Научная статья на тему 'Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год'

Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

В статье публикуются материалы доклада Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати в Российской Федерации в 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Российский рынок периодической печати: состояние, тенденции и перспективы развития, 2008 год»

11 (131)-2009

новости

РОССИЙСКИЙ РЫНОК ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ, 2008 ГОД* **

Журналы: платные, бесплатные, Ь2Ь, клиентские

Таблица 7

В

Российской Федерации зарегистрировано 20 433 журнала. Реально издается около 55 % из них, но по-настоящему рыночно успешными можно считать не более 22,5 тысячи. Журнальный рынок России в 2008 г. развивался динамично и достиг объема 61 млрд руб., из которых 27,2 млрд руб. приходится на доходы от рекламы иЗЗ,8 млрд руб. — на выручку от реализации тиражей. Увеличилась и аудитория журнальной прессы, причем впервые за последние годы практически во всех тематических группах (табл. 7, 8 и 9). Поданным «ТМ8 Россия», устойчивая аудитория одного номера российских журналов, участвующих в исследовании, в конце 2008 г. составляла 36,2 млн человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения.

Совокупный тираж российских журналов в 2008г. составил 2,1 млрд экз., что на 0,2 млрд экз. больше уровня 2007 г. Но основной тиражный прирост дали издания с высокой рекламной составляющей в доходах и сравнительно низким уровнем продаж. Поэтому реальные продажи российских журналов в 2008 г. вряд ли сколько-нибудь значимо увеличились, что косвенно подтверждает сокращение в I квартале 2009 г. объема физических поставок журналов в розничные сети распространения в целях уменьшения издательских издержек на их печать и списание тиражей.

Аудитория журналов по показателю AIR в разрезе тематических категорий населения*

Тематическая направленность журналов и смешанные категории Аудитория одного номера

The. чел. % населения

Кино- и телегиды 16 520,8 28,5

Женские и fashion 16 296,1 28,1

Кроссвордные издания 9 657,9 16,7

Автомобильные 9 653,9 16,7

General Interest 9 023,0 15,6

Развлекательные издания 8 065,2 13,9

Мужские 6 837,6 11,8

Дизайн, декор 6 583,7 11,4

Журналы о семье, детях и здоровье 6 151,1 10,6

Бесплатные и рекламные издания 5 078,9 9,1

Кулинарные издания 5 078,9 8,8

Издания о досуге 4 302,5 7,4

Компьютерные и игровые 3 652,8 6,3

Деловые 3 505,8 5,7

* Доклад составлен Управлением периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

" Продолжение. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии» № 8 (128) — № 10 (130) —2009.

"Учитывается только сегмент «центральная пресса». Источник: Россия, НИЗ, октябрь—декабрь 2008г.

Таким образом, по сравнению с 2007 г. состав журналов-лидеров во всех основных тематических нишах практически не изменился. Новых названий в их числе не появилось, что свидетельствует либо о недостатке времени на раскрутку свежих проектов, либо об ограниченности их потенциала с точки зрения привлечения целевой аудитории. Например, модная в 2007 г., а отчасти и в 2008 г. тема жизни звезд, широко используемая тогда при запуске новых журнальных проектов, похоже, ожиданий издателей не оправдала. То же можно сказать об эксплуатации тематики роскоши. Хотя это вовсе не означает, что проекты означенной тематики сами по себе оказались коммерчески неперспективными.

Количество запусков значимых федеральных журналов, включая коллекционные издания (раЛ-^гкз), в 2008г. сохранялось примерно на уровне 2007 г. Число закрытых журналов кризис

Таблица 8

Аудитория журналов-лидеров в тематических категориях по показателю AIR

Тематика и название Аудитория одного номера Издательский дом

The. чел. | % населения

Кино/телегиды

Антенна/Телесемь 10 901,8 18,8 HFS&HMr

Теленеделя 3 697,0 6,4 Популярная пресса

7 Дней 3 676,6 6,3 Семь дней

Женские и fashion

Cosmopolitan 6 374,6 11,0 Independent Media

Караван историй 4 139,3 7,1 Семь дней

Лиза 3 255,9 5,6 Burda

Кроссвордные

777 5 046,8 8,7 Bauer Media

Тещин язык 2 901,0 5 Bauer Media

Зятек 2 431 4,2 Bauer Media

Автомобильные

За рулем 5 786,6 10,0 За рулем

Автомир 1 483,9 2,6 Burda

Клаксон 1 265,0 2,2 Клаксон Media

General Interest

Вокруг света 3 700,3 6,4 Вокруг света

Совершенно секретно 2 671,5 4,6 Совершенно секретно

Readers Digest 1 026,0 1,8 Ридерз Дайджест

Развлекательные

СПИД-инфо 2 849,5 4,9 СПИД-инфо

Моя семья 2 107,4 3,6 Медиа Мир

Оракул 1 577,8 2,7 Bauer Media

Мужские

Maxim 1 859,4 3,2 HFS&HMr

Сов. спорт. Футбол 1 333,8 2,3 КП

Men's Health 1 171,3 2,0 Independent Media

Дизайн, декор

Идеи вашего дома 1 738 3,0 Салон-Пресс

Мой прекрасный сад 1 198,6 2,1 Burda

Сад своими руками 1 150,8 2,0 Mediatest ИЦ Зеркало

О семье и здоровье

Здоровье 2 808,3 4,8 Здоровье

Домашний доктор 1 569,8 2,7 Burda

Лиза. Мой ребенок 1 086,0 1,9 Burda

Кулинарные

Люблю готовить 2 808,3 4,8 Burda

Приятного аппетита 1 533,2 2,6 Burda

Просто. Вкусно 853,8 1,5 Bauer Media

Издания о досуге

Отдохни! 1 910,7 3,3 Burda

Афиша 1 051,7 1,8 Афиша Индастриз

Тайны звезд 679,1 1,2 Bauer Media

Компьютерные

Игромания 1 943,0 3,4 Техномир

Хакер 650,8 1,1 GameFand

Мир ПК 609,0 1,1 Открытые системы

Деловые

РБК 788,6 1,4 РБК-Медиа

Forbes 713,7 1,2 Axel Springer Russ ia

Бизнес-журнал 481,3 0,8 Компьютерра

Молодежные

Дом-2 994,8 1,7 7+7 Медиа

Yes! 577,2 1,0 Independent Media

Лиза. Girl 549,1 0,9 Burda

Источник: TNS Россия, NRS, май—октябрь 2008г.

тоже заметно не увеличил. Особенно быстро рос рынок региональных сетевых журналов, распространяемых в основном бесплатно. Пик запуска новых проектов пришелся на весну и, как ни странно, на IV квартал 2008 — начало 2009 г.

Эпоха высоких информаци -онныхтехнологий и стремительное развитие онлайновых СМИ побудили журналы к активному использованию Интернета и других нестандартных методов поиска молодой мобильной аудитории. В 2008 г. эта тенденция стала заметна и в России.

В партнерстве с компанией «United Fun Traders» (UFT) в ноябре 2008 г. ИД «Independent Media Sanoma Magazines» (IMSM) запустил мобильную версию журнала «Cosmopolitan» (UFT специализируется на поставках инновационного мобильного контента). Мобильный «Cosmopolitan», созданный с использованием технологии Future Publishing, стал первым российским глянцевым журналом, выходящим в таком формате. Это Java-приложе-ние, поддерживаемое всеми действующими операторами сотовой связи. Воспользоваться мобильным «Cosmopolitan» можно, отправив SMS-сообще-ние, в ответ на которое абонент получает ссылку на wap-сайт, где можно скачать мобильную версию журнала.

В феврале 2009 г. пользователям wap-портала «МегаФон PRO» стал доступен мобильный журнал «Maxim TV». Он представляет собой коллекцию видеоконтента популярного в России мужского журнала «Maxim» (издатель «HFS&HMr»), собранную за несколько лет. Планируется, что в ближайшее время журнал «Maxim TV» поддержат и другие сотовые операторы.

Таблица 9

Ведущие журнальные издательские дома России и Москвы по показателю AIR

Издательский дом Аудитория

Itic. чел. % населения

Россия

1. Burda 16 078,3 27,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Independent Media 9 997,4 17,2

3. Семьдней 7 565,5 13,1

4. Логос-Медиа/Бауэр-Логос 6 957,6 12,0

5. За рулем 6 051,1 10,4

6. Популярная пресса 4 904,3 8,5

7. Hachette Filipacchi Press е 3 924,1 6,8

8. Вокруг света 3 700,3 6,4

9. GameLand 3 390,0 5,8

10. CondeNast 3 078,7 5,3

Москва

1. Burda 3 246,8 35,4

2. Семьдней 3 178,6 34,7

3. Hachette Filipacchi Press e 2 316,8 25,3

4. Сервис-Деловой мир 2 058,4 22,5

5. Independent Media 1 971,4 21,5

6. Логос-Медиа / Бауэр-Логос 1 596,1 17,4

7. Родионова 1 153,1 12,6

8. За рулем 1 115,0 12,2

9. Медиа Парк 1 083,3 11,8

Источник: TNS Gallup Media, май—октябрь 2008г.

Полностью перешел в Сеть в 2008 г. журнал «Young Family» (с марта 2005 г. издается в России ИД «Ридерз Дайджест»), Компания «GameLand» в феврале 2008 г. добавила к своим печатным и онлайн-ресурсам (журналы «Страна игр», «РС игры», сайты «gameland. га», «gamepost. га») круглосуточный телеканал «Gameland. TV», что значительно укрепило ее позиции на рынке развлечений страны. По прогнозу компании «Pricewaterhouse Coopers», до 2011 г. рынок видеоигр в мире ежегодно будет расти на9,1 % и достигнет к тому времени 48,9 млрд долл. против 37,5 млрд долл. сегодня. Аналогичный российский рынок в 2008 г. вырос наЗО % — до 630 млн долл.

Целям агрегации читательской и телевизионной аудитории шоу «Ледниковый период» посвящен журнал «ELD», появившийся 27.10.2008. Первым в подобном формате в 2006 г. стал выходить журнал «ТНТ-реалити», интегрированный с телепрограммой «Дом-2» канала ТНТ, а чуть позже — серия детских журналов ИД «Эгмонт Россия ltd» — «Лунтик», «Тачка» и др., интегрированные с телерадиопрограммами ВГТРК.

19.05.2008 увидел свет очередной номер еженедельного журнала о развлечениях «Time Out Москва» с четырьмя разными обложками. В результате читатели получили возможность выбрать журнал с той обложкой, которая покажется им наиболее привлекательной. Существенные изменения пре-

терпел и дизайн журнала «Вокруг света». С марта

2008 г. он издается на качественной матовой бумаге, а обложка майского номера была напечатана фольгой. Уникальность метода состоит в том, что это не тиснение фольгой, а именно печать, где фольга выступает в роли краски и на картинке видны полутона.

В октябре вместе с номером журнала «ComputerBild» в продажу поступило специальное приложение «Аудио, видео, фото». Почти одновременно состоялся и запуск серии книг «ComputerBild. Избранное». В планах ИД на

2009 г. — продолжение этой серии и выпуск сразу нескольких новых приложений на самые актуальные темы мира компьютеров и цифровой техники.

23.10.2008 ИД «Bauer Media» запустил в России ежемесячный журнал «Планета женщины», ставший продолжением его европейского проекта. Аудитория издания — современные городские женщины в возрасте 25—45 лет, причисляющие себя к среднему классу. Выход журнала сопровождался масштабной рекламной кампанией, в рамках которой были задействованы наружная реклама, Интернет, приоритетная выкладка в люминесцентных конвертах, кросс-промоушен в журналах ИД «Bauer Media», сэмплинг пилотного номера в салонах красоты и парикмахерских крупных городов России. Первоначально стартовый тираж планировался в 200тыс. экз., но после presentation-Typa по России он был увеличен до 280тыс. экз. Формы привлечения и расширения своей аудитории журналами сегодня применяются самые разнообразные.

Еще одним заметным направлением развития журнального рынка России в 2008 г. оставался поиск и заполнение издателями свободных или относительно свободных читательских и рекламных ниш. Издательский дом «CondeNast» в феврале 2008 г. вывел на рынок русскую версию всемирно известного британского журнала «TATLER» о жизни высших слоев англосаксонского общества. Ежемесячный тираж английского издания составляет 230тыс. экз. Русский журнал «TATLER» стал первой иностранной версией этого журнала. Его отличительная черта — большой объем съемок о моде. В России журнал «TATLER» выходит ежемесячно тиражом 120тыс. экз. Объем инвестиций в проект не раскрывается, но участники рынка оценили его примерно в10 млн долл.

В марте 2008 г. тот же издательский дом запустил в России журнал о моде «The Daily Front Raw» — самый популярный в Америке журнал такого профиля. Журнал распространяется среди

гостей и участников разнообразных показов и недель моды в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Майами. Событием года для ИД «CondeNast» стал также запуск сайта журнала «AD» (Архитектура/Дизайн), представившего посетителям доступ к его последнему номеру и архиву других номеров. Важная часть сайта — редакционный блог, видеообращение, раздел подписки на журнал и др.

26.03.2008 на рынке появился журнал «Lifetime» (издатель РБК), основная тема которого «анти-эйдж» или стремление современного человека быть активным и успешным, любить и ценить жизнь со всеми ее удовольствиями. В апреле 2008 г. в продажу наконец поступил долго интриговавший участников рынка журнал «Папарацци», правда, значительным событием он пока не стал. В этом же месяце вышли журнал для продавцов техники «Sales Business Техника» (издатель «Актион-Ме-диа»), «Медиажурнал», информационно-аналитическое издание о медиабизнесе Северо-Запада России (издатель — петербургская группа «Супергород») и спортивный еженедельник «Sportweek» (издатель — ИД «Global Media Group «по лицензии итальянской медиагруппы «КС8 МесИа Сгоир»), Согласно лицензии редакция русского еженедельника «SportWeek» одновременно с громким именем получила возможность публиковать материалы не только материнского издания, но и таких известных спортивных газет, как итальянская «La Gazzetta dello Sport» и испанская «Marca». Тираж еженедельника «SportWeek» составляет 60 тыс. экз.

С мая 2008 г. молодежный журнал «Girl» ИД «Burda» стал выходить под названием «Лиза. Girl». Бренд «Лиза» был выбран не случайно. По данным «TNS Gallup Media», 30% читательниц журнала «Girl» одновременно читают и журнал «Лиза», а 23 % читательниц «Лизы», наоборот, читают журнал «Girl». Издательский дом «Burda» издает 15 журналов различной тематики под брендом «Лиза», в том числе теперь «Лиза. Girl» тиражом 180 000 экз. Многолетние опросы и замеры общественного мнения стабильно показывают высокий читательский интерес к журналам этой серии. В январе 2009 г. ИД «Burda» также вывел на рынок новую большую серию коллекционных изданий (partworks).

В ноябре 2008 г. ИД «Forward Media Group» выпустил культурно-просветительный и развлекательный журнал «ICONS». Основная тематика издания — светская жизнь, развлекательные мероприятия, интервью со знаменитостями, спорт и пр. Схожее амплуа имеет и другой проект этого ИД — журнал «HELLO! Icons» (издается с марта 2008 г.).

Из приложения к журналам «Личный бюджет» и «Женские секреты» (издатель ИД «Creative

Media») в течение прошлого года в самостоятельное издание тиражом 220 тыс. экземпляров превратился журнал «Интервью». Выход журнала сопровождается мощной рекламной кампанией.

Известный интерес представляет новинка ИД «Наутилус» — журнал «Идея Икс», запущенный в ноябре 2008 г. Концепция и бренд журнала — российские. Он представляет собой симбиоз научно-популярного и развлекательного издания для жителей большого современного города. Издание позиционируется как единственный журнал формата «General Interest», освещающий события, явления и процессы в легкой и доступной форме, в том числе посредством большого количества фотографий, рисунков, схем, карт, диаграмм, ин-фографики. В России у него прямых конкурентов пока нет.

На новую концепцию развития в 2008 г. перешел журнал «Смена», позиционирующий себя ныне как мужской журнал с литературным уклоном. Неординарным является и проект журнала «Русский пионер», представленный рынку в феврале 2008 г. издательской группой «Живи!». «Пионеру», читателю данного журнала, может быть и 20 лет, и 60 лет. Герои журнала — пионеры-первопроходцы в куперовском значении слова.

Успешно наращивает показатели журнал «Русский репортер», аудитория которого в 2008 г. в Москве выросла на9,4%, тогда как журналы «Профиль» и «Русский Newsweek», по данным «TNS Россия», потеряли в указанный период 7 и 3,2% аудитории соответственно. Существенно улучшил свои позиции во второй половине 2008 г. и деловой журнал «РБК», сумевший обойти журнал «Forbes» и выйти на 1-е место по популярности среди деловых журналов России.

В течение 2008 г. наблюдался устойчивый рост аудитории изданий, посвященных охоте и рыбалке. В основном за счет журналов «Рыбачьте с нами» и «Охота и рыбалка XXI» численность аудитории достигла соответственно 951,8 и 406,0 тыс. человек. Это меньше, чем у журнала «Maxim», но больше, чем у мужских журналов «FHM» и «XXL».

Из новых автомобильных изданий следует выделить ежемесячный журнал «Road Book», появившийся на рынке в конце июля 2008 г. и позиционирующий себя как навигатор автомобильной жизни. Проект интересен тем, что в отличие от своих собратьев не освещает события постфактум, а анонсирует их.

Претерпел изменения за 2008 г. и рынок детских журналов. Прекратил существование в свое время громко анонсированный детский life style журнал «Заяц» (ИД «Этнопресс»), Вышли на рынок новые

лицензионные издания «Шрек и его друзья», «High School Musi cal», «Hanna Montana «(ИД «Эгмонт»), а также комиксы «Губка Боб», «Девчонки-супершпионки» (ИД «Комикс»), Получили широкое распространение детские коллекции-partworks: «Гарри Поттер. Шахматы», «Научи меня, мама!» (издательство «Де Агостини»), «Приключения Шрэка» (ООО «ДжИ Фаббри Эдишнз») и др. Коммерческая составляющая данных проектов позволяет считать их успешными. Например, стартовый тираж «Шрэка» — 1,3 млн экз., «Гарри Поттера» — 650 тыс. Очевидный минус этих проектов — высокая цена (свыше 100 руб.) и отсутствие российского контента.

Кроме этого, выделяются ребрендинг журнала «Кроссворд для детей» ИД «Собеседник» и запуск издательством «ЭКСМО» журнала «Расти, первоклашка» для детей в возрасте от 3 до 10 лет и их родителей. В результате ребрендинга журнал «Кроссворд для детей» обрел яркую мелованную обложку, его полиграфия стала полностью соответствовать требованиям современного рынка, а содержание — удовлетворять ожиданиям читателей. Журнал в непринужденной и занимательной форме помогает родителям сделать жизнь юных читателей интереснее, активизировать их творческие способности.

Лидером детской периодики по размеру читательской аудитории остается ИД «Эгмонт», ежемесячный тираж изданий которого составляет 2 млн экз. При этом в издательстве отмечают все возрастающий интерес к журналам с отечественными персонажами. Так, среди лидеров продаж в 2008 г. оказались российские бренды — журналы «Смешарики» и «Лунтик».

Ярким событием на российском рынке специализированных литературных журналов о чтении стал запуск в сентябре 2008 г. ежемесячного журнала «Что читать. Обо всем на свете через книги» (учредитель ЗАО «Издательский дом «Книжное обозрение»), Журнал не только является занимательным атласом-путеводителем в мире книг, но пытается по-настоящему неординарно, интересно и содержательно формировать у своей аудитории хороший читательский вкус, потребность в качественной литературе. Отзывы читателей свидетельствуют, что изданию это пока удается.

Устойчивые лидирующие позиции на рынке журналов многие годы подряд занимают издания ИД «Семь дней» — телегид «7 дней ТВ-Программа» и журнал «Караван историй». Уверенный рост показывает и последний проект этого ИД — «Коллекция Караван историй». В 2008 г. прирост его аудитории по сравнению с 2007г. по Москве составил 21,7%,

а по России — 70,5 %. Вместе с журналами «Зару-лем», «Вокруг света» и «Здоровье» они являются, пожалуй, наиболее успешными отечественными журнальными проектами с большим запасом прочности для дальнейшего развития (рис. 5).

К событиям журнального рынка вне России, но касающимся нашей страны, следует отнести запуск в апреле 2008 г. парижской компанией «Xoras Press» русской версии авторитетного американского журнала «Foreign Policy», посвященного геополитике, мировой экономике и международным отношениям. Он создан в Вашингтоне свыше 40 лет назад экспертами Демократической партии США. Недавно право на издание журнала получили издатели в ряде стран Европы, Ближнего Востока и Латинской Америки. Русская версия журнала распространяется в крупных городах России и в некоторых европейских странах, где есть российские бизнесмены. Директор русского издания Франсуа Рош надеется, что тираж журнала со временем составит 10—15 тыс. экз. (пока реально выпускается 2тыс. экз.), что позволит ему выйти на самоокупаемость. Этому должна помочь и планируемая к запуску интернет-версия издания, контент которой будет шире печатной. В самой России издание, подобное «Foreign Policy», появилось при участии «Foreign Affairs» еще в 2002 г. Это журнал «Россия в глобальной политике» (учредитель — Общественный совет по внешней и оборонной политике).

Важным трендом журнального рынка России в 2008 г. было дальнейшее развитие Ь2Ь и Ь2с-из-даний. В июне 2008 г. компания «В2В Media» запустила новый журнал «Главный бухгалтер. Chief accountant» — новое издание, ориентированное на руководителей бухгалтерских служб крупных и средних компаний. С мая 2008 г. начал работу сайт этого журнала «www. lgbuh. га». В том же месяце компания «В2В Media» вывела на рынок журнал «Conference&Busines Travel» — первое российское профессиональное издание, посвященное организации деловых и корпоративных мероприятий.

Источник: "Шв Россия, Март—июль 2008г. Рис. 5. Журналы-лидеры по количеству читателей, млн чел.

Значимым Ь2Ь-проектом 2008 г. стал журнал «ЭЖ-Капитал» ИД «Экономическая газета», признанного лидера в этом издательском секторе. Журнал «ЭЖ-Капитал» — информационно-консультационное издание, служащее практическим руководством для специалистов и собственников компаний при создании и развитии бизнеса.

Несмотря на положительную динамику развития рынка Ь2Ь-изданий, прецедентов выпуска коммерческой компанией успешного издательского проекта в этом сегменте до сих пор не было. Первопроходцем здесь в октябре 2008 г. выступил холдинг «Комус». Основу его будущего пула Ь2Ь-изданий составит журнал «Office Magazine» — единственное на российском рынке прессы издание в формате office life, т. е. о жизни в офисе. Издательский проект реализуется холдингом в целях диверсификации бизнеса и максимального использования корпоративной клиентской базы компании, насчитывающей 180 тыс. адресов. Другие издательские проекты компании «Комус» планируются к запуску в 2009 г.

Сектор Ь2Ь развивался в 2008 г. достаточно активно, однако в начале 2009 г. холдинг «Проф-Медиа» продал издательский дом «В2В Media» (выручка за 2008 г. оценивается в 10—12 млн долл.; кроме упомянутых ранее СМИ, издает журналы «Финансовый директор», «Индустрия рекламы», поддерживает сайты «Е-xecutive», «Admarket. га» и др.) новому владельцу (покупатель не раскрывается), который сразу же закрыл журнал «Индустрия рекламы». Экспертная версия: холдинг «Проф-Ме-диа» хочет окончательно избавиться от непрофильного для него в настоящее время издательского бизнеса. Но более вероятно, что ставка холдинга на Ь2Ь-бизнес себя не оправдала.

Все более заметную роль на рынке печатных СМИ играют клиентские издания (Ь2с), во множестве порожденные потребительским бумом последних лет. Достоверно оценить размеры рынка Ь2с-изданий России в настоящее время не представляется возможным по ряду причин, главной из которых является его закрытость для медиаизмерений.

Наибольшее распространение клиентские издания получили в сфере банковских и финансовых услуг, телекоммуникаций, торговли, автомобильной отрасли и транспорта. Самыми прибыльными из них являются бортовые журналы. В целом их рынок уже сложился, хотя свободные ниши продолжают заполняться. В октябре 2008 г. появился первый номер бортового журнала компании «Sky Express» — «EXpress Magazine», издателем которого на условиях аутсорсинга выступает всемирно извес -

тное издательство «Ink Publishing». Серия бортовых журналов российской компании «Luxury Inflight Collecion» пополнилась в 2008 г. журналом «Alitalia Style». Кроме него, пакет изданий «Luxury Inflight Collection» теперь составляют журналы: «Высокий полет», «Swiss Style», «Scandinavian Style», «Singapore Style» и «Austrian Style». В январе 2009 г. ИД «SPN» заключил соглашение с авиакомпанией «Сибирь» об издании для последней двух бортовых журналов и корпоративной газеты. Оба журнала вышли в марте. Издательский дом «SPN» существует нарын-ке 18 лет, входит в Топ-15 крупнейших издательств России, издает 12 журналов общим тиражом более 12 млн экз. в год, ведет совместные проекты с американскими издательскими домами.

Но наиболее интересным трендом российского журнального рынка последних лет стало бурное развитие сетевых и локальных журнальных проектов в регионах страны, хотя еще 5-6 лет назад эти рынки были практически пусты. Основной упор делается на деловые журналы с бесплатно-адресной формой распространения. Первым продвижение по стране в 1999 г. начал журнал «Эксперт». Ныне в составе ИГ «Эксперт» имеется пять региональных выпусков федерального журнала: «Эксперт Северо-Запад», «Эксперт Урал», «Эксперт Сибирь», «ЭкспертВолга», «Эксперт Юг».

В 2002 г. его примеру последовал ИД «Компьютерра», начавший региональные запуски московского «Бизнес-журнала». С 2004 г. строят сети петербургский «The Chief», а также «Деловой квартал» екатеринбургского ИД «Абак-Пресс» (кроме этого издания, сеть «Абак-Пресс» включает еще журналы «Я Покупаю», «Blizko. Ремонт», «Пульс Цен», «Девять Линий» и др.). В 2006г. к ним присоединился журнал «National Business» ИД «Банзай». Следом начали региональную экспансию журналы «Выбирай» ИГ «Рагатоп», «Современный Дом и Офис», «Стольник» и «Шпилька». Крупных городов, где бы работали все региональные «сетевики» одновременно, пока нет. В большинстве из них присутствуют по два-три бренда, но ниша продолжает заполняться.

Собственно, региональные деловые журналы стали появляться в 1990-хгг. В их числе: «Дело. Экономическое обозрение» (Самара, 1992г.), «TopManager» (Санкт-Петербург, 1999 г.), «Люди Дела» (Новосибирск, 1999 г.), «Нижегородский предприниматель» (1997г.), «Волга-Бизнес» (Самара, 1992 г.). Но массово такие издания пришли на рынок в XXIв.: «Деловая неделя» (Нижний Новгород), «Губернский деловой журнал» (Екатеринбург), «Реальный бизнес» (Ростов-на-Дону), «Журнал Руководителя» (Волгоград), «Бизнес-Курс» (Омск), «Ваш Консультант» (Казань), «Бизнес-Альянс» (Пермь),

«City-бизнес» (Челябинск), «Континент Сибирь. Стратегии успеха» (Новосибирск), «Бизнес для бизнеса» (Волгоград), «1Q» (Пермь), «Элита Татарстана», «Региональный Лидер» (Уфа), «Businessmania» (Нижний Новгород), «Status» (Новосибирск) и др.

Несмотря на широкую географию, региональные деловые журналы имеют много общего. За редким исключением, все они выходят в формате А4, объем изданий составляет 64—80 стр., а тиражи — от 5 до 12тыс. экз. Территория распространения обычно ограничена городом выпуска с «захватом» нескольких близлежащих городов, реже — крупными населенными пунктами всего региона. Межрегиональное распространение имеют немногие — журналы «Континент Сибирь. Стратегии успеха», «Волга-Бизнес» и «Губернский деловой журнал». Большинство журналов распространяется бесплатно, некоторые с реализацией до 20 % тиража. Часть изданий доставляется «на стол руководителя» собственными курьерскими службами, но в основном используются традиционные каналы распространения — стойки в офисах фирм, банков и страховых компаний, автосалонах, косметических, медицинских и фитнес-центрах, кафе, ресторанах, VIP-залах аэропортов, ж/д вагонах бизнес-класса. Реализация осуществляется через киоски, книжные магазины, супермаркеты и по подписке. Во всех изданиях имеются рубрики о финансах, налогах, законодательстве, кадрах, взаимоотношениях бизнеса и власти, 1Т-техноло-гиях, маркетинге, стратегиях развития экономики региона. Дополняют этот список новости, анализ рынков, консультации, истории успеха, персоны номера, частная жизнь и мир отдыха предпринимателей. Большинство деловых журналов выходит ежемесячно, некоторые — один раз в две недели и лишь единицы — еженедельно. Их аудиторию составляют собственники компаний, менеджеры и госслужащие высшего и среднего звена.

Мониторинг доходов деловой прессы регионов фиксирует рост их рекламных бюджетов. В 2008 г. лидером по этому показателю в Екатеринбурге, Новосибирске и Самаре был журнал «Деловой квартал», совокупный рекламный доход которого в каждом из названных городов в январе—июне превышал 60 млн руб. Средние рекламные сборы деловых журналов в I полугодии 2008 г. колебались в пределах 25—30 млн руб. (20—25 % роста по сравнению с аналогичным периодом 2007г.).

Однако в настоящее время региональные деловые журналы без сторонней подстраховки, по сути дела, существовать не могут. Такую подстраховку, как правило, обеспечивают либо СМИ-доноры в составе ИД, либо головная компания (для фи-

лиала), либо иные бизнес-проекты учредителя. Поскольку главным, а чаще всего единственным источником существования региональных деловых журналов является реклама, в условиях кризиса, когда рынком востребованы более оперативные рекламные носители, выжить этим изданиям будет весьма непросто.

В качестве еще одного, правда пока не столь очевидного тренда развития журнального рынка России в 2008 г., можно назвать усилия некоторых издательских домов по преодолению внутрикорпоративной конкуренции. Одним из первых это сделал ИД «GameLand», объединив в сентябре 2008 г. в одно издание журналы «Mountain Bike» и «Mountain Bike Action» для горных велосипедистов. Чуть раньше им было принято решение об объединении журналов «ТЗ» и «Sync» на базе первого. Представляется, что в 2008 г. подобная практика получит большее распространение.

В начале 2009 г. ситуация на журнальном рынке страны выглядит не столь благополучно и радужно, какой она была еще совсем недавно. С конца 2008 г. темпы роста журнального рынка страны стали падать. Глянцевые журналы в России, как и во всем мире, испытывают нехватку рекламы. Например, число рекламных страниц в американских журналах в 2008 г. уменьшилось на13 %.

Схожая ситуация и в России, где, по данным «РБК», «глянец» в январе—феврале 2009 г. потерял до 15 % рекламы. По словам вице-президента Ассоциации коммуникационных агентств России и генерального директора РА «Издательство «ИМА-пресс» В. Евстафьева, из России уже ушли многие крупные западные клиенты, которые «жили за счет внешнего финансирования». Ожидать их масштабного возврата в 2009 г. не приходится. А это производители товаров и услуг, в том числе бытовой электроники, косметики, автомобилей, которые импортируются в Россию.

Помимо глянцевых журналов, ориентированных на эту категорию рекламодателей, от нехватки рекламы серьезно страдают мелкие и средние игроки журнального рынка, располагающие меньшими возможностями для маневра в условиях снижения и перераспределения рекламных потоков. Дополнительные трудности журнальному бизнесу создала девальвация рубля, так как производство абсолютного большинства российских журналов вне зависимости от места их печати, так или иначе, привязано к курсу евро.

Предчувствуя нынешние трудности, издатели журналов России уже в ноябре прошлого года начали активно искать пути минимизации последствий кризиса. Главный тренд последнего времени — оп-

тимизация расходов, штатов и портфеля изданий. Например, ИД «Афиша» в декабре 2008 г. пошел на сокращение своих расходов доЗО % за счет урезания штатов, маркетинговых бюджетов, слияния редакций, закрытия малорентабельных проектов, особо не афишируя свои действия. Так поступают практически все остальные журнальные издатели России.

К примеру, 21.11.2008 ИД «Forward Media Group» объявил о закрытии не просуществовавших и года журналов «Саг» и «Empire», но уже весной их выпуск намеревается возобновить ИД «С-Media», а сам ИД «FMG» планирует перезапустить мужской журнал «Медведь». С 01.01.2009 журнал «Автопилот» ИД «Коммерсантъ» переведен на ежеквартальный выпуск. С декабря 2008 г. РБК ведет переговоры о продаже ИД «Салон-пресс» (издает журналы «AutoNews», «Женщина за рулем», «Lifetime», «Квадратный метр», «Salon», «Идеи Вашего Дома», «Domus» и др.). С февраля 2009г. приостановлен выпуск еженедельного журнала «Gloria». Примечательно, что целевую аудиторию всех этих изданий составляют люди с достатком выше среднего.

Особое сожаление вызывает приостановка выпуска в связи с реструктуризацией и возможной сменой собственника еженедельного журнала «Огонек» с более чем вековой блестящей историей и нелегкой постсоветской судьбой. В настоящее время меры к восстановлению выхода журнала «Огонек» предпринимаются, и есть надежда, что увенчаются успехом. Известно, что ИД «Коммерсантъ» приобрел права на выпуск журнала «Огонек» и начал подготовку к возобновлению его выхода.

Но кричащего драматизма ситуации пока не ощущается. Ряд категорий журнальной прессы не то что не пострадал, но даже чувствует себя пока лучше, чем прежде. По данным АРПП, в январе-феврале 2009 г. продажи деловых журналов «Forbes», «Деньги» и «Smart Money» выросли на 35,20и8 %

соответственно. В среднем на15 %в январе 2009 г. в Москве увеличились продажи телегидов «Антенна», «7 Дней ТВ-Программа» и «Теленеделя».

Растут продажи недорогих журналов для женщин, таких как «Лиза. Мой ребенок», «Вокруг цветов», «Мой кроха и я», «Все для женщины», «Женские секреты mini», «Shape», «Лиза. Добрые советы» и др. Увеличиваются рекламные доходы Ь2Ь-изданий и тиражи журналов о еде. Издательский дом «Парлан» заявил об увеличении тиражей «L'Officiel» на50 % — до 150тыс. экз., «Тор Gear» — с 300 до 350тыс. экз., а «Мезонина» — с 70 до 80тыс. экз. В целом не хуже, чем прежде, чувствуют себя общественно-политические журналы и журналы общего интереса.

Следует признать и то, что нынешние и неизбежные будущие потери журнального рынка России во многом были предопределены. В период потребительского бума и доступности кредитов немало издателей больше заботились о скорейшем привлечении рекламных бюджетов, чем о создании устойчивой модели бизнеса. В новые журнальные проекты вкладывались значительные средства, преимущественно кредитные. Минимальные стартовые инвестиции в запуск ординарного глянцевого журнала в середине 2008 г. составляли от 1 млн долл. плюс убытки первого года в 0,5—0,8 млн долл. Запуск более амбициозных проектов обходился в 3—5 млн долл., а убытки первого года — от 1 млн долл. Поэтому предсказать финал многих журналов в условиях падения рекламных доходов нетрудно. Некоторые эксперты полагают, что от закрытия нескольких десятков или даже сотен журналов никто, кроме их сотрудников, не пострадает, так как у российского читателя при таком журнальном разнообразии всегда будет хороший выбор. Однако это слабое утешение.

(Продолжение следует)

09 ноября 2009 г. Торгово-промышленная палата РФ при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит Международную Конференцию «Инновации и инвестиции как эффективная основа конкурентоспособности российского малого и среднего бизнеса на внутренних и международных рынках»

www.siora.ru,www.tpprf.ru,www.atlasinvest.ru (499) 783-49-10, 783-49-10, (499) 143-73-35

V_^

XX*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.