тельно упрощает, огрубляет и обобщает форму, форсированно акцентируеткомпозиционную декоративность, «нечаянно» включаетнеживописные материалы (например, фрагменты исторических керамик) в живописную ткань. При этом автор подчеркнуто внимательно относится к композиции, ее продуманности, даже просчи-танности, живописным решениям, колористическая и фактурная выразительность которых в воображении просвещенного зрителя корреспондирует этноархеоло-гические памятники Сибири, Алтая. Художник активно «идет» в объектные формы, использует action, другие формы современного художественного высказывания, часть из которых попадает в раздел «актуального искусства». Во всех этих действиях художник прямо или косвенно, предметно или метафорически «эксплуатирует» сибирскую «иературу», идущую то от археологического памятника — свидетеля дологических времен, то от некоей окаменелости — «посланницы космических миров», оказавшейся, согласно легендам, в Сибири. В лучших своих опытах художник проникает в смыслы макрокосмоса, его безбрежность, таинство, историческую дологичность. Тем самым художник «программно» попадает в контекст одного из чрезвычайно широких и глубоких явлений современного искусства, удачно названного московским философом, профессором Федором Гиренком «археоавангардом». Думается, что это широкое художественное явление нельзя рассматривать без той части сибирского искусства, которое может быть названо «сибирским неоархеоартом».
«Сибирский неоархеоарт» является очевидной, может быть, даже сердцевинной частью «сибирского искусства». Это направление наполняется творчеством целой плеяды талантливых живописцев, графиков, скульпторов, авторов произведений актуального искусства 1980-1990-х годов. В продолжение уже названных имен Н. Третьякова, Н. Рыбакова, Е. Дорохова необходимо назвать следующие: С. Дыков (Горно-Алтайск), В. Капелько (Абакан), А. Суслов (Новокузнецк), В. Бугаев, Б. Миронов, Т. Дашкова, С. Александров, частично Д. Муратов (Омск), Н. Райшев (Ханты-Мансийск), С. Лазарев (Томск), А. Бобкина (Кемерово), В. Сысоев, С. Ануфриев (Крас-
ноярск), Л. Пастушкова (Барнаул), В. Елизаров, А. Монгуш (Кызыл) и др.
Наконец, в «сибирском искусстве» может быть обозначен еще один вектор развития, пока условно названный «экзистенциальным». Дело в том, что в XX веке человек оказался перед лицом ничто, и его существование постоянно проходит в состоянии страха. В искусстве Европы и Европейской части России накоплен колоссальнейший массив искусства страха, деконструкции. Нельзя сказать, что в Сибири нет произведений, фиксирующих это болезненное состояние современного человека; однако первоначальный анализ позволяет высказать предварительное мнение о преобладании витального начала над танатальным в искусстве Сибири в целом, в сибирском искусстве особенно. В чем причины такого «маргинального» отклонения нашего искусства от «магистральных» тенденций мирового и отечественного искусства, предстоит дать ответ в ходе дальнейших исследований.
В заключение необходимо заметить, что искусство Сибири XX века давно нуждается в комплексном и глубоком изучении. Об искусстве Сибири существует немало публикаций, однако они далеко не решают всех тех вопросов, которые содержите себе это уникальное явление. В данной публикации сделана попытка представить проблему различения смыслов кажущихся очевидными явлений. Существуют различные пути и методы решения подобных проблем в культуре и науке; дальнейшее исследование должно подтвердить или опровергнуть заявленные здесь два основных тезиса о различении понятий (и скрывающихся за ними явлений), заключенных в словах «мскусство Сибири» и «сибирское искусство».
ЧИРКОВ Владимир Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства».
Дата поступления статьи в редакцию: 30.10.2006 г. © Чирков В.Ф.
Книжная полка
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: В 2 т.: учебник / Н.М. Сокольникова. — М.: ИЦ «Академия», 2006 - 304 с.
В учебнике система тизируются знания по истории изобразительного искусства с древнейших времен до XX в., дается представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров. В томе 1 рассматриваются история искусства первобытной эпохи, Древнего Египта, Древней Передней Азии, эгейское искусство, искусство Древней Греции, этрусков и Древнего Рима, искусство стран Востока (Индии, Китая, Японии), доколумбовой Америки, Западной Европы (до рубежа Х1Х-ХХвв.). Внимание сосредоточено на наиболее важных явлениях в искусстве античности, романики и готики, Возрождения, барокко, классицизма, романтизма, реализма, модерна.
Для студентов вузов. Книга может быть полезна широкому кругу любителей изобразительного искусства. Рекомендовано УМО.
Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: В 2 т.: учебник / Н.М. Сокольникова. — М.: ИЦ «Академия», 2006 - 208 с.
В томе 2 учебника рассматривается история изобразительного искусства России с древности до XX в., дается представление об идейно-стилистических особенностях каждого исторического этапа, о характерных тенденциях в творчестве наиболее выдающихся мастеров. Особое внимание уделено наиболее важным явлениям в искусстве барокко, классицизма, романтизма, реализма, модерна. Дана целостная характеристика зарубежному и русскому искусству XX в., в частности, таким стилям, как модернизм и постмодернизм.
Для студентов вузов. Книга может быть полезна широкому кругу любителей изобразительного искусства. Рекомендовано УМО.