Научная статья на тему 'СЕТЕВЫЕ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА: КОНТЕНТ, КОММУНИКАЦИЯ, АРХИТЕКТОНИКА'

СЕТЕВЫЕ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА: КОНТЕНТ, КОММУНИКАЦИЯ, АРХИТЕКТОНИКА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
457
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глокализация / жанр / интерактивность / информационное пространство / контент / региональные СМИ / сетевые СМИ / glocalization / genre / interactivity / information space / content / regional media / internet media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Е А. Меркушина

В ходе исследования были проанализированы контент, структура, коммуникативные решения региональных сетевых СМИ Центрального федерального округа на примере информационного портала Костромской области KO44.RU и информационного агентства «ОнлайнТамбов.ру». В результате проведенного исследования выявлено, что сайты частных сетевых СМИ имеют определенные типовые характеристики контента, набор инструментов коммуникации с аудиторией, четкую структуру сайта. Сетевые СМИ не имеют ограничений по объему контента на собственном сайте и вместе с тем увеличивают объем информации за счет сторонних ресурсов: ссылок на блоги, сторонние сайты, социальные сети. Большая часть контента – местные региональные новости или федеральные новости с привязкой к местности, что характерно для глокализации информационного пространства. Коммуникативные инструменты служат для привлечения и удержания аудитории на сайте: комментарии, репосты новостей, приглашение загрузить больше новостей и прочие интерактивные инструменты. Архитектоника сайта ориентирована на структурирование новостей по нескольким критериям: тематика, актуальность для аудитории (топ читаемых новостей, топ комментируемых новостей), важность с точки зрения редакции (выделение раздела или тематики отличным от аналогичных разделов образом). В результате структура сайта напоминает оформление, схожее с версткой региональных газет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Е А. Меркушина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET MEDIA IN THE INFORMATION SPACE OF A REGION: CONTENT, COMMUNICATION, ARCHITECTONICS

The study analyzes the content, structure, communication solutions of regional Internet media in the Central Federal District on the example of the KO44.RU information portal of Kostroma Region and the OnlineTambov.ru information agency. As a result of the study, it is revealed that private Internet media sites have certain typical characteristics of content, a set of tools for communicating with the audience, and a clear site structure. Internet media have no restrictions on the amount of content on their own site and at the same time increase the amount of information due to third-party resources: links to blogs, third-party sites, social networks. Most of the content is local regional news or federal news with a link to the area, which is typical for the glocalization of the information space. Communication tools are used to attract and retain audience on the site: comments, news reposts, an invitation to download more news and other interactive tools. A site’s architectonics is focused on structuring news according to several criteria: topic, relevance, for the audience (top read news, top commented news), importance from the editorial point of view (highlighting a section or topic in a way different from similar sections). As a result, the structure of a site resembles a layout similar to the layout of regional newspapers.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВЫЕ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА: КОНТЕНТ, КОММУНИКАЦИЯ, АРХИТЕКТОНИКА»

посредством усечения), реализуемой носителями молодежной арготической лексики - функции экономии языковых средств, о которой впервые упоминал Е.Д. Поливанов [11].

Итак, в настоящей статье мы представили 33 словообразовательные модели, посредством которых образовано более 10% французского молодежного неконвенционального вокабуляра. Нами выявлены наиболее продуктивные специфические и неспецифические механизмы, которые формируют лексический фонд исследуемой референтной группы, а также самые активные словообразовательные модели. Отметим лидирующие позиции двух специфических приемов формирования молодежного нонстандарта: аббревиация (присутствует

Библиографический список

в 2 моделях) и верлан (15), и трех неспецифических механизмов: метафорика (8) и усечение по типу апокопы (18).

Сравнительный анализ приемов арготического словопреобразования демонстрирует тенденцию носителей молодежного арго к применению финального усечения слов, тем самым реализуя функцию экономии языковых средств. Вместе с тем активное использование кодирования позволяет говорить о наличии криптолюдической функции.

В дальнейшем нам представляется перспективным исследовать те модели арготического словотворчества, которые образованы на основе лексем, заимствованных из традиционного и общего арго.

1. Береговская Э. М. Механизмы, формирующие французское арго. Проблемы социального разноречия. Смоленск: СГПИ, 1995: 11 - 19.

2. Ретинская Т.И. Источники и механизмы формирования французского студенческого арго. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Москва, 2004.

3. Goudaillier J.-P. Comment tu tchatches! Dictionnaire du français contemporain des cités. Nouvelle édition augmentée. Paris: Maisonneuve et Larose, 2019.

4. Mongaillard V. Le petit livre de la tchatche. Décodeur de l'argot des cités. Paris: Éds First-Grund, 2013.

5. Ribeiro S. Dictionnaire Ados/Français. Paris: Éds First, 2014.

6. Tengour A. Tout l'argot des banlieues. Le dictionnaire de la zone en 2600 définitions. Paris: Les Éditions de l'Opportun, 2013.

7. Valliet B. Lexique ta mère. Tournai: Édition FORTUNA. 2018.

8. Vincenti A. Les mots du bitume. De Rabelais aux rappeurs, petit dictionnaire de la langue de la rue. Paris: Le Robert, 2017.

9. Ретинская Т.И., Кузьмина О.А. Системные механизмы арготического словопреобразования (на материале новейшего синхронического среза французского молодежного арго). Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2020; Т. 30, № 6: 1031 - 1036.

10. Ретинская Т.И. Французское молодежное арго: новейший синхронический срез. Романские языки и культуры: от античности до современности: сборник материалов VIII Международной научной конференции. Москва, 2016: 244 - 248.

11. Поливанов Е.Д. Где лежат причины языковой экономии. Статьи по общему языкознанию. Москва: Наука, 1968: 75 - 89.

References

1. Beregovskaya 'E. M. Mehanizmy, formiruyuschie francuzskoe argo. Problemy social'nogo raznorechiya. Smolensk: SGPI, 1995: 11 - 19.

2. Retinskaya T.I. Istochnikiimehanizmy formirovaniya francuzskogo studencheskogo argo. Avtoreferat dissertacii... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2004.

3. Goudaillier J.-P. Comment tu tchatches! Dictionnaire du français contemporain des cités. Nouvelle édition augmentée. Paris: Maisonneuve et Larose, 2019.

4. Mongaillard V. Le petit livre de la tchatche. Décodeur de l'argot des cités. Paris: Éds First-Grund, 2013.

5. Ribeiro S. Dictionnaire Ados/Français. Paris: Éds First, 2014.

6. Tengour A. Tout l'argot des banlieues. Le dictionnaire de la zone en 2600 définitions. Paris: Les Éditions de l'Opportun, 2013.

7. Valliet B. Lexique ta mère. Tournai: Édition FORTUNA. 2018.

8. Vincenti A. Les mots du bitume. De Rabelais aux rappeurs, petit dictionnaire de la langue de la rue. Paris: Le Robert, 2017.

9. Retinskaya T.I., Kuz'mina O.A. Sistemnye mehanizmy argoticheskogo slovopreobrazovaniya (na materiale novejshego sinhronicheskogo sreza francuzskogo molodezhnogo argo). Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Istoriya i filologiya. 2020; T. 30, № 6: 1031 - 1036.

10. Retinskaya T.I. Francuzskoe molodezhnoe argo: novejshij sinhronicheskij srez. Romanskie yazyki i kultury: ot antichnosti do sovremennosti: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2016: 244 - 248.

11. Polivanov E.D. Gde lezhat prichiny yazykovoj 'ekonomii. Stat'i po obschemu yazykoznaniyu. Moskva: Nauka, 1968: 75 - 89.

Статья поступила в редакцию 20.07.21

УДК 050 (470)

Merkushina E.A., postgraduate (42.06.02 - Mass media and information and library science, "Journalism"), Department of Russian and Foreign Literature,

Journalism, Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin (Tambov, Russia), E-mail: [email protected]

INTERNET MEDIA IN THE INFORMATION SPACE OF A REGION: CONTENT, COMMUNICATION, ARCHITECTONICS. The study analyzes the content, structure, communication solutions of regional Internet media in the Central Federal District on the example of the KO44.RU information portal of Kostroma Region and the OnlineTambov.ru information agency. As a result of the study, it is revealed that private Internet media sites have certain typical characteristics of content, a set of tools for communicating with the audience, and a clear site structure. Internet media have no restrictions on the amount of content on their own site and at the same time increase the amount of information due to third-party resources: links to blogs, third-party sites, social networks. Most of the content is local regional news or federal news with a link to the area, which is typical for the glocalization of the information space. Communication tools are used to attract and retain audience on the site: comments, news reposts, an invitation to download more news and other interactive tools. A site's architectonics is focused on structuring news according to several criteria: topic, relevance, for the audience (top read news, top commented news), importance from the editorial point of view (highlighting a section or topic in a way different from similar sections). As a result, the structure of a site resembles a layout similar to the layout of regional newspapers.

Key words: glocalization, genre, interactivity, information space, content, regional media, internet media.

Е.А. Меркушина, аспирант, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», г. Тамбов,

E-mail: [email protected]

СЕТЕВЫЕ СМИ В ИНФОРМАЦИОННОМ

ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА:

КОНТЕНТ, КОММУНИКАЦИЯ, АРХИТЕКТОНИКА

В ходе исследования были проанализированы контент, структура, коммуникативные решения региональных сетевых СМИ Центрального федерального округа на примере информационного портала Костромской области KO44.RU и информационного агентства «ОнлайнТамбов.ру». В результате проведенного исследования выявлено, что сайты частных сетевых СМИ имеют определенные типовые характеристики контента, набор инструментов коммуникации с аудиторией, четкую структуру сайта. Сетевые СМИ не имеют ограничений по объему контента на собственном сайте и вместе с тем увеличивают объем информации за счет сторонних ресурсов: ссылок на блоги, сторонние сайты, социальные сети. Большая часть контента - местные региональные новости или федеральные новости с привязкой к местности, что характерно для глокализации информационного пространства. Коммуникативные инструменты служат для привлечения и удержания аудитории на сайте: комментарии, репосты новостей, приглашение загрузить больше новостей и прочие интерактивные инструменты. Архитектоника сайта ориентирована на структурирование новостей по нескольким критериям: тематика, актуальность для аудитории (топ читаемых новостей, топ комментируемых новостей), важность с точки зрения редакции (выделение раздела или тематики отличным от аналогичных разделов образом). В результате структура сайта напоминает оформление, схожее с версткой региональных газет.

Ключевые слова: глокализация, жанр, интерактивность, информационное пространство, контент, региональные СМИ, сетевые СМИ.

В эпоху становления так называемого информационного общества рост объема информации происходит со скоростью, опережающей любые возможности человека. Информация (или ее отсутствие) оказывает на общество и на каждого отдельного человека социальное, психологическое и культурное воздействие. На уровне регионов в этом процессе задействованы и местные СМИ, которые участвуют в формировании информационного пространства региона. Данная статья подводит некоторые итоги исследования проблемы построения контента современных региональных сетевых средств массовой информации Центрального федерального округа и определения эффективности использования сетевого СМИ как важнейшего канала распространения информационной политики.

Цель - исследование современного регионального информационного пространства на примере сетевых СМИ Центрального федерального округа. На основе анализа информационного портала Костромской области KO44.RU и информационного агентства «ОнлайнТамбов.ру» - типовые характеристики контента, набор инструментов коммуникации с аудиторией, структура сайта и т.д. - выявляются типологические сходства, аналогии и различия. Это позволяет выявить закономерности, особенности развития региональных сетевых СМИ, а также проблемы и перспективы их развития, в чем и заключается новизна исследования.

Каждое важное положение проиллюстрировать примерами из Костромских и Тамбовских сайтов, подводя к частным и общим выводам.

Так как одним из важных источников актуальной социально значимой информации в региональном информационном пространстве являются сетевые средства массовой информации, целью исследования стал анализ структуры и содержания сетевых СМИ разных регионов ЦФО, форм коммуникации и принципов организации пространства сайта для выявления характерных особенностей локальных медиа и способов взаимодействия с аудиторией. Принципы данного взаимодействия отражены в Положениях об информационной политике региона, в важнейших нормативно-правовых актах, декларирующих роль получения информации в рамках развития демократического общества.

Теоретической базой исследования послужили постулаты информационной политики, отраженной в следующих документах: Постановление губернатора Костромской области от 25 августа 2009 г N 177 «Об информационно-аналитическом управлении Костромской области», а также нормативно-правовые акты Департамента информационной политики, анализа и развития коммуникационных ресурсов Костромской области, Постановление администрации города Тамбова от 24.11.2008 N 8849 «Об утверждении Концепции информационной политики администрации города Тамбова». На основании анализа документов и реального отражения региональной информационной политики в сетевых СМИ двух регионов мы стремимся определить эффективность использования сетевого СМИ как приоритетного канала распространения информационной политики.

Информационная политика, отраженная в документальной базе, - это «совокупность принципов, норм и практических действий в области управления информационными процессами в обществе» [1]. Цели информационной политики, которым органы государственной власти и местного самоуправления в регионе уделяют значительное внимание, включают создание единой информационной инфраструктуры, развитие информационных и телекоммуникационных технологий, формирование средствами массовой информации благоприятного имиджа населенного пункта; улучшение эффективности управления за счет информационных технологий. Региональные сетевые СМИ могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления в целях «совершенствования системы информирования населения о деятельности органов государственной власти и администрации города» [1].

Кроме основных положений информационной политики, данное исследование опирается на следующие теоретические предпосылки ряда исследователей (Лукина, Кожевников, Страшнов, Деева, Кихтан).

На контент региональных сетевых СМИ напрямую влияет то, что они обладают свойством трансграничности - независимости распространения информации от национально-территориальных и государственных образований 2, с. 47]. В то же время для регионов в сети Интернет характерна так называемая глокализация массовой информации. Данное понятие «характеризует собой стратегию сочетания глобальных и локальных интересов и ориентаций» [3, с. 111]. В процессе глокализации увеличивается значение местностей, городов, районов, больше внимания в местных СМИ должно уделяться территориальной самобытности, главными участниками становятся отдельные местности, города. Глока-лизация средств массовой информации способствуют самоидентификации, консолидации местной аудитории, закреплению интереса к местным, зачастую бытовым проблемам: «таким способом личность сознательно или инстинктивно защищает и отстаивает свою неповторимость. И местные СМИ, как никакие другие, способны в этом помочь» [4, с. 197].

Обеспечение разнообразия контента, представление всего многообразия событий как российских, так и мировых новостей происходит за счет создания отдельных разделов и подразделов на каждую тему или подтему. Также отметим, что в контенте региональных сетевых СМИ могут использовать «многомиллионную армию пользователей соцсетей в качестве потенциальных «корреспондентов», поставщиков информации [5, с. 452].

Кроме контента, большое значение имеет и архитектоника сайтов сетевых СМИ. Отмечено, что сетевые СМИ, как и печатные издания, выстраивают информацию на странице четкими блоками, расположенными рядом друг с другом, но сайт не перегружен информацией, и ее довольно легко считывать со страниц сайта [6, с. 218].

Информационная политика властей не должна вступать в противоречие с редакционной политикой самого СМИ, которая представляет собой внутреннюю информационную политику каждого средства массовой информации. На основе эмпирических наблюдений, проведенных нами1, сделан вывод, что редакционная политика в современных региональных сетевых СМИ - некая договоренность о предпочтительном контенте. В отличие от информационной политики региона, она в большинстве случаев не зафиксирована на бумаге. Она зависит в первую очередь от учредителя, но после того, как определены основные направления контента, позиция по отношению к органам местной власти, роль в информационной политике играют профессиональные качества и личные предпочтения журналистов, конкуренция в медиасфере и внедряемые информационные технологии, экономические показатели и характер производственной деятельности региона (сельскохозяйственный регион, наличие градообразующих предприятий) и т.п.

С помощью методов сравнительного анализа и синтеза, контент-анализа в работе поставлена задача выявления специфических особенностей региональных сетевых СМИ в сфере распространения информационной региональной политики.

Говоря о тенденциях развития сетевых средств массовой информации, можно назвать ряд уже устоявшихся особенностей контента, коммуникации и архитектоники, характерных для медиа в целом, в том числе и в регионах. Эмпирической базой анализа послужили новостные сайты: Информационный портал Костромской области KO44.ru; ИА «ОнлайнТамбов.ру», отобранные по количеству посещаемости за 31 день среди самостоятельных региональных зарегистрированных сетевых СМИ, по данным портала UveIntemet2.

1. Тематика сетевых средств массовой информации, как правило, складывается из актуальных событий во всех сферах общества. Сетевые СМИ способны транслировать контент по широчайшей тематике не только без территориальных ограничений, но и без ограничений по объему предоставляемой информации.

Типично также ранжирование новостного контента за счет различных блоков новостей (новости часа, самые читаемые новости, новости дня, главные новости).

Так, на сайте KO44.ru - тематическое разнообразие новостей сайта достигается за счет множества разделов, которые раскрывают все основные общественные темы: общество, экономика, политика, культура, закон.

На главной странице текстовый материал представлен заголовками и короткими текстовыми сообщениями. Редакция размещает одно-два предложения из текста новости, часто - не заканчивая предложение, разрывая посередине и предлагая читателю открыть ссылку «Подробнее». Иллюстрации представлены как непосредственно с каждым материалом, так и имеют отдельный раздел -«Репортажи», где размещены фоторепортажи. Видеоконтент также располагается в отдельном разделе, в основном это видео, посвященное Костроме и вышедшее на региональных и федеральных телеканалах.

На сайте представлены следующие виды контента: текстовый, он занимает больший объем, иллюстраций и видео, ссылок на онлайн-радио и подкасты нет.

Дополнить и разнообразить контент позволяет ссылка на блоги. Авторами блогов являются И. Очагова - редактор данного информационного портала, материалы которой в разделе «Блоги» не отличаются от других информационных материалов на сайте, Д. Михалевич («студентка 3-го курса Сорбонны, блогер и фотограф. Родилась в Лейпциге, выросла в Костроме и уехала покорять Париж»3), пишущая о жизни во Франции (всего ссылка на 3 материала); К. Иванова, пишущая о костромичах и бытовых проблемах («Как выжить в костромской многоэтажке, или 5 видов соседского насилия»4, «Ты ещё замуж-то не вышла? Или почему в Костроме замужество - главная цель жизни» 5).Обновление блогов происходит не регулярно.

На сайте информационного агентства «ОнлайнТамбов.ру» большая часть новостей - региональный контент. Мировые и российские события представлены только в том объеме, в котором они могут быть интересны жителям региона: «Госдума приняла закон о повышении больничных до уровня МРОТ»6, «Сроки вступительных экзаменов перенесут из-за коронавируса»7, «Две трети жителей России оказались без сбережений в кризис»8. Что касается максимального достижения разнообразия контента и освещения в СМИ всех общественно значимых новостей, то на сайте ИА отсутствует раздел «Политика». С событиями в политической жизни города можно познакомиться в разделах «Общество», «Экономика», «Гость на линии», однако это не является полноценной заменой данного тематического раздела.

Типы подачи информации: текст, иллюстрации, редко - видео, аудиопод-кастов нет. Особенно стоит отметить наличие на сайте раздела «Инфографика». Использование инфографики сейчас становится все более популярным среди печатных и электронных изданий, но довольно пока не слишком распространено в региональных сетевых медиа.

Большинство текстовых материалов - новостные статьи, заметки небольшого объема с иллюстрациями, которые чаще всего представляют собой общие

фото (здания, машины, улицы) или иллюстрации, происхождение которых сложно определить - это могут быть как иллюстрации из Интернета, так и фотографии предметов (деньги, книги, часы и т.п.). В разделе «Фотоленты» представлены тематические подборки фотографий («Вечер стендапа в Тамбове 22.03.2020», «Репетиции в Тамбовском драматическом театре 21.03.2020», «Кино в условиях коронавируса 20.03.2020»)9 без каких-либо пояснений и комментариев. Интервью представлены в разделе «Гость на линии». Связных с сайтом блогов нет, популярный для сетевых медиа формат пользовательского, авторского журналистского контента не представлен.

2. Основным коммуникативным инструментом в сетевых СМИ считается интерактивность. Это не только форма общения аудитории с редакцией или пользователей между собой, разделы с «народными» или «гражданскими» новостями. Пользователь часто не подозревает, о том, что происходит интерактивное взаимодействие между ним и СМИ. Так, интерактивность проявляется в выборе конкретного раздела или в предложении сайта «Загрузить еще» новости по ходу прокручивания новостной ленты. Аудитории предлагают сделать выбор: остановится или листать дальше. И такое приглашение сайта также является формой интерактивности: пользователь посылает запрос на увеличение количества просматриваемых новостей, СМИ выдает подборку. Другой вид интерактивного контента является частью инфотеймента: опросы, анкеты, викторины.

Сайт KO44.ru предлагает следующие формы интерактивности: возможность поделиться новостью в социальных сетях, увеличить размер текста на странице, поставить новости оценку, написать комментарий. Что касается комментариев, то на главной странице сайта есть пустой блок «Комментарии», где должны были бы отображаться последние комментарии. Как показал мониторинг сайта, подавляющее большинство новостей не имеет ни оценок от пользователей, ни репостов. Раздел «Конкурсы» предлагает аудитории совместные конкурсы с кинотеатром «Синема Стар». Пользователи должны ответить на вопрос и прислать ответ на почту редакции СМИ, среди правильно ответивших выбирают несколько человек, выбранных случайным генератором чисел. Приз - билет на фильм.

Из способов актуализации информации в нижней части сайта представлены разделы «Самое читаемое январь - 2021», «Самое читаемое зима 2020 -2021», «Самое читаемое 2020».

Интерактивное взаимодействие на сайте ИА «ОнлайнТамбов.ру» осуществляется за счет участия пользователей в опросах, возможности прислать на адрес редакции новость, фото или видео, по номеру телефона, в WhatsApp, Viber. Комментировать новости можно только в социальных сетях, на которые на сайте ИА есть ссылки. Также любой новостью можно поделиться в социальных сетях.

3. Попытка привлечь аудиторию с помощью доступной и удобной структуры. Данные способы привлечения пользователя к содержанию сетевого средства массовой информации направлены на увеличение количества посетителей сайта, времени пребывания на сайте одного пользователя.

Архитектоника сайта KO44.ru опирается на разные тематические и функциональные разделы: «Лента новостей», «Блоги», «Общество», «Политика», «Экономика», «Происшествия», «Здоровье», «Технологии», «Спорт», «Культура», «Закон и порядок», «Спецпроекты», «Блоги». Верхняя часть традиционно начинается с логотипа, которым служит название сайта и основных рубрик. В данном проекте к ним добавляются разделы по конкретным темам через хэ-штеги.

В верхней части сайта расположена ссылка на разнообразные тематические разделы, что напоминает традиционную рубрикацию газеты: как читатель перелистывает страницы и знакомится с новой рубрикой, так и пользователь сайта, прокручивая страницу вниз, открывает новые разделы. В нижней части сайта дублируются рубрики, расположенные также в центральной части сайта.

Структура сайта ИА «ОнлайнТамбов.ру» максимально приближена к классической для региональных новостных сайтов структуре. Верхняя часть сайта - ссылка на разделы «Главная», «Все новости», «Общество», «ЖКХ», «Экономика», «Происшествия», «Культура», «Спорт», «75 лет Победы». Именно эти разделы выделены как главные на сайте, хотя чуть выше, более мелким шрифтом есть и другие ссылки на разделы: «Инфографика», «Гость на линии», «Новости бизнеса», «Афиша», «Опрос», «Фотоленты», «Закон», «Идем в гости», «Спецпроекты», «Архив».

В левой части располагается топ самых читаемых, самых комментируемых новостей. В правой части располагаются опросы, всегда связанные с актуальными событиями. На момент анализа сайта - «Изменится ли Ваша жизнь без Интернета?»10.

Ранжирование новостного контента на сайте ИА «Онлайн Тамбов.ру» происходит за счет блока актуальных новостей с левой стороны, а также за счет специальных разделов, которые появляются в случае чрезвычайной ситуации, во время крупных мировых и российских событий. В нашем случае это раздел «Ко-ронавирус». Название раздела написано красным цветом в отличие от остальных разделов, названия которых имеют черный цвет.

На странице «Все новости» новости представлены в виде классической «ленты» - иллюстрация, дата, заголовок, лид, количество просмотров, хэштеги.

Гиперссылкой на новость служит заголовок, приглашения для пользователя «Читать далее» нет.

Проанализировав структуру и содержание сайтов региональных сетевых для выявления характерных особенностей локальных медиа, а также способов их взаимодействия с аудиторией, пришли к следующим выводам:

1. Контент. Разнообразие контента обеспечивается в основном за счет освещения событий в регионе. Редки примеры использования в контенте СМИ одного региона новостей соседних регионов. Многие используют такой формат как «дайджест» - подборка, которая содержит краткие обзоры, аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период.

Жанровое наполнение региональных сетевых СМИ не отличается разнообразием. Из монологичных жанров можно выделить новостные статьи и заметки, из диалогичных - интервью. Видеоматериалы в основном представлены любительским видео и материалами со ссылкой на сайты местных и федеральных телеканалов. Аналитические и художественно-публицистические жанры встречаются редко. Фоторепортажи в региональных сетевых СМИ в основном не имеют художественной или публицистической ценности, в основном это подборки фотографий с массового мероприятия.

Сайты СМИ стремятся к ранжированию информации с помощью различных разделов-«топов», «самое читаемое», «самое комментируемое», по количеству просмотров, по значимости. Для реализации целей информационной политики необходимо, чтобы в такие разделы попадало больше новостей, освещающих реальную деятельность органов власти. Однако здесь необходимо соблюдение баланса между информированностью и достоверностью, открытость источников, повышение доверия к содержанию, разъяснение политики органов самоуправления, а не упоминание тех или иных фактов и событий с участием представителей органов власти.

2. Коммуникация. Сайт региональных сетевых СМИ использует различные способы привлечения аудитории и удержания ее на сайте: комментарии, репосты новостей в социальные сети непосредственно с сайта, приглашение «Загрузить еще» в ленте новостей, «Продолжить чтение» конкретной новости. Актуальным на большинстве региональных сайтов СМИ остаются предложения добавить новость в специальный раздел с «народными новостями» или прислать на адрес редакции. Возможностью для сетевых СМИ увеличить взаимодействие с аудиторией является игровой контент: опросы, викторины, конкурсы.

3. Архитектоника. Сайты региональных сетевых СМИ отличает множество блоков и разделов на главной странице. Данная попытка вместить максимум разнообразного контента и тем самым удержать пользователя может привести к обратному результату: в пестроте множества блоков пользователю сложнее найти нужную информацию. Структура сайта напоминает концептуальную модель традиционных региональных изданий, что уже не способствует привлечению внимания современной аудитории.

4. Эффективность региональных сетевых СМИ в реализации информационной политики проявляется на уровне контента как количественный показатель (увеличение числа коротких информационных заметок с упоминанием представителей власти, государственных и муниципальных управленческих структур и т.п.). Коммуникация с аудиторией также может способствовать увеличению числа «просмотров» новостей, ориентированных на реализацию положений информационной политики, однако нет даже попытки выстроить общественный диалог на базе СМИ. В структуре сайтов отмечается отсутствие разделов, прямо или косвенно посвященных местной власти (ИА «ОнлайнТамбов.ру»).

Перспективы развития региональных сетевых СМИ как средства формирования регионального информационного пространства и как канала распространения региональной информационной политики органов власти можно связать с несколькими факторами:

- рост аудитории, которая использует Интернет как основной источник информации. По данным Mediascopе, в феврале - ноябре 2020 года Интернетом в России хотя бы раз в месяц пользовались в среднем 95,6 млн человек, или 78,1% населения всей страны старше 12 лет. В среднем за день в Интернет выходили 87,1 млн человек, или 71,1% населения России [7];

- необходимо прогнозировать, что с ростом аудитории будет увеличиваться имиджеобразующая функция региональных сетевых СМИ, которые уже сейчас формируют у пользователей представление об имидже города, региона и его руководителей.

В дальнейшем для реализации грамотной и эффективной региональной информационной политики, необходимой в условиях цифрового общества, органы власти и сетевые издания должны стремиться к:

- актуализации контента: увеличение аналитических данных,

- развитию современных жанровых форм: мультимедиа, сторителлинга, лонгридов,

- увеличению способов взаимодействия с аудиторией,

- развитию диалога,

- изменению структуры сайта в пользу более компактной,

- выстраиванию структуры сайта, которая позволит актуализировать уникальный региональный контент.

Примечания

1Меркушина Е.А. Реализация целей информационной политики через формирование повестки дня в сетевых СМИ. Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов. 2019: 110 - 112.

2LiveInternet: Рейтинг сайтов. Категория: Новости и СМИ. Available at: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/#geo=ru;group=media

3Блог Дарьи Михалевич. Available at: https://ko44.ru/blogs/itemlist/user/609-2021-03-12-14-08-15.html

4Иванова К. Как выжить в костромской многоэтажке, или 5 видов соседского насилия. Available at: https://ko44.ru/blogs/item/24135-kak-vyizhit-v-kostromskoy-mnogoetazhke-ili-daesh-zakon-protiv-sosedskogo-nasiliya.htmlhttps:// ko44.ru/blogs/itemlist/user/609-2021-03-12-14-08-15.html

5Иванова К. Ты ещё замуж-то не вышла? Или почему в Костроме замужество - главная цель жизни. Available at: https://ko44.ru/blogs/item/22865-tyi-

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eschyo-zamuzh-ne-vyishla?-ili-pochemu-v-kostrome-zamuzhestvo-glavnaya-tsel-zhizni.html. (дата обращения 01.02.2021).

6Мартынов А. Госдума приняла закон о повышении больничных до уровня МРОТ. Available at: https://www.onlinetambov.ru/news/society/gosduma-prinyala-zakon-o-povyshenii-bolnichnykh-do-urovnya-mrot/

'Мартынов А. Сроки вступительных экзаменов перенесут из-за корона-вируса. Available at: https://www.onlinetambov.ru/news/society/sroki-vstupitelnykh-ekzamenov-perenesut-iz-za-koronavirusa/

8 Мартынов А. Две трети жителей России оказались без сбережений в кризис. Available at: https://www.onlinetambov.ru/news/economy/dve-treti-zhiteley-rossii-okazalis-bez-sberezheniy-v-krizis-podrobnosti-https-regnum-ru-news-economy/ 9Фотогалерея Онлайн Тамбов.ру Available at: https://www.onlinetambov.ru/ phototapes/

10Опросы. «Изменится ли Ваша жизнь без интернета?». Available at: https://www.onlinetambov.ru/survey/?PAGEN_2=6

1. Об утверждении Концепции информационной политики администрации города Тамбова. Постановление администрации города Тамбова от 24.11.2008 N 8849 Available at: http://docs.cntd.ru/document/445066991

2. Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета. Москва, 2005.

3. Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты. Вестник ЯГУ. 2005; Т. 2, № 3: 111 - 115.

4. Страшнов С. Актуальные медиапонятия: опыт словаря сочетаемости. Иваново: Издательские решения, 2017.

5. Беленко В.Е. Зырянов В. А. Контент социальных сетей в материалах СМИ. Вопросы теории и практики журналистики. 2018; Т. 7, № 3: 444 - 458.

6. Деева И.В., Кихтан В.В., Клеменова Е.Н. Особенности предъявления контента интернет-изданиями на современном этапе развития. Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2018; Т. 2, № 2: 212 - 220.

7. Аудитория интернета в России в 2020 году. Mediascope. Available at: https://mediascope.net/news/1250827/

References

1. Ob utverzhdenii Koncepcii informacionnojpolitiki administracii goroda Tambova. Postanovlenie administracii goroda Tambova ot 24.11.2008 N 8849 Available at: http://docs.cntd. ru/document/445066991

2. Lukina M.M., Fomicheva I.D. SMI v prostranstve Interneta. Moskva, 2005.

3. Kozhevnikov N.N., Pashkevich N.L. Glokalizaciya: koncepcii, harakternye cherty, prakticheskie aspekty. Vestnik YaGU. 2005; T. 2, № 3: 111 - 115.

4. Strashnov S. Aktual'nye mediaponyatiya: opyt slovarya sochetaemosti. Ivanovo: Izdatel'skie resheniya, 2017.

5. Belenko V.E. Zyryanov V. A. Kontent social'nyh setej v materialah SMI. Voprosy teoriiipraktikizhurnalistiki. 2018; T. 7, № 3: 444 - 458.

6. Deeva I.V., Kihtan V.V., Klemenova E.N. Osobennosti pred yavleniya kontenta internet-izdaniyami na sovremennom 'etape razvitiya. Vestnik Volzhskogo universiteta imeni V.N. Tatischeva. 2018; T. 2, № 2: 212 - 220.

7. Auditoriya interneta v Rossii v 2020 godu. Mediascope. Available at: https://mediascope.net/news/1250827/

Статья поступила в редакцию 22.07.21

УДК 811

Milovanova M.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: mv_ [email protected]

Terentyeva E.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]

EXPLICATION OF THE ADDRESSANT AND THE ADDRESSEE IN COMMUNITIES OF PROTEST MOBILIZATION (ON THE MATERIAL OF RUSSIAN SOCIAL NETWORKS). The article briefly describes specific features of protest Internet communication, names its functions, goals; it is shown that this type of communication is closely related to a specific situation, is carried out in a digital environment, and involves an interactive relationship between addressee and addressee. The protest is interpreted as a special communication system characterized by spatio-temporal, objective and collective-personal dimensions. On the material of the Russian-language protest content posted on the popular Russian social networks VKontakte, Odnoklassniki, as well as in the Russian segment of Instagram, Twitter, Facebook, methods and means of explication of the addressant and addressee are described. It is shown that depending on the selected type (community member, administrator, moderator, opinion leader or third-party author, whose publications in the community are shared by its members), the addressee receives a different explication: in the indication of the author in the publication header; in methods of identification with community members; in direct calls for concrete action; in the header of the publication, where the repost is indicated; in the comments, signatures, additions of the co-addressee to the repost, which initiate a protest reaction from members of social communities. It has been established that the mass addressee is explicated by the use of interactive signs of approval; using the repost functionality, indicating data on those who made the repost with the ability to go to their profile; an indication of authorship in the comment header; presentation of a personal position in the comments; positive / negative identification with the addressee in the comments; short self-presentations of community members in the comments.

Key words: conflict mobilization, collective and personal dimension, social networks, addressant, addressee, Russian language.

М.В. Милованова, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: mv_ [email protected]

Е.В. Терентьева, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ЭКСПЛИКАЦИЯ АДРЕСАНТА И АДРЕСАТА В СООБЩЕСТВАХ ПРОТЕСТНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)

В статье кратко охарактеризованы специфические черты протестной интернет-коммуникации, названы ее функции, цели; показано, что данный вид коммуникации тесно связан с определенной ситуацией, осуществляется в цифровой среде, предполагает интерактивные отношения адресанта и адресата. Протест интерпретируется как особая коммуникативная система, характеризующаяся пространственно-временным, предметным и коллективно-личностным измерениями. На материале русскоязычного протестного контента, размещенного в российских популярных социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, а также в российском сегменте Инстаграм, Твиттер, Фейсбук, описаны способы и средства экспликации адресанта и адресата. Показано, что в зависимости от выделенного типа (член сообщества, администратор, модератор, лидер мнений или сторонний автор, публикациями которого в сообществе делятся его участники) адресант получает различную экспликацию: в указании на автора в шапке публикации; в приемах идентификации с членами сообщества; в прямых призывах к конкретным действиям; в шапке публикации, где указывается на репост; в комментариях, подписях, дополнениях со-адресанта к репосту, которые инициируют протестную реакцию участников социальных сообществ. Установлено, что массовый адресат эксплицируется использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.