» : федер. закон от 23.07.2010 № 179-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 30, ст. 4010.

3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"» // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346064-5 (дата обращения: 01.12.2022).

4. Русские школы за рубежом в условиях отмены «русской культуры» // Россия и соотечественники. URL: http://www.russkie.org/articles/russkie-shkoly-za-rubezhom-v-usloviyakh-otmeny-russkoy-kultury/ (дата обращения: 01.12.2022).

5. Как акция «Бессмертный полк» прошла по всему миру // Фонтанка.ру : [сайт]. URL: https://www. fontanka.ru/2022/05/09/71318480/ (дата обращения: 01.12.2022).

6. «Посольство мастерства»: музыканты Сергей Ролдугин и Мирослав Култышев выступили в Минске // Известия.78 [сайт]. URL: https://78. ru/articles/2022-10-26/roldugin (дата обращения: 01.12.2022).

7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398 ; 2020. № 11, ст. 1416.

8. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года : указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012

№ 1666 (ред. от 06.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 52, ст. 7477 ; 2018. № 50, ст. 7739.

9. О гражданстве Российской Федерации : федер. закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. 24.09.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 22, ст. 2031 ; 2022. № 39, ст. 6540.

10. Черниченко С. В. Международно-правовые вопросы гражданства. М. : Международные отношения, 1968. 160 с.

11. О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом : указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 637 (ред. от 12.08.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26, ст. 2820 ; 2022. № 33, ст. 5893.

References

1. On the public policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad. Federal Law 99-FZ of 24.05.1999 (an edition of 23.07.2013). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 1999, no. 22, art. 2670; 2013, no. 30 (pt. I), art. 4036 (in Russian).

2. On Amendments to the Federal Law "On the public policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad". Federal Law 179-FZ of 23.07.2010. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2010, no. 30, art. 4010 (in Russian).

3. Explanatory Note to the Federal Law draft "On Amendments to the Federal Law "On the public policy of the Russian Federation in relation to compatriots abroad". The ensuring legislative activity system. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/346064-5 (accessed 1 December 2022) (in Russian).

4. Russian schools abroad in the context of the abolition of "Russian culture". Rossiya i sootechestvenniki (Russia and Compatriots). Available at: http://www.russkie. org/articles/russkie-shkoly-za-rubezhom-v-usloviyakh-otmeny-russkoy-kultury/ (accessed 1 December 2022) (in Russian).

5. How the Immortal Regiment campaign was held around the world. Fontanka.ru. Site. Available at: https://www. fontanka.ru/2022/05/09/71318480/ (accessed 1 December 2022) (in Russian).

6. "Embassy of Excellence": musicians Sergey Roldugin and Miroslav Kultyshev performed in Minsk. Izves-tia.78. Site. Available at: https://78.ru/articles/2022-10-26/roldugin (accessed 1 December 2022) (in Russian).

7. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote 12.12.1993) (amended by Federal Constitutional Law 6-FKZ of 30.12.2008, Federal Constitutional Law 7-FKZ of 30.12.2008, Federal Constitutional Law 2-FKZ of 05.02.2014, Federal Constitutional Law 11-FKZ of 21.07.2014, Federal Constitutional Law 1-FKZ of 14.03.2020). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398; 2020, no. 11, art. 1416 (in Russian).

8. On the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025. Decree of the President of the Russian Federation no. 1666 of 19.12.2012 (an edition of 06.12.2018). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2012, no. 52, art. 7477; 2018, no. 20, art. 7739 (in Russian).

9. On the citizenship of the Russian Federation. Federal Law 62-FZ of 31.05.2002 (an edition of 24.09.2022). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2002, no. 22, art. 2031; 2022, no. 39, art. 6540 (in Russian).

10. Chernichenko S. V. Mezhdunarodno-pravovye voprosy grazhdanstva [International Legal Issues of Citizenship]. Moscow, Internastional'nye otnosheniya Publ., 1968. 160 p. (in Russian).

11. On measures to facilitate the voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad. Decree of the President of the Russian Federation no. 637 of 22.06.2006 (an edition of 12.08.2022). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2006, no. 26, art. 2820; 2022, no. 33, art. 5893 (in Russian).

Поступила в редакцию 02.12.2022; одобрена после рецензирования 10.12.2022; принята к публикации 12.12.2022 The article was submitted 02.12.2022; approved after reviewing 10.12.2022; accepted for publication 12.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.