_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.23672/SAE.2024.82.70.011 УДК 331.5
© ®
Attribution
сс by
ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ
Аверин А.Н.1, Понеделков А.В.2, Степанов К.В.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
2Южно-Российский институт управления - филиал Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 3Южный Федеральный Университет
Аннотация. Актуальность темы исследования состоит в том, что после принятия предыдущего Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в РСФСР» прошло значительное время. Многие его нормы нуждались в уточнении и дополнении. Данный закон утратит силу с 01 января 2025 года; некоторые его статьи и пункты применяются до этого срока или уже утратили силу. Принятие нового федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» имеет большое значение для актуализации в сферы занятости населения. Пересмотрены и упорядочены правовые нормы, устранены противоречия.
В качестве объекта исследования выступает Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». Целью исследования является краткий обзор федерального закона и рассмотрение его значения для актуализации в сфере занятости. К методам исследования относятся сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция.
Получены результаты исследования. Дан краткий обзор федерального закона - его общих положений, полномочий органов государственной и публичной власти, участия органов местного самоуправления в сфере занятости населения, государственной службы занятости, Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», мер государственной поддержки и порядка их предоставления органами службы занятости, содействия занятости инвалидов, социальных выплат безработным и другим категориям людей, участия социальных партнеров в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения, взаимодействия государственной службы занятости с органами государственной власти, местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования, образовательными организациями, мониторинга и прогнозирования рынка труда, контроля за реализацией положений федерального закона, противодействия нелегальной занятости.
Вывод: важная роль в обеспечении занятости населения и сокращении безработицы принадлежит всем статьям федерального закона. Для актуализации занятости значительное место занимают мониторинг и прогноз российского рынка труда, мониторинг трудоустройства выпускников образовательных организаций, противодействие нелегальной занятости, формирование индивидуального плана содействия занятости, подбор индивидуальной подходящей работы, социальные выплаты.
Обзор литературы дает основание утверждать, что имеется значительное количество содержательных и представляющих научный интерес опубликованных работ по актуальным проблемам занятости, безработицы, российского рынка труда. Однако надо иметь в виду, что они опираются на положения Закона РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в РСФСР».
Ключевые слова: безработный, государственная поддержка, государственная политика, государственная служба занятости, занятость, индивидуальный план, мониторинг, нелегальная занятость, подходящая работа, пособие по безработице, рынок труда, социальная выплата, социальный партнер.
THE IMPORTANCE OF THE FEDERAL LAW «ON EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION» FOR EMPLOYMENT
Alexander N. Averin1, Alexander V. Ponedelkov2, Konstantin V. Stepanov3
1Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, South-Russian Institute of Management, a branch of the Russian Presidential 2Academy of National Economy and Public Administration, 3Southern Federal University
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Abstract. The relevance of the research topic lies in the fact that many years have passed since the adoption of the previous Law of the RSFSR dated April 19, 1991 № 1032-I «On Employment of the Population in the RSFSR». Many of its norms needed to be clarified and supplemented. This law will cease to be in force on January 01, 2025, some of its articles and clauses apply before this date or have already lost force. The adoption of the new Federal Law № 565-FZ of December 12, 2023 «On Employment in the Russian Federation» is of great importance for updating in the field of employment. Legal norms have been revised and streamlined, contradictions have been eliminated.
The object of the study is Federal Law № 565-FZ of December 12, 2023 «On Employment of the Population in the Russian Federation». The purpose of the study is to briefly review the federal law and consider its significance for actualization in the field of employment. Research methods include comparison, analysis, synthesis, deduction, and induction.
The results of the study are obtained. A brief overview of the federal law is given - its general provisions, the powers of state and public authorities, the participation of local self-government bodies in the field of employment, the state employment service, the Unified Digital Platform in the field of employment and labor relations «Work in Russia», measures of state support and the procedure for their provision by employment service bodies, promotion of employment of disabled people, social payments to the unemployed and other categories of people. participation of social partners in the development and implementation of state policy in the field of employment, interaction of the state employment service with state authorities, local self-government bodies exercising powers in the field of education, educational organizations, monitoring and forecasting of the labor market, control over the implementation of the provisions of the federal law, combating illegal employment.
The conclusion is that all articles of the federal law play an important role in ensuring employment and reducing unemployment. In order to actualize employment, a significant place is occupied by monitoring and forecasting the Russian labor market, monitoring the employment of graduates of educational organizations, combating illegal employment, forming an individual plan for promoting employment, selecting an individual suitable job, and social benefits.
A review of the literature gives grounds to assert that there is a significant number of informative and scientific works on topical problems of employment, unemployment, and the Russian labor market. However, it should be borne in mind that they are based on the provisions of the RSFSR Law № 1032-I of April 19, 1991 «On Employment of the Population in the RSFSR».
Keywords: unemployed, state support, state policy, public employment service, employment, individual plan, monitoring, illegal employment, suitable work, unemployment benefit, labor market, social payment, social partner.
Введение. Федеральный закон содержит 70 статей, объединенных в 14 глав, определяет правовые, экономические, организационные основы государственной политики, государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере занятости населения. Статьи вводятся неодновременно - с 01 января, 01 марта, 01 сентября 2024 года, с 01 января 2025 года.
Под занятостью понимается трудовая и иная не противоречащая законодательству деятельность, которая осуществляется для производства товаров, выполнение работ, оказания услуг, направлена на получение дохода.
Обсуждение. Результаты. В федеральном законе определены 9 категорий занятых людей, принципы правового регулирования отношений, международное сотрудничество, 15 направлений государственной политики в сфере занятости, полномочия федеральных и региональных органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий, участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения, полномочие федеральных органов государственной власти, переданное для осуществления региональным органам по социальным выплатам безработным и другим категориям людей.
Важная роль принадлежит государственной службе занятости. Представлена ее структура -федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию; федеральному го суд арственному контролю (надзору); региональные исполнительные органы и государственные учреждения службы занятости. Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов службы занятости, стандарты деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения. В федеральном законе содержатся статьи, регулирующие Единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» - показаны ее назначение, оператор, порядок функционирования.
Представляет несомненный интерес порядок предоставления органами службы занятости мер государственной поддержки в сфере занятости населения, формирование органами службы занятости личного дела человека и учетного дела работодателя в электронной форме, регистрация в поисках подходящей работы, порядок и условия признания безработным, основания отказа признания безработным, снятие безработного с регистрационного учета. Определены
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
16 основных и 9 дополнительных видов мер государственной поддержки в сфере занятости населения, источники их финансирования, организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, содействие в переезде, переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработными, содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, организация оплачиваемых общественных работ, содействие приоритетному трудоустройству людей, которые завершили прохождение военной службы, содействие занятости молодежи. Особое внимание уделяется содействию занятости инвалидов. Для них определены 8 специальных мероприятий по содействию занятости, установление квоты для приема на работу, создание специальных рабочих мест для трудоустройства, условий труда, сопровождение при содействии занятости.
В федеральном законе содержатся статьи о социальных выплатах безработным и другим категориям граждан. Установлены виды социальных выплат: для безработного - пособие по безработице, пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, людям из этой категории - ежемесячная доплата. Информация о назначении размещается в государственной информационной системе «Единая централизованная платформа в социальной сфере». В отношении пособия по безработице обозначены размеры минимальной и максимальной величины, порядок определения размеров, условия назначения и продолжительность выплаты, особенности назначения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, людям из этой категории, особенности назначения людям предпенсионного возраста, прекращение, приостановление выплаты; назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
В федеральном законе отражено участие социальных партнеров в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости. Речь идет о полномочиях работодателей, их объединений, профессиональных союзов, их объединений в этой деятельности, об обязанностях работодателей по информированию государственной службы занятости, о взаимодействии органов службы занятости с работодателями, взаимодействии профессиональных союзов и их объединений с органами службы занятости. В федеральный закон включены статьи об основных направлениях взаимодействия государственной службы занятости с органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере образования, образовательными организациями, о профессиональной ориентации лю-
дей, участии органов государственной власти, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, в установлении и распределении контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, мониторинге трудоустройства выпускников образовательных организаций. Федеральный закон предусматривает осуществление мониторинга и прогнозирования рынка труда на федеральном и регионом уровнях, формирование официальной статистической информации о положении на рынке труда, контроль за деятельностью государственных учреждений службы занятости, за назначением социальных выплат, региональный государственный контроль, надзор за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, противодействие нелегальной занятости - создание организационных основ и региональных Межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости.
После весьма краткого обзора федерального закона необходимо рассмотреть актуализацию некоторых статей. Для разработки, предоставления и оценки эффективности мер государственной поддержки в сфере занятости населения проводится мониторинг и составляется прогноз федерального и региональных рынков труда, которые направлены на уменьшение профессионально-квалификационного дисбаланса. На платформе «Работа в России» проводится мониторинг трудоустройства выпускников по основным образовательным программам основного общего и среднего общего, основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, программам профессионального обучения. Публикуются сводные показатели по выпускникам, используются данные Социального фонда о том, где выпускники работают, какую получают заработную плату, какая их востребованность по полученной профессии. На основании сводных показателей и данных фонда формируется рейтинг образовательных организаций.
Важное значение имеет противодействие нелегальной занятости, которая означает, что люди осуществляют трудовую деятельность, когда трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми отношениями, не заключается трудовой договор, деятельность осуществляется на основании устной договоренности. Иначе говоря, она осуществляется в нарушении установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений. Механизм борьбы с нелегальной теневой занятостью включает межведомственные комиссии, членами которых являются представители регионов, государственных инспекций труда, федеральной налоговой службы, органов полиции. Осуществляется обмен данными межведомственных комиссий с Федеральной налоговой службой о работодателях, которые выплачивают заработную плату меньше средней заработной платы по отрасли или выполняют большой объем работ, но при этом в штате имеют небольшую численность персонала.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Органы службы занятости формируют индивидуальный план содействия занятости в соответствии с профильной группой, которая определяется по результатам проведения профилирования человека. Профилирование является обязательным для человека, ищущего работу и претендующего на признание его безработным. Индивидуальный план содействия занятости содержит информацию о подходящей работе; профильной группе; перечне мер и сроках предоставления государственной поддержки в сфере занятости населения; сроках выплаты пособия по безработице; датах явки в органы службы занятости; правах и обязанностях, ответственности за их неисполнение; обязанностях и контактной информации являющегося куратором работника органа службы занятости.
Для человека, ищущего работу, и безработного органы службы занятости определяют индивидуально подходящую работу. Используются такие критерии, как вид, уровень образования, профессия, специальность, направление подготовки, квалификация; опыт работы, в том числе по профессии, специальности, направлению подготовки, должности; форма занятости; местонахождение рабочего места; размер заработной платы; обстоятельства жизненной ситуации, в том числе сведения об имеющихся ограничениях жизнедеятельности, инвалидности.
Безработным признается трудоспособный человек, который ищет работу, зарегистрирован органом службы занятости в целях поиска подходящей работы, готов к ней приступить. Он может признан безработным по месту жительства и по месту пребывания. Для признания человека безработным обязательным является профилирование, которое необходимо, чтобы адресно подбирать меру государственной поддержки, сервисы, подходящую работу с учетом жизненных обстоятельств человека. Человека приглашают в центр занятости, согласовывают индивидуальный план, подбирают два варианта подходящей работы для первичного собеседования с работодателями. Отказ от двух вариантов подходящей работы предусматривает прекращение выплаты пособий и снятие с учета в качестве безработного. Для некоторых категорий людей, ищущих работу, и безработных оплачиваемая работа, включая временную и общественные работы, считается подходящей работой. К ним относятся впервые ищущие работу и не имеющие квалификации; уволенные более одного
раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за совершение дисциплинарного проступка, другие предусмотренные законодательством виновные действия; стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного более одного года перерыва; направленные органом службы занятости на обучение в образовательную организацию и отчисленные из нее за совершение виновных действий; отказавшие пройти профессиональное обучение, получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице; состоявшие на регистрационном учете в органе службы занятости более 12 месяцев; обратившиеся в орган службы занятости после окончания сезонных работ.
Службы занятости обязаны проводить комплексный анализ навыков и предпочтений, создавать социально-демографический портрет безработного. Услуги по подбору рабочего места предлагаются безработным и людям, которые работают, но хотели бы найти новое место работы. В период безработицы можно осуществлять недолгую подработку до пяти рабочих дней на основании договора гражданско-правового характера.
Размер максимальной величины пособия по безработице составляет в первые три месяца периода выплаты - 12792 рубля; в следующие три месяца периода выплаты - 5 тыс., минимальной величины - 1,5 тыс. Размеры минимальной и максимальной величин индексируются один раз в год с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Заключение. Несомненно, что исполнение нового федерального закона будет способствовать обеспечению высокого уровня занятости и снижению уровня безработицы. Динамика основных показателей российского рынка труда следующая. По сравнению с 2010 годом, в 2022 году количество рабочей силы сократилось с 75 млн 478 тыс. до 74 млн 924 тыс., численность занятых увеличилась с 69 млн 934 тыс. до 71 млн 974 тыс., безработных - уменьшилась с 5 млн 544 тыс. до 2 млн 951 тыс., уровень занятости сократился с 62,7 % до 59,8 %, уровень безработицы - с 7,3 % до 3,9 %, количество официально зарегистрированных безработных - с 1 млн 875 тыс. до 646 тыс., уровень зарегистрированной безработицы - с 2,5 % до 0,9 %.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —
Литература:
1. Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в РСФСР» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
2. Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» // Система ГАРАНТ. URL : garant.ru
3. Труд и занятость в России. 2023. Статистический сборник. URL : rosstat.gov.ru
1. Law of the RSFSR of April 19, 1991 № 1032-I «On employment of the population in the RSFSR» // System GARANT. URL : garant.ru
2. Federal Law № 565-FZ dated December 12, 2023 «On Employment of the population in the Russian Federation» // System GARANT. URL : garant.ru
3. Labor and employment in Russia. 2023. Statistical collection. URL : rosstat.gov.ru
References:
Информация об авторах
Александр Николаевич Аверин
доктор философских наук, профессор,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации [email protected]
ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545
Alexander N. Averin
Doctor of Philosophy, Professor,
Russian Academy of National Economy and Public Service
under the President of the Russian Federation anaverinl [email protected]
ORCID https://orcid.org/0009-0009-0579-8545
Александр Васильевич Понеделков
доктор политических наук, профессор,
Южно-Российский институт управления -
филиал Российской академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
Alexander V. Ponedelkov
Doctor of Political Sciences, Professor,
South Russian Institute of Management -branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation [email protected]
Степанов Константин Владимирович
Konstantin V. Stepanov
кандидат юридических наук, доцент,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,
Южный федеральный университет
Southern Federal University [email protected] ORCID 0009-0004-2534-В916
[email protected] ORCID 0009-0004-2534-В916