Научная статья на тему 'Сократ и социально-философские основания суицида в Древней Греции: урок для современности'

Сократ и социально-философские основания суицида в Древней Греции: урок для современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
527
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОУБИЙСТВО / СОКРАТ / ЛОГОС / ПОЛИС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лященко М. Н.

Статья посвящена рассмотрению социально-философских оснований феномена самоубийства и выявлению общественной оценки к данному акту в Древней Греции на примере жизни и учения Сократа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сократ и социально-философские основания суицида в Древней Греции: урок для современности»

индивидуального риска развития той или иной патологии.

Таким образом, разработка и практическое применение превентивной диагностики предрасположенности к суицидальному поведению, учитывающей биологические, медицинские и социальные факторы риска, позволит выделить группы «повышенного риска» для проведения адресной профилактики суицидов.

Литература:

1. Иваненко С.А., Божченко А.П., Толмачев И.А. Дерматоглифика суицидентов: характеристика и значение в решении экспертных задач // Медицинская экспертиза. - 2011. - № 5. - С. 26-29.

2. Ползик Е.В., Казанцев В.С., Якушева М.Ю., Лежнин В.Л., Шутова И.А. Теория и методы оценки предрасположенности к болезням / Екатеринбург: УрОРАН, 2012. - 237 с.

3. Розанов В.А. Гены и суицидальное поведение // Суицидология. - 2013. - Том 4, № 1. - С. 3-14.

4. Чистикин А.Н., Чистикина Т.А., Зороастров М.О. Дерматоглифика стоп у лиц с суицидальным поведением // Суицидология. -2012. - № 1. - С. 50-52..

5. Labonte B., Turecki G. The epigenetics of suicide: explaining the biological effect of early life environmental adversity // Archives of Suicide Research. - 2011. - Vol. 14, № 4. - P. 291-310.

6. Penrose L.S. Memorandum on Dermatoglyphic Nomenclature / / Birth Defects: Orig. Art. Ser. - 1968. - Vol. 4, № 3. - P. 1-13.

Философия и суицид

СОКРАТ И СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ СУИЦИДА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: УРОК ДЛЯ СОВРЕМЕННОСТИ

М.Н. Лященко

Оренбургский ГУ, г. Оренбург, Россия E-mail автора: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению социально-философских оснований феномена самоубийства и выявлению общественной оценки к данному акту в Древней Греции на примере жизни и учения Сократа.

Ключевые слова: самоубийство, Сократ, логос, полис.

Проблема самоубийства создавала вокруг себя не малые мыслительные пространства в силу значительного интереса философов к пониманию сущности человеческого бытия. Имплицитно возникновение интереса философов к этому феномену берет свое начало в точке пересечения важных метафизических векторов: осмысление оснований бытия и его обратной стороны небытия, выраженной в уничтожении и гибели «вещей». Начиная с Сократа философ-

ский разум, начинает осмысливать проблему самоубийства в разных аспектах и плоскостях, но порой это делается в не явном виде. Эта проблема не была центральной в работах представителей афинской школы.

Открывая абсолютный характер этических понятий и неизменную их сущность Сократ, считает, что их главная задача нравственное совершенствование души человека через придание последнему смысложизненной основы. Именно в условиях изменяющейся реальности, с ее диалектической природой, абсолютные понятия становятся смыслообразующим началом. Они олицетворение мирового логоса в разуме человека. Сократ, как ни кто другой понял, что этические понятия имеют свои онтологические основания в мировом разуме. Только онтологизация этих понятий придает им статус абсолютов.

Абсолютные понятия, для Сократа, тождественны истине они выше по своему гносеологическому статусу, чем частные убеждение или частные поступки - это-то, за что человек может расстаться со своей жизнью. Сократ говорит, что он «на стороне закона и справедливости, нежели из страха перед тюрьмою или смертью быть заодно с ... желающими несправедливого» [2]. Поэтому отказ Сократа от истины соразмерен философскому самоубийству, т.е. духовной смерти. Духовная смерть для древнегреческого философа воспринимается как самое страшное наказание, которое может быть ниспослано судьбой («естественный закон», олицетворяющий справедливость и разумность). Вытекающие последствия этого жизненного акта - потеря смысложизненной основы, душевный «хаос», потеря веры в жизненные силы человека и познавательные возможности разума. Последний, таким образом, приходит в противоречие с мировым Логосом.

Параллельно с этим аспектом Сократ развивает тезис о том, что философ, прикоснувшись к истинному (трансцендентному) миру этических абсолютов находит в нем духовное наслаждение, которое венчает познавательный процесс. Для познавшего истинный мир, материальный мир - меркнет. Его ценности и блага не интересуют Сократа. Идеальный мир -цель Сократа, так как духовные возможности и силы разума открывают человечеству разумное устройство космоса. Сократ осознал, что через свой разум он «соединяется» в акте познания с космосом. Этот познанный «идеальный мир», по Сократу, и есть модель социального мироустройства, а в частном случае -модель поведения человека, которую индивид должен осознать и внутренне разделить. Так и делает Сократ и поэтому смерть для него нестрашна, она по его словам - «пустое дело». Сократ считает, что за истину, идеал, человек имеет право умереть. В таком смысле можно трактовать поступок Демосфена, совершивший самоубийство из-за постигшего разочарования в крушение полиса и его идеалов. Но только с точки зрения этих разумных доводов самоубийство оправдывается Сократом, выступает вынужденной

Том 1S, № 3, 2G13 Тюменский медицинский журнал

61

мерой, которой следует прибегнуть человеку. «Совсем не бессмысленно, чтобы человек не лишал себя жизни, - говорит словами Сократа Платон, - пока бог каким-нибудь образом его к этому не принудит, вроде как, например, сегодня - меня» [3].

Но сам Сократ - дитя полиса и его философия космоцентрична. Поэтому общество не раздельно с космосом, а человек не мыслим без общества. Сократовская мысль видит необходимость рассмотреть вопрос о самоубийстве с социальной точки зрения. Оправдывается ли оно с точки зрения общежития? Человеческое существование не раздельно связано с общественным бытием в силу удовлетворения человеком своих потребностей, желаний самоутверждения и самореализации. Это то, что по Сократу позволяет человеку существовать и придает смысл жить сообща, укрепляя и созидая общественные отношения и поддерживая высокий уровень саморегуляции общества. По логике рассуждения Сократа - вступление человека в общежитие обязывает его к определенному образу жизни и призывает к соблюдению долга перед другими членами общества, не смотря на человеческий эгоизм, который мыслитель считает не универсальным свойством, он говорит, что «социальная ответственность является неотъемлемой, существенной характеристикой индивида» [1]. Человек за свои поступки не только должен нести ответственность, но и выстраивать жизненную стратегию с учетом общественного блага. В этом и кроится достоинство человека.

Достоинство человека заключается в следовании добродетели - соблюдение закона и справедливости (внешние условия) и духовная общественная интеграция (внутренние условия). Результатом следование добродетели является преображение души. В целом жизненная стратегия личности, по Сократу, должна сводиться в служении другим, общественному благу. Поэтому Сократ принимает смертный приговор и морально готов к лишению себя жизни, но делает он это ради общественного блага и чтобы не порвать духовные «узы», связывающие его со своим народом. Он считает, что, несмотря на несправедливое обвинение, его долг принять вынесенный вердикт. Сократ глубоко осознавал социальную ответственность и не мог перешагнуть через проложенную необходимость, как в социнивнал стапель, солидвриора'лоьиощуховная связь граждан полиса обеспечивалась не только социальной ответственностью, но и чувством патриотизма. Это чувство тесно переплеталось с ревнивым отношением каждого члена полиса к свободе и той социально-политической организации, которая обеспечивает условия для свободного развития. Общественные интересы в городах-государствах не только на словах, но и на деле ставились выше личных или узкосемейных. Самопожертвование или альтруистическое самоубийство на благо полиса признавалось добродетельным поступок и являлось образцовостью, которая продиктована общественным долгом и обя-

занностью защиты интересов родного полиса. Общественный долг подразумевал защиту и процветание демократических основ города-государства.

Проблема самоубийства в лице Сократа нашла свое первое философское осмысление, которое не только сделала первые шаги к познанию и объяснению этого феномена, но и дало ему первую оценку с точки зрения философии, которая оказалось не однозначной. С одной стороны в некоторых обстоятельствах альтруистическое самоубийство (самопожертвование) оправдывалось и считалось образцом поведения, а с другой стороны, философская мысль склонялась к неприемлемости и осуждению этого жизненного акта. Самоубийство считалось нецелесообразным поступком, сущность которого выводилась из небытия, что подразумевало внесение разрушающего, дисгармонирующего начала, как в общественное бытие, так и в бытие человека. Этот акт обрывал развитие человека, символизируя неестественный и неразумный конец (природному, социальному и культурному) бытию человека.

Литература:

1. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987. - 589 с.

2. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 1. - М.: Мысль, 1990. -860 с.

3. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2. - М.: Мысль, 1993. -528 с.

ИНТЕГРАЛЬНАЯ МАТРИЦА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУИЦИДОВ

А.А. Тараданов

Челябинский ГУ, г. Челябинск, Россия E-mail автора: [email protected]

Обоснована категорийно-мотивационная структура суицидов, определены и разведены понятия суицида и самоубийства.

Ключевые слова: суицид, непосредственное и опосредованное самоубийство, действительное и недействительное самоубийство.

В теории суицида существует ряд вопросов, отсутствие корректного решения которых значительно затрудняет исследования. К ним относятся:

1. Нечеткое определение суицида, отсутствие теоретического решения вопроса о принадлежности -непринадлежности к суициду случаев «опосредованной» (по Дюркгейму) смерти как следствия преднамеренного или аффективного смертельного риска.

2. Неразграничение или нечеткое разграничение понятий самоубийства, суицида и эвтаназии.

3. Отсутствие цельной концепции суицида, содержащей координационно-субординационные связи между основными понятиями и отношениями.

62

Тюменский медицинский журнал Том 15, № 3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.