Научная статья на тему 'СОН И СНОВИДЕНИЯ, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ'

СОН И СНОВИДЕНИЯ, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4266
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архетипы / дефицит сна / коллективное бессознательное / индивидуальное бессознательное / интуиция / информация / лимбическая система / мозг (головной) / память / представления / проблема / Ремсон / префронтальный Кортекс / сон / сновидения / субъективное / творчество / шизофрения / archetypes / sleep deficit / collective unconscious / individual unconscious / intuition / information / limbic system / brain (brain) / memory / ideas / problem / Remson / prefrontal Cortex / sleep / dreams / subjective / creativity / schizophrenia

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рау Иоганн

Сон и сновидения в жизни человека обычные явления. Каждый знает, что они есть и на нас действуют, но это знание сводится лишь к описанию, констатации и личностной каждый раз интерпретации. Но, возразят иные, есть и стремительно развивается коллективная интерпретация научных сообществ на основе объективно фиксируемых данных приборов. Отметим тривиальное: не весь сон есть сновидение, о чем предупреждают нас и все естественные языки. О сне ныне науке известно все больше объективных данных, о сновидениях, сугубо субъективном, сугубо индивидуальном по своему содержанию явлении известно не более, чем тысячи лет назад. Это же относится и ко всему субъективному в человеке, всему комплексу бессознательного, подсознательного и сверхсознательного в нем. Сновидение наиболее яркая и емкая форма бессознательного, в которой многие исследователи усматривают скрытые импульсы творчества, интуиции, преодоления логики рационального мышления, внезапных озарений. Общечеловеческими являются проблемы здорового, достаточного сна и здоровых сновидений. Дефицит сна, его нерегулярность и прерывистость, несоответствие бодрствования и отдыха-сна причина нарушения здоровья или стабильно плохого настроения у миллионов людей планеты. В современных технико-технологических обществах вследствие непрерывного ускорения ритма жизни большинство взрослого населения спит недостаточно и некачественно. Это же касается и сновидений: они все более наполнены кошмарами, сумрачно-тревожным настроением и мрачными предчувствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Рау Иоганн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SLEEP AND DREAMS, THEIR SIGNIFICANCE FOR LIFE

Sleep and dreams in human life are common phenomena. Everyone knows that they exist and act on us, but this knowledge comes down only to description, ascertainment and personal interpretation each time. But, others will argue, there is and is rapidly developing a collective interpretation of scientific communities based on objectively recorded data from instruments. Note the trivial: not all sleep is a dream, as all natural languages warn us about. More and more objective data are now known to science about sleep, about dreams, a purely subjective, purely individual phenomenon in its content, no more than thousands of years ago. The same applies to everything subjective in man, to the whole complex of the unconscious, subconscious and superconscious in him. A dream is the most vivid and capacious form of the unconscious, in which many researchers see hidden impulses of creativity, intuition, overcoming the logic of rational thinking, sudden insights. The problems of healthy, sufficient sleep and healthy dreams are common to all mankind. Sleep deficiency, its irregularity and discontinuity, the discrepancy between wakefulness and rest-sleep is the cause of health problems or a consistently bad mood in millions of people on the planet. In modern technical and technological societies, due to the continuous acceleration of the rhythm of life, the majority of the adult population sleeps insufficiently and of poor quality. The same applies to dreams: they are increasingly filled with nightmares, gloomy and disturbing mood and gloomy forebodings.

Текст научной работы на тему «СОН И СНОВИДЕНИЯ, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ»

УДК 339.56(470+510) DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-230-241

ИОГАНН РАУ СОН И СНОВИДЕНИЯ, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ

Ключевые слова: архетипы, дефицит сна, коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, интуиция, информация, лимбическая система, мозг (головной), память, представления, проблема, Ремсон, префронтальный Кортекс, сон, сновидения, субъективное, творчество, шизофрения.

Сон и сновидения в жизни человека - обычные явления. Каждый знает, что они есть и на нас действуют, но это знание сводится лишь к описанию, констатации и личностной каждый раз интерпретации. Но, возразят иные, есть и стремительно развивается коллективная интерпретация научных сообществ на основе объективно фиксируемых данных приборов. Отметим тривиальное: не весь сон есть сновидение, о чем предупреждают нас и все естественные языки. О сне ныне науке известно все больше объективных данных, о сновидениях, сугубо субъективном, сугубо индивидуальном по своему содержанию явлении известно не более, чем тысячи лет назад. Это же относится и ко всему субъективному в человеке, всему комплексу бессознательного, подсознательного и сверхсознательного в нем. Сновидение - наиболее яркая и емкая форма бессознательного, в которой многие исследователи усматривают скрытые импульсы творчества, интуиции, преодоления логики рационального мышления, внезапных озарений. Общечеловеческими являются проблемы здорового, достаточного сна и здоровых сновидений. Дефицит сна, его нерегулярность и прерывистость, несоответствие бодрствования и отдыха-сна - причина нарушения здоровья или стабильно плохого настроения у миллионов людей планеты. В современных технико-технологических обществах вследствие непрерывного ускорения ритма жизни большинство взрослого населения спит недостаточно и некачественно. Это же касается и сновидений: они все более наполнены кошмарами, сумрачно-тревожным настроением и мрачными предчувствиями.

RAU, JOHANNES SLEEP AND DREAMS, THEIR SIGNIFICANCE FOR LIFE

Key words: archetypes, sleep deficit, collective unconscious, individual unconscious, intuition, information, limbic system, brain (brain), memory, ideas, problem, Remson, prefrontal Cortex, sleep, dreams, subjective, creativity, schizophrenia.

Sleep and dreams in human life are common phenomena. Everyone knows that they exist and act on us, but this knowledge comes down only to description, ascertainment and personal interpretation each time. But, others will argue, there is and is rapidly developing a collective interpretation of scientific communities based on objectively recorded data from instruments. Note the trivial: not all sleep is a dream, as all natural languages warn us about. More and more objective data are now known to science about sleep, about dreams, a purely subjective, purely individual phenomenon in its content, no more than thousands of years ago. The same applies to everything subjective in man, to the whole complex of the unconscious, subconscious and superconscious in him. A dream is the most vivid and capacious form of the unconscious, in which many researchers see hidden impulses of creativity, intuition, overcoming the logic of rational thinking, sudden insights. The problems of healthy, sufficient sleep and healthy dreams are common to all mankind. Sleep deficiency, its irregularity and discontinuity, the discrepancy between wakefulness and rest-sleep is the cause of health problems or a consistently bad mood in millions of people on the planet. In modern technical and technological societies, due to the continuous acceleration of the rhythm of life, the majority of the adult population sleeps insufficiently and of poor quality. The same applies to dreams: they are increasingly filled with nightmares, gloomy and disturbing mood and gloomy forebodings.

Каждое живое существо нуждается во сне в разных его видах и длительности. Трехпальчатый ленивец дремлет десять часов в сутки; летающие собаки спят до 15 часов, а малые коричневые летучие мыши - до 20 часов; жирафам хватает сна от 4 до 5 часов, у дельфинов спит попеременно половина мозга, а другая половина бодрствует с тем, чтобы дельфины могли в любое время плавать и нырять. Птицы-фрегаты могут спать во время полета. Некоторые виды атлантических акул (Ammenhaie) спят штабелями на дне морском. Если сон определяется как состояние, в котором снижена мобильность организма и его реакции на внешние раздражители, состояние, которое легко может быть прервано (исключения - зимняя спячка и кома), тогда и у безмозглых живых существ обнаруживается чередование циклов активности и покоя (планктон, грибки дрожжей и др.). На основе этих фактов можно сделать вывод: основная функция сна, если взять его первоначальные формы, - это не организация памяти и не облегчение обучения, а сохранение жизни. Любое живое существо на Земле, независимо от размеров, простоты или сложности его организации, не может быть активным 24 часа в сутки, ему необходимо и время покоя, сна, перерыва активности.

Нельзя сказать, что философы не уделяли внимания этой проблеме. Так, Аристотель в работе «О сне и бодрствовании» (350 д.р.Хр.) задавался вопросом, что организм делает во сне, когда наше самосознание и собственная воля отсутствуют и почему. В течении последующих тысячелетий кое-что прояснилось, но никто не смог ответить на поставленные Аристотелем фундаментальные вопросы. И вот в 1924 году немецкий нейролог и психиатр Ганс Бергер (Hans Berger) изобрел электроэцефалограф, который фиксировал электрическую активность головного мозга, его отдельных частей. Появилась возможность составлять символическую картину этой активности (EEG) как в бодрствовании, так и во сне и сновидениях. Теперь сон и сновидения можно было фиксировать и расследовать на конкретно-научных данных (электрические сигналы),

а не на основе философских рассуждений. В течении последнего столетия появились и новые возможности получать зримые сигналы от мозга спящего и видящего сны человека. Ответ на фундаментальные вопросы, поставленные Аристотелем, приобретал некоторые научные черты. Все полученные знания о сне, подтверждают его значимость для сохранения жизни психического и физического здоровья. Смена бодрствования и сна - один из центральных элементов биологии человека, приспособление к жизни на вращающейся планете с ритмичной сменой дня и ночи.

Общее определение сна - это регулярно возвращающееся состояние покоя, снижения до минимума активности, поддерживающей возможность продолжения жизни у любого живого существа (от вирусов и одноклеточных до организмов с высокоразвитой нервной системой). Спящее существо крайне ограниченно реагирует на внешние воздействия. Этим, в частности, сон отличается от гипнотического состояния. У живых существ формы сна, их продолжительность, одноразовость или прерывистость, однородность или разнокачественность стадий сна различаются существенно. Здоровый человек переходит из бодрствования в так называемый «нормальный» сон, после которого наступает стадия сна «парадоксального», примечательного сновидениями в нем. После изобретения электроэнцефалографии (EEG) изучение всех изменений в организме спящего существа, в том числе, и человека, сильно продвинулось вперед. В гораздо меньшей степени, если вообще, это коснулось содержания сновидений. Здесь господствуют более или менее убедительные интерпретации. Объективно достоверных фактов о содержании сновидений нет, да и быть не может: оно абсолютно субъективно. Есть только рассказы о них тех, кто их видел (если запомнил). Научное исследование 4 субъективного — вечный парадокс: оно, несомненно, есть, но о том, что оно есть по-своему не визуальному содержанию, мы только воображаем. По своей загадочности оно несопоставимо даже с «темной» дырой, или с Богом.

Относительно алкоголя как снотворного, то исходя из общих данных о его воздействии на организм человека надо констатировать, что это яд, который может быть и дезинфекцией, и побудителем сонливости или активности и даже, как и любой яд, подкрепителем здоровья. Все зависит дозы, желательно малой, и регулярности ее приемов. Есть люди, которые после стакана водки крепко засыпают, и есть другие, которые после такого стакана не то, чтобы заснуть, но и на следующий день нормально бодрствовать и трудится. Нам известны люди - трезвенники, умершие до 60 и не от какой-то неизлечимой болезни или несчастного случая, и люди, прожившие 100 и более лет (и дамы среди них), сызмальства потреблявшие алкоголь в самых разнообразных его видах. Каждый человеческий организм уникален и по реакции на алкоголь. И каждому человеку можно посоветовать консультации с врачом и прислушиваться внимательнее к собственному организму как в бодрствовании, так и в сновидениях.

Определение сновидения у Фрейда и Юнга - классиков в этой области исследований - во многом не совпадают и даже противоречат. Так, Юнг не разделят абсолютно бодрствование и сновидение [1; 2]. Фрейд в «Тотем и Табу» - одной из самых известных и любимых своих работ, к которой он постоянно возвращался и которую цитировал, иначе характеризует сон и сновидение. Фрейд не сомневался в возможности рационального исследования, объяснения любого феномена психики сознательных состояний человека. По отношению к бессознательному эта уверенность исчезает, а возможность бессознательного мышления (unbewußte Denken) принималась им как факт повседневности. И, что еще более значимо, осознанные мысли могут переходить в неосознанные, а затем проявиться в новом, порою неузнаваемом виде. Это и происходит в мгновенья сновидений и это касается не только мыслей - малой части психики значительных состояний человека. Не забудем и того, что Фрейд обозначает бессознательное, как первичную систему психики человека, а осознанное - как вторичную. Сила и, можно сказать, несокрушимость первичной системы в ее базировании на принципе удовольствия - неудовольствия, приятного -неприятного (Lustprinzip) [3, s. 290; 4, s. 604, 618]. Несокрушимость данного принципа в его общепонятности. Фрейд включал бессознательное в инстанцию Оно (Es), характеризуя бессознательное и Оно посредством своей теории инстинктов. Поведение на основе последних принципиально отличается от действий на основе логики рациональности. Инстинкты представлены им как связующее звено между телесным и психическим в человеке [5, s. 214]. Неосознанные желания и фантазии он толковал как репрезентацию инстинктов. Наряду со знаменитым в широкой публике сексуальным инстинктом и который по своей значимости есть инстинкт размножения, продолжения рода, а не просто удовольствия от сексуальных утех, Фрейд

говорит и о других важнейших в жизни инстинктах - самосохранения, смерти и др. Через такие инстинкты Фрейд ищет объяснение возникновения социальных норм и морали таким, например, как эдипов комплекс, запрет на инцест и др. [6]. Рассматривая энергию основного инстинкта (Grundtrieb) - эроса как либидо, он указывает на то, что сексуальное возбуждение есть лишь часть либидо [7, s. 14]. Общий вывод Фрейда - бессознательное активно действует на наше сознание, рассудок и разум, но особенно сильно его воздействие на психику человека во сне и в сновидениях. Французский философ Поль Рикер (Ricoeur 1913 - 1980) в своей оригинальной систематизации философии объединил трех весьма непохожих друг на друга мыслителей: Маркса, Ницше, и Фрейда по произвольно избранному им признаку. Они были определены как «философы подозрения». За что же такая немилость со стороны философа-эклектика? Они, мол, отрицают роль личности и сознательно действующего субъекта в глобальных исторических процессах. На место активных действий личностей и субъектов действования ставится поведение масс. У Маркса это поведение определяется, мол, общественно-экономической формацией, у Ницше - безличной волей, у Фрейда - безличными Оно и Сверх-Я (über-Ich). Все трое являются, таким образом, наиболее глубокими философскими критиками французского Просвещения.

Некоторые функции сновидений выполняют, полагал Фрейд, мифы, сказки, предания и т. п. Эти формы безличной народной памяти есть выражение вытесненных желаний социальных групп. Такие мечтания находят свое выражение не только в вербальной, но и в символической формах. Весь пласт этого коллективного бессознательного достоин научного изучения как дополнение писанной истории. Важнейшие компоненты этого бессознательного выступают и как общенародный культ формирующий устойчивые ценности. «Если бы мы могли сполна выкачать из сознания свое культурное содержание, то не только лишились бы высших духовных ценностей, но - и просто сознания. Для нас не было бы никаких координат» полагал и знаменитый российский мыслитель [8, с. 37].

У К. Юнга мысль об унаследованном филогенетическом (phylogenetischer) опыте становится ключом для понимания «коллективного бессознательного», которое он толковал как более глубокий слой «личного бессознательного» и считал его содержанием, главным образам, архетипы [9]. Он интерпретирует, как и Фрейд, символическое существенной формой выражения бессознательного как «язык бессознательного». Для Фрейда миф есть выражение вытесненных желаний, которые проявляются символически. Источник всех культур ищется в первичных событиях (Urereignissen), постоянное повторение которых характерно и для последующих времен и для современности. Понимание современности возможно лишь если (Interaktions- und Expressionsformen) будут дешифрированы на основе их происхождения (фундаментальных источников - событий /Urereignissen/). Здесь уместно напомнить размышления о связи мифов и снов в трудах К.М. Рильке, Т. Манна, Д. Джойса (J. Joyce).

В работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг критикует учение Фрейда о либидо и выдвинул собственную концепцию коллективного бессознательного. Окончательное оформление эта концепция получила в теории архетипов. Идея коллективного бессознательного оформлялась в концепцию под влиянием немецких романтиков, Шопенгауэра, Ницше и по ходу критики Фрейда. Коллективное бессознательное недостаточно понимать как свойство, присущее отдельным человеческим группам, но и как общечеловеческое коллективное бессознательное. В символах всех мифов и религиозных учений является истинная природа общей памяти людей. Психика рассматривается как система взаимодействия бессознательного и сознательного дополняющих друг друга на фундаменте бессознательного. Юнг связал концепцию архетипов с противостоянием «обезбоживания» в технической цивилизации. Технизированный Запад обесценивает религиозную веру и прочие традиции, замещая их повсюду голым рационализмом и материализмом как бы забывая то человеку существо не только рациональное, но и чувственное, и эмоциональное, и духовное и что без взаимодействия этих его составных он становится частичным человеком. В связи с подобными размышлениями Юмом была создана с опорой на некоторые идеи Лейбница «концепция «синхроничности».

В 1899 выходит важнейшая для нашей темы книга Фрейда «Толкование сновидений». После разрыва с Юнгом (1913) концепция Фрейда стала более логически стройной, последовательной: личное бессознательное; доминирование сексуальности — продолжение рода; эдипов комприлекс; свободные ассоциации, подобные сновиденческим, для лечения некоторых

неврозов. Позднее он дополнил фундаментальное сексуальное влечение (продолжение рода /либидо/) деструктивным или агрессивным влечением. В работе «Я и Оно» он рассмотрел подробно и структуру бессознательного, что позволяет и ныне более осмысленно различать понятия «бессознательное» (регулировка деятельности органов человеческого тела без участия сознания), «подсознательное» (заученные действия, о которых не помнят, некоторые проявляются автоматически при определенной ситуации, память тела) и «сверхсознательное» (творение новых мыслей и идей, логика явления которых никому еще не удалось объяснить. Иначе гениев расплодилось бы великое множество). Все психологические феномены поддаются рационально-логически-вербальному постоянное наличие «бессознательного мышления». Из некоего такого скрытого резервуара мыслей только некоторые становятся осознанными в то время, как другие (большинство) остаются неосознанными или, сверкнув в сознании, становятся вновь неосознанными [4, s. 518]. Кошмарные сны, в которых вам напоминается о ваших неизгладимых проступках или преступлениях и вина ваша неустранима, этот комплекс сновидческих чувств и переживаний объясняется страхом перед «авторитетом» (закон, государство, Бог) и «сверх- Я» (признаться в том, что вы совершили означала бы «потерю лица» не только перед современниками, но и перед другом и женой) [3, s. 253].

Фрейд выделял две главных функции культуры: 1) защита человека от природы (внешней и внутри человека, животного в нем) и 2) регуляция отношений между людьми. В сновидении эти функции культуры, особенно первая, либо существенно ослаблены, либо исчезают, и человек в сновидении может стать «животным» [3, s. 445, 448, 481]. В данном контексте принципиально важное значение имеет самостоятельность мозга. Каждые сутки или в других временных интервалах наш мозг отключает наше самосознание. В течение многих часов, а порою и суток мы обездвижены. Даже дрожать мы не можем. Однако наши глаза под закрытыми веками совершают быстрые движения, о которых мы, придя в сознание, не имеем ни малейшего представления. Но в случае запомнившихся сновидений мы понимаем, что глаза наши видели и без участия нашего самосознания. При сне в движении находятся и мельчайшие мускулы среднего уха хотя вокруг может царить абсолютная тишина. Физического звука нет, а уши слышат. Периодически во сне и при сновидениях возбуждаются, как у мужчин, так и у женщин половые органы.

Сон и сновидения остаются, говоря кратко, загадкой, как для науки, так и для философии.

В 2017 году Нобелевская премия по медицине была присуждена трем ученым, которые открыли в клетках нашего организма внутренние часы, отвечающих за синхронизацию нашей жизни с суточным появлением и исчезновением солнечного света. Если биоритм организма выбивается из заданного этими часами расписания, возникают повышенный риск заболевания диабетом, проблемами с кровообращением, дементность (слабоумие) и др. Для детей достаточно длительный и здоровый сон играет особо важную роль и потому, что в эти часы организм насыщается важнейшими гормонами роста и протеинами, подавляющими инфекции. Сегодня неравновесие между образом жизни людей и циклами солнечного освещения распространяется как эпидемия, особенно в технологически высокоразвитых странах. «Дело выглядит так, что мы принимаем участие в глобальном эксперименте относительно негативных последствий увеливающегося дефицита сна» [10].

Наше тело не любит утомительного состояния между бодрствованием и сном, предпочитает или глубокий сон, или активное бодрствование.

Большая часть населения Германии в нормальные рабочие дни уделяет ночному сну семь часов. Это в среднем на два часа меньше того, что немцы спали в 19 веке и на полчаса меньше, чем они спали в 70-х годах прошлого века. Главную причину этого сокращения специалисты видят в распространении электрического освещения дополняемое телевизорами, компьютерами и смартфонами. В нашем беспокойном обществе сон нередко рассматривается как противник деятельности, активности даже как кратковременный перерыв самой жизни. Томас Эдисон, изобретатель лампы накаливания, считал сон абсурдностью, «дурной привычкой» и полагал, что люди когда-либо, используя достижения науки смогут обходиться без сна, экономить это время для деятельности. Сегодня ночь с достаточным временем сна стала такой же редкостью как от руки написанное письмо. Мы стараемся перехитрить естественный жизненный ритм с помощью снотворных и литрами выпиваемого кофе, что, конечно, не улучшает здоровья.

В ночь со здоровым сном, последний проходит от четырех до пяти стадий, каждой из которых специалисты приписывают особую ценность.

Стадии 1 - 2 - когда мы засыпаем, наш мозг остается активным и стартует некий процесс переработки своего содержания. Мозг без нашего ведома какие-то наши воспоминания сохранят и какие-то из них отбрасывает. Наш организм не любит, как уже упоминалось, промежуточных состояний между сном и бодрствованием, они не приносят отдыха, не освежают. Здоровый организм в данной ситуации радикален и действует по «или - или». Выбрав сон, мы затемняем помещение, «обеззвучиваем» слух, ложимся и закрываем глаза. Если наш биоритм соответствует кругообороту света и темноты в окружающей вас природе, если наши мочевые органы продуцируют мелатонин - сигнал «Ко сну!», если и другие системы нашего организма действуют правильно, тогда наши нейроны переходят в стадию сна. И важнейшее условие - вы должны были во время активностей бодрствования устать.

Тело человека содержит не менее 86 миллиардов клеток-нейронов. Они коммуницируют между собой посредством электрических и химических сигналов. Во время бодрствования поведение нейронов напоминает плотную толпу людей, в которой все говорят, но никто никого не слышит. Новые впечатления-воспоминания закрепляются во сне нашим мозгом автоматически, нами не осознаваемо. Как это происходит, выявляется, в частности, в одной из лабораторий Университета Тцукуба (Токио). Если же они посылают сигналы одновременно и ритмически — это указывает на то, что мозг оборачивает свою активность вовнутрь, подальше от хаотической информации бодрствования. Одновременно EEG показывает равномерные волновые сигналы, показания органов чувств затухают. Мы засыпаем. Специалисты называют эту фазу сна «Стадия 1», поверхностная фаза начала сна, которая длится около 5 минут. После этого из глубин мозга поступает неимоверное число электрических сигналов, которыми буквально «обстреливается» кора головного мозга. В этом внешнем слое головного мозга, из которого управляются сенсорные и моторные функции человеческого тела, является, как полагают специалисты, и местом пребывания сознания и самосознания.

Эти «залпы», длящиеся пол секунды и фиксируемые EEG, свидетельствуют о том, что началась вторая стадия сна. Долго предполагалось, что во сне наш мозг менее активен по сравнению с бодрствованием; на деле он весьма актив, но только по-другому. Электросигналы, показываемые EEG, стимулируют кору головного мозга с результатом, того, что недавно полученная нами информация сохраняется и, вероятнее всего, соединяется без нашего ведома со знаниями в долгосрочной памяти. Если человеку за день перед сном были поставлены новые ментальные или физические (телесные) задачи, то интенсивность указанных выше нейронных «залпов» на кору головного мозга во сне усиливается. На следующее утро после таких «обстрелов» часто поставленные задачи проясняются или всплывает из памяти путь их решения. Во сне выстраиваются связи, до которых мы в бодрствовании могли бы и не дойти. О возможности таких решений люди давно, до появления EEG, уже догадывались интуитивно. Отсюда и полушуточное пожелание «проблему переспать» или полностью отвлечься от нее на какое то время. Мозг спящего человека не только упорядочивает в бодрствовании накопленную информацию, он активно делит информацию на ту, которую надо сохранить и ту, которую можно отбросить. При этом мозг спящего человека действует не так рассудительно, как мозг бодрствующего. Во сне наша память активируется необычайно сильно, но мозг в этом состоянии между хорошими и плохими воспоминаниями, хранящимися в долгосрочной памяти. Исследования показали: если мы заснули после некоторого драматического происшествия, растет вероятность, что оно надолго сохранится мозгом. Если, например, солдаты после тяжелой акции еще 6-7 часов бодрствуют, это способно ослабить или предотвратить посттравматическое состояние.

В конце стадии 2 активность нейронных «залпов» быстро снижается, ритм работы сердца замедляется, температура тела снижается, осознаваемый контакт с внешним миром исчезает. Мы погружаемся в глубокий сон.

В 3 -4 стадии сна у человека особую роль в состоянии покоя играет глубокий сон. Этот сон в некоторых отношениях подобен коме, состоянию, угрожающему жизни. Но этот сон также важен для нашего мозга как питание для тела.

Четвертая стадия сна распознается, главным образом, посредством EEG через медленные дэльтаволны. Другие отличия от стадии 3 считаются мало существенными, и поэтому многие

исследователи объединили стадии 3 и 4 в одну. В фазе глубокого сна наши клетки продуцируют большинство гормонов роста для костей и мускулов. Сон играет важную роль для иммунной системы, для нормальной температуры тела и кровяного давления. Без нормального по длительности и качеству сна нам труднее контролировать выражения наших эмоций и настроений, раны заживают более медленно. Многие животные умирают от лишения сна до того, как могли бы умереть от лишения пищи. Хороший, нормальной длительности сон уменьшает возможность появления слабоумия, а чрезмерно длительный сон увеличивает ее. И, конечно же норма длительности имеет индивидуальные, возрастные, половые и другие особенности. Стадия 4 (глубокий сон, подобный коме) протекает, как правило, без сновидений. Известны случаи, когда спящий в этой стадии не испытывал боли.

В греческой мифологии боги Гипнос (сон) и Танатос (смерть) рассматривались как братья-близнецы. Греки в этом сравнении подметили существенное сходство между этим и двумя состояниями тела человека.

«Стадия 4 стоит недалеко от комы или смерти. Она способствует, правда, отдыху, восстановлению сил, но нельзя слишком долг пребывать в этом состоянии» [11]. В стадии 4 мы пребываем не более 30 минут, затем активный до этого мозг, отключается и мы, как правило, просыпаемся. Даже многие люди со здоровым сном просыпаются неоднократно, не замечая этого. Они засыпают мгновенно снова.

В высокоразвитых технически и технологически странах сотни миллионов взрослых страдают от хронического недосыпания: длительность их сна не достигает минимума для нормального человека — 7 часов. С недосыпанием связаны миллионы автоаварий в таких странах. Число таких аварий увеличивается до 20% и более в понедельники, после перехода на летнее время, количество инфарктов сердца увеличивается в такие понедельники на такой же примерно процент, что, несомненно, связано с несовпадение биоритма с искусственной перестановкой времени бодрствования и отдыха. Примерно одна треть человечества страдает в течении своей жизни минимум одной диагностицированной помехой сна. Например, при «Синдроме взрывов в голове» (Exploding-Head-Syndrom) человек слышит при засыпании и пробуждении громоподобные звуки в голове. При «Сонном параличе» (Schlafparalyse) человек после сна несколько минут не способен шевелиться.

При Синдроме спящей красавицы (Dornröschen-Syndrom) человек спит несколько недель или даже лет с краткосрочными просыпаниями. После преодоления этой болезни человек возвращается без особых побочных последствий к нормальному ритму бодрствования и сна.

Главной же проблемой остается бессонница. В технически и технологически развитых странах она достигает от 1,5 до 4% взрослого населения (число людей, регулярно принимающих снотворное). Страдающие бессонницей длительное время не могут заснуть или ночью просыпаются на длительное время. А часто и то, и другое вместе. Почему же такая масса людей выбита из нормального чередования бодрствования и сна? Возможно, что биологическая эволюция человека (ее никто не отменил) все более не совпадает с изменениями в обществе. Но та же эволюция предусмотрела временные изменения в соотношениях бодрствования и сна в экстраординарных ситуациях на уровне отдельного человека или сообщества. В здоровом мозгу человека есть контрольная инстанция, активная во всех стадиях сна. Она может нас разбудить при возникновении опасности для вас самих или для близких людей. Проблема заключается в том, что большинство нынешних сигналов тревоги, лишающие сна, не имеют никакого отношения к актуальной опасности для жизни: страх и беспокойство перед экзаменом, проверкой, внезапно возникшие финансовые или экономические трудности и т. д. До индустриальной революции, которая принесла с собой твердое рабочее время и пользование будильниками, люди могли компенсировать недостаток сна в одни дни обильным сном в другие. Сегодня это за исключением выходных дней, да и то не для всех, возможно.

Есть люди, которые бахвалятся тем, что они всюду и всегда, при любых условиях могут заснуть. Но это, как правило, признак не особых хороших достоинств человека, а его хронического недосыпания. Это в особенности касается тех, кому менее сорока лет. От дефицита сна в первую очередь страдает мозг. Первый регион мозга, начинающий терять функции контроля, это «префронтальный Кортекс» (präfrontale Kortex). Его рассматривают как центр принятия решений и решения проблем. Не выспавшиеся люди легко раздражаются, больше зависят от настроения,

чаще действуют иррационально. «Недостаток сна влияет, по всей видимости, в определенной степени на каждую когнитивную функцию» [12].

Пленные и преступники признаются во всем, если им долго не давать спать.

Люди, постоянно спящие ночью менее 6 часов, имеют повышенный риск к депрессиям, психозам, проблемами с сердцем. Недостаток сна связан и с болезненным ожирением (Adipositas). При недостатке сна желудок и другие органы продуцируют слишком много гормона голода хрелина (Chrelin) и мы едим более необходимого. Краткие дозы сна днем и прием снотворного дают лишь кратковременное облегчение. Достоверно установлено, что женщины более склонны принимать снотворное, чем мужчины (у женщин примерно 5%, у мужчин - 3% опрошенных) Регулярный прием снотворных заметно различается от возраста, причем скачок в количестве принимаемого начинается с сорока лет. В зависимости от возраста снотворное принимают: 20-39 лет - 1,8%, 40-49 - 4,9%, 50-59 - 6,00%, 60-69 - 5,5%, 70-79 - 5,7%, после 80 - 7,0%. В данной связи сложился настоящий бизнес на сне. С 2016 по 2021 год расходы на помощь сну выросли в глобальном масштабе на 9,1% - с 17,8 миллиардов долларов до 27,5 миллиардов долларов. Доходы давали продажи матрасов, снотворных, устройств по улучшению сна (Schlafapnoegeräte), научно-медицинские исследования по предупреждению болезней от недостатка сна и др. Стоимость бессонницы колоссальна. Потери в миллиардах долларов ежегодно (уровень 2020) составили в США - 2,28, Японии - 2,92, Германии - 1,56, Англии - 1,86, Канаде - 1,35 [13, s. 63].

«Для многих привлекательно манипулировать сон посредством медикаментов или приборов. Но мы понимаем сон еще недостаточно с тем, чтобы рисковать и изменять искусственно фазы сна» [14].

Наше бодрое самочувствие зависит в свете рассматриваемого вопроса от двух факторов: 1) от слабости позывов ко сну, питаемыми некими снотворящими веществами, которые во время бодрствования накапливаются в мозгу; и 2) от биоритма, т. е. Внутренних часов, которые приводят активность мозга и тела в соответствии с влиянием на нас солнечног или производного от него света (в особенности от источников коротковолнового синего или синеватого цвета — разного рода экраны технических устройств).

РЕМ-сон (REM-Schlaf '/Rapid Eye Movement/) - это фантастическое психотическое состояние, в котором мы видим сны, летаем или падаем. Мы наблюдаем эту нашу активность, но не вмешиваемся в нее. Проснувшись и позднее, мы можем помнить об этих снах или не помнить. Рем-сон характерен кратким просыпанием. Если мы просыпаемся естественно, т. е. без будильника, то наш сон прерван в момент последнего сновидения. Рем-сон показывает, что наш головной мозг может быть активным, функционировать своеобразно, независимо от чувственных данных извне. С материалистической философской точки зрения такая автономность головного мозга, пусть кратковременная или даже мгновенная, загадка. Психологические объяснения в целом сводятся к следующему. Во время бодрствования головной мозг загружен контролем множества органов нашего тела, или данных, частей тела. Мы в бодрствовании работаем, перемещаемся, контактируем с другими, воспитываем детей и т. д. Во сне эти внешние для головного мозга хлопоты отпадают, и он может заняться самим собой, творя сновидения. Поэтому ряд исследователей полагает, что во мгновенья Рем-сна, сновидений в нем, мы обладаем тончайшей чувствительностью, гибкостью, неслыханной свободой воображения, ассоциаций. Рен-сон показывает, на что способен человек в креативности, творчестве, добре и зле [14].

Рем-сон был открыт 1953 году, т. е. более 15 лет после описания стадий 3 и 4 сна. Обнаружили его Е. Азеринский (Eugene Aserinsky) и Н. Клейтман (Nathaniel Kleitman), университетские исследователи из Чикаго. Малозаметные сигналы на EEG первоначально принимались за вариант стадии 1 и не уделяли им особого внимания. Эти сигналы были приняты за варианты от сигналов сна стадии 1; их посчитали не особенно важными для понимания сна. Но характерные быстрые движения глаз под закрытыми веками и взбухание в это же время половых органов привели исследователей к выводу, что это особый отрезок сна — время интенсивных сновидений. Это открытие было поворотным моментом в исследованиях сна и сновидений.

Обычный сон начинается стадией 1, длится до стадии 4, прерываемый краткими просыпаниями и Рем-фазой, длящейся от 5 до 20 минут. С каждым циклом длительность Рем-фазы может увеличиваться вплоть до удвоения. В целом у взрослых Рем-сон занимает примерно пятую часть сна. Остальные 80% сна обозначают как Не-Рем-сон (Non-REM-Schlaf /NREM/). На уровне

клеток организма синтез протеина достигает наивысшего уровня во время Рем-сна, что позволяет всему телу нормально функционировать. Рем-сон сильно влияет на наше настроение в бодрствовании и на объем памяти. Многие специалисты полагают, что в стадиях Рем-сна мы становимся сумасшедшими, сновидение есть психотическое состояние, в котором нас одолевают галлюцинации и фантастические представления. Мы видим то, чего нет и не может быть на самом деле; мы не удивляемся тому, что время, место и даже люди изменяются внезапно и так же внезапно появляются и исчезают, что время может идти вспять, а причина и следствие меняться местами; умершие родственники и знакомые становятся живыми и пытаются воздействовать на вас. Сновидения вызывали изумление не только у мыслителей всех древних культур, колдунов и предсказателей всех времен, выдающихся исследователей новейшего времени (Фрейд, Юнг и др.). Сновидения толковались, главным образом как послания богов или как сигналы из сферы бессознательного в нашей индивидуальной психике или из коллективно бессознательного.

В наши дни многие специалисты более не интересуются картинами сновидений и переживаниями их спящим человеком, т. е. сугубо субъективными аспектами сновидения. Причина снов — сложнейшего психического явления (у человека и психического и духовного явления) трактуется как природный феномен, естественно-научно: сновидения есть результат бомбардировки коры головного мозга нейронами и эмоции, сопровождающие этот процесс, не имеют с научной точки зрения никакого значения. Только у проснувшегося человека мозг начинает искать значение сновидения и из различных деталей его собирает целостную картину для обоснования этого значения.

Другие современные исследователи сновидений заметно оптимистичней в оценке содержания снов. «С помощью снов оценивается значимость для вас вновь во время бодрствования поступившей информации и ее полезность для вас в будущем» [15].

И даже, если после пробуждения вы ни о какой картинке сновидения не помните, оно было, что показали объективные сигналы приборов. Отсутствие памяти о сновидении некоторые специалисты считают даже признаком хорошего, здорового сна. Сновидение находится так глубоко в головном мозгу, что его трудно достоверно распознать только через сигналы EEG. Но при помощи новейшей техники и технологии мы можем судить о физических и химических «событиях» в мозгу. Сновидения имеются и во время NREM - сна, прежде всего в стадии 2, но это лишь как бы преддверие настоящего сновидения. Лишь REM - сновидение дает нам представление о силе ночного сумасшествия -сновидения.

Сновидения нередко как мгновенные молниеподобные отблески. На деле они длятся почти во всей REM -фазе, т. е. Примерно 2 часа за ночь. По ходу старения человека это время сокращается. Новорожденные дети спят в сутки до 17 часов половина, из которых они проводят в состоянии, подобном REM -сну. 26 месячные зародыши спят целый месяц. Такая длительность REM-сна позволяет теоретикам сравнить мозг с компьютером, который тестирует свои программы (Software) прежде, чем он может начать переработку данных (online). Этот процесс, который называют Telenzephalisation, т. е. «созревание» передних частей двух полушарий головного мозга, что считается началом способности мыслить.

Во время REM -сна тело человека не реагирует на свою температуру и она сохраняется на максимально нижнем уровне и человек находится в бессознательном состоянии. Пульс учащается, мы дышим неравномерно, наше тело обездвижено ( исключения - глаза, уши, сердце и диафрагма), но, как и в глубоком сне, мы можем храпеть, но не способны регулировать кровяное давление. И в этом состоянии мозг может убеждать нас через сновидение, что мы летаем и сражаемся с драконами. Во время REM -сна рациональная логика не работает. Производство двух хемикатов (серотонина и норадреналина), необходимых для логически упорядоченного мышления, блокировано. Без этих веществ наши способности обучаться и вспоминать существенно ограничены; мы находимся в химически измененном состоянии сознания.

Но это состояние не подобно коме, которая имеет место при глубоком сне: наш мозг в REM -сне весьма активен и поглощает столько же энергии, как и при бодрствовании.

REM -сон управляется лимбической системой- глубоко лежащем регионе мозга, в котором укоренены самые дикие и низменные инстинкты. Лимбическая система является опорой нашего сексуального инстинкта, аггрессивности и страха. Но она же поддерживает наши такие высокие чувства как дружба, радость и любовь. Иногда нам кажется, что мы имели больше кошмарных

снов, чем приятных. Но это не совсем так. Вероятнее всего, что страшные сновидения включают систему контроля опасности, и мы просыпаемся.

Кратковременный сон в период бодрствования не спасает от дефицита сна, но имеет кратковременное освежающее воздействие. У японцев есть термин «инемури», который значит «спать во время присутствия». Человек коротко засыпает на месте, где спать не принято. Но учитывается усталость напряженно работавшего до этого человека. «Инемури» может даже повысить уважение к человеку, который работа до изнеможения. Засыпают на краткое время и члены многих парламентов мира, и лекторы во время выступлений ( на долю секунды, которую аудитория принимает за время поиска удачной формулировки) и даже солдат в плотной колонне походного марша, пока он бессознательно чувствует свое ритмическое движение в массе. Предельная усталость может заставить человека уснуть на мгновенье.

Глубоко в стволе головного мозга имеется утолщение, которое во время Рем-сна особенно активно. Его электрические импульсы направлены на тот регион мозга, который контроллирует мускульную активность глас и ушей. Под нашими веками глазные яблоки быстро и неупорядоченно двигаются, в действии находится и внутреннее ухо. Эти движения указывают на наличие сновидения. Действуют и регионы мозга, ответственные за движение. Поэтому, предполагается, мы по ходу сновидения нередко летаем или стремительно падаем. Сновидения могут быть и цветными, если человек не слеп от рождения.

REM -сновидение наполнено сильнейшими эмоциями, у женщин набухают кровяные сосуды половых органов, у мужчин возникает эрекция при каждом таком сне, независимо от его содержания. По ходу сновидений мы часто убеждены, каким бы сон фантастичным не был, что мы бодрствуем. Тогда после просыпания могут возникнуть чувства стыда, гнева, раскаяния и др., хотя мы в действительности постыдных или преступных деяний и не совершили. При состоянии «парасомния» (»Parasomnie"), переживающего сновидение нет полного обездвиженности. И спящий становится опасным: его тело реально лягается, боксирует, матерно ругается и др., но его глаза закрыты, а глазные яблоки делают быстрые движения.

Как и глубокий сон REM- фаза оканчивается кратким просыпанием. Если нас не будит будильник, то просыпание происходит с окончанием последнего сновидения. Воздействие дневного света на наши глаза приводит, как правило, к просыпанию. REM-сон в целом показывает, что наш мозг может действовать независимо от нашего самосознания, в отсутствии данных большинства внешних и внутренних органов чувств.

Ночью, т. е. в темное время суток, организму подавляющего большинства людей требуется сон. Его систематическое отсутствие ведет к трудно излечимым заболеваниям.

1 В бодром состоянии наш мозг полностью занят: надо контролировать все органы и части организма, сопровождать поездки, совершать покупки, воспитывать детей, весте беседы, дискуссии и т. д. В REM- фазе мозг от всех этих обязанностей освобожден и пускается в «свободное плавание», порождающее фантастические сновидения. В них каждый воспринимает себя Особенно умным, одаренным, наделенным тонкой чувственностью, абсолютно свободным. Эти сновидения показывают, вероятно, необычные возможности человека в состоянии бодрствования [16].

Творчество, интуиция и сновидение

Уже к 20 веку в мировой философии развернулась дискуссия о том, что лежит в основе творчества и интуиции — бессознательные процессы (сновидения, в частности) или сознательная деятельность, волевой акт, предполагающий целеполагание и свободу. И по сию пору преобладает первый подход, основывающийся на простой констатации — мы не знаем, как мы творим. Если бы знали то сделали бы конвейерную линию по штамповке творцов. Главная трудность в том, самих творцов новая идея является внезапно и он не может объяснить другим, как и откуда она появилась, он не может других научить творить, как это делает он сам. Пояснить он может только ремесленные стороны своей деятельности, доступные всем для обучения.

Сновидения наполнены представлены, не поддающимися, в отличие от понятий, словесному оформлению. Эти представления есть, скорее, картинки, главное содержание которых словами выразить невозможно. Представление есть нечто среднее между ощущениями и мыслью; они образуют область предмыслия, которая не дает знания, но без которой знание не возникает.

Представления можно рассматривать как результат восприятия не предметов, а как отражение духовных состояний субъекта представлений [17].

Представление (фантазия) - это активный посредник между чувственностью и рассудком [18]. Сновидения сопровождаются представлениями, которые можно определить как «авантюрное мышление» (Ф. Бертлег) или как «дивиргентное мышление» (Дж. Гилфорд). В сновидениях многое внезапно появляется «из ничего». Это напоминает заключительную часть творческого акта, когда новое просверкивает как молния из ничего. Это «из ничего» считали результатом «продуктивного воображения» И. Кант, Ф.Шеллинг, немецкие романтики. Но спрашивается -является ли воображение мышлением, сознательной, рациональной его формой? Вряд ли.

От З. Фрейда идет все возрастающее в современной философии подчеркивание роли бессознательного в творчестве. В особенности бессознательного сновидений (фантастические свойства, невероятные события и ситуации, изменение пространственных соотношении, течения впемени, исчезновение противоположностей и др.) Утро вечера мудренее; переспать проблему -такие истины давно известны, как мы отмечали, и простым людям, и исследователям.

У последних он нередко называется «инкубация идеи» - это сознательный временный отказ от попыток решения задачи или более ясного понимания проблемы, переключение сознательной мыслительной деятельности на другие вопросы. Сон и сновидения - такое же переключение: сознательное на время уступает место бессознательному. В сновидения нередко происходит интуитивное понимание существа проблемы, помогающее перевести ее в задачу. Поясним: при задаче все возможные решения уже найдены и хранятся в коллективной памяти и их эрудиту надо только найти или о них вспомнить; при проблеме никакого решения не существовало как и не было осознание сути проблемы. В бессознательном состоянии сновидения легче отвлечься от обыденного механизма решения задач в состоянии бодрствования и пережить «озарение» (Г. Уоллес). Ключевой момент творческого процесса - озарение (инсайт) возникает и в сознательном, и в бессознательном состояниях. В последних случаях противоречивость или непроясненность проблемной ситуации сменяются ощущением гармоничности и полноты решения - озарения. Инсайт сопровождается необычайно чистыми, сильными, раскованными эмоциями, которые в бодрствовании ученого редко наблюдаются. В этом состоянии господствует убеждение в абсолютной верности открывшегося решения, хотя автор его ни только не обосновать, но и вербализовать в полной мере не может. И эти эмоции у самокритичного ученого (а какой настоящий ученый не только фанатик своей правды, т. е. не отождествляет свою выстраданную правду с объективной истиной).

Самокритичность - тяжелое препятствие. Особенно в сновидении.

Многие свойства сновидений проявляются в болезнях психики и духа. Например, при шизофрении. Наше «Я» при ней раздваивается, свойства пространства становятся неопределяемыми, внутреннее и внешнее становятся неразличимыми, может появиться страх к продолжению жизни и наклонность к самоубийству. Шизофреники полагают, что их чувства, мысли и действия известны другим, которые их разделяют или отрицают. Эти состояния сопровождаются фантастическими образами-представлениями: необычные существа, сверхприродные силы (колдовство) и др. Больные слышат голоса неизвестных им людей (в сновидениях это голоса людей знакомых) которые комментируют их действия и состояния. Мысль движется по необычным правилам, которые невозможно определять как логические, повышенная восприимчивость (Ideosynkrasie) к отдельным словам и звукам и вестям (безобидные, шутливые замечания могут вести к разрыву отношений, телевизионные сообщения приобретают личное и тревожное значение; настроение может мгновенно меняться от радостного к трагическому, желание покоя так же быстро сменяется настроением гиперактивности.

Гуссерль полагал, что мыслительные творческие процессы протекают в нас бессознательно, как в сновидениях, о которых мы не помним, и мы довольствуемся результатами этого процесса, просыпая весь генезис и формы его функционирования. Чисто свободное воображение бывает только в сновидении [19, s. 326].

Сновидения - одна из сфер психического опыта человека и их уникальность не в бессознательности: многое бессознательно происходит в нашей голове и в состоянии бодрствования. В сновидениях время обратимо или отсутствует; пространство сокращается, расширяется или исчезает как форма локации предметов, которые могут внезапно появляться и

исчезать в сновидении где и когда угодно. Поэтому то французский мыслитель Ален и писал: «Не лес, в котором я прогуливаюсь во сне, находится в моем теле, а мое тело в лесу» [20, p. 61].

Сновидения (как и сказки) дают нам представление о возможностях человека. «То, что наиболее истинно в индивиде - говорит Валери, - то, в чем он больше всего является самим собой, есть его возможное, выявляемое его историей весьма неопределенно ... Моя попытка сводилась скорее к тому, чтобы постигнуть и описать на свой манер Возможное некоего Леонардо, чем Леонардо истории». Речь идет у Валери о «внешнем горизонте» (Гуссерль) созерцания любого объекта в данном случае Леонардо да Винчи [21, s. 1203-1204].

Интуиция определяется, как правило, способностью прямого, ничем не ограниченного постижения истины, как безотчетное, неясно откуда появившееся озарение отдельным человеком в понимании сущности предметов или событий. Некоторые рассматривали интуицию как определенного рода высшие понятия, которые усматриваются некоторыми людьми непосредственно, безотчетно (Аристотель). Другие выдающиеся мыслители представили огромное разнообразие толкований интуиции: интуиция способна констатировать лишь факты ( Дунс Скотт); она есть смутное представление (Оккам); особая форма ясного и внимательного ума (Р. Декарт); настоящее мышление рассудочно и разумно, а не интуитивно, она лишь последующее звено между предметом мысли и самим мышлением (И. Кант); непосредственное знание, т. е. интуиция, невозможно (Г.В.Ф. Гегель); подлинное знание - результат не рассудочных, логически правильных сознательных действий, настоящее знание - результат незаинтересованного созерцания, т. е. интуиции (А. Шопенгауэр); и даже «симпатия» к объекту (Анри Бенгсон). Мнения интуитивистов 20-го века (Ницше, Дильтей, Гуссерль и др.) выделяли роль бессознательных процессов, в том числе, и в сновидениях, в мышлении и творчестве.

Во всех подходах к интуиции подчеркивается неосознанность механизма появления ее и не отрицается взаимодействие чувств, разума и опыта облегчающее такое внезапное озарение. Мгновенные озарения могут превращаться в постоянные созерцания [22, с. 60]. Интуиция, категориальное созерцание, т. е. усмотрение сущности Внимание сосредоточивается в одном лишь примере или свойстве, которые и являют сущность всей вещи (события). Процедура такого мгновенного усмотрения (созерцания) сущности была представлена Гуссерлем во 2 томе «Логических исследований», а Ф. Достоевским во сне «Идиота», в котором внезапно явилась бесовская сущность его любимой Настасьи Филипповны. В связи с этим соображениями Гуссерль делает радикальное с точки зрения классической логики заявление о возможности созерцания-восприятия общего без определения его в абстрактных понятиях [23, s. 634].

Иронически высказался по поводу подобной радикальности Анри Бергсон, характеризирующий абсолютное познание сущности как «познание, схватывающее свой объект изнутри, воспринимающее его таким, как он сам воспринимал бы себя, если бы его восприятие и бытие составляли одно и то же...» [24, р. 303].

Понятно, что такое сущностное самопознание вещи возможно только в сновидении или в другой форме забытья.

Литература и источники

1. Jung K.G. I -88, IY 263 - Von den Wurzeln des Bewußtseins. Zürich 1954

2. Freud S. IV-83, 266 - Intraduktion a la Psychoanalyse. Paris 1962

3. Freud S. Studirnausgabe. Fr./M. 1974, Bd. IX.

4. Freud S. Gesammelte Werke. Neuausgabe. Fr./M. Bd II/III.

5. Freud S. Studirnausgabe. Fr./M. 1974, Band X.

6 Freud S. Gesammelte Werke 1968 Bd. IX: Njnem und Tabu; Übrt den Traum; Die Traumdeutung . In GW, Bd II/III

7. Freud S. Abriß der Psychoanalyse. Das Unbehagen in der Kultu. Fr./M. 1987/

8. Флоренский П. Богословские труды. Сборник 17. М., 1977.

9. Jung C.G. Gesammelte Werke, Bd. 9.1, 1976.

10. Stickgold, R. Direktor des Ctnter For Sleep and Cognition an der Harward Medical School.

11. Perlis, Michael - Direktor des programms „Bihavioral Sleep Medicine" fn der University of Pennsylvania.

12. Cirelli, Chiara. Neurowissenschaftlerin am Wisconsin Institute for Sleep and Consciousness.

13. Center for Disease Control and Prevention (USA); BCC Research; RAND Europe; National Geographic 2021. 14 Ellenbogen, . Jeffrey. Schlafwissenschaftler an der Jhons Hopkins University.

15. Stickgold vjn der Harward. Medical School.

16 Projektleiter Michael Perlis von der University of Pennsilvania.

17 Locke J. An Essay co ncerning Human Understanding.Oxford 1985, Hrs.P.N. Nidditch, II. 1, §§ 2-5.

18. Kant I. Kritik der Urteilskraft, Hamburg 1990, §22.

19. Husserl E. Analysen zur passiven Synthesis. „Husserliana". Bd. 11 Haag 1966.

20. Alain. Elemente de la philosophie. Paris 1969.

21. Valéry P. Oeuvres Complétés. Paris 1957, Bd. 1.

22. Свасьян К. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. М., 2010.

23. Husserl E. Logische Untersuchungen. Bd. 2. Elemente einer phänomenologischen Aufklärung der Erkenntniss. Halle 1901.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Bergson H. Ecrits et paroles. Bd. 2 Paris 1959.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) (rau100@mail.ru).

УДК 141.201 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-241-244

ПОНИЗОВКИНА И.Ф.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕБИОЛОГИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ТУПИК ИЛИ БУДУЩЕЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Ключевые слова: дебиологизация человека, проектирование человека, ноосфера, трансгуманизм, целостность человека, постчеловек, космизация человечества.

В статье раскрывается содержание понятия дебиологизации, а также рассматриваются основные философские подходы к современной проблеме дебиологизации человека, связанные с телесно-биологическим преобразованием человека, его уходом в виртуальную среду и духовным «пересотворением» человека. Автор выявляет предпосылки, суть, характер и значение каждого из трех основных вариантов дебиологизации, раскрывая взаимосвязь процесса дебиологизации человечества с его метафизическим будущим, космическим предназначением и перспективами развития. Подчеркивая опасные тенденции трансгуманизма и ухода в виртуальную реальность, которые являются отражением симуляционных процессов, способных завести человечество в тупик, автор подчеркивает перспективность лишь третьего пути дебиологизации - через развитие духовной составляющей.

PONIZOVKINA, I. F.

THE CONCEPT OF HUMAN DEBIOLOGIZATION: A DEAD END OR THE FUTURE OF HUMANITY

Keywords: human debiologization, human design, noosphere, transhumanism, human integrity, post human, human cosmization.

The article reveals the content of the concept of debiologization, and also examines the main philosophical approaches to the modern problem of human debiologization related to the bodily and biological transformation of a person, his departure into a virtual environment and the spiritual "re-creation" of a person. The author reveals the prerequisites, essence, nature and significance of each of the three main options for debiologization, revealing the relationship between the process of debiologization of humanity with its metaphysical future, cosmic destiny and development prospects. Emphasizing the dangerous trends of transhumanism and withdrawal into virtual reality, which are a reflection of simulation processes that can lead humanity to a dead end, the author emphasizes the prospects of only the third way of debiologization -through the development of the spiritual component.

В связи с изменившимися социальными, культурно-технологическими условиями существования цивилизации в XXI веке, наметилась новая постановка проблемы сущности человека и его предназначения. На повестку дня научно-философских изысканий сегодня выходит проблема дебиологизации человека. Эти размышления стали закономерным итогом, с одной стороны, развития идеологии гуманизма и философии антропоцентризма в западноевропейской интерпретации, а с другой - нового этапа в становлении общества - информационно-техногенного, ноосферного развития.

Разберемся с дефиницией понятия «дебиологизация». По мнению известного российского философа П.С. Гуревича, под дебиологизацией следует понимать «проектирование человека без его биологической природы» [3]. Этимология понятия подсказывает нам, что дебиологизация - это явление, когда биологическая, естественная природа в развитии и совершенствовании человека отходит на второй план в силу разных причин или преодолевается тем или иным образом.

В силу различных причин преодоления биологической зависимости человека, в подходах к проблеме дебиологизации, исключая откровенно фатальные, апокалиптические сценарии [16], можно выделить три основные точки зрения. Самый распространенный подход связывает этот процесс с привычной телесно-биологической организацией человека как отжившей, «устаревшей» формой его существования, которую можно и нужно модернизировать. Действительно, природно-биологическая основа человеческого существования имеет много пороков. И если причислять человека к сообществу животных - семейства гоминид в отряде приматов, как делают обычно биологи, то человеческий индивид представляет собой биологически слабое, хрупкое существо (начиная от набора инстинктивного инструментария и заканчивая несовершенством органов чувств), у которого мало шансов выжить в животном мире. «Человек - самое беспомощное из всех животных...» [12]. Более того, британский писатель Артур Кестлер считал человека ошибкой биологической эволюции, поскольку у человека отсутствует генетическая программа,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.