Научная статья на тему 'НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ'

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СООТЕЧЕСТВЕННИК / ПРОГРАММА / ПЕРЕСЕЛЕНИЕ / УЧАСТНИК / СВИДЕТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прудникова Т. А.

Анализируются особенности реализации Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом на современном этапе, в том числе рассмотрен опыт реализации данной программы в Латвийской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Прудникова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL REGULATION OF THE PROCESS OF VOLUNTARY RESETTLEMENT OF COMPATRIOTS TO THE RUSSIAN FEDERATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE STATE PROGRAM

The specifics of the implementation of the State Program for the voluntary Resettlement of Compatriots living abroad at the present stage, including the experience of implementing this program in the Republic of Latvia are analyzed.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-192-195 NIION: 2003-0059-2/22-245 MOSURED: 77/27-003-2022-02-444

Нормативное правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы

Татьяна Анатольевна Прудникова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

Аннотация. Анализируются особенности реализации Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом на современном этапе, в том числе рассмотрен опыт реализации данной программы в Латвийской Республике.

Ключевые слова: Российская Федерация, государственная политика, соотечественник, программа, переселение, участник, свидетельство

Для цитирования: Прудникова Т. А. Нормативное правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию в рамках Государственной программы // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 192-195. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-192-195.

Original article

Normative legal regulation of the process of voluntary resettlement of compatriots to the Russian Federation within the framework of the State Program

Tatiana A. Prudnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

Abstract. The specifics of the implementation of the State Program for the voluntary Resettlement of Compatriots living abroad at the present stage, including the experience of implementing this program in the Republic of Latvia are analyzed.

Keywords: Russian Federation, state policy, compatriot, program, resettlement, participant, certificate

For citation: Prudnikova T. A. Normative legal regulation of the process of voluntary resettlement of compatriots to the Russian Federation within the framework of the State Program. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):192-195. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-192-195.

Анализ специальной и юридической литературы показал, что в Государственной программе [1] по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом и желающих вернуться в Российскую Федерацию, обеспечивается комплексный подход к решению вопросов оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию и межотраслевой координации, получения возможности осознанного выбора соотечественниками мест своего будущего проживания, работы, обучения с учетом социально-экономического положения субъектов Российской Федерации, объемов

государственных гарантий и социальной поддержки, которые предоставляются переселенцу в зависимости от выбранной территории вселения.

Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2020 г. № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [4] предусмотрено внесение изменений в Государственную программу переселения соотечественников за рубежом с учетом меняющейся миграционной обстановки и определения текущих перспектив мигра-

© Прудникова Т. А., 2022

JURISPRUDENCE

ционной политики, а именно: законодательно расширился круг семьи участника программы и тех членов семьи, кто может самостоятельно принимать участие в программе (увеличился круг родственников участника программы, в понятийный аппарат добавилась категория «приемные родители», а совершеннолетний член семьи участника программы имеет право самостоятельно участвовать в программе переселения, включая его супругу или супруга).

Кроме того, увеличился срок, на которое лицам, получившим статус «соотечественник» выдается соответствующее свидетельство участника программы — в настоящее время данный срок, на который выдается свидетельство, составляет пять лет, а раньше соответственно — три года, при этом в законодательстве предусмотрено, что по окончании срока свидетельства продлить его нельзя и гражданство Российской Федерации необходимо оформить в течение срока действия данного документа, то есть в течении пяти лет.

Целями Государственной программы по добровольному переселению являются: стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Российскую Федерацию; содействие социально-экономическому развитию регионов; решение демографических проблем, в первую очередь на территориях приоритетного заселения. Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2020 г. № 322 «О некоторых вопросах реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [4] предусмотрено, что участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию на территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, предоставляются государственные гарантии и социальная поддержка в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, одной из новелл является то, что законодательно предусмотрено появление нового пункта о предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, право на получение которой подтверждается жилищным сертификатом. Данная субсидия представляет собой вид социальной выплаты, предоставляемой субъектам-участникам государственной программы для реализации своего конституционного права. Размер жилищной субсидии будет рассчитываться с учетом показателей рыночной стоимости одного квадратного метра по субъектам Российской Федерации. Предоставляться субсидия будет после приобретения гражданства Российской Федерации, а порядок ее предоставления определяется Правительством Россий-

ской Федерации. Закреплена и ответственность для тех лиц, которые утратили соответствующий статус участника программы переселения ранее чем через три года после постановки на учет, что влечет за собой взыскание понесенных государством затрат и жилищной субсидии.

В рамках реализации правовых гарантий [2], участники Государственной программы и члены их семей имеют право на получение образования, в том числе и среднего профессионального, высшего образования и дополнительного профессионального образования; получение медицинской помощи; получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства и др.

Стоит подчеркнуть, что одной из стимулирующих мер поддержки со стороны государства в отношении участников государственной программы, переселившихся на территории приоритетного заселения (Амурская область, Камчатский край, Хабаровский край, Магаданская область и др.) является разовая помощь на обустройство («подьемные»), за получением которых участник обращается в территориальные органы МВД России [6] для заполнения бланков заявления и открытия счета для их начисления. При этом предусмотрено, что заявление подается лично участником программы или через законного представителя, у которого имеется нотариально заверенная доверенность и документально подтвержденный факт причины отсутствия заявителя. Нововведением в 2020 году [3] стало определение размера подъемных с учетом величины прожиточного минимума, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Комплексный план основных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2023 годы основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [1], других федеральных законах, имеет целью координацию усилий федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и общественных организаций, направленных на развитие отношений с российской диаспорой в интересах защиты ее прав и интересов, а также активизации роли соотечественников, проживающих за рубежом, в расширении сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Работа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов

№ 2 / 2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

193

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Россотрудничества с российской диаспорой нацелена, прежде всего, на развитие ее собственной активности и решает следующие задачи:

а) обеспечение защиты прав и законных интересов соотечественников;

б) содействие дальнейшей консолидации российской диаспоры путем поддержки организаций соотечественников на всемирном, региональном и страно-вом уровнях [5];

в) расширение информационного обеспечения соотечественников и оказание содействия в становлении издаваемых ими средств массовой информации и интернет-ресурсов;

г) содействие сохранению российской языковой и этнокультурной идентичности соотечественников;

д) поддержка молодежных организаций соотечественников, русскоговорящей молодежи, сохранение и развитие их связей с Российской Федерацией и др.

Если обратиться к опыту представительства МВД России в Латвийской республике (далее — Латвия) [6] по реализации Государственной программы по добровольному переселению соотечественников, то существенное внимание представительства МВД России уделяется работе с русскоязычными средствами массовой информации Латвии, регулярно проводятся встречи с представителями средств массовой информации по разъяснению законодательства в сфере миграции Российской Федерации в рамках реализации Государственной программы. В средствах массовой информации Латвии регулярно размещается актуальная информация о порядке пребывания на территории Российской Федерации и осуществления трудовой деятельности, а также подробная информация об участии в Государственной программе и о территориях приоритетного заселения.

На 1 января 2022 года [6] в Латвии проживают 41803 гражданина Российской Федерации с постоянными видами на жительство, из них в связи с воссоединением семьи — 6864 лица; в связи с приобретением гражданства Российской Федерации — 32982 лица.

Актуальными остаются вопросы, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации на территории Латвии и Российской Федерации, с порядком пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и осуществлением ими трудовой деятельности.

За 2020-2021 гг. было проведено достаточное количество мероприятий, связанных с вопросами взаимодействия и информационного сопровождения Государственной программы переселения, встречи с представителями русской общины «Улей», русского общества «Родник», информационные семинары

и др. Во время данных встреч с представителями общественных организаций обсуждались изменения, внесённые в законодательство в сфере миграции, вопросы реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также проведение совместных мероприятий с регионами вселения в рамках видеоконференций.

В рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвии о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев от 2 июня 1993 года, Исполнительного протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвии о порядке реализации Соглашения между Российской Федерации и Европейским сообществом о реадмиссии на регулярной основе согласовываются документы потенциальных переселенцев на добровольное переселение в Российскую Федерацию, оперативно решаются актуальные вопросы, в том числе связанные с имуществом переселенцев; осуществляются консультации и обмен информацией о миграционной ситуации и законодательстве двух стран; изучается опыт работы миграционных органов Латвии по противодействию незаконной миграции и другим миграционным вопросам.

В заключении следует отметить о проблеме информационной помощи соотечественникам за рубежом. В настоящее время необходимы поиски механизмов их разрешения. Учитывая значимость средств массовой информации для соотечественников за рубежом, приоритеты государственной политики и экономическое положение изданий, следует предоставлять русскоязычным периодическим изданиям соотечественников на безвозмездной основе материалы российских информационных агентств.

Список источников

1. Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

2. Указ Президента РФ от 22.06.2006 г. № 637 (ред. от 24.03.2021) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

3. Указ Президента РФ от 14.09.2012 г. № 1289 (ред. от 24.03.2021) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

4. Указ Президента РФ от 12.05.2020 г. № 322 «О некоторых вопросах реализации Государ-

ственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 №36121) (ред. от 30.04.2021).

6. Официальный сайт МВД России // www.mvd.ru.

References

1. Federal Law № 99-FZ of 24.05.1999 (as amended on 23.07.2013) «On the State Policy of the Russian Federation in relation to Compatriots abroad».

2. Decree of the President of the Russian Federation № 637 of 22.06.2006 (ed. of 24.03.2021) «On measures to assist the voluntary resettlement of compatriots living abroad to the Russian Federation».

3. The decree of the President of the Russian Federation dated 14.09.2012 № 1289 (ed. by 24.03.2021) «On the implementation of the State program on rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad».

4. The decree of the President of the Russian Federation from 12.05.2020 № 322 «On some issues of implementation of the State program on rendering assistance to voluntary resettlement to the Russian Federation of compatriots living abroad».

5. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on culture (approved by the Supreme Court of the Russian Federation on 09.10.1992 № 3612-1) (ed. from 30.04.2021).

6. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia // www.mvd.ru.

JURISPRUDENCE

Информация об авторе

Т. А. Прудникова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.

Information about the author T. A. Prudnikova — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 01.03.2022; принята к публикации 30.03.2022.

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 01.03.2022; accepted for publication 30.03.2022.

A.C. Прудников

Органы внутренних дел

и институты гражданского общества

Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции

История. Современность. Перспективы

Органы внутренних дел и институты гражданского общества. Формы взаимодействия и партнерства в сфере миграции. История. Современность. Перспективы. Монография. Прудников А.С. 183 с.

Монография подготовлена с учетом новых теоретических и научно-практических подходов к изучению основ институтов гражданского общества, закрепляющих их правовое положение, анализ форм участия институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля, а также их взаимодействия и партнерства с органами публичной власти в сфере миграции.

Для курсантов, слушателей образовательных учреждений МВД России, преподавателей юридических вузов, а также практических сотрудников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

№ 2/2022

Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.