Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право DOI 10.47643/1815-1337_2020_12_93
КОНСТИТУЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЦЕННОСТЬ (Современный контекст)
ЧЕРВОНЮК Владимир Иванович,
доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя. E-mail: [email protected];
БОЙЦОВ Павел Владимирович,
адъюнкт кафедры конституционного и муниципального права Московского МВД России им. В.Я. Кикотя. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. Проблема действительной (социально-правовой) ценности конституции становится объектом научного анализа лишь при условии выхода исследователя за пределы традиционного исследовательского инструментария конституционного права. Современная методология юриспруденции, имплицитно объединяющая в своем составе комплекс взаимосвязанных средств правопознания и правопонимания, позволяет в том числе выделить, познать и понять аксиологический контекст национальной конституции. Философия восприятия общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в процессе своего исторического развития общецивилизованный характер, становится основой конституции и права. При таком подходе оценка конституции государства не ограничивается собственно ее служебной ролью в национальной структуре права; технико-юридическая составляющая (инструментальная ценность) конституции оказывается совместимой с позиционируемыми (провозглашаемыми) и реализуемыми в конституционной практике ценностями конституции. Поставленная проблема предполагает включение в дискурс ряд приоритетных вопросов: о действительной ценности Конституции РФ для отдельного человека, общества, государства, формах и критериях ценностного восприятия Конституции РФ индивидуальным, массовым и профессиональным конституционным правосознанием; о конституционных ожиданиях граждан относительно достижения заложенных в Основном Законе целей; об интерпретации в среде юристов отдельных конституционных установлений, в частности, положений ст. 2 Конституции РФ, в качестве одной из форм конституционного романтизма; о конституционном реализме, в том числе относящемуся к конституционному принципу социального государства и его реализации в конституционной практике государства.
Abstract. The problem of the actual (social and legal) value of the Constitution becomes the object of scientific analysis only if the researcher goes beyond the traditional research tools of constitutional law. The modern methodology of jurisprudence, implicitly combining in its composition a set of interrelated means of legal knowledge and legal understanding, allows including highlight, know and understand the axiolog-ical context of the national Constitution. The philosophy of the perception of universal values as natural human rights, acquiring in the course of its historical development of a generally civilized nature, becomes the basis of the Constitution and law. With this approach, the evaluation of the Constitution of the country is not limited to its actual official role in the national structure of law; the technical and legal component (instrumental value) of the Constitution is compatible with the positioned (proclaimed) and implemented in constitutional practice values of the Constitution. The issue involves the inclusion in the discourse of a number of priority issues: on the actual values of the Constitution for the individual, society and the state, forms and criteria of values and perceptions of the Constitution the individual, mass and professional constitutional sense of justice; on the constitutional expectations of citizens regarding the achievements laid down in the basic law purposes; on interpretation among lawyers separate constitutional arrangements, in particular the provisions of article 2 of the Russian Constitution, as one of the forms of constitutional romanticism; on constitutional realism, including relating to the constitutional principle of the social state and its implementation in the constitutional practice of the country.
Ключевые слова: ценность конституции, конституционные ценности, регулятивное значение конституционных ценностей, иерархия конституционных ценностей, конституционная стабильность, гуманитарная (личностная) ценность конституции, конституционный романтизм, конституционный реализм, конституция как состояние единства народа (нации), конституционные ожидания, конституционная идентичность, достойная жизнь и свободное развитие человека как показатели реализуемости конституции.
Keywords: the value of the Constitution, constitutional values, the regulatory value of constitutional values, the hierarchy of constitutional values, constitutional stability, humanitarian (personal) value of the Constitution, constitutional romanticism, constitutional realism, the Constitution as a state of unity of the people (nation), constitutional expectations, constitutional identity, decent life and free development of the person as indicators of the feasibility of the Constitution.
В общесоциологическом смысле понятие ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрывать положительную его роль для общества, отдельной личности. Отсюда - ценность конституции - это ее способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом [1].
В литературе по конституционному праву проблема ценности конституции не привлекла достаточного внимания. Весьма активно и в разном формате обсуждается проблема конституционных ценностей. При этом в понятие конституционных ценностей вкладывается различный смысл и, что немало-
важно, представлены противоречивые суждения относительно регулирующего воздействия ценностей. Не углубляясь в дискуссию, необходимо отметить, что ценность - это то, что изначально имеет правовую природу. Общечеловеческие ценности имплицитно отличает их конституционно-правовая природа, связь с правами и свободами человека и публичной властью. Иными словами, конституционные ценности изначально (объективно)1 [2] имеют правовой характер и вследствие этого обла-
1 В этой связи следует признать ошибочными утверждения о том, что «конституционные ценности могут создаваться в ходе интерпретационной деятельности органов конституционного правосудия и в результате системного толкования в доктрине «общих конституционно-правовых установок», а также из международно-правовых принципов» (А. А. Кондрашов). Ценности как объективный феномен складываются в процессе жизнедеятельности людей, формируются более или менее длительное время. Право, как национальное, так и международное, формируется и изменяется в результате формирующихся и изменяющихся ценностей. Интерпретационная деятельность лишь фиксирует в правовой форме ценности, не формируя их. В принципе иерархия в праве основывается на иерархии ценностей. Утверждение о том, что «такая ценность, как право народа на сопротивле-
дают регулятивным началом. Говоря иначе, конституционные -это всегда общесоциальные ценности с правовой коннотацией. При этом не имеет принципиального значения то обстоятельство, закреплены они в национальной конституции или иным образом объективированы в конституционную систему. Как верно замечено (А.А. Кондрашов), своего рода «нормативная энергия», заложенная в конституционных ценностях, реализуется в различных итерациях правового воздействия. При этом специфика нормативной энергии конституционных ценностей такова, что они имеют предметом (сферой) своего влияния и одновременно формой политико-правового бытия прежде всего нормативные величины наиболее высокого, абстрактного уровня -общие принципы права, конституционные принципы, декларации, конституционные презумпции, статусно-категориальные характеристики субъектов конституционного права и конституционных явлений и т. п. [3].
Ценности, включая конституционные, многообразны, как и сама конституционно-правовая жизнь, имеют публично-правовой и частноправовой характер, привязаны к существующей градации основных прав и свобод, системе публичной власти, аккумулируют в себе конституционную картину социума. Методология и технология их обнаружения принципиально важна для выстраивания конституционного законодательства и конституционной практики и одновременно их оценки с позиции ценностного восприятия. Социально-правовой и нравственный потенциал Конституции, обусловленный, прежде всего, содержанием ее 1 и 2 глав, усиленный поправками, внесенными Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» в главу 3, не может быть адекватно раскрыт в законодательной и правоприменительной практике вне интерпретационной деятельности Конституционного Суда, доктринального толкования [4].
В самом общем виде можно сказать, что конституция как верховное право признает (утверждает) и защищает (обеспечивает) абсолютные ценности - свободу, справедливость, общую пользу (общий интерес), общее благо, безопасность личности, общества и государства, правовую стабильность (правовой порядок).
Правильно сказано, что ценность конституции состоит в ее содержании, в том, что она закрепляет и гарантирует общеправовые ценности, ценности, имеющие фундаментальное значение для общества, государства, народов России, для каждой личности, т. е. конституционные ценности [5]. Конституционные ценности (ценности признаваемые конституцией) -
ние угнетению или периодическая сменяемость власти, вытекает из общего толкования...» также представляется заблуждением, впрочем, достаточно распространенным в теоретической юриспруденции.
это разнообразные объекты реальной действительности, признанные в качестве основных ценностей и нашедшие свое закрепление и гарантирование в использовании, реализации, охране и защите конституции как основном (высшем) законе гражданского общества и государства. При этом в иерархии ценностей конституционные занимают безусловно высший ряд, подчиняя «собственным» все иные ценности. В теории и практике конституционализма именно это обстоятельство положено в основу всего конституционного здания. К примеру, Преамбула Конституции Федеративной Республики Бразилия указывает на то, что целью Конституции является создание «Демократического государства», «предназначенного обеспечить реализацию индивидуальных и социальных прав, свободы безопасности, благосостояния, развития, равенства и справедливости как верховных ценностей общества.» [6]. Именно конституционные ценности являются основанием действия механизма конституционности. Новейшие конституции отражают эту особенность. Так, согласно Конституции Венгрии от 25 апреля 2011 г. Президент республики может принять решение отказаться от любого из действий, сформулированных в разделе 1) параграфа (4), если это будет противоречить ценностям, закрепленным в Конституции (ст. 9 (7)). С обеспечением конституционных ценностей, безусловно, связан и феномен конституционной ответственности публичных властей и публичных должностных лиц.
С указанных позиций, как и право, современные конституции характеризуются рядом титульных, позитивно значимых характеристик.
Во-первых, конституция страны обобщенно в нормативной форме выражает достигнутое в обществе согласие по коренным вопросам устройства общества и государства; она позиционирует договор общественного согласия в вопросах организации публичной власти и основ жизнедеятельности общества, гарантиях прав и свобод, сохранении и приумножении фундаментальных ценностей. Конституция призвана не только служить силой, устанавливающей и поддерживающей правопорядок, но и силой утверждающей начала справедливости во взаимоотношениях между различными группами и слоями населения. Конституция через свои обязывающие предписания, адресованные властным структурам государства, солида-ризует общество, интегрирует его в единый социальный организм. Обладая качеством общегосударственного регулятора, конституция является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе. В указанном смысле конституция в качестве Основного закона одновременно выполняет и важнейшую социально-интегративную функцию. Внутри страны конституция - ключевой фактор обеспечения пусть не единодушного, но явно преобладающего общественного согласия и, значит, социально-политической стабильности. На международной арене Консти-
Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
туция - важнейший фактор поддержания и укрепления национальной идентичности, обусловленной историческими, социокультурными и геополитическими особенностями развития России [7].
Во-вторых, ценность конституции заключена в обеспечении конституционной стабильности и конституционных порядков. В понимании считающегося одним из самых продвинутых философов ХХ в. К. Шмитта, Конституция есть эквивалент государственной формы. Конституция государства является такого рода порядком, который примиряет индивидуальную и общую государственную волю, а также объединяет граждан в живое тело государственного организма. Все конституционные институты и процессы рассматриваются в том смысле, что государство «позиционирует себя в качестве персонифицированного единства воль всех свободных граждан, установленное посредством собственной власти» [8].
В-третьих, ценность конституции - в ее способности гарантировать правовые ограничения публичной власти, связывать ее правом (удерживать в границах права) и основами конституционного строя. Отсюда ценность Конституции в том, что она цивилизует государственную власть: при помощи нормативного комплекса ее норм и институтов могут быть сняты («обузданы») отрицательные стороны власти, упрочены народовластие, экономическая свобода, свобода личности, а значит, могут эффективно действовать экономические и духовные факторы, а общество получает возможность нормально развиваться.
В-четвертых, конституция характеризуется гуманитарной (личностной) ценностью, проявляющейся не только в том, что она легализует доступ личности к благам, но также и в том, что она выступает действенным средством ее социальной защищенности, обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Как воплощение формальной свободы, форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях друг с другом, Конституция, являясь высшей формой выражения права, противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей.
В цивилизованном обществе конституция, право в целом призваны обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Ограничивая свободу каждого известными пределами, конституция обеспечивает ему беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т. е. гарантирует свободу в обозначенных ее пределах. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, конституция содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе [9]. В цивилизованном демократическом обществе конституция призвана
обеспечить оптимальное сочетание свободы и справедливости. Утверждая идеи свободы и справедливости, конституция тем самым приобретает глубокий личностный смысл, она становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. С позиции конституционных притязаний «каждый человек должен приучить себя к тому, чтобы доброю волею ограничивать свои притязания, принимая во внимание, что другие также имеют право жить и осуществлять свои интересы» [10].
В-пятых, конституция обладает способностью выступать мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. При активном использовании потенциала конституции формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, политический плюрализм, демократическая избирательная система, свободная четвертая власть (СМИ), правовое государство. Особенность конституционных ценностей в том, что они одновременно являются идеалом и целью общественного и государственно-правового развития [11]. Как отмечается, Конституция Российской Федерации - не просто итог социального компромисса, достигнутого на определенном историческом этапе. Если бы это было так, то на каждом новом этапе развития общества и государства могла возникать потребность в новом социальном компромиссе, то есть в достаточно радикальных конституционных изменениях. Конституция содержит в своем тексте потенциал правовых преобразований, рассчитанный на обозримое историческое будущее страны. Она позволяет в определенной степени уточнять условия общественного компромисса в меняющихся социальных реалиях, обеспечивая таким образом социально-политическую стабильность, необходимую для дальнейшего развития.
В-шестых, в новейших условиях именно национальная конституция выступает гарантом сохранения конституционной (национальной) идентичности. В доктрине конституционная идентичность означает выраженную прежде всего в основах (принципах) конституционного строя суть (этос) нации-государства в социо-культурном контексте общих закономерностей и специфических особенностей исторического развития страны. Как отмечается в специальной литературе, концепция национальной конституционной идентичности позволяет определять наиболее значимые положения Конституции и основанного на них национального правопорядка и служит сдерживающим фактором, правовой преградой на пути непредсказуемой активистской экспансии со стороны наднационального регулирования [12].
Постулируя ценность конституции (в смысле ее значимости как для отдельного человека, так и для всего общества), конечно, следует оставаться на почве реализма (конституционного реализма). В специальной литературе представлен
несколько специфичный взгляд на эту проблему. В частности, отмечается, что конституция «не устраняет социальной борьбы, религиозной, классовой и иной. Зато она вводит ее в культурную форму. Она не производит социальных реформ. Зато она создает для них законную возможность. Она вообще не разрешает по существу ни одного общественного вопроса. Зато без нее нельзя разрешить ни одного вопроса, ибо она устанавливает пути для разрешения всяких общественных вопросов».
Такой подход, думается, все же несколько устарел и не раскрывает действительной ценности Конституции как общесоциального инструмента в механизме социальной трансформации. В данном случае представлено отношение к Конституции как к политической программе, некоему должному, которое не обязательно может воплотиться в сущем - в конституционных порядках. К сожалению, действительность страны долгое время именно к такому пониманию значения Конституции (конституционному правопониманию) предрасполагала. Очевидно, что наука (равно как и общественное мнение) не должна следовать этой (еще не канувшей в Лету) парадигме. В этой связи представленные в главах 1 и 2 Конституции фундаментальные ценности нельзя рассматривать исключительно в
Библиография:
1. Червонюк В.И. Теория государства и права: учеб. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 234; Его же: Конституционное право России. Общая часть: учеб.: в 2 кн. Кн. 1 / В. И. Червонюк. 2-е изд., дополн. и перераб. М.: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019. С. 323-328; Конституционное право зарубежных стран: учеб.: в 2 ч. Ч. I. Сравнительное конституционное право. 3-е изд., обновлен. и доп. / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, А. Ю. Мелехова / под общ. ред. В.И. Червонюка. М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018. С. 263-265.
2. Кондрашев А. А. Конституционные ценности в современном Российском государстве: о конфликтах и девальвациях // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1.
3. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.
4. Комарова В. В. Наполнение и видовое многообразие правовой категории «конституционные ценности» (конституционно-правовой аспект) // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-8. С. 1387.
5. Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика). Избранные труды (1991-2012 гг.) / Н.
B. Витрук. М.: Норма, 2012. С. 168-169.
6. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Издательство Юрайт : ИД Юрайт, 2012.
C. 425.
7. Зорькин В. Буква и дух Конституции // Росс. газ. 2018. 12 окт. С. 3.
8. Шмитт К. Гарант конституции // Антология конституционных учений: в 2 ч. Ч. II / В. И. Червонюк, И. В. Калинский, И. С. Назарова.; под общ. ред. В. И. Червонюка. 3-е изд., доп. М., 2017. С. 401.
9. Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Изд-во «Зерцало», 2003. С. 97.
10. Витрук Н.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении: (история, доктрина и практика). Избранные труды (1991-2012 гг.) / Н. В. Витрук. М.: Норма, 2012. С. 172; Его же: Содержание конституционно-правовой политики в современной России // Росс. правосудие. 2008. № 12. С. 410.
11. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России: монография / В.Д. Зорькин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Норма, 2019. С. 249 и след.
12. Спекторский Е. В. Что такое Конституция. М., 2017. С. 11.
13. Краснов М.А. Введение в конституционное право с разъяснением сложных вопросов: учеб. пособие [Текст] / М. А. Краснов; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», М.: Изд. дом ВШЭ, 2018. С. 81-82.
качестве отдаленного от реальности идеала, освященного Конституцией «пожелания». Такое понимание - путь к отрицанию действительных ценностей. Именно поэтому даже известные конституционалисты искренне считают, что положение ст. 2 Конституции РФ есть проявление конституционного романтизма. Между тем возведенное в конституционный принцип положение ст. 18 о том, что «права и свободы человека и гражданина. определяют смысл, содержание и применение законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием», безусловно, имеет всеобщий и универсальный характер. Именно в этой связи следует оценивать утверждение В. Д. Зорькина о том, что закрепленные в Конституции «(ключевые для конституционного правопонима-ния!) понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» еще не получили в нашей стране не только надлежащего практического воплощения, но и адекватного их значимости» [7].
Если посмотреть на это заслуживающее внимания высказывание, то, очевидно, правомерным будет и более общий вывод относительно ценности конституции. Ценность конституции заключена в ее признании достоинства каждого человека и в способности конституционно признанной конструкции публичной власти обеспечить достоинство человека [13].