УДК 349.2
DOI: 10.17277/pravo.2022.04.pp.499-508
Проанализировано современное состояние правового регулирования в сфере занятости населения, определены правовые проблемы, связанные с будущим сферы трудовой занятости, такие как неконвенциональная (теневая) занятость, с позиций системного подхода определения ее форм, видов и характеризующих ее признаков, влияния на российский рынок труда; правовой статус самозанятых граждан, работающих на цифровые платформы; безработица и финансирование пособий по безработице. Дано уточнение для круга лиц, направляемых для получения профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Сделан вывод, что требуется расширение возможностей содействия занятости населения за счет реализации новых программ обеспечения занятости, а также совершенствования действующего законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: занятость; безработица; пособие по безработице; самозанятость; трудоустройство; служба занятости; рынок труда.
Елена Евгеньевна Орлова, канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Гоажданское право и процесс», директор Юридического института, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», Тамбов, Россия;
НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ПАРАДИГМЫ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Введение
Динамизм современного мира способствует усилению внимания ученых и практиков к вопросам будущего человеческого развития. Под влиянием ряда глобальных тенденций (цифровизация, автоматизация производства, демографические сдвиги, глобализация, технологический прогресс и т.д.) привычные для общественного сознания представления о жизни претерпевают коренные изменения, что находит отражение в самых разных областях жизнедеятельности. Не является исключением и сфера трудовой занятости, в рамках которой только за последние несколько десятилетий произошло размытие стандартной модели трудовых отношений, возникли принципиально новые возможности для удаленной занятости и прямого взаимодействия между работником и работодателем [4]. В этом плане пандемия коронавируса СОУГО-19 наглядно это продемонстрировала.
В экспертном сообществе все более активно ведется дискуссия об угрозах, связанных с будущим сферы трудовой занятости [1]. К их числу относят риски технологической безработицы, поляризации рынка труда, разрыва в квалификации, прекаризации занятости и т.д. [2]. В связи с этим возникает потребность в расширении возможностей содействия занятости населения. В программных документах стратегического развития России
в ближайшее десятилетие, в выступлениях Президента страны безработица и бедность расцениваются как острейшие социальные проблемы, требующие незамедлительного решения [7].
Обсуждение
В настоящее время существует большое число программ, способствующих расширению возможностей содействия занятости населения, которые условно можно разделить по целевому назначению на две большие группы.
1. Программы, направленные на получение работы (активные формы содействия занятости).
2. Программы, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы (пассивные формы содействия занятости).
Среди программ, входящих в первую группу, то есть направленные на получение работы , выделяют:
- программы, обеспечивающие занятость (к таким можно отнести программу по организации и проведению общественных и временных ра-бот1; программу «Сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста»2; программу содействия занятости лиц предпенсионного возраста3; программу содействия безработным гражданам и членам их семей в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости4; программу содействия самозанятости5);
1 Об утверждении Положения об организации общественных работ: постановление Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.
2 Об информировании граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2017 г. № 750 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71703236/ (дата обращения 21.02.2022 г.).
3 Об утверждении Специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г., плана мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста на период до 2024 г. и утрате силы некоторых актов Правительства РФ: распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2020 г. № 742-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73716624/ (дата обращения 21.02.2022 г.).
4 Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 марта 2013 г. № 92н // Российская газета. 2013. № 112.
5 Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам,
- программы по сохранению и поддержанию уже достигнутой занятости (такие, как программа информирования о положении на рынке труда6; проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест7; программа содействия занятости лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком8).
- программы по содействию занятости. Такие программы способствуют занятости, но не во всех случаях обеспечивают ее (например, программа по профессиональному обучению и дополнительному образованию безработных граждан, включая обучению в другой местности9; программа профессиональной ориентации, социальной адаптации на рынке труда и психологической поддержки безработных граждан).
Среди программ второй группы, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы, выделяют программы материальной поддержки на время поиска подходящей работы: выплата пособия по безработице; оказание материальной помощи; направление на досрочную пенсию граждан предпенсионного возраста. Все эти программы направлены на борьбу с нищетой, голодом, пандемией короновирусной инфекции и требуют дополнительных усилий для достижения поставленных целей по расширению возможностей содействия занятости населения [5].
признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2013 г. № 773н // Российская газета. 2014. № 71.
6 Об информировании граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 октября 2017 г. № 750 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/71703236/ (дата обращения 21.02.2022 г.).
7 О реализации в 2019 - 2021 годах мероприятий, направленных на повышение эффективности службы занятости в рамках федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости» : постановление Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 1695 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/72041590/ (дата обращения 21.02.2022 г.).
8 Рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по содействию в трудоустройстве, в том числе на рабочие места с гибкими формами занятости, граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей, а также организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет: информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 июля 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71624832/ (дата обращения 21.02.2022 г.).
9 Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 апреля 2014 г. № 262н // Российская газета. 2014. № 145.
Несмотря на то что в Российской Федерации реализуется достаточно большое количество программ, которые, несомненно, являются не только инструментом оказания содействия безработным гражданам в поиске работы, но и благоприятно влияют на ситуацию на рынке труда, однако для решения проблем, возникающих в последнее время в связи с пандемией коронавируса СОУГО-19, требуется расширение возможностей содействия занятости населения за счет реализации новых, нужных в настоящее время программ обеспечения занятости, а также совершенствования действующего законодательства о занятости. В период пандемии короновируса началась реализация:
- программы государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан, при реализации которой выплачиваются стимулирующие выплаты работодателям за трудоустройство граждан10;
- программы финансовой поддержки работодателей, реализующих инвестиционные проекты, при привлечении на постоянную работу квалифицированных работников из других регионов Российской Федерации на рабочие места, которые не могут быть заполнены местными трудовыми ресурсами11. Размер финансовой поддержки составляет 225 тысяч на одного работника;
- долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, которая создаст условия для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых людей12.
Также Минтруд подготовил новую редакцию закона «О занятости населения РФ», который внесен в Госдуму в осеннюю сессию 2022 года.
Концепцию нового законопроекта Министерство представило на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Концепция лишь обозначает круг проблемных вопросов. Согласно документу к таковым Минтруд относит проблему неконвенциональной (теневой) занятости. Теневая занятость является одной из актуальных современных научных проблем, которая широко исследуется с позиций системного подхода определения ее форм, видов и характеризующих ее признаков, влияния на российский рынок труда, а также негативных правовых последствий неформальной занятости для работника, общества и государства.
10 О государственной поддержке в 2021 году юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при трудоустройстве безработных граждан: постановление Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 362 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 13 (Часть 1). Ст. 2229.
11 Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 июня 2015 г. № 343н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru).
12 Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. № 3581-р // Собрание законодательства РФ. 2021. № 51. Ст. 8941.
В связи с этим в Концепции ставится проблема определения ее понятия, обозначения ее последствий, а также предлагается законодательно закрепить полномочия органов власти различного уровня в сфере обеления рынка труда и необходимые для этого механизмы.
Минтруд не впервые обращает внимание на эту проблему: в ноябре 2021 года министерство представило проект плана по снижению теневой занятости в 2022 - 2024 годах, который предполагал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями.
Следующий вопрос, который будет внесен в законопроект, - это безработица и пособия для безработных [3]. Минтруд предлагает сделать индивидуальный план поиска работы основным элементом взаимодействия служб занятости с гражданами. Такой план будет составляться при постановке на учет в качестве безработного, а его мероприятия станут обязательными. Если гражданин не будет выполнять предписания, то может потерять пособие. Согласно действующему порядку регистрации безработных, план самостоятельного поиска места работы не является обязательной частью процедуры, и назначение пособия от него не зависит.
Следующий вопрос, требующий правового регулирования, - это правовой статус самозанятых граждан, которые работают на цифровые платформы (например, Яндекса или Сбера) и по договорам гражданско-правового характера. Для них закрепляют нормы по времени работы и отдыха, оплате услуг, а также регулируют вопросы доступа к социальным гарантиям - речь о пенсионных правах и различных пособиях (по безработице, временной нетрудоспособности и т.д.).
В настоящее время самозанятость является только налоговым режимом, и чтобы вводить механизмы социальных гарантий для таких граждан, сначала необходимо закрепить их правовой статус. Кроме того, предлагается обсудить вопрос о допустимой доле иностранного участия в платформах, которые нанимают самозанятых, и об использовании заемного труда.
Действительно, в действующей редакции ст. 2 закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»13 определен круг лиц, относящихся к занятым гражданам, а такая категория как самозанятые отсутствует. Традиционно, уже много лет в РФ реализуется Программа содействия самозанятости безработных граждан. К категории самозанятых граждан традиционно относили лиц, которые открыли собственное дело и зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким безработным гражданам всегда оказывалась государственная поддержка в лице органов службы занятости в виде помощи в составлении бизнес-плана, выдачи субсидии (финансировании) на открытие собственного дела. По сути дела, самозанятые отождествлялись с гражданами, зарегистрированными в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, без образования юридического лица. На это же указывали и некоторые нормативно-правовые акты.
13 О занятости населения в Российской Федерации: закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 // Бюллетень нормативных актов РСФСР. 1992. № 1. С. 4 - 18.
В последнее время в целях расширения предпринимательской активности граждан, снижения безработицы и неформальной занятости на рынке труда, государством были созданы благоприятные условия, определив налоговым законодательством специальный налог на профессиональный доход, установленный федеральным законом № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"»14, а также был обозначен круг лиц, имеющих право на ведение указанных в законодательстве видов деятельности, введен упрощенный режим регистрации самозанятого. Однако отсутствие понятия «самозанятости» в законодательстве сталкивает (возникает конкуренция) нормы, относящие лиц к категории самостоятельно обеспечивающих себя работой [6]. Определение понятия, правового статуса этих лиц, закрепление этих понятий в законодательстве способствовало бы решению многих проблем, в том числе связанных с защитой прав самозанятых граждан в судах (например, вопросы подведомственности).
Предлагается определить правовой статус сотрудников, которых работодатель временно направляет к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда (персонала). Этот вид деятельности является переходным между классическими трудовыми отношениями и новыми формами занятости, поэтому предполагается установить конкретные условия договора о предоставлении персонала, пересмотреть требования к организациям, оказывающим подобные услуги, и определить виды работ, для которых может использоваться такая трудовая деятельность.
Кроме того, Концепция предполагает разработку отдельного регулирования для компаний, оказывающих услуги в сфере занятости, налаживание сотрудничества в области рынка труда в рамках союзного государства и евразийского пространства, создание системы мониторинга и прогнозирования трудовых ресурсов.
Минтруд также предлагает дать доступ муниципальным образованиям к софинансированию мероприятий в сфере занятости, и кроме того, заложить правовые основы для взаимодействия органов занятости и образовательных организаций (например, для привлечения центров занятости к организации стажировок и практик).
Также требуется уточнения круга лиц, направляемых на получение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. В соответствии со ст. 23 закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если гражданин не имеет квалификации; невозможно подобрать подходящую работу; из-за отсутствия у гражданина необходимой квалификации; необходимо изменить профессию (род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющейся у гражданина квалификации; гражданином утрачена способность к выполнению работы по имеющейся квалификации.
14
О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»: федер. закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 49 (Часть 1). Ст. 7494
Право в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование имеют признанные в установленном порядке безработными: инвалиды; родители, усыновители, опекуны (попечители), воспитывающие детей-инвалидов; граждане по истечении шестимесячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы; жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники общеобразовательных организаций; граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации; граждане, прошедшие военную службу по призыву, в течение трех лет после увольнения с военной службы; граждане, получающие государственную социальную помощь на основе социального контракта при наличии в нем условия о прохождении профессионального обучения или получении дополнительного профессионального образования; жены (мужья) государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должности государственной гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации.
В период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости за безработными гражданами сохраняется право на получение пособия по безработице. В указанный период оказание государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы безработным гражданам приостанавливается.
Финансирование мер активной политики занятости, в том числе и профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, производится из средств федерального бюджета. Это говорит о важности данных мер и поэтому государство уделяет особое внимание этому вопросу. Поэтому с 2021 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» реализуются мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан:
- ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан;
- в возрасте 50-ти лет и старше, включая предпенсионного возраста;
- женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
- женщин, не состоящих в трудовых отношениях и имеющих детей дошкольного возраста.
В 2021 году прошли профессиональное обучение и получили дополнительное профессиональное образование в целом по Российской Федерации 194,9 тыс. человек (115,5 % от планируемой численности 168,8 тыс. человек). Численность занятых граждан после завершения обучения составила 145,9 тыс. человек.
В 2022 году постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 г. № 290 были внесены изменения в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профес-
сионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года15 [5]. Поэтому в 2022 году бесплатно пройти обучение в рамках федерального проекта смогут граждане следующих категорий:
- в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста;
- женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
- женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно;
- молодежь в возрасте до 35 лет включительно, относящаяся к категориям:
- граждан, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
- граждан, не имеющих среднего профессионального или высшего образования и не обучающихся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (в случае обучения по основным программам профессионального обучения);
- граждан, которые с даты выдачи им документа об образовании и (или) квалификации не являются занятыми в соответствии с законодательством о занятости населения в течение 4 месяцев и более;
- граждан, находящихся под риском увольнения (планируемых к увольнению в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможным расторжением трудовых договоров);
- граждан, завершающих обучение по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования в текущем календарном году, обратившихся в органы службы занятости, для которых отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности).
Заключение
Хотелось бы обратить внимание на категории граждан в том смысле, что выпускник текущего календарного года, обратившийся в органы службы занятости, для которого отсутствует подходящая работа по получаемой профессии (специальности), имеет право бесплатно пройти обучение в рамках федерального проекта, а гражданин, который с даты выдачи им документа об образовании и (или) о квалификации должен не являться занятым в течение 4 месяцев и более, и лишь в этом случае у него возникает право на прохождение обучения. На наш взгляд, первая категория выпускников текущего года включает в себя вторую. В связи с этим в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 290
15 О внесении изменений в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года: постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 290 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203060018? ysclid=l8c0017d3p210886973 (дата обращения: 21.02.2022).
целесообразно оставить одну категорию, указанную выше. Целесообразно снять ограничение 4 месяца и более и для граждан, которые с даты окончания военной службы по призыву не являются занятыми. Гражданин вправе искать подходящую работу в соответствии с законодательством РФ самостоятельно или путем обращения в органы службы занятости. При отсутствии таковой на наш взгляд он мог бы претендовать, наравне с другими категориями граждан на прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.
Список литературы
1. Крылов К. Д. Правовые стандарты и их трансформация в развитии людских ресурсов // Глобальный диалог о целях устойчивого развития: правовое измерение: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (к 75-летию ООН). М., 2022. С. 18 - 24.
2. Орлова Е. Е. Гармонизация национальных законодательств в сфере занятости населения государств-участников СНГ как средство формирования общего рынка труда // Юридическая наука и практика. 2021. Т. 17, № 3. С. 32 - 38.
3. Орлова Е. Е. Механизм финансирования реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение в сфере занятости населения // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. 2014. № S1(49). С. 84 - 90.
4. Попов А. В., Соловьева Т. С. Настоящее и будущее парадигмы занятости в условиях глобальных изменений // Journal of Applied Economic Research.
2021. Vol. 20, No. 2. C. 327 - 355.
5. Сошникова Т. А. Развитие трудового законодательства во имя обеспечения социальной справедливости // Социальная справедливость к устойчивой экономике и обществу для всех: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 18-19 февраля 2022. М., 2022. С. 68 - 75.
6. Тучкова Э. Г. Конституционное право граждан на защиту от безработицы и юридические гарантии его реализации // Трудовое право в России и за рубежом. 2021. № 2. С. 38 - 41.
7. Orlova E., Krylov K., Soshnikova T. Self-employment as a form of realization of the right to freely chosen employment: problems of legal regulation // Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference "Current Problems of Social and Labour Relations" (ISPC-CPSLR 2021). Amsterdam: Atlantis Press, 2022. P. 321 - 324.
References
1. Krylov K.D. [Legal standards and their transformation in the development of human resources], Global'nyy dialog o tselyakh ustoychivogo razvitiya: pravovoye izmereniye: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (k 75-letiyu OON) [Global Dialogue on Sustainable Development: Legal Dimension: Sat. materials of the International scientific-practical. conf. (to the 75th anniversary of the UN)], Moscow,
2022, pp. 18-24. (In Russ.).
2. Orlova Ye.Ye. [Harmonization of national legislation in the sphere of employment of the population of the CIS member states as a means of forming a common labor market], Yuridicheskaya nauka i praktika [Legal Science and Practice], 2021, vol. 17, no. 3, pp. 32-38. (In Russ.).
3. Orlova Ye.Ye. [The mechanism of financing the implementation of the constitutional rights of citizens to social security in the field of employment of the population], Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Un-t im. V. I. Vernadskogo
[Questions of modern science and practice. Univ. V. I. Vernadsky], 2014, no. S1(49), pp. 84-90. (In Russ.).
4. Popov A. V., Soloveva T. S. [The Present and Future of the Employment Paradigm in the Context of Global Changes], Journal of Applied Economic Research, 2021, vol. 20, no. 2, pp. 327-355. D01:10.15826/vestnik.2021.20.2.014 (In Russ.).
5. Soshnikova T.A. [Development of labor legislation in the name of ensuring social justice], Sotsial'naya spravedlivost' к ustoychivoy ekonomike i obshchestvu dlya vsekh: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Social justice for a sustainable economy and society for all: Sat. materials of the International scientific-practical. conf.], Moscow, February 18-19, 2022. Moscow, 2022, pp. 68-75. (In Russ.).
6. Tuchkova E.G. [The constitutional right of citizens to protection from unemployment and legal guarantees of its implementation], Trudovoye pravo v Rossii i za rubezhom [Labor law in Russia and abroad], 2021, no. 2, pp. 38-41. (In Russ.).
7. Orlova E., Krylov K., Soshnikova T. Self-employment as a form of realization of the right to freely chosen employment: problems of legal regulation, Proceedings of the IX International Scientific and Practical Conference "Current Problems of Social and Labour Relations" (ISPC-CPSLR 2021). Amsterdam: Atlantis Press, 2022. P. 321 - 324.
The Present and Future of the Employment Opportunities Paradigm
E. E. Orlova, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Director of the Law Institute, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;
The current state of legal regulation in the field of employment of the population is analyzed, legal problems related to the future of the sphere of employment, such as non-conventional (shadow) employment, are identified from the standpoint of a systematic approach to determining its forms, types and features that characterize it, and the impact on the Russian labor market; legal status of self-employed citizens working for digital platforms; unemployment and funding unemployment benefits. A clarification is given for the circle of persons sent to receive vocational training and additional vocational education. It is concluded that it is necessary to expand the opportunities to promote employment of the population through the implementation of new employment programs, as well as the improvement of the current legislation on employment.
Keywords: employment; unemployment; unemployment benefit; self-employment; employment; employment service; labor market.
© Е. Е. Орлова, 2022 Статья поступила в редакцию 21.02.2022
При цитировании использовать:
Орлова Е. Е. Настоящее и будущее парадигмы расширения возможностей содействия занятости населения // Право: история и современность. 2022. Т. 6, № 4. С. 499 - 508. doi: 10.17277/pravo.2022.04.pp.499-508