Научная статья на тему 'СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ - УСТРЕМЛЕНЫ В БУДУЩЕЕ'

СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ - УСТРЕМЛЕНЫ В БУДУЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ - УСТРЕМЛЕНЫ В БУДУЩЕЕ»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ -УСТРЕМЛЕНЫ В БУДУЩЕЕ

СОКОЛОВ Виктор Николаевич родился 4 апреля 1962 года в г. Бендеры (Молдавская Советская Социалистическая Республика).

Окончил Высшее военно-морское училище им . Фрунзе (1980-1985 гг.), Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота (1991-1992 гг.), Военно-морскую академию им. Н.Г. Кузнецова (19951998 гг.), Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации (2004-2006 гг.).

Службу проходил в должностях: командира мин-но-торпедной боевой части надводных кораблей (19851988 гг.); начальника штаба, командира соединений надводных кораблей Тихоокеанского флота (1993-2004 гг.); после окончания Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации -в должностях заместителя командующего и командующего оперативными объединениями Тихоокеанского и Северного флотов (20062013 гг. ); заместителя командующего Северным флотом (2013-2020 гг. ) .

С 17 января 2020 года - начальник Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова».

Современная учебная материально-техническая база и высокий педагогический потенциал, тесное взаимодействие с соединениями и объединениями ВМФ России, предприятиями оборонной промышленности страны отличают сегодня Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее - ВУНЦ ВМФ). Наша беседа об истории образования и его сегодняшнем дне с начальником ВУНЦ ВМФ вице-адмиралом В.Н. СОКОЛОВЫМ.

но-морских института Санкт-Петербурга и Калининграда, центры подготовки экипажей подводных лодок и, наконец, три крупнейших научно-исследовательских института Военно-Морского Флота, осуществляющих научные разработки по всему спектру проблем строительства и применения Военно-Морского Флота.

В составе ВУНЦ ВМФ успешно действуют старейшие военно-морские учебные заведения страны: Военно-морской институт, ведущий свою историю от школы математических и навигацких наук в Москве, учреждённой указом Петра Первого в 1701 году и давшей 320 лет назад начало всему военному и светскому высшему образованию России, а также Военно-морской политехнический институт, являющийся прямым продолжателем первого в России военно-морского инженерного учебного заведения -Училища корабельной архитектуры, учреждённого указом Павла Первого в 1798 году.

В отличие от западного опыта, по образцу которого создавались военно-морские учебные заведения, где школы существовали на частной основе (иногда за счёт августейших особ), в России культивировался государственный подход, который предполагал не узковедомственное назначение военно-морской школы, а как важнейшее мероприятие в области культуры страны. В противоположность европейской традиции в России главным в воспитании

- Виктор Николаевич, военно-морское образование в России, которое в этом году отмечает своё 320-летие, оказывало и продолжает оказывать немалое влияние на всю систему образования и просвещения в нашей стране. Как сохраняются традиции военно-морского воспитания и как обстоят дела у вас сегодня?

- Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (далее -ВУНЦ ВМФ) - одно из крупнейших учебных заведений Российской Федерации - является ведущим учебно-научным учреждением Военно-Морского Флота. Он объединил под одним командованием факультеты Военно-морской академии, Высшие специальные офицерские классы, три воен-

были нравственные начала, а воинская честь представляла основу высокого морального духа русских морских офицеров. Начиная с На-вигацкой школы все впоследствии учреждаемые военно-морские учебные заведения объединяло высшее предназначение - польза Отечеству.

Менялось государственное устройство в России, менялись названия учебных заведений, менялись преподаватели, менялись учебные программы, но не менялось одно - военно-морская школа неизменно давала стране людей талантливых и образованных, бесстрашных морских офицеров, которым было не всё равно, что станет с Россией. За сухими строчками «получил морское воспитание» и «поступил на морскую службу» в биографиях великих флотоводцев и путешественников, учёных и общественных деятелей проглядываются удивительные годы, проведённые в стенах военно-морских училищ, Высших офицерских классов, военно-морской академии.

Стандарты военно-морского образования всегда были очень высоки, и профессиональные знания ценились прежде всего. Военно-морская школа дала России блестящих боевых офицеров,

адмиралов Ушакова, Нахимова, Сенявина, Чичагова, Макарова, Эссена, Кузнецова, Горшкова, путешественников и первооткрывателей земель Крузенштерна, Лазарева, Лисянского, Беллинсгаузена, Го-ловнина, Невельского, Вилькиц-кого, кораблестроителей Крылова, Бубнова, Спасского. Но она вполне может гордиться и другими своими выпускниками: художниками Верещагиным и Боголюбовым, составителем «Толкового словаря живого великорусского языка» Далем, композитором Римским-Корсаковым, автором знаменитых «Морских повестей и рассказов» писателем Станюковичем, современными поэтами и прозаиками Соболевым, Колбасьевым, Лебедевым и Чер-кашиным.

Получить военно-морское воспитание - значит сформировать качества преданного своему Отечеству гражданина, культурного человека, высокопрофессионального моряка и воина, способного выполнить задачи, поставленные командованием в любых условиях обстановки.

Именно так трактовалась миссия военно-морских учебных заведений на протяжении всего периода их существования в Российском государстве, именно с этих позиций строится военно-морское вос-

питание курсантов и слушателей в Военном учебно-научном центре Военно-Морского Флота сегодня. Наши выпускники, будь то окончившие военно-морские институты, Высшие специальные офицерские классы или магистратуру военно-морской академии, - люди разносторонние, самостоятельно мыслящие, неравнодушные ко всему, что происходит в стране и у её границ, в Вооружённых Силах Российской Федерации и в Военно-Морском Флоте.

«...Только личность формирует личность, только характер формирует характер.» - эти слова великого русского педагога К. Ушинского как нельзя лучше подходят для характеристики условий воспитания будущего военно-морского офицера. Воспитательный потенциал образовательных организаций, входящих в ВУНЦ ВМФ, определяется несколькими составляющими:

• во-первых, составом учебных дисциплин, преподаваемых курсантам и слушателям, учебно-материальной базой вузов, содержанием занятий и личностными качествами преподавателей, передающих свой опыт обучаемым;

• во-вторых, поддержанием образцового внутреннего порядка и высокой организацией внутренней

службы, созданием необходимых условий для успешной учёбы, жизни, быта и досуга обучающихся, всесторонним информационным обеспечением, а также сочетанием высокой требовательности к обучающимся с уважением их личного достоинства;

• в-третьих, традициями и ритуалами, сопровождающими повседневную жизнь курсанта и слушателя, формирующими неразрывную связь с предыдущими поколениями обучавшихся, с жизнью страны и Военно-Морского Флота;

• в-четвёртых, система военно-политической работы, проводимая в ВУНЦ ВМФ в ходе всех видов деятельности, при этом активно используются клубы, музейные образования, мемориальные кабинеты флотоводцев и флотских учёных, библиотеки и храмы, имеющиеся в структурных подразделениях, позволяющие погружать курсантов в особое семантическое пространство, наполненное смыслами военно-морской службы и образами корабельной жизни.

- Удаётся ли будущим офицерам уже во время учёбы испытать себя в условиях, как принято говорить, приближённых к боевым?

- Защита национальных интересов России в Мировом океане, обеспечение безопасности страны

с океанских и морских направлений, в том числе, в Арктике, невозможны без внедрения инновационных технологий во все сферы оборонной деятельности, требующие профессионально подготовленных и идейно убеждённых кадров.

Что касается приближённых к боевым условиям, то их в достатке во время прохождения практик и стажировок. Этот этап подготовки специалистов используется не только в целях овладения практическими навыками, но и для формирования необходимых морально-боевых и психологических личностных качеств, моральной готовности выполнять поставленные задачи и, наконец, для приобретения психологической способности преодолевать трудности, неизменно сопровождающие службу на подводных лодках и надводных кораблях.

Если на 1-м курсе курсанты проходят практику в должностях младших специалистов (старшин команд), то уже к 4-му курсу практика направлена на отработку практических навыков в офицерской должности со сдачей зачётов по дублируемой должности: командиров групп штурманской, ракетно-ар-тиллерийской, минно-торпедной, радиотехнической, электромеханической боевых частей.

Огромную роль в становлении военного моряка, привитии любви к морю, формировании у курсанта представления о корабле как о своём доме играют шлюпочные, катерные и корабельные практики.

Ощутить на лице брызги волны, почувствовать запах моря и неотступно присутствующий на корабле лёгкий запах металла, смешанный с запахом корабельного топлива, ощутить дрожь работающей главной энергетической установки, наконец, преодолеть морскую качку так же важно для становления будущего военно-морского офицера, как и знание устройства корабля, тактики ВМФ, кораблевождения, боевого маневрирования, овладение навыками эксплуатации корабельного оружия и технических средств.

Стоит отметить значительную роль морских походов на учебных кораблях, в период которых осуществляется подготовка курсантов в роли вахтенных штурманов, вахтенных инженер-механиков, приобретение опыта несения корабельной вахты у действующих механизмов и систем.

В образовательном процессе используется потенциал учебных катеров. На 5-м курсе практическая часть итоговой аттестации проводится в море на учебном катере, где каждый из курсантов демонстрирует навыки в решении

навигационных задач, подготовке и выдаче рекомендаций по организации безопасного плавания, в управлении катером, всецело демонстрируя свои навыки как будущего специалиста.

В ходе практики и стажировки курсанты закрепляют теоретические знания и выполняют индивидуальные задания, полученные на выпускающей кафедре.

В течение нескольких лет нами реализуется практика участия курсантов военно-морских вузов в дальних океанских походах.

Благодаря усилиям Главного командования Военно-Морского Флота и лично главнокомандующего Военно-Морским Флотом дальние штурманские походы на учебных кораблях Балтийского флота «Смольный» и «Перекоп» позволяют новой смене молодых военных моряков пройти своими первыми серьёзными морскими дорогами.

Уникальные в новейшей истории отечественного ВМФ переходы Северным морским путём по маршруту Кронштадт - Северо-морск - Архангельск - Петропавловск-Камчатский - Владивосток и обратно, походы в Атлантику и в Индийский океан формируют надёжную и устойчивую готовность курсантов ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» к дальнейшему обучению, овладению профессией военного моряка и демонстрации флага Российской Федерации в любых районах Мирового океана.

Привлечение по указанию главнокомандующего Военно-Морским Флотом к дальним походам совместно с курсантами нахимовцев и кадет выпускных классов позволило в текущем учебном году получить из этих довузовских учебных заведений на 1 курс военно-морских институтов более мотивированных и психологически подготовленных к обучению курсантов.

- Мы знаем, что при подготовке курсантов ВУНЦ ВМФ активно

используется такая форма работы, как кураторство учебных групп. Расскажите поподробнее, в чём сильные стороны этой методики?

- Эта форма учебно-воспитательной работы является составной частью военно-политической работы вузов. Кураторство позволяет офицерам-наставникам в ходе специально организованных занятий в рабочее время, в выходные дни, а также в неформальной обстановке контролировать процесс формирования у обучаемых необходимых морально-психологических и боевых качеств, оценивать результаты профессионального роста и оказывать, при необходимости, практическую помощь примерами, советами и рекомендациями на основе флотского и жизненного опыта.

Формированию у курсантов командно-методических навыков и навыков работы с подчиненным личным составом командование ВУНЦ ВМФ уделяет большое внимание. Для этого широко практикуется назначение на должности младших командиров, формирование курсантского актива и привлечение курсантов к общественной работе. Образцово выполняемые дополнительные должностные обязанности и активное участие в общественной работе позволяют курсантам набирать дополнительные баллы в рейтинговой оценке

при определении стипендиатов, получении переводных и выпускных характеристик и, в конечном счете, при выборе места службы по окончании вуза.

- Ваши воспитанники регулярно участвуют в военно-патриотических акциях различного уровня и масштаба. Что это даёт?

- Я считаю, что сильнейшее влияние на формирование мировоззрения, уровень морально-политического и психологического состояния курсантов оказывает их ежегодное участие в Военном параде и Главном военно-морском параде. В праздничные дни воссоздаётся один из важнейших воинских ритуалов, который сам по себе является ярким и незабываемым зрелищем, предметом гордости за свою страну.

Ежегодно сотни лучших курсантов, обладающих строевой выправкой и подтянутостью, составляют парадные расчёты в Санкт-Петербурге и Калининграде. Но самые незабываемые впечатления остаются у курсантов, принимавших участие в Военном параде на Красной площади в Москве. Например, курсанты калининградского филиала с особой гордостью говорят о том, что их училище принимало участие во всех юбилейных парадах Победы на Красной площади в 2005, 2010, 2015 и 2020 годах.

Особая честь курсантам Балтийского ВВМУ была оказана руководством Министерства обороны Российской Федерации и Главного командования Военно-Морского Флота в 2020 году предоставлением права представлять Военно-Морской Флот в Москве на Военном параде в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и в торжественном открытии Главного храма Вооружённых Сил.

В 2021 году в День Военно-Морского Флота в акватории реки Невы и на рейде Кронштадта пройдет пятый по счёту Главный военно-морской парад, который заслуженно считается событием, способствующим консолидации российского общества, воспитанию молодого поколения на лучших отечественных флотских традициях. В сухопутной части парада на Сенатской площади перед памятником основателю флота Петру Первому торжественным маршем, уже традиционно, пройдут шесть парадных «коробок», офицеров и курсантов, представляющих все образовательные и научно-исследовательские институты ВУНЦ ВМФ, дислоцированные в Санкт-Петербурге.

Сегодня ключевое требование в работе со слушателями и курсантами - воспитание воина-патриота, формирование государственно-патриотического воспитания как определяющего фактора готовности к защите Отечества.

Невозможно представить себе, чтобы современным подводным ракетоносцем, надводным или воздушным кораблем управлял бы НЕ ПАТРИОТ.

Вооружённые Силы России -это краеугольный камень национальной безопасности страны. Разве может быть национальная безопасность без патриотизма, без преданности своему народу? Мы строим работу так, чтобы слова «ФЛОТ» и «ПАТРИОТИЗМ» являлись бы синонимами. Для привития будущим корабельным специалистам военно-патриотических ценностей, воспитания их в рамках

военно-морских норм и правил командирами и офицерами-воспитателями широко используются сложившиеся в Военно-Морском Флоте и в военно-морских институтах воинские традиции и военно-морские ритуалы.

Важнейшее событие в жизни каждого курсанта - принятие Военной присяги - ежегодно проводится так, чтобы оно стало незабываемым для самих военнослужащих, их родных и близких. Санкт-Петербург - морская столица страны располагает для этого колоссальными возможностями.

Места, где проходит подготовка к ритуалу и где первокурсники произносят текст присяги, глубоко символичны: корабль-легенда Российского кораблестроения и Военно-Морского Флота крейсер «Аврора», памятники крупнейшим победам флота в морских сражениях, мемориалы героическим защитникам Ленинграда. Мы стремимся создать атмосферу, чтобы после произнесения немногочисленных слов Военной присяги для будущего офицера флота исполнение взятых им высоких обязательств по защите Отечества составило бы смысл службы.

Воинский ритуал производства в офицеры, вручения кортиков, погон и дипломов об окончании высших военно-морских образовательных учреждений Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» с полной уверенностью можно назвать культурным событием Санкт-Петербурга.

Много лет ритуал проводится при огромном стечении жителей и гостей Санкт-Петербурга в колыбели Российского Флота - городе воинской славы Кронштадте, на Якорной площади у Кронштадтского Морского собора перед памятником знаменитому флотоводцу адмиралу С.О. Макарову.

Значимость событию придаёт неизменное участие в нём главнокомандующего Военно-Морским Флотом, командующих флотами представителей федеральных и региональных органов государственной власти, представителей военно-промышленных предприятий, ветеранской общественности и юнармейских организаций.

Считаю символичным и важным, что в один строй встают

выпускники Военно-морской академии, Военного института дополнительного профессионального образования, Военно-морского и Военно-морского политехнического институтов, подчеркивая существование офицерского морского братства, не зависящего от должностей, званий и времени пребывания на военной службе.

Духовное напутствие на службу выпускники получают в главном военно-морском храме России -Кронштадтском Морском соборе.

Особую торжественность ритуалу придают колокольный звон Морского собора и залпы салютных орудий эсминца «Беспокойный», а незабываемую праздничную атмосферу - концерт на Якорной площади с участием творческих коллективов Санкт-Петербурга.

Празднованию государственных и военно-морских профессиональных праздников, дней воинской славы мы уделяем серьёзное внимание, поскольку они имеют колоссальный воспитательный потенциал, возможность приобщить молодёжь к богатой военно-морской истории России, формировать чувство гордости за Военно-Морской Флот.

- Сегодня одной из актуальнейших и серьёзных проблем поистине общегосударственного уровня является сохранение исторической памяти, объявление непримиримой войны всяческим искажениям военно-исторических событий. Кому как не курсантам и преподавателям вашего ВУНЦА быть на переднем рубеже этой работы?

- В ВУНЦ ВМФ помнят слова Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова: «Мы не вправе забывать тех, кто отдал жизнь за счастье народа. Их пример - школа патриотизма». Курсанты и слушатели следят за состоянием более 300 мемориалов, памятников морякам и памятных знаков, захоронений и могил военно-морских деятелей, приводят их в порядок, проводят церемонии возложения венков и цветов в Калининграде,

Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калужской и Московской областях. «Подшефными» ВУНЦ ВМФ являются 21 ветеран и участник Великой Отечественной войны, а всего поддерживаются тесные связи с более чем 300 ветеранами Военно-Морского Флота и военной службы, которым при необходимости мы всегда готовы оказать помощь. Ветераны - желанные гости и активные участники многих акций и мероприятий ВУНЦ ВМФ, их интеллектуальный, творческий и профессиональный потенциал остается востребованным в ходе воспитания слушателей и курсантов на боевых традициях флота.

Становлению морских офицеров способствуют поддержание традиций отмечать день института, дни специалистов, посвящения в моряки, торжественные вечера чествования и вручения знаков «За дальний поход», встречи с моряками-героями, ветеранами Военно-Морского Флота и военной службы, с выпускниками прошлых лет. Так, 8 апреля текущего года на торжественном заседании в честь годовщины образования Высшего военно-морского инженерного училища выпускники - участники хора «Гардемаринъ» разных лет исполнили Гимн института «Оплот корабельных наук», написанный в 2008 году капитанами 1 ранга Б. Григорьевым и Б. Ивановым на музыку сотрудника ВУНЦ ВМФ Ю. Ремизова.

В настоящее время объявлен конкурс на создание гимна ВУНЦ ВМФ, слушателями и постоянным составом подано более 20 проектов текста. Конкурсной комиссии выпала нелёгкая задача выбрать лучший из них.

- О работе с подрастающим поколением, молодёжью не забываете?

- Конечно, ВУНЦ ВМФ не стоит в стороне и от активной работы с молодёжью. Тесное взаимодействие установлено с 38 средними учебными заведениями, районными и городскими центрами военно-патриотического воспитания

молодёжи, практически во всех созданы отряды «Юнармии». При содействии и на базе структурных подразделений ВУНЦ ВМФ только в текущем году в ряды ВПОД «Юнармия» принято 690 человек из 12 школ. Всего нашими подшефными являются около 3,5 тысяч юнармейцев, объединённых в 36 отрядов, в том числе образованный при Военно-морской академии в 2021 году отряд юнармейских юных корреспондентов.

Военно-морские институты в соответствии с программой военно-патриотического воспитания молодёжи предоставляют возможности своей учебно-материальной базы для работы с допризывной молодёжью и всероссийским движением школьников. В училищах проводятся подготовка парадных расчётов юнармейцев, Ушаковские сборы, смотры строя и песни кадетских классов, в ходе проведения которых курсанты получают командные и воспитательные навыки.

Учитывая региональные особенности, возможности УМБ и активность командования и личного состава, в настоящее время Балтийское ВВМУ фактически стало центром государственно-патриотического воспитания молодёжи Калининградской области.

Считаю хорошим результатом работы с допризывной молодёжью то, что по состоянию на 2020-2021 год в образовательных организациях ВУНЦ ВМФ обучаются 127 курсантов, которые прошли школу воспитания юнармейских отрядов.

- Немалую пользу в воспитательной сфере может оказать и взаимодействие с Русской Православной Церковью...

- Вы правы. В целях развития высокой нравственности у личного состава у нас широко привлекаются возможности Русской Православной Церкви. В военных городках ВУНЦ ВМФ действуют 5 домовых храмов и часовен, три штатных и 4 внештатных помощника начальников военно-учебных заведений по работе с верующими военнослужа-

щими (священнослужителей). Их наиболее распространённой практикой работы по оказанию духовной поддержки личному составу, укреплению правопорядка и воинской дисциплины является внутрихра-мовое общение, разъяснение правил церковной жизни и истории, отправление церковных треб всех категорий личного состава. Богослужебная работа с верующими военнослужащими организована в выходные, праздничные дни и в личное время. Регулярно, по крайней мере 1 раз в месяц, посещают храмы около 20 процентов слушателей и курсантов.

В 2020 году усилиями слушателей и постоянного состава проведены работы по созданию домового храма в комплексе зданий Военно-морской академии на Ушаковской набережной Санкт-Петербурга. 19 октября 2020 года чин освящения этого храма во имя Святого апостола Андрея Первозванного провёл настоятель Кронштадтского Морского собора архимандрит Алексей (Ганьжин) в присутствии главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Евменова.

- Как используются возможности работы в культурно-досуговой сфере для формирования многогранной личности выпускника командованием ВУНЦ ВМФ?

- У нас созданы и активно действуют коллективы художественной самодеятельности курсантов, команды КВН. Поддерживаются творческие связи с учреждениями культуры, расположенными в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Калуге, Калининграде, Москве - в местах дислокации институтов и учебных центров.

Команды КВН Военно-морского института (Морского корпуса Петра Великого) «Морские волки» и Калининградского филиала ВУНЦ ВМФ «Адмиральский час» стали узнаваемыми и желанными гостями в турнирах КВН на призы Министра обороны и главнокомандующего Военно-Морским Флотом,

в кубках официальных региональных лиг «Балтика» и «Невская» международного союза КВН.

Коллективы и солисты художественной самодеятельности активно и успешно принимают участие в фестивалях, конкурсах, концертных программах, организованных Культурным центром Вооружённых Сил Российской Федерации, городскими и областными комитетами по культуре, комитетами по работе с молодёжью Ленинградской и Калужской областей, Ректорским советом ВУЗов Санкт-Петербурга и другими организациями.

Вокальные коллективы «Мы из Корпуса», «Морское братство», «Ангола - сердце моё» неоднократно становились победителями и призёрами Всероссийского фестиваля-конкурса армейской песни «За веру! За Отчизну! За любовь!» в Сочи и Всероссийского фестиваля патриотической песни «Катюша».

В последние годы возрождается традиция создания хоров в институтах. Хоровое пение несёт не только эстетическое воспитание, но и служит средством сплочения воинских коллективов.

После длительного перерыва возобновлены смотры художественной самодеятельности, вызывающие интерес как среди исполнителей в погонах, так и среди слушателей, а возможность посоревноваться и даже победить придаёт этим смотрам популярность.

В рамках последнего из них весной 2021 года офицерские хоровые коллективы исполняли популярные флотские песни. Для многих из них это выступление стало первым «профессиональным» выходом на сцену.

Четвёртый год для военнослужащих и гражданского персонала ВУНЦ ВМФ действует большая и интересная экскурсионная программа по музеям, дворцам и паркам Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Проводятся тематические экскурсии и выездные экскурсии одного дня.

Благодаря тесным связям с комитетами по культуре Санкт-Петербурга и Калининграда, многочисленным непосредственным контактам с военными и городскими учреждениями культуры личный состав ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» имеет возможность организованного посещения театральных спектаклей и концертов по льготным путёвкам в более чем 25 театрах и концертных залах.

С 2015 года на базе Военно-морского института ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в целях усиления военно-патриотической работы восстановлена традиция проведения в ноябре Морского офицерского бала.

Традиция начала оживать сравнительно недавно. Причем, как и в бальных танцах, Россия уникальна в мире тем, что бальное движение стало возрождаться и для детей, и для молодежи, и для взрослых на всех возрастных уровнях. Офицерские балы сегодня - это возрождение российских историко-культурных традиций, преемственность поколений, дань уважения ратному подвигу, торжество этики, воспитанности и благородства.

Балы - это не только исторические традиции российского офицерства, связывающие наше прошлое и настоящее. Это ещё и воспитание у будущих защитников Отечества определённого уровня культуры, нравственности, этикета в отношениях между мужчиной и женщиной.

Как только будут сняты ограничения, обусловленные необходимостью профилактики распространения новой коро-навирусной инфекции, мы сможем возобновить проведение бала. '

Александр ДРОБЫШЕВСКИЙ, Анатолий СТАСОВСКИЙ

Фото из архива ВУНЦ ВМФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.