УДК 070
Л. К. Лободенко
О. А. Важенина
д-р филол. наук, проф., Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) Е-mail: [email protected]
преподаватель,
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ САЙТА РЕГИОНАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕНТСТВА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Рассматриваются вопросы, касающиеся специфики развития сайта регионального информационного агентства в современном информационно-коммуникативном пространстве. Проблема исследования обусловливается наличием противоречия между масштабным развитием сайтов информационных агентств в регионе как важной составляющей информационно-коммуникативного пространства и отсутствием системных представлений о механизмах функционирования этих медиаструктур. Авторы подчеркивают, что эффективное функционирование регионального информагентства предполагает ориентацию на максимально полное удовлетворение информационных и коммуникационных запросов целевой аудитории на основе интеграции различных компонентных моделей. Проведен анализ сайта агентства на базе разработанной концептуальной модели интернет-СМИ, особое внимание при этом уделяется исследованию таких компонентных моделей, как организационная, содержательная, оформительская, сервисная и коммуникационная. В качестве базы исследования используется сайт регионального информационного агентства г. Челябинска - агентства новостей «Доступ» (www.dostup1.ru).
Ключевые слова: информационно-коммуникативное пространство, региональное интернет-СМИ, информационное агентство, концептуальная модель интернет-СМИ, медиаконтент, медиатекст
Для цитирования: Лободенко, Л. К. Особенности развития концепции сайта регионального информационного агентства в современном информационно-коммуникационном пространстве / Л. К. Лободенко, О. А. Ва-женина //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 3 (55). - С. 33-43.
В современном информационно-коммуникативном пространстве особую роль играют информационные агентства, под которыми принято понимать «специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция - снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию» [21, с. 210]. Однако в условиях активного внедрения сетевых информационно-коммуникационных технологий и развития собственных интернет-порталов информационные агентства перестали быть лишь своеоб-
разным «банком информационных полуфабрикатов» для СМИ. Сегодня они выступают в качестве самостоятельных массмедиа, предоставляющих конечным пользователям в онлайн-режиме непрерывный поток новостных сообщений. С начала 1990-х гг. появляются самостоятельные интернет-агентства, которые «минуют посредников для распространения информации и сами превращаются в полноценные СМИ с набором индивидуальных типологических признаков» [16, с. 207]. Расширяется как состав их читательской аудитории, так и целевое назначение.
При этом роль информационных агентств в системе региональных интернет-СМИ постоянно возрастает. Они предстают как новый компонент системы средств массовой инфор-
33
мации, становясь все более популярными и востребованными среди различных групп потребителей информации. В качестве значимых причин, обосновывающих актуальность проведения исследования особенностей развития сайта региональных информагентств, можно выделить следующие.
Во-первых, влияние процесса глокализа-ции, при котором в деятельности региональных интернет-СМИ происходит фокусирование внимания на экономических, социальных и культурных показателях, отражающих отличительные характеристики региона. По мнению медиаэкспертов, с одной стороны, у читательской аудитории повысился интерес к региональным, локальным новостям и региональному подходу к глобальным событиям, с другой -произошел выход локального информационного продукта на качественно иной уровень -за пределы своего региона, страны [3, с. 16]. Интернет-СМИ предстают как один из важных стратегических информационных ресурсов региона, позволяющих сформировать его идентичность (через отражение культурно-исторического наследия, экономической и политической специфики), включиться в информационно-коммуникативное пространство, при этом показательной становится степень вовлеченности конкретной местности в общероссийские политические, экономические и культурные процессы. Хотя российские регионы в силу ряда факторов развиваются по-разному, в сфере показателей деятельности интернет-СМИ (в качестве новых медиа) присутствует немало схожих черт, связанных с общероссийским курсом на обеспечение информатизации населения.
Во-вторых, на успешность развития сайтов региональных информационных агентств оказывают мощное воздействие технико-технологические и социокультурные факторы. Прежде всего они проявляются в динамике проникновения Интернета в федеральные округа России (см. табл. 1; по данным отраслевых докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям [11, с. 114; 12, с. 24]).
Таблица 1
Сравнительный анализ проникновения Интернета в федеральных округах России
Федеральный округ 2014 г., % населения 2017, % населения
Центральный 61 76, 5
Северо-Западный 64 76
Южный 55 73,1
Северо-Кавказский 55 69,2
Приволжский 52 70,6
Уральский 59 71,7
Сибирский 56 73
Дальневосточный 49 71,4
Как видно из данных табл. 1, общий средний показатель уровня проникновения Интернета в федеральных округах России составляет от 69 до 76 %, причем данный уровень ежемесячно продолжает расти: количество интернет-пользователей в России в 2017 г. достигло уже 90 млн человек, что составляет 73 % населения страны [12, с. 20]. В процессе интернетизации СМИ социокультурные факторы проявляются в изменении информационного поведения аудитории и в использовании различных цифровых платформ. Экспансивный рост аудитории трансформировался в рост количества регулярных пользователей и частоты использования Интернета.
Необходимо признать, что интернет-СМИ региона формируются как принципиально новая составляющая информационно-коммуникативного пространства. Технологические особенности Интернета и автоматизация процессов распространения медиапродукта воздействуют не только на изменение его производства, но и на функционирование системы СМИ в целом.
Проблема нашего исследования обусловлена, во-первых, наличием противоречия между масштабным развитием сайтов информационных агентств в регионе как важной составляющей информационно-коммуникативного пространства и отсутствием системных представлений о механизмах функционирования этих мас-смедиа. Во-вторых, тем, что в современной научной литературе выделяется обширный пласт работ, раскрывающих особенности развития
34
традиционных СМИ: региональное телевидение (А. О. Бахус [2], А. В. Вырковский и М. И. Ма-кеенко [4], Н. И. Дворецкая [6], Е. Я. Ду-гин [9], Ю. М. Ершов [10], О. В. Коновалова [13] и др.), региональная пресса (А. В. Драгунов [8], Ю. Н. Мясников [17], В. Ф. Олешко [20], Ю. В. Чемякин [26] и др.). Все это сообщает актуальность нашему исследованию.
В данной статье мы рассмотрим особенности развития сайта информагентства Челябинской области, которая по результатам исследования Независимого института социальной политики (программа «Социальный атлас российских регионов» [23]) причислена к «относительно развитым или опережающим по доходу» областям по следующим позициям: экономика, рынок труда, заселенность, миграция, долголетие и здоровье. Подобное положение регион занимает наряду с Вологодской, Ярославской, Свердловской областями, Пермским краем и т. д. Челябинскую область с уверенностью можно отнести к типичному промышленному региону России. Областной центр (г. Челябинск) - один из 15 городов-миллионников (на 01.01.2018 г. насчитывает 1 202,3 тыс. человек) [5]. Выбор этого субъекта федерации в качестве базы исследования обосновывается тем, что это крупный регион, а данные, полученные при его анализе, могут быть перенесены на ряд областей, схожих по своим характеристикам.
Необходимо отметить, что в Челябинской области существует достаточно развитая система СМИ. Так, на 18.05.2018 г., согласно Единому общероссийскому реестру СМИ [19], на учете Управления Роскомнадзора по Челябинской области состояло 497 средств массовой информации.
Как показало исследование, развитие Интернета не только не ослабило, но и укрепило позиции информагентств Челябинской области, большинство из которых сегодня развивается как онлайн-службы, осуществляющие оперативное информирование различных групп целевой аудитории на основе внедрения информационных порталов. При этом информа-
35
ционное обеспечение региона в настоящее время осуществляют несколько типов информагентств, их можно распределить: 1) по территориальному принципу - федеральные агентства, предоставляющие региональную версию («ИТАР-ТАСС - Урал», «РИА Новости -Урал»), окружные («Экспертный канал "URA.RU"», «УралПолит^и»), региональные («Доступ», «Урал-Пресс-Информ»), городские («Chelyabinsk.ru», «Челябинская служба информации») и др.; 2) характеру предлагаемой информации - общего профиля («UralDaily.ru», «Мега-Урал»), специализированные («ЧелНо-вости.ру», «УралБизнесКонсалтинг») и др.
При этом тип, объем и состав медиакон-тента, спектр предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства, его материально-технической базой и политикой руководства. В структуру агентства могут входить отделы по созданию аудиовизуальной продукции, фотостудии, архивы, аналитические отделы, рекламные и PR-отделы и т. д.
Что касается концептуальной модели интернет-СМИ то, в силу различия самих самих средств массовой информации, сайты массме-диа также могут существенно отличаться по своему содержанию и предназначению. Однако анализ более 150 сайтов ведущих региональных интернет-СМИ Челябинской области показал, что основными задачами их создания являются: 1) предоставление целевой аудитории оперативной и социально значимой информации о жизнедеятельности общества и региона; 2) создание позитивного имиджа СМИ как «поставщика» качественного медиа-контента; 3) обеспечение доступа целевой аудитории к информационным ресурсам, необходимым для удовлетворения различных информационных потребностей; 4) налаживание обратной связи с пользователями и исследование предпочтений постоянных и потенциальных пользователей.
Выделенные задачи и анализ сайтов региональных массмедиа Челябинской области позволили разработать концептуальную модель интернет-СМИ [15]. В ходе исследования
интернет-СМИ региона было установлено, что содержательно они строятся на концепции традиционных средств массовой информации, теоретически обоснованной И. М. Дзялошинским [7, с. 7], и включают такие компонентные модели, как содержательная, оформительская (дизайнерская) и организационная, при этом обретают свойства интерактивности, гипертекстуальности и мультимедийности. Благодаря этому концепция получает дальнейшее развитие: добавляются коммуникативная и сервисная компонентные модели. Организация СМИ в Интернете во многом отличается от печатных (к примеру: в подходах к редакционной политике; принципах работы с аудиторией и источниками финансирования, управлении коллективом; методике оценки эффективности деятельности редакции). Отметим, что для полноценного функционирования интернет-СМИ его концепция должна формироваться с учетом многих факторов (целей и задач издания, типологической специфики, особенностей аудитории и др.). Рассмотрим подробнее компонентные модели интернет-СМИ:
1) организационная - это система подходов и технологий, обеспечивающих медиап-редприятию достижение экономических, организационно-управленческих, маркетинговых целей и соответственно положительного финансового результата;
2) содержательная - устанавливается типовидовым и проблемно-тематическим характером СМИ, регионом распространения, социально-демографическим составом пользователей, жанровой палитрой и лексико-стилистическими особенностями медиатекстов;
3) оформительская (дизайнерская) - представляет собой «систему принципов художе-
ТОП-5 самых цитируемых СМИ Челябин
ственно-технического оформления (структура номера; композиционные решения; графическое исполнение)» [7, с. 49];
4) сервисная - отвечает за многоаспектное удовлетворение информационных потребностей пользователей интернет-СМИ; сюда входят система навигации, обеспечивающая различные виды поиска в медиаконтенте; подключение дополнительных сервисов рассылка, оплата контента и т. д.);
5) коммуникативная - базируется на принципах активного вовлечения аудитории в процесс создания медиаконтента и реализации двусторонней модели социального взаимодействия при обсуждении проблем, указанных в медиатекстах.
На основе представленной выше концептуальной модели мы проанализировали сайт агентства новостей «Доступ» (www.dostup1.ru) [1]. Выбор данного интернет-СМИ был осуществлен на основе следующих критериев: актуальный общественно-политический медиаресурс, имеющий ежедневно обновляемый сайт, архив материалов за длительный период; освещение различных событий политической, экономической и культурной жизни Челябинска и Челябинской области; высокие позиции пользовательского рейтинга и рейтинга ТОП-20 Индекса цитируемости (ИЦ) автоматической системы мониторинга и анализа СМИ и соцмедиа «Медиалогия» (табл. 2 [Подробнее см.: 24]). Так, по данным ЫуеШег^ [18], агентство новостей «Доступ» (АН «Доступ») входит в десятку самых посещаемых сайтов Челябинска и области; пять лет подряд занимает лидирующие позиции в рейтинге медиа-ресурсов Челябинской области [См., напр., за 2017 г.: 25].
Таблица 2
й области - I квартал 2018 г., Медиалогия
№ п/п СМИ Категория Индекс цитируемости
1 74.ru Интернет 114,01
2 31 канал - Челябинск ТВ 36,47
3 1obl.ru Интернет 36,06
4 АН Доступ Информагентство 16,26
5 Верстов.Инфо Информагентство 14,94
36
Рассмотрим особенности агентства, используя компонентные модели.
Анализ организационной модели. Профиль сайта dostupi.ru - оперативное и объективное распространение актуальной общественно-политической, экономической, финансовой информации, а также ежедневных анонсов предстоящих событий политической, экономической и культурной жизни Челябинска и Челябинской области в режиме онлайн.
Ежедневно данный сайт посещает более 15-30 тыс. человек, ежемесячно - более 450 тыс. Отметим, что возрастные группы пользователей достаточно равномерно распределены (25-34 года - 21,9 %; 35-44 года -
26.7 %; 45-54 года - 22,2 %; старше 55 лет -
21.8 %), за исключением совсем молодых людей (18-24 года - всего 4,79 %). Целевая аудитория - предприниматели, представители региональных и российских деловых кругов и общественных организаций и т. д., а также частные читатели и СМИ, использующие в своей работе материалы агентства.
Работа АН «Доступ» строится на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий: круглосуточная служба технической поддержки; агрегато-ры новостей (news.yandex.ru; news.rambler.ru; news.google.ru; news.mail.ru); постоянный мониторинг и анализ публикаций российских, региональных СМИ по заданной тематике; представленность в социальных сетях Twitter, «ВКонтакте», Ok.ru, Facebook, Google+; собственная фотослужба и объемный фотобанк.
Одним из важных критериев успешности информационного агентства можно назвать периодичность подачи информации - количество размещенных новостей в единицу времени (час, день, неделя, месяц). Это связано с тем, что в настоящее время все ресурсы агентства работают в режиме реального времени. Однако этот режим может быть дифференцирован. Например, АН «Доступ» размещает в день более 30 информационных сообщений.
Таким образом, исследование организационной модели сайта агентства показало, что
оно имеет сформированную организационную структуру, активно внедряет информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие создание комплексного медиапродук-та и доступность сайта для постоянных посетителей в любое время.
Анализ сайта АН «Доступ» с точки зрения содержательной модели показал наличие текущих материалов и архивов за 2008-2018 гг. Основу содержательной модели сайта составляет главное и вспомогательное меню. При этом основное меню сгруппировано в следующие тематические рубрики: «Общество» (ЖКХ, Спорт, Культура, Дети, Армия); «Политика» (Выборы 2018, Челябинская область, Россия, кадры); «Экономика» (Промышленность, Застройщики, АПК, Занятость); «Происшествия» (Криминал, ДТП, Пожар); «Финансы» (Бюджет, Налоги, Банки); «Фотодоступ»; «Еще» (Медицина, Поиск работы, Поиск лекарств, Интервью).
Данный порядок размещения материалов на интернет-портале агентства не случаен. Во-первых, рубрики расположены по принципу популярности тем1: от более актуальной информации к менее запрашиваемой. Во-вторых, такой порядок расположения различных сведений не вынуждает интернет-пользователей к обязательному просмотру всей информации, а, наоборот, предназначен для комфортного поиска необходимых сообщений. В-третьих, данная структура позволяет комплексно представить актуальную картину различных сфер деятельности региона. При этом оптимально организованная рубрикация материалов позволяет оказать влияние на такие показатели эффективности работы сайта, как глубина просмотра, длительность сессии, количество просмотров на посетителя и др.
Медиаконтент на главной странице сайта делится на несколько частей: 1) «Топ-4 ново-
1 По данным сайта АН «Доступ» [24], спектр интересов месячной аудитории распределяется следующим образом: туризм -14 %; бизнес - 13,8 %; литература и учебные материалы - 11,8 %; автомобили - 10,9 %; кино - 10,2 %; семья и дети - 7,4 %; кулинария - 7,4 %; обустройство - 6 %; недвижимость - 4,2 %; мобильная связь и Интернет - 1,5 %; финансы, красота и здоровье, программное обеспечение, фото - 1,34 %.
37
стей» за текущую неделю из ключевых разделов; 2) «Главные новости» - это все главные новости недели по разделам основного меню; 3) «Самое читаемое» - 5 новостей, включающие самые популярные публикации о событиях текущей недели. При этом сообщения на ленте новостей располагаются с указанием времени их размещения, в обратной хронологии.
В свою очередь медиатексты информагентства являются специфическими лингвови-зуальными феноменами и состоят из разных семиотических систем, объединяющих вербальную и невербальную части. В теории современной лингвистики подобные тексты получили название креолизованные [Подробнее см.: 22]. Креолизованный медиатекст можно рассматривать в качестве сложного образования, включающего как единицу естественного языка - базовый текст, так и другие знаковые системы (графические, цветовые, звуковые, аудиовизуальные и т. д.), в комплексе образующие единое целое функционально и визуально.
Медиатексты на сайте агентства имеют краткую и развернутую форму представления. Краткая форма содержит следующие элементы: заголовок, дату и время, пиктограмму «фотография» или «видео». Текст заголовка в случае особой значимости информации включает вводные слова: «ВАЖНО», «ВНИМАНИЕ», «СРОЧНО!», «18+» и др., которые выделяются красным цветом. Развернутый вариант медиа-текста строится по принципу: дата и время, название раздела, «Поделиться» (пиктограммы групп в социальных сетях), заголовок и лид-абзац, фотография, основной текст с гиперссылками, справочная информация (например, о предприятии), теги. Акцент делается журналистами на заголовке, привлекающем внимание, лаконичном и информационно емком. Также необходимо подчеркнуть, что публикации создаются в рамках установленных технических требований, включающих количество размещаемых символов и иллюстративных материалов. Например, новость до 2000 знаков и фотография с разрешением 300 dpi. Дополняют медиатекст комментарии посетителей сайта.
В медиаконтенте преобладают информационные (заметка, интервью, репортаж) и аналитические жанры (статья, рецензия). Значимым информационным жанром в системе журналистских произведений является интервью. Их проводят с экспертами или людьми, кото -рые представляют интерес для регионального сообщества.
Вспомогательное меню включает такие разделы, как «Видео», «Новости компаний», «Цены в аптеках Челябинска», «Инфографи-ка». Что касается раздела «Инфографика» (визуальное представление информации, более 50 публикаций), то в качестве основных его тем можно выделить:
1. Информация о современном состоянии, перспективах развития и позициях региона в России: «Южноуральский агропром планирует увеличить экспорт в страны Азии» (26.04.2018); «Челябинская область заняла 12 место в рейтинге долговой нагрузки регионов» (01.03.2018) и т. д.
2. Рекомендации пользователям по поводу того, что необходимо делать в сложных ситуациях: «ВАЖНО. О законах - доступно. Бесплатная юрпомощь на Южном Урале» (30.05.2018); «ВАЖНО. ЧТО ДЕЛАТЬ, если дома загорелась новогодняя елка» (23.12.2017) и т. п.
3. Информация по актуальным темам для жителей Челябинской области: «ВНИМАНИЕ. Аномальные морозы продержатся в Челябинской области 5 дней» (13.12.2016); «Зарплаты бюджетников в Челябинской области станут на 5 % больше уже 1 июля» (30.06.2015) и др.
4. Опросы и результаты изучения мнения общественности по актуальным темам: «ВНИМАНИЕ. Южноуральцев призывают оценить работу поликлиник, школ и детских садов» (26.03.2018); «Южному Уралу бэби-боксы не нужны - мнение общественности» (28.11.2016) и др.
В качестве ключевых аспектов эффективного создания инфографики на сайте агентства можно выделить: актуальность темы, качество дизайна, композиционную целостность, выбор интересных фактов, авторитетность и надежность источников. При этом эффективно
38
используются различные типы инфографики: аналитический, новостной, реконструкция и презентация.
В подразделе «Фотодоступ» отражаются значимые события, проходящие в Челябинске и области. Медиатексты включают комментарии и развернутые подборки фотографий, наглядно представляющие событие. Подраздел «Видео» содержит более 140 видеоматериалов за период 2013-2018 гг., посвященных знаменательным событиям региона. Например, видеоматериалы «Путин подписал указ о проведении саммита ШОС в Челябинске» (15.03.2018).
В целом необходимо отметить, что содержательная модель АН «Доступ» позволяет не только оперативно формировать новостную картину событий в мире, стране и Челябинской области, но и акцентировать внимание на актуальных темах за счет использования современных мультимедийных технологий (фото, видео, аудио, инфографика и др.).
Сайт информагентства содержит сервисную компонентную модель. Обеспечивая условия для оперативного и полифункционального использования медиаконтента, агентство создало систему навигации по тематическим разделам; возможность формирования поискового запроса по различным темам в окне «Поиск», RSS-рассылку сообщений. Также есть возможность устанавливать фильтры при поиске в ленте новостей.
Сервисная модель сайта АН «Доступ» направлена, с одной стороны, на предоставление дополнительной полезной информации о Челябинской области, а с другой - на продвижение собственных услуг агентства. Так, в рамках первого направления создан такой раздел, как электронный поиск лекарств «Цены в аптеках Челябинска». В шапке сайта представлена информация о текущих курсах валют, погоде в городе.
Особое внимание на сайте уделяется формированию имиджа агентства и продвижению рекламных и PR-услуг, для этого действует тематический раздел «Агентство новостей "Доступ"», который включает подразде-
39
лы: «О проекте», «Реклама на сайте», «Идеи и предложения».
В целом необходимо отметить, что прикладные сервисы носят вспомогательный характер по отношению к основному медиакон-тенту и позволяют сделать его использование более функциональным и удобным.
Что касается оформительской (дизайнерской) модели, то она строится на основе единого фирменного стиля и направлена на смысловое выделение различных частей медиаконтен-та. Исходным положением при формировании дизайнерской модели является соответствие главному предназначению - оперативное отражение информации о происходящих событиях. Обозначившаяся тенденция визуализации интернет-СМИ выводит на первый план иллюстративную составляющую. Так, Н. П. Кравченко подчеркивает, что большое значение придается «в СМИ иллюстративному ряду и словесному описанию "картинки" события» [14]. Разделы обозначаются не только текстом, но и пиктограммами, которые в виде знака отображают важнейшие узнаваемые черты объекта. Например, раздел «Интервью» выделяется с помощью знака «микрофон» и т. д.
Что касается фирменного стиля сайта, то его основу составляет логотип, относящийся к комбинированному типу и представляющий собой симбиоз графического изображения с надписью (куб с цифрой «1»), содержащей название компании. Цветовая гамма фирменного стиля включает три оттенка - синий, голубой и белый. При этом основным является синий цвет, который символизирует глубокомыслие и достоинство. Для визуального выделения рубрик медиаконтента используется целый спектр цветов: «Общество» - желтый; «Происшествия» - зеленый»; «Экономика» - фиолетовый; «Политика» - красный и т. д. Все это позволяет повысить юзабилити (качественный показатель удобства использования сайта).
На сайте достаточно большое внимание уделяется выделению главных событий за счет включения цвета в шрифтовое оформление издания (например, красный для ключевых слов
в заголовке: «ВАЖНО», «ВНИМАНИЕ», синим цветом подчеркиваются гиперссылки).
Таким образом, оформительская модель информационного агентства позволяет выделить элементы навигации по сайту и представленную информацию сделать более наглядной, легко доступной для восприятия.
Коммуникативная модель сайта информационного агентства предоставляет возможность интерактивного взаимодействия с аудиторией и включает несколько направлений. На сайте указывается контактная информация (юридический адрес, телефон, электронная почта) в разделе «Контакты». В качестве новых форм можно назвать установление взаимодействия в рамках разделов «Идеи и предложения» и «Вопросы по работе сайта».
Агентством созданы официальные аккаун-ты во всех ведущих социальных сетях, аудитория которых постоянно растет (см. табл. 3): Twitter - 2554 пользователя; Facebook -491 пользователь; YouTube - 438 подписчиков. Самый большой рост количества участников наблюдается в группе «ВКонтакте» - более 17 тыс. подписчиков.
Также АН «Доступ» проводит интерактивные опросы общественного мнения (например, «Какую проблему Челябинска, по-вашему, надо решить к саммитам ШОС и БРИКС в пер-
вую очередь?», «Как Вы относитесь к волон-терству?», «Испытываете ли Вы трудности при трудоустройстве?» и др.).
Таблица 3 Сравнительный анализ количества подписчиков групп в социальных сетях АН «Доступ»
№ п/п Социальная 2014 г., кол-во 2018 г., кол-во
сеть участников участников
1 «ВКонтакте» 7 484 17 253
2 «Одноклассники» 1 958 9 144
3 Twitter 391 2 554
4 Facebook 327 491
5 YouTube 197 438
В целом реализуемая коммуникативная модель позволяет мониторить общественное мнение и выявлять актуальные проблемы жителей региона.
Таким образом, эффективное функционирование сайта регионального информагентства в информационно-коммуникационном пространстве предполагает ориентацию на максимально полное удовлетворение информационных и коммуникационных запросов целевой аудитории на основе интеграции различных компонентных моделей. Вместе с тем реализация данной концепции АН «Доступ» позволяет ему занимать ведущие позиции в системе интернет-СМИ региона.
1. Агентство новостей «Доступ» : [новости Челябинска и области] : сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://dostup1.ru.
2. Бахус, А. О. Региональное телевидение как элемент формирования социально-культурного пространства : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / А. О. Бахус ; Рос. ун-т дружбы народов. - Москва, 2013. - 178 с.
3. Варламова, И. В. Региональная пресса в условиях глобализации (на примере печатных СМИ Чувашской Республики) / И. В. Варламова // Журналист. Социальные коммуникации. - 2013. - № 2 (10). - С. 16-20.
4. Вырковкий, А. В. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи : моногр. / А. В. Вырков-ский, М. И. Макеенко. - Москва : МедиаМир, 2014. - 178 с.
5. Города-миллионники России 2018: список [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.statdata.ru/ goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu.
6. Дворецкая, Н. И. Региональное телевидение как фактор духовно-нравственного воспитания личности (Белгородское ТВ. 1993-2003 годы) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н. И. Дворецкая. - Москва, 2004. - 27 с.
7. Дзялошинский, И. М. Концепция современного периодического издания : учеб.-метод. пособие / И. М. Дзя-лошинский, М. И. Дзялошинская. - Москва : МедиаМир, 2012. - 342 с.
40
8. Драгунов, А. В. Журналистское образование и региональная пресса : партнерство и взаимовлияние (из опыта сотрудничества факультета журналистики и областной газеты «Южноуральская панорама») / А. В. Драгунов. - Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ 2012. - 256 с.
9. Дугин, Е. Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ / Е. Я. Ду-гин. - Москва, 1982. - 103 с.
10. Ершов, Ю. М. Региональное телевидение в российской медиасистеме : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Ю. М. Ершов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Москва : МГУ, 2012. - 44 с.
11. Интернет в России в 2017 году: состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - Москва : Форвард Принт, 2018. - 96 с. - Режим доступа : http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2018/teleradio.html.
12. Интернет в России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - Москва, 2014. - 132 с. - Режим доступа : http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2014/internet-in-russia.html.
13. Коновалова, О. В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных условиях: на материалах телевидения Юга России : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / О. В. Коновалова. - Москва, 1999. - 287 с.
14. Кравченко, Н. П. Реализация новых функций журналистики в государственных СМИ / Н. П. Кравченко // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. - 2010. -№ 3. - С. 70-75.
15. Лободенко, Л. К. Концептуальная модель регионального интернет-СМИ: кросс-коммуникативные аспекты : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Л. К. Лободенко; [Место защиты: ФГБОУ ДПО «Академия медиаиндустрии»]. - Москва, 2015. - 457 с.
16. Могилевская, Э. В. Типологические признаки информационных агентств в Интернете / Э. В. Могилев-ская // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2008. - № 1. - С. 207-213.
17. Мясников, Ю. Н. Комплексное моделирование газет региона: концепция, методика, опыт : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Ю. Н. Мясников. - Москва, 1992. - 19 с.
18. Новости и СМИ (Челябинск) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.liveinternet.ru/ rating/ru/media/#geo=ru/3 51 ;group=media.
19. О внесении изменений в Единый общероссийский реестр СМИ за период с 14 мая по 18 мая 2018 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://74.rkn.gov.ru/news/news170814.htm.
20. Олешко, В. Ф. Тенденции развития молодежной печати Урала второй половины 80-х годов : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. Ф. Олешко. - Москва, 1992. - 22 с.
21. Система средств массовой информации России / под ред. Я. Н. Засурского. - Москва : Аспект Пресс, 2003. - 259 с.
22. Сорокин, Ю. А. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция / Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов // Оптимизация речевого воздействия. - Москва : Наука, 1990. - С. 180-186.
23. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.socpol.ru/ atlas/typology/index. shtml.
24. ТОП-20 самых цитируемых СМИ Челябинской области - I квартал 2018 [Электронный ресурс] // Ме-диалогия. - Режим доступа : http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/6094/.
25. Челябинская область: рейтинг СМИ за 2017 год [Электронный ресурс] // Медиалогия. - Режим доступа : http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5863/.
26. Чемякин, Ю. В. Региональная пресса как организатор политического диалога: на материале печатных СМИ Свердловской и Челябинской областей : автореф. дис. ... канд. полит. наук / Ю. В. Чемякин. -Екатеринбург, 2003. - 20 с.
Получено 30.08.2018
41
L. Lobodenko
Doctor of Philological Sciences, Professor, South Ural State University (National Research University) E-mail: [email protected]
O. Vazhenina
Lecturer,
South Ural State University (National Research University) E-mail: vazheninaoa@ susu.ru
PECULIARITIES OF REGIONAL INFORMATION AGENCY CONCEPT DEVELOPMENT IN MODERN INFORMATION-COMMUNICATIONAL
ENVIRONMENT
Abstract. The article considers the items connected with the specific features of development of a regional information agency in modern information-communicational environment. The problem under study is conditioned by the contradiction between the mass-scale development of information agencies sites in the region as an important component of information-communicational environment and lack of system idea of the mechanisms of these media-structures functioning. The authors stress that effective functioning of a regional information agency presupposes orientation on the maximum full accomplishment of information and communication inquiries of the targeted audience on the grounds of different component models integration. The authors conducted the analysis of the agency's site based on the Internet-Mass Media conceptual model paying much attention to studying of such component models as organizational, informative, typographic, service and communicational ones. The authors used the site of the "Dostup" regional information agency of Chelyabinsk (www.dostup1.ru) as a study base.
Keywords: information-communicational environment, regional Internet Mass Media, information agency, Internet Mass Media conceptual model, media content, media text
For citing: Lobodenko L., Vazhenina O. 2018. Peculiarities of regional information agency concept development in modern information-communicational environment. Culture and Arts Herald. No 3 (55): 33-43.
References
1. Agentstvo novostey «Dostup»: [novosti CHelyabinska i oblasti] [Dostup news agency: [news of Chelyabinsk and area]] [Electronic resource]. Available from : https://dostup1.ru (accessed: 09.08.2018). (In Russ.).
2. Bakhus A. 2013. Regional'noe televidenie kak element formirovaniya sotsial'no-kul'turnogo prostranstva [Regional television as an element of formation of social and cultural space]. Moscow. 178 p. (In Russ.).
3. Varlamova I. 2013. Regional press in the conditions of globalization (on the example of printed media of the Chuvash Republic). Journalist. Social communications. No 2 (10) : 16-20. (In Russ.).
4. Vyrkovkii A., Makeenko M. 2014. Regional'noye televidenie Rossii na poroge tsifrovoy epokhi [Regional television of Russia on a threshold of a digital era]. Moscow : MediaMir. 178 p. (In Russ.).
5. Goroda-millionniki Rossii 2018: spisok [Million-plus cities of Russia 2018: list] [Electronic resource]. Available from : http://www.statdata.ru/ (accessed : 09.08.2018). (In Russ.).
6. Dvoretskaia N. 2004. Regional'noye televidenie kak faktor dukhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti (Belgorodskoye TV. 1993-2003 gody) [Regional television as factor of spiritual and moral education of the personality (Belgorod TV. 1993-2003)]. Moscow. 27 p. (In Russ.).
7. Dzialoshinskii I., Dzialoshinskaia. M. 2012. Kontseptsiya sovremennogo periodicheskogo izdaniya [Concept of the modern periodical]. Moscow : MediaMir. 342 p. (In Russ.).
8. Dragunov A. Zhurnalistskoe obrazovanie i regional'naya pressa : partnerstvo i vzaimovliyanie (iz opyta sotrudnichestva fakul'teta zhurnalistiki i oblastnoy gazety «Yuzhnoural'skaya panorama») [Journalistic education and regional press: partnership and mutual influence (from the experience of cooperation of the faculty of journalism and the regional newspaper "South Ural panorama")]. 2012. Chelyabinsk : Publishing House of SUSU. 256 p. (In Russ.).
9. Dugin E. 1982. Mestnoe televidenie: tipologiya, faktory i usloviya formirovaniya programm [Local television: typology, factors and conditions of formation of programs]. Moscow. 103 p. (In Russ.).
42
10. Ershov IU. 2012. Regional'noye televidenie v rossiyskoy mediasisteme [Regional television in the Russian media system]. Moscow : MGU. 44 p. (In Russ.).
11. Internet v Rossii v 2017 godu: sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya: otraslevoy doklad [The Internet in Russia in 2017: state, tendencies and prospects of development: industry report] [Electronic resource]. Federal Agency for Press and Mass Communications. Available from : http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/ reports/2018/teleradio.html (accessed : 08.09.2018). (In Russ.).
12. Internet v Rossii. Sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya: otraslevoy doklad [The Internet in Russia. State, tendencies and prospects of development: industry report] [Electronic resource]. 2014. Federal Agency for Press and Mass Communications. Moscow. 132 p. Available from : http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/ 2014/internet-in-russia.html (accessed : 05.09.2018). (In Russ.).
13. Konovalova O. 1999. Osnovnye tendentsii razvitiya regional'nogo televideniya v sovremennykh usloviyakh: na materialakh televideniya YUga Rossii [The main tendencies of development of regional television in modern conditions: on materials of television of the South of Russia]. Moscow. 287 p. (In Russ.).
14. Kravchenko N. 2010. Implementation of new functions of journalism in the state media. Bulletin of Adyghe state University. Ser. Philology and art history. No. 3 : 70-75. (In Russ.).
15. Lobodenko L. 2015. Kontseptual'naya model' regional'nogo internet-SMI: kross-kommunikativnyye aspekty [Conceptual model regional internet mass-media: cross-communicative aspects]. Moscow. 457 p. (In Russ.).
16. Mogilevskaia E. 2008. Typological features of news agencies on the Internet. Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism. No 1 : 207-213. (In Russ.).
17. Miasnikov IU. 1992. Kompleksnoe modelirovanie gazet regiona: kontseptsiya, metodika, opyt [Complex modeling of newspapers of the region: concept, technique, experience]. Moscow. 19 p. (In Russ.).
18. Novosti i SMI (CHelyabinsk) [News and media (Chelyabinsk)] [Electronic resource]. Available from : https://www.liveinternet.ru/rating/ru/media/#geo=ru/351;group=media (accessed : 04.09.2018). (In Russ.).
19. O vnesenii izmeneniy v Edinyy obshcherossiyskiy reestr SMI za period s 14 maya po 18 maya 2018 goda [About modification of the Unified all-Russian register of media from May 14 till May 18, 2018] [Electronic resource]. Available from : http://74.rkn.gov.ru/news/news170814.htm (accessed: 09.09.2018). (In Russ.).
20. Oleshko V. 1992. Tendentsii razvitiya molodezhnoy pechati Urala vtoroy poloviny 80-kh godov [Tendencies of development of the youth press of the Urals of the second half of the 80th years]. Moscow. 22 p. (In Russ.).
21. Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii [System of mass media of Russia]. 2003. Zasurskii IA., ed. Moscow : Aspekt Press. 259 p. (In Russ.).
22. Sorokin IU., Tarasov E. 1990. Creolised texts and their communicative function. Optimizatsiya rechevogo vozdeystviya [Optimization of speech influence]. Moscow : Nauka. P. 180-186. (In Russ.).
23. Sotsial'nyy atlas rossiyskikh regionov [Social atlas of Russian regions] [Electronic resource]. Available from : http://www.socpol.ru/atlas/typology/index.shtml (accessed : 09.08.2018). (In Russ.).
24. TOP-20 the most quoted media of Chelyabinsk region - the I quarter 2018 [Electronic resource]. Medialogiya. Available from : http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/6094/. (accessed: 29.08.2018). (In Russ.).
25. Chelyabinsk region: the rating of media for 2017 [Electronic resource]. Medialogiya. Available from : http://www.mlg.ru/ratings/media/regional/5863/.(In Russ.).
26. Chemiakin IU. 2003. Regional'naya pressa kak organizator politicheskogo dialoga: na materiale pechatnykh SMI Sverdlovskoy i CHelyabinskoy oblastey [Regional press as organizer of political dialogue: on material of printed media of the Sverdlovsk and Chelyabinsk regions]. Ekaterinburg. 20 p. (In Russ.).
Received 30.08.2018
43