Научная статья на тему 'Сообщество рыбаков в контексте современной городской культуры'

Сообщество рыбаков в контексте современной городской культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХАИЧНАЯ КУЛЬТУРА / ДОСУГОВОЕ СООБЩЕСТВО / МУЖСКОЙ МИР / ТРАДИЦИИ / ОБРЯДЫ / MEN'S SPHERE / ARCHAIC CULTURE / SPARE-TIME COMMUNITY / TRADITIONS / RITES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Поспелова Юлия Николаевна

В статье представлено досуговое сообщество сообщество рыбаков, рассмотрены традиции, обряды этого сообщества, взаимосвязь с архаичной культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A spare-time community the anglers community is represented in the article; traditions, rites of this community and its connection with archaic culture are considered.

Текст научной работы на тему «Сообщество рыбаков в контексте современной городской культуры»

Ю.Н. Поспелова СООБЩЕСТВО РЫБАКОВ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В статье представлено досуговое сообщество — сообщество рыбаков, рассмотрены традиции, обряды этого сообщества, взаимосвязь с архаичной культурой.

Ключевые слова: архаичная культура, досуговое сообщество, мужской мир, традиции, обряды.

В современном городе прячутся остатки прежних культур, по своему происхождению тяготеющих к традиционным или даже архаичным.

Носители этих культур объединяются в сообщества, противостоящие целевым, функциональным группам. В этих сообществах воспроизводятся черты так называемых мужских союзов. В статье представлено сообщество рыбаков, которое может быть рассмотрено в двух плоскостях: 1) как деятельностная форма; 2) как мужской союз.

Настоящее исследование построено на фокусированных интервью, проведённых с рыбаками в 2008-2009 годах. Было отобрано три интервью, а также одно вербальное сопровождение рыбалки. Все источники пронумерованы. Интервью проводились на территории г. Перми, интервьюерами выступали мужчины в возрасте 30-55 лет, которые идентифицировали себя с рыбаками. Каждое интервью продолжалось в течение 30-40 минут, запись производилась на диктофон, расшифровывалась и авторизовывалась. Задачи ставились следующие: выявить культурный смысл акции, темы общения, характер сообщества.

Одной из характеристик данного сообщества является «закрытость», отделённость от окружающего мира. В этот мир вхожи только «свои»: «езжу только с теми, кого хорошо знаю», «с рыбаками с работы»*,«езжу с друзьями» (интервью 1, 2, 3). Это можно объяснить тем, что отдыхать лучше с теми, кого знаешь, чтобы не испытывать скованность, чтобы расслабиться («ездят некоторые отдыхать», «не поймал рыбы - отдохнул», «вырвался на природу от своих семейных

проблем», «вот для меня рыбалка - это хобби, не то, чтобы от жены убежать, - просто я балдею»).

Сообщество рыбаков является специализированным видом проведения досуга, об этом может свидетельствовать терминология рыбаков, её можно представить в виде таблицы.

Из таблицы видно, насколько специфичен язык рыбаков: он непонятен горожанину, не вовлечённому в процесс рыбалки.

Для рыбалки необходимы специальные принадлежности: удочка, лодка, специальная одежда и т.д. Зимняя одежда состоит из головного убора - шапки, верхней одежды - бушлата и обуви (бахил).

Рыбалка происходит в три этапа, которые различны по временным рамкам:

1. Подготовка включает в себя поход по магазинам, подготовка снастей, наживки: «если на ночь, то еду с собой обязательно, котелок»; «Собраться - на какую рыбу поедешь, взять какие-то определённые снасти», оговаривается место рыбалки.

2. Сам процесс рыбалки состоит из двух этапов: доехать до места, порыбачить.

3. Этого этапа может не быть, если рыба не поймана, в противном случае - обработка рыбы, обмен, продажа.

В действиях данного сообщества наблюдаются черты обрядности. Рыбалка предполагает повторение одних и тех же действий, наличие определённой одежды («По одежде надо одеваться зимой... если у тебя нет - специально покупать»). Есть определённое место, с которого можно уехать, «куда хочешь» - «пятак у рынка». Существует специальная еда летней рыбалки - уха,

Таблица

Название рыбацких аксессуаров, видов рыб Действия на рыбалке Виды наживки Виды удочек

Хищники, белая рыба, сорога Играть, тёхать, Мотыль, опарыш Донная, электроудочка

Поклёвка, седуха, Обуривать, рыбачить на глазок Чернобылка, блесна Спиннинг

бур, черпак Закидывать, искупаться Железо, балансир Телескопическая удочка

216

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© Ю.Н. Поспелова, 2010

наличие костра тоже обязательное условие летней рыбалки. («Ну, за день какие обряды... порыбачил, собрался, домой поехал, т.е. ничего не успеваешь, а вот, допустим, с ночевой едешь - не знаю, как можно без ухи на костре»). Существуют также рыбацкие ночёвки - летом у костра, а зимой у обитателей близлежащих к водоёму деревень («Договариваемся с местными жителями, пускают же. если далеко едешь.»). Обилие примет подчёркивает связь современного досуга с архаичной культурой:

Нельзя брать с собой рыбу.

Чтоб под руку никто ничего не говорил.

С женой нельзя грешить перед рыбалкой.

Нельзя перешагивать удочку.

Если женщина попала пустая, всё - клёва не будет.

Некоторые рыбаки пользуются приметами, чтобы определить, какой будет улов, а другие обращают внимание на погодные условия: направление ветра, давление («Самое лучшее - это западный ветер, юго-западный ветер, когда восток - на рыбалку можешь не ходить», «некоторые люди при ветре поплавка просто не видят: клюёт, либо нет.»).

Для этого сообщества также характерен особый вид коммуникации, включающий ненормативную лексику, мужские шутки, разговоры с наличием специальной терминологии (запись с рыбалки .№1).

Существуют рыбацкие темы: «о рыбалке», «про баб», кроме этих тем есть и про работу, про природу, даже пение песни (запись с рыбалки .№1).

Есть у рыбаков и свои анекдоты, в которых употребляется своя терминология (опарыш, мотыль), темы анекдотов - интимные отношения с противоположным полом, взаимодействие между рыбаками, семейные проблемы (это несколько повторяет темы разговоров на рыбалке). Рыбацкие байки также составляющая отдыха - темы те же, что и в анекдотах, байки презентуются, как быль, но при беседе рыбаков между собой может раскрываться отсутствие подлинности, на первый взгляд, правдивой истории (запись с рыбалки №1).

Отношения на рыбалке между людьми регулируются «рыбацкой» этикой (нельзя бурить лунки близко к другим рыбакам, «рыбачить на глазок», браконьерничать). В зависимости от цели рыбалки эта этика может нарушаться.

Достаточно велика экологическая культура рыбаков, она выражается в том, что они против использования методов, губящих рыбу, также есть

экологические запреты - не рыбачить в нерест, на три удочки («рыбу такими варварскими методами не уничтожали - брали только на еду»).

Рыбалка не может быть названа инсценировкой, однако существуют люди, которые инсценируют этот процесс. Люди едут отдохнуть, ставят сети и отдыхают, с точки зрения «заядлых рыбаков» - это браконьерство, и рыбаки с сетью «ненастоящие», на наш взгляд - это культурная инсценировка [3]. Рыбалка также содержит в себе элементы играизации, по словам Роже Кайуа, даже самая «антисоциальная» игра служит для окультуривания, ассимиляции того энергетического потенциала, который возникает в любом социальном образовании [2].

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно обозначить следующие культурные функции. Функция трансляции помогает новоиспечённым рыбакам овладеть рыбацкими приёмами, манипуляциями («Дед у меня заядлый рыбак был, частенько ходили.», «учил меня дядька рыбачить»). Экономическая функция проявляется в двух направлениях: с одной стороны - это затраты на рыбалку: покупка снастей, затраты на бензин, на наживку, с другой стороны - продажа рыбы, ловля рыбы для домашнего хозяйства. Сохранение традиций выражается в том, что рыбаки следуют приметам, рассказывают анекдоты. Познавательная функция помогает рыбакам с научной стороны посмотреть на своё хобби (просмотр передач, чтение газет о рыбалке). Специфичной является коммуникативная функция: для этого сообщества характерен особый её вид, общение происходит и между малознакомыми людьми.

На основе интервью можно сделать следующие выводы. Мы можем утверждать, что сообщество рыбаков образует сплочённую группу, скреплённую актуальными совместными переживаниями и непреложными обстоятельствами. Добровольность вступления в данное сообщество является альтернативой трудовой сфере. Лидерство в сообществе может переходить от одного участника сообщества к другому, и оно определяется зачастую степенью опытности рыбака. Рыбалка - это мужской мир, с языком, обрядами, инструментами. Мужской мир дополняет индустриальный и коммерческий мир большого города. Рыбалка - это коммерческая операция (съём дома для ночёвки, покупка снастей, наживки), предполагающая элемент домашнего хозяйствования (рыбу ловят для приготовления дома).

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

217

Рыбаки занимаются натуральным обменом (обменивают рыбу), что в некоторой степени отрицает городскую культуру, но, с другой стороны, проявление архаичной культуры является в данном случае элементом городской культуры.

Примечания

1. Запись рыбалки от 27 сентября 2008г.

2. Интервью с рыбаком .№10 от 20.07.08, Д.В. 40 лет, столяр.

3. Интервью с рыбаком №17 от 13.10.08, Н.С, 56 лет, оператор.

4. Интервью с рыбаком №18 от 28.10.08, В.В, 30 лет, сварщик.

Библиографический список

1. Зборовский Г.Е. Социология досуга и культуры. - М., 2006.

2. КайуаР. Игры и люди. - М.: ОГИ, 2007. - 304 с.

3. ИонинЛ.Г. Социология культуры. - М., 1996.

УДК 791. 43.03.(47) +792.03.(47)

Н.В. Ростова

МИЗАНСЦЕНА В НЕМОМ КИНО И ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ СТОЛЕТИЯ

В поле зрения автора широкое пограничье между театроведением и историей немого кино, взятое по признаку совпадения источников, отражающих оба искусства. Главным из таких источников выступает хроникальная кинолента, равно отражающая и историю театра, и, соответственно, историю кино. В статье рассматривается соотношение театральной и экранной мизансцен в творчестве режиссеров театра и кино первой трети ХХ столетия.

Ключевые слова: мизансцена, кинематограф, Э. Гарин, Вс. Мейерхольд, пластическая композиция.

Режиссеры раннего отечественного кинематографа при павильонных съемках, как правило, строили мизансцену по законам театрального зрелища. Живописную композицию кинематографисты брали за основу лишь в случае натурных съемок. Таким образом, термин «мизансцена» кинематограф унаследовал от театра. Мизансценирование является и по сей день одной из главных составляющих мастерства театрального режиссера. Именно в методе построения мизансцены выявляются творческая индивидуальность, своеобычность того или иного режиссера, принципы, свойственные разным режиссерским школам или определенным театральным направлениям, поэтому считать мизансцену только технологическим понятием представляется ошибочным.

«Как наивно выглядели с горы, на которую привел нас Мейерхольд, наши провинциальные увлечения, ну хотя бы проблема места актера на сцене. Оказалось, что. слагаемые для этого поиска - драматург, режиссер, актер, образ, его выразительность, его воздействие на зрителя. Теперь сценическая площадка воспринималась как сложнейшая клавиатура, где каждая клавиша сценического пола представляла собою задачу, решить которую призваны актер, режиссер, деко-

ратор, костюмер - весь ансамбль этого коллективного труда» [1, с. 61], - писал замечательный мейерхольдовский актер Э. Гарин.

Вс. Мейерхольд воспитывал своих актеров, по свидетельству Э. Гарина, увлекая их кропотливой работой над композицией каждого эпизода и спектакля в целом, так как отдельный образ, созданный актером, может быть ярким и выразительным, но завершенным и до конца убедительным он будет только в системе окружающих, дополняющих и контрастирующих с ним образов.

Пластическая композиция фигуры отдельного исполнителя, т.е. мизансцена тела, строится режиссером в зависимости от расположения связанных с ней фигур других актеров, участвующих в этом эпизоде. Если же актер на сцене находится в одиночестве, то и в данном случае эта одна фигура должна быть композиционно и ритмически увязана с архитектурными строениями, окружающим пространством и близко расположенными объемами: лестницей, окном, колонной, дверью, деревом и т.д.

В теории и практике «условного» театра мизансцена служила преимущественно для «обогащения» драматургического материала, для самовыявления постановщика, его самораскрытия.

«Когда он (режиссер) изощрится в применении движения, слова, линий, красок и ритма, тог-

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2010

© Н.В. Ростова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.