СТАТУС СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ ЗА РУБЕЖОМ М.А. Киселев, студент
Научный руководитель: И.Р. Аминов, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-3-69- 72
Аннотация. В рамках настоящей статьи рассматриваются особенности принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, некоторые вопросы правового статуса, присущего институту обеспечения прав соотечественников, находящихся за рубежом. Актуальность темы исследования характеризируется необходимостью развития института репатриации, влияние настоящего института на конституционно-правовое обеспечение положения лиц, подлежащих принятию в гражданство Российской Федерации, совершенствованием регулирования деятельности государственных регистрирующих органов в сфере миграции. Надлежащая регламентация конституционных прав, в том числе и отдельных правовых механизмов, является неотъемлемым элементом современной модели демократического правового государства. Необходимо установить четкое толкование нормативных актов, содержащих положения о правовом статусе соотечественников за рубежом. В рамках настоящей научной деятельности, автор статьи проводит анализ некоторых аспектов содержания статуса соотечественников за рубежом, определяет порядок принятия в гражданство Российской Федерации, производит сопоставление между теоретической и практической сторонами данного вопроса.
Ключевые слова: институт репатриации, правовой статус, соотечественник за рубежом, порядок принятия в гражданство, иммиграционная амнистия.
На современном этапе развития отечественной правовой системы, одной из наиболее актуальных задач, формирующихся перед государственным механизмом, является оптимизация правовых, регулятивных и иных механизмов, способствующих обеспечению свободного переселения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обеспечении прав, гарантированных данным лицам Конституцией Российской Федерации [1].
Помимо вышеуказанной цели, государство поддерживает защиту законных прав и интересов соотечественников, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, в соответствии с положениями, закрепляемыми Конституцией Российской Федерации, иными отечественными нормативно-правовыми актами, общепризнанными международными принципами защиты права.
С одной точки зрения, граждан-соотечественников, которые проживают за
пределами территории Российской Федерации, необходимо рассматривать как демографический и культурный ресурс, способный существенно влиять не только на эффективность внешней политики государства, равно как и на укрепление и развитие экономических межгосударственных связей, но и на осуществление и развитие миграционной политики. Как факультативный фактор данного направления, следует выделить разрешение внутренних проблем государства путем оптимизации административно-правового регулирования в рамках реализации миграционных процессов [6].
При этом, в рамках реализации государственной программы поддержки добровольного переселения на территории России соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам семей данных лиц 27 декабря 2018 г. принят Федеральный закон № 544-ФЗ от 27.12.2018 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»,
который вводит право на упрощенный прием в российской гражданство определенной категории лиц [2].
Таким образом, в настоящее время предусмотрены три порядка приема лиц в гражданство Российской Федерации:
- общий порядок, который не предусматривает какой-либо спецификации, применяется ко всем иностранным гражданам и лицам без гражданства.
- упрощенный порядок, для которого характерно наличие определенных факторов, таких как знание русского языка и отсутствие социальных конфликтов во время проживания в России. Настоящий порядок применяется в отношении лиц, прибывших из стран, близких к России в социально-культурном отношении (страны СНГ).
- особый порядок приема в гражданства, при котором, решение, принимается главой государства по материалам Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. Закономерно, что данный порядок применяется в отношении только некоторых категорий иностранных граждан.
Объективен тот факт, что надлежащая реализация государственной политики по возвращению соотечественников соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и способствует снижению коэффициента демографического кризиса в будущем [7]. Исходя из этого, формируется несколько ключевых положений, которые необходимо обеспечивать:
1. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и общественных объединений в сфере миграции с целью предоставления гражданам, проживающих за рубежом полной и своевременной поддержки, необходимой для обеспечения прав и законных интересов данных лиц.
2. Предоставление иммиграционной амнистии для граждан-соотечественников, бывших граждан стран Советского Союза Социалистических Республик (далее - Советского Союза), их потомков, которые несколько лет проживали на территории Российской Федерации и вследствие различных оснований (в том числе несовершенства реализации законодательного ре-
гулирования, собственной неосведомленности или стечения иных неблагоприятных жизненных обстоятельств) утратили основания своего законного нахождения на территории России.
В данной связи, стоит отметить Федеральный закон № 134-Ф3 от 24 апреля 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства», который регулирует упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации для граждан бывшего Советского Союза (граждан Беларуси, Украины, Казахстана, Молдовы) [3]. Данный порядок предусматривает освобождение от соблюдения некоторых из требований: непрерывное проживание на территории Российской Федерации в течение пяти лет, обозначение законного источника средств для собственной жизнедеятельности [4].
3. Отдельного внимания заслуживает факт идентичности правового статуса и требований, которые предъявляются законодательным механизмом к лицам, желающим сменить статус временно проживающего на статус постоянно проживающего. Иными словами, установленный, в настоящее время, порядок создает препятствия иностранным гражданам и соотечественникам во время процедуры получения российского гражданства, поскольку уже через 1 календарный год необходимо предоставить идентичные документы, вновь подтверждать стремление стать гражданином Российской Федерации, что, конечно же, будет являться факультативной финансовой нагрузкой и нагрузкой на государственные регистрирующие органы [5].
В результате проведенного исследования, необходимо выделить, что поскольку широкий перечень проблем в данной сфере остается актуальной темой для дискуссий в научных кругах, совершенствование административно-правового регулирования, в данной связи, должно сопровождаться надлежащим вниманием. На наш взгляд, фундаментальными положениями
миграционной реформы должны быть закреплены меры по увеличению эффективность и оптимизации реализации процедур в рамках названной сферы. Своевременно, что государство предпринимает меры по разработке унифицированных миграционных правил, предписаний, в том числе предоставление благоприятных условий для переселения названных лиц на территорию Российской Федерации.
Немаловажным является повышение критерия обороноспособности и безопас-
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).
2. Федеральный закон № 544-ФЗ от 27.12.2018 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».
3. Федеральный закон № 134-Ф3 от 24 апреля 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».
4. Гиматдинов Р.Р., Насыров И.Р. Взаимодействие с соотечественниками на уровне российских регионов: опыт Татарстана // Вестник МГИМО Университета. - 2015. -№3 (42).
5. Еремина И.С. Защита соотечественников, проживающих за рубежом, органами государственной власти Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2018. - №1 (42).
6. Ильченко О.А. К дискуссии об определении понятия и административно-правового статуса соотечественников за рубежом // Вестник ВГУ. Серия: право. - 2015. - №4.
7. Сазонова О.А. Административно-правовое регулирование в сфере миграции: проблемы и перспективы совершенствования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.14 - административное право; административный процесс. Воронеж, 2019.
ности государства, в том числе в результате масштабной интеграции современных инновационных технологий в сфере информационной безопасности. Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить к нормам, в части соответствия законодательству и правовым принципам, регламентирующим юридический статус соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.
STATUS OF COMPATRIATS ABROAD
M.A. Kiselev, Student
Supervisor: I.R. Aminov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. Within the framework of this article, the peculiarities of the admission to citizenship of foreign citizens and stateless persons, some issues of the legal status inherent in the institution of ensuring the rights of compatriots abroad are considered. The relevance of the research topic is characterized by the need to develop the institute of repatriation, the influence of this institute on the constitutional and legal provision of the status of persons subject to citizenship of the Russian Federation, improving the regulation of the activities of state registration authorities in the field of migration. Proper regulation of constitutional rights, including individual legal mechanisms, is an integral element of the modern model of a democratic rule of law state. It is necessary to establish a clear interpretation of normative acts containing provisions on the legal status of compatriots abroad. Within the framework of this scientific activity, the author of the article analyzes some aspects of the content of the status of compatriots abroad, determines the procedure for admission to citizenship of the Russian Federation, makes a comparison between the theoretical and practical sides of this issue.
Keywords: institute of repatriation, legal status, compatriot abroad, procedure for citizenship, immigration amnesty.