Научная статья на тему 'СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович (1891-1953). “Россия в концлагере”'

СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович (1891-1953). “Россия в концлагере” Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
210
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович (1891-1953). “Россия в концлагере”»

мукам", начатое им как "резко антибольшевистский роман, закончилось "1918 г.", в котором автор бормочет об экономическом материализме, о тяжелой индустрии и мировой хлебной торговле как основе крестьянских восстаний на Украине"

(с. 86).

Рецензент журнала "Числа" Л.К. (Л.Кельберин) признал книгу М.Слонима "в общем полезной", хотя название ("портреты") и не совсем удачно: "Образы поэтов и писателей не оживают, представления о каждом из них, как о личности, у читателя не складывается. Эти очерки по замыслу скорее психологические этюды, но в таком случае их автор слишком схематичен... сохранены лишь черты, так сказать, универсальные" (1933. № 9. С. 226). "Легко нарисованными эскизами" показались "Портреты советских писателей" В.Ходасевичу (В. 1933. 25 мая).

А.А.Ревякина

СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович (1891-1953)

"Россия в концлагере" (София: Изд-во национально-трудового союза нового поколения, 1936. Т. 1-2). Одно из первых произведений "лагерной" прозы. Автор вспоминает о своем пребывании в лагерях Беломоро-Балтийского канала, куда он попал вместе с младшим братом Борисом и сыном Юрием за попытку в 1933 нелегального перехода советской границы. Книга состоит из небольших глав: "Концентрационные лагеря", "Империя Гулага", "Теория всеобщего надувательства", "Допросы", "Приговор", "В пересылке", "Рабоче-крестьянская тюрьма", "Великое племя "урок", "Лагерное крещение", "Урки в лагере" и др. Во вступлении под названием "Несколько предварительных объяснений" автор поясняет причины своего бегства из советской России, подчеркивая, что общая тональность его очерков не определяется ощущением какой-либо личной обиды, ибо революция не отняла у него никаких капиталов, никакой недвижимости. Описания лагерной действительности перемежаются в книге с воспоминаниями о жизни на воле, которая, по его признанию, мало чем отличается от лагерной жизни. Описывая быт и нравы узников ГУЛАГа, автор подчеркивает тяжелое положение заключенных-крестьян: "С крестьянином не считаются вовсе, и никаких возможностей выкручиваться у него нет. Меня, плохо ли, хорошо ли, но все же судят.

ш

Крестьянина и расстреливают, и ссылают или вовсе без суда, или по такому суду, о котором и говорить трудно... Мужика — много, им хоть пруд пруди, и он совершенно реально находится в положении во много раз худшем, чем он был в самые худшие, в самые мрачные времена крепостного права" (с. 54).

В главе "О морали" автор, размышляя об условиях жизни, толкающих простого человека на воровство и обжуливание государства, приходит к выводу: "И я, и рабочий, и мужик отдаем себе совершенно ясный отчет в том, что государство — это отнюдь не мы, государство — это мировая революция. И что каждый украденный у нас рубль, день работы, сноп хлеба пойдут в эту бездонную прорву мировой революции: на китайскую красную армию, на английскую забастовку, на германских коммунистов, на откорм коминтерновской шпаны. Нет, государство — это не я, и не мужик, и не рабочий. Государство для нас — это совершенно внешняя сила, насильственно поставившая нас на службу совершенно чуждым нам целям. И мы от этой службы изворачиваемся, как можем" (с. 19). В главе "Ставка на сволочь" автор делает следующее заключение: "Как бы мы ни оценивали советскую систему, бесспорным кажется одно — ни одна власть в истории человечества не ставила себе таких грандиозных целей и ни одна в истории власть по дороге к своим целям не нагромоздила такого количества трупов. И при этом осталась непоколебимой"

(с. 118). В заключительной части автор рассказывает об успешном бегстве из лагеря и о переходе финской границы.

Ю.И.Сохряков

"Народная монархия" (Буэнос-Айрес: Наша страна, 1951; М., 1991). Книга представляет собой попытку создания новой концепции исторического развития России. Внутренняя сила, поддерживавшая и продолжающая поддерживать русский народ, есть Православие, которое, по словам Солоневича, представляет самую оптимистическую и самую человечную религию в мире. Именно Православие, не знавшее ни инквизиций, ни индульгенций, ни сжигания еретиков, предопределило ту самую русскую терпимость к иным конфессиям, которая и позволила мирное сосуществование на территории России сотен разных племен и народностей. Утверждая вслед за Достоевским, что каждый великий народ претендует на выработку своей национальной идеи, Солоневич подчеркивает, что русская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.