Научная статья на тему 'СОКРАЩЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СОКРАЩЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безработный / возраст / дополнительное профессиональное образование / государственная поддержка / государственная услуга / группа занятий / женщина / молодежь / мужчина / образование / общественные работы / орган службы занятости / пенсия / пособие / предпринимательская деятельность / профессиональное обучение / работа / финансовая поддержка. / unemployed / age / additional vocational education / state support / public service / group of occupations / woman / youth / man / education / public works / employment service body / pension / allowance / entrepreneurial activity / vocational training / work / financial support.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Аверин А. Н., Понеделков А. В., Степанов К. В.

Актуальность темы можно определить, исходя из того, что предупреждение массовой и сокращение длительной более одного года безработицы, предоставление социальных выплат безработным являются основными направлениями государственной политики занятости. Об актуальности темы также свидетельствует отнесение решения проблем безработицы к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся утверждение порядка осуществления социальных выплат безработным, выдачи предложений о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно; информирование граждан о правах и гарантиях в сфере защиты их от безработицы. Полномочием Российской Федерации является осуществление социальных выплат безработным в виде пособия по безработице; пенсии, назначаемой безработному по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно. К полномочию региональных органов государственной власти относятся регистрация безработных граждан [1]. В качестве цели исследования выступает анализ безработицы в современных условиях, объект исследования – безработные российские граждане. Методами исследования являются статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция. Результаты исследования заключаются в том, что достаточно полно представлены официальные статистические данные о безработице с 2019 до 2023 года. Показаны тенденция уменьшения численности и структуры безработных, половой и возрастной их состав, причины ухода с прежнего места работы, способы поиска безработными нового места работы, группы занятий по последнему месту работы, образовательный уровень безработных. Необходимо особо отметить, что акцент сделан на рассмотрении динамики численности и структуры, зарегистрированных в органах службы занятости безработных, оказания этими органами государственных услуг безработным, мер государственной поддержки безработных. Основной вывод состоит в том, что весьма явно проявляется тенденция сокращения численности и уровня безработицы в нашей стране. Однако для большого оптимизма нет оснований, поскольку существуют еще много безработных. Поэтому необходимо проводить эффективную работу по дальнейшему сокращению и снижению массовой безработицы. Обзор отечественной литературы позволяет отметить, что в опубликованных многочисленных работах безработица рассматривается в непосредственной связи с рынком труда, рабочей силой, занятостью. Вместе с тем в публикациях дан анализ актуальных проблем самой безработицы – безработица в стране и ее регионах, молодежная, женская, скрытая безработица, технологическая безработица в условиях становления цифровой экономики, связь безработицы и инфляции, глобализация как детерминанта изменения структуры и динамики безработицы, социология безработицы, социальный статус безработного, компетенции безработных, технологии социальной работы с безработными, социальная защита от безработицы, приоритетные направления профессионального обучения безработных, социальная поддержка безработных на основе информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Аверин А. Н., Понеделков А. В., Степанов К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REDUCING UNEMPLOYMENT IN MODERN RUSSIA

The relevance of the topic can be determined based on the fact that the prevention of mass unemployment and the reduction of long-term unemployment for more than one year, the provision of social benefits to the unemployed are the main directions of the state employment policy. The relevance of the topic is evidenced by the attribution of the solution of unemployment problems to the powers of federal and regional bodies of state power. The powers of the federal bodies of state power in the field of employment include approving the procedure for making social payments to the unemployed, issuing proposals for the assignment of a pension for the period up to the age entitling them to an old-age insurance pension, including those assigned ahead of schedule; informing citizens about the rights and guarantees in the field of protecting them from unemployment. The authority of the Russian Federation is to make social payments to the unemployed in the form of unemployment benefits; pension granted to the unemployed at the suggestion of the state employment service institution for the period up to the age entitling to an old-age insurance pension, including early retirement pension. The powers of regional bodies of state power include the registration of unemployed citizens. [1]. The purpose of the study is the analysis of unemployment in modern conditions, the object of the study is unemployed Russian citizens. The research methods are the statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction. The results of the study are expressed in the fact that official statistics on unemployment from 2019 to 2023 are presented in sufficient detail. The trend of decreasing the number and structure of the unemployed, their gender and age composition, the reasons for leaving the previous place of work, the ways of finding a new job by the unemployed, the groups of occupations at the last place of work, the educational level of the unemployed are shown. It should be noted that the emphasis is placed on the consideration of the dynamics of the number and structure of the unemployed registered with the employment service, the provision of public services to the unemployed by these bodies, and measures of state support for the unemployed. The main conclusion is that the trend of reducing the number and level of unemployment in our country is very clearly manifested. However, there is no reason for great optimism, since there are still many unemployed. Therefore, it is necessary to carry out effective work to further reduce and reduce mass unemployment. A review of domestic literature allows us to note that in numerous published works, unemployment is considered in direct connection with the labor market, labor force, and employment. At the same time, the publications analyze the actual problems of unemployment itself unemployment in the country and its regions, youth, women, hidden unemployment, technological unemployment in the context of the formation of the digital economy, the relationship between unemployment and inflation, globalization as a determinant of changes in the structure and dynamics of unemployment, sociology of unemployment, the social status of the unemployed, the competencies of the unemployed, technologies of social work with the unemployed, social protection against unemployment, priority areas of vocational training for the unemployed, social support for the unemployed on the basis of information technology.

Текст научной работы на тему «СОКРАЩЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-7-10 УДК 331.5

© ®

Attribution

сс by

СОКРАЩЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Степанов К.В.3

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,

2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Южный федеральный университет

Аннотация. Актуальность темы можно определить, исходя из того, что предупреждение массовой и сокращение длительной более одного года безработицы, предоставление социальных выплат безработным являются основными направлениями государственной политики занятости. Об актуальности темы также свидетельствует отнесение решения проблем безработицы к полномочиям федеральных и региональных органов государственной власти. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся утверждение порядка осуществления социальных выплат безработным, выдачи предложений о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно; информирование граждан о правах и гарантиях в сфере защиты их от безработицы. Полномочием Российской Федерации является осуществление социальных выплат безработным в виде пособия по безработице; пенсии, назначаемой безработному по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно. К полномочию региональных органов государственной власти относятся регистрация безработных граждан [1]. В качестве цели исследования выступает анализ безработицы в современных условиях, объект исследования - безработные российские граждане. Методами исследования являются статистический метод, сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция.

Результаты исследования заключаются в том, что достаточно полно представлены официальные статистические данные о безработице с 2019 до 2023 года. Показаны тенденция уменьшения численности и структуры безработных, половой и возрастной их состав, причины ухода с прежнего места работы, способы поиска безработными нового места работы, группы занятий по последнему месту работы, образовательный уровень безработных. Необходимо особо отметить, что акцент сделан на рассмотрении динамики численности и структуры, зарегистрированных в органах службы занятости безработных, оказания этими органами государственных услуг безработным, мер государственной поддержки безработных.

Основной вывод состоит в том, что весьма явно проявляется тенденция сокращения численности и уровня безработицы в нашей стране. Однако для большого оптимизма нет оснований, поскольку существуют еще много безработных. Поэтому необходимо проводить эффективную работу по дальнейшему сокращению и снижению массовой безработицы.

Обзор отечественной литературы позволяет отметить, что в опубликованных многочисленных работах безработица рассматривается в непосредственной связи с рынком труда, рабочей силой, занятостью. Вместе с тем в публикациях дан анализ актуальных проблем самой безработицы - безработица в стране и ее регионах, молодежная, женская, скрытая безработица, технологическая безработица в условиях становления цифровой экономики, связь безработицы и инфляции, глобализация как детерминанта изменения структуры и динамики безработицы, социология безработицы, социальный статус безработного, компетенции безработных, технологии социальной работы с безработными, социальная защита от безработицы, приоритетные направления профессионального обучения безработных, социальная поддержка безработных на основе информационных технологий.

Ключевые слова: безработный, возраст, дополнительное профессиональное образование, государственная поддержка, государственная услуга, группа занятий, женщина, молодежь, мужчина, образование, общественные работы, орган службы занятости, пенсия, пособие, предпринимательская деятельность, профессиональное обучение, работа, финансовая поддержка.

_— ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ НАУКИ —_

REDUCING UNEMPLOYMENT IN MODERN RUSSIA

Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Konstantin V. Stepanov3

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2South-Russian Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3Southern Federal University

Abstract. The relevance of the topic can be determined based on the fact that the prevention of mass unemployment and the reduction of long-term unemployment for more than one year, the provision of social benefits to the unemployed are the main directions of the state employment policy. The relevance of the topic is evidenced by the attribution of the solution of unemployment problems to the powers of federal and regional bodies of state power. The powers of the federal bodies of state power in the field of employment include approving the procedure for making social payments to the unemployed, issuing proposals for the assignment of a pension for the period up to the age entitling them to an old-age insurance pension, including those assigned ahead of schedule; informing citizens about the rights and guarantees in the field of protecting them from unemployment. The authority of the Russian Federation is to make social payments to the unemployed in the form of unemployment benefits; pension granted to the unemployed at the suggestion of the state employment service institution for the period up to the age entitling to an old-age insurance pension, including early retirement pension. The powers of regional bodies of state power include the registration of unemployed citizens [1]. The purpose of the study is the analysis of unemployment in modern conditions, the object of the study is unemployed Russian citizens. The research methods are the statistical method, comparison, analysis and synthesis, deduction and induction.

The results of the study are expressed in the fact that official statistics on unemployment from 2019 to 2023 are presented in sufficient detail. The trend of decreasing the number and structure of the unemployed, their gender and age composition, the reasons for leaving the previous place of work, the ways of finding a new job by the unemployed, the groups of occupations at the last place of work, the educational level of the unemployed are shown. It should be noted that the emphasis is placed on the consideration of the dynamics of the number and structure of the unemployed registered with the employment service, the provision of public services to the unemployed by these bodies, and measures of state support for the unemployed.

The main conclusion is that the trend of reducing the number and level of unemployment in our country is very clearly manifested. However, there is no reason for great optimism, since there are still many unemployed. Therefore, it is necessary to carry out effective work to further reduce and reduce mass unemployment.

A review of domestic literature allows us to note that in numerous published works, unemployment is considered in direct connection with the labor market, labor force, and employment. At the same time, the publications analyze the actual problems of unemployment itself - unemployment in the country and its regions, youth, women, hidden unemployment, technological unemployment in the context of the formation of the digital economy, the relationship between unemployment and inflation, globalization as a determinant of changes in the structure and dynamics of unemployment, sociology of unemployment, the social status of the unemployed, the competencies of the unemployed, technologies of social work with the unemployed, social protection against unemployment, priority areas of vocational training for the unemployed, social support for the unemployed on the basis of information technology.

Keywords: unemployed, age, additional vocational education, state support, public service, group of occupations, woman, youth, man, education, public works, employment service body, pension, allowance, entrepreneurial activity, vocational training, work, financial support.

Введение. В соответствии с определением Международной организации труда, к безработным относятся люди в возрасте 15 лет и старше, которые не имели работы, доходного занятия; занимались поиском работы в течение последних четырех недель, используя при этом любые способы; были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели. В российской официальной статистике к безработным относятся также люди, которые в рассматриваемый период

времени не имели работы, но договорились о сроке начала работы в течение двух недель после обследуемой недели и не продолжали дальнейшего ее поиска; не имели работы, были готовы приступить, но не искали работу, так как ожидали ответа от администрации или работодателя на сделанное ранее обращение. Период ожидания ответа не должен превышать один месяц. Обучающиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они не

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

имели работы, занимались поиском работы и были готовы приступить к ней [2]. В соответствии с российским законодательством безработным признается трудоспособный гражданин, который ищет работу, зарегистрирован органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, готов к ней приступить [1].

Результаты. Обсуждение. С 2019 до 2022 годы проявляется тенденция, которая свидетельствует, что численность безработных уменьшилась с 3 млн 465 тыс. до 2 млн 951 тыс., безработных мужчин - с 1 млн 846 тыс. до 1 млн 476 тыс., женщин - с 1 млн 619 тыс. до 1 млн 474 тыс. [2]. Средний возраст безработных изменился незначительно - был 36,3 года, стал 36,8, мужчин -36,6 и 37, женщин - 35,9 и 36,5. В структуре по возрастным группам преобладали безработные в возрасте 20-24 года (16,9 %), среди мужчин -17,8 %, женщин - в возрасте 30-34 года (16,4 %). В 2022 году - 1 млн 486 тыс. (50,4 %) безработных состояли в браке, 1 млн 014 тыс. (34,3 %) были холосты, не замужем, 76 тыс. (2,6 %) -вдовцы, вдовы, 375 тыс. (12,7 %) - разведены, разошлись.

2 млн 121 тыс. (71,9 %) безработных ранее имели работу; из них оставили прежнее место работы в связи с высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела 359 тыс. (12,2 %), с увольнением по собственному желанию - 845 тыс. (28,6 %), окончанием срока действия срочного трудового договора, договора гражданско-правового характера -107 тыс., выходом на пенсию - 126 тыс., переменой места жительства - 57 тыс., состоянием здоровья - 113 тыс., личными семейными причинами - 329 тыс., увольнением из Вооруженных Сил - 9 тыс., другими причинами - 177 тыс. Ранее не имели работы 829 тыс. (28,1 %).

Среднее время поиска работы составило 6,2 месяца. Без обучающихся и пенсионеров 253 тыс. (10,2 %) безработных искали работу менее 1 месяца, 673 тыс. (27,1 %) - от 1 до 3 месяцев, 526 тыс. (21,2 %) - от 3 до 6 месяцев, 572 тыс. (23 %) - от 6 до 12 месяцев, 459 тыс. (18,5 %) -12 месяцев и более. Безработные, ранее не имевшие работы, искали работу соответственно 136 тыс. (16,4 %); 196 тыс. (23,7 %); 159; тыс. (19,2 %); 172 тыс. (20,8 %); 166 тыс. (20 %).

Существуют разные способы поиска работы безработными. 710 тыс. (24,1 %) обращались в органы службы занятости, 90 тыс. (3,1 %) - коммерческую службу занятости, 1 млн 631 тыс. (55,3 %) - средства массовой информации, к сети Интернет, 2 млн 001 тыс. (67,8 %) - друзьям, родственникам, знакомым, 855 тыс. (29 %) непосредственно обращались к администрации, работодателю, 245 тыс. (8,3 %) использовали другие способы, включая поиск земли, зданий, машин и оборудования, сырья, финансовых ресурсов для открытия собственного дела, обращение за разрешениями, лицензиями и т.д.

По группе занятий по последнему месту работы безработными среди руководителей насчитывалось 57 тыс. (1,9 % к итогу, уровень безработицы -1,7 %), специалистов высшего уровня квалификации - 314 тыс. (10,6 % и 1,6%), специалистов среднего уровня квалификации - 212 тыс. (7,2 % и 2,1 %), служащих, занятых подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием - 77 тыс. (2,6 % и 3 %), работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности - 509 тыс. (17,2 % и 4,2 %), квалифицированных работников сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства -43 тыс. (1,5 % и 2,7 %), квалифицированных рабочих промышленности, строительства, транспорта и рабочих родственных занятий - 287 тыс. (9,7 % и 3,1 %), операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей -259 тыс. (8,8 % и 2,7 %), неквалифицированных рабочих - 363 тыс. (12,3 % и 6,1 %).

Представляет несомненный интерес динамика численности и уровня образования безработных. С 2019 до 2022 года произошло уменьшение численности безработных с высшим образованием с 740 тыс. до 675 тыс. (21,4 % и 22,9 %), безработных мужчин - с 339 тыс. до 288 тыс. (18,4 % и 19,5 %), женщин - с 401 тыс. до 387 тыс. (24,8 % и 26,2 %). Снизилась численность безработных со средним профессиональным образование соответственно по программе подготовки специалистов среднего звена - с 687 тыс. до 577 тыс. (19,8 % и 19,5 %); с 312 тыс. до 239 тыс. (16,9 % и 16,2 %); с 374 тыс. до 338 тыс. (23,1 % и 22,9 %), по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих - с 687 тыс. до 540 тыс. (19,8 % и 18,3 %); с 432 тыс. до 322 тыс. (23,4 % и 21,8 %); с 255 тыс. до 217 тыс. (15,8 % и 14,7 %). Сократилась численность безработных со средним общим образованием - с 998 тыс. до 841 тыс. (28,8 % и 28,5 %); с 540 тыс. до 439 тыс. (29,3 % и 29,7 %); с 458 тыс. до 402 тыс. (28,3 % и 27,2 %); основным общим - с 322 тыс. до 298; тыс. (9,3 % и 10,1 %); с 203 тыс. до 176 тыс. (11 % и 11,9 %); у женщин численность увеличилась с 120 тыс. до 122 тыс. (7,4 % и 8,3 %); не имеют основного общего образования -с 30 тыс. до 21 тыс. (0,9 % и 0,7 %); с 19 тыс. до 13 тыс. (1,1 % и 0,8 %); с 10 тыс. до 8 тыс. (0,6 % и 0,6 %). Среди выпускников с высшим образованием насчитывается 81 тыс. безработных, средним профессиональным образованием -103,7 тыс. Уровень безработицы у выпускников 2022 года составил 8,2 %, с высшим образованием - 7,2 %, средним профессиональным образованием по программе подготовки специалистов среднего звена - 9,5 %, по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих -9,2 % [3].

Необходимо отметить динамику численности и структуру зарегистрированных в органах службы занятости безработных, которая свидетельствует о сокращении численности с 2010 до 2022 года с 1 млн 589,4 тыс. до 564,1 тыс. [2]. Уменьшилось количества назначенных пособий по безработице с 1 млн 358,6 тыс. (85,5 %) до

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

413.3 тыс. (73,3 %). В 2022 году численность зарегистрированных безработных, уволившихся по собственному желанию, составила 343,6 тыс. (60,9 %), высвобожденных работников - 33,1 тыс. (5,9 %), выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования - 6,1 тыс. (1,1 %). Имели высшее образование 159,2 тыс. (28,2 %) зарегистрированных безработных, среднее профессиональное - 173,7 тыс. (30,8 %), среднее общее -

126.4 тыс. (22,4 %), не имели среднего общего образования - 104,8 тыс. (18,6 %). В возрасте 16-17 лет было 1,5 тыс. (0,3 %), 18-24 года -

41.3 тыс. (7,3 %), 25-29 лет - 44,3 тыс. (7,9 %). Длительный более года перерыв в работе имели

69.4 тыс. (12,3 %), не приступали к трудовой деятельности 61,4 тыс. (10,9 %), не имели квалификации 36,1 тыс. (6,4 %). У 102,9 тыс. (18,2 %) продолжительность безработицы была до 1 месяца, 237,2 тыс. (42 %) - от 1 до 4 месяцев, 137,4 тыс. (24,4 %) - от 4 до 8 месяцев, 37,4 тыс. (6,6 %) - от 8 месяцев до 1 года, 49,2 тыс. (8,7 %) - более 1 года, средняя продолжительность безработицы - 4,6 месяца. Соответственно данные для молодежи в возрасте 16-29 лет -16 тыс. (18,3 %); 37,3 тыс. (42,8 %); 21,9 тыс. (25,2 %); 3,9 тыс. (4,5 %); 8 тыс. (9,2 %); 4,5 месяца., женщин - 54,8 тыс. (17 %); 140,2 тыс. (43,6 %); 79,8 тыс. (24,8 %); 20,5 тыс. (6,4 %); 26,1 тыс. (8,1 %); 4,5 месяца, инвалидов - 3,9 тыс. (14,5 %); 11,7 тыс. (43,4 %); 6,5 тыс. (24 %); 2,5 тыс. (9,2 %); 2,4 тыс. (9 %); 4,9 месяца, людей, проживающие в сельской местности - 38,8 тыс. (18,6 %); 86,6 тыс. (41,4 %); 53,2 тыс. (25,4 %);

13.5 тыс. (6,4 %); 17 тыс. (8,1 %); 4,5 месяца. Поставили на учет органы службы занятости 72009 безработных, относящихся к категории инвалидов, трудоустроили 36125.

Органы службы занятости оказывают следующие государственные услуги безработным: психологическая поддержка (296,8 тыс.), профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование (154,6 тыс.), временное трудоустройство граждан, испытывающих трудности в поиске работы - количество заключенных трудовых договоров (30,8 тыс.), временное трудоустройство выпускников организаций среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет - количество заключенных трудовых договоров (2,2 тыс.), социальная адаптация на рынке труда (347,7 тыс.), содействие самозанятости (144,3) тыс.

В 2023 году зарегистрированы в органах службы занятости населения 424 тыс. безработных, общая численность безработных составила 2 млн

400.5 тыс., 3,2 % к численности рабочей силы. Ситуация с общей численностью безработных в федеральных округах разная: Центральный -2,5 %, Северо-Западный - 2,7 %, Южный - 2,9 %, Северо-Кавказский - 9,7 %, Приволжский - 2,4 %, Уральский - 2,5 %, Сибирский - 3,3 %, Дальневосточный - 3,7 %. Существуют значительные различия между регионами. До двух процентов в численности рабочей силы насчитывалось безработных в Санкт-Петербурге (1,6 %), Ямало-

Ненецком (1,5 %), Чукотском (1,7 %), Ханты-Мансийском-Югре (1,8 %) автономных округах, Москве (1,8 %), Владимирской области (2 %), Краснодарском крае (2 %). Свыше 10 процентов безработных в численности рабочей силы было в Северной Осетии-Алании (10,1 %), Чечне (10,7 %), Дагестане (11,9 %), Ингушетии (27,8 %). Работодатели заявили в органы службы занятости населения потребность в 1 млн 828 тыс. 924 работниках. [4]. В феврале 2024 года было 2 млн 109 тыс. безработных, уровень безработицы -2 , 8 % [ 3 ] .

Важное значение имеют меры государственной поддержки безработных. Непосредственно для них принимаются такие основные меры, как организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поисках работы; социальная адаптация безработных; организация проведения оплачиваемых обществен-н ы х работ; психологическая поддержка безра-ботн ых; организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования безработными, включая прохождение обучения в другой местности и т.д. [1].

Безработный имеет право пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование, если не имеет квалификации; для него невозможно подобрать подходящую работу в связи с отсутствием необходимой квалификации; необходимо изменить профессию, специальность в связи с отсутствием работы.

Безработный сохраняет право на получение пособия по безработице, ему гарантируется бесплатное медицинское освидетельствование, приостанавливается содействие в поисках подходящей работы.

Осуществляется финансовая поддержка безработным для проезда в другую местность на обучение, которая включает стоимость проезда, суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно, стоимость найма жилого помещения на время обучения. Безработные при переезде в другую местность для временного трудоустройства, переселении совместно с членами семей на новое место жительства для трудоустройства по имеющимся профессии, специальности, направлению подготовки, квалификации получают финансовую поддержку. Поддержка включает стоимость проезда, суточные расходы за время следования к месту работы и обратно, стоимость найма жилого помещения на весь период временного трудоустройства.

Содействие началу осуществления безработными предпринимательской деятельности включает выявление способностей и готовности безработных к осуществлению предпринимательской деятельности, подготовку рекомендаций в целях принятия безработными решения о целесообразности или нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельно-

— ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ —

сти, организацию прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.

Безработные имеют право на содействие в организации участия в оплачиваемых общественных работах, под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая общественно полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В период участия в оплачиваемых общественных работах сохраняется право на получение пособия по безработице. Преимущественным правом пользуются безработные, не получающие пособия по безработице, состоящие на учете в органах службы занятости более шести месяцев.

Видами социальных выплат безработным являются пособие по безработице, назначаемая пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе,назначаемую досрочно.

Размер максимальной величины пособия по безработице составляет в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице -12792 рубля; в следующие три месяца - 5 тыс., минимальной величины - 1,5 тыс. Размер пособия не может быть выше максимальной величины и ниже минимальной величины пособия. Пособие назначается в первые три месяца в размере 75 % среднего заработка, в следующие три месяца - 60 %. Размер пособия индексируется, в районах, где применяются коэффициенты к за-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

работной плате, он увеличивается на размер районного коэффициента.

Пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, может назначаться по предложению государственного учреждения службы занятости не ранее чем за два года до наступления возраста. Условия ее назначения: отсутствует возможность для трудоустройства безработного, не достигшего возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно; безработный имеет страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин либо имеет такой страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; безработный имеет величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере, необходимом для назначения страховой пенсии по старости, в том числе назначаемую досрочно; безработный уволен в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Заключение. Сокращение безработицы во многом связано с проделанной значительной работой органами государственной власти, службы занятости. Вместе с тем существуют еще нерешенные проблемы. Представляется, что их решение возможно на основе комплексного выполнения федерального закона о занятости населения.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru

2. Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru.

3. Официальная статистика. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. URL : rosstat.gov.ru.

4. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2023 году // Российская газета. 2024. 26 марта.

References:

1. Federal Law of December 12, 2023 № 565-FZ «On Employment of the Population in the Russian Federation» // System GARANT. URL : garant.ru

2. Labor and employment in Russia. 2023. Statistical Collection. URL : rosstat.gov.ru.

3. Official statistics. Labour Force, Employment and Unemployment. URL : rosstat.gov.ru

4. Main indicators of the socio-economic situation of the subjects of the Russian Federation in 2023 // Ros-siyskaya Gazeta. 2024. 26 March.

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 7 (июль)

_— ЭКОНОМИЧЕ СКИЕ НАУКИ —_

Информация об авторах

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор, Российская академия

народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ОЯСЮ https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 апауепп[email protected]

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

Южно-Российский институт управления -

филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

[email protected]

Степанов Константин Владимирович

кандидат юридических наук, доцент,

Южный федеральный университет ОЯСЮ 0009-0004-2534-8916 [email protected]

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545 [email protected]

Alexander V. Ponedelkov

Doctor of Political Sciences, Professor,

South-Russian Institute of Management -branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration [email protected]

Konstantin V. Stepanov

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Southern Federal University ORCID 0009-0004-2534-8916 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.