Научная статья на тему 'ЭКСПЛИКАЦИЯ АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА В СООБЩЕСТВАХ ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)'

ЭКСПЛИКАЦИЯ АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА В СООБЩЕСТВАХ ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликтная мобилизация / коллективно-личностное измерение / социальные сети / адресант / адресат / русский язык / conflict mobilization / collective and personal dimension / social networks / addressant / addressee / Russian language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М В. Милованова, Е В. Терентьева

В статье кратко охарактеризованы специфические черты протестной интернет-коммуникации, названы ее функции, цели; показано, что данный вид коммуникации тесно связан с определенной ситуацией, осуществляется в цифровой среде, предполагает интерактивные отношения адресанта и адресата. Протест интерпретируется как особая коммуникативная система, характеризующаяся пространственно-временным, предметным и коллективно-личностным измерениями. На материале русскоязычного протестного контента, размещенного в российских популярных социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, а также в российском сегменте Инстаграм, Твиттер, Фейсбук, описаны способы и средства экспликации адресанта и адресата. Показано, что в зависимости от выделенного типа (член сообщества, администратор, модератор, лидер мнений или сторонний автор, публикациями которого в сообществе делятся его участники) адресант получает различную экспликацию: в указании на автора в шапке публикации; в приемах идентификации с членами сообщества; в прямых призывах к конкретным действиям; в шапке публикации, где указывается на репост; в комментариях, подписях, дополнениях со-адресанта к репосту, которые инициируют протестную реакцию участников социальных сообществ. Установлено, что массовый адресат эксплицируется использованием знаков интерактивного одобрения; применением функционала репоста с указанием данных о сделавших репост с возможностью перехода на их профиль; указанием в шапке комментариев на авторство; предъявлением личной позиции в комментариях; позитивной / негативной идентификацией с адресантом в комментариях; краткими самопрезентациями участников сообщества в комментариях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — М В. Милованова, Е В. Терентьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLICATION OF THE ADDRESSANT AND THE ADDRESSEE IN COMMUNITIES OF PROTEST MOBILIZATION (ON THE MATERIAL OF RUSSIAN SOCIAL NETWORKS)

The article briefly describes specific features of protest Internet communication, names its functions, goals; it is shown that this type of communication is closely related to a specific situation, is carried out in a digital environment, and involves an interactive relationship between addressee and addressee. The protest is interpreted as a special communication system characterized by spatio-temporal, objective and collective-personal dimensions. On the material of the Russian-language protest content posted on the popular Russian social networks VKontakte, Odnoklassniki, as well as in the Russian segment of Instagram, Twitter, Facebook, methods and means of explication of the addressant and addressee are described. It is shown that depending on the selected type (community member, administrator, moderator, opinion leader or third-party author, whose publications in the community are shared by its members), the addressee receives a different explication: in the indication of the author in the publication header; in methods of identification with community members; in direct calls for concrete action; in the header of the publication, where the repost is indicated; in the comments, signatures, additions of the co-addressee to the repost, which initiate a protest reaction from members of social communities. It has been established that the mass addressee is explicated by the use of interactive signs of approval; using the repost functionality, indicating data on those who made the repost with the ability to go to their profile; an indication of authorship in the comment header; presentation of a personal position in the comments; positive / negative identification with the addressee in the comments; short self-presentations of community members in the comments.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛИКАЦИЯ АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА В СООБЩЕСТВАХ ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)»

Примечания

1Меркушина Е.А. Реализация целей информационной политики через формирование повестки дня в сетевых СМИ. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. 2019: 110 - 112.

2LiveInternet: Рейтинг сайтов. Категория: Новости и СМИ. Available at: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#geo=ru;group=media

3Блог Дарьи Михалевич. Available at: https://ko44.ru/blogs/itemlist/user/609-2021-03-12-14-08-15.html

4Иванова К. Как выжить в костромской многоэтажке, или 5 видов соседского насилия. Available at: https://ko44.ru/blogs/item/24135-kak-vyizhit-v-kostromskoy-mnogoetazhke-ili-daesh-zakon-protiv-sosedskogo-nasiliya.htmlhttps:// ko44.ru/blogs/itemlist/user/609-2021-03-12-14-08-15.html

5Иванова К. Ты ещё замуж-то не вышла? Или почему в Костроме замужество - главная цель жизни. Available at: https://ko44.ru/blogs/item/22865-tyi-

Библиографический список

eschyo-zamuzh-ne-vyishla?-ili-pochemu-v-kostrome-zamuzhestvo-glavnaya-tsel-zhizni.html. (дата обращения 01.02.2021).

6Мартынов А. Госдума приняла закон о повышении больничных до уровня МРОТ. Available at: https://wwwonlinetambov.ru/news/society/gosduma-prinyala-zakon-o-povyshenii-bolnichnykh-do-urovnya-mrot/

'Мартынов А. Сроки вступительных экзаменов перенесут из-за корона-вируса. Available at: https://www.onlinetambov.ru/news/society/sroki-vstupitelnykh-ekzamenov-perenesut-iz-za-koronavirusa/

8 Мартынов А. Две трети жителей России оказались без сбережений в кризис. Available at: https://www.onlinetambov.ru/news/economy/dve-treti-zhiteley-rossii-okazalis-bez-sberezheniy-v-krizis-podrobnosti-https-regnum-ru-news-economy/ 9Фотогалерея Онлайн Тамбов.ру Available at: https://www.onlinetambov.ru/ phototapes/

10Опросы. «Изменится ли Ваша жизнь без интернета?». Available at: https://www.onlinetambov.ru/survey/?PAGEN_2=6

1. Об утверждении Концепции информационной политики администрации города Тамбова. Постановление администрации города Тамбова от 24.11.2008 N 8849 Available at: http://docs.cntd.ru/document/445066991

2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. Москва, 2005.

3. Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты. Вестник ЯГУ. 2005; Т. 2, № 3: 111 - 115.

4. Страшнов С. Актуальные медиапонятия: опыт словаря сочетаемости. Иваново: Издательские решения, 2017.

5. Беленко В.Е. Зырянов В. А. Контент социальных сетей в материалах СМИ. Вопросы теории и практики журналистики. 2018; Т. 7, № 3: 444 - 458.

6. Деева И.В., Кихтан В.В., Клеменова Е.Н. Особенности предъявления контента интернет-изданиями на современном этапе развития. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018; Т. 2, № 2: 212 - 220.

7. Аудитория интернета в России в 2020 году. Mediascope. Available at: https://mediascope.net/news/1250827/

References

1. Ob utverzhdenii Koncepcii informacionnojpolitiki administracii goroda Tambova. Postanovlenie administracii goroda Tambova ot 24.11.2008 N 8849 Available at: http://docs.cntd. ru/document/445066991

2. Lukina M.M., Fomicheva I.D. SMI v prostranstve Interneta. Moskva, 2005.

3. Kozhevnikov N.N., Pashkevich N.L. Glokalizaciya: koncepcii, harakternye cherty, prakticheskie aspekty. Vestnik YaGU. 2005; T. 2, № 3: 111 - 115.

4. Strashnov S. Aktual'nye mediaponyatiya: opyt slovarya sochetaemosti. Ivanovo: Izdatel'skie resheniya, 2017.

5. Belenko V.E. Zyryanov V. A. Kontent social'nyh setej v materialah SMI. Voprosy teoriiiprakíikizhurnalistiki. 2018; T. 7, № 3: 444 - 458.

6. Deeva I.V., Kihtan V.V., Klemenova E.N. Osobennosti pred yavleniya kontenta internet-izdaniyami na sovremennom 'etape razvitiya. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatischeva. 2018; T. 2, № 2: 212 - 220.

7. Auditoriya interneta v Rossii v 2020 godu. Mediascope. Available at: https://mediascope.net/news/1250827/

Статья поступила в редакцию 22.07.21

УДК 811

Milovanova M.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: mv_ [email protected]

Terentyeva E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

EXPLICATION OF THE ADDRESSANT AND THE ADDRESSEE IN COMMUNITIES OF PROTEST MOBILIZATION (ON THE MATERIAL OF RUSSIAN SOCIAL NETWORKS). The article briefly describes specific features of protest Internet communication, names its functions, goals; it is shown that this type of communication is closely related to a specific situation, is carried out in a digital environment, and involves an interactive relationship between addressee and addressee. The protest is interpreted as a special communication system characterized by spatio-temporal, objective and collective-personal dimensions. On the material of the Russian-language protest content posted on the popular Russian social networks VKontakte, Odnoklassniki, as well as in the Russian segment of Instagram, Twitter, Facebook, methods and means of explication of the addressant and addressee are described. It is shown that depending on the selected type (community member, administrator, moderator, opinion leader or third-party author, whose publications in the community are shared by its members), the addressee receives a different explication: in the indication of the author in the publication header; in methods of identification with community members; in direct calls for concrete action; in the header of the publication, where the repost is indicated; in the comments, signatures, additions of the co-addressee to the repost, which initiate a protest reaction from members of social communities. it has been established that the mass addressee is explicated by the use of interactive signs of approval; using the repost functionality, indicating data on those who made the repost with the ability to go to their profile; an indication of authorship in the comment header; presentation of a personal position in the comments; positive / negative identification with the addressee in the comments; short self-presentations of community members in the comments.

Key words: conflict mobilization, collective and personal dimension, social networks, addressant, addressee, Russian language.

М.В. Милованова, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: mv_ [email protected]

Е.В. Терентьева, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ЭКСПЛИКАЦИЯ АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА В СООБЩЕСТВАХ ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)

В статье кратко охарактеризованы специфические черты протестной интернет-коммуникации, названы ее функции, цели; показано, что данный вид коммуникации тесно связан с определенной ситуацией, осуществляется в цифровой среде, предполагает интерактивные отношения адресанта и адресата. Протест интерпретируется как особая коммуникативная система, характеризующаяся пространственно-временным, предметным и коллективно-личностным измерениями. На материале русскоязычного протестного контента, размещенного в российских популярных социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, а также в российском сегменте Инстаграм, Твиттер, Фейсбук, описаны способы и средства экспликации адресанта и адресата. Показано, что в зависимости от выделенного типа (член сообщества, администратор, модератор, лидер мнений или сторонний автор, публикациями которого в сообществе делятся его участники) адресант получает различную экспликацию: в указании на автора в шапке публикации; в приемах идентификации с членами сообщества; в прямых призывах к конкретным действиям; в шапке публикации, где указывается на репост; в комментариях, подписях, дополнениях со-адресанта к репосту, которые инициируют протестную реакцию участников социальных сообществ. Установлено, что массовый адресат эксплицируется использо-

ванием знаков интерактивного одобрения; применением функционала репоста с указанием данных о сделавших репост с возможностью перехода на их профиль; указанием в шапке комментариев на авторство; предъявлением личной позиции в комментариях; позитивной / негативной идентификацией с адресантом в комментариях; краткими самопрезентациями участников сообщества в комментариях.

Ключевые слова: конфликтная мобилизация, коллективно-личностное измерение, социальные сети, адресант, адресат, русский язык.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00193 [The reported study was funded by RFBR, project number 20-012-00193]

В настоящее время в эпоху глобализации и перемещения общения в социальные сети феномен протестной коммуникации становится все более актуальным, поскольку потенциально включает в свою сферу множественное число адресатов с самыми различными характеристиками. Если в 70 - 80-х годах прошлого века протестная коммуникация была представлена в так называемой альтернативной прессе (речь идет о Европе, США, в России на тот момент альтернативные СМИ отсутствовали), то в современный период развития мирового сообщества в связи со стремительным распространением цифровых технологий появились новые способы выражения протестной коммуникации - через блоги, самостоятельно созданные веб-сайты, на платформах популярных социальных сетей [1].

Протестная коммуникация направлена на выполнение определенных функций (либо одновременно и целей), основными из которых являются: привле-чениевнимания, озвучивание требований.попучение одобрения и поддержки, делегитимизация или выерервапкеопркделевогепнчивипа, оеганизации ия.к., распбосерннениеточкиердрив на|неррешение пре&чемв!, атп^длензе уирози ни ДаннбтШупоунк могутОыть оеъбтзнезчзнаовиты епнглзнной стегенню интенсивности в разных социальных сообществах.

Cечнeмeенпнччoтеcтнaяцеммyнткaчктвaцбкеепкзyeуcн пеиззaкaмиcитц-ативности, медийности и интерактивности, которые предполагают, что данный вну коммдчивациг«ппздяцтн»к опрeваливзeKвитуaцпи.oттщцcтвлверcв ние-кой-либо цифровой среде, предполагает интерактивные отношения адресанта и адресаге. Таким ебркзом, нееттeтктюкoмаyгигепиюмееyo п^сиювиир какси-тyaбикyyюмтдийзyшпбaкyикбкoттаaвcаздaeтсрцрвмeатно ет з1Ктопвмр (адетф сантом и адресатом) посредством определенных стратегий и тактик.

Pнптцгтнепкеммевикакптв^ь^ле^н^^с^с^рме oцтидпееcб от бфлакчкфоумк1, поскольку обладает гораздо большими возможностями, предоставляемыми ин-тцeнeб-рeннтлегияши - oтpeдмещeниепптвoк встцеепее до нелегитимных способов: взлом электронной почты, хакерские атаки и др. Протестная коммуника-цнзв^тернете пббдвтакляеркааои«обцащевиыоноггт кекчогам»урежимп eцaлзгoгoзpeвaвинкезлизппlx чхсвяк миеа,ттос во егпецдафoткм ддвезсвем социального протеста с общими ценностями, практиками, целями и идентично-cткдх^^енкlУ кеммивикттнев Интеpнaецуaеекеeтиaеетцаиeаекткелиям-цией, сетевой активностью, динамизмом, глобальностью, а также способностью зс^^оеган!^;^^ии н-ц тэбим хapактеeгcциl<aм иботесквой ^с^т^ц^г^ин^^рии в онлайн-формате Кристиан Фукс добавляет такие признаки, как определенная сеаненневщцг^ине^т^з и веп^дсказ^месви, cюбДбватeвниo-кeкевтег^мк^^е-лосир, а таюке е<eжпеинмр дос^иг»кейф^pаюта: «»дянвотлсезого ввижeрие т явпяеусесцедсп»бм коб1^^нккг^йнк^г^я подгетенкипиоеодинеции пб»-тeттеу,еpелгтиумвбcyжмеаитднф oамцзaтeaнаcкямн,гтеетeги еии.мневиями и целями, средством информации и распространения альтернативной информа-TPИlееквeучeммeйидззaцви еранк у о пoныеJевкюаcтедoмлeаиocт и и средством сотрудничества» [3].

Пpрдeвптенувркеoбяцкикпувиеpaпeеекек праинл<в озвпкает вк^алкие иесмг-тсип - подтверэю^иеелК^^т^з^н^кву уeeгпенвй/ сбоек тои-

ии з^вие. цекнм абр^ю^М1 иeелдяззeaмeи ^зредыи^венте так кекоаго се-цнельнeгеянкlдвия.^езме-миелос его a^"I^ерal^n - еоеecaввoмитмтeтетем. В процессе непосредственного осуществления протестной коммуникации в соци-вль ных сеиятмюпщ вдрясавно м и еетасеулм прои ах одет пааеовв ное нктзмлдей -ствие с использованием разнообразных ресурсов интернет-дискурса - списков рэивылки, (^ец^^г^ьвых ееией,вики, бш/евилигaеюцепн.

Чlцeтeетицч комууннкaцзенpeиивтнляeк сонкуосоЗы» тип мгевчюмпюlепч Л умев а^спрюнесты -тео ^(^^щниу» тдреео веввафдо.гвмз рaаoмквлющзкзмoе зкoкчeвтцвeкpocкз».eцoвепккезмажуквечыгoкaкдвц-сторонняя форма, т.е., с одной стороны, - протестующие (адресант), с другой со-иовммце, чпецвнeтeетo^^^^еютц^е.^^ непббвалр пнереке [4и с. 1^ТнШду^т-ко протест предполагает не только направленность на объект (против кого/чего oцчщеюцiтаетcя), во илбтещериe к кому-либо с целью вовлечения, воздействия, и здесь появляется еще одна сторона - адресат Соответственно, протестную коммуникацию с точки зрения акторов можно изобразить следующим образом:

S

R

Рис. 1. Модель протестной коммуникации

На приведенном выше рисунке черная стрелка схематично изображает доминирующее направление воздействия, в частности воздействие адресанта на адресата Р), стремление вовлечь его в протест (чаще всего в форме про-тестного мобилизационного поста); серые стрелки отражают вовлеченность в протестную коммуникацию третьей стороны, объекта (ОЬ), в роли которого может выступать конкретное лицо, либо событие, явление и т.д., т.е. собственно против кого-, чего осуществляется протест (часто объект протеста находит вербализацию в названии СС, например: НЕТ поправкам к Конституции; Россия против повышения пенсионного возраста; Народ против повышения пенсионного возраста; Против поправок: Я против поправок к Конституции России; Я против нового срока мэра Собянина и т.д.), а также направление ответного воздействия на адресанта со стороны адресата через призму его оценки объекта протеста (в форме лайка, дизлайка, комментария, репоста и т.д.). Очевидно, что взаимо-де йот виюабре санта и адресата осуществляется в определенных пространствен-ио-в ремевндх координатах, в связи с чем в настоящем исследовании протест иптерется как особая коммуникативная система, характеризующаяся пеептка нстке нно-временным, предметным и коллективно-личностным измерениями [5; 6].

ид-м-в ительно к адресату и адресанту можно говорить о различных формах их участия в протестной коммуникации в Интернете. Так, Ян Шмидт выделяет нки-виды такого участия:

1) позиционирование - самая простая форма, предполагает наличие опре-еалеркекчез иции в рамках протеста, например, в форме членства в форумах, ярcкрccк0нкых группах или в контексте профилей пользователей. Тем самым осуществляется информирование аудитории о собственной позиции по той ата игй -еме; 2) косвенное участие - данная форма предполагает уже определенную степень активности: например, использование онлайн-платформ для поддержки собственных аргументов либо аргументов других участников в виде видео, блогов или записей на форумах, чтобы впоследствии начать обсуждение; , пуимоеузастие - это активная форма участия, предполагающая уже непо-cкeщcтвeквoe обращение к другим пользователям, общение с ними, проявление инициатив [7, с. 151].

цллкю настоящей работы является установление средств экспликации адресанта и адресата в социальных сообществах (далее - СС) конфликтной мо-

бИЛИИрЦИИг

Материалом исследования послужили публикации на русском языке, от-вехающию |йяду критериев: размещение в российской социальной сети либо в гдюеалзвой социальной сети, популярной на территории России (ВКонтакте, Одвеклассни ки, Инстаграм, Твиттер, Фейсбук); наличие протестного контента, ваналеввело против чего-либо / кого-либо; период публикации с 2012 по 2021 гг. Объем выборки составил около 1050 публикаций.

По признаку представленности адресанта исследуемые публикации были классифицированы на три группы.

Пмрв^ю группу составляют посты адресантов - членов сообщества. Моби-лизациоввыЗ потенциал данных публикаций формируется с помощью селектив-вогоивфо^и рования адресата с целью создания либо поддержания желаемой рооыцни- и оИъединения против чего-либо, представления авторской оценки ситуации или изложенных фактов и побуждения к эмоциональному протестному отпеыку тцем ках предложенной оценки. Адресант получает экспликацию: а) в указании на автора в шапке публикации; б) в приемах идентификации с членами ебоИщеаува. в) в прямых призывах к конкретным действиям.

ли веке м типовые примеры, иллюстрирующие названные способы экспли-кауи и а»река нта публикации:

ВюеЛимир Зубов, 3 июля 2018: Кировчане, пойдете ли вы на митинг 3 июля? 3 июля в 19:00 присоединяемся к общероссийской акции против повы-юееню птюсеонного возраста, которая пройдет в сквере С. Халтурина (ул. Московская 1) Мы либо превращаемся в рабов, либо в людей! Приходи если ты ПРОТИВ: повышения пенсионного возраста, повышения процента НДС повышение цен на бензин повышение тарифов ЖКХ повышение цен на продукты... Ждем всех неравнодушных. Приносите с собой плакаты! [СС Россия против повышения пенсионного возраста; здесь и далее примеры приводятся с сохранением орфографии и пунктуации источника].

Николай Чесноков, 19 июля 2018: Друзья! Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении пенсионного возраста, который может кардинально изменить нашу с вами жизнь и жизнь наших детей! Те кто считает, что их это не касается, вспомните о своих родителях, детях и друзьях-это коснется каждого! Отдельно, обращаюсь ко всем мужчинам НАШЕЙ страны, вспомните о ваших матерях, женах и сестрах!...Прошу! Активно высказывайте свое мнение по предлагаемой реформе, ставьте ваши подписи, приходите на мероприятия посвященные увеличению пенсионного возраста! Давайте

объединяться, потому что только вместе мы можем повлиять на решение властей!... Пожалуйста, поделитесь этой записью со всеми! [СС Россия про-меелонышения пенсионного возеаста].

Епаоырънп Енгаоычева,7июняЫН01\ д реиьлийчае в МеегпннеОеиыто-юсооожаневотьштрн<рв 1500(ЮМне0зато, чтеяпонмелястысочаосмв-спвипео оыйтн ни оноз еь)ниго героЛн2д онвтреР02Ягоеа [СС Олсиия пропив повышения пенсионного возраста].

23 июня Ольга Сорокина I1 Тех, кто защищает народ от прививочного террора, скрутили силовики! Срочно! Максимальный репост! Требуйте освободить журналиста! [СС Родина погибает что делать будем?].

Дарья Макушкина I «Хватит врать!» Друзья! подключайтесь к интернет-митингу за наше право жить. 4 июля, в 12:00 (мск), состоится интернет-митинг под лозунгом «Хватит врать!». Организаторы митинга призывают объединиться всех, кто устал от лжи. Судите сами — куда ни кинь, нас вездеобманывают [ССТвоеправо].

Ольга Якухнова Наши люди трусливы, ленивы и вообще, им на все наплевать, я звала на митинг, против этой несправедливой и античеловеческой реформы всех своих родственников, коллег по работе и что, да никто не пошел, а отговорки были, типа, да это все ерунда, не поможет, короче наши люди тупенькие и разобщенные, да и трусливы! [СС Россия против повышения пенсионноговозраста].

Как видно из приведенных примеров, публикация открывается указанием имени и фамилии ее автора, датой поста. Адресант обращается к приемам идентификации с членами социального сообщества, используя личные местоимения множественного числа (мы-социальное), притяжательные, определительные местоимения, обращения, побудительные конструкции для оформления призыва-просьбы и призыва-требования. Эмоциональный протестный отклику адресата иниции руетсяод|ееса нпо м с еомощьюапелля ции к сСщему негмтивномуопы ту (высокие цены на бензин, ЖКХ, продукты, отсутствие протестной активности), к таким аксиолоаичвмким эюичесаивкетегорием, как своавда, мыбор,дола и оттоо-ственность: Мы асбопреврвщаемся в рабмв, пибовпюдей!я пкмела с тысячами москвичей выйти на улицы родного города; Требуйте освободить журналиста!; Отдялыео, ояращапсьпо еяеов^^явы^ыяамНррыбЯ<ямряпы,вспомнитло вашихматярмх, ыаоях исввтрвх.

Вторую группу составляют публикации, размещаемые от лица сообщества, чаще псогаадаиоияоршорам, аодораатмрмм.оодеротмвоуи0, политическим лиде ром.содемжащрр премь юспос обывоо-ей стаи я наауд имар ил с жплою активного вовлечения участников в деятельность группы, в протестные онлайн-, офлайн-мевоорблетмы -аллемевадб адвтсднакрк птхпоыы, псауотор эсапоопа-цию: а) в цри (олазанилеа а(реу

Данное сообщество будет объединять всех граждан РФ в борьбе против антинародмых зактоов Ооссие провив пмвр|шепая пиояис^нпп^со восрасом]; Добрый весд-, ыважаемыеуяомтммки груезы! С этогоСнс вэтлй исуеле мы (команда группы СВОБОДНЫЕ НОВОСТИ) будем рассказывать о новостях в области кнсмвывпрдвисярохядрпопеко. Ш-ы няСыемяв, что яы мрОбырже-те наше нсвенвние нвояыв рппохшзмиы тыйкатд,...- Првалашоете Ор^зел в группу, а мы поягав^аемое ыпраадамя ывши рждоаыср. рспи мьш инторелна тема прав сетотана и Выиетита еемою1 те в удменистриурелоилтрлапы, етс пишите Кириллу Хрусталеву [СС Свободные новости]; б) при представлении коллектив ной позоции, оценок; вприемахддонтификацоис члтнамисевбщен ства: SoЫие¡nNeЫ Д^вья! Ненссможно неваывтитд, чтопопатои мышежа проблемы своего двора, района, округа силами только местных активистов обычно оброчуео)нс пролаЛ: Мыпулйасуалм соураптта0амeмmе-uплмlсдын-вать ОбъеPяовпныяMовсжcчсяЫuuпнм.тырнпace^^uе горвел нужнытошоюыю, ум, принципиальность, настойчивость!; Общенародный Союз возрождения России (О<^вТР)мерт^е) выет^итс^титсотоизсто^и, намшеныяконстяту--ционных пр-ея-жа^е, иротее Яэ;опeЫлябяоыпаu ааоовнокж, людей под «домашний арест»! [СС ОСВР]; в) в прямых призывах как инициатор, движущае сила, нлеример, Общенародный Союз возрождения России (ОСВР) 1 мая в 12.0аеомрскоапооту ауооуао врема солитые вйкгсарнвт-мп-тинге «Я самоосвобождаюсь!» [СС ОСВР]; НАРОД ПРОТИВ повышения пенсионного еууpлстт- мои 20POДeоуmвuи Посотате поmоуuмрпттOeомоe работникoвотпевойло пcоPвоуы Pосзтocmрзнзоmeулк)оллыывг, М-зоСи близких. В петиции сформулированы требования в адрес правительства и госдумы в uнmпеввеaуpубртроюов к млюсао Oозвm;й)[mCHеpoдсpуеевговы-шения пенuоoннепoтoзpасоa];т)в эуcсшви■гнооpeлниaпpо¡cооноpcомопpecевв тации, прежде всего, как идейного, активного, надежного, благородного «актора»: ЛевыывЫмтнвев АнcоmлйоmУдалы-oво. Вмеатв с mмвapощемuос Лсоого Фронта пюинота -еаттиев оакзтоквoпмоAдмuнасmеaцuе ватсе/Телта лс о МинистерттооMoоеттcoе. Mыmрeбломl зmилусmeйаелнецвoюoйтameлоaлb-ной поддеужкuoвовuоокux грйжЗол в уcеacоpxкPлoзaвоpу&lUэклпoмичecоуыв кризиса. Хюотот зеoтaщеmтнонaМЫ)оон лвoеыcPйУ людей, езвaОoюсегооо народом! [юр Левьм mпеит);д)втостуoммbвикуcсp, пpaмуaxксbоpoйигyппa

Библиографический список

(администратор) помещает обычно фото- / видеоотчет о мероприятии, например: Пееыйфронт. Акцияв зашцтупросветитепьскойдеятепьности от цензуры прошла и Минкос виоте танйтМГд. Полтцив аадесжале Попав 20 чепжек [СС Левый фронт].

Тннтсю жутппу обрнзуют праликацизсзссоисиаавторзв, коееросвв соиб-стттттудлерсеегзучррсдики. Уцибликацдехтаксгоуота автор реязава выступает комментатором текста, в котором предлагает свою точку зрения, инициируя прссоединкнискней членов сопСществаСС(остасьсые члены соиСроетвк жв-ляются со-адресатами). Такой со-адресант в первой группе публикаций получает скспсска^ю : аИ в шопке кубликац^1^, где^аоыоаетеензрвпост(МВПподееался ссылооИДЩ в ^^|-|^еошм[^ия^,павка<о^, дополнасиес со-адоосантак испеоту, которые инициируют протестную реакцию участников СС (репост: Российских иизсионе^в зсхытевоп^еритона <С0пслн0mнтьсь/eе000Сейедемчнтaввв автора вцпоуяа:Нисроттсиоазвыеиажп... Чудоттдераареяург.ЗтавтПранил Красноярского края отправило в отставку председателя Счетной палаты ре-ппона; поамесеева. тиношо,втоттва ввтазась) [СС МВП].

Само презентация со-адресанта реализуется посредством выбора предлагаемой сообществе пуаликераи и км ма^ппииякиижд еми^<^т^!^-^ги<^сзв арао-сти с ее автором.

Магеовыйадронат яусoбпиасвгuкoнфликувoй зС ^кз

плиаирутеся: а) исрoльзoиабцсгзаaкоиинтеиУйтгхuагвудобеuциягв внло-ке «Обсуждение» с указанием на количество реакций-эмотиконов, например: Сер гей, jg&dkcik б) использованием репоста с указанием данных о сделавших репост с возможностью перехода на их профиль; в) использованием функционала «Нравится», «Показать список оценивших» во вкладке «Мероприятие», а также переходом в аккаунты соответствующих участников; г) представлением информации обо всех участниках сообщества как потенциальных адресатах, новых участниках во вкладке «Участники»; д) указанием в шапке комментари-хо наавторство); о) паедъявлением личной позиции в комментариях: Евгений Кмбелев29 июл20ЯЯ в 1:ЯЯ Очень много написано, но не сказано... Где выход из системы. Очередная демагогия [СС Против системы]; ж) идентификацией с друтмуоастником/ участнаками сообщества, обращения к участнику / участни-гам здвОлества окимезнториях: Знаете, в чем кардинальное различие между нами и уколотыми? У нас есть выбор. Мы можем продолжить сопротивление до победнояпконца[СС Я выступаю против]; Alexander, гораздо опаснее в массвкыхпроткстттто, что в большинстве случаев неизвестны те кто их организует и их цели [СС Против системы]; Александр Сметков 13 апр 2013 в 6:57 АоЯрОакадий, Ипху,Никита, не знаю ли может это вас обрадовать, но по-ложмниццхооымиравием руккой нации» не так печально [СС Родина погибает]; з) позитивной / негативной идентификацией с адресантом в комментариях: Аля Пятррвт2р2я 2013вбО:КО Ну, как не согласиться с предыдущим оратором?! Ведьвпе правипьноеказал [СС Родина погибает что делать будем?]; Андрей Кузнецов Тут последнее время автор вообще не понимает что выкладывает S; Карпов Денис Дебил по моему админ с такими картинками [СС Против системы]; и) обращениями адресанта, призывами к участникам сообщества, использованием ты-общения: ПРОСНИТЕСЬ ЛЮДИ ПОКА НЕ ПОЗДНО!!! Уважаемые участники! пригласите всех своих друзей в группу если вам не безразлична своя судьба и судьба своей Родины! [СС Родина погибает что делать будем?]; Если ты боишься протестов = ты дурак... И это маленькая цена, знаешь почему? [СС Против системы]; к) краткими самопрезентациями участников сообщества в комментариях Илья Репин 7 апр 2013 в 16:11 Никита, я сам работаю в школе, и это к сожалению есть, то что вы описали [СС Родина погибает что делатьбудем?].

Таким образом, адресант и адресат получают разнообразную экспликацию в исследованных сообществах. Адресант протестной коммуникации является собственно выразителем протеста, однако он не несет ответственности за последующие на протест реакции со стороны объекта, он только ожидает соответствующих реакций, решений, хотя и сам адресант может предложить определенные пути разрешения обозначенной ситуации, проблемы. Данный факт обусловливает представленность в этом виде коммуникации разнообразных стратегий и тактик ее ведения со стороны адресанта и достаточно «вольное» использование языковых средств. В рамках протестной коммуникации адресант может использовать интерактивные приемы [см.: 8], в качестве распространенных можно привести элементы, выражающие солидарность с кем-, чем-либо, например, размещение логотипа определенной организации на своем веб-сайте, в блоге, посте и т.п., использование хэштегов и др.

Проблема изучения феномена протестной коммуникации с различных сторон, в том числе с позиций лингвистики, является на сегодняшний момент весьма актуальной, т.к. позволяет исследовать механизмы, закономерности процесса воздействия данного вида коммуникации на различного рода социальные движения, что напрямую связано с безопасностью существования современного общества.

1. Protestkommunikation.KonflikteumdieLegitimitätpolitischer Öffentlichkeit. Wiesbaden: Springer, 2021.

2. BieberCh. Protestkommunikationim Internet Elektronische Demokratie. München: Beck, im Erscheinen, 2001.

3. Fuchs Ch. Cyberprotest und Demokratie Digitale Medien - neue Möglichkeiten für Demokratie und Partizipation? Berlin: Trafo Verlag, 2007: 59 - 94.

4. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1991.

5. Бараш РЭ., Антоновский А.Ю. Современная протестная коммуникация в контексте системно-коммуникативного подхода. Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2019; № 4 (3): 140 - 164.

6. Ребрина Л.Н., Шамне Н.Л. Системно-коммуникативные измерения современного протеста (на материале немецкоязычных онлайн-петиций). Научный диалог. 2020; № 3: 151 - 167.

7. Schmidt J. Das neue Netz. Merkmale, Praktiken und Folgen des Web 2.0. Konstanz: UKV Verlagsgesellschaft, 2009.

8. Beck K. Computervermittelte Kommunikation im Internet. Oldenbourg Wissenschaftsverlag, München Wien, 2006.

References

1. Protestkommunikation. Konflikte um die Legitimität politischer Öffentlichkeit. Wiesbaden: Springer, 2021.

2. Bieber Ch. Protestkommunikation im Internet Elektronische Demokratie. München: Beck, im Erscheinen, 2001.

3. Fuchs Ch. Cyberprotest und Demokratie Digitale Medien - neue Möglichkeiten für Demokratie und Partizipation? Berlin: Trafo Verlag, 2007: 59 - 94. 1. 4. Luhmann N. Soziologie des Risikos. Berlin; New York: W. de Gruyter, 1991.

5. Barash R.'E., Antonovskij A.Yu. Sovremennaya protestnaya kommunikaciya v kontekste sistemno-kommunikativnogo podhoda. Kommunikacii. Media. Dizajn. 2019; № 4 (3): 140 - 164.

6. Rebrina L.N., Shamne N.L. Sistemno-kommunikativnye izmereniya sovremennogo protesta (na materiale nemeckoyazychnyh onlajn-peticij). Nauchnyj dialog. 2020; № 3: 151 - 167.

7. Schmidt J. Das neue Netz. Merkmale, Praktiken und Folgen des Web 2.0. Konstanz: UKV Verlagsgesellschaft, 2009.

8. Beck K. Computervermittelte Kommunikation im Internet. Oldenbourg Wissenschaftsverlag, München Wien, 2006.

Статья поступила в редакцию 24.07.21

УДК 801

Osokina S.A., Doctor of Science (Philology), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Karpukhina V.N., Doctor of Science (Philology), Professor, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

Savochkina E.A., Cand. of Science (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

LINGUISTIC STUDIES OF METAPHOR: A BRIEF OVERVIEW. The article gives a brief theoretical overview of the linguistic research of metaphor over the past 30 years. With the help of the linguistic analysis of the linguistic discourse, the authors reveal the evolution of linguistic ideas of metaphor, starting with "trope", or "figure of speech" based on the secondary lexical nomination, to "cognitive model", or "metaphor model", and the instrument to study this model at the same time. The authors analyze linguistic papers that suggest ways to restore the "hidden" components of the metaphor, as well as theoretical views on the difference and, on the contrary, the similarity between metaphors and other words used figuratively. The article emphasizes the problem of the ontology of the object under study (the metaphor) and the epistemology of its study. The scientific novelty of the work lies in the formation of modern linguistic reflection on the problems of metaphors dominant in the mainstream of the cognitive approach in the context of digital transformation of the general scientific paradigm of thinking.

Key words: metaphor, metaphor model, cognitive metaphor, cognitive linguistics.

С.А. Осокина, д-р филол. наук, проф., Алтайский государственный университет, E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В.Н. Карпухина, д-р филол. наук, проф., Алтайский государственный университет, E-mail: [email protected]

Е.А. Савочкина, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный университет, E-mail: [email protected]

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАФОРЫ: КРАТКИЙ ОБЗОР

В статье представлен теоретический обзор основных идей, содержащихся в лингвистических публикациях последних 30 лет, по проблеме изучения метафоры. Методом критического анализа на материале лингвистического дискурса последних десятилетий выявляется эволюционный путь развития лингвистических представлений о сущности метафоры от "тропа" или "фигуры речи", в основе которой лежит вторичная номинация, до "когнитивной модели" человеческого мышления и инструмента изучения этой модели. Анализируются лингвистические труды, посвященные восстановлению «скрытых» компонентов метафоры, а также теоретические взгляды, подчеркивающие отличие метафоры от иных способов переноса значения слов или, наоборот, их сходство. Основной акцент ставится на проблеме разграничения онтологии изучаемого объекта и эпистемологии его изучения. Научная новизна работы состоит в формировании современной лингвистической рефлексии на проблемы изучения метафоры, доминировавшие в русле когнитивного подхода, в условиях трансформации общенаучной парадигмы мышления под влиянием цифровых технологий.

Ключевые слова: метафора, модель метафоры, когнитивная метафора, когнитивная лингвистика.

Метафора - одно из наиболее изучаемых явлений в современных лингвистических трудах, интерес к которому не ослабевает в течение нескольких десятилетий. Получив «второе дыхание» благодаря работе Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живем», опубликованной в 1980 г и давшей дополнительный импульс развитию когнитивной лингвистики и когни-тивистики в целом (официальный перевод книги на русский язык выполнен в 2004 г [1]), изучение метафоры входит в топ актуальных лингвистических исследований по сей день. Неиссякаемый интерес к метафоре кроется в том, что изучение ее свойств, характеристик, структуры, моделей, самой сути явления и всего, что с ним связано, дает возможность увидеть новые подходы к фундаментальным проблемам языкознания: язык и мышление, язык и познание, язык и знание.

Материалом нашего исследования является лингвистический дискурс трех последних десятилетий, предмет изучения - трактовка сути метафоры в лингвистических трудах. Цель статьи состоит в том, чтобы дать краткий обзор различных интерпретаций метафоры в лингвистических трудах последних лет: что вкладывается (и может вкладываться) в понятие «метафора» в лингвистике, какие значения может приобретать слово «метафора» в современном лингвистическом дискурсе. Как видно из постановки вопроса, проблема лежит в русле эпистемологической функции языка, где грань между словом и связанным с ним смыслом не очевидна при непосредственном изучении и во многом конструируется самими исследователями.

Если в 1988 году В.Н. Телия отмечала, что в лингвистике метафора преимущественно рассматривается «как стилистическое средство или художественный прием, реже - как средство номинации, еще реже - как способ создания языковой картины мира» [2, с. 3], то в публикациях последних лет лингвисты значительно меньше внимания уделяют стилистическим и художественным характеристикам метафоры, ставя основной акцент на изучение когнитивных процессов трансформации значения. Понимание метафоры от аристотелевской «фигуры речи» или «тропа» до наших дней прошло значительный путь эволюционного развития. Особое внимание в последнее время уделяется моделированию метафорических процессов, поскольку метод моделирования является одним из наиболее актуальных в когнитивной лингвистике (за неимением возможности наблюдать когнитивные процессы напрямую).

Невозможно охватить весь массив публикаций, посвященных данной проблеме, однако даже предварительный анализ позволяет выделить как минимум два взаимосвязанных подхода: с одной стороны, рассматриваются различные модели метафоры (особенно актуальны исследования «динамической модели метафоры», например, в работах [3; 4]), с другой - сама метафора понимается как модель когнитивных процессов человека, например, в работах [5; 6]. При первом подходе ученые пытаются восстановить или спроектировать некие когнитивные структуры, свойственные говорящему или слушающему во время продуцирования или восприятия метафорического языкового выражения, при втором - языковая сущность метафоры, состоящая в возможности описать нечто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.