10. The Telegraph (Velikobritaniya): progressivnaya levaya povestka Dzho Bajdena - 'eto katastrofa dlya vsego svobodnogo mira. Available at: https://inosmi.ru/politic/ 20210416/249573678.html
11. Ponikelska L., Dudik A. Russia's Circle of Friends Just Got Smaller in East Europe. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-04-19/russia-s-circle-of-friends-just-got-smaller-in-eastem-europe?utm_source=google&utm_medium=bd&cmpld=google
12. Bloomberg (SShA): krug rossijskih druzej v Vostochnoj Evrope stal esche uzhe. Available at: https://inosmi.ru/politic/20210419/249593712.html
13. Hughes Ch. McKinsey's Opioid Settlement Is a Warning to All Consultant. Available at: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2021-02-05/opioid-epidemic-mckinsey-s-settlement-is-a-warning-to-all-consultants
14. Bloomberg (SShA): uregulirovanie pretenzij po opioidnomu delu v otnoshenii «MakKinzi» posluzhit predosterezheniem dlya vseh konsaltingovyh kompanij. Available at: https:// inosmi.ru/social/20210205/249081411.html
15. SVPGlobal and EnTrust Global Complete Acquisition of DVB Bank's Aviation Investment and Asset Management Business. Available at: https://www.businesswire.com/news/ home/20210614005754/en/
16. SVPGlobal i EnTrust Global zavershili priobretenie podrazdeleniya DVB Bank po upravleniyu investiciyami i aktivami v aviacionnoj otrasli. Available at: https://www.interfax.ru/ pressreleases/772294
17. Management. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ru/slovar7anglijskij/management
18. Dreher R. Ideology Destroys Sanity, Scholarship. Available at: https://www.theamericanconservative.com/dreher/jennifer-ho-ideology-destroys-sanity-scholarship/
19. TAC: ideologiya narushaet psihiku i gubit gumanitarnoe obrazovanie. Available at: http://inosmi.info/tac-ideologiya-narushaet-psikhiku-i-gubit-gumanitarnoe-obrazovanie.html
20. Clarke N. 'Sexual predator': actor Noel Clarke accused of groping, harassment and bullying by 20 women. Available at: https://www.theguardian.com/culture/2021/apr/29/actor-noel-clarke-accused-of-groping-harassment-and-bullying-by-20-women
21. «Seksual'nyj man'yak»: 20 zhenschin obvinyayut aktera No'elya Klarka v tom, chto on ih lapal, tretiroval i domogalsya (The Guardian, Velikobritaniya). Available at: https://inosmi. ru/social/20210504/249672784.html
Статья поступила в редакцию 24.08.21
УДК 811.112.2'42:070
Rebrina L.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Leading Researcher, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected] Shamne N.L., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Director of Institute of Philology and Intercultural Communication, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
COMMUNITIES OF CONFLICT MOBILIZATION IN SOCIAL NETWORKS IN RUSSIA AS AN ACTUAL HYBRID GENRE OF PROTEST COMMUNICATION. The
article studies discursive and genre features of conflict communities in social networks as relevant formats of protest communication on the example of social networks VKontakte and Facebook. The current state of research on protest communication is briefly described. A conclusion is made about the hybrid nature of the investigated communicative practices. It is shown that the analyzed communicative practices are characterized by multifunctionality and perform information-evaluative, directive and agitation functions; are characterized by polydiscursiveness and combin features of political, media, personal and Internet discourse; possess a hyper-genre character and stylistic syncretism, combining the features of literal and colloquial speech, the features of an open letter and the Internet forum. Key words: protest communication, conflict mobilization, social network community, genre features.
Л.Н. Ребрина, д-р филол. наук, проф., вед. науч. сотр., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected] Н.Л. Шамне, д-р филол. наук, проф., директор института филологии и межкультурной коммуникации, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
СООБЩЕСТВА КОНФЛИКТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ РОССИИ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ГИБРИДНЫЙ ЖАНР ПРОТЕСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ
В статье излагаются результаты исследования дискурсивных и жанровых признаков сообществ конфликтной мобилизации в социальных сетях как актуальных форматов протестной коммуникации на примере социальных сетей ВКонтакте и Facebook. Представлена краткая характеристика современного состояния исследований протестной коммуникации. Делается вывод о гибридной природе исследуемых коммуникативных практик. Показывается, что анализируемые коммуникативные практики характеризуются полифункциональностью, выполняя информационно-оценочную, директивную, агитационно-про-пагандисткую функции; полидискурсивностью, сочетая признаки политического, медийного, персонального бытового и интернет-дискурса; гипержанровым характером и стилистическим синкретизмом, совмещая в себе признаки книжной и разговорной речи, жанров открытого письма и интернет-форума. Ключевые слова: протестная коммуникация, конфликтная мобилизация, сообщество социальной сети, жанровые признаки.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00193
1. Протестная коммуникация как объект исследования
Современная протестная коммуникация, с учетом ее социальной значимости и масштаба, серьезности последствий неудовлетворительности коммуникации в соответствующих ситуациях, - перспективный и недостаточно изученный в лингвистике объект исследования, в особенности, когда речь идет о новых медиа и коммуникативных технологиях и их влиянии на политическое участие граждан.
В рамках общественных наук протест рассматривался с позиций структурно-критического и ресурсно-мобилизационного подходов. Современные исследователи, однако, исходят из системно-коммуникативной автономии, автопоэ-зиса, самовалидации протеста (см., например, [1]), интерпретируя протест как специфический вид общественной коммуникации, с катализационной функцией и проактивно-реактивным характером (что предполагает объединение названных выше двух основных подходов) [2]. Современная протестная коммуникация предстает как направленная на замещающую тематизацию некоторой ситуации / обстоятельства как угрожающей объективной реальности (с социокультурно обусловленных позиций агентов протеста - наблюдателей) и в своих самоописаниях как решающая сконструированную проблему; как нацеленная на конкурентную борьбу с различными институтами за ресурсы; имеющая собственные пространственно-временное (прототипические практики с их дискурсивными, жанровыми, хронотопическими характеристиками), предметное (закономерности проблема-тизации социальной реальности) и коллективно-личностное (состав, способы конструирования, стратегии и тактики адресанта и адресата) измерения; прини-
мающая активную или пассивную, автономную или мобилизационную, конвенциональную или неконвенциональную, конструктивную или диструктивную формы; характеризующаяся разными уровнями взаимодействия между субъектом власти и гражданами (от партиципации до манипуляции) [2; 3; 4]. Исследование коммуникативных практик протеста в условиях электронной демократии сопряжено с обращением к характеристикам современного информационно-коммуникативного пространства с его новыми возможностями и рисками (см. об этом подробнее [5]). В современных исследованиях политологов и социологов при этом указывается на скудность стратегий власти на фоне разных форм политического участия граждан [6]. Для изучения гетерогенных (по их демографическим, профессиональным, образовательным, идеологическим и др. признакам) субъектов протестной коммуникации, их мотивов и поведения, а также самих интернет-платформ активно используется инструментарий вычислительной социальной науки. Довольно широко представлены исследования социологов, посвященные особой роли социальных сетей (СС) в политическом участии граждан (см. например, А.В. Атанесян, С.В. Докука, С. Вилсон, В.Б. Гольбрайх, Р Зальцман, С. Лее, Й. Наглер, А.Н. Новгородцева, М. Метцгер, Й. Стерлинг А.О. Столяров и др.).
Собственно лингвистические исследования протестной коммуникации немногочисленны и разрознены: О.С. Иссерс обращается к изучению полимодальных характеристик русскоязычного оппозиционного плаката; С. Михель и Ш. Папперт - стратегий семиотического критического освоения предвыборных плакатов; Хайо Димансшенкие - субверсивных практик как проявлений проте-
ста; Л.В. Енина, Е.В. Крепкова - протестных лозунгов; Б.-М. Шустер, Э. Изинг, М. Кинне - коммуникативных практик движений сопротивления; С. Яки - поли-кодовости протестных сообщений в микроблоге Twitter; М. Данг-Ан - отдельных аспектов межжанровой интеграции; Т.В. Дубровская, К. Бёле, А.В. Курьянович, У. Рим, Н.Б. Степанова - функциональности, проявлений языковой личности и связи с другими эпистолярными жанрами, асимметричности коммуникации граждан и институтов, директивности и регулятивности, композиции и интенций авторов онлайн-петиций; Е.А. Баженова, Н.С. Болотнова, Я.А. Бардашевич, А. Бородкин, С. Херринг, Р Блуд, Пожидаева И.В., Т.В. Евсюкова, Н.А. Семкина, М.М. Панюшева, С.В. Полякова, М.О. Кочеткова, И.П Сидорова - жанровой, функциональной специфики, коммуникативно-прагматических характеристик политического блога и динамики блогосферы (см. об этом подробнее [5]).
В нашем исследовании протест исследуется с позиций системно-коммуникативного подхода в контексте глобализации информационно-коммуникативных процессов и медиатизации общества и личности.
2. Сообщества конфликтной мобилизации в социальных сетях как современный формат протестной коммуникации
Объектом исследования выступают коммуникативные практики в российских сообществах конфликтной мобилизации в СС ВКонтакте и Facebook в 2019 - 2021 гг. (объем выборки 2010 публикаций вместе с комментариями и интерактивными солидарными реакциями к ним), включающие публикации от лица организованного против чего-либо / кого-либо сообщества, публикации членов таких сообществ в социальных сетях (ССС), публикации, которыми делятся в анализируемых ССС, косвенно и непосредственно мобилизующие против некого обстоятельства / оппонента, вызывающих протестные настроения. Предмет исследования - дискурсивные, жанровые характеристики исследуемых русскоязычных протестных коммуникативных практик, их гибридная природа.
Конфликтная мобилизация использует потенциал социальных конфликтов, представляет собой совокупность воздействующих мероприятий (в нашем исследовании коммуникативных) для солидаризации, объединения и побуждения адресата к желаемому инициатором социально значимому действию против некой конструируемой и предъявляемой адресату угрозы, генерирует ССС на основе негативной идентичности с превалирующей горизонтальной кординацией, мгновенным массовым информированием, активной обратной связью, лидерами которых выступают наиболее активные «источники информации» [7; 8].
ССС отвечают требованию адресности воздействия, способствуют сегментированию и агрегации участников по схожим позициям, интересам, агрегации новостей и обмена контентом определенной тематики, индивидуализации адресата и информирования. С другой стороны, система подписок на ССС, самовыставленные фильтры культивируют уклонение от противоречий и выстраивание «зоны комфорта», подстройку контента, конструируемой социальной реальности под себя [9]).
При этом СС различаются своим функционалом, что отражает их классификация. Интересующим нас и самым представительным классом являются «СС для общения» (например, Вконтакте - лидер по объему контента, третья СС по активности авторов в России в 2020 г по данным Brand Analytics, возраст большей части участников 18 - 44; Facebook - вторая СС по активности авторов, возраст большей части участников 25 - 54 [10]). Данный класс включает в себя СС личных, профессиональных контактов и сС для знакомств. Помимо названного класса выделяются также СС для обмена медиа-контентом с его разным масштабированием; СС для отзывов и обзоров; СС для коллективных обсуждений (дискуссионные форумы, например, Quora, Reddit, Ixbt, Ответы Mail.ru); СС для авторских записей (сервисы для блоггинга, например, Twitter, Livejournal, Medium); СС для открытых персональных закладок (создание персональной библиотеки, которой, подписавшись, могут пользоваться члены СС; например, Pinterest, Flipboard); СС для объединения по интересам (например, Goodreads).
ССС конфликтной мобилизации, являясь продуктом и важным агентом мобилизации, могут быть открытыми и закрытыми, иметь или не иметь администратора и / или модератора (например, сообщество в Facebook «Народ против коррупционеров, олигархов и казнокрадов», https://www.facebook.com/ groups/navalny- закрытая группа; «Долой власть чекистов, воров и мракобесов!», https://www.facebook.com/groups/1209556955888176; «Керчь против коррупции» - общедоступные, открытые группы; «Против принудительной вакцинации!», https://www.facebook.com/groups/stopthevaccineforcing/about; «Протест в регионах, https://vk.com/protest_regions - администрируемые, немодерируемые группа; «Долой власть чекистов, воров и мракобесов!», https://www.facebook.com/ groups/1209556955888176 - администрируемая, модерируемая группа).
3. Гибридный характер коммуникативных практик в сообществах конфликтной мобилизации в социальных сетях
Жанры интернет-коммуникации отличаются друг от друга языковыми, медийными, прагматическими, структурно-семантическими характеристиками [11; 12].
Проделанный анализ указывает на интегративную природу описываемых коммуникативных практик конфликтной мобилизации. Рассматриваемые мобилизационные ССС нацелены на публичное коммуникативное взаимодействие участников (синхронное и асинхронное, групповое и межличностное, институциональное и персональное) и воздействие с целью формирования повестки дня и привлечения внимания к неким социально-политическим угрозам (проблема-тизация), конструирование солидарности против общего врага / оппонента (со-
лидаризация), побуждение к участию в совместных акциях и их организацию (мобилизация), групповую и индивидуальную самопрезентацию. Таким образом, сообщества конфликтной мобилизации в СС выполняют информационно-оценочную (как многие тексты аргументирующего типа), директивную (предполагает экспликацию волеизьявления и призывы к достижению цели), агитационно-про-пагандисткую (ср. с лозунгами, листовками, транспарантами, плакатами) функции и обнаруживает признаки соответствующих групп жанров. Множественность целей реализуется совокупностью коммуникативных инструментов, коррелирующих с фазами протестной мобилизации [13] и способами мобилизации (информационный, организационный, психологический, семантический, коммуникативный, педагогический; см. [8]): создание профиля, создание групповой странички, присоединение / подписка на сообщество, размещение публикаций, комментирование публикаций и комментариев других членов СС, использование интерактивных реакций-одобрений, просмотр профилей и подписка на членов сообщества, репосты, хранение медиафайлов в своем профиле или общей ме-диатеке сообщества, размещение в отдельной вкладке анонсов о предстоящих он- / оффлайн-мероприятиях и фото-/видео-отчетов о прошедших. Здесь следует также отметить имеющую место в рамках предлагаемых коммуникативных функций редукцию анонимности в ССС [14, с. 6].
Функциональная гетерогенность получает в описываемых ССС следующие языковые проявления:
- активное употребление языковых средств с побудительной семантикой: модальные конструкции, модальные слова, модальные глаголы, предикативные наречия, предикативы, краткие прилагательные и причастия с семантикой долженствования (Зюганова, надо гнать из партии!!!; То есть должно быть понимание что он не может контролировать процессы [15, 04.08.2021], Мы обязаны их поддержать [15, 03.08.2021], Пора просыпаться [15, 29.07.2021]); перформативные конструкции (...требуем освободить Софию Сапега [16, 01.07.2021]); побудительные предложения (Уберите ее уже с этой должности, она же с трудом разговаривает [15, 29.07.2021], Так пусть разместят на своих баннерах свои реальные дела [17, 28.07.2021]);
- широкая представленность единиц с оценочной семантикой (Воронежская областная дума ... продолжает демонстрировать избирателям умение бездарно тратить бюджетные средства [17, 03.08.2021], Андрей Козлицын это пример регионального царька ... Это пример циничного разграбления страны... [17, 26.07.2021]);
- призывающие обращения к массовой аудитории (Всё кто готов вместе с нами дать бой ... обращайтесь в Штаб ДВ [15, 04.08.2021]);
- аргументация посредством апелляции к интересам и ценностям пользователей платформы, использование психологической аргументации (Выйдя на пенсию, пенсионер в Европе или США начинает путешествовать, посещать новые страны, собирать впечатления и эмоции. Российский пенсионер, выйдя на пенсию, выходит со стульчиком на улицу и начинает продавать овощи со своего дачного участка. А так страна великая, да [15, 02.07.2021]; Да всех их там в отставку! Задолбали уже [15, 02.08.2021]);
- эмоциональное воздействие, внушение: использование эмоциональной лексики, восклицательных предложений (Просто нет слов, после такого вердикта. Нет ни совести, ни чести, ничего от человека. Ужас!!!!!!!!!!; А не гнать народ.как стадо на заклание! [15, 03.08.2021]; применение косвенных формул согласия, в том числе, риторических вопросов (Зачем людей держать за идиотов???? [15, 03.08.2021]);
- фактологическая аргументация (обилие цифр, собственных имен и др. средств формирования достоверности: . для нанесения очередного удара по экономике США и процветания граждан нашей страны, ведущая нефтяная компания Лукойл снова подняла цены на бензин в городе Тюмени. Дизельное топливо теперь стоит 51р 37к. № 95 бензин - 50р. 08к. № 92 бензин - 45р. 00к. ... К сожалению зарплаты нашим гражданам поднять не удается потому, что деньги нужны на помощь Сирии и Венесуэле [15, 01.08.2021]).
Исследуемые коммуникативные практики характеризуются также комбинацией признаков разных по их субъектным, референтным, инструментальным свойствам дискурсов: инстиутциональных (в публикациях от лица сообщества), а именно, политического (ср. основные признаки данного дискурса: идеологизация, агитаторство и пропагандизм, актуальность, критичность, персуазивность, оце-ночность, фактологичность, нацеленность на контроль, агональность, интеграцию и дифференциацию участников) и медийного (оперативность, доступность и структурированность изложения, сочетание разных видов аргументации, объективного и субъективного, фактографичность и оценочность, персуазивность, диалогичность, установки на социализацию, публичность, мобилизацию) дискурсов; персонального бытового дискурса (в комментариях участников ССС; диа-логичность, свернутость высказываний, равностатусность участников, спонтанность, использование разговорной, сниженной лексики, конкретная денотативная направленность), интернет-дискурса (интерактивность, виртуальность, обеспечение быстрой и активной обратной связи, высокая проницаемость, элементы неформальности, инструменты компенсации невербального, принципиальная гетерогенность участников).
На фоне широкого конструирования идентичности ССС и привлечения сторонников, активного продуцирования участниками протестных мобилизационных ССС «Я-ресурсов» и групповых ресурсов, как отмечает ряд исследователей, про-
исходит превращение самих погруженных в медийные практики субъектов ком-муникацеи в вродукгнедеа [О с. 42].
Сообщества конфликтной мобилизации в СС представляют собой гипержанр, объединающи.варсонтньнын и )ру1ио97ю сфыни.лу, нтобаодиьам нате-рактивннеьвстрьменьы рт выввььниья нтвванвтх н^ьнцдр.ИВзаоаемыо ьооМ-щества характеризуются:
ОиИ^ОУЛЙТНТ^а^^КТИ^ВТОДЛ))« ]И25ер57ИВ7Ы5 ИИ2Г507)9Н"^а7ИИ рля оТвспе-чения обратного взаимодействия в мобилизационных ССС более разнообразен, чем в вьнлоео^^иаыоо^ан теьтк мьттту лотгеа^ноИ номалнтоивл и Ввоогао о онлайн-петициях) [2; 4];
2) полифоничностью(предполагает облигаторное участие в коммуникативных практиках помимо адресантов других членов ССС, обеспечивающих своими разноо^авными действиями, интерактивными реакциями целостность и функ-
циональность мобилизационных коммуникативных практик в ССС; отражается в умиожем9иьубсеьмв кииауиукл^иотаоых характеристиках эстетического сознания на фоне массового превращения наблюдателей в со-адресантов)
[ИМ, 4 М)Л;б5];
а) пооикьдовооию и туертакыиешнотую (активное использование гиперссылок, изображений, плакатов, фейковых плакатов, плакат-бастинга, интер-иет-матсв, т^нмуи^ьв втдео),что, с ьиной ьтотоны, способствует симультанному информированию с использованием разных сенсорных модальностей, с другой сьуроны, кроет в себе новые возможности и средства манипуляции (например, гиперболизация при использовании эмотиконов в условиях мнимой близости, отсут-стдея ваатожносаасерифивтриисосаг иисооловаться в манипулятивных целях).
Примеры поликодовых форматов, используемых при конфликтной мобилизации в ССС:
Плакат:
[21,27.07.2021],https://vk.com/protiv_sistems Фейковыйплакат:
— Г
ИДИ БАБКА РАБОТАТЬ НАМ ПЕНСИЮ ТЕБЕ ПЛАТИТЬ НЕЧЕМ
[21, 28.07.2021], https://vk.com/protiv_sistems Интернет-мем:
Изображение:
БОРЩ ТЕПЕРЬ - ЕДА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕННЫХ.
[21, 27.07.2021],https://vk.com/protiv_sistems
Видео: [15, Хотите как во Франции???, 27.07.2021], https://vk.com/video31763298_45624 0534?list=ce5b077a2cd6bfe5df; Плакат-бастинг: [22, 28.05.2021], https://vk.com/wall-21929443_16607
зарпдлгы, пенсии, издадут
подниму! »кономнжу, ыедмци ггР, -обрамоаиие. н им не обраацАгв миши
хтоетзрянкь
обычаи
[15, 26.07.2021], https://vk.com/nopensionreform
Я не у&^ела
нарушена 1
кш
Карикатура (напредседателя ЦИКЭ.Панфилову): [15, 30.07.2021], https://vk.com/photo196078191_457269093
Наиболее частотными из перечисленных форматов, как показывает выполненный анал из^вуяютсяплакарьднидио и ыите^-меов, П^и эаомдля конфликтной мобилизации в ССС используется большая часть выделяемых (прежде всего по 1 визуалынай стилрстике зиосо, скасоообразоватиу.[2Н]) жанровых разновидностей мемов; наиболее частотны макросы, эдвайсы, демо-тиватоиы.Напиимер:
1) манрры (вднузлшныр шнблтосздержиз.изоНлаженае человека или жи-вотноно,пемеоающеркашн-р22нэродзю;ыце-дааоуарь1огр оРнтнядзлнстра
и^и^2т<-?н ПНЫрОДСТБОМОТСЬПДИЫ СОоЭВ4НСтвуЮЩеЙ4МоЦТИ-Н
[21,29.07.2021], https://vk.com/protiv_sistems
2) эдвайс Гразннцветные квреинко сразличными персонажами с подписью / подписями, содержащими остроумную фразу/Дрюзд| пюрсосажа; воыможны, неожидан ую развязиу во втэройфдазе):
Хочу дом как у начальника ГИБДД по Ставропольскому краю
[21, 25.07.2021],Мр8:М.сот/ргойу_818!ет8
МВД возбудило дело о хищениях в Центре подготовки »
КАК УКРАЛИ?
[21, 28.07.2021], Ьйрв:М. смд/ргпС/^з/отз
3) демотиватор (белая надпись, возможно, с картинкой, на черном фоне, содержащая остроумное, пессимистически насырасыающее высказывание):
На поиуки пропаишего нн Камчатке Ан-26 прилетел военный Ил-38.
Ан-26 был выпущен в 1982-м. Выпус к Ил-38 прекратили ещё в 1972-м.
Это всё, что надо знать о новейшей технике и возрождении промышленности
[17ЖР.07.2021 ];
Гипержанрфвостьи полидискурсивность обусловливают и стилистический синкретизм.
Размещаемые от лица сообщества и членами сообщества направленные на формидотавиежрлаерого отрошетиж и конффрджнорселидаиостипрблива-ции харарторизфюовяОольшей часть/ признакшми/лститоцилсшльнлге оВщенив, аациоКПрФ в МмсгьЛуме выступали с лолмте-ческим нием касательно преследовантикоммунистов ... Партия КПРФ предложила новый путь, новый способ достичь решения социально значимых проблес реужиосделатрмршагов.чтобы сачатаво1хофить из глубекреосо-циальногоизкоромивескопорфиоиса, ротоитСоериеусмотаехитессаПпздту! [15; 04.08.2021]); соотносятся по своим стилистическим признакам с жанром от-крыеого пильмп аоотсм/ в пеупаржпу еесо-оибо ( рекесзаеасо «я-сы-концапаия» , пуотивипматмвлееае о/иыненсф -начаир 2001 го0а состояние российмжжх богатеев увеличилось на $39,4 млрд. ¿I Тем временем обычные граждане ... экономят на еде. Такая ситуация абсолютно нетерпима ... 19 сентября-вместе сделаем правильный выбор! [15; 03.08.2021]), самопрезентация коллек-пявнога вуНыскяа - йоесщастма Донное вообьтесдои СуДет пРъеОанмтьвссд граждан РФ в борьбе против антинародных законов [15])). При этом конструируемая солидарность основывается на формируемых (в особенности посредством комментирования и интерактивных реакций) коллективных понимании и интерпретировании. Комментарии пользователей, сопрягаясь с признаками жанра интернет-формума с его полилогичностью, двувекторной адресацией конкретному участнику ССС и всем пользователям, относительной макромоноте-матичностью, различием смысловых позиций и ролей участников в зависимости от их активности, репутации, активной апелляцией к прецедентности (см. [24]), преимущественно демонстрируют признаки разговорной речи (а ватностан смотрит на все события, как на дешёвый сериал ... Зомбоящик делает своё дело [21, 01.08.2021], коллоквиализации и окказиональности (производные слова и словообразовательные аффиксы, происходящие из некодифицированного языка; характеризует современный медийный дискурс; например: Мусоровики (комментарий участника ССС о силовиках к публикации об избиении журналистки [21, 20.07.2021]), характеризуются спонтанностью, ситуативностью, высокой тубъективностью (Я вам так скажу, вступайте в ОДА; Евгений, у нас соседи делятся лекарствами друг с другом проблем нет...; Только Бурлаки народ а они в барже сидят [21, 02.08.2021], отступлениями от логической, структурной, пунктуационной оформленности высказывания (тенденция к сближение с внутренней речью [25]; Андрей, ну про то что уедут даже не сомневаюсь; Есть люди которые могут объяснить смысл поста интересно почитать [ПС, 22.07.2021, 01.08.2521]]; исрлерюем трРикиШюЫи.очереИнс/оазкступаы е ваши дебаты. ... Спасибо всем, кто не равнодушен! [21, 20.07.2021]); эллипсисом, неполными предложениями (А Ленин - согласны?; Константин, в думе точно ... [21, 02.08.2021,29.07.2021]); высокой частотностью оценочной и эмоциональной лексики (см. примеры выше), направленной на эмоциональную разрядку и проявление эмоциональнойсолидарности.
йэслтдуэмыт °С° конфлыыкрсый воСииипа0ии в Окссии юреустэви1яот сод бой преимущественно открытые, администрируемые сообщества. Анализируе-илепсапиики сасрелноу еоммынпмациш имеюв шныегьеанвную природу: а) характеризуются полифункциональностью (информационно-оценочная, директивная, агитационно-пропагандисткая функции, реализуемые посредством коррелирующей с фазами и способами протестной мобилизации совокупности коммуникативных, интерактивных инструментов в рамках актуализируемой «я-мы-кон-цепции», предполагающей солидаризирующее противопоставление оппоненту, самопрезентацию группы и формирование групповой идентичности); б) сочетают в себе признаки институциональных политического и медийного дискурсов, персонального бытового дискурса, интернет-дискурса; в) представляют собой гипержанр, которому присущи высокаяй интерактивность, полифоничность, по-сникодовость и гипертекстуальность (наиболее частотные поликодовые форматы плакаты, видео и интернет-мемы, среди последних прежде всего, макросы, эдвайсы, демотиваторы); г) отличаются стилистическим синкретизмом, совмещая в себе признаки институционального общения, книжной речи, разговорной речи; соотносятся по своим стилистическим признакам с жанрами открытого письма противчего-/кого-либоиинтернет-форума.
Библиографический список
1. Бараш РЭ., Антоновский А.Ю. Системно-коммуникативное исследование радикальных движений, или как возможна научная теория протеста. Философский журнал. 2018; № 11 (2): 91 - 105.
2. Ребрина Л.Н., Шамне Н.Л. Системно-коммуникативные измерения современного протеста (на материале немецкоязычных онлайн-петиций). Научный диалог. 2020; № 3: 151 - 167.
3. Ребрина Л.Н. Формирование локального патриотизма прошлого: информационный баланс коммуникативно-текстовой среды. Научный диалог. 2019; № 2: 49 - 64.
4. Ребрина Л.Н. Немецкоязычные политические блоги как актуальная протестная практика в контексте медиатизации и постулатов конфликтологии. Научный диалог. 2020; № 6: 129 - 146.
5. Ребрина Л.Н. Онлайн-петиции как форма протестной коммуникации в условиях электронной демократии. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 3 (70): 478 - 482.
6. Kersting N. Online Beteiligung - Elektronische Partizipation - Qualitätskriterien aus Sicht der Politik. Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet, Voss, K. (Hrsg.). Wiesbaden: Springer VS, 2014: 53 - 87.
7. Гладченко И.А. Новые подходы к изучению мобилизации в сетевых сообществах. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019; № 10 (2): 30 - 43.
8. Киняшева Ю.Б. Социальные сети как инструмент политической мобилизации граждан в современной России. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018; № 3: 3 - 10.
9. Бауман З. Социальные медиа как западня. Гефтер. 2016; 27 января. Available at: http://gefter.ru/archive/17336
10. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020. 2020; 30 июня. Available at: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/
11. Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск: Поморский университет, 2009.
12. Щипицина Л.Ю. Социальная сеть как жанр интернет-коммуникации. Медиалингвистика. 2014; № 3: 220 - 224.
13. Ваньке А., Ксенофонтова И., Тартаковская И. Интернет-коммуникации как средство и условие политической мобилизации в России (на примере движения «За честные выборы»). Inter. 2014; № 7: 44 - 73.
14. Марченко Н.Г Социальная сеть «ВКонтакте»: лингвопрагматический аспект (Теория языка). Диссертация ... кандидата филологических наук. Ростов-на-Дону, 2013.
15. Россия против повышения пенсионного возраста. Available at: https://vk.com/nopensionreform
16. Петербург против. Available at: https://vk.com/spb.protiv
17. 19 Сентября Голосуем За отмену Пенсионной реформы. Available at: https://vk.com/bez_pensii_vrn
18. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Москва: АПК и ППРО, 2013.
19. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000.
20. Уразова С.Л. Социальные сети как форма общественного диалога./ Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016; № 150 (2): 26 - 33.
21. Против системы. Available at: https://vk.com/protiv_sistems
22. Красная Москва. Available at: https://vk.com/wall-21929443_16607
23. Бабикова М.Р Жанровые разновидности интернет-мемов в современном националистическом дискурсе. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2019; № 2 (186): 67 - 73.
24. Патрушева Л.С. Функционально-стилистические особенности форума как жанра интернет. Вестник Удмуртского университета. Филология и история. 2013; № 4: 128 - 134.
25. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психология развития человека. Москва: Издательство Эксмо, 2005. Available at: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_ chel-7-myshlenie_i_rech.pdf
References
1. Barash R.'E., Antonovskij A.Yu. Sistemno-kommunikativnoe issledovanie radikal'nyh dvizhenij, ili kak vozmozhna nauchnaya teoriya protesta. Filosofskijzhurnal. 2018; № 11 (2): 91 - 105.
2. Rebrina L.N., Shamne N.L. Sistemno-kommunikativnye izmereniya sovremennogo protesta (na materiale nemeckoyazychnyh onlajn-peticij). Nauchnyjdialog. 2020; № 3: 151 - 167.
3. Rebrina L.N. Formirovanie lokal'nogo patriotizma proshlogo: informacionnyj balans kommunikativno-tekstovoj sredy. Nauchnyj dialog. 2019; № 2: 49 - 64.
4. Rebrina L.N. Nemeckoyazychnye politicheskie blogi kak aktual'naya protestnaya praktika v kontekste mediatizacii i postulatov konfliktologii. Nauchnyj dialog. 2020; № 6: 129 - 146.
5. Rebrina L.N. Onlajn-peticii kak forma protestnoj kommunikacii v usloviyah 'elektronnoj demokratii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 3 (70): 478 - 482.
6. Kersting N. Online Beteiligung - Elektronische Partizipation - Qualitätskriterien aus Sicht der Politik. Internet und Partizipation. Bottom up oder Top-down? Politische Beteiligungsmöglichkeiten im Internet, Voss, K. (Hrsg.). Wiesbaden: Springer VS, 2014: 53 - 87.
7. Gladchenko I.A. Novye podhody k izucheniyu mobilizacii v setevyh soobschestvah. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 2019; № 10 (2): 30 - 43.
8. Kinyasheva Yu.B. Social'nye seti kak instrument politicheskoj mobilizacii grazhdan v sovremennoj Rossii. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki. 2018; № 3: 3 - 10.
9. Bauman Z. Social'nye media kak zapadnya. Gefter. 2016; 27 yanvarya. Available at: http://gefter.ru/archive/17336
10. Social'nye seti v Rossii: cifry i trendy, osen' 2020. 2020; 30 iyunya. Available at: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/
11. Schipicina L.Yu. Zhanry komp'yuterno-oposredovannoj kommunikacii. Arhangel'sk: Pomorskij universitet, 2009.
12. Schipicina L.Yu. Social'naya set' kak zhanr internet-kommunikacii. Medialingvistika. 2014; № 3: 220 - 224.
13. Van'ke A., Ksenofontova I., Tartakovskaya I. Internet-kommunikacii kak sredstvo i uslovie politicheskoj mobilizacii v Rossii (na primere dvizheniya «Za chestnye vybory»). Inter. 2014; № 7: 44 - 73.
14. Marchenko N.G. Social'naya set' «VKontakte»: lingvopragmaticheskijaspeki (Teoriyayazyka). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2013.
15. Rossiya protiv povysheniya pensionnogo vozrasta. Available at: https://vk.com/nopensionreform
16. Peterburg protiv. Available at: https://vk.com/spb.protiv
17. 19 Sentyabrya Golosuem Za otmenu Pensionnojreformy. Available at: https://vk.com/bez_pensii_vrn
18. Dzyaloshinskij I.M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikacionnye strategiisocial'nyh institutov. Moskva: APK i PPRO, 2013.
19. Man'kovskaya N.B. 'Estetika postmodernizma. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2000.
20. Urazova S.L. Social'nye seti kak forma obschestvennogo dialoga./ Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2016; № 150 (2): 26 - 33.
21. Protiv sistemy. Available at: https://vk.com/protiv_sistems
22. Krasnaya Moskva. Available at: https://vk.com/wall-21929443_16607
23. Babikova M.R. Zhanrovye raznovidnosti internet-memov v sovremennom nacionalisticheskom diskurse. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2019; № 2 (186): 67 - 73.
24. Patrusheva L.S. Funkcional'no-stilisticheskie osobennosti foruma kak zhanra internet. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filologiya i istoriya. 2013; № 4: 128 - 134.
25. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech'. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Izdatel'stvo 'Eksmo, 2005. Available at: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-7-myshlenie_i_rech.pdf
Статья поступила в редакцию 06.08.21
УДК 811.112.2'42:070
Rebrina L.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Leading Researcher, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected] Shamne N.L., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Director of the Institute of Philology and Intercultural Communication, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
COMMUNITIES OF CONFLICT MOBILIZATION IN SOCIAL NETWORKS OF RUSSIA AND GERMANY AS ACTUAL ACTORS OF PROTEST COMMUNICATION: GENERAL AND SPECIFIC SYSTEMIC-COMMUNICATIVE CHARACTERISTICS. The article presents results of comparing the studied systemic-communicative characteristics of the Russian- and German-speaking communities of conflict mobilization in the social networks VKontakte and Facebook, reflecting the