Научная статья на тему 'Соликамский посадский человек XVII века Иван Андреевич Сычев и его рукописи'

Соликамский посадский человек XVII века Иван Андреевич Сычев и его рукописи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Соликамск / XVII век / рукописные книги / посадские люди / Solikamsk / XVII century / manuscripts / townspeople

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новикова Ольга Львовна

Статья посвящена Ивану Сычеву, посадскому человеку Соли Камской, и рукописным книгам, бывшим в его распоряжении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Новикова Ольга Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solikamsk Posad resident of the XVII century, Ivan A. Sychev and his manuscripts

The article is devoted to Ivan Sychev, who lives in Solikamsk in the XVII century, the books and manuscripts that were in his possession.

Текст научной работы на тему «Соликамский посадский человек XVII века Иван Андреевич Сычев и его рукописи»

О. Л. Новикова

СОЛИКАМСКИЙ ПОСАДСКИЙ ЧЕЛОВЕК XVII ВЕКА ИВАН АНДРЕЕВИЧ СЫЧЕВ И ЕГО РУКОПИСИ

Среди огромного числа древнерусских рукописей есть такие, которые давным-давно получили подробные описания и были введены в научный оборот, а тексты содержащихся в них памятников неоднократно публиковались. В результате сложилась парадоксальная ситуация: сами кодексы оказались преданными забвению. Именно это произошло с двумя рукописями Российской национальной библиотеки, сохранившими пометы, упоминающие некоего посадского человека Ивана Сычева, соотнести которые между собой помог случай.

Сборник, в составе которого сохранился самый ранний, как принято считать, список Есиповской летописи — РНБ, ОСРК. Q.XVII.33, хорошо известен исследователям. Рукопись первоначально входила в состав собрания Ф. А. Толстого (Отд. II, № 70),1 основная часть которого в 1830 г. была приобретена Публичной библиотекой и влилась в Основное собрание рукописной книги.2 Летописный текст, составленный дьяком Тобольского архиерейского дома Саввой Есиповым, был издан дважды, и оба раза именно этот список использовался при публикации в качестве основного.3 Уже в предисловии к изданию 1907 г. в научный оборот впервые были введены записи, согласно одной из которых, летописный текст «О Сибири и о Сибирском взятии», занимавший «седмь тетратей» находился во владении «Ивашка Андреева сына по реклу Сычева усольца». На основании указанного прозвища список Есиповской летописи и получил свое название —

1 Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в Москве в библиотеке тайного советника, сенатора, двора его императорского величества действительного каммергера и кавалера графа Федора Андреевича Толстова. М., 1825. С. 262-263.

2 Уо Д. К. Славянские рукописи собрания Ф. А. Толстого. Л., 1980. С. 7.

3 Сибирские летописи. СПб., 1907; ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. М., 1987.

Новикова О. Л. Соликамский посадский человек XVII века...

13

«Сычевский». Вторая опубликованная запись, не только содержала в себе дату переписки Сказания о Лжедмитрии4 — 15 марта 7157 (1649) г., но и расширяла сведения о его писце: «Сия тетрати Ивашка Андреева сына по реклу Сычева соликамского посацкого человека, а писал их своею рукою...» (ил. 1-2).5

Ил. 1. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 62. Фрагмент

Упоминание в обоих случаях не книг, а именно тетрадей, связанных с именем одного человека, позволяет говорить о постепенном сложении сборника Q.XVII.33, в связи с чем вызывает особый интерес и фигура Ивана Андреевича Сычева.

Рассмотрим кодикологические особенности рукописи Q.XVII.33.

В сборнике Q.XVII. 33 выделяются четыре части. Каждая представляет собой группу тетрадей с собственной нумерацией.

Первая часть заключает в себе л. 2-20.6 Она состоит из трех тетрадей (на первом листе каждой тетради находится ее порядковый

4 Текст Сказания впервые был опубликован именно по этому списку, см.: РИБ. Т. 13. СПб., 1891. Стб. 713-754.

5 Сибирские летописи. С. XVII-XVIII. При подготовке издания 1987 г. сведения о рукописи были представлены в более краткой форме, но дополнены перечислением филиграней на ее бумаге (ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 6-7).

6 Листы рукописи пронумерованы дважды в XIX в. (чернилами, в правом нижнем углу) и в XX в. (карандашом в середине нижнего поля), обе нумерации выполнены десятками, что повлекло за собой сбои, которые мы будем оговаривать отдельно. Листам без текста (по традиции, сложившейся в археографической практике XX века) присвоены отдельные номера, обозначенные римскими цифрами.

14

Вестник «Альянс-Архео» № 8

Ил. 2. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 159 об. Фрагмент

кириллический номер, поставленный переписчиком).7 В этих тетрадях использована бумага одного вида.8 Отметим, что в конце первой тетради утрачен один лист (находившийся между нынешними л. 8 и л. 9), а третья тетрадь состоит из четырех листов (причем, такое количество листов было в ней изначально). В этой части читается Сказание о св. Софии цареградской («Сказание о создании великия божия церкви святыя Софеи, еже есть в Констянтине граде, яже соз-

7 См.: Л. 2, 9, 17.

8Филигрань — Агнец, аналогию см.: Heawood E. Watermarks mainly of the 17th and 18th Centuries. Hilversum, 1950. № 2843 — 1648, 1649 и 1651 гг. (Л. 3/8, 4/7, 9/16, 11/14), но с контрамаркой BDB или BDR (см. Л. 13 и 15).

Новикова О. Л. Соликамский посадский человек XVII века.

15

да благоверный царь Устиниан»), представляющее собой, по атрибуции С. Г. Вилинского, выписку из Летописца Еллинского второго вида, редко встречающуюся в сборниках (ил. 3).9

Вторая часть занимает в сборнике л. 21-61+I. Она состоит из пяти тетрадей, каждая из которых пронумерована писцом.10 Первые четыре тетради восьмилистные, последняя (пятая) содержит десять листов. Бумага двух видов — основной массив текста написан на той же бумаге, которая использовалась при изготовлении первой части сборника,11 но первая тетрадь12 и два листа в третьей тетради13 написаны на иной бумаге.14 Отметим, что первый (л. 21) и последний (I, следующий после л. 61) листы данной части оставлены при переписке свободными и, судя по всему, первоначально служили обложкой. Здесь читается Сказание об Афонской горе («Сказание о святеи горе Афонстеи») (ил. 4).15

Третья часть сборника (л. 62-1171), содержащая Есиповскую летопись, состоит из семи восьмилистных тетрадей,16 при изготовлении которых, судя по филиграням, была использована бумага трех сортов.17 Первый лист начальной тетради был оставлен переписчи-

9 Вилинский С. Г. Сказание о Софии Цареградской в Еллинском летописце и в Хронографе // ИОРЯС. 1903. Т. 8. Кн. 3. С. 7-8. Близкий текст из сборника РНБ, F.IV.238, содержащего также Новгородскую летопись по списку П. П. Дубровского, опубликован, см.: ПСРЛ. Т. 43. М., 2004. С. 271-276.

10 См.: Л. 22, 29, 37, 45, 53.

11 См.: Л. 29/36, 31/34, 37/44, 46/51, 48/49, 55/60, 57/58.

12 См.: Л. 21/28, 22/27.

13 См.: Л. 38/43.

14 Филигрань — Голова шута с пятизубцовым воротником и литерами LC, аналогию см.: Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ. М., 1988. № 326 (1653 г.), но с контрамаркой, близкой: Гераклитов А. А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963. № 1181 (1644 г.).

15Соответствующий текст см.: Леонид, архим. Сказание о святой Афонской горе игумена русского Пантелеймонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев СПб., 1882 (ПДП. Т. 30). С. 6-31. В нашем списке нет предисловия, повествующего о приходе афонских старцев и расспросах митрополита Макария. См.: Там же. С. 5-6.

16 Тетрадям также присвоены порядковые номера (см.: Л. 70, 78, 86, 94, 102, 110), не проставлен номер лишь на первом листе начальной тетради.

17 Филиграни: 1) Голова шута с семизубцовым воротником, просматривается плохо, аналог не найден, встречается лишь в пределах первых трех тетрадей (Л. 62/69, 63/68, 70/77, 72/75, 79/84, 81/82); 2) Голова шута с пятизубцовым воротником, аналог — Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Филиграни XVII века. № 334, 335 (1653 г.) — лишь в пределах четвертой тетради (Л. 88/91, 89/90); 3) Голова шута с семизубцовым воротником и контрмаркой DIEVAIDE в рамке, аналог см.: Гераклитов А. А. Филиграни XVII века. № 1398 (1663 г.) — эта бумага использована лишь в последних трех тетрадях (Л. 94/101, 95/100, 103/108, 105/106, 110/1171, 111/116).

с

*• ч/ ' S • ■ ij

dtaQcvHKg CO|D^<4T ни^£

, i ,*'^i<. : . (* '

цедили ^»jh4 4Й*|-оя £ »*7£. i ,ii4i-. ijKCimA

^ _1 i ^T 3

>Ь £ iO.flj54 -' Нм-ц-r^pj*-

’ I V. f

Rv г

ЙШ л &

> "> 0 y\

;,ic 1 ,

. ^ ^ ■

-Ч’*ш,л л. кЬ LA-* 6Л <oju\ c> , *г»

3 —s/ . * * <?* ^ ^ / ? .

(-mia-ttf^^ o< HUt QUO KfULpyaHH. ^

^У&^е/каил 1тш

нuoc-cn^н-тпи. Д -no^yTi^iРЛ®*4йi"nvr

^........ ^ ~ ~ ‘

'ЬЦША.11ыГ ' fiirn.70

Л q

K^ecflU^M t (10 4&JLb

-7t £> cm c< jLi\ fi KJcU

/иа^4^о2иЛ*"г^тп.^,. #tu0 AUittoZod

i % 1

SuottL^-mn к пи^т#^

^ «?£(r ,•/ г f, 73 '

Ktm«punu<tiyi лЭД lUjf^eoMbu

/ -^~7-7 7 ri> v. )u CP

АИНИИ-Йт^и^-рлм^.O^^aocmj^

^ИЯ. ^«7« ^

Ил. 3. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 2

Ил. 4. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 24 об.

18

Вестник «Альянс-Архео» № 8

ком свободным от текста, а затем использован в качестве титульного ко всей части. Именно на этом листе и помещена первая из упомянутых записей Ивана Сычева, сопровождающая текст летописи.

Следующая (четвертая) часть сборника (л. 1172-160) состоит из шести тетрадей, три из которых нестандартные (такая тетрадь складывалась в два приема — сначала текстом занимались шесть листов, а затем к ним присоединялись два парных). При изготовлении тетрадей использована бумага двух сортов.18 Важно, что бумага, употребленная при переписке этой части, использовалась при работе над второй и третьей частями сборника. Здесь помещено Сказание о Лже-дмитрии (ил. 5),19 завершающееся второй из упомянутых записей Ивана Сычева.

Имя Ивана Сычева, как видим, сопровождает лишь две из четырех частей сборника. При описании рукописи, выполненном для издания 1907 года, было отмечено, что руке этого человека принадлежит лишь Сказание об Афонской горе и Повесть о Гришке Отрепьеве20 (Сказание о Лжедмитрии). Действительно, скоропись, которой написан текст Есиповской летописи несколько отличается от скорописного письма окружающих ее текстов (второй и четвертой частей рукописи), в связи с чем, осторожность археографов начала XX века весьма понятна.21 Н. Н. Покровский и Е. К. Ромодановская также выделили в рукописи два скорописных почерка — первый на л. 1-19 об., второй — в остальной части рукописи, считая, что и Есиповская летопись переписана самим Сычевым.22

18 Филиграни: 1) Голова шута с пятизубцовым воротником и литерами LC, аналогию см.: Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Филиграни XVII века... № 326 (1653 г.), но с контрамаркой, близкой: Гераклитов А. А. Филиграни XVII века... № 1181 (1644 г.). Эта бумага встречается только в пределах первой и пятой тетрадей (Л. 120/121, 124/125, 150/157, 152/155); 2) Голова шута с пятизубцовым воротником, аналог — Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Филиграни XVII века... № 334-335 (1653 г.), наличествует в этой части лишь в пределах второй, третьей и четвертой тетрадей (Л. 126/133, 128/131, 134/135, 138/139, 143/148, 145/146).

19 «Сказание и повесть известна, иже содеяся чюдо... избави господь бог от злаго и лютаго еретика от Гришки Отрепьева». Это краткая редакция Повести, которую С. Ф. Платонов считал вторичной (Платонов С. Ф. Собрание сочинений в шести томах. Т. 1. М., 2010. С. 470-475), а Е. Н. Кушева — первоначальной (Кушева Е. Н. Из истории публицистики Смутного времени // Ученые записки Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. 1926. Т. 5. Вып. 2. С. 65-74).

20 Сибирские летописи. С. XVIII.

21 Запись, предваряющая текст Есиповской летописи, носит более выраженный владельческий характер, нежели запись, сопровождающая Сказание о Лжедмит-рии, в которой есть указание на письмо «своею рукою», безусловно говорящее о написании Иваном Сычевым.

22 ПСРЛ. Т. 36. Ч. 1. С. 6.

Ил. 5. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 139

20

Вестник «Альянс-Архео» № 8

Скоропись Есиповской летописи — быстрое деловое письмо (ил. 6), тогда как скоропись, которой написаны Сказание об Афонской горе и Сказание о Лжедмитрии — книжная с некоторыми вычурными (хотя и безыскусными) элементами. Между тем, есть основания согласиться с мнением Н. Н. Покровского и Е. К. Ромодановской, что обе, на первый взгляд, абсолютно разные манеры письма принадлежат одному человеку. При внимательном рассмотрении оказываются, что первая часть сборника принадлежит руке этого же переписчика, манерой письма сближаясь со второй и четвертой частями сборника.

Чередование одной и той же бумаги в пределах сборника говорит об использовании писчего материала, хранившегося в одном месте. При этом подобное чередование использования сортов бумаги и ко-дикологическая структура тетрадей (особенно в четвертой, датированной части сборника), говорит не о подготовке тетрадей заранее под определенный объем текста, а об обращении переписчика к бумажному запасу по мере необходимости. При этом интересно, что первая, вторая и четвертая части сборника, отличаясь по характеру письма от части, содержащей Есиповскую летопись, сближаются между собой наличием в каждой из них вкраплений небольших фрагментов, в которых очевидно резкое изменение манеры письма. Два таких вкрапления обнаруживаются в первой части сборника,23 семь — во второй части,24 девять в четвертой части.25 Эти фрагменты производят впечатление проб в каллиграфии, в ряде случаев весьма успешных.

Больше о судьбе этой рукописи и о ее хозяине, как кажется, ничего не известно. Судя по всему, в конце XVII — начале XVIII века она принадлежала уже другому владельцу — стольнику Ивану Ивановичу Щепотеву, о чем гласит запись в виде скрепы, отмеченной при описании рукописи в обоих изданиях, следующей по л. 2-7: «Сия книга / Летописец / стольника / Ивана / Ивановича / Щепотева». О стольнике И. И. Щепотеве известно, что в 1698-1699 г. он был прислан из Приказа Большого дворца руководить строительством в Воронеже запасного и уксусного дворов,26 а в 1702 г. был отставлен

23 Л. 19 об., 4-7 строки снизу; Л. 20, 6-я строка снизу.

24 Л. 25, 5-7 строки сверху; Л. 28 об., пять нижних строк; Л. 30, 9-я строка сверху; Л. 34, 3-4 строки снизу; Л. 50, 5-8 строки сверху; Л. 55 об., 1-4 строки сверху; Л. 56, раздел «О птицах» — 6-12 строки сверху.

25 Л. 122 об., 6-9 строки сверху; Л. 124 об., 1-7 и 11-12 строки сверху; Л. 126, 9-15 строки сверху; Л. 129, пять нижних строк; Л. 134, 2-11 строки сверху; Л. 138 об., 5-11 строки сверху; Л. 139, четыре нижних строки; Л. 140 и Л. 149 об., шесть верхних строк.

26 Расторгуев В. И. Воронеж — родина русского военно-морского флота. Воронеж, 2002. С. 60.

Ил. 6. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 63 об.

22

Вестник «Альянс-Архео» № 8

от службы по нездоровью.27 Где Щепотев жил до Воронежа и после отставки — неизвестно, остается неясным и путь попадания к нему сборника Ивана Сычева.

Упоминание имени Ивана Сычева находится еще в одной рукописи — РНБ, собр. П. Н. Тиханова, № 201 (далее — Тих. 201), содержащей список так называемой Псковской первой летописи, введенный в научный оборот А. Н. Насоновым.28 По фамилии владельца книжного собрания, приобретенного от наследников П. Н. Тиханова Публичной библиотекой в 1907 г.,29 список был обозначен как Тиха-новский и при публикации текста летописи принят за основной.30

Рукопись Тих. 201 написана двумя полууставными почерками и датируется первой третью XVII века.31 При этом она обильно заполнена пометами своего владельца — подьячего Федора Шаврина, оставившего в 1713 г. на ней разного вида скрепы, в которых, наряду с именем самого Шаврина, упоминается и имя Ивана Сычева. Примечательно, что Федор Силыч Шаврин — потомственный подьячий,32 житель Зырянского усолья — селения на речке Зырянке при знаменитых соляных промыслах Соликамского уезда.

Первая скрепа Шаврина следует по нижним полям л. 2-17: «Сии / летописец / посадского / человека / Ивана / Сычева / подписал / великого / государя Зырянскаго / усолья / житель / Федор / Шаврин / 713 году / июля в 11 день».33 Следующая запись владельца читается на л. 21: «Федора Силина сына Шаврина» (ил. 7). Третья скрепа идет по правым полям л. 19-39: Сия / книга / лето/писец / Ивана / Сыче/ва / подпи/сал / Зырянскаго / Усолея / житель / Федор / Ша/врин / сего / 713-го / году / июля / в день». Следующая скрепа продолжает ее по л. 45-54: «Сия / книга / Зырянскаго / Усолеи / подъячего / Фе-

27 Боярский список 1702 г. (РГАДА. Ф. 210. Разрядный приказ. Оп. 2. Кн. 46. Л. 27 об.).

28 Псковские летописи. Вып. 1. М., 1941. С. X.

29 Отчет ИПБ за 1907 год. СПб., 1914. С. 38-44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Псковские летописи. Вып. 1. С. X.

31 Там же.

32 По переписи 1710 г. Соликамской вотчины Строганова, отец Федора — Сила Шаврин — упоминается подьячим Зырянских усолий (РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 1. Кн. 1497. Л. 37 об.). См. также упоминание его в отписке зырянских промышленников от 4 июля 1684 г. (Архив СПбИИ РАН. Ф. 122. Кор. V. № 1337). См.: Курдюмов М. Г. Описание актов, хранящихся в архиве Императорской Археографической комиссии. СПб., 1909. С. 270 (с ошибкой прочтения — «Шаврик» вместо «Шаврин»).

33 С л. 18 до конца рукописи по нижним полям следуют краткие скрепы: «Ивана Сычева». Они выполнены иными почерком и чернилами и, судя по некоторым элементам написания букв, также принадлежат Ф. С. Шаврину.

1ТПНЫА

/ /о 1 V "

nonf рГЯ КОМКИ 1|1И inv?. MDC/MOpd PKI ajm

К jM H И - riOBrfcPK friend fTIOKOHljli». MnpHBrfetKf^

пйигбоо’ькО' ннопт^длнилтбли irXnitf mb. uerfc

/Г ? i / 1 > , / f ,«'*><£)

ППСОПИ'/ЬИИДКОЙАН'ЬПОКИИИН^/ИЦЫ. in a ico

n f '> ^ *,-***. ' U/ ' ^

HIl’Ant ff OU’AMfJH Kl/.’ 1П Л M) nifrnnkllOfl^a. ИБЬ»

f 1 ' / ' '

ПМ(6В№ЛИ4ЧЫ1ГаИ«2ИК|Л

и «Б.

/ /■ -» f

Л/ЫЧЫЛМИКЯИ/СОИ'Ы Hlf. MKOtKf

, V / /

HF Gbi oiaoH H K0 4И tK£ ГПА1С О ПАТОТ1ААЧА ICA К14И

ЦСО и 'А е 111 А Л >А . Ии>р**Д И Ш4ГО Н£^ОЛИ& ПНЛИХ

re jK^oAiX'noiM . лс/саиичи исиПОБИТПЫ.но '

него р^Ы КрУтУ/А Н4Ш4ПОТ^^Н mfH4Kej)^t

^rOMHinf Of КО D!A лгр DOHrfc'AifllK. tX>Wf Hit?

^ / f-T’ i 1 *> / У

/мим/агоиА « и нглоил1шг пгкаы лис о иичн

I у / , I - /

П О Л О Ц ffc (dt^H > HCU) ЛЯС 1ПА ЛОТЫ ОНО D%ro

гу / / . / ч4 Л С!

оо . nor/Uuiooy ш£^ыпашина of ico им ион ко ’

с КО. Ы icon AJLO АЛА ШИНИ'/а/А И НОЮ И При

/ гА1 ^ / А, '

т£|МШ<1КО И КО pot KoOHCFIir КОЛИЧИПОИ^БОр О

r/<0/vns вс rmiH^rfcf mom по* , олочн и A to ш'А .

- у У* i !Х

м

^ ^ г f I П | ^ ^ |/

ипто/и ччас^Ь ио е ллшл по с ico и^шьпп ь я оврл

. 7 ■' -Т / /■ ^ ,

И БЫ (ШЬ АЛ^вСШЬ ИП( СМ(СЛС/1И КОПОГрЛ^уБ п%

/ I ’l t . ! *■' ’

скоцтег. ИПОГПОА1«МЛ1И при rfrjvium KHCj ЬИПО

Cfl(# ^МЖо(Ънщ,(1

fcPX CW-Xt*N«4<

Ил. 7. РНБ. Тих. 201. Л. 21. Публикуется с уменьшением

24

Вестник «Альянс-Архео» № 8

дора / Силина / сына / Шаврина». Пятая обнаруживается на нижних полях л. 69-71: «Ива/на / Сычева подписана 713-го году». Последняя — на нижних полях л. 86 об.-87: «Подписал в нынешнем 713 году июля в (числа нет. — О. Н.) день при бытности камисара / Стефана Ивановича Вараксина».

Последняя запись Шаврина упоминает Степана Вараксина — комиссара, в ведение которого именным указом Петра I от 16 мая 1712 г. поступили Зырянские соляные заводы и Пыскорский монастырь.34 Таким образом подьячий Ф. Шаврин отметил появление на Зырянке своего нового начальства, не случайно отчество комиссара вписано подьячим над строкой несколько позднее.

Создание сборника с Есиповской летописью в Соликамске и бытование Псковской летописи в Соликамском уезде, связь обеих рукописей с людьми, носившими одно имя (несмотря на то, что в Тиханов-ской рукописи не зафиксировано отчество Ивана Сычева), не могут быть случайным совпадением. И действительно, при сопоставлении книг между собой у них обнаруживается единообразное оформление переплетов, вызванное явным использованием одного и того же переплетного набора (ил. 8-9).35 Ключ к разгадке находится на переплетном листе рукописи Тих. 201, покрытом разнообразными пробами пера (ил. 10).

Здесь выделяются три основные записи, размещенные друг под другом, сделанные тремя разными почерками:

«Сия книга глаголемая летописец Ивашка Сычева»36

«Сия книга глаголемая летописец Ивашка Сычева»

«Сия книга глаголемая летописец Ивашка Сычева подписана 1707 году месяца марта в 19 день.37

Отметим, что верхняя и нижняя записи покрыты более поздними пробами пера, либо написаны по более ранним отрывочным пометам, между тем, как средняя запись практически не затронута и

34 ПСЗ. Т. 4. СПб., 1830. С. 836. № 2526.

35 Применение подобного метода локализации рукописей обосновано в свое время на новгородском материале XVII века (Новикова О. Л. К изучению новгородского обиходного переплета // Румянцевские чтения. Материалы научно-практической конференции (23-25 апреля 2001 г.) «Память России в книжной культуре». М., 2001. С. 215-216).

36 Запись перекрыта словами стихиры, написанной позднейшим почерком: «Сей день господень, радуйтеся, людие». Эти слова приведены и А. Н. Насоновым (Псковские летописи. Вып. 1. С. X).

37 Эту запись привел А. Н. Насонов, отметив, что слово «Ивашка» исправлено позднее на «Ивана» (Псковские летописи. Вып. 1. С. X).

Ил. 8. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Верхняя крышка переплета. Фото П. А. Медведева.

Публикуется с уменьшением

Ил. 9. РНБ. Тих. 201. Верхняя крышка переплета. Фото П. А. Медведева. Публикуется с уменьшением

Ил. 10. РНБ. Тих. 201. Л. 1. Публикуется с уменьшением

28

Вестник «Альянс-Архео» № 8

была написана явно по чистому листу. Важно, что почерк, которым сделана центральная помета обнаруживает несомненное родство с почерком, которым написаны семь тетрадей Есиповской летописи и владельческая запись на ее титульном листе (ил. 11-12).

Ил. 12. РНБ. ОСРК. Q.XVII.33. Л. 63 об. Фрагмент

Обращает на себя внимание столь большое значение, которое придал Федор Шаврин личности прежнего владельца рукописи — Ивана Сычева. Интересно, что в своих скрепах он называет Сычева «посадским человеком», несмотря на то, что в собственноручной записи Ивана Сычева в рукописи Тих. 201 его социальное положение не указано. Не означает ли это, что Федор Шаврин или, что более вероятно, его отец — Сила Шаврин, были знакомы с Иваном Сычевым?

В любом случае, становится очевидным, что рукописи Q.XVII.33 и Тих. 201 принадлежали соликамскому посадскому человеку, при

Новикова О. Л. Соликамский посадский человек XVII века-

29

этом одна из них — сборник, составленный им из собственноручно написанных тетрадей (причем, судя по отмеченным изменениям манеры письма, работа велась на протяжении достаточно длительного времени), а вторая — его приобретение, сопровожденное владельческой надписью. В составе обеих книг находятся произведения исключительно исторического содержания, среди которых две летописи. Этот отнюдь не уникальный, но весьма важный для истории и культуры XVII века факт требует обращения к личности Ивана Андреевича Сычева.

Первое упоминание имени Ивана Сычева обнаруживается в переписной книге Прокопия Елизарова 1647 г., где в числе дворов «лут-чих посатцких людей» Соли Камской упомянут двор его отца — Андрея Ларионова сына Сычева: «во дворе Андрюшка Ларионов сын Сычев, у него дети сын Ивашко да сын Павлик трех лет».38 Таким образом, мы узнаем не только социальный статус и имя отца книжника, но также имя и возраст его младшего брата, родившегося, как можно рассчитать, в 1644 г.

Есть все основания предполагать достаточно успешную деятельность Андрея Сычева в Соликамске в 30-50-е годы XVII века. Если, согласно сведениям писцовых книг писца Михайла Кайсарова 1623/24 г., двор, которым владели «Васка Ларионов сын Сычева з братом с Андрюшкою», приведен в перечне дворов «середних»,39 то спустя двадцать с небольшим лет двор Андрея Ларионова назван уже среди дворов «лутчих посатцких людей».40 Если о Василии Сычеве ничего неизвестно, а в переписной книге 1647 г. он и вовсе не упомянут, то этого нельзя сказать про Андрея Сычева. Так, в марте 1634 г. он, судя по сведениям таможенной книги по Великому Устюгу, возвращался из Москвы вместе с не названным по имени попом одной из церквей Соликамска.41 Не исключено, что именно Андрей Ларионович был во второй половине 30-х гг. приказчиком у гостя Г. Л. Никитникова, купившего в 1632 г. две варницы на речке Зырянке,42 представляв-

38 РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. Оп. 1. Кн. 474. Л. 6.

39 Список с писцовых книг писца Михайла Кайсарова с товарищи 131-го и 132-го годов Соли Камской посаду и уезду (ОР РГБ. Ф. 256. Собр. Румянцева. № 308. Л. 153 об.). Не исключено, что Василий и Андрей Сычев — внуки упомянутого в писцовой книге Ивана Яхонтова 1579 г. Андрюшки Ларионова, двор которого находился в деревне Боровой — будущем селе Усть-Боровое (Пермская старина. Вып. 3. Пермь, 1891. С. 173).

40 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 474. Л. 4 об., 6.

41 Таможенные книги Московского государства XVII века. Т. 1. М.; Л., 1950. С. 47.

42 Устюгов Н. В. Солеваренная промышленность Соли Камской в XVII в. М., 1957. С. 106.

30

Вестник «Альянс-Архео» № 8

шим там интересы Никитникова43 и ездившим по делам в Москву.44 Возможно, Андрей Сычев, найдя себе компаньонов, пытался заниматься и солеварением. Однако, судя по всему, это предприятие не увенчалось успехом, а оборудование было продано. Н. В. Устюгов привел интересный факт: в начале 1650-х годов гость В. Г. Шорин, устроивший свой соляной промысел, купил у посадских людей Ивана Жданова и Андрея Сычева рассолоподъемную трубу.45 Известно, что отец Ивана Сычева выступил и в роли заказчика при написании иконы Параскевы Пятницы для церкви в с. Усть-Боровом в окрестностях Соликамска: «В лето 7161-го году построили сию святую икону соликамскои посадцкие люди Андрей Ларионов сын Сычев да Русин Никифоров...».46 Отсутствие упоминания детей у братьев Сычевых в переписной книге Кайсарова, говорит лишь о том, что в 1623 г. старший сын Андрея Ларионовича Иван, вероятнее всего, еще не родился. Учитывая, что его младший брат Павел появился на свет в 1644 году, а в 7157 году Иван Сычев уже переписывает Сказание о Лжедмитрии, рождение Ивана Андреевича Сычева следует относить к первой половине 30-х годов XVII столетия. Без всякого сомнения, достаток и благополучие, в которых прошли детство и юность Ивана Сычева, способствовали получению той степени образованности, которая пригодилась ему в дальнейшем. Нельзя исключать, что переписка исторического рассказа об Отрепьеве могла быть и ступенью в обучении сына посадского человека. Этим может быть объяснена и отмеченная выше неравномерность письма Ивана Сычева и, что особенно показательно, не характерное для профессиональных книжников формирование тетрадей именно в той части рукописи, которая датирована 1649 г.

О деятельности самого Ивана Андреевича Сычева в Соликамске, кажется, ничего не известно. Не знаем мы и того, каким образом у него оказался список Псковской летописи, хотя можно предполагать, что книга была приобретена у какого-нибудь псковича, осев-

43См.: Устюгов Н. В. Солеваренная промышленность... С. 262.

44 Таможенные книги Московского государства XVII века. Т. 1. С. 173.

45 Устюгов Н. В. Солеваренная промышленность... С. 66. Иван Васильевич Жданов, как и Андрей Ларионович Сычев, относился к «лучшим» посадским людям (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 474. Л. 4 об.).

46 Сав[ваитов П. И.]. Материалы для археологического словаря // Древности. Труды Московского археологического общества. Т. 3. Вып. 3. М., 1873. С. 37; Словарь русских иконописцев XI-XVII вв. М., 2003. С. 497. Местонахождение иконы неизвестно, однако, судя по всему, ее видел В. Н. Шишонко (Шишонко В. Н. Пермская летопись. Третий период. 1645-1676 гг. Пермь, 1884. С. 77-78).

Новикова О. Л. Соликамский посадский человек XVII века...

31

шего в Соликамске,47 либо следовавшего дальше, в сторону Урала и Сибири.

Между тем, в 1672 г. и братьям Сычевым пришлось покинуть Соликамск. По сведениям переписных книг князя Федора Бельского 1678 года, в Усольском уезде в погосте Ильинском на р. Обве, правом притоке р. Камы, значатся пришлые люди, усольцы братья Павел и Иван Сычевы: «Во дворе Пашка Андриев сын Сычов, усолец, пришел во 180 году. У него дети Пашка тринатцати лет да Оска шти лет. Во дворе Ивашко Андреев сын Сычов, усолец, пришел во 180 году. У него сын Васка дву лет».48 Таким образом, становятся известными имена племянников Ивана Сычева — Павла и Осипа, а также маленького сына — Василия, родившегося уже в Ильинском в 1676 г. Последнее говорит о том, что Иван Андреевич Сычев пришел на земли Обвинского поречья бездетным.49

Анализируя заселение в последней четверти XVII века земель Обвинского поречья, Н. В. Устюгов отметил, что «среди пришлых людей встречались и посадские люди Соли Камской, которые лишившись своих дворов на посаде, переселились в уезд».50 Не исключено, что переезд Сычевых мог быть связан и с последствиями опустошительного пожара, случившегося в Соликамске именно в 1672 г.51 Сведения о дальнейшей судьбе Ивана Сычева и о его родственниках обнаруживаются только в переписной книге 1710 года вотчин Г. Д. Строганова переписи дьяка Сибирского приказа Алексея Нике-ева (поскольку земли Обвинского поречья перешли в начале XVIII века к Строгановым52). Здесь упомянут не только тот же самый двор Павла

47 Хорошо известно, что прозвища, образованные от географических названий, возникали у людей на их новом месте жительства после переезда. Переписные книги Соликамска XVII века пестрят именами, сопровожденными прозвищами «Пскови-тин» или «сын Псковитина», позволяя говорить о большом количестве псковичей, оказавшихся у Соли Камской.

48 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 442. Л. 341 об.-342. Еще одна копия переписных книг Ф. Бельского по Усольскому уезду Обвинской сохи, содержащая те же сведения, хранится в Ильинском районном краеведческом музее в Пермском крае (1966. Осн. Ф. ИРКМ. 87). Этими данными и сведениями из переписной книги Соликамска 1647 г. я обязана Р. А. Ладейщикову, которому выражаю искреннюю признательность.

49 Ср.: Устюгов Н. В. Солеваренная промышленность. С. 149.

50 Там же. С. 151. Так, по сведениям, приведенным исследователем, в первой половине XVII века разорились представители одной из самых богатых посадских семей Соли Камской Анофреевы, и двое членов старшей линии этой семьи переселились в деревню (Там же. С. 155).

51 Пермская старина. Вып. 2. М., 1890. С. 139-141.

52 Устюгов Н. В. Инструкция вотчинному приказчику первой четверти XVIII в. // Исторический архив. Т. 4. М.; Л., 1949. С. 150-152.

32

Вестник «Альянс-Архео» № 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сычева в Ильинском погосте, но и обнаруживаются некоторые сведения биографического характера.53 Так, становится известно, что брат Ивана Павел умер в 7188 году в возрасте 36 лет, оставив по себе сорокалетнюю вдову Пелагею Афонасьевну, 15-летнего сына Павла и 8-летнего Осипа.54 В 1704 году, в 32 года, умер его младший сын Осип, у которого остались два сына и две дочери. Кроме них, во дворе Пелагеи Афонасьевны жил еще один внук, сын старшего сына Павла Андреевича — Павла, «кормившегося в мире», — Самсон, родившийся в 1686 г. Павлу Андреевичу Сычеву принадлежали еще несколько владений в Обвинском поречье: два двора в починке Гол-добине на речке Челве. В перечне жителей одного из этих дворов обнаруживаются сведения о третьем сыне Андрея Ларионовича, самом младшем (родившемся уже после переписи 1647 г., которая его не упоминает) — Антоне и его сыне, живших во дворе, принадлежавшем Павлу.55 Думаем, Антон переехал из Соликамска позднее братьев, после переписи Ф. Бельского. Он пережил Павла всего на год, т. е. тоже умер в молодом возрасте.

В 1710 году, судя по сведениям этой же переписи, было уже пусто дворовое место Ивана Андреевича Сычева в Ильинском селе — «во 195-м (1687) году Иван Сычев и сын ево Василей померли».56 Со смертью одиннадцатилетнего Василия эта линия рода Сычевых, судя по всему, пресеклась.

На основании сведений переписных книг Ф. Бельского 1678-1679 г., Н. В. Устюгов привел данные о предпринимательской деятельности посадских людей, в частности и Ивана Сычева, владевшего несколькими дворами на территории Рождественского погоста Обвинского поречья. Исследователь отнес хозяйство Сычева к достаточно круп-

53 «Во дворе вдова Палагея Афанасьева дочь, Павловская жена Андреева сына Сычева семидесяти лет, у нее внук — сына ея Павлов сын Самсон дватцети четырех лет. Да сына же ея Осиповы дети Епифан тринатцати, Лука десяти лет да две дочери — девки Парасковья семнатцати, Наталья пятнатцати лет. Вышеписанная вдова живет в доме мужа своего Павла Сычева з детми с Павлом да с Осипом. И во 188-м году Павел умре, а сын ево, Осип, в 704-м году померли, а Павел в том же селе кормится в мире» (РГАДА. Ф. 214. Сибирский приказ. Оп. 1. Кн. 1497. Л. 231).

54 В 1710 году ей было 70 лет, следовательно, она родилась в 1640 г.

55 «Двор усольца Павла Сычева з братом ево Антоном Андреевым сыном Сычевым с сыном Тимофеем; и во 189-м году Антон Сычев с сыном померли. Двор ево же, Павла Сычева, а в нем жил Михайло Кирилов сын Важенин з детьми Михаилом, Иевом да Тихоном; и в 204-м году Михайло Важенин и з детьми померли» (РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1497. Л. 263 об.).

56 «Дворовое место Ивана Андреева сына Сычева с сыном Васильем; и во 195-м году Иван Сычев и сын ево Василей померли» (Там же. Л. 233).

Новикова О. Л. Соликамский посадский человек XVII века...

33

ным.57 Отметим, что отчество Ивана Сычева при переписи принадлежавших ему дворов не указано (см. ниже). Н. В. Устюгов соотнес Ивана Сычева с соликамским «молодшим» посадским человеком Иваном Селиверстовым Сычевым, имевшим, по сведениям переписи Ф. Бельского, двор на посаде совместно с братьями Дмитрием, Василием и Герасимом, особо отметив, что младшему из них, Герасиму, в 1678-1679 гг. было всего четыре года.58 Между тем, данные переписной книги Соликамского уезда 1710 г. позволяют уточнить возраст еще двух из вышеперечисленных братьев — интересующего нас Ивана, и Василия: Иван Селиверстов Сычев к моменту переписи находился в возрасте пятидесяти двух лет, вдове его брата Василия было сорок, а матери братьев — восемьдесят,59 что, в свою очередь, приводит к выводу о том, что посадскому человеку Ивану Селивер-

57 Устюгов Н. В. Крестьянская колонизация южной части Соликамского уезда во второй половине XVII в. // Материалы по истории сельского хозяйства и крестьянства СССР. Сб. 5. М., 1962. С. 93.

58 Там же.

59 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1538. Л. 45 об., 69.

34

Вестник «Альянс-Архео» № 8

стову Сычеву в 1678-1679 гг. было лишь двадцать (т. е. он родился около 1658 г.), а брату Василию лет восемь-десять. В связи с этим обстоятельством, ведение активной предпринимательской деятельности именно Иваном Селиверстовым Сычевым кажется нам сомнительным. Приводя важнейшие данные о переселениях посадских людей Соли Камской в Обвинское поречье, Н. В. Устюгов не учел такой возможности для посадских людей Сычевых, считая, что Иван Сычев «продолжал жить на посаде у Соли Камской, а в его дворах на территории, приписанной к Рождественскому погосту, жили его половники и наемные люди».60

Приведем полностью сведения о дворах Ивана Сычева из книги Ф. Ф. Бельского,61 сопоставляя их с переписными книгами начала XVIII века.

Книга Ф. Бельского 1678 г. Переписные книги XVIII века

Двор на Бору ниже усть Нервы на реке Обве, а в нем двор усолца Ивашка Сычова, а в нем половники Лаврушка да Архипко да Андрюшка да Ивашко Кондратьевы дети Луневы; у Лаврушки дети Елизарко трех лет да Васка полугоду. В переписных книгах 1710 г. упоминания об этом дворе не обнаруживается.

Двор ево же, Ивашка Сычева, а в нем половники Трошка Антонов сын Колмогоров усолец, пришел во 180 году, у него дети Стенка да Антонко осми лет. Двор ево же Ивашка Сычева, а в нем половники Захарко Овдиев сын Кочергин усолец, пришел во 177-м году, у него сын Демка шти лет, да Ивашко Данилов сын Зырянов усолец, пришел во 177 году, у Ивашка сын Пашка осми лет. В 7202 году половник Захар Кочергин с детьми съехал в Сибирь.62

Починок на Изъяшере, а в нем двор ево же, Ивашка Сычева, а в нем половники Демка Осипов сын Кайгородов, у него дети Пронко да Якушко семи лет да Климка трех лет, усолец, пришел во 180-м году, да Аброско да Ивашко Бол-шей да Ивашко Средний да Ивашко Мен-шеи, четырнадцати лет, Фокины дети Кочергины усольцы, пришли во 186 году, у Оброска сын Якушко полугоду. В 1710 г. двор был пуст — в 7199 г. половники Дементей Кайгородов и братья Кочергины — Обросим, Иван Большой, Иван Средний и Иван Меньшей умерли, Кайгородовы «Прокопей и Яков съехали в Сибирь в 204-м году, а Климент живет близ села Рождественского на ручью своим двором».63

60 Устюгов Н. В. Крестьянская колонизация южной части Соликамского уезда. С. 93.

61 РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 442. Л. 505-506 об.

62 РГАДА. Ф. 214. Оп. 5. Кн. 2175. Л. 229.

63 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1497. Л. 391 об.

Новикова О. Л. Соликамский посадский человек XVII века...

35

Книга Ф. Бельского 1678 г. Переписные книги XVIII века

Двор на усть речки Нервы, в нем двор усолца Ивашка Сычева, а в нем живет наемнои человек Кирилко Козмин сын Хо-мутинников, усолец, пришел во 180 году, у него сын Матюшка семи лет. В 1710 г. двор был пуст — в 7204 г. умер Кирилл Козьмин сын Хомутинников, а его сын Иван переселился в Ильинский по- гост.64

Изба ево же, Ивашка Сычова, а в неи помолная. Двор ево же Ивашка Сычова, а в нем живет наемнои мелник Афонка Макаров сын Аристовых, усолец, пришел в 176 году, у него дети Першутка полу-третья году да Федотко полугоду. В 7199 г. Афанасей Аристов с детьми съехал в Сибирь, а на этом дворе построили «мельнишную избу». 65

Двор ево же, Ивашка Сычева, а в нем живет половник Ивашко Емельянов сын Чердынец, пришел в 183 году, у него дети Стенька десяти лет да Макарко семи лет. Двор перечислен среди пустых — с 1700 г. половник Иван Чердынец с детми стал жить своим двором.64 65 66

Сопоставление источников демонстрирует, что, по крайней мере, несколько дворов были приобретены Иваном Андреевичем Сычевым еще до его переселения из посада в уезд, но не позднее 7176-7177 гг., когда дворы были заселены половниками и наемными людьми. Добавим, что к этому времени на территории хозяйства работала и мельница. С переездом Сычевых в Обвинское поречье в 7180 г., в его хозяйстве увеличилось число наемных людей и половников (приехавших, в основном, из Соликамска). После же смерти Ивана Сычева в 7195 г. очевиден закономерный отток наемной силы, за десять последующих лет дворы практически полностью опустели. Таким образом, создание и расцвет крупного, по определению Н. В. Устюгова, хозяйства в Обвинском поречье приходится на последние пятнадцать-двадцать лет жизни Ивана Андреевича Сычева, что само по себе вполне закономерно.

Поскольку наследников у него не было (сын Ивана Сычева скончался в один год с отцом), имущество стало выморочным. Возможно, не случайно одна из книг оказалась во владении у усольского чиновника Федора Шаврина, скорее всего, знакомого с Иваном Сычевым. С другой стороны, нельзя исключать, что книги были проданы еще в Соликамске до переселения Сычевых на земли Обвинского поречья, хотя в таком случае крайне трудно объяснить отсутствие на них каких-либо владельческих помет до 7195 г.

Так или иначе, к началу XVIII века рукописи оказались у разных владельцев, судя по всему, в отдаленных друг от друга регионах,

64 РГАДА. Ф. 214. Оп. 1. Кн. 1497. Л. 385 об.

65 Там же.

66 Там же.

36

Вестник «Альянс-Архео» № 8

а позднее попали к известным собирателям — Ф. А. Толстому и П. Н. Тиханову.

Лишь с 1907 г. рукописи, принадлежавшие в XVII в. Ивану Андреевичу Сычеву, вновь стали храниться в одном месте, а еще через сто лет удается показать их принадлежность одному владельцу — соликамскому посадскому человеку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.