Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпенсионеры / труд / занятость / государственная поддержка / социальные гарантии / профессиональное обучение / пособие по безработице / досрочная пенсия по старости / pre-retirees / labor / employment / state support / social guarantees / vocational training / unemployment benefits / early retirement pension

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евгения Геннадьевна Копалкина

Актуальность и цели. Пенсионная реформа 2019–2028 гг. обусловила официальное закрепление статуса предпенсионера в законодательстве с целью оказания дополнительной социальной поддержки в виде налоговых льгот, компенсаций расходов, гарантий трудовой занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях. Цель исследования – проанализировать основные проблемы и сформулировать основные пути дальнейшей реализации прямых мер государственной поддержки для предпенсионеров в сфере труда и занятости. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа статистических данных, позволившего раскрыть основные результаты деятельности Социального фонда России, Федеральной службы по труду и занятости, Министерства труда и занятости Иркутской области в сфере реализации мер государственной поддержки предпенсионеров за 2019– 2022 гг. Результаты. Исследованы прямые меры государственной поддержки предпенсионеров в сфере труда и занятости, такие как досрочная пенсия по старости, увеличенные размер и срок выплаты пособия по безработице, защита от необоснованного отказа в приеме на работу или увольнения, оплачиваемые дни прохождения диспансеризации, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Проанализированы результаты проведения надзорных мероприятий (проведение внеплановых проверок, выявление нарушений, наложение административных штрафов, восстановление в связи с незаконным увольнением) за 2019–2020 гг. в сфере защиты социально-трудовых прав предпенсионеров. Выводы. Изучение прямых мер государственной поддержки предпенсионеров позволяет определить особенности их социального положения на рынке труда, подчеркнуть гетерогенность этой социально-демографической группы и проанализировать основные сложности и трудности реализации мер социальной поддержки в целях их учета при реализации и дальнейшей оптимизации государственной политики в отношении предпенсионеров в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Евгения Геннадьевна Копалкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTING MEASURES OF STATE SUPPORT FOR PRE-RETIREES IN THE FIELD OF LABOR AND EMPLOYMENT

Background. The pension reform of 2019–2028 has led to the official consolidation of the status of a pre-retiree in legislation in order to provide additional social support in the form of tax benefits, cost compensations, and job guarantees at both federal and regional levels. The aim of the study is to analyze the key problems and to formulate the main ways to further implement the direct measures of state support for pre-retirees in the field of labor and employment. Materials and methods. The study is conducted based on the analysis of statistical data, which allows revealing the major results in the activity of the Social Fund of Russia, the Federal Service for Labor and Employment, the Ministry of Labor and Employment of the Irkutsk Region in implementing the measures of state support for pre-retirees in 2019–2022. Results. The direct measures of state support for pre-retirees in the field of labor and employment, such as early old-age pension, increased amount and duration of unemployment benefits, protection from unjustified refusal to hire or dismissal, paid days of medical examination, vocational training and additional vocational education, are examined. The results of supervisory measures (unscheduled inspections, detection of violations, imposition of administrative fines, reinstatement in connection with illegal dismissal) in 2019–2020 in the field of protection of social and labor rights of pre-retirees are analyzed. Conclusions. Analyzing the direct measures of state support for pre-retirees enables determining the features of their social position in the labor market, emphasizing the heterogeneity of the social and demographic group under study and assessing the main difficulties and challenges in implementing the measures of social support in order to implement and further optimize state policy towards pre-retirees in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

Научная статья УДК 316.34/331.5 EDN: TSPVTB

doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-1-8

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПЕНСИОНЕРОВ В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Евгения Геннадьевна Копалкина

Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия kopalkina2017@list.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Пенсионная реформа 2019-2028 гг. обусловила официальное закрепление статуса предпенсионера в законодательстве с целью оказания дополнительной социальной поддержки в виде налоговых льгот, компенсаций расходов, гарантий трудовой занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях. Цель исследования - проанализировать основные проблемы и сформулировать основные пути дальнейшей реализации прямых мер государственной поддержки для предпенсионеров в сфере труда и занятости. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа статистических данных, позволившего раскрыть основные результаты деятельности Социального фонда России, Федеральной службы по труду и занятости, Министерства труда и занятости Иркутской области в сфере реализации мер государственной поддержки предпенсионеров за 20192022 гг. Результаты. Исследованы прямые меры государственной поддержки предпенсионе-ров в сфере труда и занятости, такие как досрочная пенсия по старости, увеличенные размер и срок выплаты пособия по безработице, защита от необоснованного отказа в приеме на работу или увольнения, оплачиваемые дни прохождения диспансеризации, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. Проанализированы результаты проведения надзорных мероприятий (проведение внеплановых проверок, выявление нарушений, наложение административных штрафов, восстановление в связи с незаконным увольнением) за 2019-2020 гг. в сфере защиты социально-трудовых прав предпенсионеров. Выводы. Изучение прямых мер государственной поддержки предпенсионеров позволяет определить особенности их социального положения на рынке труда, подчеркнуть гетерогенность этой социально-демографической группы и проанализировать основные сложности и трудности реализации мер социальной поддержки в целях их учета при реализации и дальнейшей оптимизации государственной политики в отношении предпенсионеров в нашей стране.

Ключевые слова: предпенсионеры, труд, занятость, государственная поддержка, социальные гарантии, профессиональное обучение, пособие по безработице, досрочная пенсия по старости

Для цитирования: Копалкина Е. Г. Реализация мер государственной поддержки российских предпенсионеров в сфере труда и занятости // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2024. Т. 12, № 1. С. 68-78. doi: 10.21685/2307-9525-2024-12-1-8 EDN: TSPVTB

© Копалкина Е. Г., 2024. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(1). http://esj.pnzgu.ru

SOCIAL STRUCTURE, SOCIAL INSTITUTIONS AND PROCESSES

Original article

IMPLEMENTING MEASURES OF STATE SUPPORT FOR PRE-RETIREES IN THE FIELD OF LABOR AND EMPLOYMENT

Evgenia G. Kopalkina

Baikal State University, Irkutsk, Russia kopalkina2017@list.ru

Abstract. Background. The pension reform of 2019-2028 has led to the official consolidation of the status of a pre-retiree in legislation in order to provide additional social support in the form of tax benefits, cost compensations, and job guarantees at both federal and regional levels. The aim of the study is to analyze the key problems and to formulate the main ways to further implement the direct measures of state support for pre-retirees in the field of labor and employment. Materials and methods. The study is conducted based on the analysis of statistical data, which allows revealing the major results in the activity of the Social Fund of Russia, the Federal Service for Labor and Employment, the Ministry of Labor and Employment of the Irkutsk Region in implementing the measures of state support for pre-retirees in 2019-2022. Results. The direct measures of state support for pre-retirees in the field of labor and employment, such as early old-age pension, increased amount and duration of unemployment benefits, protection from unjustified refusal to hire or dismissal, paid days of medical examination, vocational training and additional vocational education, are examined. The results of supervisory measures (unscheduled inspections, detection of violations, imposition of administrative fines, reinstatement in connection with illegal dismissal) in 2019-2020 in the field of protection of social and labor rights of pre-retirees are analyzed. Conclusions. Analyzing the direct measures of state support for pre-retirees enables determining the features of their social position in the labor market, emphasizing the heterogeneity of the social and demographic group under study and assessing the main difficulties and challenges in implementing the measures of social support in order to implement and further optimize state policy towards pre-retirees in the Russian Federation.

Keywords: pre-retirees, labor, employment, state support, social guarantees, vocational training, unemployment benefits, early retirement pension

For citation: Kopalkina E.G. Implementing Measures of State Support for Pre-Retirees in the Field of Labor and Employment. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(1):68-78. (In Russ.). doi: 10.21685/23079525-2024-12-1-8

Введение

Понятие предпенсионера раскрывается в п. 2 ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в РФ» с одновременным отнесением его к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, для которых в рамках реализации государственной политики предусматриваются дополнительные гарантии занятости. До 2019 г. предпенсионным официально считался возраст за два года до наступления пенсионного возраста, когда безработный гражданин имел право на оформление досрочной пенсии по старости по предложению органов службы занятости при условии отсутствия вариантов подходящей работы, наличия необходимого страхового стажа и объективно уважительной причины - увольнения по сокращению

© Kopalkina E.G., 2024. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2024;12(1). http://esj.pnzgu.ru

штата или ликвидации предприятия. В связи с пенсионной реформой 2019-2028 гг. как предпенсионный закрепляется возраст за пять лет до наступления пенсионного возраста, и вопросы подтверждения официального статуса предпенсионера возложены на Пенсионный фонд России1 в соответствии с Постановлением Правления ПФ РФ от 4 апреля 2019 г. № 206п (через портал государственных услуг РФ или через личное обращение в клиентскую службу фонда). В 2024 г. пенсионный возраст составил 63 года для мужчин и 58 лет для женщин, следовательно, предпенсионерами являются достигшие 58 лет мужчины и 53 лет женщины (не считая тех, кому предусмотрена страховая пенсия досрочно).

К сожалению, подсчитать точную численность предпенсионеров согласно действующей статистической методологии Росстата не представляется возможным [1, с. 360], и такая ситуация сохранится до конца 2028 г., когда закончится переходный период постепенного повышения пенсионного возраста в нашей стране. Тем не менее со ссылкой на письмо Пенсионного фонда России в Роструд в 2019 г. были озвучены такие цифры: предпенсионеров насчитывается 10,2 млн человек, из которых официально трудятся примерно 41 %, а остальные 6 млн человек относятся к неработающему населению и половина из них нуждается в содействии занятости2.

Материалы и методы исследования

Теоретико-методологическую основу для изучения предпенсионеров как наиболее уязвимой социально-демографической группы населения в сфере труда и занятости заложили работы Е. И. Андреевой, Д. Г. Бычкова, О. А. Феоктистовой, О. А. Бойко, С. Л. Панова, С. Г. Кузнецова, Е. Г. Васильевой, Н. А. Николенко, А. В. Маркеевой, Н. А. Черных, А. Н. Тарасовой, А. Е. Сырчина, Е. А. Вакарина, А. Д. Емельянова, О. Ю. Кокорина, Е. Н. Редикульцева. Анализ научных работ показал, что результаты и выводы в них носят фрагментированный характер, поскольку их авторы сконцентрированы на отдельных аспектах изучения социальной поддержки лиц предпенсионного возраста, и комплексный анализ реализации мер социальной поддержки предпенсионеров в сфере труда и занятости не был предметом изучения, что и обусловило выбор темы статьи. Эмпирической базой исследования выступили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Социального фонда России, Федеральной службы по труду и занятости, Министерства по труду и занятости Иркутской области за 2019-2022 гг. Были использованы такие методы, как метод сравнительного анализа, метод статистического мониторинга, метод вторичного анализа данных.

Результаты исследования

Положение предпенсионеров в сфере труда и занятости определяется такими особенностями, как 1) наличие определенных проблем со здоровьем, 2) устаревшие навыки и компетенции, 3) низкий уровень трудовой мобильности, 4) дискриминация со стороны работодателей [2, с. 4; 3, с. 463]. Более развернутое представление о предпенсионерах по таким характеристикам, как численность, гендерный состав, уровень образования, уровень занятости, распределение занятости по секторам, профессиональная структура и заработная плата, свидетельствующим о худшем положении работников предпенсионного возраста по сравнению с работниками основного трудоспособного возраста, представлено в исследовании «Работники предпенсионного возраста на рынке труда в Российской Федерации» (НИУ ВШЭ, Лаборатория исследований рынка труда, 2020 г.). Анализируя особенности социального статуса российских предпенсионеров, исследователи Е. Г. Васильева и Н. А. Николенко выделяют «молодых» и «пожилых», «старых» и «новых» предпенсионеров, подчеркивая диффе-ренцированность и стратифицированность положения данной социальной группы на рынке труда [4, с. 148]. Исследователь А. В. Рожкин выделяет также «работающих», «ищущих работу»

1 На 2019 г. действует Пенсионный фонд России, с 1 января 2023 г. - Социальный фонд России.

2 В ПФР сосчитали работающих предпенсионеров // Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. URL: https://www.audit-it.ru/news/personnel/973757.html (дата обращения: 16.12.2023).

и «неработающих» предпенсионеров, сравнивая их по мотивации, стратегии преодоления стрессовых ситуаций, социально-психологической адаптации и локусу контроля [5, с. 292].

В связи с увеличением численности предпенсионеров сегодня для них предусмотрены следующие меры государственной поддержки в сфере занятости:

1. Сохранение права на оформление досрочной пенсии по старости, по предложению органов службы занятости, за два года до наступления пенсионного возраста.

Согласно опубликованным результатам опроса, проведенного общественно-политической газетой «Комсомольская правда» среди своих подписчиков (n = 10,3 тыс. человек) в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в мессенджерах Telegram и Viber, 74 % опрошенных были «за» то, чтобы у предпенсионеров было право на досрочную пенсию. Тем самым они поддержали инициативу Федерации независимых профсоюзов России, которые в свою очередь предлагают увеличить срок до пяти лет до выхода на пенсию1.

Средний размер досрочной пенсии безработным предпенсионерам в 2024 г. составил 19 596 руб., что на 20 % ниже страховой пенсии по старости2. За три года средний размер досрочной пенсии планируют увеличить на 17 %: в 2025 г. он будет составлять 20,6 тыс. руб., в 2026 г. - 21,6 тыс. руб. В целом к началу 2024 г. средний размер досрочной пенсии безработным предпенсионерам с 2019 г. увеличился на 61,5 % (рис. 1).

20,8 19,8

17,5 17,5 16,9

15,4 15,1 _ 159 _ ,

И II II II

2019 2020 2021 2022

■ Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров

■ Средний размер страховой пенсии по старости

Рис. 1. Динамика изменения среднего размера страховой пенсии по старости за 2019-2022 гг.3

2. Срок и размер пособия по безработице в увеличенном размере в соответствии со ст. 34.2 «Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста» Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Если для всех остальных безработных граждан, отработавших не менее полугода в течение одного года, срок выплаты пособия по безработице - шесть месяцев, в течение которых оно составляет первые три месяца - 75 %, а вторые три месяца - 60 % от среднего заработка, то для предпенсионеров срок выплаты увеличен до одного года, в течение которого размер пособия по безработице составляет первые три месяца - 75 %, следующие четыре месяца - 60 %, в дальнейшем - 45 % от среднего заработка. При этом минимальная величина пособия по безработице составила 1500 руб., а максимальная величина пособия по безработице 12 792 руб. + районный коэффициент.

1 Россияне считают правильным отправлять безработных предпенсионеров на пенсию досрочно // Комсомольская правда. 2023. 19 апреля. URL: https://www.kp.ru/daily/27492/4751126/ (дата обращения: 16.12.2023).

2 «Известия»: размер досрочной пенсии в 2024 году вырастет до 19,6 тыс. рублей // Российское информационное агентство ТАСС. 2023. 17 ноября. URL: https://tass.ru/obschestvo/19307843 (дата обращения: 16.12.2023).

3 Диаграмма составлена автором на основе годовых отчетов Пенсионного фонда России за 2019-2022 гг.

Если минимальная величина пособия по безработице одинакова как для предпенсионе-ров, так и для других категорий безработных граждан (с 2019 г. была увеличена практически на 76,5 %), то максимальная величина пособия по безработице по отношению к предпенсио-нерам, во-первых, с 2021 г. остается неизменной в течение всего срока безработицы, тогда как для остальных категорий граждан устанавливаются разные размеры в первый и во второй периоды выплаты, во-вторых, устанавливается федеральным законом, а не ежегодным постановлением Правительства РФ (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения размеров минимальной и максимальной величин пособия по безработице за 2015-2024 гг.1

Год Min Max Постановление Правительства РФ

для всех категорий для предпенсионеров

2024 1 500 12 792 / 5 000 12 792 ФЗ № 565 от 12.12.2023

2023 1 500 12 792 / 5 000 12 792 № 2046 от 14.11.2022

2022 1 500 12 792 / 5 000 12 792 № 1940 от 15.11.2021

2021 1 500 12 130 / 5 000 12 130 № 2393 от 31.12.2020

2020 1 500 12 130 № 346 от 27.03.2020

2019 1 500 8 000 № 1375 от 15.11.2018

2018 850 4 900 № 1423 от 24.11.2017

2017 850 4 900 № 1326 от 08.12.2016

2016 850 4 900 № 1223 от 12.11.2015

2015 850 4 900 № 1382 от 17.12.2014

С целью сокращения риска увеличения уровня безработицы среди лиц предпенсионного возраста для них был предусмотрен ряд мер государственной поддержки в сфере труда:

- защита от необоснованного отказа в приеме на работу или увольнения в соответствии со ст. 144.1 Уголовного кодекса РФ. Данная статья была введена Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 352-ФЗ, где предусматривается наказание для работодателей и их представителей в виде штрафа или исполнительных работ. Любые причины увольнения или отказа в приеме на работу, не связанные с деловыми качествами предпенсионера, считаются необоснованными;

- ежегодное право на два оплачиваемых дня для прохождения диспансеризации (ст. 185.1 Трудового кодекса РФ).

Роструд и его территориальные подразделения осуществляют мероприятия, направленные на защиту социально-трудовых прав работников предпенсионного возраста. С 2019 г. организуется работа телефонов горячей линии по специально выделенному телефонному номеру. В 2020 г. поступило 6956 звонков (в 2019 г. - 4604 звонка) от граждан предпенсионного возраста и 1268 обращений (в 2019 г. - 2160 обращений) от работников предпенсионного возраста о нарушениях их трудовых прав. По обращениям предпенсионеров государственными инспекциями труда осуществляются различные мероприятия:

- были проведены 416 проверок, из них 338 внеплановых, что составило 81,2 % (в 2019 г. - 1518 проверок, из них 1141 внеплановая, что составило 75,1 %) от общего количества надзорных мероприятий в отношении работников предпенсионного возраста;

- выявлено 503 нарушения (в 2019 г. - 1378 нарушений), выдано 132 предписания (в 2019 г. - 571 предписание), в том числе 8 (в 2019 г. - 28) - об отмене приказа об увольнении работников предпенсионного возраста, 65 предупреждений (в 2019 г. - 124 предупреждения);

1 Таблица составлена автором на основе справочной информации «Размер пособия по безработице» за 20152024 гг., представленной в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».

- общая сумма наложенных административных штрафов составила 4,7 млн руб. (в 2019 г. - 14,8 млн руб.);

- количество работников предпенсионного возраста, права которых восстановлены по результатам проведенных проверок, составило 888 человек, в том числе 12 человек (в 2019 г. составило 1429 человек, в том числе 18 человек) в связи с незаконным увольнением.

Как для работающих, так и для неработающих предпенсионеров с целью поддержания производительности труда, востребованности и конкурентоспособности на рынке труда в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» организуется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование. По мнению работодателей, предпенсионерам прежде всего не хватает общих и продвинутых навыков работы на компьютере и открытости к новым идеям [6, с. 23]. В 2019 г. на базе почти 600 различных организаций обучение прошли 115,1 тыс. граждан предпенсионного возраста, что в 2,3 раза больше запланированной численности вследствие высокой востребованности со стороны граждан. Благодаря Союзу «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» было обучено еще более 25 тыс. россиян предпенсионного возраста. В 2020 г. завершили обучение 88 156 предпенсионеров, хотя планировалось охватить около 75 тыс. человек. В 2021 г. на обучение было выделено 10,05 млрд руб. из федерального бюджета в форме субсидий, 212 921 человек приступил к обучению, 145 916 человек - численность занятых граждан по окончании обучения, из них граждане предпенсионного возраста -1043 человека.

В Иркутской области в рамках регионального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» на 2019-2024 гг. осуществляется мероприятие «Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста», на обеспечение которого предусмотрено финансирование в 2019 г. в объеме 64,4 млн руб., в 2020 г. -28,8 млн руб. Численность граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, в 2019 г. составила 1642 человека, в 2020 г. - 1013 человек. В 2021-2022 гг. профессиональное обучение иркутских предпенсионеров было организовано в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография».

Помимо организации обучения в рамках ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Иркутской области» на 2019-2024 гг. с целью содействия трудоустройству для граждан предпенсионного возраста предусмотрены такие мероприятия, как 1) проведение информационно-разъяснительной работы о предоставляемых органами службы занятости государственных услугах; 2) организация специализированных ярмарок вакансий; 3) организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 4) выдача предложений на оформление досрочных пенсий. Согласно отчетам о деятельности Министерства труда и занятости Иркутской области в 2022 г. было трудоустроено 1492 человека, в 2021 г. - 2241 человек предпенсионного возраста1.

Анализируя меры государственной поддержки для граждан предпенсионного возраста в нашей стране, можно выделить такие основные проблемы ее реализации:

1. Риск возможных злоупотреблений как со стороны правоохранительных органов, предприятий-конкурентов, так и самих недобросовестных предпенсионеров в связи с привлечением работодателей к уголовной ответственности за нарушение ст. 144.1 Уголовного кодекса РФ.

Возможно, ответной реакцией работодателей с целью снижения проявления злоупотреблений (дополнительные проверки надзорных органов, халатное выполнение предпенси-онером трудовых обязанностей и др.) будет принятие таких мер, как 1) увольнение работников за несколько лет до наступления предпенсионного возраста, 2) увольнение предпенсионеров

1 Отчеты о деятельности // Министерство труда и занятости Иркутской области : интерактивный портал. URL: https://irkzan.ru/ (дата обращения: 16.12.2023).

«по собственному желанию», «в связи с сокращением штата» и др., 3) повышенные требования к деловым качествам соискателей предпенсионного возраста с целью усложнения процесса поступления на работу [6, с. 22]. Как справедливо отмечают исследователи О. А. Бойко и С. Л. Панов, ст. 144.1 Уголовного кодекса РФ носит больше превентивный характер, и без социально-экономических мер, стимулирующих интерес работодателей сохранять трудовые отношения с предпенсионерами, на практике фактически будет такой же «неработающей», как и ст. 136 и 145 Уголовного кодекса РФ. Примерно такого же мнения придерживается исследователь Ю. С. Черненилова, согласно которой данная правовая норма является «слабой мерой поддержки предпенсионеров, и установление уголовной ответственности не решит проблему пенсионного кризиса» [7, с. 74]. Тем не менее, несмотря на декларативный характер ст. 144.1 Уголовного кодекса РФ, согласно результатам исследования Л. А. Жигуна, Е. В. Камневой, М. В. Полевой и С. Дзаппалы, разделивших все меры государственной поддержки предпенсионеров по четырем сферам (трудовые отношения, имущественные отношения, здоровье и услуги), предпенсионерами в сфере трудовых отношений наиболее востребован запрет на увольнение из-за возраста [8, с. 266].

2. Отсутствие экономической целесообразности и востребованности программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования как со стороны работодателей, так и со стороны занятых и неработающих предпенсионеров.

Как показало исследование А. В. Маркеевой, продолжение работы в старшем возрасте, как и вовлеченность в обновление профессиональных знаний носит зачастую вынужденный характер - «из-за угрозы потери работы или снижения дохода, а не вследствие реализации внутренней потребности или желания» [9, с. 52]. Проанализировав программы российских компаний, а также промежуточные результаты государственных программ, направленных на трудоустройство и развитие карьеры старшего поколения, А. В. Маркеева справедливо рекомендует пересмотреть существующие государственные меры, поскольку зачастую они не связаны со стратегическими планами самих работодателей в отношении представителей старших возрастов.

3. Отсутствие учета в системе государственной поддержки индивидуально-психологических особенностей предпенсионеров, обусловленных их возрастом и жизненным опытом. Как справедливо пишут исследователи Е. А. Вакарина, А. Д. Емельянова и О. Ю. Ко-рикова, такие показатели психологического благополучия предпенсионеров, как самооценка, уверенность в себе, страх за будущее, тревожность и др., играют важную роль в успешности освоения новых программ профессиональной переподготовки, позволяющих им укрепить свои позиции на рынке труда и продлить трудовую жизнь в современных условиях [10, с. 380]. Так, ключевым моментом получаемого предпенсионерами дополнительного образования в период и после пандемии коронавирусной инфекции был высокий процент программ с дистанционными образовательными технологиями, что при отсутствии базовых компьютерных навыков у людей этого возраста и, следовательно, повышенной сложности материала, возможно, приводило к снижению у них уровня удовлетворенности от обучения [11, с. 26]. Решающее значение в трудоустройстве предпенсионеров имеет специально разработанная программа психологического сопровождения, которая направлена на преодоление трудностей и формирование психологической готовности к новым видам деятельности и трудовому функционалу [12, с. 232].

В качестве основных путей совершенствования государственной политики в отношении предпенсионеров в сфере труда и занятости можно предложить следующие:

- более продуманный и проработанный характер дальнейшей оптимизации государственных мер с четким научным и практическим обоснованием, внешним экспертным сопровождением, проведением опросов работодателей, самих предпенсионеров и др. [13, с. 531];

- расширение возрастных границ с 45 лет для участников программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и видам деятельности с целью минимизировать риски потери работы или снижения доходов при наступлении предпенсионного и пенсионного возрастов [14, с. 531];

- приоритет активных государственных мер (стратегия сохранения рабочего места, минимизации скрытой дискриминации и проявлений эйджизма) над пассивными, связанными с компенсацией доходов из-за потери работы [15, с. 424];

- введение дополнительного социально-экономического стимулирования для работодателей, не только сохраняющих рабочие места для работников предпенсионного и пенсионного возрастов, но и в целом меняющих кадровую политику на дружественную по отношению к работникам 50+ [16, с. 1178].

- продвижение организационных форм социальной поддержки предпенсионеров в рамках социального партнерства путем включения их в коллективный договор и локальные акты работодателя (например, использование отпуска в удобное время, преимущественное право на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации, право на неполный рабочий день, ежегодный отпуск без сохранения зарплаты), т.е. такие формы, которые будут и учитывать возрастные особенности предпенсионеров, и устанавливать им оптимальные (щадящие) условия труда, позволяющие результативно и эффективно работать [17, с. 317].

- установление возрастных квот по аналогии с квотами для трудоустройства лиц с инвалидностью c возможным снижением пенсионных отчислений ввиду содержания работников предпенсионного возраста [18, с. 60].

Заключение

Проведение пенсионной реформы 2019-2028 гг. повлияло на то, что предпенсионеры как категория трудоспособного населения стали самостоятельным объектом и государственной поддержки, и научного анализа. За период с 2019 по 2022 г. в российской научной электронной библиотеке elibrary.ru обнаруживается публикаций, посвященных предпенсионерам, в 20 раз больше, чем с 2010 по 2018 г. [19, с. 122]. Более четкий правовой статус предпенсио-неров и таргетированный характер государственной поддержки напрямую связаны с более неблагополучным социальным их положением на рынке труда по сравнению с другими категориями работников и безработных граждан [20, с. 71]. «Пенсия, как и заработная плата сегодня являются основными источниками средств к существованию, увеличилось количество россиян, не имеющих никаких сбережений, что говорит о недовоспроизводстве их человеческого капитала» [21, с. 1140].

Работники предпенсионного возраста могут успешно осваивать профессиональные компетенции и быть не менее результативными при реализации определенных видов деятельности и при меньших затратах со стороны работодателей [22, с. 111]. Подчеркивая человеческий капитал российских предпенсионеров как особенный, алтайские исследователи С. В. Лобова и В. В. Маликова отмечают их «ответственное отношение к работе, стремление к стабильности, трудовой и профессиональный опыт, стремление передать свои навыки и знания молодым работникам» и др. [23, с. 159].

Проведенный анализ показал, что необходимо не только расширять меры государственной поддержки, но и учитывать выделенные проблемы реализации, для того чтобы она была более системной и эффективной, направленной на повышение (сохранение) уровня занятости и сокращение уровня безработицы среди работников предпенсионного возраста. Несмотря на определенные сложности и трудности, как показало исследование Ю. М. Горлина, Е. Е. Гришиной, В. Ю. Ляшок и В. В. Федорова, направленное на изучение зарубежного опыта повышения пенсионного возраста [24, с. 89], наша страна - практически единственная, где были введены прямые меры государственной поддержки предпенсионеров.

Список литературы

1. Кузнецов С. Г. Методические подходы к оценке численности и половозрастного состава рабочей силы и занятых лиц предпенсионного возраста // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2019. Т. 17. С. 360-382. doi: 10.29003/m825.sp_ief_ras2019/360-382 EDN: PLHGBA

2. Работники предпенсионного возраста на рынке труда в Российской Федерации : информационный бюллетень / Л. И. Смирных, Н. Емелина, П. В. Травкин, Л. А. Леонова, С. Ю. Рощин, С. А. Солнцев ; под науч. ред. С. Ю. Рощина, С. А. Солнцева. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 32 с. doi: 10.17323/9785759821960 EDN: MRWSHD

3. Krumins J., Berzins A., Dahs A., Ponomarjova D. Healthy and active pre-retirement and retirement ages: Elderly inequality in Latvia. 2019. URL: https://dspace.lu.1v/dspace/handle/7/54130

4. Васильева Е. Г., Николенко Н. А. Кто такие предпенсионеры? К вопросу о социальном статусе группы // Logos et Praxis. 2020. Т. 19, № 1. С. 147-159. doi: 10.15688/lp.jvolsu.2020.1.16 EDN: ZURWLX

5. Рожкин А. В. Психологическая помощь в трудоустройстве в предпенсионном возрасте в условиях экономических санкций // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2022. № 2 (44). С. 288-298. EDN: MYDHCX

6. Бойко О. А., Панов С. Л. Защитит ли права работников предпенсионного возраста введенная в УК РФ статья 144.1 // Виктимология. 2018. № 4 (18). С. 20-25. EDN: YWGRYT

7. Черненилова Ю. С. Специфика заключения и расторжения трудового договора с лицами предпенсионного возраста // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2019. № 5. С. 72-75. EDN: PWOVHM

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Жигун Л. А., Камнева Е. В., Полевая М. В., Дзаппала С. Становление сегмента предпенсио-неров на рынке труда: финансовый и управленческий аспекты // Финансы: теория и практика. 2022. Т. 26, № 6. С. 253-270. doi: 10.26794/2587-5671-2022-26-6-253-270 EDN: IGVSVH

9. Маркеева А. В. Профессиональное обучение сотрудников старших возрастов в России: проблемы и перспективы // Информационное общество. 2022. № 3. С. 49-60. doi: 10.52605/16059921_2022_03_49 EDN: DVRSVO

10. Вакарина Е. А., Емельянова А. Д., Корикова О. Ю. Профессиональное переобучение пред-пенсионеров : возможности и риски // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 4 (35). С. 377-386. doi: 10.23888/humJ20214377-386 EDN: ZCARJY

11. Гарафутдинова Н. Я., Корешева С. Г., Росляков А. Е. Реализация национальных проектов в системе дополнительного образования как основной фактор повышения конкурентоспособности различных категорий на рынке труда // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2021. № 1. С. 38-46. EDN: XAEALB

12. Гнездилов Г. В., Рожкин А. В., Левитан Н. Е. Психологические факторы успешности трудоустройства специалистов предпенсионного возраста в условиях цифровизации // Человеческий капитал. 2022. № 5-2 (161). С. 225-234. EDN: BGWWWY

13. Копалкина Е. Г., Илтакова Н. В. Проблема реформирования службы занятости в современных условиях // Вестник экономики, права и социологии. 2022. № 2. С. 150-153. EDN: AHJUME

14. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. Пенсионная реформа и социальная поддержка лиц предпенсионного возраста // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6-2. С. 527-537. doi: 10.34755/IR0K.2019.31.81.078 EDN: GGVIHF

15. Трофимов Е. А., Трофимова Т. И. К вопросу о дискриминации на российском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. 2018. Т. 28, № 3. С. 419-425. doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425 EDN: ZDYJKH

16. Черных Н. А., Тарасова А. Н., Сырчин А. Е. Предпенсионеры на рынке труда: проблемы занятости и меры поддержки // Экономика региона. 2020. Т. 16, № 4. С. 1178-1192. doi: 10.17059/ekon.reg.2020-4-12 EDN: ELLYAH

17. Редикульцева Е. Н., Шмакова Д. С. Нематериальные формы социальной поддержки лиц предпенсионного возраста // E-SCIO. 2021. № 11 (62). С. 312-317. EDN: BNKIGG

18. Елфимова Е. А., Буянова А. В. Новая пенсионная реформа: бремя или панацея для сторон трудовых отношений // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10-2 (88). С. 59-61. doi: 10.23670/IRJ.2019.88.10.035 EDN: CXVMIF

19. Лобова С. В., Маликова В. В. Изучение жизни предпенсионеров в 2012-2022 годах: биб-лиометрический анализ публикаций, индексируемых в международной базе данных SCOPUS // Человеческий капитал. 2023. № 3 (171). С. 122-130. doi: 10.25629/HC.2023.03.12 EDN: AOAZAS

20. Нюргачев О. А., Носырева И. Г. Безработица как индикатор государственного регулирования занятости населения в городе Иркутске // Global and Regional Research. 2022. Т. 4, № 4. С. 63-72. EDN: DBIETQ

21. Новолодская Г. И. Воспроизводство конкурентоспособного человеческого капитала как фактор обеспечения экономической безопасности России в глобальной экономике // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14, № 3. С. 1128-1142. doi: 10.17150/2411-6262.2023.14(3).1128-1142 EDN: OUEBCH

22. Петрова О. С., Кисин К. А. Работники предпенсионного возраста как адаптивный ресурс к потребностям рынка труда // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2021. № 4. С. 111-127. doi: 10.15593/22249354/2021.4.7 EDN: ZGWUCB

23. Лобова С. В., Маликова В. В. Человеческий капитал предпенсионеров: подходы к решению проблем пенсионной реформы // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3 (46). С. 157-169. doi: 10.52944/P0RT.2021.46.3.014 EDN: QHQFTP

24. Горлин Ю. М, Гришина Е. Е., Ляшок В. Ю., Федоров В. В. Повышение пенсионного возраста : опыт зарубежных стран и оценка эффектов для России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 6 (40). С. 85-97. EDN: YPPZAH

References

1. Kuznetsov S.G. Methodological Approaches to Assessing the Size and Age-Sex Composition of Workforce and Employed Persons of Pre-Retirement Age. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaystven-nogo prognozirovaniya RAN = Scientific Works: Institute of National Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences. 2019;17:360-382. (In Russ.). doi: 10.29003/m825.sp_ief_ras2019/360-382

2. Smirnykh L.I., Emelina N., Travkin P.V., Leonova L.A., Roshchin S.Yu., Solntsev S.A. Rabotniki predpensionnogo vozrasta na rynke truda v Rossiyskoy Federatsii: informatsionnyy byulleten = Employees of Pre-Retirement Age on Labor Market in the Russian Federation: Information Bulletin. Moscow: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2020:32. (In Russ.). doi: 10.17323/9785759821960

3. Krumins J., Berzins A., Dahs A., Ponomarjova D. Healthy and active pre-retirement and retirement ages: Elderly inequality in Latvia. 2019. Available at: https://dspace.lu.lv/dspace/handle/7Z54130

4. Vasileva E.G., Nikolenko N.A. Who Are Pre-Retirees? On the Social Status of the Group. Logos et Praxis. 2020;19(1): 147-159. (In Russ.). doi: 10.15688/lp.jvolsu.2020.1.16

5. Rozhkin A.V. Psychological Assistance in Finding Employment at Pre-Retirement Age under Conditions of Economic Sanctions. Chelovecheskiy faktor: Sotsialnyy psikholog = Human Factor: Social Psychologist. 2022;(2):288-298. (In Russ.)

6. Boyko O.A., Panov S.L. Will Article 144.1 Introduced into the Criminal Code of the Russian Federation Protect Rights of Employees of Pre-Retirement Age. Viktimologiya = Victimology. 2018;(4):20-25. (In Russ.)

7. Chernenilova Yu.S. Features of Concluding and Terminating an Employment Contract with Persons of Pre-Retirement Age. Elektronnoe prilozhenie k Rossiyskomu yuridicheskomu zhurnalu = Electronic Supplement to Russian Legal Journal. 2019;(5):72-75. (In Russ.)

8. Zhigun L.A., Kamneva E.V., Polevaya M.V., Dzappala S. Formation of Pre-Retirement Segment in Labor Market: Financial and Managerial Aspects. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice. 2022;26(6):253-270. (In Russ.). doi: 10.26794/2587-5671-2022-26-6-253-270

9. Markeeva A.V. Professional Training Of Older Employees in Russia: Problems and Prospects. Infor-matsionnoe obshchestvo = Information Society. 2022;(3):49-60. (In Russ.). doi: 10.52605/16059921_2022_03_49

10. Vakarina E.A., Emelyanova A.D., Korikova O.Yu. Professional Retraining of Pre-Retirees: Opportunities and Risks. Lichnost v menyayushchemsya mire: zdorovie, adaptatsiya, razvitie = Person in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2021;9(4):377-386. (In Russ.). doi: 10.23888/humJ20214377-386

11. Garafutdinova N.Ya., Koresheva S.G., Roslyakov A.E. Implementing National Projects in the System of Additional Education as the Main Factor in Increasing Competitiveness of Various Categories in Labor Market. Ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniya regionov = Economic and Humanitarian Studies of Regions. 2021;(1):38-46. (In Russ.)

12. Gnezdilov G.V., Rozhkin A.V., Levitan N.E. Psychological Factors of Success in Employment of Specialists of Pre-Retirement Age in the Conditions of Digitalization. Chelovecheskiy capital = Human Capital. 2022;(5-2):225-234. (In Russ.)

13. Kopalkina E.G., Iltakova N.V. Problem of Reforming Employment Service in Modern Conditions. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2022;(2): 150-153. (In Russ.)

14. Andreeva E.I., Bychkov D.G., Feoktistova O.A. Pension Reform and Social Support for Persons of Pre-Retirement Age. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki = Current Issues of Modern Economy. 2019;(6-2):527-537. (In Russ.). doi: 10.34755/IROK.2019.31.81.078

15. Trofimov E.A., Trofimova T.I. On Discrimination in Russian Labor Market. Izvestiya Baykalskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University. 2018;28(3):419—425. (In Russ.). doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425

16. Chernykh N.A., Tarasova A.N., Syrchin A.E. Pre-Retirees on Labor Market: Employment Problems and Support Measures. Ekonomika regiona = Regional Economy. 2020;16(4): 1178—1192. (In Russ.). doi: 10.17059/ekon.reg.2020-4-12

17. Redikultseva E.N., Shmakova D.S. Intangible Forms of Social Support for Persons of PreRetirement Age. E-SCIO. 2021;(11):312—317. (In Russ.)

18. Elfimova E.A., Buyanova A.V. New Pension Reform: Burden or Panacea for the Parties to Labor Relations. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal = International Research Journal. 2019;(10-2):59-61. (In Russ.). doi: 10.23670/IRJ.2019.88.10.035

19. Lobova S.V., Malikova V.V. Studying Life of Pre-Retirees in 2012-2022: Bibliometric Analysis of Publications Indexed in International SCOPUS Database. Chelovecheskiy capital = Human Capital. 2023;(3): 122-130. (In Russ.). doi: 10.25629/HC.2023.03.12

20. Nyurgachev O.A., Nosyreva I.G. Unemployment as an Indicator of State Regulation of Employment in the City of Irkutsk. Global and Regional Research. 2022;4(4):63-72. (In Russ.)

21. Novolodskaya G.I. Reproduction of Competitive Human Capital as a Factor in Ensuring the Economic Security of Russia in Global Economy. Baikal Research Journal. 2023;14(3): 1128-1142. (In Russ.). doi: 10.17150/2411 -6262.2023.14(3).1128-1142

22. Petrova O.S., Kisin K.A. Employees of Pre-Retirement Age as an Adaptive Resource to Needs of Labor Market. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsi-alno-ekonomicheskie nauki = Bulletin of Perm National Research Polytechnic University. Social and Economic Sciences. 2021;(4):111-127. (In Russ.). doi: 10.15593/2224-9354/2021.4.7

23. Lobova S.V., Malikova V.V. Human Capital of Pre-Retirees: Approaches to Solving Problems of Pension Reform. Professionalnoe obrazovanie i rynok truda = Professional Education and Labor Market. 2021;(3): 157-169. (In Russ.). doi: 10.52944/PORT.2021.46.3.014

24. Gorlin Yu.M, Grishina E.E., Lyashok V.Yu., Fedorov V.V. Increasing the Retirement Age: Practices in Foreign Countries and Assessing Effects for Russia. Nauchno-issledovatelskiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal = Research Financial Institute. Financial Magazine. 2017;(6):85-97. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

Е. Г. Копалкина - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.

E. G. Kopalkina - Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, 11 Lenin street, Irkutsk, 664003.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests

Поступила в редакцию / Received 25.12.2023

Поступила после рецензирования и доработки / Revised 28.01.2024 Принята к публикации / Accepted 28.02.2024

ISSN 2307-9525 (Online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.