Научная статья на тему 'СОЛИДАРНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ -ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

СОЛИДАРНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ -ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
солидарность как принцип современного мироустройства и основа конституционных порядков / социальная солидарность как конституционная ценность / общегражданское согласие способ существования современного общества / конституционализация феномена солидарности / имитация солидарности / solidarity as a principle of the modern world order and the basis of constitutional orders / social solidarity as a constitutional value / civil consent as a way of existence of modern society / constitutionalization of the phenomenon of solidarity / imitation of solidarity

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Червонюк Владимир Иванович, Артюхов Юрий Сергеевич

В статье речь идет о пока еще не изученной, декретированной Основным законом страны, фундаментальной конституционной ценности. Общегражданское (социальное) согласие основной способ существования современного общества с присущими ему развитыми институтами государственности; по своей конституционной природе есть объективно сложившаяся между социальными субъектами (индивидами, социальными общностями) на основе сходных или совпадающих ценностей, интересов и целей коммуникативная правовая связь, вследствие которой социальная система (социум) оказывается солидарной и устойчивой. Воплощение общегражданской консолидации как основы общесоциального согласия и особой модели конституционного устройства важнейшее условие модификации механизмов действия права (и государства правовой государственности), утверждения социогуманитарной парадигмы правопонимания с имплицитно присущими ей способами восприятия права, право-установления и право-реализации, основанных на признании и защите фундаментальных конституционных ценностей и обусловленных ими интересов отдельной личности и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solidarity as the basis of general civil consent -the paradigm of modern constitutional development

The article deals with the fundamental constitutional value that has not yet been studied, decreed by the Basic Law of the country. General civil (social) consent is the main way of existence of modern society with the developed institutions of statehood inherent in it; by its constitutional nature, there is an objectively formed communicative legal relationship between social subjects (individuals, social communities) on the basis of similar or coinciding values, interests and goals, as a result of which the social system (society) turns out to be solidary and steady. The embodiment of general civil consolidation as the basis of general social consent and a special model of constitutional order is the most important condition for the modification of the mechanisms of law (and the state the legal state), the approval of the socio-humanitarian paradigm of legal understanding with implicitly inherent ways of perception of law, legal establishment and legal realization based on the recognition and protection of fundamental constitutional values and the interests of a particular individuals and society as a whole.

Текст научной работы на тему «СОЛИДАРНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ -ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_92

СОЛИДАРНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО СОГЛАСИЯ -ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО КОНСТИТУЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Solidarity as the basis of general civil consent -the paradigm of modern constitutional development ЧЕРВОНЮК Владимир Иванович,

доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. 107061, Россия, г. Москва, Окружной пр-д. E-mail: v.chervonyuk@yandex.ru;

АРТЮХОВ Юрий Сергеевич,

кандидат юридических наук, слушатель второго факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России) Академии управления МВД России,

заместитель начальника 6 отдела Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. Е-mail: yuryartyukhov@rambler.ru;

CHERVONYUK Vladimir Ivanovich,

doctor of yurisprudence, the professor of the Moscow University of the Mia of Russia named after V. Ya. Kikotya. 107061, Russia, Moscow, Okruzhny ave. E-mail: v.chervonyuk@yandex.ru;

ARTYUKHOV Yuri Sergeevich,

Candidate of Law, student of the second faculty (training of heads (chiefs) of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia)

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Deputy Head

of the 6th Department of the Main Drug Control Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

125171, Russia, Moscow, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., 8.

E-mail: yuryartyukhov@rambler.ru

Краткая аннотация. В статье речь идет о пока еще не изученной, декретированной Основным законом страны, фундаментальной конституционной ценности. Общегражданское (социальное) согласие - основной способ существования современного общества с присущими ему развитыми институтами государственности; по своей конституционной природе есть объективно сложившаяся между социальными субъектами (индивидами, социальными общностями) на основе сходных или совпадающих ценностей, интересов и целей коммуникативная правовая связь, вследствие которой социальная система (социум) оказывается солидарной и устойчивой. Воплощение общегражданской консолидации как основы общесоциального согласия и особой модели конституционного устройства - важнейшее условие модификации механизмов действия права (и государства - правовой государственности), утверждения социогуманитарной парадигмы правопони-мания с имплицитно присущими ей способами восприятия права, правоустановления и правореализации, основанных на признании и защите фундаментальных конституционных ценностей и обусловленных ими интересов отдельной личности и общества в целом.

Abstract. The article deals with the fundamental constitutional value that has not yet been studied, decreed by the Basic Law of the country. General civil (social) consent is the main way of existence of modern society with the developed institutions of statehood inherent in it; by its constitutional nature, there is an objectively formed communicative legal relationship between social subjects (individuals, social communities) on the basis of similar or coinciding values, interests and goals, as a result of which the social system (society) turns out to be solidary and steady. The embodiment of general civil consolidation as the basis of general social consent and a special model of constitutional order is the most important condition for the modification of the mechanisms of law (and the state - the legal state), the approval of the socio-humanitarian paradigm of legal understanding with implicitly inherent ways of perception of law, legal establishment and legal realization based on the recognition and protection of fundamental constitutional values and the interests of a particular individuals and society as a whole.

Ключевые слова: солидарность как принцип современного мироустройства и основа конституционных порядков, социальная солидарность как конституционная ценность, общегражданское согласие - способ существования современного общества, конституциона-лизация феномена солидарности, имитация солидарности.

Keywords: solidarity as a principle of the modern world order and the basis of constitutional orders, social solidarity as a constitutional value, civil consent as a way of existence of modern society, constitutionalization of the phenomenon of solidarity, imitation of solidarity.

Для цитирования: Червонюк В.И., Артюхов Ю.С. Солидарность как основа общегражданского согласия - парадигмы современного конституционного развития //Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 92-95. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_92.

For citation: Chervonyuk V.I., Artyukhov Yu.S. Solidarity as the basis of general civil consent - the paradigm of modern constitutional development // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 92-95. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_92.

Статья поступила в редакцию: 04.08.2023

Постановка проблемы

Конституционными поправками 2020 г. в Конституцию Российской Федерации включена ст. 75.1, согласно которой «в Российской Федерации... обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность»1. Можно предположить, что решение отмеченной, конституционно определенной, задачи способно привести к созданию основ общегражданского (общесоциального) согласия - современного типа конституционного устройства (правопорядка). При этом правомерно допустить, что солидарность есть вообще принцип современного мироустройства, исключающий иные действия, поведение социальных субъектов не только в границах отдельной социальной общности людей, отдельно взятого государства, но и в планетарном масштабе. В сущности, речь идет о пока еще не изученной, декретированной Основным законом страны, фундаментальной конституционной ценности. Осмысление этой фундаментальной проблемы, как это представляется с точки зрения перспектив развития российской государственности, имеет принципиально важное значение, причем как для современной правовой и политической науки, так и для развивающейся конституционной практики.

Конституционная природа общегражданского (обшесоциального) согласия

Социальное согласие, как и социальный конфликт (равно и социальная солидарность), - основной способ существования современно-

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 11. Ст. 1416.

го общества. «Утверждение согласия в мире, - в интерпретации ведущих западных социологов, - объективная необходимость, ибо «в противном случае мир может сам себя уничтожить»; в указанном смысле общество есть комплекс организованных обычаев, мнений и социальных отношений - одним словом, согласие1. По своей природе социальное согласие характеризует взаимодействие между социальными субъектами на основе сходных или совпадающих ценностей, потребностей, интересов и целей, благодаря которому социальная система оказывается солидарной и сплоченной. Соответственно, близкими к категории согласия являются такие концепты, как «целостность», «мера», «солидарность», «сплоченность», «интеграция», «толерантность», «порядок», «стабильность», «устойчивость»2, «гражданская идентификация» и «идентичность»3, а равно введенные поправками 2020 г. в ст. 67.1 Конституции РФ понятия «патриотизм» и «гражданственность».

Общегражданское согласие трактуется как состояние общественной системы, характеризующееся отсутствием борьбы между социальными и политическими силами, имеющими различные и даже противоположные интересы и цели, на основе того, что они признают возможным сохранение на какой-то определенный период или на неопределенное время существующего в данный момент социально-экономического и политического строя и проводимого государственной властью политического курса. Таким образом в стране обеспечиваются гражданский мир, стабильность и спокойствие.

Общегражданское согласие в социуме имеет реальные формы проявления и в своем объективированном виде оно проявляется как состояние общественного сознания, в котором доминирующее положение занимает идеология и укоренившаяся мотивация отказа от борьбы, в первую очередь - от насильственных действий, идеология политической толерантности и примирения. При этом общегражданским согласием может быть названо только такое социально-правовое состояние, которое устанавливается не в результате давления на общество власти (которая в таком случае выступает как жестко авторитарная или тоталитарная система), а на основе добровольных инициатив, действий самих социальных субъектов, приходящих к такому согласию. Благодаря состоянию согласия, политические институты в новейших условиях воспринимаются как «согласованные» институты. На атомарном уровне социальной системы общегражданское согласие коррелирует с индивидуальным согласием - непременным атрибутом индивидуального сознания и бытия человека: оно одобряет или не одобряет то или иное суждение, мысль, настроение, намерение, волеизъяв-

4

ление, практическое действие, воплощается в нормах, идеях, поступках людей, укореняется в их привычках и характере .

Утверждение общегражданского согласия не означает, что полностью устраняются противоречия и возможность обострения социальной напряженности; в современном обществе не бывает полного согласия, как и тотального (полного) конфликта, однако возникающие противоречия ограничиваются локальными масштабами и не принимают характер ожесточенной борьбы. Отсюда различные социальные силы отстаивают и согласовывают свои интересы посредством мирных, демократических процедур. В широком, конституционно-правовом, контексте общегражданское согласие можно рассматривать и как общесоциальный инструмент, и метод организации современного гражданского общества. В этом, конституционно-правовом, измерении согласие правомерно сопоставлять с близким ему понятием консенсуса, имея в виду, что, согласно Э. Дюркгейму, главной проблемой современных обществ, является проблема консенсуса, укрепления общих верований и чувств, благодаря которым смягчаются конфликты, подавляется эгоизм и поддерживается согласие5.

Юридической формой выражения согласия выступает инструментарий согласованного выражения интересов в законодательстве; согласование как базовое фундаментальное понятие, имеющее реальное (действительное) основание - социальное (гражданское) согласие, выступает средством достижения общественного (гражданского) согласия6; в специально-юридическом значении - это необходимое условие утверждения в реальной жизни социогуманитарного контекста права7. Гражданское согласие в рассматриваемом контексте правомерно рассматривать как определенное состояние общества или модель общественного устройства, тип конституционных порядков, а согласование в одно и то же время - как производный от такого устройства государственно-правовой жизни юридический механизм их (конституционных порядков) создания и поддержания; это конституционный способ современного мироустройства, пусть пока еще и остающийся в значительной мере идеалом. Очевидно, что утверждение в общественной практике идеи гражданского согласия цивилизует общество, консолидирует его социальные группы слои и классы, обеспечивает конструктивное взаимодействие власти и населения.

Считается, что в институциональном механизме согласия «моторами» достижения гражданского согласия как типа общественного устройства выступают семья, гражданское общество и государство, которые, как отмечается в специальной литературе, могут быть причислены и к всеобщим «институтам» согласия8. Для экзистенциально ориентированной на поддержание и развитие традиционных ценностей современной России, как это вытекает из Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 8099, роль каждого из этих институтов трудно переоценить. В этой связи принципиально важная роль отводится государству, от которого общество ожидает высокой степени социальной отдачи. Идея эффективного государства, таким образом, должна быть воплощена в реальную государственную политику.

1 Цит. по: Алиев М. Г. Культура согласия как эффективный фактор глобализации // Социс. 2003. № 6. С. 21-22.

2 См., например: Полухин О. Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. М.: Муниципальный мир, 2003.

3 Имгрунт С.И. Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства: автореф. дис. ... докт. филос. наук. М., 2016.

4 См.: Червонюк В. И. Идея права и право в идеях: в 2-х т. Том II. Теория конституционного права: сравнительно-правовой и страноведческий анализ: в 2 книгах. Книга 2. Организация публичной власти / В. И. Червонюк [Текст]: монография. М.: Юстицинформ, 2023. С. 1005 - 1117.

5 Понятием «социальное (гражданское) согласие» и производным от него понятием «согласование» юридическая и политологическая современная наука оперируют сравнительно недавно, в то время как понятие консенсуса встречается уже в римском праве, прежде всего в сфере гражданско-правовых сделок, а также в публично-правовой сфере, во взаимоотношениях Рима с другими народами (пример одного из них - consensus ad bellum - соглашение насчет войны).

6 См.: Червонюк В.И., Гойман-Калинский И.В. Согласование интересов в законе как тип современных законодательных технологий // Государство и право. 2004. № 8. С. 54-65.

7 См.: Червонюк В. И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2006. С. 233-239.

8 См.: Полухин О. Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. М.: Муниципальный мир, 2003. С. 321.

9 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 46. Ст. 7977.

Движение к социальной консолидации и гражданскому согласию одновременно предполагает осуществление продуманной и отвечающей духу времени социальной политики. Движение к общегражданскому согласию, социальная консолидация в обществе может быть обеспечена только тогда, когда, по мнению представителей экспертного сообщества, будет преодолена «болезнь хронической бедности», около половины «базового слоя» получат возможность «подтянуться» к среднему классу, и он будет включать хотя бы 40-50 % населения. Ведь, как справедливо замечено (В. Д. Зорькин), еще со времен Аристотеля известно, что массовой опорой демократии являются отнюдь не беднейшие слои, а люди «среднего достатка», т. е. средний класс. Таким образом, речь идет о том, чтобы конституционная формула социального государства получила реальное воплощение.

Как это можно считать доказанным, основу общесоциального согласия составляет социальная солидарность - возведенный конституционными поправками 2020 г. в конституционную ценность многоаспектный феномен, отражающий интересы общества и личности как единой социосистемы и, вследствие этого, отвергающий принцип формирования отношений между отдельными индивидами, социальными общностями исключительно на основе индивидуализма в угоду прибыли, противопоставления частных интересов интересам общества («совокупной» личности), равно как и подавления частных интересов квазигосударственными, узковедомственными интересами, создавая тем самым мощное противодействие центробежным асоциальным силам, дезынтегрирующих (буквально - разрывающих) общество на конкурирующие и противостоящие другу другу атомарные единицы1. Напротив, идея (принцип) солидарности открывает дорогу действию центростремительных сил, интегрирующих общество, создавая фактические и юридические предпосылки обеспечения баланса интересов разных групп населения и на этой основе способствуя достижению равновесия и стабильности в социальном развитии. В указанном смысле, как следует из правовой позиции Конституционного суда, принцип солидарности становится направлением «государственной политики, правового регулирования и правоприменительной практики, обеспечивающим оптимальное соотношение индивидуальной свободы и общественной солидарности»2. По заключению Суда, закрепленное в ст. 75.1 Конституции РФ положение о социальной солидарности, конкретизирует положения о социальном государстве и согласуется с принципом недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод.

В интерпретации одного из основоположников классической политической экономии шотландского философа и экономиста Адама Смита (1723-1790), потребность в солидарности заложена Богом в природу человека. На основе фундаментального анализа проблемы Э. Дюрк-гейм - основатель теории солидаризма (и солидаристской концепции правопонимания) - приходит к выводу о том, что «при социальной солидарности коллективное сознание обладает моральным авторитетом для большинства членов общества». В малоизвестной российскому читателю работе «Самоубийство», развивая эту мысль Э. Дюркгейм утверждает: «становится понятно, что самоубийства происходят вследствие несчастья человека в современном обществе, где процветают индивидуализм и эгоизм и ослабляется нормативная система. Аномические и эгоистические самоубийства являются следствием того, что «общество недостаточно присутствует в индивидах»3, иными словами, является следствием аномии общества как его дисфункции или, как отмечал Э. Дюркгейм, есть закономерное следствие «астении коллективной деятельности»4.

Конституционализация феномена солидарности предопределила повышенный интерес к его осмыслению научным сообществом. При этом юристы поспешили провозгласить социальную солидарность одним из конституционных принципов5. Но ведь принцип (как и конституционная ценность) - это разновидность правовых регуляторов т. е. одно из возможных правовых оснований разрешения спора при условии недействительности правовых норм или в случае пробелов в законодательстве. То обстоятельство, что солидарность выступает одновременно предпосылкой формирования принципов социального государства, основой обеспечения принципа социальной солидарности поколений и реализации функций социальной поддержки и социального единения, уже само по себе указывает на регулятивную (охранительную) направленность солидарности как ценности и позиционирующего ее принципа права. Безусловно, именно в данном контексте принципиально важно представить оценку социальной солидарности6. Недооценка регулятивных возможностей принципа солидарности «может привести к необратимым последствиям, превратить в иллюзию идею консолидации как условия прогресса»7. Очевидно, что в контексте данной конституционной парадигмы действие государства, всей системы публичной власти - своего рода общесоциальный (методологический) ориентир движения на пути создания общества гражданского согласия.

Солидарности как конституционной ценности противостоит ложное ее понимание - имитация солидарности, поэтому «настораживающей тенденцией в трансформации понимания солидарности является развитие концепции широкого согласия», что в особенности касается «сферы регулирования информационной открытости персональных данных». Презюмируется, что развитие концепции «широкого согласия» расширяет возможности государства контролировать значительную сферу личного пространства и индивидуальной жизнедеятельности человека, а при использовании информации как средства подчинения, грозит уничтожить действенность принципа солидарности8.

1 Можно сказать, что в противовес квазилиберальному тренду в западной правовой традиции принцип солидарности реализуется через концепцию социального солида-ризма и функцию социальной защиты (Gould C. C. Solidarity and the problem of structural injustice in healthcare // Bioethics. Special Issue: Solidarity: New frontiers. 2018. Vol. 32. Iss. 9. P. 541-552).

2 Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 12. Ст. 1855.

3 См.: Durkheim E. Le suicide: Etude de sociologie. P.: PUF, 1960 // Цит. по: Suffering and evil: The Durkheimian legacy: Essays in commemoration of the 90th anniversary of Durkheim's death / Ed. by W.S.F. Pickering, M. Rosati. N.Y.; Oxford: Durkheim press: Berghahn books, 2008. Р. 45.

4 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994 (Книга III. О самоубийстве как социальном явлении вообще).

5 См.: Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Принцип солидарности в постиндустриальном обществе: особенности содержания и тенденции развития // Международное публичное и частное право. 2021. № 1. С. 3-7; Пермиловский М. С. Солидарность - новая конституционная ценность или классический принцип права? // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. № 7. С. 3-6; Гаджиев Г. А. Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического роста с точки зрения юридической капитализации // Журнал росс. права. 2022. № 1. С. 16 и др.

6 См. в этой связи: Богданова Е. Е., Богданов Д. Е. Принцип солидарности в гражданском праве России // Журнал росс. права. 2016. № 11. С. 37-45.

7 Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Принцип солидарности в постиндустриальном обществе: особенности содержания и тенденции развития // Международное публичное и частное право. 2021. № 1. С. 3-7.

8 См.: Hallinan D. Broad consent under the GDPR: an optimistic perspective on a bright future // Life Sciences, Society and Policy. 2020. Vol. 16. Iss. 1.

Обращая внимание на актуальность поисков достижения общественного согласия1, реализации конституционных принципов равенства и социальной справедливости, и по-прежнему остающейся актуальной и весьма болезненной для общества проблемы коррупции, которая уже приобрела опасный для жизни людей характер и при этом, несмотря на осознание и властью, и обществом масштабов и значения данной проблемы, в этой области использованы далеко не все имеющиеся резервы, проф. В. Д. Зорькин формулирует вывод принципиального свойства: считаю необходимым еще раз обратить внимание на то обстоятельство, что ст. 20 («Незаконное обогащение») Конвенции ООН против коррупции до сих пор не стала частью российской правовой системы под предлогом того, что она не вписывается в действующее российское законодательство. А между тем в нашей Конституции нет ничего, что препятствовало бы имплементации положений этой статьи. Напомню, что коррупция в переводе с латыни - это порча, разрушение, разложение... Борьба с коррупцией - это жизненно важный для нашего общества вопрос, без решения которого невозможно достичь искомого общегражданского согласия, равенства и социальной справедливости»2.

Несомненно, что слагаемым общегражданского согласия является уровень гражданской идентичности3. С учетом отмеченного, с высокой степенью вероятности, можно предположить, что воплощение социальной консолидации как основы общесоциального согласия и особой модели конституционного устройства - это важнейшее условие успешного развития страны в реалиях XXI века. На этой основе создаются благоприятные условия для утверждения в реальной жизни фундаментальных начал демократического правового государства, социальной справедливости - одного из важнейших устоев современного конституционного строя.

Библиография:

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социол. знания: [Перевод] / Питер Бергер, Томас Лукман. - М.: Моск. филос. фонд, 1995. - 322 с.

2. Вайпан В. А. Теория справедливости: Право и экономика: монография. М.: Юстицинформ. - 280 с.

3. Гаджиев Г. А. Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического роста с точки зрения юридической капитализации // Журнал росс. права. - 2022. - Т. 26. № 1. С. 16 - 28.

4. Конфликт и социальный порядок / Под ред. В. Д. Виноградова, Ю. Н. Пахомова. СПб., 2002. - 151 с.

5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. - 399 с.

6. Имгрунт С. И. Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства : автореф. дисс. ... докт. филос. наук. М., 2017. - 59 с.

7. Зорькин В. Д. Десять лекций о праве : монография / В. Д. Зорькин. М.: Норма, 2021. - 400 с.

Охотникова М. М. Социология согласия. Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2000. - 205 с.

8. Пермиловский М. С. Солидарность - новая конституционная ценность или классический принцип права? // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - № 7. - С. 3-6.

9. Полухин О. Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект. - М.: Муниц. мир, 2003. - 363 с.

10. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс; Пер. с англ. Ю. А. Данилова; Общ. ред. и послесл. В. И. Аршинова и др. - М. : Прогресс, 1986. - 431 с.

11. Публичная власть: система, компетенции : монография / Под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой ; отв. ред. И.В. Глазунова. Воронеж: Издат.-полиграф. центр «Научная книга», 2021. - 237 с.

12. Руденко В. В. Общероссийская гражданская идентичность как конституционно-правовая категория в России / В. В. Руденко // Вестник Тюменского гос. унта. Социально-экономические и правовые исследования. - 2022. - Т. 8. - № 1 (29). - С. 173 - 188.

13. Умнова-Конюхова И. А., Алешкова И. А. Принцип солидарности в постиндустриальном обществе: особенности содержания и тенденции развития // Международное публичное и частное право. 2021. № 1. С. 3-7.

14. Червонюк В. И., Гойман-Калинский И. В. Согласование интересов в законе как тип современных законодательных технологий // Государство и право. 2004. № 8. С. 54-65.

15. Червонюк В. И. Идея права и право в идеях: в 2-х т. Т. II. Теория конституционного права: сравнительно-правовой и страноведческий анализ: в 2 книгах. Книга 2. Организация публичной власти / В. И. Червонюк [Текст]: монография. - М.: Юстицинформ, 2023. - 1048 с.

References:

1. Berger P., Lukman T. Social construction of reality. A treatise on sociol. Knowledge : [Translation] / Peter Berger, Thomas Lukman. - Moscow : Moscow. philos. foundation, 1995. - 322,

2. Vaipan V. A. Theory of justice: Law and economics: monograph. M.: Justicinform. - 280 p.

3. Gadzhiev G. A. New constitutional values: the concept of sustainable economic growth from the point of view of legal capitalization // Ross Journal. rights. - 2022. -Vol. 26. No. 1. pp. 16 - 28.

4. Conflict and social order / Edited by V. D. Vinogradov, Yu. N. Pakhomova. SPb., 2002. - 151 p.

5. Durkheim E. Suicide: A sociological etude / Trans., from the French with a summary; Edited by V. A. Bazarov. M.: Mysl, 1994. - 399 p.

6. Imgrunt S. I. Civil identification of modern Russians in the conditions of the current system of social inequality : abstract. dis. ... doct. philos. M., 2017. - 59 p.

7. Zorkin V. D. Ten lectures on law: monograph / V. D. Zorkin. M.: Norm, 2021. - 400 p. Okhotnikova M. M. Sociology of consent. Tyumen : Publishing House of the Tyumen State University, 2000. - 205 p.

8. Permilovsky M. S. Solidarity - a new constitutional value or a classical principle of law? // State power and local self-government. - 2022. - No. 7. - pp. 3-6.

9. Polukhin O. N. Idea, experience and ideal of citizenship: a philosophical project. - Moscow: Munits. mir, 2003. - 363 p.

10. Order from chaos: A new dialogue between man and nature / Ilya Prigozhin, Isabella Stengers; Translated from English by Yu. A. Danilova; General ed. and afterword by V. I. Arshinov et al. - M. : Progress, 1986. - 431 p.

11. Public power: system, competencies : monograph / Under the general ed. doct. jurid. M. N. Kobzar-Frolova; ed. by I. V. Glazunov. Voronezh: Izdat.- polygraph. center «Scientific Book!, 2021. - 237 p.

12. Rudenko V. V. All-Russian civil identity as a constitutional and legal category in Russia / V. V. Rudenko // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal studies. - 2022. - Tom 8. - № 1 (29). - Pp. 173 - 188.

13. Umnova-Konyukhova I. A., Aleshkova I. A. The principle of solidarity in post-industrial society: features of the content and development trends // International public and private law. 2021. No. 1. pp. 3-7.

14. Chervonyuk V. I., Goyman-Kalinsky I. V. Coordination of interests in the law as a type of modern legislative technologies // State and law. 2004. No. 8. pp. 54-65.

15. Chervonyuk V. I. The idea of law and law in ideas: in 2 vols. Volume II. Theory of constitutional Law: Comparative legal and country-specific analysis: in 2 books. Book 2. Organization of public power / V. I. Chervonyuk [Text]: monograph. - M.: Justicinform, 2023. - 1048 p.

1 Концепт «согласие» имеет принципиальное значение для национального законодательства, имея в виду, что возникновение, изменение и прекращение правовых связей и отношений во многих случаях связано с согласием сторон (стороны) в этих юридических интеракциях (см., например: Богданов Е. В. Правовая природа согласия в российском гражданском праве // Журнал росс. права. 2019. № 2. С. 64 - 71).

Зорькин В. Д. Десять лекций о праве : монография / В. Д. Зорькин. М.: Норма, 2021. С. 178.

3 Этот важнейший аспект гражданской идентичности пока не стал объектом анализа даже в специальных работах по конституционному праву (см., например: Руденко В. В. Общероссийская гражданская идентичность как конституционно-правовая категория в России / В. В. Руденко // Вестник Тюменского гос. ун-та. Социально-экономические и правовые исследования. 2022. Том 8. № 1 (29). С. 173 - 188). Хотя, безусловно, исследование уровня гражданской идентичности, его замеры, равно как и определение находящихся с ним в связи коррелятов - задача междисциплинарного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.