Научная статья на тему 'Сокращение сектора деловой прессы как фактор оптимизации информационного рынка России'

Сокращение сектора деловой прессы как фактор оптимизации информационного рынка России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / CONVERGENCE / ДЕЛОВАЯ ПРЕССА / BUSINESS PRESS / МЕДИА-ХОЛДИНГ / MEDIA HOLDING / РЕБРЕНДИНГ / REBRANDING / КО-БРЕНДИНГ / CO-BRANDING / МЕДИА-СТРАТЕГИЯ / MEDIA STRATEGY / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ РОДИОНОВА / PUBLISHING HOUSE OF RODIONOV / SANOMA INDEPENDENT MEDIA

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лучинский Юрий Викторович

В статье рассматривается проблема трансформации сегмента деловых периодических изданий на информационном рынке России. Выделяются основные причины данных процессов. Эти процессы вписываются в общие тенденции медийной глобализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Shortening of the Sector of the Business Press as a Factor of Optimizing of the Information Market of Russia

The article deals with the problem of the transformation of the sector of the business press on the information market of Russia. The main reasons of such processes are strengthened. Those processes are incorporated in the common tendencies of media globalization.

Текст научной работы на тему «Сокращение сектора деловой прессы как фактор оптимизации информационного рынка России»

Ю.В.ЛУЧИНСКИЙ

доктор филологических наук, профессор, завкафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета

СОКРАЩЕНИЕ СЕКТОРА ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ КАК ФАКТОР

ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА РОССИИ

Одним из знаковых событий последнего времени стало закрытие в декабре 2010 года еженедельника «Русский Newsweek». Этот проект был убыточен не только для лицензиатов, но и для своих владельцев. Прежний собственник журнала, «The Washington Post», фиксировал убытки с 2007 года. В 2009 году операционный убыток издания составил 29,3 миллиона долларов, а летом 2010-го «Newsweek Inc» была продана миллиардеру Сидни Харману, основателю компании-производителя аудиооборудования «Harman International Industries».

«За последние 10 лет тираж «Newsweek» сократился практически вдвое. Как считают аналитики, главным образом вследствие утраты актуальности формата еженедельного анализа и репортажа. Коренные аудитории «Newsweek» и его конкурентов по формату все больше сдвигаются в сторону цифрового медиапотребления, тогда как природа «великих еженедельников» не терпит суеты: редакции должны быть фундаментально большими, чтобы авторы могли подготовить хорошие материалы, не испытывая жесткого давления deadline» [1, c. 25].

На фоне громкого закрытия «Русского Newsweek» прослеживается достаточно тревожная тенденция сокращения общественно-политического и делового сегмента на информационном рынке в связи с уходом целого ряда вполне перспективных и успешных изданий в контексте конвергенции издательских моделей ведущих медиа-холдингов.

Возьмем, к примеру, принадлежащий Издательскому дому Родионова деловой журнал «Карьера», который выходил ежемесячно с 1998 года тира-

жом до 80 тысяч экземпляров и анонсировался как издание «для предприимчивых людей, которые целенаправленно строят карьеру и интересуются тем, как это делают другие».

Первоначально журнал строился на основе соответствующей рубрики в еженедельнике «Профиль», но вскоре вырос в самостоятельное издание. После громкого скандала в 2001 году, когда из-за конфликта с издателем весь состав редакции во главе с редактором Екатериной Даниловой ушел, чтобы создать собственный проект «Формула карьеры», журнал пережил нелегкий год падения популярности и тиражей.

Однако в самом начале 2003 года удалось провести ребрендинг журнала «Карьера».

В одном из интервью Александр Перов, в то время определявший медиа-стратегии Издательского дома Родионова, описал процесс ребрендинга следующим образом:

«Мне пришлось впервые в жизни уволить целиком редакцию журнала - это была «Карьера», имевшая отличный рыночный потенциал, но приносившая одни убытки. - И... вы сделали очередной номер сами? - Нет, конечно. Просто удача снова была на моей стороне. Как раз тогда вернулся из Штатов знакомый мне еще по временам «Московского комсомольца» Женя Додолев - блестящий журналист, один из сильнейших медиа-менеджеров, которых я когда-либо встречал. Я предложил ему заняться «Карьерой», он за неделю сделал новую концепцию, пригласил Сергея Горбунова главным художником - и меньше, чем через год, «Карьера» стала приносить прибыль. В новой концепции и с новым дизайном журнал стал не просто содержательным, он стал читаемым, а главное - по-настоящему стильным» [2].

Результат не заставил себя ждать - журнал занял (согласно отчету, подготовленному «Ассоциацией менеджеров России» [3]) по популярности первое место среди российских деловых ежемесячных изданий.

В итоге, прирост рекламных доходов в журнале «Карьера» за 2004 год составил 45 % на фоне 18% в журнале «Эксперт» и 14% в журнале «Компания».

Более того, Евгению Додолеву удалось организовать ко-брендинг с американским деловым журналом аналогичного формата - «The Entrepreneur», который имел опыт лицензионного сотрудничества с такими странами как Венгрия, Мексика, ЮАР, Филиппины и Индия. Так в «Карьере» появился блок лицензионных материалов, что вскоре будет использовано и в базовом для Издательского дома Родионова журнале «Профиль» (только вместо «The Entrepreneur» партнером станет «Der Spiegel»).

В 2008 году журнал, проведя очередной ребрендинг, стал издаваться два раза в месяц. Затем было объявлено о желании перейти в ежеквартальный формат, но, тем не менее, последний номер «Карьеры» вышел в январе 2010 года, а с августа того же года журнал снова стал рубрикой журнала «Профиль».

В том же положении, что и Издательский дом Родионова оказался еще один российский медиа-холдинг - Sanoma Independent Media (SIM).

Он был основан в 1992 году голландским предпринимателем Дерком Сауэром, который стал издавать в Москве англоязычную газету «The Moscow Times». До 2005 года медиа-холдинг существовал под брендом Independent Media, затем голландские акционеры приняли решение о продаже своего издательского дома компании Sanoma Magazines International, являющейся подразделением финского медиа-холдинга Sanoma.

Как и Издательский дом Родионова SIM имеет широкую линейку периодических изданий в самых разнообразных сегментах читательского интереса.

Важной составляющей издательской деятельности SIM является деловая пресса, в которую входят деловые газеты («The Moscow Times», «The St. Petersburg Times» и «Ведомости») и журналы («АгроИнвестор»,

«АгроТехника и технологии», «Harvard Business Review» и (до последнего времени) «SmartMoney»).

Как известно, аналитический деловой еженедельник «SmartMoney» был основан в 1992 году корпорациями Hearst Corporation и Dow Jones & Company. В марте 2006 года журнал появился в России, являя собой удачный пример конвергенции издательской модели и партнерства SIM с «Financial Times» и «The Wall Street Journal».

Журнал выходил по понедельникам тиражом в 50 тысяч экземпляров. Первым его редактором был Леонид Бершидский, которого сменил Александр Малютин.

Однако в 2009 году вслед за уходом с издательского рынка журнала «Gloria» было объявлено о закрытии журнала «SmartMoney».

«Еженедельник стал жертвой экономического кризиса, из-за которого сократились доходы от рекламы. По экспертной оценке, за «Smart Money» последуют и другие деловые СМИ. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, компания «Бизнес ньюс медиа» (часть Independent Media, выпускающая «Ведомости» и «Smart Money») не является публичной, поэтому оценить ее долговую нагрузку не представляется возможным» [4].

Журнал «D'» (Д-Штрих) позиционировал себя как деловое издание, посвященное игре на бирже, инвестициям и финансовым рынкам и издавался с 2005 года тиражом свыше 50 тысяч экземпляров, что на 20 - 30% превышал тираж таких журналов как «Коммерсант-Власть» и «Коммерсант-Деньги».

Однако в сентябре 2009 года журнал поменял концепцию, сосредоточившись на российском рынке акций, а в марте 2010 года стал продавать электронные версии в формате PDF, объясняя данный шаг сложностью распространения журнала в регионах.

25 апреля 2011 года медиа-холдинг «Эксперт» был вынужден объявить о закрытии журнала «D'» [5]. При этом главный редактор «D'» Константин

Илющенко сообщил Media-Day.ru, что на закрытие журнала не повлияли экономические причины.

Следующим шагом, по его мнению, станет слияние <Ю'» с головным изданием медиа-холдинга - деловым журналом «Эксперт», в котором появится новая рубрика. При этом три сотрудника редакции «Ю'» должны перейти в новый отдел редакции журнала «Эксперт», остальные - заняться сайтом Fincake.ru и присоединиться к команде телеканала «Эксперт ТВ».

Журнал «Финанс» принадлежал Издательскому дому «Актион-пресс», который входит в медиагруппу «Актион» - лидера российского рынка специализированной и профессиональной периодики.

«Актион-Медиа» и дочерние компании медиагруппы выпускают такие известные журналы и газеты как «Главбух», «Учет. Налоги. Право», «Российский налоговый курьер», «Кадровое дело», «Коммерческий директор». Все они прочно занимают свою нишу на рынке и обладают четко очерченным кругом читателей и рекламодателей. Всего реестр медиагруппы включает в себя 40 наименований профессиональной периодики и множество книг по различным направлениям (бухгалтерия, финансы, делопроизводство, право, кадры, работа в различных отраслях).

Среди причин закрытия журнала «Финанс» эксперты также называют общую тенденцию ухода рекламодателей в Интернет - им все менее интересной становится «бумажная» пресса. Поэтому многие из них считают, что на рынке со временем останутся качественные масс-медиа для бизнесменов (а также узкопрофильные издания) и новостные интернет-порталы».

Медиа-аналитики полагают, что в среднесрочной перспективе на российском рынке выживут те печатные издания, которые смогут найти и удержать интересными проектами свою нишевую целевую аудиторию.

При условии, что та, в свою очередь, будет адекватно реагировать на размещаемую рекламу. Стоит отметить еще один рыночный тренд, когда печатное издание заводит интерактивный ресурс. К примеру, западные деловые

бренды - «The Financial Times», The New York Times» - постепенно смещаются в Интернет, вводя платный доступ к своему контенту.

Из российских изданий на это пока решились только «Ведомости». ««Финанс» и «SmartMoney» были самыми яркими в этой когорте. «SmartMoney» брал высокой журналистикой (которая, полагаю, требовала и гораздо более существенных расходов)» [6].

Таким образом, подтверждается тенденция на сокращение сегмента деловой прессы на информационном рынке, однако этот процесс можно рассматривать как фактор оптимизации рынка, совпадающий с общемировыми тенденциями.

Список использованной литературы:

1. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. - М., 2011. - С. 25.

2. Матвеева О. Александр Перов: Я еще не соскучился жить // Издательский Дом «Новый взгляд». URL: http://www.newlookmedia.ru/?p=13040. Дата обращения: 1.02.2012.

3. Годовой отчет о деятельности Ассоциации менеджеров - 2004 // Ассоциация менеджеров.

URL: http://www.amr.ru/upload/iblock/5cd/AMR annual report 2004.pdf. Дата обращения: 1.02.2012.

4. Айзенштадт Д., Шакирова Г. Smart Money кончились // Газета.т. URL: http://www.gazeta.ru/money/2009/05/08 a 2984494.shtml. Дата обращения: 2.02.2012.

5. Медиахолдинг «Эксперт» объявил о закрытии журнала D' // Lenta.ru. URL: http://www.lenta.ru/news/2011/04/25/expert/ Дата обращения: 3.02.2012.

6. Мирошниченко А. Почему закрывают «Финанс» // OpenSpace.ru URL: http://www.openspace.ru/media/paper/details/. Дата обращения: 1.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.