Научная статья на тему 'Сообщество рыбаков в кросс-культурной интерпретации'

Сообщество рыбаков в кросс-культурной интерпретации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
124
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЫБАК / АРХАИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ДОСУГОВОЕ СООБЩЕСТВО / РИТУАЛ / ОБРЯД / FISHERMEN / ARCHAIC CULTURE / COMMUNITY / RITUAL / SIGNS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Поспелова Юлия Николаевна

Культура рыбаков уникальна тем, что сочетает в себе и современные, и архаичные элементы. Статья основана на материалах, полученных методом фокусированного интервью, проведенного на территории г. Перми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture of fisherman is unique because it combines modern and archaic elements. This article is based on materials, received by method of focused interview, conducted on the territory of Perm.

Текст научной работы на тему «Сообщество рыбаков в кросс-культурной интерпретации»

Юлия ПОСПЕЛОВА

СООБЩЕСТВО РЫБАКОВ В КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Культура рыбаков уникальна тем, что сочетает в себе и современные, и архаичные элементы. Статья основана на материалах, полученных методом фокусированного интервью, проведенного на территории г. Перми.

The culture of fishermen is unique because it combines modern and archaic elements. This article is based on materials, received by method of focused interview, conducted on the territory of Perm.

Ключевые слова:

рыбак, архаичная культура, досуговое сообщество, ритуал, обряд; fisherman, archaic culture, community, ritual, signs.

ПОСПЕЛОВА

Юлия

Николаевна —

аспирант Пермского

государстаеиного

института

ипаааста и культуры

julija-pospelova@

трИ.ии

В современном городе прячутся остатки прежних культур, по своему происхождению тяготеющих к традиционным или даже архаичным. Носители этих культур объединяются в сообщества, противостоящие целевым, функциональным группам. В этих сообществах воспроизводятся черты так называемых мужских союзов. В статье представлена информация о сообществе рыбаков, которое может быть рассмотрено в двух плоскостях: как деятельностная форма и как мужской союз.

Настоящее исследование построено на результатах фокусированных интервью, проведенных с рыбаками в 2008—2009 гг. на территории г. Перми. Все источники пронумерованы. Интервьюерами выступали мужчины различных профессий, в возрасте от 30 до 55 лет, которые идентифицировали себя с рыбаками. Каждое интервью продолжалось в течение 30—40 минут, запись производилась на диктофон, расшифровывалась и авторизовывалась. Задачи ставились следующие: выявить культурный смысл акции, темы общения, характер сообщества.

Одной из основных характеристик данного сообщества является его «закрытость», отделенность от окружающего мира. В этот мир вхожи только «свои»: «...езжу только с теми, кого хорошо знаю...», «...с рыбаками с работы.», «.езжу с друзьями.». Это можно объяснить тем, что отдыхать лучше с теми, кого знаешь, чтобы не испытывать скованность, расслабиться («ездят некоторые отдыхать.», «не поймал рыбы — отдохнул.», «вырвался на природу от своих семейных проблем.», «вот для меня рыбалка — это хобби, не то чтобы от жены убежать — просто я балдею»).

Сообщество рыбаков является специализированным видом проведения досуга, об этом может свидетельствовать терминология рыбаков: обуривать, техать, поклевка, чернобылка и т.д. Мы видим, насколько специфичен их язык, он непонятен горожанину, не вовлеченному в процесс рыбалки.

В действиях данного сообщества наблюдаются черты обрядности. Рыбалка предполагает повторение одних и тех же действий, наличие определенной одежды («По погоде надо одеваться зимой, .если у тебя нет — специально покупать»). Есть определенное место, с которого можно уехать «.куда хочешь.» — «Пятак у рынка». Существует специальная еда летней рыбалки — уха, наличие костра — тоже обязательное условие летней рыбалки («Ну, за день какие обряды. порыбачил, собрался, домой поехал, то есть ничего не успеваешь, а вот, допустим, с ночевой едешь — не знаю как можно без ухи на костре»). Существуют также рыбацкие ночевки — летом у костра, а зимой у обитателей близлежащих к водоему деревень («Договариваемся с местными жителями, пускают же. если далеко

едешь.»). Обилие примет подчеркивает связь современного досуга с архаичной культурой:

— нельзя брать с собой рыбу;

— чтоб под руку никто ничего не говорил;

— с женой нельзя грешить перед рыбалкой;

— нельзя перешагивать удочку;

— если женщина попала пустая — все, клева не будет.

Некоторые рыбаки пользуются приметами, чтобы определить, какой будет улов, а другие обращают внимание на погодные условия: направление ветра, давление («Самое лучшее — это западный ветер, юго-западный ветер, когда восток — на рыбалку можешь не ходить», «некоторые люди при ветре поплавка просто не видят: клюет либо нет.»).

Для этого сообщества также характерен особый вид коммуникации, включающий ненормативную лексику, мужские шутки, разговоры с наличием специальной терминологии. Существуют рыбацкие темы: «.о рыбалке.», «про баб». Кроме этих тем, есть и про работу, про природу, даже пение песен. Есть у рыбаков и свои анекдоты, в которых употребляется своя терминология (опарыш, мотыль), темы анекдотов — интимные отношения с противоположным полом, взаимодействие между рыбаками, семейные проблемы. Рыбацкие байки также составляющая отдыха — темы те же, что и в анекдотах, байки презентуются как быль, но при беседе рыбаков между собой может раскрываться отсутствие подлинности на первый взгляд правдивой истории.

Отношения на рыбалке между людьми регулируются «рыбацкой этикой»: нельзя бурить лунки близко к другим рыбакам, «рыбачить на глазок», браконьерничать. В зависимости от цели рыбалки эта этика может нарушаться.

Достаточно велика экологическая культура рыбаков. Они против использования методов, губящих рыбу, также есть экологические запреты — не рыбачить в нерест, на три удочки («Рыбу такими варварскими методами не уничтожали — брали только на еду»).

Рыбалка не может быть названа инсценировкой, однако существуют люди, которые инсценируют этот процесс. Люди ставят сети и отдыхают; с точки зрения «заядлых рыбаков» — это браконьерс-

тво, а рыбаки с сетью — «не настоящие». Подобное поведение можно, на наш взгляд, определить как культурную инсце-нировку1. Рыбалка также содержит в себе элементы игровой деятельности. По словам Роже Кайуа, даже самая «антисоциальная» игра служит для окультуривания, ассимиляции энергетического потенциала, который возникает в любом социальном образовании2.

Исходя из вышесказанного, можно обозначить следующие культурные функции. Функция трансляции помогает новоиспеченным рыбакам овладеть рыбацкими приемами, манипуляциями («Дед у меня заядлый рыбак был, частенько ходили.», «...учил меня дядька рыбачить»). Экономическая функция (проявляется в двух направлениях: с одной стороны, это затраты на рыбалку — покупка снастей, затраты на бензин, на наживку, с другой стороны — продажа рыбы, ловля рыбы для домашнего хозяйства). Функция сохранения традиций выражается в том, что рыбаки следуют приметам, рассказывают анекдоты. Познавательная функция помогает рыбакам с научной стороны посмотреть на свое хобби (просмотр передач, чтение газет о рыбалке). Специфичной является коммуникативная функция: для этого сообщества характерен особый ее вид, общение происходит и между малознакомыми людьми.

Сообщество рыбаков не нуждается в прозелитах, попасть туда возможно только пройдя через процедуру инициализации. В этой группе присутствуют несколько контрастных иерархий: по возрасту, по удачливости, по владению необходимым инструментарием (машина). Множественность лидерских компонентов обеспечивает устойчивость сообщества. В этом смысле группы рыбаков принадлежат и к современному индустриальному, и к архаичному мирам. Для индустриального мира — это досуговая группа, снимающая отчуждение, свойственное экономической культуре. Архаичному миру соответствует натуральный обмен, элементы присваивающего хозяйства и атмосфера мужского союза.

Таким образом, сообщество рыбаков представляет интерес как группа, соответствующая двум культурным мирам и выполняющая разнообразные культурные и социальные функции.

1 Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996.

2 Кайуа Р. Игры и люди. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.