Научная статья на тему 'Современный российский рынок деловой информации'

Современный российский рынок деловой информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1361
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВЫЕ СМИ / BUSINESS MEDIA / МЕДИАРЫНОК / MEDIA MARKET / РЕКЛАМНЫЙ РЫНОК / ADVERTISING / РЕКЛАМА / AD MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Блинова М. В.

Статья посвящена современному рынку деловой информации в России. Автор рассматривает структуру российского делового медиарынка, рассказывает о различных типах деловых медиа, о рекламе в деловых СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market for Business Information in Russia

The article is focused on modern Russian business media market. Author shows the structure of russian business media market, describes different types of business media, advertising in business media.

Текст научной работы на тему «Современный российский рынок деловой информации»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 1

М.В. Блинова, канд. филол. наук, доцент кафедры теории

и экономики СМИ факультета фурналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК

ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья посвящена современному рынку деловой информации в России. Автор рассматривает структуру российского делового медиарын-ка, рассказывает о различных типах деловых медиа, о рекламе в деловых СМИ.

Ключевые слова: деловые СМИ, медиарынок, рекламный рынок, реклама.

The article is focused on modern Russian business media market. Author shows the structure of russian business media market, describes different types of business media, advertising in business media.

Key words: business media, media market, ad market, advertising.

Сегодня деловая журналистика — один из наиболее динамично развивающихся сегментов системы средств массовой информации России. Непрерывно увеличивается количество медиа, работающих с информацией делового характера, увеличивается влияние бизнес-СМИ на протекающие в обществе и экономике процессы, повышается внимание общества, бизнеса и журналистского сообщества к вопросам развития деловых массмедиа.

Модернизация страны и общества приводят к трансформации информационной деловой системы. Развитие российской экономики, рост потребительского спроса, активное развитие определенных сегментов бизнеса, повышение курса акций многих российских компаний, проникновение на российский рынок зарубежных брендов, изменения в структуре собственности СМИ, конвергенция деловой информации и электронной коммерции и т.д. — все это влечет за собой как ответную реакцию на происходящее потребность в деловых медиа и соответственно — быстрое развитие рынка деловых средств массовой информации. Издания ориентируются на определенную аудиторию, находят свою нишу на рынке деловой прессы, т.е. происходит сегментация рынка по разным параметрам.

Круг людей, втянутых в финансово-экономические — деловые — отношения, постоянно расширяется. Кому-то надо обеспечивать их необходимой информацией, на основе которой они могли бы руководить своими действиями: принимать решения, управлять компаниями, улучшать свой бизнес. Деловые средства массовой информации и, в частности, пресса необходимы не только банкирам, экономистам и финансистам, но и инвесторам, держателям акций, да и любому другому потребителю (особенно имеющему свой бизнес).

В России деловые СМИ представлены в «традиционных» формах — печатные, аудиовизуальные, а также в «новом» формате — онлайновые версии. Основную часть делового медиа-рынка контролируют крупные медиагруппы, в составе которых бизнес-медиа сконцентрированы чаще по вертикальному (ИД Родионова, ИД «КоммерсантЪ», ИД «Экономическая газета»), но также и по диагональному принципу (например, группа «Эксперт», РБК). Газетно-журнальная сфера представлена разветвленной сетью изданий различных по формату, периодичности, тиражам, аудиторной ориентации, способам финансирования. В структуру деловой прессы входят газеты, журналы, периодически выходящие бюллетени и приложения.

Состав Издательского дома Родионова очень разнообразен с точки зрения целевой аудитории печатных СМИ, которые он выпускает: это деловые еженедельники «Профиль», «Компания», Business week (русская версия), а также журналы «Карьера», «Домовой», Moulin Rouge, «Крестьянка», XXL, L'Optimum, «ОНА».

В группу «Эксперт» помимо общенационального делового журнала «Эксперт» входят также четыре региональных издания — «Эксперт Северо-Запад», «Эксперт-Урал», «Эксперт-Сибирь», «Эксперт-Волга», а также два зарубежных издания — «Эксперт-Украина» и «Эксперт-Казахстан». Группа «Эксперт» издает также журнал о персональных финансах «Д-штрих», а также специализированные ежемесячные журналы «Оборудование: рынок, предложение, цены» и «Энергия промышленного роста».

В группу включены также рейтинговое агентство «Эксперт РА», маркетинговое агентство «Эксперт-Дата», аналитический центр и инновационное бюро «Эксперт».

Медиагруппа РБК известна ежемесячным журналом «РБК» и ежедневной газетой «РБК daily», также в ее состав входит Интернет-портал и телевизионный канал «РБК ТВ», предоставляющие деловую информацию.

Если рассматривать структуру делового медиарынка России, то получится примерно следующая картина. Среди печатных СМИ выделяются ежедневные и еженедельные газеты, а также еженедельные и ежемесячные журналы, причем некоторые из них распространяются только по подписке (например, еженедельник «Экономика и жизнь», Vending Business и др.).

Среди ежедневных деловых газет необходимо назвать «Бизнес», «Ведомости», «КоммерсантЪ», «РБК Daily» и др. В 2007 г. на рынке деловых СМИ появилось новое печатное издание Business & Financial Markets — первая и пока единственная российская биржевая газета.

Еженедельные газеты и журналы представлены в России большинством изданий, как то: «Итоги», «КоммерсантЪ Власть», «КоммерсантЪ Деньги», «Компания», «Профиль», «Секрет фирмы», «Эксперт», «Экономика и жизнь», «Экономика и время», Business Week — русская версия, Smart Money, Финанс и др. С 2002 г. периодичностью раз в две недели выходит «Бизнес-журнал» (ИД «Компьютерра») — самое массовое всероссийское деловое издание, его тираж сегодня составляет более 190 тысяч экземпляров, он имеет 39 региональных выпусков, объем издания — 112—144 полосы в зависимости от региона.

Среди ежемесячных изданий можно выделить русскую версию Forbes и «Коммерческий директор».

В свою очередь, выпускается немало изданий для целевой аудитории — менеджеров и управленцев, например «Искусство управления» (российский партнер британского The Economist), «Менеджмент сегодня», «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансовый менеджмент», «Консультант», «Управление компанией».

Можно выделить разные типы корпоративных СМИ на рынке деловых медиа, в частности B2B и B2C издания. Главная цель газет и журналов для клиентов (B2C) — наладить контакт с потребителем, создать позитивный имидж компании, привлечь внимание к конкретной сфере промышленности. Эти издания распространяются бесплатно.

Внутрикорпоративные издания (часть изданий В2В), как правило, распространяются внутри компании. Они являются одним из инструментов создания корпоративной культуры.

Деловые СМИ также широко представлены в Интернете. Сеть расширяет рамки делового издания. Деловая информация рассматривается разносторонне, подается оперативнее.

Можно выделить два типа деловых медиа в Интернете: онлайновые издания, которые доступны только в Интернете (Forex Magazine), и сетевые версии печатных СМИ. Так, например, в 1998 г. группа РБК создала сайт, который стал еще одним каналом распространения деловой и финансовой информации.

Деловое телевидение в России представлено единственным на сегодня специализированным деловым каналом «РБК», вещающим с 2003 г. В круглосуточном эфире РБК освещает ситуацию на российском и международном финансовых рынках, представляет экономические, финансовые и политические новости России и зарубежных стран, делает аналитические обзоры, прогнозы и комментарии экспертов, а также обзоры деловой прессы, показывает интервью с ведущими политиками и бизнесменами. Канал активно сотрудничает с мировыми лидерами в новостном вещании и распространении экономической информации — компаниями CNBC и CNN. Как они сами себя позиционируют, РБК — это специализированное, деловое телевидение, вещающее для тех, кто заинтересован прежде всего в экономической информации.

Некоторые центральные каналы, в частности, вводят в информационно-новостные передачи программы деловых новостей, но это лишь 10—30 минутные «вставки», которые транслируются 2—3 раза в день.

С 1 марта 2007 г. на частоте 87.5 FM в эфир выходит первая и пока единственная деловая радиостанция «Бизнес FM». Это очередной проект Издательского дома «Московские новости». Особенностью программной политики радиостанции является доминирование в сетке вещания коротких сюжетов, привязанных к деловым новостям. «Бизнес FM» сегодня слушают не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и в Уфе. Каждые 15 минут в эфире представлен обзор текущих событий в стране и мире, новости рынков (обзор котировок ценных бумаг, курсов валют, цен на сырье), информация об отставках и назначениях, погода в финансовых столицах мира; каждые 30 минут — новости и события ведущих российских и зарубежных компаний и корпораций, мониторинг деловой прессы: газет, журналов, Интернет-изданий, мирового радио и телеэфира.

Таким образом видно, что деловой медиарынок в России в целом адекватен тому состоянию, в котором находятся сейчас институт демократии и рыночные отношения в стра-

не. Кардинальные его изменения возможны лишь при совершенствовании управленческих процессов на уровне государства и предприятия, состыковке различных системных процессов, снятии непрозрачности со многих политических и экономических процессов, в случае реального учета информационного ресурса как важного ресурса модернизации общества. Состояние российской деловой журналистики, с одной стороны, обусловлено спецификой формирования национальной медиасисте-мы, с другой — ростом рекламного рынка России. Состояние рекламного рынка является одним из показателей того, что происходит в стране, в ее экономике.

Если говорить о рекламных бюджетах, потраченных рекламодателями в нашей стране, то он увеличивается год от года. Объем рекламного рынка с показателем более млрд долл. (в 2005 г. — 5,03 млрд долл., 2006 г. — 6,49 млрд долл., 2007 г. — около 9,5 млрд. долл) не первый год позволяет России выйти на первое место в Восточной Европе. Инвестиции в российский рекламный рынок ежегодно растут более чем на 20%, миллиардные показатели позволяют России войти в двадцатку крупнейших рекламных рынков мира.

По итогам 2006—2007 гг. в России заговорили о революции в секторе интернет-рекламы, который продемонстрировал наибольший рост. В 2008 г. доля интернета в совокупных рекламных бюджетах российских рекламодателей превысила 4%, а это значит, что интернет-реклама приближается к радио, на долю которого в последние годы приходится около 5%, и газетам (более 5%).

Контекстная реклама сегодня составляет 55% всего рынка интернет-рекламы в России, это наиболее активно растущий сектор. Впечатляющий рост этого сектора следует отнес -ти на счет малого и среднего бизнеса, который полагает, что именно этот канал наилучшим образом способствует росту продаж. Напротив, крупные рекламодатели в среднем тратят на контекстную рекламу не более 5% своих бюджетов на интернет-рекламу.

Что касается рекламы в деловых изданиях, «пятеркой» лидеров в тематике являются: финансовый сектор, частный транспорт, недвижимость, бизнес-услуги, компьютеры, 1Т, связь. Основными заказчиками рекламы в деловых журналах также являются: страховые, юридические, консалтинговые, инвестиционные, транспортные компании, паевые фонды, промышленные предприятия, организации, предоставляющие образовательные услуги.

Новая ниша на рынке рекламных коммуникаций — В2В сектор, которому рекламисты уделяют теперь особое внимание. Банковские продукты, тарифы сотовых компаний и т.п. становятся все более сегментированными и требуют специального внимания к продвижению бизнес-продуктов.

Другая российская новинка — появление специализированных телеканалов, посвященных исключительно рекламе. Появляются также новые рекламоносители, например реклама в маршрутных такси (Маршрут ТВ).

Рекламный рынок России развивается в соответствии с требованиями рынка страны в целом. Изменения, происходящие в этой области, диктует сама экономика, развитие новых технологий, культура и общество.

Таблица 1

Ежедневные российские деловые газеты

Название Год начала издания Издатель, владелец, учредитель Тираж, 2007 г. Объем (кол-во полос) Формат

Бизнес Ноябрь 2004 С ноября 2006 г. владелец — ИД Родионова 35 000 16 А3

Ведомости 1999 ЗАО «Бизнес Ньюс медиа», газета издается совместно с Financial Times, The wall street Journal, Independent Media 68 700 16 А2

КоммерсантЪ 1909 г., с 1917 г. по 1990 г. не выходила, с 1990 г. выходила в еженедельном режиме, с сентября 1992 г. — в ежедневном ИД «КоммерсантЪ», Алишер Усманов, холдинг «Металлоинвест» 87 759 24 А2

РБК Daily 2006 ООО «РБК Медиа» 80 000 16 А2

Business & Financial Markets 2007 ИД «Московские новости» 30 000 16 А3

Российские деловые еженедельники

Название Год начала издания Издатель, владелец, учредитель Тираж, 2007 г. Объем (кол-во полос) Формат

Итоги 1996 ИД «7 дней» 85 000 112 А4

КоммерсантЪ Власть С 1992 г. выгходит как «КоммерсантЪ Weekly», с 1997 г. переименован в «КоммерсантЪ Власть» ИД «КоммерсантЪ», Алишер Усманов, холдинг «Металлоинвест» 54 222 87 А4

КоммерсантЪ Деньги 1993 ИД «КоммерсантЪ», Алишер Усманов, холдинг «Металлоинвест» 65 500 107 А4

Компания 1999 ИД Родионова 63 400 98 А4

Профиль 1996 ИД Родионова 95 000 112 А4

Секрет фирмы 2002 ИД «Секрет фирмы» 45 200 100 А4

Эксперт 1995 Группа «Эксперт» 75 400 122 А4

Экономика и жизнь 1988 ИД «Экономическая газета» 150 000 40 А3

Экономика и время 1994 Учредитель и издатель — ООО Рекламно-информационное агентство «Ленинград» 13 400 А3

Business Week -русская версия 2005 ИД Родионова 75 000 66 А4

Smart Money 2006 Учредители: Independent Media — Sanoma Magazines, корпорация Pearson Plc., компания Dow Jones & Company 50 000 100 А4

Финанс Март 2003 Издатель — ЗАО «Актион-Медиа» 48 700 80 А4

Ежемесячные российские деловые журналы

Название Год начала издания Издатель, владелец, учредитель Тираж, 2007 г. Объем (кол-во полос) Формат

Forbes 2004 Axel Springer Russia 80 000 218 A4

Коммерческий директор 2006 «Проф Медиа» 10 000 80 A4, полноцветное издание

РБК 2006 ООО «РБК Медиа» 90 000 до 200 A4

Поступила в редакцию 17.01.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.